Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Умная молитва, возможно ли ее постичь простым людям?

24.03.2016 14:38

Умная молитва, возможно ли ее постичь простым людям?

 

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/03/21/21-00.html

 

Монашество. Что или Кто влечет людей к монашеству? Все ли могут быть монахами? И какова жизнь монахов, особенно -  современных?

- Кратенько скажем так, что до Христа монахов не было. Те люди, которые выходили из рода Давидова, должны были  вступать в брак и рожать детей. Для чего? Возможно, в какой-то семье родится Мессия. Конечно, первыми, можно сказать, были пророк Иоанн Креститель он своего рода монах, не вступал в брак,  и Матерь Божия не вступала в брак. Но уже в Новом Завете стали появляться монашеские общины. Но вспомним еще,  когда Господь создал землю, Он  на земле поселил эдемский рай, и там жили Адам и Ева. Так что сейчас можно сказать, что монастыри  - это своего рода эдемский рай на земле. Где есть прекрасная возможность спасти свою душу. Потому что есть три вида особых Богоизбранных. Это юродство -  очень тяжелый крест, когда человек психически и физически здоров, но берет на себя подвиг быть глупым человеком. Есть пустынничество -  когда человек удаляется от мира и совершает подвиги.  А монашество, особенно общежительное -  когда человек может жить в миру. Конечно, в монашество вступают люди, которые полюбили Бога и хотели бы себя пожертвовать Господу. Ради спасения. Ну, сказано: кто сможет вместить - да вместит. И находятся такие  люди, которые по любви к Богу оставляют мир, оставляют родителей, оставляют  все то, что их прельщает в жизни -  и уходят в монастырь. Уходят люди разных  образований, разных возрастов, разных характеров, и все идут в монастырь с одной целью – сделать душу доброй, светлой, святой.

В монастыре такая возможность есть. Почему? Потому что когда человек живет в миру, вроде бы  наладил связь со всеми, а вот в монастыре надо к каждому человеку  приспособиться, к его характеру. И человек, живя в монастыре,  должен сделать душу свою доброй, чистой, святой. То -  есть достигнуть такого состояния, чтобы в душе не было ни гнева, ни гордыни, ни тщеславия, ни самолюбия, ни ревности. Это будет правильный путь. И, конечно, когда человек себя настроил, идя монастырь, что все ему нравится  - и начальство, и пища, и одежда, и послушание  - это будет правильный путь. Правильная жизнь  монаха. А когда человек пришел в монастырь не спасаться, а жить -  он всегда  всем будет недоволен. Он начинает постоянно роптать. Это неправильный путь. Человек, живя в монастыре, должен переносить скорби, болезни, поношения, оскорбления и любое послушание должен принимать как от руки Господней. Потому что случаев больших и малых не бывает. И без воли  Божией ни один волос с головы не падает. Если человек заболел -  значит, такова воля Божия. Если сильно заболел -  это монашеская прописка. Так считается в монастыре. И, конечно, монашеское делание  - это молитва, чтобы он постоянно был в  молитве.  Ну, молитва в чем заключается? Каждый день ходить на службы, а вечером  - вечерние службы, вечерние молитвы и чтение священных книг, особенно Евангелия. Этим человек укрепляется.

Мы на Афоне были. Много ходили. Были уставшие. Нам благочинный говорит: вы придите в 4 часа утра, уже елеопомазание будет. А служба  началась, как только начало темнеть, в 20  часов. В 4 часа утра  действительно -  полиелей, помазание, а потом уже Литургия, и в 8:30 она закончилась. Я помню, Иоанна Богослова была служба.

 Вот что интересно, -   сказал благочинный,  - чтобы привыкнуть к таким длинным службам - надо три года ломать себя. И вот кто новенький послушник -  они ночью не могут стоять. И ломает их, и спать хочется, и дремлют, кто как может. Вот так ломают себя три года. А потом когда уже  входят в силу, благодать Божия помогает и так трудятся, порой до ста лет. И на Афоне считается монах тот, у кого ноги заболели, нарывы появились, потом стала кровь течь, ноги бинтовать, и когда ноги высохнут -  это уже считается афонский монах.

-Человек живет, и все  ему кажется, что у него в жизни нехорошо. Много скорбей, много бедствий. Постоянно какие-то искушения.  И вся жизнь складывается из таких искушений. Как быть, чтобы руки не опустились?

-Да. Когда человек живет вне церкви, когда он нераскаянный, когда не ходит в храм каждую субботу и воскресенье. Свободу дает всем своим страстям. Тогда идут беда за бедой. И с работы увольняют, и начинаются скорби и беды, и на душе тоска, уныние и отчаяние. Причина одна – человек живет вне Бога. Для примера привести – люди на улице, дети играют, потому что солнце, тепло, хорошо. А человек находится в подвальном помещении, где тяжело дышать, все кругом заплесневело, грязь, мусор. Ему говорят: выйди,  посмотри какое солнце, тепло, хорошо! А он отвечает, что ему и здесь хорошо. А сам уже весь больной. И вот  когда человек приходит в церковь и покается,  даст Богу обещание  не грешить -  тогда Господь принимает в Свои объятия. Поскольку я 46 лет исповедую, таких людей было великое множество. И когда они покаялись -  они получили от Бога утешение. Они как бы очнулись.

Когда человек первый раз приходит в храм, он говорит: я никого не убивал, не грабил, я добрый, добро творил, все терпел. А когда коснешься грехов жизни -  там окажется столько всего! Тьма- тьмущая. Поэтому все то, что мы в жизни говорим, делаем или даже мыслим - ничего этого не исчезает, все запечатляется в вечности на все времена. И вот, когда душа выйдет из тела - а мы нераскаянные, и человека окружат бесы на мытарствах и покажут ему все его дела, которые он делал в своей жизни - вот где будет ужас и страх. Как говорят – будешь плакать кровавыми слезами, но времени больше не будет дано для покаяния, для исправления. А пока мы еще во плоти, пока слышим слово Божие -  надо покаяться, принести достойные плоды покаяния. Поэтому и Великий Пост  - это прекрасная возможность для тела и для души покаяться. Чтобы все в жизни все стало хорошо. Чтобы Господь принял нас в Свои объятия. Это мы говорим из опыта. У человека уныние, отчаяние, тревога, душа нераскаянная. Господь не принимает молитву. Она не доходит. Потому что человек не обращается к Нему за помощью. А если мы будем к Богу обращаться: Господи, помоги!  -  он услышит.

Вот нам 70 лет говорили, что Бога нет. А вот в России 1000 лет говорят, что Бог есть. Ты обратись к Богу. Скажи: Господи, здесь одни говорят, что Бог есть, другие -  что Бога нет. Ты есть, помоги мне.  Вразуми меня. Я буду Твоим, всегда с Тобой. Помоги, Господи, придти к Тебе.

-С какой целью совершается пострижение постригаемого без соизволения на это его самого? В истории Российского государства известны такие случаи. Что при этом преследовали?

- При этом преследовали какие угодно цели кроме одной: спасения души. Известны случаи, когда к власти приходил какой-нибудь очередной князь, а своего предшественника либо ослеплял, либо отсылал в монастырь. Насильно ее или его постригали в монашество.  И вроде бы все, человек -  монах. А иногда делали одновременно: и ослепляли, и постригали в монашество. Но к монашеству это никакого отношения не имеет. И обычно такие люди, которых насильно постригали, они на вопросы  постригающего священника – от своего ли произволения, без какого либо принуждения? – отвечали: нет, не от своего, меня принуждают. Их все равно постригали. Это политические вопросы.

-Батюшка, вот вы постриженик Троице -  Сергиевой Лавры. Скажите, на Ваш взгляд, между  монашеством современным и монашеством, которое вы еще застали, разница есть?

-Ну, конечно же, есть. Это же 50 лет уже прошло. Есть. Тогда монахи многие шли спасаться, брали на себя подвиги, принимая монашество. А сейчас есть такой сорт современных – пробиться в епископы. Они тоже принимают монашество – но  ради карьеры. А потом видишь -  все это выходит наружу. И плоды, соответственно. Как Христос сказал: есть пастыри добрые, есть наемники, есть волки в овечьей шкуре. Он шкуру надел -  а клыки видно. Волка всегда видно. Пастырь всех знает по имени и за своих овец идет на смерть. А может быть такой, который душит их. Такие есть. Всегда были и будут.

-Я хожу в храм, мне под 80 лет. Причащаюсь. Вчера причастилась, потом с правнуком посидела, пришла домой, а дед, ему уже за 80, избил меня. Вот как это понимать, кому молиться, что делать?

-Спаси Господи, матушка, тебя не дед избил, а бес избил. Бесы через мужа.  Святитель Иоанн Златоуст говорит: если ты готовишься причащаться -  то приготовь душу в искушение. Перед причастием будет искушение. Если перед ним не было, то после будет. Так что должны быть готовы.

 Великим постом, когда читают 12 Евангелий, люди со свечами стоят, потом все уходят домой. Некоторые вышли, ветер дунул  - и свеча погасла, а некоторые берут эту свечу,   охраняют и несут до дома.  Только хотели лампадочку зажечь, раз -  и погасло. И так бывает.  Так что соединились со Христом, приняли в себя живого Христа, Его Тело и Кровь, получили Благодать, Свет. Вышли из храма, пришли домой -  а бесы ждут. Может быть, другое искушение – украли сумку, ударили.  Тело Христово проникает в наши клетки, а Кровь Христова соединяется с нашей кровью.

-Святой Паисий говорил, что будут вытаскивать по кирпичику из здания церкви, и если монашествующие молчат, епископы молчат -  то кто будет говорить? Вот почему все молчат, что ересь хотят узаконить со святым православием? Сам Патриарх сказал: надо защищать православие. Так почему мы его не защищаем? Почему была Декларация в Шамбези?

- К своему стыду скажу, что за декларация в Шамбези  - я не знаю. И в чем конкретно было ваше обвинение -  мы понять не  смогли. Но, видимо, человека что-то задевает.

-Что задевает?  Молитвы нет. Человек верующий ничего не боится, он знает, что церковью управляет Господь. Некоторые хотели бы сделать мостик из католичества в православие, так и не получилось. Надо знать так, что у нас церковь одна. Господь много церквей не создавал. Так и пишется у апостола Павла. Один  Господь, одна вера и одно крещение. А в настоящее время множество так называемых церквей - так это не церкви. Это конфессии. Еретические. Там Христа нет, там только говорят о Христе. А церковь будет стоять до скончания века, и Бог не оставит нас.

-И к тому же, батюшка, я не соглашусь, что  священство, монашество молчит. Мы вот сегодня же говорим.

Каждый день звучит проповедь, каждый день говорим о православии. Интернет наводнен дискуссиями, открыты магазины с духовной литературой, радиоканалы и телеканалы. Никто не молчит. Какие-то политические моменты, если они нашего спасения не касаются, если они не искажают понятия о нашей святой церкви -  пусть они сами  по себе существуют. Поэтому не согласен, что мы молчим. Мы говорим и говорим постоянно. А самая главная проповедь, которая должна исходить вообще от любого христианина, напомню, что в Священном Писании написано, что мы, христиане  - царственное священство вообще все. Так вот,  самая главная наша проповедь  - это собственное житие по Евангелию. И если мы не живем по Евангелию, а совесть нам подскажет, живем мы или нет, ну что нам тогда нам кого-то обвинять? А мы сами- то как живем? Надо вот так вот рассуждать.

- Знакомая крещена Эммой. Так и записана. Как называть имя на причастии?

-Патриарх благословил имена из других стран так и поминать. И в Румынии, Сербии  - там совсем другие имена. Есть какое-то пересечение с нашими Святцами. Если  нет такой святой -  надо подойти к священнику, чтобы он прочитал молитву: первое наречение имени. Это в Требнике. При крещении дается, записывается в книгу жизни.

-У меня знакомая 4 года назад заболела раком. Лечилась. Сейчас снова обострение. Она к Богу не пришла. Может быть, мне настоять и отвести ее ко Всецарице? Меня Господь исцелил, но меня никто не тянул, душа сама тянулась.

-Можно все средства применить, какие у вас есть. И Евангелие от Марка дать почитать. Какую-то  книжку духовную почитать, чтобы она обратилась к Богу. Объяснить, что есть другой мир. Что Бог нам создал новую землю и новое небо. И надо настроить человека так, что человек здесь временно если не пострадает -  то вечно будет мучиться.  А если здесь страдает и Бога благодарит и не ропщет, никого не обвиняет -  то Господь  простит много грехов.  Надо объяснить, что когда-то мы жили в утробе матери  - это один мир. Родились - другой. И когда наша душа вышла из тела, это как бы вышел младенец из утробы. Мы проникаем в духовный мир. Все это надо рассказать и объяснить.

- Если причастился, а нет радости, как раньше? Есть какая-то тоска. Отчего это бывает? Значит ли, что не раскаялся? Или искушение?

-Может  быть искушение. Может, надо вспомнить какие-то грехи. Может быть, они и есть. А они обязательно есть. То есть человек должен чувствовать, что он недостоин. Мы причащаемся только по милости Божьей. По Его человеколюбию. А так мы недостойны никогда. Надо только Бога благодарить, что Он нас милует.

-Нашему монастырю 25 лет. Эти 25 лет вся монастырская жизнь была у вас перед глазами. Что больше всего  вам запомнилось, что вы отметили?

-Когда меня спрашивают, сколько у вас сестер - я всегда говорю: цыплят по осени считают. Набрать- то можно много. А какой толк? Самое главное мне  запомнилось что? Живя в нашем монастыре, часть людей  искренне каются, остаются в монастыре, Бога благодарят, ходят на службы, за все благодарят. За искушения, за испытания, и остаются верными. А некоторые отчасти пожили немножко  - и ушли. Я предоставляю такую возможность. Говорю им: поживите, посмотрите, сможете ли вы на этом пути устоять до конца? Потому что  оптинские старцы говорят: есть пропасть, через которую каждому человеку надо пройти. Лежит  дощечка. По ней надо пройти. Можно равновесие потерять, можно испугаться, упасть в пропасть. А там крокодилы.  Но всем надо пройти. А рядом мостик. Так где легче  пройти: по этой жердине -  или по мостику? Говорят - по мостику. Так вот монастырская жизнь  - это жизнь по мостику, самое главное  - в монастыре жить и смиряться. И первое - это послушание, целомудрие и нестяжание. Поэтому  и спасение началось в  раю с послушания первых родителей, не жить по своей воле. Когда по своей воле что-то сделаешь -  обязательно выйдет что-то неприятное, нехорошее. Так что надо настроить себя в монастырь  - и благодарить Бога. Я по милости Божьей 50 лет в монастыре. Я благодарю за каждый день, что Господь меня милует. И прошу святых молитв, чтобы до конца это донести. Потому что это крест. Каждому человеку дается. Какой он сам себе выберет.  Одному человеку было показано, его завели в помещение, где он мог выбрать крест. Там много всяких было  - и золотых, и серебряных, и медных, и каменных. Он подскочил  к золотому, хотел взять, но даже не смог оторвать от земли. К серебряному, приподнял -  и так ни один ему не под силу. Подошел один деревянный приподнял и его -  и взял. Так это просто. Христианский крест - это его жизнь. А царский крест – мученики, преподобные.

-Умная молитва, возможно ли ее постичь простым людям?

-Все возможно. Когда есть молитва устная, когда человек читает вслух молитву Иисусову. Потом, когда он трудится, просит Господа, Матерь Божию -  она переходит и в уме начинает твориться. Потом человек много перенес поношений, скорбей, неприятностей и смирился до конца -  тогда эта молитва  может перейти в сердце. То -есть человек спит, а молитва идет. Он уже не устами, он умом читает. А в сердце  молитва. Но это очень долгий и трудный путь. Это оптинские старцы имели такой опыт и передавали друг другу. А сейчас такого опыта нет. Потому что была 70 -летняя бойня атеизма. Сатана уничтожал все святое. Вытравлял сатана все. Ну, теперь эта его работа кончена. Монастыри только приходят в нашу жизнь, только образуются. Еще нет духовной жизни, нет смирения, нет послушания. Много своеволия, дерзости, раздражения, гнева, обиды. Это же все надо пережить! Это болезнь души. Когда человек в транспорте находится -  его толкают со всех сторон, если он больной -  ему больно, а если здоров -  так и ничего. Так и человек духовно больной, ему в обществе очень трудно жить. Кто-то ему сказал одно слово -  он уже надулся, не разговаривает. Это болезнь души. Самое страшное -  когда человек с больной душой переходит в духовный мир. Тогда это все умножается и будет его мучить. Так что надо здесь избавиться от всех страстей.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]