Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Умер человек. Как лучше вещи раздавать, до 40 дней или после? И как быть с ремонтом, можно сразу ремонтировать квартиру или надо подождать?

02.06.2017 10:23

Умер человек. Как лучше вещи раздавать, до 40 дней или после? И как быть с ремонтом, можно сразу ремонтировать квартиру или надо подождать?

Слушвть: http://radonezh.ru/radio/2017/05/16/21-00.html

-Батюшка, скоро день рождения воина Евгения Родионова, которого мы все почитаем, любим, как святого. И он действительно отзывается. Мне вот молодые ребята-воины рассказывали , что в трудные моменты они обращаются к нему как к святому: «Женя, помоги!» - и Женя помогает. -Мы обычно каждый год стараемся в этот день собирать наших военнослужащих и гражданских лиц, и все едут на могилу воина Евгения, чтобы там помолиться, почтить его память и встретиться с его матерью. Но в частях мы к этому дню обычно приурочиваем показ нескольких хороших фильмов о Евгении. И проводим заупокойную литию. Обычно я на плацу говорю слово, если не получается собрать именно в эту дату, то в ближайший воскресный день. Конечно, это для нас величайший пример мужества, героизма. Нам важно ориентироваться на таких героев нашего времени, когда многие нравственные и моральные понятия очень часто размыты, и не у каждого человека в жизни есть правильные духовные ориентиры. А вот воин Евгений Родионов показал, как важно быть твердым, как можно, оказывается, несмотря на юный возраст, быть до конца верным Богу и Родине. Поэтому для нас это и герой и в тоже время, несомненно, человек, который находится у Бога в Его блаженном царстве. И церковная традиция не возбраняет келейно в частной молитве обращаться к людям, которых мы считаем достойными, которые слышат нашу молитву и обращаются к Богу за нас, ходатайствуют за нас. Поэтому в келейной молитве мы можем обращаться к тем, кто еще не прославлен церковью Христовой. И я знаю, что не раз и на Кавказе, и здесь у нас было много таких случаев, когда и военнослужащие, и гражданские люди молились воину Евгению, просили - и неразрешимая проблема решалась. Одно из свидетельств того, что он действительно слышит нас, молится за нас. Сейчас даже вышли некоторые книги, публикации, были видения, не только в России, но и в Сербии, в частности, были подобные такие случаи когда воин Евгений являлся защитником отечества и подавал им благодатную помощь.

-Батюшка, но ведь не только Женя Родионов, у вас же тоже там герой Бабак.

-Олег Бабак - да, наш первый герой в Нагорном Карабахе сдерживал боевиков и спас всех мирных жителей, всех военнослужащих, а сам был убит. Потом было много случаев в 1-ю Чеченскую войну, во вторую, там бой был за село Самашки, и там у нас 40 человек военнослужащих сдерживали огромнейшие полчища боевиков. Они в десятки, если не в сотни раз превышали наших по численности. Но, я думаю, что эти примеры надо, конечно, пропагандировать, чтобы люди могли учиться, знать, на чем учиться, на чем воспитывать молодежь. Это очень важно. Мы стараемся эти примеры использовать при работе в школах, в воинских частях.

Тел.звонок: -Батюшка, не могли бы вы объяснить такой случай, возможно, эта женщина сейчас нас слушает. Было у нее видение, как во мраке все оказалось, и она увидела себя мертвой, лежащей на постели. Вот она переживает, не знает, как к этому относиться.

-Хотя многие духовники считают, что на такие видения не стоит обращать внимания, в тоже время я скажу, что есть и другой взгляд, что в жизни ничего не бывает просто так. Если человек увидел себя в каком-то необычном облике, то надо искать определенные духовные причины. Именно духовные причины. Не бояться того, что будет в скором времени смерть, не бояться того, что какие-то произойдут катаклизмы, катастрофы. Но стараться переосмыслить свое духовное состояние. Вот я приведу пример. Был такой случай, один человек военнослужащий подошел ко мне и показывает в телефоне, сфотографировал, он лежит диване, но лежит как труп: черное лицо и черные руки. Он говорит: лег после службы отдыхать в той комнате, где он жил и рядом положил телефон . И вдруг раз- какой-то щелчок в телефоне, то- есть никого не было а телефон каким-то образом его отобразил, снял, но не как живого , а как будто почерневшее уже тело. И он говорит, что он в это время сначала так испугался, подумал: я, наверное, скоро умру, а потом вдруг подумал, что это просто было отображено его внутреннее состояние. Грехи нераскаянные, не исправленные ошибки, непрощенные обиды, те поступки, которые давно бы надо было исправить. И он стал менять свою жизнь. И то, что раньше его увлекало, какие-то блудные связи, выпивки, компании - все он оставлял. Сумел правильно сориентироваться в этой ситуации. Поэтому, скорее всего, пусть она обратит внимание на свое духовное состояние. Потому что можно быть живым телом даже физически развитым, красивым, хватким, быстрым, а духовно быть омертвевшим. Когда человек не молится, в храм не ходит, не чувствует боль и страдание ближних, думает только о себе, все время сидит у телевизора, переживает непрощенные обиды - все это показывает, что человек духовно омертвевший. Поэтому надо в первую очередь сходить на исповедь. Покаяться в грехах, очистить душу, примириться со всеми теми, с кем она не примирилась. Это будет, конечно, на пользу.

 Еще мне хотелось бы рассказать, чтобы не забыть. У нас был случай в одном месте много лет назад одна женщина подходит и говорит: батюшка, я вот езжу к целительнице, к бабке , назвала район, и вот она мне так помогает и говорит: я хочу и других туда сагитировать. Я начал ей говорить, что это грех, что связь с демонами даже если поможет телесно, то повредит духовно, потому что все это - колдовство чародейство, экстрасенсорика - могут быть названы одним словом: демонизм, сатанизм. Она начала спорить и даже обиделась, что я ей так сказал. Потом она уволилась из того учреждения где она работала. Долго ее не видел. Вдруг она приходит и говорит: такое ощущение, что по комнате ходят кошки, кто-то мурлыкает, кто-то коснется, царапнет. Ну и пошла она к нашей дежурной. А у нас там, на объекте дежурит монахиня. Та говорит: это бесы тебя трогают.

Но та спорит, говорит: бес бы походил два -три дня, а эти уже полгода ходят. И стало ясно, что обращения к экстрасенсам, колдунам, чародеям принесли такие страшные плоды. То- есть, человек обращался и думал, что это безобидно, радовался, что прошел желудок, почки стали нормально работать. Так, а теперь ни сна, ни отдыха, потому что все время страх, что в этой комнате - призраки животных. Конечно, многие впадают в этот грех обращения к колдунам чародеям от невежества. Потому что люди не до конца понимают позицию церкви, учение церкви от своей бездуховности, невоцерковленности. И такой, помню, был пример: соборовал я в храме в Мураново, и смотрю: заходят люди, бабуля пожилая и человек 5-6 зрелого возраста. И тоже записались собороваться. Обычно в конце соборования я начинаю перечислять грехи. Хотя устав не предписывает этого делать специально но для того чтобы человека как-то пробудить показать, что есть в чем каяться. Потому что когда просто перечисляешь человеку - он многие вещи не осознает. Как-то раз человек говорит: вот это было, вот это - как-то для себя определяет. И пришла мне мысль заодно упомянуть заодно и грехи экстрасенсорики, чародейства, магии, гипноза, целительства. Кто это делает, говорю - это великий грех, это обращение к темным силам, к сатане. И вдруг эта пожилая женщина, которая привела с собой других людей, закричала, и кричит, и шумит на весь храм: почему вы не даете делать добрые дела?! Оказалось, это целительница привела своих пациентов на соборование. Для чего?

 Для того, чтобы люди больше доверяли. Ведь обычно колдуны, экстрасенсы, чародеи часто прикрываются молитвой, иконами, говорят о Боге, иногда могут сказать: пойди в храм, исповедуйся, причастись. Но не потому, что они действительно хотят человеку духовного блага, а только для того, чтобы расположить к себе доверчивых людей, потому что если против храма кто пойдет? А так - сходи в храм, а потом будем лечиться, или давай, я тебя отведу на соборование. Получилось, что я раскрыл сущность этой женщины, и поэтому она так шумела и кричала. Так не я запрещаю, Бог запрещает. То, что действует окольными, черными силами. А она кричит - и не остановишь. У меня была помощница пожилая, как-то Бог ее вразумил, как она запела во весь голос: « Верую...»-и эта знахарка и ее пациенты бросились бежать. Все как один. А мы продолжили соборование. Вот такие люди могут говорить о Боге, у них могут висеть иконы, но это все для прикрытия. Апостол говорит, что и сатана принимает вид ангела света. То есть и дьявол может явиться в некоем светлом облике праведных или святых. Поэтому мы должны быть очень внимательны ко всему. Конечно, в первую очередь важно, чтобы была полноценная духовная жизнь, молитва. Исповедь, причастие, все это должно быть регулярным. Многие страдают тем, что раз от раза вроде бы бывают у них позывы к духовной жизни, а потом какое-то время они и вовсе без молитвы живут, без храма. Это неправильно..8. Когда нет постоянства ­­­- действует такая духовная закономерность: благодать начинает отходить от человека, и человек становится более уязвимым перед бесовскими силами. Потом приходит в храм: вот, мне подкинули то, то, то - мне стало плохо. Там одному бросили на порог что-то, он коснулся - у него по телу пошла какая-то короста. Спрашиваю его: «Ты когда последний раз причащался? Давно? И в храме давно был. Так ты не живешь так, чтобы Бог тебя ограждал и поэтому страдаешь от таких вещей». Поэтому очень важно быть бдительным, и я сделал такой еще вывод: есть люди, которые к утренним и вечерним молитвам прибавляют молитвенное обращение к мученикам Киприану и Иустинии, хотя бы своими словами. Или молитву из акафиста, и от такого человека лукавые отстраняются. Бог их отводит . Видимо, заступничество Киприана и Иустинии не дает таким людям приблизиться к тем, кто призывает молитвенную помощь. Там одна приезжала, говорит: там соседка явно занимается чем-то и даже не скрывается, и все время ко мне заходит то подарки, то печенье. И как зайдет - у меня неприятности, то сына избили, то на работе недостача. Еще что-то . Что делать? Я ей: Молись Киприану и Иустинии. И как-то сразу соседка стала реже, реже ходить и отошла.

У нас в храме мы читаем по субботам после литургии этот акафист. В 10 часов.

Хотя многие духовники говорят, что литургия выше всего, это правильно и это несомненно, так и говорят что после литургии уже нежелательно служить молебны, акафисты, потому что литургия - это завершение всего. Но дело в том, что если акафист начинать раньше - просто не все успевают прийти.

 Многие приезжают, и я знаю, что состояние у них выравнивается. И дома читают акафист, стараются. Ну, конечно, самое главное, чтобы человек жил духовной жизнью. Потому что даже если человек акафист читает, но не молится полноценно ни дома, ни в храме, не исповедуется, не причащается - все- таки это не дело. Тоже самое бывает, что человеку плохо, он начинает молиться Киприану и Иустинии, потом стало легче - он вообще отходит от этого дела - это тоже не правильно. Потому что на место одного демона могут семь прийти, говорит Евангелие. Поэтому нужно жить полноценной духовной жизнью. Желательно иметь духовника, хотя бы священника, авторитетного для себя, спрашивать совета, молитвенной помощи просить чтобы в жизни духовно ориентироваться. Евангелием оценивать свои поступки. Это очень важно.

-Батюшка, а у вас в части много инославных?

-Когда какой призыв. Иногда по многу бывает. В позапрошлый призыв были с Ингушетии много людей. Тоже надо было как-то правильно с ними взаимодействие построить . Потому что я сделал вывод, что уже изначально, не зная православной веры, некоторые были настроены не очень доброжелательно. Может быть - воспитание, может быть - пропаганда какая-то. И поэтому нужно было всячески их расположить, чтобы они хотя бы не видели в нас врагов, чтобы в голове у каждого было понимание, что всех нас объединяет Россия , что Господь каждому хочет блага. Каждый человек для Бога дорог. Поэтому у мусульман и у нас бывают такие проблемы мы даже обращались в представительства этих республик и обращались к имамам их, когда некоторые воины, особенно с Кавказа, начинают прикрываться верой для того, чтобы не выполнять бытовые обязанности: постирать, убрать , помочь на кухне, посуду вымыть, постель застелить. Говорит: это женская обязанность, нам вера запрещает. Ну, хорошо, тогда вызываем представителей этих республик, чтобы они могли выступить и сказать, что на самом деле вера не говорит, что убрать постель -это грех. Конечно если, допустим, дома несколько женщин - а человек там выполняет женскую работу, имея необходимость выполнять серьезные мужские работы - может, это не совсем правильно. Но если там, где действительно женщин нет - на каждого солдата пять нянек, это совсем не годится. Так приходится со всеми находить общий язык. Бывают буддисты. Некоторые призывы- калмыки, буряты. Но я скажу. что и с буддистами в основном у нас добрые отношения, но многие неглубоки в своей вере. Больше бывает так: человек говорит : я мусульманин, а начинаем спрашивать а какие там постулаты ислама, а как ты веришь, во что? Он не знает до конца. Просто больше внешнего гонора.

- А наши православные русские мальчики они как-то в вере более стойкие, что ли? Или есть такие, которые атеисты или те, кто никогда не задумывался?

- Атеистов я почти ни разу не видел, фактически. Даже не могу вспомнить чтобы кто-то себя позиционировал как атеист. А нецерковных много, но в тоже время и церковных становится больше. И в то же время в каждой части много новобранцев, ездим, молебны служим, они молятся, крестятся, берут иконки, книги, Евангелие, и меня это очень радует. Потому что не секрет, что идет большая пропаганда против церкви в интернете в прессе и много лжи и клеветы. И казалось бы, неокрепший человек может легко напитаться этого яда. Но все- таки, слава Богу, что эта пропаганда не приносит таких страшных демонических результатов. Я думаю, что в это вкладываются огромные деньги, специально, чтобы разрушить духовную основу нашей Родины. А все таки это не дает таких результатов, на которые так надеются эти силы зла. Все равно все приходят в части служить, и ни одного противника церкви я не видел.

-А меня, батюшка, очень удивило и порадовало, что к вам приезжают и те, кто отслужил. Когда хотят жениться или какие-то у них там семейные проблемы. И даже священники есть!

-Да, есть священники. И вот сейчас некоторые воины пойдут в семинарию. Это для меня большое утешение. Я даже иногда себе не очень хорошо чувствую, а как вспомню, что кто-то хочет пойти по духовной стезе и как –то на душе радостнее.

Тел.звонок: -Вот мы ездим по святым местам и в качестве святынек привозим освященное масло, что делать, если его уже много накопилось дома?

-Ну да, такое бывает. Многие приносят масло в храм, когда масло в избытке, и мы доливаем в сосуды и лампады, когда помазуем людей больных и на помазании всех. Но дома надо чаще его использовать. Каждый день можно помазывать лоб себе крестиком и просить Бога сохранить тебя в течение дня. И многих по опыту я таких людей видел, им легче в течение дня, легче самочувствие, меньше искушений, меньше скандалов. Потом можно помазывать больные места, если что-то болит и надо чаще помазывать. Тоже никогда не забуду, я только начинал служить. Начинался 98 год . была весна, и вот меня приглашают в один дом освятить его. Я его освятил. А когда освящает батюшка дом - то масло благословляется, и помазуются крестики с 4х сторон, чтобы Бог хранил это место. А масло растительное. Я им говорю: вы его используйте, помазуйтесь, в пищу добавляйте. Они: да, да. Но люди нецерковные были и поставили в шкаф. И оно у них загустело. Наступила зима , привозят они из деревни бабулю. Она приехала - а у нее на ногах воспаленные вены, какая-то болезнь. И это обострилось, а она забыла у себя в деревне таблетки, которые обычно пьет, и забыла мазь. И кричит: дайте мне лекарства, не могу спать, вены мучают. Что делать?! И внучка говорит матери: давай дадим ей масло церковное, а скажем, что мазь, она не поймет. И говорят ей: подставляй руку, она подставила - и масло загустевшее ей положили. Она стала растирать ноги и уснула. Утром дети проснулись, а бабуля все спит. Что так долго спит? И к 12 очнулась, одеяло снимает - а вены все пропали, как будто все обновилось. Она: ох, ах. Говорит : дайте мне еще такой мази, раз все вены прошли. Они молчат, потом говорят: мы тебе не мазь дали, а церковное масло. Она говорит: еще дайте. Они говорят: все отдали. Идите те, говорит, еще возьмите. А я как раз принимал школьников из района. Иду, провожаю их к автобусу после экскурсии, смотрю: не идут, а бегут люди и кричат :дайте нам еще масла! А я даже не пойму, какого масла. Потом сказали ,что от освящения дома у них масло было, и вот такое чудо произошло. Поэтому помазуйте чаще места, можно помазывать как на соборовании, аккуратненько. Даже если масло не растительное можно все равно по капельке подливать в пищу. Много, конечно, нельзя, если оно не растительное, а по капельке можно. Используйте . но в крайнем случае, если уж совсем много - можно в храм отнести или доливайте в лампаду. А еще лучше может быть не столько в храм, а раздать знакомым людям, пожилым.

Тел.звонок: -Когда стою на молитве часто отвлекаюсь, какие-то разные посторонние мысли в голове появляются. Как с этим можно бороться?

- Ну, единого совета здесь нет. Я так думаю, из опыта духовников, с кем общался, из опыта святых, надо просто советоваться с людьми духовными. С пастырями. Кто имеет опыт молитвы. И спрашивать, как они достигают того, что на молитве меньше посторонних помыслов, меньше рассеянности. Сказать, что достичь совсем такого бесстрастного состояния молитвы - это конечно, весьма непросто, и, наверное, на это потребуется вся жизнь, а кому-то и жизни не хватит. Потому что мы видим, что даже святые боролись с помыслами во время молитвы, во время общения с Богом. Поэтому такого какого-то скорейшего рецепта нет. Надо над собой работать. Каким образом. Вот, во-первых, все таки, наверное, лучше читать по книге и вникать в смысл слов. Стараться на каждом слове, фразе, предложении, включать свой разум на эти слова, то- есть понимать, что ты читаешь. Не просто машинально. Это первый момент. Второй момент - я от некоторых слышал, что они перед тем, как молиться - они просто встанут и несколько минут постоят молча, чтобы как в море буря улеглась, и чтобы все чувства , эмоции все затихли. Третий момент - некоторым помогло то, что они заранее себя наставили. Человек будет молиться в 9 вечера, а с обеда себя уже настраивается, что будет в 9 молиться. И когда человек настраивает себя, что это важное событие, общение живое с Богом. И тогда уже более сосредоточенно и внимательно к этому относиться. Но еще упомяну о том, что когда молимся - надо просить: Господи, избави меня от помыслов на молитве, помоги мне, Господи, бесстрастно молиться. Ну, и по мере духовного укрепления человек становится более сосредоточенным на молитве. Хотя еще раз скажу, что совсем достичь бесстрастия это не то что невозможно для человека, но очень и очень сложно. Удел святых. И еще помогает молитвенное обращение к святым угодникам, которые были подвижники, творцы Иисусовой молитвы , которые сами достигли бесстрастия на молитве, и их помощь, их молитвенное заступничество помогает нам. Вот такие моменты, на которые следует обратить внимание и работать над собой из раза в раз. Наверное, некоторые люди четко ощущают, что сейчас они будут говорить с Богом, и что этот разговор должен быть осознанный . как бы не представлять себе в глазах Самого Бога. Потому что представлять, видения какие-то иметь опасно для человека. Это может кончиться духовным недугом. А просто стараются ощутить, что они говорят непосредственно к конкретной Личности. Личность, Которая выше всего остального. То есть к Абсолюту, к Самому Богу, понимая что это живая беседа с Богом.

Тел.звонок: -Умер человек. Как лучше вещи раздавать, до 40 дней или после? И как быть с ремонтом, можно сразу ремонтировать квартиру или надо подождать?

-Это частый вопрос. Хотя в народе бытует мнение, что до 40 дней не надо ничего раздавать, это мнение конечно ошибочное. Почему? Потому что церковь учит, что мы, живые, можем помочь нашим умершим. Нашей молитвой частной, молитвой в храме и добрыми делами, милостыней. Особенно важно чтобы эта милостыня совершалась первые 40 дней пока душа проходит мытарства. На 40-ой день определяется участь человека до Страшного суда. Поэтому никакого греха не будет раздать вещи как милостыню. Раздать вещи хорошо другим людям с просьбой, чтобы они за него помолились. Именно в течение этих первых 40 дней.

Так вот, была семья, они раздали вещи - и всем членам семьи приснился один и тот же сон: умерший человек снится и благодарит за милостыню, за доброту, что Бог подал милость. И они поняли, что это на пользу.

Ну а что касается ремонта. Сказать, что нельзя сразу после смерти - это будет неправильно, запрета такого нет специального, но мне кажется, что это будет духовно не совсем тактично. Человек только умер - а мы сразу занимаемся земными заботами. Как-то надо эти 40 дней выдержать и посвятить их не суете, а молитве за умершего. А уж потом определиться с ремонтом. Так будет более правильно с духовной точки зрения.

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]