Перейти к основному содержанию

19:24 28.03.2024

Священник на военных учениях в Китае (Игумен Савва (Молчанов)

20.03.2013 11:20:20

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры. У микрофона игумен Савва Молчанов. Сегодня у нас в студии гость уже известный вам, священник Михаил Васильев, заведующий сектором ВДВ Синодального отдела  по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 

– Добрый вечер, уважаемые радиослушатели!

–  Сегодня у нас очень интересная тема разговора, особенная и я бы даже сказал исключительная из всего ряда других тем, потому что отец Михаил Васильев вместе  с войсками, с частью воздушно–десантных войск был в Китае. Случай просто уникальный. В Китае на учениях,  на совместных учениях наших вооруженных сил и китайских.  И, кроме этого, отец Михаил совсем недавно, и с этим его надо поздравить, окончил курсы повышения квалификации  в Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.  И мы пригласили отца Михаила, он нашел  время, он очень занят, пригласили, чтобы попросить его рассказать о таких интересных и эпохальных событиях без всякого преувеличения, именно так, как об этих учениях и в участии в них священника, так и о том, как учился впервые в Академии Генерального штаба священник Русской Православной церкви и закончил эти курсы , которые заканчивают генералы. Отец Михаил, расскажите, пожалуйста вначале о Китае. У Как это все началось?

– Благословением Святейшего патриарха, я, действительно, я принял участие в составе делегации Вооруженных сил Российской Федерации в совместных российско–китайских учениях "Мирная миссия–2005". Эти учения прошли в провинции Шаньдунь в Китайской Народной Республике.  Учения первые в истории взаимодействия Вооруженных сил России и Китайской Народно–освободительной армии. Учения масштабные, в них  приняли участие около ста тысяч военнослужащих.

– Наших? Да, нет, вообще, да?

– Наших принимало участие в общей сложности, наверное около 10 тысяч, ну а китайцы, соответственно все остальные.  

– Ну,  их больше, да, поэтому. 

– Я сейчас скажу прежде всего о том, что учения , действительно, носили миротворческий характер, и задачи, которые мы отрабатывали в ходе состоявшихся учений, были отнюдь не агрессивны. Мы занимались освобождением захваченных сепаратстами районов на территории вот этой самой провинции Шаньдунь. Конечно, террористы были мифические, но тем не менее угроза наступления сепаратистов, как и угроза нашим государствам извне сохраняется.  Поэтому мы как два стратегических партнера отрабатывали в ходе состоявшихся учений  вот эти самые миротворческие операции по блокированию и уничтожению группировок сепаратистов. 

– Отец Михаил, откуда вы вылетали?

– Мы вылетали из Пскова, из 76–й десантной дивизии. Были и военнослужащие ВДВ, которые принимали участие в учениях. Вот, скромно, 7–ю самолетами военно–транспортной авиации Ил–76 с интервалом в 10–15 минут мы взлетели и также приземлились через 12 часов  в провинции Шаньдунь на берегу  почти Желтого моря.

– Через 12 часов, да?

– Примерно через 12 часов. Можете себе представить, этот был август месяц. Жара доходила до 50 градусов. Влажность 95 процентов. Совершенно другие климатические условия. И, конечно, в этих условиях , практически тропиках,  было трудно акклиматизироваться, но тем не менее , можно сказать, что надо  десантники там проявили себя достойно. Техника не всегда выдерживала, особенно средства радиосвязи. А вот люди выдерживали. И, конечно, можно с уверенностью , подводя итоги учения, но и в качестве одного из участников я , прежде всего, интересовался не техникой, а людьми, что наши десантники оказались реально на очень большой высоте по отношению в нашим китайским коллегам. Хотя  участвовали легендарные, как они считают,  китайские части, то есть гвардейские соединения Китайской Народной армии. Наиболее подготовленные, в частности, знаменитая  Железная дивизия. Ее знают во всем мире. Но, как , впрочем и наших псковских десантников.

–  А с чем можно параллель провести этой Железной дивизии? С чем она сопоставима у нас?

– Она сопоставима у нас?

– Она сопоставима у нас…

– Что с десантниками? С морской пехотой? 

– Она сопоставима у нас с Кантемировской дивизией. То есть, это такая придворная дивизия , которая имеет большие и славные традиции борьбы с японскими оккупантами,  начиная с начала 30–х годов и до победы уже Мао Дзедуна в 45–м.  И вот, соответственно, за это время были большие боевые традиции накоплены.  Но, конечно, это сравнение несколько условно.

– Но у них уровень–то не десантников.

– Дело в том, что в Китайской Народной армии существуют отдельный десантный корпус, который состоит из трех дивизий и входит  организационно в состав сухопутных войск. В отличие от России, где воздушно–десантные войска являются самостоятельным родом войск. В этом разница.

– Там десантники китайские были?

– Китайские десантники также же, как и мы, принимали участие в фазе , как раз воздушного десантирования.

– Ну, как у них уровень?

– Десант высаживался с тем же самых Ил–76, наших, но приобретенных китайцами несколько лет назад. У них есть свои средства десантирования, свои боевые машины десанта. В целом все это на несколько порядков хуже, чем  у нас. Ну. и соответственно, индивидуальная подготовка. подготовка подразделений в целом пока значительно слабее. Хотя при том уровне отношения государства к  армии, при тех огромных средства, которые вкладываются в реформирование Китайской народной армии,  реально вкладываются, можно говорить, что через 10–15 лет Китайская Народно–освободительная армия будет являются одной из самых сильных армий мира.  Больше того, это будет армия значительно более мощная, чем армии всех государств мира, за исключением армии Соединенных Штатов. Мне это больно говорить, но, к сожалению, по всей видимости, это реальность недалекого будущего.  Планы дальнейшего наращивания ии боевой мощи уже утверждены, согласованы, известны даже нам. Поэтому, не вдаваясь в подробности, та трехмиллионная армия Китая, регулярная, которая существует сейчас, получит в  ближайшие пять–семь лет мощнейшие вооружения. Достаточно сказать, что к 2015 году будет у них около 300 самолетов Су–27. По всем остальным  показателям цифры значительно больше.  Поэтому, что, несомненно, единственным путем нашего сотрудничества может быть, действительно, взаимная дружба. Тем паче, что в Китае превалируют антиимпериалистические настроения , Китай до сих пор коммунистическое государство, государство, в котором существует одна руководящая партия  –  коммунистическая партия Китая. Одна идеология. Государство с жесткой централизацией. И. конечно, исторические связи наших государств китайцами признаются. Очень многие из руководителей государства до сих пор знают русский язык. Похвально, что некоторые из военачальников заканчивали наши военные вузы, в частности, Академию Генерального штаба. И сейчас там также учатся десятки китайских офицеров. 

– Десятки, даже, да?

– Можно сказать с уверенностью, что основой школы оперативного искусства Китая, является, конечно же, наша российская военная наука.  Что касается вопросов, связанных с практических взаимодействием, то в Китае существует такая теория стратегического партнерства России и Китая. Как они говоря, мы должны спиной к спине прижавшись, вместе отражать империалистическую угрозу. Мы стратегический тыл для них. Они с симпатией относятся к нам, к нашей стране, к нашим природным ресурсам, которых у них крайне не хватает. К нашим территориям, которые им тоже нравятся.

– К территориям тоже с симпатией относятся.   

–   И к нашему народу, культуру которого  они изучают, признают и относятся с самым серьезным уважением. Хотя для них мы, безусловно, северные варвары, а они джунго  – середина империи, центр мироздания. Очень интересно было смотреть на их карты – карты мира, а в центре Китай. Вот так все это скомпоновано – в центре мира, безусловно, Китай. Они, кстати, живут не по нулевому меридиану, да в Гринвиче, а он проходит у них через Пекин. Вот это вот точка отсчета на их карте. Соответственно, очень много других особенностей. Другого серьезного стратегического партнера у России как Китай в обозримом будущем нет. И  они это понимают, и мы это понимаем.

– Отец Михаил, но этот же партнер…

– Вот в этом заключается искусство политики. Я понял,  отец Савва. 

– Это тот партнер, который хочет занять наши территории.  Он просто без этого не может.

– Это тот партнер, с которым мы вынуждены дружить, потому что в условиях угрозы  как с юга, так с запада,..

– Это понятно.

– …единственная возможность отстоять нам свой суверенитет, единственная возможность сохранить политическую независимость на международной арене, это консолидироваться в военные и военно–политические союзы.  И с помощью этого отражать угрозы агрессивных блоков, в частности, НАТО.

– В Китае высок престиж армии. Много туда людей стремятся?

– Ну конкурс на каждое место солдата срочной службы составляет, примерно, шесть человек на место. Шесть человек, абсолютно здоровых, желающих служить в армии. При этом они получают жалованье около 200 долларов, соответственно, те из них, кто являются молодыми офицерами на начальном этапе.

– Отец Михаил, Китай – коммунистическая страна, значит идеология там атеизм. А кто воспитывает военнослужащих в китайской армии?

– Ну, рассказывая о военнослужащих китайской армии, я скажу честно, что я, с одной стороны, в меньшей степени опираюсь на свой опыт, потому что я был там всего три недели. Хотя мы жили на территории базы военной китайской, то есть не в отеле, и общались с ними ежедневно по самым таким простым бытовым вопросам. Но я общался еще и с нашими коллегами из разных родов и видов вооруженных сил, которые являются большими, чем я специалистами в этой области. И. сохраняя завесу таинственности, я поделюсь теми впечатлениями, которые мне передались от людей более осведомленных. Так вот, в китайской народной освободительной армии до сих пор, конечно, главным отличительным качеством является, как это помягче сказать, собачья преданность солдата своему командиру. Это на любой стадии. То есть, уровень их дисциплины он непредставляем нами, пока не увидишь его буквально. Уровень их жизненных притязаний…

– Полное послушание командиру, да?

– Ну, это просто Восток, понимаете, со всеми его многовековыми традициями. Это совсем другое, чем мы привыкли видеть. Я был на американских, французских, других военных базах. И мне есть, с чем сравнивать. Там хорошая дисциплина. Но, для начала, надо понимать, что там нет понимания христианского о личности. Это отсутствует, в принципе, во многих религиозных системах Востока. Вообще отсутствие понятия личности. Так же, как, впрочем, понятие о добре и зле. Есть понятие полезно – неполезно. А добра и зла там не существует. Это уже другой, религиоведческий аспект. Но этим объясняются многие особенности национальные, в том числе и менталитет военнослужащего. В китайской армии прежде всего, конечно, на первом месте стоит политкомиссар, который всегда на звездочку больше, командира части, который, безусловно, является решающим звеном в системе военного управления. И политкомиссар, соответственно, регламентирует все стороны жизни военнослужащего. Военнослужащие очень непритязательны. Достаточно сказать, что солдатам срочной службы, которые служат, как и у нас, два года, им вообще не полагается по рациону мясо, в принципе. Только грибы, только соя, только еще какие-то заменители. У них нет понятия постельного белья для солдат, они спят на циновках прямо на полу, матраса или кровати. И многие другие стандарты жизни, европейские, они там отсутствуют. Хотя можно сказать, что каждый командир батальона у них по формату имеет джип со спутниковой связью, ну и много другого в техническом оснащении, чего, к сожалению, у нас пока в таком количестве нет. Хотя в целом, подчеркиваю, уровень наших вооруженных сил, со всеми их недостатками, значительно выше, чем китайская армия. При том, что у них на континентальном районе, относящемся к границе с Российской Федерацией, на Дальнем Востоке, находится огромное количество военнослужащих, скажем, наиболее обще. Так или иначе, но армия Китая боеспособна, армия Китая, еще раз говорю, активно реформируется и является наибольшей силой в Юго-Восточной Азии. Военной силой. Поэтому сейчас внутренней политике Китая поставлен как приоритет, наряду с ростом экономии, наряду с реформированием образования, кстати, у них примерно около года назад принято решение об обязательном преподавании в школах конфуцианства. Как этического учения, без религиозной окраски. Это вот аналог наших основ в православной культуре, в коммунистическом Китае уже введен в обязательную программу повсеместно. Нам это пока не снится.

– А вот, отец Михаил, мы тоже переживали коммунистические времена, и люди придерживались внешне атеистического мировоззрения, внутри сохраняя религиозность. А вот вы не заметили среди китайцев, нет ли вот там у них этой черты? Какие проявления религиозности вы встретили среди китайских военнослужащих?

– Конечно. Во-первых, у них в Китае есть пять религий, разрешенных официально государством.

– А можно в армии исповедовать эти религии?

– Нет. Конечно, военнослужащий официально является атеистом, поскольку все руководящее звено офицеров, начиная, думаю, минимум с командира роты, как и у нас в Советском союзе, оно обязательно члены партии. Поэтому они безрелигиозны, но тайных католиков среди военнослужащих офицеров я встречал. Ко мне подходили и говорили об этом, тайные католики. Хотя католицизм, наряду с исламом, конфуцианством, даосизмом и буддизмом – пять религий, подчеркиваю, в Китае официально разрешены. Но все с китайским лицом. То есть главой католической церкви Китая является не папа Римский, а свой епископ, который никакого отношения к Ватикану не имеет и автномно существует внутри Китая. Православие в Китае официально запрещено. И ни одного священника православного среди китайцев нет, поскольку запрещена проповедь православия, и мне самому не приходилось видеть православных китайцев, по крайней мере, открыто. И мое присутствие на этих учениях было, ну примерно, такой эффект имело, как такая информационная бомба. То есть, несколько сотен генералов, несколько тысяч офицеров увидели вообще, что такое православный священник. С крестом, в рясе. Что вообще такая религия существует, что это так открыто, я общался с министром обороны Китая. Общался с руководителями военных округов командующими, и с категорией офицеров младше. Но так или иначе, они вдруг увидели для себя, спрашивали, что это за религия как, что где. То есть для них это было открытие. МЫ развернули там специально разработанный у нас в воздушно-десантных войсках десантируемый полевой храм, полностью, с антиминсами, служением литургии, соответственно, привезли его,  развернули на китайской военной базе и соответственно там отслужили на Преображение, и молились, и освещали плоды. Китайцы нам любезно предоставили специально арбузы и яблоки, мы объяснили им зачем, они сказали – да, да, мы вас очень хорошо понимаем, у нас в Китае тоже круглое – символ счастья. И бесплатно привезли нам море арбузов и яблок. Масса было таких моментов, когда они, видно было, с большим пиететом относились. Например, они мне в первые же дни предоставили индивидуально переводчика, переводчицу, очень симпатичную, джип и, соответственно, водителя, которые, естественно, все были китайскими разведчиками.

– Ну. понятно.

– Мы очень мило познакомились с переводчицей, говорящей по-русски. Я сразу представился – Здравствуйте, я отец Михаил, русский разведчик. Она мне сказала: Здравствуйте, я Соня, китайский разведчик. Поскольку была еще недостаточно опытна, то прокололась сразу. И дальше все время мы общались, уже зная, что находимся, как коллеги, в официальном статусе.

– Интересно, что она поверила вам.

– Все это время, безусловно, все телефонные переговоры с наших сотовых телефонов прослушивались из маленького микроавтобуса, который стоял в ста метрах от корпуса казармы, где мы жили. Проходя, я махал им рукой, говорил «Нахио», здороваясь с ними. И вообще, всячески было видно, что мы привлекаем внимание.

– Отец Михаил, а китайские военнослужащие проявляли большой интерес к православному священнику? Вот вы уже говорили про это, может быть, еще какие-то детали расскажете. 

– Ну, я, во-первых, хотел бы сказать, что, конечно. Чувствуется, что в условиях такого духовного вакуума, пустоты, военнослужащие китайской армии, конечно, живо интересуются всем новым. Они очень интересовались нашими новейшими парашютами. Даже два у нас украли, потом подкинули. Ночью, привезли обратно. Они все время интересовались нашим вооружением, все время интересовались самыми мельчайшими подробностями тактики наших подразделений. Все постоянно фотографировалось и постоянно снималось на видео, любой шаг. Начиная от того, как мы беседуем на газоне. И вот это внимание, неослабное, я чувствовал на себе, конечно, как православный священник постоянно. То есть, достаточно сказать, что все китайские переводчики, знак «равно» разведчики, которые были с нами, они все, по крайней мере по несколько раз беседовали со мной на разные темы. И общие, и личные, кто я, что, откуда, где, как что. Конечно, я с ними разговаривал, прекрасно зная об их профессиональной принадлежности также. Что касается самих китайцев, то можно сказать, что, конечно, им скучно в этом коммунистическом вакууме, поэтому у них сейчас достаточно активно посещаются, китайцами, я был в их местах традиционных культов, и конфуцианских, и даосских монастырях, в этих капищах. Кого-то, может, это смутит, но я, как религиовед по базовому университетскому образованию, для себя нашел подтверждение тем конспектам и книжкам, которые читал о даосизме и конфуцианстве. То есть, мы приходили с переводчицей, и я ей рассказывал, где что находится в даосском монастыре. А она, будучи коммунисткой и ничего не зная, после этого переспрашивала у китайских монахов, и они ей говорили, что да, действительно, здесь гадают на панцире черепахи, а здесь там еще что-то. Мне было очень интересно, я был не уверен в своих по знаниях, но оказалось, что у нас в МГУ действительно готовят очень профессионально в этой области. И китайцы, в свою очередь, узнавали во мне, вот эти вот китайцы, которые внутри монастыря, священника христианского и кричали мне в ответ «аллилуйя» и мило улыбались. Было очень забавно. Я им на это говорил «аминь», они это тоже понимали.

Так или иначе, но, конечно, интерес был постоянный, ко мне очень часто подходили китайцы и через переводчика, – на военных учениях, представьте себе, правительственные трибуны, генералы сидят, минимум полковники старшие, это как наш полковник, только четыре звезды, – просили разрешения, можно ли потрогать чуть-чуть вашу бороду. Настоящая ли она у вас. То есть я под конец уже просто, когда надоело, я просто говорил «нельзя». Они любезно отходили. Постоянно фотографировались, говорили, можно ли сфотографироваться. Один раз подошли и спросили: «Простите, пожалюйста, ви, наверно, козак?». Я говорю: «И казак тоже». Это было очень живо и, знаете, с очень большим пиететом и любезностью. То есть, конечно, никакой даже тени фамильярности, хамства. Это был такой взгляд в прямом смысле и условно снизу вверх. Хотя китайцев рослых очень много. То есть, я видел китайцев, и среди подразделения с которым мы взаимодействовали, воздушно-десантных войск Китая, средний рост, наверное, у нас был меньше, чем у них, совершенно точно. И, конечно, было удивительно…

– Удивительно. Мы так привыкли, что китайцы, это все-таки низкорослые какие-то, такие небольшие и такие все спортсмены.

– Да, в основном они очень худенькие. Но поверьте, я видел такие экземпляры китайцев, что они, я думаю, что вполне достойны самого уважительного отношения. И успехи китайцев в спорте, это очень хорошая иллюстрация, я думаю, к моим словам. Вообще Китай активно готовится к Олимпийским играм. В Пекине сносятся старые районы, в том числе памятники архитектуры. Сносятся массово. Застраиваются небоскребами. Я видел одновременно наверное сто строящихся небоскребов. То есть лес строительных кранов, весь Китай превратился, а Пекин в особенности, в строительную площадку. Причем, они очень специфически относятся к своей национальной культуре. Они сносят памятник, которому тысяча или две тысячи лет, а рядом, удобно проложив автовбан, дорогу в удобном месте отведенном, опять этот памятник воспроизводят, лепят ту же табличку, что этот памятник такого же века там до нашей эры или нашей эры, и туристам рассказывают, что это тот же самый памятник, хотя это, как сейчас говорят, новодел. Но это, говорят, кроме русских никто не отличит, потому что американцам, японцам, которые приезжают, им это все равно. Поэтому они делают, как удобно для инфраструктуры. К сожалению, в советское время у нас тоже были такие печальные примеры. И, конечно, китайцы активно интересуются всем, что связано с западным миром, с западной цивилизацией. Хотя в китайском обществе до сих пор слушают национальную музыку, или, скажем так, попсу с национальным оттенком, тем не менее, они активно изучают европейские языки, прежде всего, конечно английский. Я специально ходил в китайские большие центральные книжные магазины, и вот количество китайцев, где продаются учебники китайско-английского языка, китайско-немецкого, китайско-французского, огромное количество людей. Вообще в Китае сейчас бум образования. Считается, для каждого ребенка необходимо получить высшее образование. Поскольку семьи сейчас в основном малодетные, то в городских, по крайней мере, районах огромное количество деток учатся в вузах и стремятся в эти вузы поступить, огромный очень конкурс. И там, в Китае, сетка часов обучения в средних учебных заведениях, она, конечно, на порядок больше, чем у нас. То есть, мы говорим о каких-то перегрузках, о том, что там сколько-то часов убрать, сколько-то добавить, у них, я не готов сказать конкретно, сколько сетка часов, но я эти данные видел, там перегрузка огромная. То есть, они учатся там чуть не по двенадцать часов в день дети. Изучают несколько иностранных языков уже к концу школы.

Ну, и еще хотел бы отметить о том, что, конечно, основные настроения в Китае – это антияпонские настроения. Вся государственная машина идеологическая построена на том, чтобы противостоять, информационно противостоять, засилью Америки и, прежде всего их сателлита Японии. Нет такой газеты, в которой бы не было антияпонской иллюстрации, такой вот карикатуры, как мы говорим. И везде, во всех теле- и радиопередачах, я вот смотрел специально телевизор, японские и американские, такие вот антияпонские, антиамериканские правильнее будет сказать – всякие сценки, фильмы постоянно идут в эфире. Например, я видел замечательную детскую передачу, рассчитанную на деток дошкольного возраста. Вот представьте себе, мальчик, который в детском садике играет с другими мальчиками в китайской детской группе, и вот там они кто-то плохие. кто-то хорошие, чего-то они там не поделили. Потому они кушают и ложатся спать после обеда. И ему снится сон, что он находится в Китае времен войны с японскими оккупантами. Он и его друзья в форме партизан-китайцев с горы смотрят вниз на отряд японцев, которых играют мальчики из их же группы, но плохие. И во главе их такой толстый маленький мальчик-китаец, такой вот буржуинчик, с которым они дрались, пока еще не заснули. И он предатель и ведет этих японских оккупантов в тыл нашей мирной китайской деревни, и партизаны им устраивают засаду. И вдруг в последний момент выясняется что этот мальчик-буржуин на самом деле практически Матвей Кузьмин. То есть он заводит в болото японских оккупантов и героически вместе с партизанами всех их уничтожает, и правда торжествует. То есть такой вот в каждом кадре японский флаг, который там топчут, потом они рвут и так далее, и так далее. Вот даже на деток начиная с такого возраста. То есть идеологическая машина мощнейшая. И результатом этого является то, что, конечно, ненависть к Соединенным Штатам Америки она в крови у каждого китайца. Так же, как, еще раз повторюсь, уважение к России, которую они, некоторые, считают до сих пор коммунистической. Впрочем, так же, как Белоруссию они считают белой Россией. То есть. Что там вот белогвардейцы у нас, в Белоруссии. Тоже такая специфическая особенность. Очень много вообще интересного в ментальности. А в храм приходили делегации китайских военных, смотрели, всем очень интересовались. Мне даже ради этого пришлось съездить в католический храм и купить «Отче наш», Десять заповедей на китайском языке, специально повесил, вот, говорю, читайте, чтобы было понятно. Соответственно китайцы интересовались, подходили и читали, говорили да, да, что понимают.  

– Католический храм в Пекине?

– Нет, я был в католическом храме в Циндао, приморский город.

– Там много храмов католических?

– Я был только в одном. Но я знаю, что китайцев в этом католическом храме, город небольшой, райцентр, всего семь с половиной миллионов населения, даже не областной центр. И тем не менее, там община католиков, как сказал католический пастор, любезно проведший мне экскурсию по большому костелу начала 20-го века, примерно, он сказал, три с половиной тысячи католиков, семь пасторов, и активно они занимаются миссионерской работой. Это не запрещено законом, но, опять же, очень жестко ограничено. То есть, скажем, они имеют возможность, я думаю, работать только с теми, кто приходит к ним. А вот возможности выйти в воинские коллективы, в школы и так далее у них ограничены. Но и никто не запретит китайцу сейчас. То есть, не нужно думать, что там коммунизм до сих пор со звериным лицом. Он во многом более человечен, чем тот капитализм, который мы строим у нас.

– Но вот так, как мы, в армию католик не придет?

– Безусловно, не придет. Но при этом несомненно, что в ряде вопросов экономическая самостоятельность церкви позволяет им и издавать книги, я видел, и издавать, соответственно, различные материалы, иконы печатать, и так далее, и так далее. То есть, это не запрещено государством. Другой вопрос, что большинство китайцев, они просто торговцы, они безрелигиозны. Они не интересуются и не знают и свою культуру, не то что нашу. То есть это огромное поле для миссионерской деятельности будущих поколений православных миссионеров. Поле там, действительно, непаханое, нива неоранная. Орать и орать.

– У наших радиослушателей не может не возникнуть вопроса – а если они принимают католиков, то откуда такое неприятие православной веры?

– Они принимали католиков, которые приезжали к ним, начиная с португальцев, еще с 17 века. И за эти века только очень маленькая часть китайцев приняли католицизм, и то, в основном, на юге страны. Большая часть вообще ничего не слышала о католической церкви, я уверен. Что касается православия, то духовная миссия в Пекине, которая существовала с 17 века, это было первое посольство иностранного государства на территории Китая – Российская духовная миссия. Которую, как известно, основали албазинцы, пленные казаки из Албазинского острога, которые составляли на протяжении около двухсот лет почетную стражу китайского императора, русские казаки, они, Соответственно, и стали теми, кто первыми нес слово Божие народам Китая и многие тысячи китайцев приняли православие. И во время боксерского восстания так называемого в начале ХХ века около 250 китайцев православных стали священномучениками, были убиты. Множество китайцев в иерейском сане священномучениками, в дьяконском сане, и множество благочестивых мирян. Скажем, нарождающаяся китайская православная интеллигенция. Позже, с приходом туда белоэмигрантов, православная церковь Китая усилилась. Но начавшаяся японская оккупация, затем коммунистический период практически физически уничтожили носителей православия в Китае. И сейчас там осталось, я думаю, что около тысячи православных китайцев, которые на протяжение многих десятилетий, не имея священников, нормальных действующих храмов тайно крестят мирским чином своих деток в православие, молятся, действительно о том, чтобы Господь им послал пастырей и, конечно, состояние, в котором пребывали, наверное римские первые христиане, в таком же состоянии пребывают и христиане в современном Пекине, православные. Поэтому, конечно, всех наших радиослушателей я прошу помолиться о тех безымянных праведниках, которые и претерпевали от коммунистической власти гонения на протяжении десятилетий, и продолжают претерпевать, за веру свою христианскую. И удивительные, конечно, истории мне рассказывали, я сам не был с ними знаком, свидетелем были наши сотрудники посольства, о том благочестии, которое проявляют вот эти немногочисленные христиане, современные нам. Недавно, буквально несколько лет назад, умер последний китайский священник православный из числа  этнических китайцев. Я слышал слова тех, кто с ним общался. Этот батюшка претерпел страшные пытки и издевательства на протяжении нескольких десятков лет, что провел в тюрьме. Он сказал, лучше бы сразу убили. То есть, его жизнь, конечно, была несение креста. И сейчас, я знаю, есть священник из числа китайцев в зарубежной православной церкви, я с ним как-то встречался случайно, лет, наверное, девять-восемь назад во Франции, в Ницце. Он служит в Европе. Других, насколько я знаю, православных нет.

– Отец Михаил, у вас сочетаются практика и теория. Мы в самом начале говорили о том, что вы только что окончили курсы повышения квалификации в Академии Генерального штаба. Пользуясь такой возможностью, расскажите, пожалуйста, о вашей учебе.

– Ну, я думаю, что большинству из наших радиослушателей это неинтересно. Но несколькими словами. Действительно, Я закончил по благословению Его Святейшества факультет переподготовки и квалификации Академии Генерального Штаба, где, собственно, по специальности Команда штабная и оперативно-стратегическая обучался основам оперативного искусства, стратегии, занимался проблемами информационного противоборства и психологической борьбы. В той части, в которой это необходимо руководящему составу Вооруженных Сил Российской Федерации для того, чтобы заниматься вопросами координации деятельности нарождающегося в России военного духовенства. Ну, пожалуй, наверное, этого достаточно.

– Ну, с этой учебой связаны одни секреты. Вы сейчас за границу не можете выезжать, да?

– Мне хватает необъятных просторов нашей России, для того, чтобы редкие минуты отдыха проводить в кругу семьи. А все остальное – Родине и Богу.

– Конечно, хотелось бы, чтобы  побольше Вы рассказали об Академии Генерального штаба. Ну, что ж поделаешь, если определенный уровень секретности, он существует по вполне понятным профессиональным причинам.

Спасибо, отец Михаил. Очень интересно.

– Спаси, Господи. Божья помощь, вам, дорогие радиослушателей.

– Очень интересно. Так бы про Китай разговаривать и разговаривать еще.

– Спасибо. Вы всегда на Радонеже желанный гость.

– Спаси, Господи, отец Савва.

– До свидания, братья и сестры, просим ваших молитв.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+