Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

С какого возраста можно начинать говорить с ребенком о грехах?

15.02.2017 14:27

С какого возраста можно начинать говорить с ребенком о грехах?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/01/14/21- 00.html

- Я старалась соблюдать Рождественский пост, но в конце его пошли неудачи ссоры, раздражение усталость от всего. Понимаю, что это искушение. Только почему - то они настолько продолжительны, что не хватает сил ни на молитву, ни на терпение. Никакой радости от поста. Разве Богу нужен такой безрадостный пост? И что делать, если нет радости?

Протоиерей Дмитрий Смирнов: - Понимаете, какое дело? Радость - это не цель. Радость - это плод. Поэтому, если человек думает, что цель поста - это радость, то он на неверном пути. И дьяволу очень легко совратить человека. Чего он, собственно, и достиг. Цель поста - воздержание. А уже человек, который вкусил воздержание - он может вкусить радость. Как некоторую награду от Бога.

- Ну, вот человек весь пост воздерживался, старался - и под конец на него напали всякие искушения. Ну что ж, это как бы естественно. Радуйтесь, братья, когда впадаете в различные искушения. Нам апостол Иаков об этом говорит, мы эти слова пропускаем или нет. То - есть искушения - это говорит о том, что мы на верном пути. Пост - это подготовка к экзамену, который человек должен сдать в конце поста. Хорошо понимать, что это искушение, но этого недостаточно.

- А чего человеку не хватило, чтобы ощутить радость от праздника?

- Что значит ощутить радость от праздника? Цель не это. А угодить Богу.

- То есть если человек провел время поста как угодно Богу, то радость придет без всякого поиска ее.

- Да. Абсолютно. Так спокойно, не бурно, не навязчиво. Не надо это как- то выжимать, что- то в себе будоражить. Педали нажимать. Это ни к чему не приведет. Цель христианства - это не добиться каких- то ощущений. Сегодня говорил с одной молодой женщиной, она делилась: вот, я не испытываю таких чувств любви к матери, как испытываю к мужу. И я говорю: ну, человек может к радио «Радонеж» испытывать большие чувства, чем к пиву – ну, и что тут такого? Надо что, обязательно все уравнивать? То мать - то муж. Потом - с тех пор, как замуж вышла, мать - это уже второй план. А главное - муж. И это естественно. Новая семья, молодая. А человек, особенно лучшая часть человечества, женская, все хочет чувств. Но любовь- то - она не в чувствах. Чувства - это как бы украшение. Любовь - это свойство. Сколько хочу от мамы потерпеть, сколько хочу маме послужить. Сколько я могу маму потерпеть. Ведь родители принадлежат другому поколению, и от них очень много приходится потерпеть. Вот если есть терпение - то есть любовь, а не чувства. Кому они нужны, эти чувства?

- Самому человеку.

- Но это неправильная оценка того, что происходит. Господь не требует от нас чувств. Он говорит через апостола: у вас должны быть те же чувства, как и во Христе Иисусе Господе нашем. А что, сердце Господне было раздираемо какими - то пламенным чувствами? Где мы это видим? Нигде. Он всегда был спокоен, рассудителен, порою резок. Никаких вот этих чувств, которые описывает Иван Сергеевич Тургенев.

- В одном месте есть, когда Ему сказали о смерти Лазаря - Он плакал.

- Но все равно. А чувства, когда Он выгонял торгующих из храма? Нельзя сказать, что Он не был обуреваем некоторыми чувствами. Он прослезился, но Он же не рвал на себе волосы, не бил себя в грудь, не говорил: Я никогда уже теперь не успокоюсь. Он не говорил: Мне жизнь не мила. Он не говорил, что жизнь Моя потеряла смысл, как обычно люди говорят. Некоторые так и заявляют: смысла в моей жизни больше нет. Я вся была в детях, как Господь их забрал - всё, у меня жизнь кончилась. Вот обычный текст безбожного человека. Безбожного в смысле христианства. Так, в какого- то странного бога он, конечно, верует. Но вот только и всего. Ну, я даже не знаю, откуда это берется. Что человек - христианин, посещающий храм, другого глагола не могу употребить. Но вот как- то в храме он так и не услышал ничего. Одна, правда, молодая девушка в храме меня порадовала. Она прочитала пока только одно Евангелие. И вот она такая умненькая, столько всего сразу поняла. Я первый раз видел такое. Был потрясен. То - есть как? Чувство возникло у меня очень хорошее.

- Как исполнять заповедь – чти отца и мать твою? Дело в том, что если бы я свою маму слушала - я бы и к православию не пришла. Это больной вопрос для меня.

- Ну как? Тут все просто. Чтить это значит с почтением. Это два слова одного корня. Если человек понимает, что такое «с почтением» - надо почитать возраст и почитать те труды, которые родители понесли, взращивая нас.

- Я замужем. Нам под 30. Моя мать звонит нам на домашний и мобильные телефоны по несколько раз в день. Все выспрашивает. Во сколько встали, легли, куда ходили, что делали, дома или нет, если не дома - то где? Если ответ не устраивает, читает нотации, поучает. Не берем трубку - требует объяснения на каждый пропущенный звонок. Уже трясет от ее звонков. Муж вежливо попросил созваниваться раз в неделю, если нет ничего срочного. На что мать ответила: либо я общаюсь, как хочу, либо вычеркиваю таких людей из жизни.

- Надо выбрать второй вариант.

- То - есть позволить ей вычеркнуть?

- Ну, конечно. Зачем человеку мучиться? Два человека, муж и жена живут в любви, но это просто невозможны такие условия. Это же шантаж. А он лечится только одним образом. Ни в коем случае ни на йоту не исполнять то, что шантажист требует. Будь то мать родная или кто- нибудь. Муж говорит: спокойно - это правильно. Сделать номер беззвучный. Смотришь - маменька, есть настроение - взяла трубку, 5 мин времени можно. А так - зачем свою жизнь превращать в ад в угоду человеку, которому, может быть, одиноко или еще что- то? Тем более - советская женщина в силу того, что она не родила 8- 9 детей, как ей положено, имеет огромную мощь нерастраченных материнских чувств. Так бы она интересовалась как Ваня, как Маня, и так далее. А так все на одного. Это цунами под названием «советская женщина» ни один человек выдержать не может. Но разговаривать надо почтительно, чтобы не в чем нельзя было упрекнуть.

Почтение - это не значит выполнение всех прихотей. Мол, я тебя родила, я столько сил в тебя вложила, а ты теперь ко мне с такой неблагодарностью.

- Истинная правда, у меня очень большая к тебе благодарность. Очень большая. Если ты не веришь - это опять твое дело.

- Вот, если тяжело тяжело болеешь - молитва совершенно уходит. Только, стиснув зубы, терпишь. Что делать? Молитвы нет. Ощущения присутствия Божьего нет, куда деваться?

- Ну как? Впасть в отчаяние можно. Взял - впал. Вы рассказали такую ситуацию, как будто нет выхода. Раз нет - так я - то тут причем? Если нет выхода - то куда деваться, деваться - то некуда. Тем более заранее сказано – молитвы нет. То есть сказать одно слово – Господи, нет сил. Но ничего, можно же стонать, обращаясь мысленно к Богу, ничего не говоря. Все нет. Молитвы нет, веры тоже нет, нет веры в то, что Бог знает, что ты болен.

- На вдохе сказать – Господи, а на выдохе – помоги.

- Нет, и все. Что можно ответить. На нет и суда нет. Подождем, когда человек выздоровеет. Вот сейчас голос - то бодрый. Все есть. Значит, бывают моменты облегчения до следующего приступа обострения злосчастной болезни.

- Отец Дмитрий, с какого возраста можно начинать говорить с ребенком о грехах?

- С 2х лет. Открывать его поступки. Ну, если он, например, берет чашку и бросает ее об пол. Сказать: это нехорошо. Это грех.

 - Батюшка, еще один крик души. – единственный сын 28 лет, наркоман с 9- летним стажем вынес из дома все. Ворует постоянно. Лечиться не хочет, прошла с ним все круги ада. Просила, умоляла, убеждала, искала, ловила, возила в различные центры к наркологам. Все бесполезно. Отказала в доме. Живет периодически у бабушки. Периодически приходит, устраивает дебоши. Последнее время все чаще начинаю думать, что ничего не смогу исправить, бесполезно. Надо просто отойти в сторону и ждать конца. Смертельно устала. Не могу не только ничего просить, но и делать. Скажите, это грех? Ведь начинаю желать смерти собственному сыну.

- Нет, желать надо не смерти. Желать надо прозрения и покаяния. Зачем же смерти желать? В этом нет правды. А устраниться вполне можно. Двойную сейфовую дверь поставить, или есть еще вариант: переехать на другую квартиру. Чтобы он не знал адреса. И фамилию можно сменить. Ну, все что угодно. Можно с опытными милиционерами посоветоваться: вот, у меня такая ситуация, мне надо, чтобы он меня не нашел. Что посоветуете?

Свою квартиру сдал - другую снял. И все. И живешь себе припеваючи вдалеке от тех маршрутов, где он может проезжать.

- То есть, это полный развод.

- Да. И храм, молитва. Ну что, взрослый человек. Сам знает. Он все знает, просто он выбрал себе такой жизненный путь. Жалко, что столько времени зря потрачено.

- Была какая- то надежда.

- Ну, зачем? Нужно убивать эту надежду.

- А как матери не бороться за своего гибнущего сына?

- Это бессмысленно. Убеждать наркомана, чтобы он не наркоманил. И более простые вещи на взрослых людей не действуют.

- То есть убеждать, чтобы не пил, не кололся?

- Это абсолютно бесполезно.

- Придет время, если захочет - всегда у нас есть наркологические службы. Они могут предложить разные варианты, с которыми человек может сам прийти к исцелению.

- Человек начинает себя корить, что мог бы помочь.

- Человек в 90% случаев действует совершенно неправильно. Ну что ж здесь сделаешь? Ну, корить. Корить - это неправильно.

Ничего особенного не требуется. Не можешь перекреститься рукой правой - перекрестись левой. Не можешь левой - перекрестись одной головой, не можешь головой - перекрестись глазами. Глаза вверх, вниз, налево, направо.

- Батюшка, помогите разобраться с вопросом о ложных чудесах. Могут ли такие чудеса происходить в алтаре храма, в самом храме? Могут ли мироточить иконы, как ложное чудо?

- Да… когда мироточит икона - это самое обычное для церкви, нормальное явление. Это, конечно, явление не очень обычное, но вот у меня был родственник, у него болела голова, у него были дикие мигрени. Над его кроватью висела их семейная икона святителя Николая. Однажды он лежал, взгляд его упал на икону, он протянул руку и говорит: ну, хоть ты мне помоги. И на следующий день кто-то ему нашел хорошего врача, и тот ему прописал недельную терапию, и все у него прошло. Он меня спросил, как я это объясню? Вот человек своим словами, но все - таки помолился и получил доктора. Ну, что здесь объяснять? Самое обычное чудо. Этот врач как с неба упал.

- Но людям свойственно сомневаться.

- Ну, и на здоровье. Если уж апостолы сомневались, когда пришли ко гробу Спасителя - что с нас, окаянных, спрашивать? Самое обычное дело, один сомневается, другой уверовал, третий молится, четвертый не молится. Все хотят, чтобы все было безукоризненно, как по рельсам. Но ведь и паровозы, бывает, по рельсам идут не в ту сторону. Кто- то стрелки перевел, или не включил, или скорость на повороте забыл убавить. И летит поезд, ломая рельсы. Ну, так и что?

- Приходится чинить. Вот, люди к нам с вопросом: как чинить?

- Да что тут, Господи, помилуй?

- Я осознаю свою талантливость, которую дал мне Господь. Считаю себя более профессиональной в нашей организации, чем коллеги. Является ли наличие такой идеи грехом?

- На это расскажу притчу. Еду однажды в трамвае - и входит парень, которого я хорошо помню, из параллельного класса. И говорит мне – Мить, я вот слышал, ты как- то профессию сменил? Я говорю: да. Он говорит: а вам там, в патриархии, умные люди не нужны? Я говорю: умные люди везде нужны. Но нигде не нужны люди, считающие себя шибко умными.

Одно дело - когда человек уже есть состоявшаяся звезда. Ну, что тебе? Отель 5 звезд - пожалуйста, что тебе фиолетовый лимузин? - пожалуйста. Длиной в 50 метров - пожалуйста. Он знает, что с него в ответ можно заработать еще больше. Вот. А так просто, в какой- то фирме считает себя талантливой. Ну, скромнее надо быть, и, как говорится, люди к тебе потянутся.

А когда Я, Я, Я, даже если талантливый человек - это выглядит очень противно. Почему? Потому что у нас 1000 лет церковь воспитывала людей в смирении. В кротости, скромности, терпении.

- Но современные тренинги, которые проводятся в коллективе - они о другом.

- Так они американские. Если ты хочешь стать американцем – ну, с помощью тренингов что- то можно в себе сместить в психологии. Но остальные русские люди как тебя будут воспринимать? Ну, пришел какой- то пластмассовый американец, лыбится неестественно, и т.д.

- Хочу спросить: вот, Христос на иконах представлен однотипно, а вот образ Богородицы выглядит совсем по - разному, это меня смущает. Не понимаю, как ее представлять.

- А и понимать нечего. И представлять ничего не надо. Правило знаете какое? Подошел к иконе, перекрестился, закрыл глаза, молюсь. А представлять - нет, это к области православной аскетики не относится.

- Но люди любят прийти в храм, обойти все иконы, у каждой постоять.

- Ну, мало ли что любят. А маленькие дети любят в храме орать, потому что им нравится эхо. Вот сегодня паренек один в южном пределе: а. и эхо ему: а-а-а. И так всю проповедь. А папа глядит и утешается, что дитя с амвона слово не дает сказать. Каждый делает, что хочет.

По-христиански полагается вести себя так, чтобы никому не мешать. Это христианское искусство. Учтивость. Остальное не учтиво и не по-христиански. А когда зашкаливает - это называется уже хамство.

- Живу с молодым человеком, мы не расписаны. На исповеди батюшка мне сказал, что причащаться можно мне после того, как вступлю в законный брак. Нехотя исповедовал меня. Так ли это действительно, и что об этом говорит Библия?

- Библия говорит два слова: не прелюбодействуй. До Христа такую женщину выводили на площадь, и каждый проходящий кидал в нее камень. Пока вся толпа не забьет ее на смерть. Вот Библия об этом говорит. В Новом Завете не так. Отлучали лет на 15 от причастия. Если женщина переставала жить с молодым человеком, то она стояла в притворе. Не пускали в храм в течение 10 лет. Не о каком причастии речи не шло. Поэтому то, что священник сказал - соответствует законам Церкви.

- В течение 10 лет хожу в храм не потому, что люблю Богослужения, а потому, что люблю Бога, и Он это заповедовал. Не получается полюбить службы. Люблю только Евхаристию. И из-за этого очень переживаю. Что посоветуете?

- Посоветую изучать Богослужение. Ну, только так, спокойно. Потому что это настолько прекрасный мир, и можно так увлечься, что забудешь обо всем на свете. Это зафиксированная в письменной форме молитвенная красота. Потому что в воскресный день так, а в субботний эдак, и всякие разные сочетания. Красота непомерная. Поэтому, если это изучить - это не полюбить нельзя. Ведь как? Человек говорит: математика - ерунда. Почему? Потому что он не понимает красоты. И так всегда. Говорят: поэзия - это муть. У меня от поэзии ничего не рождается. Музыка - скучнейший из шумов. Так можно ко всему относиться. К чему угодно. Если человек не понимает живописи или языка Богослужения, не славянский язык, а саму эту красоту, которая запечатлена в этом удивительном столетнем церковном искусстве.

- Ну, человек 20 лет ходит - и не полюбил.

- 20 лет - это еще мало. И потом, некоторые люди всю жизнь ходят в оперу. Кто б ни пел - они все хлопают. Не дают ощутить послевкусие звука.

- У меня почти нет стыда перед Богом. Вообще, стыд откуда рождается, и как он приобретается, если его нет?

- У человека пять свойств, которые даны Богом. Которые его отделяют от всего животного мира. Разум, слово, религия, брак, стыд, совесть. По мере утраты чего-то из этого человек превращается в животное. Если нет стыда, только одного стыда-то, значит, человек сделал один шаг навстречу к зверью. Человек рождается со стыдом, с браком. Это нужно целенаправленно разрушать.

- Но если человек утерял чувство стыда или совести...

- Восстановить это чрезвычайно сложно. Нужно очень долго молиться и поститься. Со слезами молясь Богу, чтобы Господь это вернул. Нужно молиться не один десяток лет.

- Ну, как Мария Египетская.

- Может быть.

Тел. звонок:

- Бывает так, что молитва из тебя как бы истекает, не от ума, а от сердца, а бывает так, что становишься на молитву - и лезут в голову всевозможные мирские дела. Я хотел вас спросить, как правильно – останавливать молитву, ждать, когда придет то состояние - или продолжать молитву с тем, чтобы вернулось то, что отошло. Как вы можете посоветовать?

- Ну, могу посоветовать продолжать молиться, несмотря ни на что. Это сравнимо с тем, когда человеку нужно куда- то дойти из пункта А в пункт В. Бывает, он выходит из дома, температура +19, сухо, хорошо, и он идет быстро и легко. А бывает встречный ветер, снег с дождем, скользкая дорожка, но идти - то надо. Поэтому если хотите дойти - надо все равно идти.

- Кажется, что молитва просто не дается Богом. Человек старается, но…

- Молитва вообще, по святоотеческому учению, это всегда дар Божий. И в первой части своего выступления наш товарищ говорил: молитва - дар благодати Божьей. Самодвижущаяся молитва. Сам Дух Святый в человеке молится. Это идеальный вариант. Ну, он может в любой момент отойти, и нужно самому.

- Помогите, пожалуйста, советом. Меня 4 месяца назад бросил парень. Мне 29, ему 32. Познакомились для создания семьи. Серьезный парень, ходит в церковь. Оба считали, что главное - это духовное единство. Через 7 месяцев после знакомства совершили грех блуда. Я была уверенна, что он будет моим мужем, иначе никогда бы на это не пошла. Через полгода он меня бросает. Я чувствую себя преданной, униженной, растоптанной. Прежде всего - из-за греха. Я сама себе противна. Подскажите, как мне быть сейчас? Может быть, забыть гордость и пытаться его вернуть?

- Интересно, как это можно забыть гордость? Ничего с этим не выйдет. Нужно идти на исповедь, принести покаяние и больше таких опытов не делать, которые разрушают все на свете. Потому что то чувство, которое сделалось у вас после греха, родилось и у него. Грех имеет такое свойство разрушать отношения.

- Окончили школу приемных родителей, оформили документы для усыновления и столкнулись с тем, что детей - сирот нет. Вернее, база данных предлагает только детей с серьезными ограничениями здоровья. А мы были настроены, в силу разных причин и собственных ограничений, на детей примерно до 2-х лет без серьезных заболеваний. А таких детей действительно не осталось, или не там ищем? Подскажите, в чем наша ошибка?

- Нет, ни в чем. Очень многих детей без патологий разобрали. Но некоторые едут дальше, в другие области. До Дальнего Востока добираются.

- Батюшка, а вот взять сироту с серьезными заболеваниями, что нужно для решимости на это?

- Ну, только любовь к Богу и к человеку.

- Часто берешь на себя уход за инвалидом - а твоя жизнь с других сторон улучшается сама.

- Конечно, потому что сам человек облагораживается от этого подвига. А это движение к Царству Божьему. Именно подвиг ради Христа. А здесь себе. Мотив похуже.

- Я работаю психологом, в процессе консультации приходится оценивать поступки и мысли людей. Не является ли это нарушением заповеди Божьей: «не судите»? И вообще, не является ли моя профессия грехом?

- Ну, почему можно же оценивать поступок и не осуждать человека. Что здесь такого сложного? Святые отцы учили отделять человека от его поступка. Одно дело сказать: ты человек наимерзейший, а другое дело – твой поступок мерзок. Это же разница.

- Мы, когда говорим человеку о поступке - мы его тем самым не судим? Самого человека?

- Нет. Особенно, если помним, что мы совершали и похуже. «Вразумляйте в духе кротости» - написано в Апостоле. То есть нам разрешено вразумлять в духе кротости.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]