Перейти к основному содержанию

00:38 24.04.2024

Рядом со мной церковь, а там служат иногда Литургию вечером и с причащением. Что это? Новшество или старое забытое что-то?

26.03.2018 07:46:52

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/03/09/21-00.html

Вопрос: - Иоанн Креститель крестил за три года до того, как Христос был распят. А почему его называют Крестителем, на иконах изображают с крестом, ведь еще Христос не был распят в то время? Как понимать, почему он Креститель, и почему он крестил?

о. Федор:  - То, что его изображают с крестом - символ мученичества. Всех мучеников изображают с крестами, потому что они подобны Христу в Его земном пути. Как говорил апостол Павел: «нам дано не только веровать, но и страдать за Него»,  имея в виду наше подражание Христу. «Я сораспялся Христу. Мне нечем гордиться, только крестом Христовым, которым я распят миру, мир распят мне». А почему он называется Крестителем? Наше слово «крестить» - это «погружать» по-гречески, не совсем корректный перевод. Выходит, Иоанн – «погружатель», если точно переводить. Он выполнил ветхозаветный обряд. Понятно, что мы люди, состоящие из духа и тела. У нас есть тело, потому некоторые действия для нас символизируются телесно. Совершено понятно, что если грех -  это скверна, это грязь для души, то омыть грех может только Божья благодать. Но символизировать это действие вполне может любая процедура, которая сопровождается омовением тела от грязи и пыли. Она и  будет символизировать покаяние души. Поэтому он так  и принимал покаяние людей,  погружая их в воды Иордана.

Вопрос: - Прочитал послание апостола Иакова, 1 глава: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения». И я в тот же день испытал искушение, но не только великой радости не почувствовал, но тревожность. Молитва пропала. И ещё вопрос: в это время 20 лет назад я причащал отца, он был смертельно болен, я встал - проспал, но все равно стал молиться, а обычно молюсь минут 25, и вот по окончании посмотрел на часы – половина восьмого на всех часах. Не могу понять, что это было.

о. Федор: - Это похоже на чудо, конечно. Вспомню рассказ усопшего уже давно архиепископа Алексея Фролова. Когда он был еще преподавателем в семинарии, он пересказывал историю о служителе, прошедшем лагеря. Имени не помню. И тот после долгих лет заключения не мог вернуться в Москву, а служил далеко, на Урале. Это шли 60е годы. Его попросили причастить человека из другого села. Он садится в автобус, едет, начинается пурга, автобус сбивается с пути, теряет дорогу, ничего не видно, глохнет, его заметает снегом. Водитель говорит, что они здесь погибнут. Увидели огни, пошли, думая, что там деревня. И все через пургу, выбиваясь из сил, идут. Доходят, стучатся в какой-то дом, всех принимают, обогревают. И вот этот священник, одетый в гражданское, но с дароносицей на груди, заходит в дом и видит: лежит старушка, понимает, что она при смерти, но в ясном уме. А она понимает почему-то, что он священник и просит его причастить ее. Она молилась об этом. Оказалось, что она монахиня, тоже после ссылки. В этой деревне храма нет, послать было некого, и чтобы не умереть без причастия, она молилась о том, чтобы Господь послал туда священника. И Господь все сделал, чтобы священник пришел именно к ней. Он ее причастил, и она тихо отошла. Поэтому ради того, чтобы Ваш отец причастился -  любое чудо могло произойти. А то, что касается слов апостола Иакова об искушении - слово «искушение» переводится по-разному, один из смыслов - это «испытание». И апостол говорит о том, что нам нужно радоваться, если посылаются испытания. Но это очень тяжело. Я по себе знаю, мы все это знаем. Испытание это по-латыни экзамен. Это признак того, что Господь готов перевести тебя в следующий класс, выше. Тебя испытывают, как ты усвоил программу предыдущего, тихого, спокойного учебного года. Тебе дается испытание. Если ты его выдержишь -  Господь тебя дальше поведет в Свое Царство. Именно поэтому наличие испытаний и есть радостный признак того, что ты движешься в правильном направлении.

Вопрос: - Тысячелетнее Царство - что это за период?

о. Федор:  - Очень сложно сказать. Есть много толкований. Но мне кажется, что те святые отцы, которые говорили о том, что это царство Церкви в истории, были правы. Учение хилиазма о том, что будет царство тысячелетнее, которое внешне будет отвечать этим признакам - оно церковью не принято. А сама Церковь на земле и есть, образно говоря, в тысячу лет. И в рамках Библейского и Новозаветного языка это очень понятно. Мы, например, говорим: «век Екатерины», но она же не сто лет царствовала! Или: «век мобильных телефонов» -  а он еще не прошел. Вот поэтому тысячу лет - это образное выражение. Это период, когда Церкви дано действовать в мире, спасать людей, открывать им Царство Божие, пришедшее в силе, как говорит Христос, торжествующeе, правду, присутствие Бога. Мне кажется, что речь об этом.

Вопрос: - Известно, что в храм ходят не только православные, но и колдуны, экстрасенсы. Знаю, что некоторые прихожане смущаются, боятся, что вдруг колдун во время службы что-то наколдует. Как успокоить таких людей?

о. Федор:  - Преподобный Силуан Афонский говорил о том, что бес настолько силен, что может одним коготком сковырнуть мир. Но Бог ему никогда не попустит этого сделать. И мы с вами спокойны и уверены, что тем более в храме Божьем никакая нечисть на нас не может подействовать, потому что мы защищены силою Христовой. Если мы живем с молитвой, если уповаем на силу не свою, но Божию, если мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то мы недоступны для действия каких-то темных сил, действующих через этих людей. Если мы коснеем во грехах, не причащаемся- то души наши открыты для этого воздействия, но для проникновения внутрь человека есть две двери: страх и интерес. Страха быть не должно, потому что нас защищает Христос. А интерес, к сожалению, сейчас очень сильно культивируется, особенно в теле-культуре. И люди когда начинают интересоваться этой темой -  они открывают свою душу, чтобы туда можно было влезть и там хозяйничать.  Вот это страшно. Хотя есть и более страшные вещи. Это фильмы ужасов, которые сейчас показывают. Есть люди, которые смотрят и не могут оторваться. Это на них действует,  как наркотик. Эти адские образы, которые, как я уверен, консультанты из преисподней нашептывают художникам и режиссерам;   они  искажают ту правду о человеке, которая нам открыта - что человек есть образ Божий. И этот образ никогда не может быть уничтожен, человек не может стать демоном. Он может себя вести как падший ангел, страшно, но в нем всегда остается образ Божий и возможность покаяния. Человек может этой возможностью не воспользоваться, но она остается. А интерес к таким образам еще сильнее затягивает душу. А что касается того, как успокоить, то, наверное, надо предложить молиться, причащаться регулярно, не обращать внимания. Без воли Божией ничего не будет, а Господь защитит. Я помню, читал рассказ о замечательном отце Василии. Фамилии его я не помню. Он служил в Эстонии. В местечке на границе Ленинградской области и Эстонии. Было время советское. Он был известным духовником. К нему часто ездил исповедоваться будущий патриарх Алексий II. И одна женщина, москвичка, рассказывает, как она в числе большой толпы людей подошла после службы к нему, каждый хотел задать вопрос. Он терпеливо выслушивал, отвечал ласково. И вот подходит одна местная жительница и дает ему крынку молока. Он ее широким крестом благословляет, пьет, утирает уста и говорит: спасибо, вкусно. Та белеет, краснеет, разбивает крынку о землю и кричит: «Ах ты, Васька, негодяй, ничто тебя не берет, я столько на нее наговаривала - а ты спокойно выпил!». Вот, видимо, это была такая колдунья. Отец Василий об этом знал, конечно. Но он для всех продемонстрировал, что для человека причащающегося, молящегося, верующего в силу креста Христова  все это абсолютно безопасно.

Вопрос: - Мне ночью пришло внушение, что нужно прочитать Откровения Иоанна Богослова, 3 глава, 3 стих: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». И вот я размышлял, что это был за помысел?

о. Федор:  - Знаете, это относится к каждому из нас, потому что когда мы были призваны в Церковь – то мы ощутили всем сердцем пламенеющую любовь ко Христу. Мы вдруг поняли, что ничего важнее в жизни нет, и мы готовы были горы свернуть, всех себя переделать и перепахать. А часто так бывает, что это первое бескомпромиссное желание следовать за Христом потом угасает. И мы прячемся за выполнение правила, постничества, каких-то внешних дел. Нужных и важных, но все же внешних. И забываем вкус этого первого призвания. Это удивительные слова. И надо понимать, что это угроза. Христос повторяет то, что было сказано, что действительно, как тать в ночи, кончина может прийти к человеку. Он говорит, что если бы ведал хозяин дома, когда придут грабители. Господь нас призывает все время бодрствовать через эти слова. Но я бы на Вашем месте был осторожнее. Сны такая область - все святые отцы говорят, что сны бывают от Господа, мы знаем о снах Иосифа Обручника. Много было снов праведным святым людям. Но значительно чаще все же для нас, грешных, это такая область, где мы легко можем подпасть под сатанинское влияние. Две-три верные цитаты, во сне кто-то скажет, что к тебе теща приедет, потому что бес-то уже знает, что она в поезде сидит, и Вы начинаете им доверять. А дальше через доверие к тому, что говорят во снах, Вы можете впасть в состояние прелести и стать управляемым духами злобы. Поэтому к снам надо относиться очень трезвенно. Помоги  Господь.

Вопрос: - Рядом со мной церковь, а там служат иногда Литургию вечером и с причащением. Что это? Новшество или старое забытое что-то?

Вопрос: - Это старо забытое новшество, и то, и другое. Дело в том, что Литургия Преждеосвященных Даров, если Вы внимательно ее слушали, служится в сочетании с Вечерней. И это неслучайно. Поется «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим», прокимен «Господи, воззвах». Потому что в древней церкви эта Литургия служилась ближе к вечеру. Человек целый день постился. Это был такой усиленный евхаристический пост, который совершался только Великим постом. Вообще до 12 ночи ничего человек не вкушал. Сейчас эта практика возобновилась. В некоторых храмах Москвы она совершается. В вашем же храме люди весь день постятся, вечером около 8 часов они причащаются. Например, в храме Софии Премудрости Божией так совершается Литургия. Это как раз возвращение к духу и уставу. Хорошее возрождение древних традиций.

Вопрос: - Известно, что ни одна страна, которая относится плохо к детям, инвалидам и престарелым, не выживет. У нас дети-инвалиды, с тяжелыми синдромами, дети уже взрослые, после 18 лет. И в основном их воспитывают матери-одиночки, женщины в годах. Со стариками тоже все непросто. Вопрос: что будет, когда нас не будет?

о. Федор:  - Знаете, надо начать с того, что это люди, которые преданы. Вы говорите, что чаще воспитывают одинокие женщины. Почему? Потому что отцы ушли. Когда папаша узнал, что ребенок будет безнадежный инвалид, то сообразил, что ему это не очень и нужно. И ушел. Почему у нас старики в тяжелом состоянии, одинокие? Потому что от них отказались дети. Или в свое время детей у них просто не было. У меня есть работник нашего храма, пожилой человек. У него есть родственники. О них он рассказывает, что это были муж и жена, перспективные молодые ученые, в одном из самых востребованных закрытых НИИ, работавших на оборонку в СССР. Они приняли решение, что у них не будет детей, чтобы посвятить себя науке. И делали аборты. Он говорит, что Союз разрушился, институт распался, лаборатории разъехались в США, Израиль, кто куда.  А они так и остались со своей крошечной пенсией, потому что как ученые были уже никому не нужны. Дольше получаса в их доме находиться невозможно, хочется завыть и убежать. Такой там ужас. У нас в стране огромное количество пенсионеров, в свое время - людей, которые приняли решение делать аборты и не иметь детей. Как священник могу вам сказать, что у нас множество людей, которые с болью и горечью исповедуются в том, что в молодости делали аборты. Сейчас их душа разрывается. «Ах, если б я знала, если бы я только могла понять, как больно мне будет, как мне не хватает этих нерожденных детей!» И вот этого бы тогда не было. Не так давно мне пришлось принимать исповедь у женщины. У нее родилась девочка, а в следующую беременность муж и родня были против, она пошла и сделала аборт. Через некоторое время к ней подошла ее дочь и сказала, что ей приснилась ее сестра и назвалась Еленой. На этом сон кончился. Мать побежала смотреть святцы - она сделала аборт на равноапостольную Елену. То- есть это реальный человек, реальная душа, которой не дали жить. Какая может быть жизнь в стране, где происходит ежегодно миллион абортов? Какая может быть судьба у человека, который сделал 3-4-5-10 абортов? Поэтому понимаете, исцелить это можно через исцеление греха.

 Когда наши мужчины будут понимать, что нельзя оставлять жен и детей ни при каких обстоятельствах, больны они или нет -  неважно, это же предательство!

 Когда наши люди будут понимать, что нельзя сдавать родителей в дома престарелых, потому что это предательство. И когда родители наши будут такие, что никто не захочет их сдавать. Когда они так вложатся в детство своих детей. Дети еще будут ссориться, чтобы мать или отец доживали свой век с кем-то из них. Потому что это благословение Божие. А сейчас, к сожалению, мы погружены в наши собственные грехи, которые разрушают всю ткань жизни нашей страны и нашего народа. И то, что Вы описываете, тот ужас, о котором Вы говорите,  это результат всех наших грехов, и результата еще одного греха - воровства. Потому что эти дети не в состоянии за себя постоять. На всех уровнях разворовываются общие деньги, на которые они должны содержаться. А потом министр финансов Московской области оказывается в Лондоне с такой суммой на счетах, что и не снилась нам с вами - и все нормально. Суд идет, да, но чем это кончится -  неизвестно. Если страна богатая, и все сыты, и всем хорошо, то может быть один грех -  воровство. Но если ты воруешь капельницу у человека, который при смерти, то поперек горла встанут эти деньги, не будет никакого счастья.

Вопрос: - Мужчины редко оставляют семью, когда дети выросли и живут отдельно от родителей. Они ценят стабильность и привычность.

о. Федор:  - Может и так. Но мне кажется, что волна разводов в нашей стране превратилась в цунами. Раньше я приходил в класс и начинал разговор о христианстве с притчи о блудном сыне. Говорил, что Господь дает нам образный ответ на наш вопрос, кто мы Ему, и кто Он нам, как нам молиться. Так вот, Он дает образ отца. Учит молитве «Отче наш». Эта притча открывает нам, как нас ждет Отец Небесный. И эта притча была понятна всем слушателям Христа, даже сирота видел, как относятся отцы к детям вокруг и понимал, что таково есть отношение нормального отца. Теперь приходишь в класс -  а там есть один-два ребенка, у которых есть родные отцы, где семья – нормальный, счастливый брак. То есть ситуация поменялась. Оставляют по-всякому, в любом возрасте. Это трагедия. И это, прежде всего потому, что мы перестали любить, любить семейной любовью. Что такое любовь к жене? Это бесконечное погружение в любимого человека, это бесконечное узнавание ее отдельного мира, вселенной. Да, ее телесность угасает, и наша тоже, это проходит, но должно открываться другое - дух. А этого не происходит. Человек хочет только того, что было во время влюбленности. Поэтому уходит. Человек оказывается слишком неглубок, мелок для христианского брака. Как человек, выросший у разведенных родителей, могу сказать, что для ребенка это катастрофа.

Вопрос: - У меня вопрос по Библии. Каин принес Господу свой дар, Авель - свой. А почему дар Авеля Бог принял с радостью, а Каина – нет?

о. Федор:  - Не сказано, что материал жертвы (один дар от земледельца, а другой от скотовода) послужил к тому, что одна жертва была Богу приятнее, чем другая. Речь идет об устроении Каина. Оно было очень тревожным для Господа. Он говорит Каину, что грех лежит при дверях, что он опустил лицо свое. Символ такой: что он перестал на небо смотреть, а стал смотреть на землю. Это обращенность человека куда? И поэтому жертва его не была Богу угодна. Или, допустим, художники пытаются нарисовать, что дым от жертвенника Авеля возносился к небу, а от жертвенника Каина стелился по земле. Но это не находит подтверждения в Писании. Речь конечно о состоянии Каина, который уже впустил в себя грех. Он тогда еще, может быть, не принял решение убить Авеля, но уже в нем поселилось зло, а Господь это видел, поэтому его жертва была неугодна Богу. Что еще нужно сказать о жертве Каина и Авеля? Мы ведь тоже приносим жертву. Приносим пожертвования в храм, Богу через наших нуждающихся ближних, и Господь смотрит не на размер и не на материал пожертвования. Мы помним, что однажды Господь сел напротив сокровищницы Храма, на пожертвования из которых прежде содержались служители храма левиты. И Он увидел, как вдова кинула две лепты. Он говорит, что все кинули от избытка, а она от скудости все, что имела, поэтому она положила больше всех. Все, что есть у человека, это больше, чем любая часть имения. Она была так предана Господу, что, будучи настолько бедной, все, что у нее было, принесла на служение в Храм, она так любила храм и богослужение. Это первое, что может показать нам, какая Богу жертва угодна. Второе, это конечно, устроение. Мы можем прийти в храм  и написать записки, мы понимаем же, что деньги, которые отдаются за записки - пожертвование. Или свечи, например. При этом, если мы пришли и имеем злобу на кого-то, то даже если мы купим огромную охапку свечей, это ничего не даст. Господь как сказал? Если ты принес дар твой к жертвеннику и вспомнил, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь дар свой, пойди к брату и примирись с ним, потом вернись и принеси дар свой. Бесполезно молиться Богу, если ты в ссоре с кем-то. Твой дар Богу не угоден. И самый главный наш дар Богу - наша жизнь, который мы приносим Ему, и из этого примиренного состояния мы должны совершать все молитвы Господу. Может быть, у Каина было уже противоречие с братом, зависть, из которой потом родилось братоубийство, неприятие, озлобление. То, что Библия, Книга Бытия, связывает это именно с жертвой, что именно после того как жертву его не принял Господь, он решил убить. Мы с вами не видим, приятна Богу жертва или нет. Мы только можем прийти на Литургию, не помирившись с кем-то, молились, молились, вышли из храма, а будто ничего и не было.  Если мы чуткие люди, то мы почувствуем, что были на литургии в суд и во осуждение, потому что не помирились. А Каин еще умел это чувствовать, он еще отголоски этого отцовского разговора с Богом, постоянно который в раю проходил у Адама и Бога,  так вот он это еще чувствовал. И настолько он перестал понимать Бога, что решил убить брата. Не покаяться, не поднять лицо, не восстановить отношения с Богом, а решил ликвидировать конкурента, а не исправиться.

Вопрос: - Вчера было 8 марта, много лет я никого не поздравлял, а вчера всех поздравил, потому что женщины хотят, чтобы их поздравляли. Хотя есть праздник жен-мироносиц, но они хотят 8 марта, и я всех поздравил, чтобы примириться. Скажите, это не человекоугодие?

о. Федор:  - Я не думаю, что это человекоугодие. Я своих женщин тоже не поздравляю, они привыкли. Но тех, кто хочет и ждет, для кого это праздник, и праздник, никак не связанный с революционным наследием, Кларой Цеткин и Розой Люксембург, а просто такая традиция -  вполне их можно с этим поздравить, подарить цветы, ничего страшного в этом не будет.  Христиане умеют вообще любой праздник превращать в назидательный день, это наше древнее такое искусство.

Спасибо вам за ваши вопросы!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+