Перейти к основному содержанию

20:54 28.03.2024

Прямой эфир прот.Дмитрия Смирнова

20.03.2013 11:20:21

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире. Телефон  в студии 959-59-39. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов. Очень многие наши слушатели звонили нам накануне и просили рассказать о генерале Каппеле. Мы уже касались этой темы в одной из прошлых наших передач, но вот теперь дело перезахоронения честных останков генерала свершилось по благословению его святейшества в Донском монастыре подле могилы Ивана Ильина и генерала Антона Деникина.
Генерал Владимир Оскарович Каппель -  герой Гражданской войны, Георгиевский кавалер, имевший даже  георгиевское оружие как знак высшей офицерской доблести. Имя генерала Каппеля стало известно всем россиянам благодаря гениальному кинофильму "Чапаев", где показан полк офицеров-каппелевцев. Одного из них даже не удержался и сыграл в кинофильме один из братьев Васильевых - бывший офицер. Тот самый персонаж, который идет в психическую атаку со стеком и сигарой, это как раз один из  Васильевых.
Генералу  было 37 лет, когда он был назначен адмиралом Колчаком руководителем Восточного фронта. В то время армия уже не могла выполнять свою задачу. Перед генералом была поставлена цель спасти ее. И он выводил ее из окружения.  Вместе с обозом из  было примерно 350 тысяч человек. Этот поход был назван впоследствии "ледовым".
Под Красноярском генерал Каппель зачерпнул сапогами воды и обморозил ноги. Без всякого наркоза полковой лекарь ему ампутировал две стопы. Несмотря на тяжелое увечье, он продолжал руководить отступлением своих войск. Заболел пневмонией, температура была под сорок, но тем не менее давал команду каждое утро водружать его  на коня. И вот в таком состоянии, без двух ног, он объезжал весь строй и тем самым демонстрировал солдатам и офицерам, что он с ними.
Чехи, видя  такое бедственное положение генерала, предложили вывезти его, но Каппель отказался. Офицер остался со своей армией до конца.
Солдаты его очень любили. И поэтому после его похорон в Чите, когда он умер от пневмонии и измождения, они при наступлении красных эксгумировали тело. Гроб поставили в специальный саркофаг, который был засыпан известью и покрыт цинком. В таком виде, практически на руках, две с половиной тысячи километров останки везли в Китай - в русский город, где герой был погребен у Иверского храма, именуемого офицерской церковью, потому что подле него располагалось офицерское кладбище героев Порт-Артура. Там лежит около двух сотен русских офицеров. Всё это говорит о любви к своему командиру личного состава армии, которую он спасал. Несмотря на молодость, Каппель заслужил эту любовь, так как был настоящим офицером без страха и упрека.
Храм в Харбине давно уже не служит, он разорен, как обычно бывало в коммунистических странах, купола там разбиты, и вообще даже трудно определить, только по некоторым особенностям архитектуры, что это  храм. По приказу или просьбе советских властей надгробие над могилой в виде Голгофы, креста и тернового венца было уничтожено, могилу сравняли с землей. Но благочестивые жители Харбина сохранили не только память о том, где была могила, но и фотографии памятника и чертеж с указанием, где он находится.
Один из жителей Харбина, с которым мы вступили в контакт, оказался единственным, кто остался из русских, родившихся в Харбине, да и то он не постоянный житель. Он теперь является жителем Австралии, но выкупил дом своего отца в Харбине и более шести месяцев там живёт каждый год. Человек он уже весьма пожилой. Он-то и передал тот чертеж, благодаря которому точно определили место, сделали раскоп на глубину трех метров и обрели гроб с нетленными мощами генерал-лейтенанта Каппеля.
Мощи были извлечены вместе со старым гробом  и уложены в новый цинковый гроб, который предоставила китайская сторона. Этот гроб был положен в поезд и через неделю прибыл в Москву.
Здесь начались хлопоты по благословению Его святейшества по уже третьему захоронению Каппеля. Но теперь уже в родной земле и в Москве. С подобающими этому славному герою, патриоту и глубоко верующему человеку почестями.
Более подробную биографию Каппеля можно почитать в Интернете. Вообще-то о нем издано уже две книги. Одна толщиной сантиметра три, а другая – пять. В них собраны фотографии и много интересных документов о его жизни и деятельности. Всех, кого это интересует, к этим книгам отсылаю. Хотя тираж был небольшой, но можно надеяться, что они попали в библиотеки в некоторые. Во всяком случае, в библиотеку  русского зарубежья, которая находится на Радищевской. Там эта книга есть. 
Вот уже у нас есть звонок.
- Здравствуйте, ваше высокоподобие.  Евгений говорит. С праздником Василия великого, воскресным днем. И вот в связи с вашей информацией у меня такой вопрос. Вчера я слышал по "Маяку" в информационной программе, что  якобы кто-то из священников на Донском кладбище, наверное, может быть, в другом месте, высказал мысль о канонизации Владимира Каппеля. В связи с этим такой вопрос - мы знаем Александр Невский, Дмитрий Донской,  другие великие они были святые православными. И вот хотелось бы знать, насколько был православным человеком Владимир Каппель. Он, может быть вы знаете, по взглядом был  монархистом или демократом-либералом. Вот такой у меня вопрос. Если Вам известно, у меня Интернета нет, скажите, пожалуйста.
- Он был  верующим православным человеком вполне церковным. Происходил он из шведского рода. Его прадед был швед, который при Петре 1 переехал в Россию и здесь стал служить нашему Отечеству. Владимир Оскарович был вполне русский человек. И состоял в венчанном браке. Многие высказывания просто свидетельствуют о его глубокой вере, я, к сожалению, вам не могу наизусть процитировать, но я сам сталкивался с содержанием этих высказываний, поэтому свидетельствую, что он был глубоко верующий человек. И очень любил Россию. Одно из последних его высказываний - это он говорил, что я своей смертью  доказал свою любовь к армии и России.
По поводу канонизации. Действительно, этот странный вопрос мне тоже не раз задавали журналисты. Хотя, что такое канонизация? Канонизация - это церковное установление церковного почитания человека. В переводе на современный язык - это прославление. Но вот ведь Каппель  и так прославлен. Ведь понятно, что тех людей, которые вполне достойны прославления, их ну, наверное, примерно в миллион раз больше, чем тех, которых возможно церковно прославить. И часто канонизация после смерти отстоит лет на 600, например, как с Дмитрием Ивановичем Донским. Между его кончиной и канонизацией прошло 600 лет. Ну, чуть больше.
Вообще-то эти вопросы стали задавать еще прежде даже третьего погребения генерала Каппеля. И причем, задают их часто люди абсолютно не церковные. Спрашивается, что такое за дело, зачем такая какая-то странная горячность в этом вопросе. Ведь если канонизуют русского какого-то святого, то должны быть чудеса, которые совершаются на могиле, исцеления, еще какие-то явления духовного плана, которых пока нет по отношению ну, замечательнейшего человека, действительно настоящего героя...
Да, кстати, вы спрашивали, монархист ли он был? По моим сведениям,  хоть я не глубокий знаток его биографии, он был  монархических убеждений.
Единственно, может быть, вопросы о канонизации связаны с тем, что его мощи оказались нетленными. Но ведь не могут нетленные мощи быть аргументом канонизации. Это никак. Потому что  вот  мощи преподобного Серафима Саровского остались только в виде некоторых костей. А многие вещи преподобного Серафима, даже рисуночки, которые он нарисовал, где такой-то храм построить, они сохранились. Вот интересно. Бумага сохранилась, а тело нет. Но это же не значит, что преподобный Серафим от этого менее свят. Просто, конечно, верующим всегда особая радость бывает, когда есть мощи, которым можно воздать должную честь, когда они нетленны. Это как бы особый знак милости Божьей. Но не больше.
А ведь все-таки, когда происходит такое церковное прославление, то требуется,  прежде всего, и  свидетельство святой жизни, и конечно, чудесных явлений. Вот только после этого. Ну, этому время никак не пришло. Может быть, Бог даст. Но, конечно, на мой взгляд, генерал Каппель человек выдающийся, из ряда вон. Это просто особенный человек.
Вот даже то, что так было устроено…, что удалось добиться эксгумации в Китае, это была очень сложная процедура, которая длилась почти четыре года. Переговоры с китайскими властями. Сначала хотели авторы этого проекта захоронить его в Чите на месте первого захоронения. Но читинские власти отказалась. И было принято решение в Москве. А здесь уже его святейшество распорядился похоронить его в Донском монастыре, на том мемориале, где похоронены герои Деникин и Ильин. Это можно тоже расценить как некое такое чудо. И потом генерал  Каппель высказывал такую мысль. Он хотел войти в Москву. У него была такая мысль. Он был такой отчаянный борец против этих негодяев, которые захватили власть. И вот он пришел в Москву. Его мечта-то сбылась. Вот он в центре Москвы. Пусть он не достиг этого тогда, в 20-м году, но вот спустя 83  или 86 лет он в Москве.
И еще одно чудо с этим произошло. Нашлись два внука, прямые потомки. Они правда, носят фамилию матери, потому что жена, чтобы остаться живой, свою  девичью фамилию взяла. С фамилией Каппель она долго не прожила бы. Она  и внуки носят ее фамилию. Но это прямые потомки генерала Каппеля. Они обнаружились. Один в Нижневартовске, другой в Перми. Супруга Каппеля прожила очень долго и умерла в 70-х годах. Можете себе представить.
Но самое большое чудо, под впечатлением которого я нахожусь, оказалось, что мама Каппеля была прихожанкой  нашего Благовещенского храма в Петровском парке, где она и жила. И более того, сохранился даже такой церковный календарь, где отмечены карандашиком ее собственноручные записи. Такого-то числа такого-то месяца состоялась последняя служба в Благовещенском храме. Теперь мы имеем эту дату. И там же была отмечена смерть Володи, то есть любимого сына. То есть, она в Москве была прихожанкой нашего храма, о чем мы, конечно не ведали. Но вот к нам в Синодальный отдел пришла внучатая племянница, принесла вот эти документы. И вот сообщила. То есть это тоже явное чудо.
Чудо и то, что я совершенно случайно стал участвовать в этом проекте. Потому что не я это задумывал, не я вел переговоры с китайскими властями. А просто ко мне обратились, так как было благословение Его  святейшества на  этот проект. И так как председатель Синодального отдела говорит, что вот, может быть, кого-нибудь выделите  из ваших сотрудников. Очень скромная была задача. Но я с детства мечтал побывать в Китае, всегда меня культура Китая привлекала, хотел  своим глазом хоть на два дня, но взглянуть, что такое Китай. И говорю, я с удовольствием и сам поеду. И съездил по милости божьей. И тут вдруг оказалось, что это был призыв Божий. Потому что в Москве 500 храмов, но мама Каппеля ходила именно в наш. Знаете, это из области уж никак не совпадений, а просто явно такое знамение, как бы поощряющее и меня, и всех тех, кто в этом участвовал, к этому деянию.
На захоронении  было очень много народу. Донской большой собор был полон совершенно. Генерала похоронили со всеми воинскими почестями. На всех происходящее произвело удивительное впечатление. Обстановка была теплая, неофициальная. И как полагается, здесь уже в Москве были и многие искушения, вплоть до того, что мы уже готовы были сами рыть могилы, потому что там очень много всяких возникало проблем. Но потом они раз, как-то, как солнышко вышло, все вдруг рассеялись. А сначала были, как нам казалось, абсолютно непреодолимые искушения. Явно сила вражья ополчалась.
Какие-то косвенные признаки того, что генерал Каппель угодил Богу, они имеются. Но к вопросу канонизации это как бы совсем не мой вопрос. Это должно пройти какое-то очень значительное время, мне кажется. И потом у нас также огромный сонм мучеников ждет канонизации. У нас вообще в Москве практически каждый настоятель, каждого храма является священным мучеником. Вот что могу по этому вопросу сказать.
Алло, добрый вечер, слушаем вас.
- Добрый вечер, отец Дмитрий. Купила небольшую книжечку, "Какие молитвы нельзя читать мирянам и почему", выпущенную издательством "Ковчег". И здесь написано, что нельзя читать дома книги, которые относятся к церковно-богослужебным книгам. Перечисляются эти книги, простите. я может быть неправильно... Это я все посмотрела, какие книги к церковно-служебным. Меня это ввело в какое-то заблуждение. Я беру Молитвослов, которых у меня несколько, и читаю содержание. То есть, приходя в храм, я хотела бы приготовиться, чтобы слушать песнопения в Храме, понимая их, стоять на службе. И поэтому хотела бы знакомиться с ними по Молитвослову. А в этой книге, купленной, читаю, что книгами церковно-служебными мирянам нельзя пользоваться, никакими оттуда молитвами.
- Либо автор пошутил над вами, либо он заболел на голову. Либо сознательно вводит в заблуждение. Потому что, возьмем клирос, на котором правят службу прихожане, миряне обоих полов, и дети даже бывают. И они эти книги читают. А как же, они по ним читают, они поют. Если бы это было запрещено читать мирянам, то на клиросе бы стояли одни священнослужители. Вот, пожалуйста. Поэтому автор этих слов либо шутник, либо злостный клеветник. Ничего подобного. Очень многие службы, и части служб, составлены мирянами. Первый, кто мне приходит в голову, это Иоанн Грозный. Он является автором нескольких стихир, которые используются до сих пор. Он же был мирянин. А как же он мог сочинять, будучи мирянином? Сколь угодно. И очень многие наши богослужебные тексты составлены не священнослужителями, а мирянами. И вообще в церкви у нас, слава тебе, Господи, никакой эзотерики не существует. Все тексты совершенно открыты, и любой из мирян может их читать, изучать, наслаждаться этими божественными текстами.
Вот нынче мы правили Божественную Литургию Василию Великому. Любой из мирян может погрузиться в эти божественные слова, которые изошли из уст этого великого святителя, и весьма много от них назидаться. Ничего в этом худого нет. Понятно, что сам возглавлять евхаристическое собрание мирянин не может. Но это не значит, что он не может по тексту служебника следить за тем, что происходит в храме. Поэтому вы можете взять сумочку-каталку и положить туда все церковные книги, и Типикон в том числе, и разложить их, и читать прямо в храме, если место позволяет, на праздник, всю службу прямо следя, сравнивая с тем, что происходит на клиросе, в алтаре, и у вас в душе... Поэтому, чтобы не смущаться, возьмите бритовку, эту страничку вырежьте с нелепыми указаниями и пользуйтесь на здоровье вашим молитвословом.
Алло, добрый вечер.
- Добрый вечер, с праздником. Такой вопрос, батюшка. Вот вы говорите там, вот негодяи. Вот советскую власть защищали миллионы людей, в Гражданскую войну, в Отечественную. Они что, все негодяи?
- Нет. Речь идет о тех негодяях, которые приехали, вернее, были привезены немецким генеральным штабом из Швейцарии и которые здесь устроили переворот. Абсолютно нелегитимная власть. Они очень многих ввели в заблуждение. Пообещав Декрет о мире – устроили гражданскую войну. Пообещав Декрет о земле - превратили крестьян в крепостных и лишили их даже паспортов на многие годы, и вообще отобрали все, что можно. Пообещав Декрет об учредительном собрании – они его разогнали, оно не успело издать ни одного постановления. То есть, абсолютно нелегитимная, абсолютно бандитская власть, совершенно. И то, что они сумели выдвинуть такие лозунги, с помощью которых они оболванили не очень-то просвещенное население, говорит только об их жульническом таланте, а больше ни о чем.
И потом уже власть они удерживали чрезвычайной жестокостью. Все мы знаем о красном терроре, о системе заложников. Если оказывалось хоть какое-то сопротивление, они тут же уничтожали заложников. В каждом городе небольшом брали по 500 человек лучших людей. И за какой-то там бунт или недовольство - сразу массовый расстрел. Вообще было более 1632 крестьянских восстания против так называемой Советской власти. Представляете? И что? Тухачевский травил крестьян газами. Ипритом. Как на полях первой мировой войны иприт использовался, так против тамбовских крестьян использовались газы. И также система заложников. И так далее.
Поэтому речь не идет, конечно, о простом народе, который впадает в заблуждение. А речь идет о так называемом ленинском ЦК, который по милости Божьей был на 80 процентов Сталиным уничтожен. Никто далеко не ушел. Ну, кроме некоторых, к сожалению. Я говорю только о них, потому что они несут за это ответственность. А народ - нет. Конечно, очень печально, что какая-то часть народа поверила этим извергам рода человеческого. Но заблуждение такое, даже роковое, оно все равно не есть вина этих людей, а беда. Ну вот и все. По-моему, тут совершенно все очевидно. Речь идет только о том крокодиле, который до сих пор лежит на Красной площади, и о его соратниках.
Алло, добрый вечер, слушаем вас.
- Здравствуйте, отец Дмитрий. Раб божий Игорь. У меня к вам как к представителю, как к председателю Комитета по связям с силовыми структурами нашей православной церкви, такой вопросик будет. Многие наши православные мамочки считают, что наши дети православные не должны служить в такой армии, и что оружие это зло и обучать военному делу наших детей не надо. Каково ваше мнение?
- Мое мнение совершенно другое. Потому что, если мы не будем как-то свою армию поддерживать, то придется нам свою страну отдать другим народам, соседним. Их любовь к нам уже очень стала очевидна, как нас любят. И великий грузинский народ, и великий эстонский народ. Я уж не говорю о малом китайском. Существует серьезная угроза. Если никто своих детей в армию не будет отдавать, то возникнут у этих же детей спустя 20 лет очень большие проблемы. В частности, с внуками тех мам.
В чем причина? Причина в малодетности. Конечно, когда ребеночек один, его куда-то отдать это очень для матери тяжело. Когда у матери шесть детей или восемь, она с радостью: о, довела до 18, все, отдать в армию, сейчас будет полегче, там из него человека сделают. Совершенно другое было отношение до войны, сразу после, к армии. Вообще всегда отдавали с некоторой скорбью, но никогда вот этому не препятствовали. Совершенно было другое отношение. Поэтому я за многодетность и за возвращение другого отношения к армии. Без этого России не из чего будет возрождаться, несмотря на наши удивительно фантастические какие-то гарун-рашидовские богатства: и нефть, и газ, и золото, и платина, и лес, в общем, как говорится, страна удивительная. Ходим просто по бриллиантам. Но все равно, если людей не будет, то это все отберут другие люди. Главная проблема в этом. Поэтому мам, которые трясутся над собственным ребеночком, я понимаю, как человек. У меня тоже единственный ребеночек, правда, девочка, я над ней тоже трясусь. Поэтому психологию этого страха я понимаю.
Те безобразия, которые происходят порой в армии, кое-где иногда в отдельных местах, они мне прекрасно известны. И мы по мере возможности даже малыми силами нашего синодального отдела всегда с ними боремся. И высокое армейское начальство всегда в этих вопросах идет навстречу. Но это опять говорит об уровне такого братолюбия среди нашего народа и его такой расхристанности. Поэтому главная задача нашего отдела и всех священников, которые трудятся в силовых структурах, - это воцерковление личного состава. Этот процесс идет, правда, медленно, но можно надеяться, что в дальнейшем положение изменится.
Изменение всей этой ситуации должно идти в нескольких направлениях. Первое - это многодетность. Второе - христианизация армии и общества. И третье - патриотизм. Если это будет, ну хотя бы уровень патриотизма у нас вырастет до уровня Швейцарии или Израиля, где не существует такого положения, чтобы люди как-то отлынивали. Наоборот. В Швейцарии если кто не хочет служить в армии он значительную сумму денег жертвует на армию, по-моему, в районе что-то десяти или пятнадцати тысяч евро или долларов, вот какая-то такая серьезная сумма. Я не служу, но я готов оказать финансовое вспомоществование. Вот нам нужно к этому стремиться. Иначе России просто не будет. Не будет очень скоро, уже, может быть, на нашей жизни. Поэтому нам надо очень в этом вопросе торопиться.
Алло, добрый вечер.
- Добрый вечер, с праздником. Батюшка, у меня вопросик такой: вот эту книжку о Каппеле, которая где-то находится в библиотеке… У вас есть, по-моему, типография, не могли бы вы издать, чтобы можно было проще купить.
- Да нет проблем. Дайте денег немножко, ну чтобы переиздать, нужно тысяч 20 долларов, мы сразу же переиздадим в течение месяца. Нет проблем. Вносите в отдел 20 тысяч долларов, мы тут же издадим, и вам штук пять подарим.
- Батюшка, и вот еще вопросик у меня. После смерти отца Андрея Николаева, который обращался и в свою епархию, и к нашим батюшкам московским. Вот что делает у нас патриархия, чтобы защитить таких батюшек, которые там, в глубинке полностью изолированы от любой помощи. И что делает сейчас наша патриархия в расследовании этого убийства?
- Такой вопрос мне однажды уже задавали. Вы, конечно, знаете, что каждый день в Москве, в разных городах нашего отечества, к сожалению, происходят пожары. Вы не задавались целью, что делает московская патриархия, чтобы эти пожары тушились? Или, например, бывают землетрясения. Вы не задавались себе вопросом, что делает московская патриархия по предотвращению землетрясений. Потому что на самом деле, взять народ, Государство. Это подобно телу. Вот если ....
Если мы рассмотрим руку, то у мизинца, безымянного пальца, среднего и указательного и большого разные функции. Поэтому розыск и охрана граждан осуществляется правоохранительными органами. Московская патриархия не имеет таких  прерогатив. Если Московская патриархия этим займется, тогда она выйдет за рамки закона. Но церковные люди не могут же совершать какие-то незаконные деяния. Мы можем только увещевать наших милиционеров быть в этом деле расторопными.
Те люди, которые погубили священника, они были уже замечены в тяжелом преступлении. Если мне не изменяет память, в изнасиловании. Прокурор расследовал это дело. И следствие доказало, что к этому преступлению причастны некоторые люди. И дали команду местным органам  их задержать.  Что не было сделано. И эти же люди убили батюшку. Если бы в милиции просто выполняли свои функции честно и нормально, то тогда этого не случилось бы. И так далее.
Все наши беды происходят не от того, что это московская патриархия не доработала, которая вообще состоит из нескольких человек,  а принимают там решения вообще три человека. Могут ли три человека влиять на 143 миллионный народ и на все то, что здесь происходит. Понятно, что нет. Для этого существует двухмиллионная милиция. Существуют десятки тысяч прокуроров, ...не три человека из патриархии принимают ответственное решение, а десятки тысяч прокуроров. Люди, которым платит государство зарплату, чтобы они охраняли граждан.
Священник такой же гражданин. Он  и паспорт имеет, и гражданство, участвует в выборах. Ну и прочее. Это не то, что при большевиках, священник был поражен в правах. И вообще не имел права ни в вуз поступить, ни дети его не могли поступить, ни устроиться на работу какую-то дополнительную. И не мог участвовать в выборах, то есть был исключен из всякой общественной жизни. Сейчас совсем не так. Мы в свободной России.
Но у нас беды из-за недобросовестности очень многих людей. Что такое не добросовестность? У них нет доброй совести. Она потеряна. Вместо нее осталась только алчность. Вот если человеку что-то угрожает, он может лишиться зарплаты, тогда он будет что-то делать. Или там что-то делать за взятки...
Нам нужно опять возвращаться к тому, что было. Нужно христианское просвещение. Во что бы то ни стало. И в этом должны участвовать все крещеные люди, а не только сотрудники патриархии, у которых огромная загруженность. Просто  не представляете. Святейший патриарх в течение года  только подписывает более двух тысяч бумаг. А в году 365 дней. Что это значит? Это значит, что постоянная реакция, постоянное обращение людей. Нужно постоянно реагировать, нужно все это прочитывать. Вам невозможно это представить. Если бы любому человеку, который московской патриархии в данным момент предъявляет какие-то претензии, эти чемоданы документов, которые вынужден рассматривать даже сам лично Святейший патриарх, любой уже... Потому что ни один государственный чиновник, ни  мелкий, ни крупный, ни средний столько бумаг просто не в состоянии вообще освоить, понимаете. Поэтому в данном случае это просто невозможно никак. И так труд происходит на сверхчеловеческих пределах. Если не объяснять это чудом Божьим, то это просто физически невозможно. И все-таки человек не юный весьма это совершает.  И также все сотрудники. Многие  сотрудники патриархии, я знаю, лежа в больнице на обследовании  на каких-то очень важных процедурах, приезжают из больницы для того чтобы совершить то или иное дело и совершить то или иное богослужение, находясь в состоянии совершенно больном. И некоторые в возрасте, давно превышающем пенсионный. Понимаете, поэтому ждать, что патриархия  возьмет ружье, будет там что-то охранять, это совершенно нереально. Обеспечивать охрану граждан должен специальный орган.
- У меня вопрос про усыновление. Вот может быть, вы можете порекомендовать  усыновителям в будущем или на пути стоящим, к чему нужно быть готовым, к каким трудностям, как реально оценить свои душевные силы, смогут ли люди потянуть вообще воспитание чужого ребенка, брошенного или,  может быть, кому-то стоит остановиться перед этим шагом. Или вот еще слова из Евангелия "и кто примет одно такое дитя во имя меня, тот меня принимает". Это Господь сказал об усыновлении или это образ?
- Нет, Господь, конечно, это сказал не об усыновлении. Но каждый, кто собирается ради Христа усыновить, он может эти слова расценивать как благословение Бога. Теперь по поводу оценки своих сил. Тому человеку, который сомневается, хватит ли у него этих сил, лучше за это дело не браться. Раз сомневается, это уже человек оборачивается назад. А взявшийся за плуг и оборачивающийся назад, не благонадежен. Как сказано в Писании. Потому что любое рождение, воспитание детей - это есть крест. И поэтому  воспитание всякое - ведь очень трудно, требуется самоотречение. Поэтому если человек очень любит себя, то для него, конечно, этот путь недоступен.
По поводу любви к ребенку. Я наблюдаю за теми людьми, которые усыновили детей или взяли в опеку. Обычно через месяца два-три они эти люди забывают, что это ребенок рожден не ими. И независимо от возраста начинают его любить также, как своих детей. Если  разница большая, то дети  называют эту женщину бабушка. И ходят в храм. У них налаживается местная абсолютно полноценная семейная жизнь. Когда ребенок маленький, он охотно и очень быстро называет мамой и папой. Все трое очень скоро забывают, что этот ребенок принесен из роддома. Это совершенно естественно. Если то же самое происходит у животных. То тем более у человека. Более того, у животных шире такая возможность, потому что часто бывает, что собака может усыновить котенка, такие истории бывают. Вообще разные виды животных, даже часто недружественные между собой, в обычной жизни проявляют милосердие, любовь к маленьким.
Самое главное препятствие не в том, что дети могут быть трудные или проявятся какие-то у них заболевания в дальнейшем или еще что-то. Самая главная трудность и препятствие - чиновничий аппарат. Вот тут нужно очень много терпения, выдержки, чтобы не раздражаться и так далее. Потому что вся эта, как правило, система государственная, она препятствует усыновлению. Если бы вы были американка, или итальянка и давали им деньги через  посредников, то машина бы заработала. А так, конечно, все будет очень трудно. Будут гонять, шпынять. Вам буду предлагать совсем не то, что вы просите. Вот это будет довольно трудно.
Лучше всего и охотнее идет  аппарат на опеку. Надо начать с опеки. А потом уже потихонечку, чтобы она переросла либо в усыновление, либо… еще несколько существует форм, например, патронатная семья. Ну и стараться с чиновниками налаживать какие-то человеческие, добрые отношения. Чтобы неформальный был к вам подход, а соучастие. Тогда это дело сладиться. Потому что вся власть в их руках. У нас дети и вообще люди по-прежнему государственные. У нас люди-то все еще советские, еще долго ими будут. Чиновник наш русский он не может осознать, что он действительно служит народу. Он все равно себя воспринимает как власть. Хотя  власть у нас давно уже по конституции народ. Но вот в сознании и в сознании народа, в частности, восприятие чиновника как власть. Пока вот это не изменится, конечно, у нас будут большие трудности и с усыновлением тоже.
- Добрый вечер, батюшка. ..Божий Роман. Хотел бы  понять, как ребенку ответить на вопрос, как Бог простирает свое влияние на  бесконечность, если до  каких-то галактик миллионы лет свет доходит. И ребенок, естественно,  задает вопрос, собственно я сам себе задаю, как  Господь может влиять на это, если сам туда доходит и радиоволны  за миллионы лет. Вот, как Фома, я задаю вопрос.
- Нет, а что цифра миллион имеет какую-то магическую силу? Ну а что такое для Бога миллион лет? Бог же живет вообще вне времени. Понимаете? Бог, он живет в мире, который в Библии именуется Небом. Там нет времени. Время - это наша такая земная категория. Вот когда мы с вами умрем, для нас время тоже кончится. Для нас не будет вот этого прохождения миллионов световых лет. И вообще, до этих звезд, вот этих раскаленных всяких шариков, которые хоть огромного размера, но по сравнению со Вселенной они ничтожны. Они там где-то крутятся, в этом нет ничего... Заведен вот этот механизм, некогда состоялся вот этот взрыв, Вселенная расширяется, ну и что такого? Понятно, что даже футболист от ворот вратарь лупит по мячу, он летит на ту стороны поля с такой скоростью, что его, понятно, догнать невозможно. Но, с другой стороны, зачем его догонять, когда там встречные полузащитники спокойно его отобьют и опять пустят в игру.
Какие проблемы? Неужели вы думаете, что у Бога нет достаточно механизмов для управления Вселенной? Ведь он же создал гравитацию. С помощью гравитации крутится весь вот этот огромный маховик, эта карусель из звезд, планет, астероидов, комет - это все строго описываемо математическими формулами с точным расчетом. Любой самый начинающий астроном вам может быстренько рассчитать, в каком году будет затмение Солнца, в каком - Луны, какая звезда будет в этот момент там, какая там, и так далее. Если уже здесь на Земле мальчики с помощью логарифмической линейки, которой сейчас, конечно, уже не пользуются, могут очень быстренько рассчитать, где, что когда будет, то тем более автор этого всего. Я не знаю, миллионы световых лет, почему на вас такое впечатление оказывают? Вот это мне странно.
Алло, добрый вечер.
- Здравствуйте, батюшка. Раб божий Виктор. Я недавно перечитывал Марка Твена, "Повесть о Жанне д'Арк прочитал. У меня такой вопрос возник: кто она - еретичка или святая. Ведь она утверждала, что являлись ей святые и наставляли ее на путь, как освобождать Францию. Есть отношение церкви официальное к таким личностям, я бы сказал, глобального характера? Ваше личное отношение к ней.
- По тому, как принято в православном благочестии, я сторонник того, чтобы этого придерживаться. Такие люди, подобные Жанне, царствие ей Небесное, они находились в прелести. То есть она, видимо, была такая женщина эмоциональная и подвержена всяким таким вещам, которые на нее влияли. Ни о какой ереси, конечно, речи быть не может, потому что она была девушкой неграмотной, а чтобы быть еретиком, нужно по крайней  мере хоть какое-то богословское элементарное образование иметь. Но все эти явления и интерпретации, конечно, свидетельствуют о том, что ее эмоциональная сфера была каким-то образом повреждена. Сейчас трудно, спустя века, об этом особенно рассуждать. Но на основании тех памятников, которые остались, многие православные авторитетные исследователи склоняются к тому, что человек находился в такой душевной прелести .
Алло, добрый вечер.
- Батюшка, извините за беспокойство. Я вот хотел что узнать. В Москве есть такая секта, называют они себя Федосеевцами. Это кто? Спасибо большое.
- Ну, есть, федосеевцы - согласие такое старообрядческое. Я не знаю, конечно, старообрядцы, особенно такие толки какие-то беспоповские, у них признаки сектантства налицо. Но все-таки в нашей квалификации обычно мы их не ставим в этот разряд, а под сектами именуем всякие протестантские толки.
Алло, добрый вечер.
- Здравствуйте, отец Дмитрий. Вопрос касательно исповеди. Правильно ли на исповеди перечислять грехи, которые сам осознаешь к моменту исповеди. И правильно ли я понимаю, что не нужно все возможные грехи перечислять, в которых видишь часть своего греха. Вот это не нужно, да?
- Понимаете, какое дело. Ведь исповедь имеет какую-то конкретную цель. А именно - покаяние. Если есть желание изменить свою жизнь и в результате исповеди это происходит, значит покаяние совершилось. Если не происходит изменение жизни, то называете вы грехи, не называете, называете их часть или полностью, это уже к спасению не имеет никакого отношения. Потому что если просто заниматься установкой диагноза, а исповедь - это установка диагноза, но не пытаться излечиться, то смысла в этой постановке диагноза никакой нет, кроме введения себя в уныние. Поэтому старайтесь все-таки думать больше не о том, что названо, что не названо, в каком контексте и прочие вещи. А старайтесь так, что если вы знаете за собой грех, вы его измените, ну, с помощью Божьей, конечно, обращаясь к Богу. Тогда это будет покаяние, то есть, как раз главная цель будет исполнена.
На этом наша передача закончилась. Всего вам доброго, до свидания.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+