Перейти к основному содержанию

19:09 25.04.2024

Протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей

27.04.2016 08:11:40

 - Здравствуйте. Василий, Москва. У меня два вопроса. Первый: Спаситель перед Своим арестом велел апостолам приобрести оружие. Апостолы сказали: вот два меча. Спаситель ответил: довольно. Затем произошел арест. Когда Христа арестовали - Он сказал: «Как будто на разбойника вы вышли на Меня с мечами и кольями», т.е. Он здесь доказал, что от грабителя оружие применять можно. Затем Петр ударил мечом по уху раба и отрубил ухо. Спаситель исцелил рану и сказал Петру: «Всякий, взявший меч, от меча и погибнет». Скажите, пожалуйста, что Он этим хотел показать? Что нельзя применять оружие при самообороне, или что-то другое? Второй вопрос. Батюшка Олег, в каком храме Вы служите, и где он находится?

О.Олег Стеняев: Если говорить о словах Иисуса Христа: «взявший меч,   мечом и погибнет»  - эти слова в своё время перефразировал благоверный князь Александр Невский. Когда сказал: «Кто на Русь с мечом пойдет -  от меча и погибнет». Эти слова как раз обосновывают право защищаться против меча агрессора с оружием в руках. Защищать  свою землю, свой дом, и т.д. Но в случае со Христом  это было неуместно, потому что Сын Божий шел на страдание добровольно и  остановил Своими словами импульсивную активность апостола Петра. Вслед за этим Спаситель исцелил человека, которому апостол Петр отрубил ухо в Гефсиманском саду.

Владимир Носов: Я заметил, что слова: «Кто с мечом придет – от меча погибнет» мы часто слышим от мужчин, от воинов. И, мне кажется, очень полно высказался святитель  Филарет Московский, по поводу врагов, любви к ним, и т.д.: «Личного врага люби, врага Христова ненавидь, врага Отечества бей».

О.Олег Стеняев: Кстати, в том время римские власти вообще запрещали евреям, которые находились вне города, иметь при себе ножи, тем более -  мечи. В этом смысле можно сказать, что у Иисуса Христа было как бы незарегистрированное  оружие. Но с другой стороны мы знаем, что христианская религия провозглашает принцип гуманного отношения к дару человеческой жизни. Потому что для нас, христиан, каждый человек -  это достоверная икона Бога. Ведь Бог создал человека по образу и подобию Своему. Конечно, иногда икона нуждается в реставрации, если она сильно порушена  или покрыта копотью. Но мы действительно смотрим на каждого человека, как на достоверную икону Бога. И если христиане применяют оружие, они всегда делают это в исключительных случаях, которые подтверждают общее правило, что надо  стремиться к миру, искать мира.

Владимир Носов: Брат интересуется по поводу храма, где вы служите.

О.Олег Стеняев: Я служу в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Вы можете зайти на сайт нашего храма и уточнить адрес. Колодезный переулок.

Владимир Носов: Добрый день, отец Олег.  Вот вопрос. Во время патриаршества Прокла Константинопольского, преемника Иоанна Златоуста, один мальчик был восхищен в высь небес, и ему было трисвятое откровение о молитве: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Когда же его вернули на землю, этот мальчик в  скорости умер. С чем была связана его смерть? Почему он умер? Это согласно «Житиям святых» Дмитрия Ростовского.

О.Олег Стеняев: Если говорить о причинах смерти того или иного человека, то нам очень трудно ответить на этот вопрос. Но, как правило, человек покидает этот мир тогда, когда он состоялся в добре или во зле. Как зрелый колос срезается или плевел опаляется. Скорее всего, несмотря на то, что он был очень юн, он состоялся в благодати, и не было ему причин дольше задерживаться на земле.

Владимир Носов: Я лично столкнулся в формате движения «Сорок Сороков»  с такой ситуацией, когда некоторые православные деятели препятствуют православным общаться с неоязычниками. Получается, что никто никакой профилактикой не занимается, но зато противников миссионерского служения в этом направлении много. Получается, что проблема не только не решается, а напротив, оказывается отрицательное воздействие на тех, кто делает хоть что- то. На миссионеров  - мирян, которые в этой области активно трудятся, проводят встречи, семинары, идут к людям в спортивные залы, на улицы, даже в секты -  на них оказывается нехорошее влияние. Как вы думаете?

О.Олег Стеняев: Время, в котором мы живем, предлагает нам новые вызовы, на которые мы должны научиться отвечать. Если мы не будем отвечать на них -  эти вызовы явятся соблазнами. Они могут достигнуть некоей критической массы, которая может разорвать наш русский мир изнутри. Ведь чаще подобные вызовы соблазны, исходят они не от внешних, чужих, но от своих, внутренних. Здесь мы должны проявлять терпение и такт, когда дело касается церковных людей, таких же, как мы.   Следует  бережно относиться друг к другу. С другой стороны общеизвестно, особенно в криминалистике, что агрессия, которая выплескивается из человеческого сердца на родных и близких, чаще приобретает уродливые формы, нежели когда конфликт возникает между чужими людьми. Здесь важно уклоняться от подобных конфликтов, которые могут сотрясать и внутренний мир Церкви. Тем более, что теперь многие переживают весеннее обострение чувств, это тоже проблема. Особенно обращают на себя внимание конфликты, возникающие между людьми, условно говоря- одного цеха. И в этой связи, как я часто говорю: «не доверяйте монаху, который критикует и поносит соседний монастырь», «не доверяйте архиерею, ругающему другого архиерея», «скептически воспринимайте критику миссионера, поносящего другого миссионера» и т.д. Скорее всего, в подобном противостоянии решающим является чувство зависти, которая стимулирует   неприязнь одного человека к другому. Иоанн Златоуст писал, что зависть стимулирует агрессию. И агрессия не проявляется вне этого чувства. Вспомним, о чем говорится в 1 послании апостола Павла  к коринфянам: «Потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор 3,3) Особенно опасны конфликты, когда в результате их мы начинаем дробиться на группы и партии. Отдавая предпочтения тому или иному лидеру. Как сказано там же: «Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом,  поскольку каждому дал Господь». Здесь апостол Павел пишет о том, что и самые авторитетные в Церкви люди, например апостолы, епископы, не должны встревать в подобные конфликты, тем более  - провоцировать, поддерживать их. Здесь налицо будет использование служебного положения в личных целях. Например, кто -  то из нас начинает поддерживать человека, с которым имеет дружеские отношения, но в ущерб общему делу. Вот этого надо избегать. Потому что у служителей Христа дело никогда не может расходиться со словами. А слово Божье учит нас, что если священник -  отец по отношению к другим верующим, он должен к ним относиться по-отечески, беспристрастно, никого не возвышая над другими, никого не принижая в угоду другим. Потому стремление сопротивляться, исполнить волю Божью, свидетельствовать язычникам и  неоязычникам о чистоте православия - оно очень понятно. Иногда спрашивают: вот, человек попал в неоязыческую секту, славянский язычник или  кришнаит, можно ли за него молиться? Интересное высказывание было у Златоуста, «Омилии»,  1 послание Тимофею: «Итак, не бойся молиться за язычников, и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках -  то, очевидно, и о еретиках. Потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения. По той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг о друге». Оказывается, мы должны иметь взаимную любовь и благодушие друг о друге в общении даже не только с еретиками, но и с язычниками. И мы знаем, как апостол Павел вел себя в языческом ареопаге, когда он сказал: «Обходя ваши святыни,  я вижу, что вы народ как бы особенно набожный. Я увидел в вас жертвенник Неведомому Богу, вот этого Бога, которого не зная, вы чтите, я вам проповедую». Если что-то подобное православный миссионер скажет  на ашраме - я представляю, какой визг  поднимется.  Очень безграмотный визг. Апостол Павел никогда не действовал от себя, он говорил: «Подражайте мне, как я Христу». А Христос уподобился нам во всем. Как сказано у апостола Павла: «Христос стал подобием нам во всем, кроме греха. Взяв на себя грехи мира, Он сошел в ад». А почему же нам нельзя пойти к славянским неоязычникам на какое-то их мероприятие, чтобы побеседовать хотя бы с некоторыми из них?  Мы не должны бояться этих людей. Нас кто-то запугивает всё время: бойся свидетелей Иеговы, бойся баптистов, бойся кришнаитов. И православные уже просто шарахаются от обязанности свидетельствовать о своей вере. А ведь в Новом Завете сказано: «Еретика после второго и третьего вразумления отвращайся». Но после первой надо две, три встречи провести как минимум, чтобы свидетельствовать этим людям о нашей вере. Потом надо обратить внимание на то, что Златоуст или тот же апостол Павел в послании к римлянам пишут о необходимости миссии среди язычников, настаивают на том, что с язычниками нас сближает природа. Апостол Павел, например, пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2,14-15) т.е. по природе, оказывается, закон делают. Они не знают Христа, они не читают Писание, но Бог вложил Свою волю в природу каждого человека. И мы должны на это обратить внимание. Тот же Златоуст писал: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне о них заботиться?  У меня с ними нет ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом. Со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу. Населяют одну и ту же  землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку Бога, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как мы». Как это они с нами получили один и те же законы? Рассуждая об этом в своем комментарии к Посланию апостола Павла  к римлянам, один известный богослов  писал: «Очевидно, что язычники, не имеющие закона по природе, исполняют предписанное законом – это  говорится не в том смысле, что они соблюдают субботы, а в нашем случае воскресный день не празднуют, как мы. Но в том, что они по природе способны к разумению». Например, что нельзя совершить убийство или прелюбодеяние, красть, лжесвидетельствовать, что нужно почитать отца и мать и т.д. Может быть,  и то, что Бог  - единый Творец всего, тоже вписано в сердца язычников. Однако мне кажется, что вписанное  в сердца более согласуется с Евангельскими законами, где всё соотносится с природным равенством. Т.е. Бог не обошел никаких людей, никакие народы вестью о нравственности морали, Он вложил в людей мысль о том, что есть единый Правитель этого мира. Если взять любой языческий пантеон Богов -  всегда есть культ верховного божества. А это указывает на то, что у этого мира -  один Хозяин. И как бы люди ни заблуждались в своих языческих изысканиях, ощущение того, что есть единовластие в этом мире -  оно присутствует. Что писал Феофан Затворник в своих духовных трудах?  Он приводит пример, что одни ученые нашли народ, о котором были уверены, что в этом племени вообще нет никакой религиозности. И Феофан Затворник пишет: если бы они приехали на день, на два раньше определенного дня - они бы стали проповедовать, что да, религия – это  что-то приобретенное. А изначально не было религии, мы нашли племя, где этого вообще не было. Но они задержались по каким-то причинам, и вдруг ночью эти язычники стали выть, собрались в кучи, пошли на гору, эти ученые пошли за ними, а те стали смотреть на небо, поднимать руки, голосить, завывать. И тогда ученые поняли, что нет безрелигиозного народа, нет безрелигиозных племен. Т.е. человек -  это религиозное животное, как говорили некоторые богословы. Это и есть отличие человека от животного -  наличие религиозного чувства. Или: Павел в Послании к римлянам пишет о ком?  Об античных извращенцах: «Итак, как они, познавши Бога, не прославили его как Бога, то предал их Бог превратному уму». В каком это смысле: «они, познавши Бога, не прославили его как Бога»? Святые отцы говорят: да, все люди на земле знают, что есть Творец этого мира, все знают, что есть Хозяин этого мира, это вложено в людей. Поэтому когда мы общаемся с еретиками, у нас есть общая площадка -  это Священное писание, которое они тоже признают -  и баптисты, и свидетели Иеговы и адвентисты. А когда мы общаемся с язычниками, неоязычниками,   общая площадка -  это общая природа. И это видит апостол Павел, это подчеркивает Златоуст. Поэтому утверждать, что люди пребывают в беспросветной тьме, никто не может.

Владимир Носов: Как отец Даниил Сысоев говорил часто: «подойди к пьянице на улице, спроси, есть Бог?  Он скажет: Ну, что-то там есть».

О.Олег Стеняев: - Да, это чувство присутствует. А потом что интересно, никто не верит в свою смерть. Вот, человеку могут поставить смертельный диагноз, и он знает, что он умирает, но он не верит. Человек до конца цепляется за жизнь. Если вера в  бессмертие заложена в каждого человека, кто её туда заложил? Поэтому, когда вашим ребятам запрещают общаться с неоязычниками -  я считаю это какая-то диверсия. Единственное вероучение, которое запрещает людям своего исповедания общаться с другими -  это талмудический иудаизм. Он не проповедуется неевреям, это религия для своих. Как в наш православный мир проникают такие идеи? Какие-то есть элементы, настроение не очень христианское, не очень православное. Это беда конечно.

 - Здравствуйте. Церковь призывает постом читать «Ветхий Завет». Я первый раз сейчас читала «Бытие». И я потрясена, насколько это полезно для ума и интересно, и здорово. Понятно, что на нем основаны многие вещи, и в Новом Завете, и в нашем богослужении. Вот,  канон Андрея Критского -  там много ссылок. Понимаешь, что это, действительно, великая вещь, но многое непонятно всё-таки. Посоветуйте, какие хорошие толкования можно почитать на Ветхий Завет?

О.Олег Стеняев: Во -  первых, надо понять, что всё Писание полезно для учения, наставления, обличения. Поэтому если мы делим писание на Ветхий и Новый Завет -  это не значит, что у нас есть первосортное писание и второсортное писание. Конечно, нет. Все слова Бога живы и действенны. Но надо понять то, что существует разница между Новым и Ветхим Заветом. Она заключается в том, что Ветхий Завет рассказываем нам о том, что Бог хочет от нас, там закон Божий. А Новый Завет нам рассказывает, что Бог сделал для нас. Совершенно очевидно, что это несоизмеримые вещи -  то, что мы можем сделать для Бога, исполняя Его святой закон и то, что Он сделал для нас. В этом смысле, действительно, Златоуст говорил: как небо высоко стоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого Завета. Но в то  же время в самом Ветхом Завете мы находим закон Божий, который нам сообщает те заповеди, которые совершенно необходимы для исполнения. Например, в Ветхом Завете, содержится библейский закон ведения войны, его  нет в Новом Завете просто по определению. Но в Ветхом Завете мы находим -  и Церковь всегда руководствовалась этим  - брачное право, и т.д.  Есть и другие законы.  Законы наказания, поощрения - тоже иногда находим только в Ветхом Завете. В этом смысле одна часть Писания не воюет с другой, как считали еретики - маркиониты, которые отрицали Ветхий Завет. Они считали, что Бог Ветхого Завета -  это один Бог. А Бог Нового Завета  - это совсем другой Бог. Конечно, такая постановка вопроса совершенно недопустима. Мы придерживаемся чистоты Священного писания, мы не сомневаемся ни в одной строчке слова Божьего. А если говорить о толкованиях   -  на мой взгляд, есть очень интересные  толкования Ветхого Завета Ефрема Сирина. Они интересны тем, что они очень короткие и там истолкование выражается как суть сложного текста, коротко и ясно дается то или иное объяснение. Потом Духовная Академия недавно осуществила и издала перевод работы, которая называется «Еврейские вопросы на книгу Бытия». Это толкование Блаженного Иеронима Стридонского на книгу Бытия, там тоже очень краткие и  очень емкие комментарии. И, конечно же, очень доступная книга «Толковая православная Библия», она составлена преемниками Лопухина. Когда мы читаем ее -  там всегда даются объяснения, особенно на сложные места Писания, там истолковывается и Ветхий Завет  - два тома, и Новый Завет  - третий том.

Владимир Носов:  Отец Олег, позвольте заметить, вопрос - то не праздный. Я замечаю, что сейчас всё больше и больше людей именно изучают Писание. И я поделюсь, что я слышал. Один из приходов в Москве, по вашему совету, устроил такое соревнование, кто прочитает больше книг Библии за Великий Пост?

О.Олег Стеняев: Я не могу сказать, что это был мой какой-то совет. Это было решение отца настоятеля, прихода благоверного князя Дмитрия Донского в Бутово. И настоятель, отец Андрей принял решение, что с начала поста все отправляются в библейскую читальню и будут читать всё Священное писание от начала и до конца. И 325 православных христиан принялись изучать Священное писание. На прошлой неделе  выяснилось, что несколько человек целиком прочитали всю Библию за пост. Среди них, мне так сказал отец Андрей, 14- летняя девочка, которая вообще впервые прочитала Библию. А верующие этого прихода мне рассказывали, что если раньше все после службы быстро расходились – то сейчас после службы сбиваются в кучки и обсуждают царя Давида, Авраама, Моисея, т.е. жизнь прихода изменилась. Потому что все стали жить библейским Откровением. Слово Божье объединяет людей. Это, конечно, удивительный опыт, который надо исследовать. И я обязательно постараюсь отца Андрея, настоятеля этого прихода, пригласить к нам на радио Радонеж, когда этот марафон завершится уже после Пасхи. Чтобы он рассказал, как люди -  там и дети читают,  для них план составлен. Взрослые читают, мужчины, женщины, 325 человек православных христиан изучают Библию с намерением за пост прочитать от начала до конца. У такого прихода, конечно, огромная духовная перспектива.

 - Батюшка отец Олег, добрый вечер. Скажите, пожалуйста, добро падшего естества и добро Евангельское по святителю Брянчанинову можете прокомментировать? Я не понимаю разницу между этими двумя вещами.

О.Олег Стеняев: Разница в том, что бывает разная мотивация, когда мы делаем что-то хорошее. Например, человек может делать хорошее напоказ. Как Христос говорит: «Не молитесь на пересечениях дорог, на углах улиц, чтобы показаться молящими перед людьми. Или когда творишь милостыню, не труби перед собою, как это делают. Некоторые люди именно так и делали. Они реально трубили в трубы, когда богатый шел раздавать милостыню. Конечно, они трубили для того, чтобы собрать нуждающихся, но это было и прославление этого человека, как бы создавался культ, связанный с этим человеком. Поэтому нравственность или добро христианина, отличается от Ветхозаветного человека тем, что такое добро некрикливо. Как Христос сказал: «Пусть твоя левая рука не знает того, что делает правая». В этом смысле добро христианина, оно немножко другого качества. Но и христианин может оказаться заложником желания выглядеть неплохо в глазах окружающих людей.

Владимир Носов: Батюшка, а вот ситуация.  Я часто слышу, например, проходя мимо какого-то храма, тем более - в центре, когда крещусь перед храмом, накладываю крестное знамя, иногда с низким поклоном. И что я слышу в свой адрес!

О.О. Стеняев: Да, но тут разница большая. В то время за это хвалили, если человек молился на углах улиц. А почему на углах-то? Тебя одна улица видит, другая видит, вторая, третья, четвертая. А сейчас как раз за это могут и не похвалить. Поэтому это как бы крестоношение. Человек останавливается перед храмом, осеняется крестным знамением, кстати, и не всегда ожидает адекватную, правильную реакцию. Могут подойти ударить, дать пинка, что-то ещё. И здесь ситуация в общем изменилась. Сейчас это действительно форма исповедничества, когда мы осеняемся крестным знамением - это наше свидетельство. Как в древнем Риме язычник становился христианином? Он мог прийти на городскую площадь и крикнуть «Рим, слушай! Я христианин». Это, конечно, был вызов для всех, но это исповедование могло закончиться  очень плохо. Его могли тут же схватить и потащить на казнь. Собственно говоря, крестное знамение и состоялось в практике Церкви, как знамение мучеников. Христианские историки пишут: когда христианских мучеников бросали на арену  Римского цирка, они начинали проповедовать. Античные люди очень ценили мужество, здесь проповедь подтверждала мужество перед дикими зверями. И тогда язычники решили вырезать языки у христиан. А к этой казни на арене Римского цирка приговаривали беглых рабов, детоубийц, отцеубийц. И когда христиан выбрасывали в кучу уголовников, на арену Римского цирка, они показывали знак креста, осенялись крестным знамением. А весь Рим знает, что христиане веруют в Распятого. Таким образом, христиане говорили: мы здесь не как детоубийцы, здесь не как убийцы родителей. Мы здесь страдающие за Распятого, потому что мы верим в Него и любим Его. Есть миссионерский элемент в том, что человек осеняется крестным знаменем.

Владимир Носов: Братья и сестры, давайте перед каждым храмом, не стесняясь, накладывать крестное знамение, чтобы те люди, которые не делают, они подумали, что они что-то не так делают, а не мы.

О.Олег Стеняев: Есть некая проблема. Я в «Добротолюбии» нашел текст,  там сказано, что иногда, когда ты себя осеняешь крестным знамением в присутствии заведомых богохульников, ты их провоцируешь на богохульство. И насколько я помню, там сказано: тебе от этого вреда нет, даже если ты пострадаешь от них. А они могут впасть в богохульство. Поэтому, конечно, перед храмом мы будем креститься в любом случае, потому что там находятся Святые Дары, и мы должны, с почтением относиться к этой святыне. Но когда мы в приватной компании людей, агрессивных по отношению к религии – здесь, может быть, стоит вспомнить слова Христа: «Не мечите бисер перед свиньями».

 - Добрый вечер, батюшка. Я хотела бы задать вопрос по Евангелию. Мы знаем, что Христос, пребывая на земле, исцелял людей, изгонял бесов. И бесы боялись, бесы трепетали. Они понимали, осознавали эту божественную силу, в отличие от людей. Люди могли заблуждаться, люди могли кого-то принимать за пророка  -  какие-то ярлыки навешать, бесы не ошибались. У меня вот такой вопрос. Как смог сатана искушать Христа в пустыне, когда Христос постился сорок дней? Как он дерзнул это сделать, ведь он знал, с Кем он говорит? И он не просто обращался к Христу, искушая его: яви силу твою, преврати камни в хлеба, не только это, а поклонись мне. Как мог он дерзнуть такое сказать, ведь он знал, кому говорит? Богу господствующих, царю царей и Господу всех Господ?

О.Олег Стеняев: Ответ очень прост. Святые отцы говорят, что дьявол трепетал Бога, но приступал к человеку Христу Иисусу. Надо понять, что в Иисусе Христе две природы, он истинный Бог и истинный человек. Конечно, пользуясь халкидонским соединением, неразлучно, нераздельно, неизменно, хотя неслиянно. Поэтому дьявол в каждом таком случае приступает с искушением не к Богу, а к человеку Христу Иисусу Сыну человеческому, трепеща Бога и боясь Бога. Потому что сказано, что бесы веруют и трепещут.

 - Добрый вечер. Извините за беспокойство, два вопроса о неоязычниках. Я недавно разговаривал с молодой женщиной. Она крещеная от рождения и когда проходила обряд неоязычества, то от неё требовали отречься от Христа. И она это совершила. Возникает вопрос, насколько полезно общаться с людьми, которые отреклись от Христа? Второй вопрос. Владимир Носов говорил не так давно, что были задержан Андрей Кормухин, брат Ольги Кормухиной. И к вам какие-то были претензии, вы сказали. Как эта ситуация завершилась, его оправдали или что ему предупреждение, внушение сделали, отпустили его? Хотелось бы услышать, как на вас оказывали давление, чтобы прекратили это, шантажировали вас, в связи с этой ситуацией, которая произошла в середине февраля, если не ошибаюсь, 13 февраля.

 О.Олег Стеняев: Пока человек жив -  значит, есть намеренье Божье относительно этого человека. Точка невозврата к Богу -  если человек умирает в состоянии нераскаянности собственной души. А пока человек жив, мы должны со всяческим усердием стучаться в его сердце. Чтобы даже предатель, отступник понял всю пагубность его решения уйти из Церкви, отречься от Христа. И мы имеем свидетельство древности о том, что некоторые люди реально отрекались от Христа, но потом возвращались к Нему. Правда, были еретики, которые говорили: «Кто отрекся от Христа, уже вернуться не может». Но Церковь осудила эту безумную ересь. Потому что действительно, пока человек жив -  он ещё может восстановить отношения с Богом. Как однажды апостол Петр подошёл к Иисусу Христу и спросил: сколько раз мне прощать брата? До семи ли раз? До семидесяти семи, говорит Христос. Если Христос это требует от нас, то тем более Он Сам есть источник прощения, милосердия. Собственно говоря, каждый из нас своими личными грехами совершает в той или иной  степени акт отречения от Христа. Конечно, это не имеет ритуального оформления, но всякий делающий грех  - от дьявола, пишет Иоанн Богослов. Поэтому мы все должны трепетать судов Божьих, но пока у нас есть возможность помочь другим людям или хотя бы  засвидетельствовать им о вере, очень важно. И потом есть такое тонкое монофизитское заблуждение, когда кто-то говорит: да, Христос мог разговаривать с   сатаной, я не смогу. Да, Христос смог сходить в ад, а как мы пойдём к нечестивым? Это тонкая разновидность монофизитства, очень опасная. Ведь о Христе прямо апостол Пётр пишет: «Он оставил для нас пример, дабы мы шли по стопам Его». Если мы не будем подражать Христу, потому что Он не только человек, но ещё и Бог -  мы перестанем в этот момент быть христианами. А как мы знаем, Христос молился за Своих распинателей, за римлян - язычников и просил: «Боже, прости, они сами не знают, что творят». И мы помним, как Он плакал за Израиль, входя в Иерусалим с сокрушением об их ожесточении, т.е. не злорадствовать надо, что человек споткнулся, упал, ушел в сторону. А плакать, переживать за такого человека, искать для него спасения.

Владимир Носов: Второй вопрос был задан по поводу не перловки, а торфянки -  парка в Москве, в котором планировалось строительство православного храма. Но на эту тему  масштабно выступил Святейший Патриарх в Мосгордуме, куда его пригласили. Он поднял этот вопрос, призывая  представителей КПРФ и Яблоко не пиариться, борясь со строительством православного храма. Не набирать свои предвыборные очки. Он очень четко сказал, доступно было для всех. И это показывали по телеканалу «Спас». Местные жители были введены в заблуждение некими технологиями, специально рассчитанными именно на  такие ситуации. Ребят, когда это происходило, 13 февраля, арестовали на двое суток. После чего суд не вынес никаких решений до сих пор, т.е. приходят какие-то отписки с перенесением судебного заседания. И просто судья насколько я знаю, не хочет брать на себя ответственность. То, что людей лишили свободы - слава Богу, что на два дня всего -  но, тем не менее, это произошло, и никакого решения до конца нет. Просто люди пострадали за то, что хотят построить храм и привезли сам храм на площадку, которая это позволяет сделать. Но есть некие силы, которые на этом спекулируют. А моё слово, может быть, призыв  к православным людям быть активнее в плане таких ситуаций, потому что, слава Богу, храмы сегодня строятся. Но не хватает нашей активности, помощи настоятелям, священникам. Потому что батюшки очень завалены требованиями и разными хозяйственными нуждами. Вот где нужна помощь нас, прихожан, нас, мирян, по сути. И там, где нет общины, где нет сплочённого коллектива православных людей -  там и проблема есть, там враг и побеждает, к сожалению.

О.Олег Стеняев: Если в каком-то месте нет общины, то нет смысла там чего-то пытаться сделать. Потому что храм должен созидаться не варягами со стороны, а самими людьми, которые там живут. Потому что храм строится для людей, в определенной местности. Поэтому очень важно, чтобы стены храма росли пропорционально росту самой общины.

Владимир Носов: С другой стороны, как показывает небольшая   практика, что эти протестные ситуации рождают могучую, настоящую общину, которая уже в таких войнах может победить.

О.Олег Стеняев: Надо созидать общинную жизнь. Поэтому мы должны быть благодарны тем людям, которые как бы против нас, но они на  самом деле не дают нам впадать в духовную спячку, они нас будят. Блаженный Иероним Стридонский писал, что Бог попускает бытие еретикам, чтобы мы не впадали в духовную спячку. Если бы их не было, то мы все пребывали бы в духовной летаргии.
Спаси и сохрани вас Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+