Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Протоиерей Александр Шабанов: «Впервые в истории Русской Православной Церкви произошло событие, когда мы сами, не глядя на греков, антиохийцев или кого-то ещё, приняли в свои святцы подвижников Церкви Неразделенной».

29.03.2017 16:41

Протоиерей Александр Шабанов: «Впервые в истории Русской Православной Церкви произошло событие, когда мы сами, не глядя на греков, антиохийцев или кого-то ещё, приняли в свои святцы подвижников Церкви Неразделенной».

Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодняшний мой гость - протоиерей Александр Шабанов, клирик церкви в честь Покрова Божией Матери г. Тверь, главный в России специалист по кельтской религиозной культуре. Мы с вами, батюшка, познакомились пару лет назад, когда делали большой материал о святом Патрике. Сейчас решением Синода Русской Православной церкви 9 марта он внесен в наши святцы, наряду с 15-ю другими зарубежными святыми. Естественно, Синод начали подозревать в экуменизме – мол, нам пытаются навязывать католических святых. Почему же в наши святцы внесен святой Патрик?

Протоиерей Александр Шабанов: - Я хочу дать небольшую справку. Дело в том, что в 2007 году решением того же самого Священного синода, святые Сурожской епархии, по представлению блаженной памяти владыки митрополита Антония, были внесены в наши святцы. Празднование им было установлено в третье воскресенье, третью Неделю по пятидесятнице. Каждый год после 2007, я с трепетом открывал патриарший календарь посмотреть, есть ли там эти святые, и каждый год удивлялся, почему решение Синода не исполняется. В частных дискуссиях мне приходилось даже брать собой «Альфу и Омегу», журнал, который продублировал это решение как документ. Это первое замечание. Второе замечание: сами по себе святые, которые были внесены 9 марта в наши святцы, эти 15 имен - это святые, которые жили не просто во время до раскола, т.е. до 1054 года, но они вообще принадлежали к одним и тем же временам. Если первый из них, святой Албан - это III век, по некоторым вариантам более часто говорят: IV, то последняя - святая Женевьева, это VI век. Ещё там есть святитель Герман Осерский, святой Патрик. Все они принадлежат времени становления Церкви, эпохе Вселенских соборов.

Евгений Никифоров: - Тем самым они совершенно православные святые.

Протоиерей Александр Шабанов: - Вообще, если быть честным, не придираться к слову «православные» и связывать его появление с более поздними временами, чем эпоха Вселенских соборов, то очевидно: все эти святые принадлежат единой неразделенной Церкви времен ее существования до раскола.

Евгений Никифоров: - И православная Церковь никогда не вменяла им в вину какого - то неправомыслия.

Протоиерей Александр Шабанов: - Нет. Более того, из истории мы знаем, что, во-первых, эти святые - не все из них, но основная часть - так или иначе почитались у греков. В 1952 г. собор Русской Православной Церкви Заграницей прослушал специальный доклад святителя Иоанна Максимовича о почитании западных святых. У него был более широкий список, составленный в православной эмигрантской традиции. Не только в Русской Православной традиции Зарубежной Церкви, но и в Церквях именно православных, но находящихся вне России - у греков, антиохийцев. Все эти имена в той или иной степени там уже звучали.

Евгений Никифоров: - Но святой Патрик является покровителем Ирландии, и там он почитается особенно. Чем же этот святой так был любезен ирландцам, что они избрали его, как у нас - преподобного Сергия? Мы чувствуем, что да, преподобный Сергий - это начало русской святости, особого русского пути в православие. Абсолютный авторитет для всех нас. А там, у них - Патрик?

Протоиерей Александр Шабанов: - Сама по себе любовь к Патрику тоже складывалась исторически. Патрик скончался по разным вариантам в 461, 463, 465 году. А само по себе почитание в народе, как мы говорим, развивалось на протяжении 200 лет. Два века прошло, пока появились два первые текста жития. Были в народе сложены гимны, песни, духовные стихи. В устных традициях все это сохранялось как народное почитание.

А то, что мы называет лорика (букв. «латы, панцирь»-прим. ред.), «Щит святого Патрика», тоже в той или иной степени бытовало в устной кельтской традиции народного творчества. А почитание началось, как уже сказано, лет через 200. И в западной Церкви он стал достаточно известен к XI веку. Почему я датирую XI век - потому, что на самом деле упоминание названия Ирландия как «остров святых» относится как раз к XI веку. Тогда, когда один ирландский монах, находящийся в Германии, обращаясь к родине, которую покинул, назвал её островом святых. Естественно, у большого количества святых кто-то должен быть патроном. И так исторически, традиционно сложилось, что Патрик как человек, который крестил Ирландию, был выбран гласом ирландского народа.

Евгений Никифоров: - Тоже нужно было понять, почему ирландцы так к нему прикипели. Я выскажу общее мнение, что мы про них знаем. Громадные, очень энергичные, даже можно сказать - агрессивные.

Протоиерей Александр Шабанов: - Вы, наверно, со скандинавами путаете.

Евгений Никифоров: - У меня сложилось такое мнение. По крайней мере, когда я вижу в Америке ирландца - они всё-таки ярко выраженные, высокие мужчины. Про женщин не знаю, про женщин трудно говорить, что они крупные.

Протоиерей Александр Шабанов: - Да, они разные, конечно, но преимущественно рыжие.

Евгений Никифоров: - Уже есть какой-то признак.

Протоиерей Александр Шабанов: - Шотландцы высокие.

Евгений Никифоров: - Высоких много.

Протоиерей Александр Шабанов: - Возвращаемся к вопросу. Почему именно Патрик?

Евгений Никифоров: - Да, этому народному темпераменту он должен быть особенно симпатичен.

Протоиерей Александр Шабанов: - Я думаю, что он - огненный святой, как иногда его называют, потому что даже из текста жития мы видим, что человек горел служением. Это был в хорошем смысле непоседа. Беспокойный, горячий проповедник и человек, через которого Бог творил чудеса, сами по себе удивительные по содержанию, красивые, емкие, неожиданные. Это проявление благодати Божией в таких удивительных формах через Патрика, наверно, тоже впечатывалось в память.

Евгений Никифоров: - В таком случае, если возможно, хотя бы кратко вехи его жития.

Протоиерей Александр Шабанов: - Он родился в Британии. Принадлежал семье кельтских христиан, они были бритты. Его отец был дьяконом. Дед - священником, что, кстати, любопытно с точки зрения того, что в Ззападной Церкви IV века о целибате речь не шла. До 16 лет жил в Британии. Исходя из документа - кстати, это один из немногих святых, который оставил подлинный документ, это его автобиография - мы знаем, что он до 16 лет, хотя родился в священнической семье - верой особо не горел. Когда ему было 16, на них напали пираты. Он был похищен и оказался в Ирландии. Там в течение 6 лет был обычным рабом, пас овец. Особой любви к этой земле он не должен был испытывать, но именно здесь происходит первое чудо: обращение, встреча с Богом внутри сердца. Когда он, находясь в состоянии рабства, вспоминает уроки, условно говоря, Закона Божьего из своей духовной практики детства - он начинает молиться. Как говорится в "Исповеди", он читает 100 молитв утром, 100 молитв вечером. И, в конце концов, к нему через ангела обращается Господь и указывает возможность бегства. Он бежит из Ирландии с какими-то разбойниками. Путешествует с ними по неким островам. Оказывается, в конце концов, в Галлии и там добирается до острова Лерин.

Евгений Никифоров: - Сколько ему было в то время, 22?

Протоиерей Александр Шабанов: - 23 года. В 30 он становится священником. В Галлии попадает на остров Лерин. Для православных этот остров должен кое-что значить, потому что на этом острове подвязался святой Викентий Леринский. Это один из тех отцов Церкви, который в V веке высказал богословскую идею о согласии отцов. Считал, что в отношении главных догматов отцы должны согласовывать свои мнения между собой.

Евгений Никифоров: - А Галлия - это Франция.

Протоиерей Александр Шабанов: - Да, Галлия - это Франция. Остров Лерин находится в 8 километрах или милях морских от Канн. Вообще этот остров связан с Мартином Турским. По одному из текстов мать святого Патрика была дальней родственницей Мартина Турского. И он ещё связан с Иоанном Крестьянином. Этот остров, несмотря на его географическое положение, каким-то образом связывается с восточным, сирийским, египетским монашеством. Это традиции восточной аскезы. Потом, когда Патрик приезжает в Ирландию, возвращается с Лерина, он ещё заезжает домой. Потом он получает странным образом письма из Ирландии, где ирландцы зовут его приехать.

Евгений Никифоров: - Т. е. у него было общение. В Ирландии он общался с христианами.

Протоиерей Александр Шабанов: - Были христиане, совсем немного. Научная историографическая литература говорит, что Патрик был не первый проповедник. Но те миссии, которые были до него: миссия Палладия - в частности, упоминаемая в "Исповеди", в житии Патрика - не завершились успехом. Поэтому Патрик получает епископский сан. И отправляется в Ирландию. На самом деле после Патрика будет жить святитель Григорий, Папа Римский Двоеслов, чью литургию мы Великим постом совершаем по средам и пятницам. Там он начинает проповедовать, и его проповедь удивительна, она сопряжена с чудесами разного рода. Более того, мы становимся свидетелями жестких эмоциональных столкновений с ирландскими языческими королями. Там каскад чудес, разного рода удивительных событий, которые перекликаются с богатой кельтской мифологией. Потому что - в христианской агиографии, кроме кельтской, я не помню случаев, когда люди превращались бы в животных. А в рассказах из жития Патрика, есть такие удивительные случаи.

Евгений Никифоров: - Оборотни.

Протоиерей Александр Шабанов: - Оборотни - это ладно. Оборотни - это силы зла. Ещё как-то можно объяснить оборотня, как некое соблазнение, а здесь превращение в оленей, прекрасных оленей для того, чтобы не быть увиденными языческими воинами. И он основывает Церкви. Причем не просто храмы, а монастыри, потому что сама по себе история кельтской Церкви, история христианской Ирландии - это история монастырей, а не приходов. Патрик чем ещё хорош для ирландцев? Думаю, тем, что введение христианства и воцерковление народа произошло бескровно, и не было столкновений. Никто никаких перунов никуда не кидал, никто никого никуда не загонял. Ирландия потом, кстати, не дала никаких христианских мучеников, т.е. контрмиссии со стороны язычества не было.

Евгений Никифоров: - Здесь тема: кельтская культура, языческая культура, она крайне серьезна.

Протоиерей Александр Шабанов: - Интересная штука заключается в том, что когда мы говорим о кельтской языческой культуре - мы должны помнить, что она до нас дошла благодаря ирландским монахам, переписчикам, которые на полях иллюстрированных Евангелий - там буковки, заставки - записывали истории, которые дошли до нас. Их сохранили именно монахи.

Евгений Никифоров: - Вот он становится епископом, что происходит дальше?

Протоиерей Александр Шабанов: - Он как епископ рукополагает - там какие-то огромные цифры, 365, видимо, по количеству дней года, 365 священников, 365 епископов, основываются Церкви. На самом деле все это правда. Потому что Ирландия за короткое время, т.е. с момента, когда Патрик закончил свою жизнь в конце V века, условно говоря, и до середины VII века Ирландия дала огромное количество преподобных святых. И самое главное - ирландцы, как говорит Жак Лекон - это факелоносцы средневековья, которые спасли Европу от варварства. Это ученое образованное монашество. К тому моменту после Алариха в Европе никто не знал греческого языка. А после варваров и ирландцы это знали. Они принесли образованность, спасли Европу. Недаром папа Иоанн - Павел II назвал святого Коломбана - это не прямой ученик Патрика, а человек патрикианской традиции - учителем Европы. Т.е. у Европы три учителя: святой Колумб Шотландский, Колумб младший, Кирилл и Мефодий. Т.е. Европа с двух сторон обязана этим людям.

Евгений Никифоров: - Понятно, что он так энергично посвятил свою жизнь Богу и Церкви. А в чем заключается особенность его проповеди, его личного, человеческого устройства?

Протоиерей Александр Шабанов: - Я затрудняюсь быть объективным, когда мы берем тексты. Житие написано через 200 лет. Оно есть в доступе, можно набрать в интернете: Патрик "Исповедь" и прочитать документ, где он рассказывает о себе, о своих сомнениях, о своем стоянии пред Богом, о чувстве стыда, о чувстве страха и о горении, которое охватывало его, когда Господь буквально призывал его к проповеди. Ведь он не хотел ехать в Ирландию. Он признается: я не хотел бежать, ехать в ту страну, где я был рабом, но Бог меня призвал. Эта верность, это стояние в своём христианском призвании - от апостолов: идите, научите - воспринимались буквально. Средневековые люди - чем молодцы? Они буквально воспринимали, без экивоков и комментариев. Это горение, искренность - я думаю, что это самое главное. Потому что когда священник, епископ проповедует, и есть это чувство, я не скажу: фальшь - ему не больно - таки верят.

Евгений Никифоров: - Пришел сей человек, стал и говорит ему: преподобный, сядь - он сел. Какие-то такие места вспоминаются.

Протоиерей Александр Шабанов: - Вы все говорите правильно. Наталья Леонидовна Трауберг говорила: как только вы слышите пафос - готовьтесь, что за этим пафосом последует неправда.

Евгений Никифоров: - Но он же ещё писал и стихи! Стихи без некоторого пафоса невозможны. Что его литературное творчество?

Протоиерей Александр Шабанов: - Я хочу вас поправить. Патрик как литератор до нас дошел в двух изводах. Это исповедь и текст, который называется: «Письмо Коротикусу, римскому военачальнику», где Патрик выступает против рабовладельческого строя. Всё остальное: Лорики, кожаные латы, стихи - это все приписываемое Патрику. Вполне возможно, что что-то он говорил, что-то осталось. Но письменной фиксации, что именно принадлежит перу Патрика, не существует, т.е. это более позднее творчество людей, которые были укоренены в патриковской традиции. Она вмещала в себе христианскую миссию и друидическую, или флюидическую, традицию устного поэтического творчества. Поэтому всё это безумно красивая и очень привлекательная простота. Когда вы читаете, например,

 « Исповедь» блаженного Августина - помните это место, где он встречается с мальчиком на берегу моря, и мальчик вычерпывает воду в лунку? Спрашивает Августин: «Что ты делаешь?» - Мальчик ответил: «Я хочу перелить океан в эту ямку». Августин говорит: «Это невозможно». А мальчик - это ангел - отвечает ему: « Так же невозможно узнать тайну Святой Троицы». Августин тогда писал о Троице. А Патрик, говоря о Троице, срывает трилистник, ирландский клевер и говорит: «Вот смотрите, вот троица. Один цветок, но три листка. Каждый листок - неотъемлемая часть этого цветка. Вот это Троица». Вот такая простота, наглядность и поэтичность подкупает людей.

Евгений Никифоров: - Подкупала, простите меня. По 300 человек рукополагал в епископы. Монастыри - основа, это же нужно особое призвание - идти в монастырь!

Протоиерей Александр Шабанов: - Ирландский монастырь того времени - конечно, это не русская традиция и не восточная, но всё равно монастырь есть монастырь. Какие-то вещи достаточно жесткие, аскетические там заявлены были. Потому что в ирландских монастырях люди не только книжки читали, писали, переписывали, но была ещё и серьезная аскеза. Я подготовил в конце 2016 года и поместил на сайте Тверской Митрополии книжку, посвященную ирландским уставам VIII века. Там есть очень жесткие вещи.

Евгений Никифоров: - А сейчас что-то от этой традиции в Ирландии осталось?

Протоиерей Александр Шабанов: - Нет. Ирландия после разделения Церквей стала сугубо католической страной. Осталась память, вот что самое главное. Память о наших святых. И эта память сыграла определенную историко-культурную роль, когда ирландцы в середине XIX века начали переселяться в США, в Австралию, Новую Зеландию. Они привозили с собой своих святых. Отсюда все парады.

Евгений Никифоров: - Теперь про парады, потому что парады как раз и смущают наших верующих. Говорят: вот, ещё Великий пост, память Патрика назначена на 17-ое число, нас опять заставят ходить ирландскими парадами. В общем, это карнавал, в конечном счете, своеобразный, с обычаем пить пиво. Там говорят: вот, он пиво варил.

Протоиерей Александр Шабанов: - Пиво он не варил, нет свидетельств. А насчет карнавала скажу следующее: когда ирландцы за границей выходили за церковную ограду, т.е. когда они жили в своем национальном районе - они выходили с карнавалом, с весельем. Они делились радостью, праздником. Но другое дело, что Патрик со временем стал фигурой. Не он сам, он как был - так и остался на небе среди живых святых. Патрик - Ирландский просветитель, чудотворец. Но его фигура несколько размыта благодаря поп-культуре, попыткам привлечь его для трансляции вещей, может быть, и безобидных, если не упиваться ими. Для сознания многих людей, действительно, не совсем приемлемо шествие в Великий пост. Но Церковь никогда не призывает участвовать в карнавалах. На Западе я не видел такого, чтобы Церковь ходила в карнавале. Это точно - вышли, и всё.

Евгений Никифоров: - Что собой представляет этот карнавал, это шествие? Это типа того, что происходит на масленицу в Рио-де-Жанейро?

Протоиерей Александр Шабанов: - Нет, на масленицу в Рио-де-Жанейро или на масленицу в Кельне - это карнавалы, посвященные началу Великого поста. Т.е. это действие происходит в четверг перед первой седмицей.

Евгений Никифоров: - Я к чему говорю? Собственно, в Бразилии это уже превращается в распутство.

Протоиерей Александр Шабанов: - К сожалению, на любом деле люди начинают зарабатывать деньги. И когда начинают - то вылезает всё, что связано со способом существования через зарабатывание денег.

Евгений Никифоров: - А эти шествия, марши на день Патрика в Ирландии - они более - менее целомудренные? Вообще - как там все это происходит, сейчас, по крайней мере?

Протоиерей Александр Шабанов: - Я не думаю, что они как-то особенно озабочены выстраиванием норм. Это целомудренно - нецеломудренно, но в принципе сам по себе общественный порядок не нарушается. Люди идут, поют песни, пьют пиво - это да.

Евгений Никифоров: - Песни Патрика или свои национальные?

Протоиерей Александр Шабанов: - Нет, это национальные песни. Огромная фольк - традиция ирландской музыки, которая развивалась с конца XIX века.

Евгений Никифоров: - Вы сказали, что это связано с тем, что ирландцы начали переезжать в Америку, да? Каким-то образом там формировалась эта традиция.

Протоиерей Александр Шабанов: - Там формировалась. А в самой Ирландии - чуть позже, по - моему, в 1913 или 1917 году парад был запрещен, а в 1972 опять разрешен.

Евгений Никифоров: - За что?

Протоиерей Александр Шабанов: - За то, что очень много пили в самой Ирландии.

Евгений Никифоров: - Уже хорошо, что была проявлена критическая самооценка.

Протоиерей Александр Шабанов: - Просто тогда католическая Церковь в Ирландии занимала сильные позиции. Сейчас всё это гораздо скромнее. А тогда - да, это действительно было. А за границей ирландцы, жившие в таких национальных конклавах, получали возможность рассказать о себе окружающим. Окружающим же это нравилось. Я думаю, что в Нью-Йорке парад Патрика - это событие, которое дает возможность родиться разным анекдотам. Например, в день святого Патрика каждый жалеет, что он не ирландец. Все знают историю о том, что святой Патрик изгнал змей из Ирландии. Вопрос, что стало со змеями, которых святой Патрик выгнал из Ирландии? Они приплыли в Америку и стали полицейскими в Нью-Йорке. Действительно, в Нью-Йорке полицейскими были ирландцы, по крайней мере - в 80-х годах.

Евгений Никифоров: - А что за змеи? Что это за история?

Протоиерей Александр Шабанов: - История поразительная. Есть люди, которые к ней относятся критически и говорят, что при Патрике в Ирландии в IV-V веке не было никаких змей. Я читал исследование, согласно которому действительно в тех местах произошла экологическая катастрофа. В Ирландии много болот, торф. Рядом, через канал святого Георгия переплываешь - Шотландия, Англия, там этих змей предостаточно. В Ирландии их нет, они исчезли. Поэтому на католических иконах Патрика изображают обычно в епископской мантии, в тиаре с посохом, трилистником, иногда крест сочетается с трилистником. А ногами он попирает змей, которые скромненько уплывают в разные стороны от скалистого берега Ирландии.

Евгений Никифоров: - А как сейчас? Разработана ли православная иконография?

Протоиерей Александр Шабанов: - Вы знаете, я слежу последние 20 лет, у нас здесь, в России пишут очень хорошие иконы. Неплохое решение лика святого Патрика. Я должен сказать, что большая работа относительно кельтских, ирландских святых проводится благодаря трудам протоиерея Михаила Насонова. Это настоятель нашего Патриаршего подворья в Дублине - храма Петра и Павла. Там шикарный иконостас. Разные варианты изображения и Патрика, и Бригитты, и Коломбы, малых и немалых кельтских святых. Я думаю, что после события 9 марта с. г. количество икон Патрика и их вариантов должно увеличиться.

Евгений Никифоров: - А как вы думаете, с чем было связано такое решение? Вроде бы у нас множество мучеников, мы прославляли их в течение всех 25 лет церковной свободы. Столько своих святых русских и признанных православных!

Протоиерей Александр Шабанов: - Мне сложно отвечать, что я не хочу гадать. У меня есть предположение, что, может быть, это следствие встречи святейшего Патриарха и папы Франциска под теплым гаванским солнцем. Было намечено, что мы будем сотрудничать - я помню эти документы - в развитии исторических, культурных исследований. Может быть, это сыграло роль? Может быть, внутри самой церковной полноты наблюдалось все более частное обращение к этим святым, к Патрику, по крайней мере. Знаете, что я вам хочу сказать, я, когда анализировал - вдруг понял, что это впервые в истории русской, той которая является наследницей российской православной Церкви событие, когда мы сами, не глядя на греков, антиохийцев или кого-то ещё, приняли в свои святцы святых принадлежавших временам до раскола, западных святых. До этого подобного ведь не было, мы никого не принимали. Может, мы смотрим, что делала Зарубежная Церковь и как бы дублируем - нет, вряд ли мы дублируем, по крайней мере, учитываем опыт зарубежной Церкви, и поэтому включили в наши святцы.

Евгений Никифоров: - Зарубежная Церковь сделала это раньше.

Протоиерей Александр Шабанов: - Да. Я говорю, что доклад Иоанна Максимовича состоялся в 1952 году, а потом уже святые были внесены в святцы. Я помню, что в 90-х годах был издан на английском языке свято - Германовский календарь в Платине. Кстати, отец Серафим Роуз - один из первых авторов, через которых мы узнали этих западных святых. По моему, в 1991 году кто-то репринтом издал его брошюрку «По стопам святого Мартина Турского и Патрика Ирландского». Уже тут было такое откровение.

Евгений Никифоров: - Безусловно, да и сейчас, честно говоря, это многих шокирует. Это так непривычно для православного сознания! Хотя я знаю жития западных святых - понятно, что по духу они совершено неправославные, там не узнаешь ничего духовного, наоборот - видишь что-то извращенное, какие-то аффекты, особенно Бригитты Кельтской, и т.д. Это настолько противоположно православной духовной традиции! А в Патрике, несмотря на эти его гимны, чувствуется что-то другое, гораздо более близкое нам.

Протоиерей Александр Шабанов: - Если читать внимательно его житие - там всё просто. У него есть сомнения, он рассказывает об этих сомнениях. Он слышит призыв Бога, он идет за Ним, он жалуется, он сомневается. Чудес, которые с ним связаны, в его текстах нет, он не рассказывает об этом. Эти наслоения появились потом, через 200 лет.

Евгений Никифоров: - Собственно, как и с нашими святыми, даже достаточно поздними, обязательно начинали придумывать или не придумывать, но какой-то матушке показалось, епископ подумал, решили внести в Предание. Общая религиозная практика.

Протоиерей Александр Шабанов: - Да. Более того, в житии Патрика есть удивительные моменты. Например, его соревнование с друидом, когда друид подходит к нему и вливает в его чашу яд. Патрик осеняет крестным знаменем эту чашу, переворачивает её, содержимое чаши застыло как лёд, и только капля яда не застыла, она вылилась отдельно. Религия не знает другого языка, кроме языка символа. С этим друидом ничего не происходит, т.е. он не наказывает, никакого волшебства. Всё очень содержательно и понятно: яд да не тронет тебя, а ещё смертность: пью, да не повредит ему. Иллюстрация Евангельских слов присутствует, т.е. нет экзальтации, там ничего с ним не происходит.

Евгений Никифоров: - А сейчас в Ирландии, кроме этих маршей, его почитают?

Протоиерей Александр Шабанов: - Да, конечно. Если, например, вы едете в какой-то город, и вам нужно найти гостиницу - вы можете просто в навигаторе набрать город и Патрик - стрит. Вы попадете в центр, где точно есть гостиница. Как у нас в любом районном центре - наберите улицу Ленина, и окажетесь у какого-то кремля, или советского, или древнего. Там все это и есть: и школа святого Патрика, и иконы в соборах. Они берегут это наследие. Помнят, по крайней мере, и детей называют этим именем.

Евгений Никифоров: - Дорогой отец Александр, я вам очень признателен за сегодняшний рассказ об этом замечательном человеке, с такой удивительной судьбой: разбойники, путешествия, в 30 лет епископ, совершает замечательные, назидательные чудеса, пишет чудесные стихи. Я хотел в заключение нашей программы, чтобы Вы закончили каким-нибудь сочинением, которое характеризует этого человека как личность.

Протоиерей Александр Шабанов: - Есть гимн кельтского христианства, называется: "Олений крик". Там есть такие строчки: «Я восстаю сегодня силою небес и солнечным светом, лунным сиянием, блеском огня, дыханием ветра, глубинами моря, твердию земли, крепостью скал. Я иду с Богом в этот час».

Евгений Никифоров: - Замечательно. Мне кажется, что это из образцов церковной поэзии, разве что псалмы Давидовы такой поэтической красоты и вместе с тем - духовности. Спасибо большое. Мне очень приятно, что святой Патрик входит в нашу жизнь. Для наших братьев и сестер достаточно авторитета владыки Иоанна (Максимовича).

Протоиерей Александр Шабанов: - Митрополита Антония.
Евгений Никифоров: - Отца Серафима Роуза, который был ревнителем. Все они были глубоко почитаемыми православными людьми. Их авторитет освящает имя святого Патрика и дает ему дорогу в нашу церковную и духовную жизнь.

Мы сегодня говорили о святителе Патрике, который принадлежит V веку нашей эры, ещё неразделенной нашей Церкви, святом с «острова святых», с зеленого острова - Ирландии. Который почитается, как оказывается, во всем мире, и, в частности, нашими православными собратьями - греками и Зарубежной Церковью уже давно. Это сертификат качества, подтверждающий, что святой Патрик - православного вероисповедования.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]