Перейти к основному содержанию

19:16 28.03.2024

Присутствует ли в традиции иудейской и мусульманской понятие Ангела-хранителя? На вопросы радиослушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев.

25.09.2013 15:15:24

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня. И у нас уже есть вопросы в студию. И первый вопрос, который мы рассмотрим, это: разрешает ли Библия служить в армии? Брать в руки оружие? И участвовать в военных действиях?

Мы уже говорили с вами о библейских законах ведения войны. Сегодня мы можем заняться исследованием вопроса о том, не противоречит ли служба в армии религиозным ценностям. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что в Священном Писании неоднократно говорится о прямом Божьем повелении начинать военные действия. Читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря:

 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.

 И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.

 И выделено из тысяч колен Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.

 И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.

 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;

И еще Господь сказал Иисусу Навину: не бойся и не ужасайся. Возьми с собой весь народ, способный к войне, и встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского, и народ его, и землю его…..И не было для них места, куда бы бежать - ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей» (Нав.8,1).

Иоанн Креститель, который называется в Библии большим из рожденных между нами, когда в нему обратились воины с вопросом: а нам что делать? Он сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (Лк. 3,14). То- есть, он не повелел им оставить военную службу, но установил некоторые границы, в которых она должна проходить. И словами получать ту награду за свою профессиональную воинскую службу, которую эти люди несли. Не препятствует воинская служба и глубокой вере в Бога

Сказано: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. И сотник ответил: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи только слово -и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему : сделай то, и делает. Услышав сие Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф.8,5-10). То- есть, братья и сестры, даже Христа удивила глубина веры в Бога этого профессионального военного.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка. Раба Божия Наталья. С праздником вас.

-С праздником вас тоже.

-Простите меня за мой вопрос. У меня святая вода. Она немного испортилась, вкус не очень хороший, и что-то там плавает. Не скажете, что делать?

-В таком случае ее можно вылить в чистое место. При каждом храме есть колодец или какая- то вырытая яма, куда сливают воду после крещения. И можно прийти в храм и выяснить, где такая емкость существует, и туда вылить.

Вернемся к нашему вопросу о том, разрешает ли Библия служить в армии, брать в руки оружие, участвовать в военных действиях? Военнослужащий может быть не только глубоко верующим, но и благочестивым и стремящимся к Богу человеком. Читаем из книги Деяний святых апостолов. "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10,1-2). Сотник Корнилий не назывался бы благочестивым милосердным, творящим милости народу, богобоязненным, если бы воинская служба препятствовала всему этому. Но как мы видим, никакого влияния на его религиозность и благочестие служба в армии не оказывала. Видим мы и в Писании, что некоторые профессиональные военные сподоблялись божественным озарением.

Сказано: « Сотник же и те, которые с ним, стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). Итак, они исповедовали в Иисусе из Назарета Сына Божия. Когда это же сделал апостол Петр, то Христос сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16,17) . Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его... Следовательно, воины, получившие положительное откровение об Иисусе как Сыне Божием получили от Отца небесного. И ни их воинская служба, ни их функция палачей не препятствовали их духовному озарению.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алле.

-Здравствуйте батюшка. С праздником.

-С праздником.

-Ну, я расслышал ваш вопрос. Мы к нему подойдем.

-Священное Писание со всей достоверностью квалифицирует представителей власти этого аппарата насилия как слуг Божьих и как назначенных Господом свыше. Читаем: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Пет.2,13-14). И еще: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. … Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (1 Пет.2,14; 1 Пет.3,13,4 ).

И в этом смысле известны слова Христа: «ибо все взявшие меч от меча и погибнут», есть перифраз ранее неизвестных слов: « Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 9, 6). Кстати, именно этими словами Закона Божия устанавливается необходимость смертной казни. Так же и в следующих случаях устанавливалась смертная казнь. Кто убьет какого -либо человека, тот предан будет смерти. А выше мы прочитали: «кто возьмет меч, а на него найдется другой меч, который будет его останавливать. И все это по воле Божьей. Кто убьет какого- либо человека, тот предан будет смерти». (Лев. 24, 17). И еще: «и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти »(Лев. 24, 16).

Но важно отметить, что не бывает смертной казни без решения суда. Сказано: « Во всех жилищах твоих, которые Господь Бог твой даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров» (Втор.16, 18). Следовательно, известные слова: «не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены» (Лк. 6-37) надо понимать так: не суди сам, но предоставь право совершать суд тому, кто имеет на то право.

Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» (1 Кор. 6, 1-2). Это о праве церковного суда. Но христианин может обращаться и в светский суд. Читаем: «Но так как Иудеи противоречили, то я принуждён был потребовать суда у кесаря, впрочем, не с тем, чтобы обвинить в чём-либо мой народ. (То- есть он действовал в интересах собственной самообороны, а не нападал сам). По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами» (Деян. 28, 19 ).

Сын Божий считал, что власть приговаривать к смерти и миловать дана правителям от Бога. Читаем: «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19,19). За некоторые наиболее опасные преступления Христос почитал за лучшее именно смертную казнь. Читаем: «тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих»( Мф. 18, 6).

В целом ряде притч Христос признает за справедливое и необходимое возмездие физическое наказание или даже смертную казнь. Смотрите Лк. 19 , 27; 13, 1 – 5, и так далее. Господь Иисус Христос не использовал бы подобных примеров и образов в своих притчах, если бы считал подобные примеры не заслуживающими нашего нравственного внимания. А потом обратите внимание, когда умирал царь Давид, какие распоряжения он давал? Он давал распоряжения, чтобы умертвили людей, которые грешили против него. Неужели ему перед смертью нечем было заниматься, как выносить такие решения? Как человек религиозный, он понимал, что если человек за свое преступление в этой жизни получит наказание, то тут действует принцип: за одно дважды не наказывают. И в будущей жизни он уже не будет отвечать за то преступление, которое он совершил. Есть одна такая интересная история о смерти праведного дяди одного грешного племянника. Эта притча восходит ко временам второго храма.

Был один мудрец, который очень скрупулезно изучал Закон Божий, но однажды он совершил какую-то ритуальную неточность и за это был приговорен синедрионом к смертной казни. А у него, у этого благочестивого человека был племянник, который все время отказывался изучать Закон Божий, и который всегда смеялся над своим дядей, что тот всю жизнь посвятил заповедям Бога. И когда этот нечестивый племянник узнал, что его дядю приговорили к смерти за какую-то ритуальную неточность. Он обрадовался, взял бревно, которое нашел, чтобы дядю казнили на этом бревне, привязал к коню это бревно и на коне приехал к дяде, к его школе и сказал: вот ты всю жизнь изучал законы и смотри, к чему это привело. Тебя приговорили к смертной казни. А он проводил последнее занятие для своих учеников, а потом отправлялся на место казни. Он окончил занятие и говорит племяннику: а ты вот подумай, дорогой мой, я все старался строго исполнять, скрупулезно, но даже я совершил ошибку, которая достойна смертной казни. А вот ты ничего не старался исполнять. Ты всю жизнь грешил, ты поступал неправильно. Ты представляешь, что тебя ждет?

И племянник вдруг понял, что дядя на самом деле проявляет такую покорность перед Господом, перед Его заповедями, проявляет праведность. И тогда он поспешил опередить своего дядю, отрубил бревно, прискакал в суд и рассказал о всех своих преступлениях. И тут же ему вынесли приговор. И когда дядя пришел в синедрион, чтобы его казнили - он узнал, что его племянник уже несет наказание за свои страшные грехи. Он сказал: мой племянник опередил меня. Вот почему, умирая, Давид давал распоряжение казнить тех людей, которые грешили против него. Не потому, что ему нечем было заниматься перед смертью. А потому что он хотел позаботиться об этих людях. Потому что человечество, н е искупленное кровью Христа, имело единственную возможность не отвечать за какие-то преступления. Они должны были получить в своей жизни наказание по полной программе. И тогда действовал принцип, что за одно преступление два раза не наказывают.

 Таким образом, мы устанавливаем, что воинские и правоохранительные функции светской власти и деятельность верующих во власти не противоречат Божественному откровению. И только невежественные сектанты, которые искажают Библию или, как правило, плохо ее знают, они больше читают какие-то свои журналы. И только невежественные сектанты могут так грубо восставать против этой очевидной библейской истины.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Алле. Вы меня слушаете?

-Отойдите подальше от приемника и говорите.

-Здравствуйте батюшка. Я хотела задать вопрос. Почему на католическом кресте ноги Спасителя прибиты одним гвоздем? Что они хотят доказать? Что они правы? Или они свое отличие показывают, что ли?

-На самом деле в римо-католической церкви есть разные традиции изображать распятого Христа. Есть традиция, когда двумя гвоздями пробиты Его ноги, каждая в отдельности. Есть традиция, когда ступни скрещены и пробиты одним гвоздем. То, что до сих пор у них эти две традиции уживаются -это свидетельство того, что они не придают существенного значения тому, как изображается Христос: с одним гвоздем, который вбит в две скрещенные ноги. Или с двумя гвоздями, когда ноги раздельно. То есть для них насколько я понимаю, это не имеет принципиального значения, поэтому они допускают как бы и нашу византийскую традицию. Есть них какая-то своя традиция. Но вот когда я был в Европе, я посещал старинные латинские храмы, которые в древности были православные, там как раз в изображении Христа - два гвоздя, вбитые в ноги.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте батюшка.

-Здравствуйте.

-У меня вот такой вопрос. На радио Радонеж неоднократно говорили, что Бог любит людей больше, чем родная мать, а в тоже время в передаче «семейная жизнь ветхозаветных патриархов» сказали такую фразу: Бог Исава ненавидел, а Иакова любил. Как Он может ненавидеть Исава, если Он любит всех больше, чем родная мать?

-Вы знаете, уважаемый, откройте свою домашнюю Библию или если у вас есть книга, которая называется «Симфония» и посмотрите. Это прямая цитата из Библии. В Библии сказано: «прежде чем они народились, а уже Бог Исава возненавидел, а Иакова полюбил». Но здесь с другой стороны надо понять, что когда по отношению к Богу в Писании используются вот такие выражения: возлюбил, возненавидел - они слишком антропоморфны, то есть они человекообразны. То- есть, в действительности Библия говорит с нами человеческим языком. Как один из малых пророков от лица Бога сказал: узами человеческими Я влек вас к себе. То- есть, Бог говорит с нами на нашем языке. То- есть, учитывая наш аппарат.

Конечно же, Бог бесстрастен. И когда мы говорим, что Бог нас любит, то это не любовь в человеческом смысле. Потому что любовь в человеческом смысле- это некая страстность, привязанность. Это некоторые определения: этого люблю, этого не люблю и так далее. А когда мы говорим о Боге, то Бог абсолютно бесстрастен. Поэтому отцы объясняют так. Вот в случае с Иаковом и Исавом. У Бога нет прошлого и будущего. У Бога всегда настоящее. То –есть, Он не ограничен временем, пространством, так как каждый из нас. То- есть, Он присутствует в каждой точке пространства и в каждой секунде времени. В Нем Иаков, который еще не родился, уже состоялся как праведник. Прежде чем родились Иаков и Исав, Он знал, какой характер будет сформирован у каждого из них. Он знал, что сердце Исава не будет послушным Ему. То есть Исав еще не родился, но уже состоялся как злодей.

Поэтому на самом деле такой текст из Писания- это констатация факта, что Богу было известно, прежде чем эти дети родились на белый свет, что один из них станет злодеем- это Исав, а другой станет праведником, родоначальником, патриархом 13-ти колен еврейского народа. Но это именно прямая цитата из Писания. Это я не от себя сказал. Странно, что вы не знаете эту цитату.

-У нас еще один вопрос, который мы получили по почте. Какую роль в деле нашего спасения совершают ангелы? И как надо их чествовать?

 -Ну, что можно ответить на этот вопрос? Если мы идем путем спасения, то неизбежно приближаемся к ангелам, этим удивительным небожителям. Сказано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12, 22). Ангелы и есть те служители Божьи, которые посылаются нам от Бога для помощи нам в деле нашего спасения. Читаем: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр.1,14). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».

Могут ангелы быть и мстителями за обижаемых, и Сам Христос предупреждает нас от их мести: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Словами «ангелы их» Христос устанавливает, что у каждого человека есть его личный ангел-хранитель, который ходатайствует за нас пред лицом отца небесного. Как мы прочитали. Причем наш ангел настолько близок к каждому из нас, что и внешне похож на нас. Читаем: « А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились» (Деян. 12, 15).

То- есть, они, древние христиане, веровали в то, что ангел -хранитель внешне напоминает собой человека, которого он оберегает. В данном случае апостола Петра. Ангелы, промышляющие нашим спасением, испытывают огромную радость о каждом кающемся человеке. Сказано: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). Священное Писание научает нас и тому, как надо почитать и чествовать ангелов. Читаем: «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» (Нав.5,14).

 И еще: « Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю»(Суд.13,20). И еще: «Когда он- т.е. ангел- говорил мне-т. е. пророку Даниилу такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел». … Потом, когда другие ангелы не могли устоять против него, он и говорит об этом пророку(Дан. 10, 15). Как наш ангел-хранитель защищает и оберегает нас, сказано: «ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» (Пс. 33, 8). Именно ангелы возносят наши молитвы перед лицом Божьим. Читаю: « И пришел иной ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано ему было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами всех святых от руки ангела пред Бога» (Откр. 8,3-4).

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте.

-Благословите, отец Олег. С праздником вас. Раб Божий Сергий.

-С праздником вас тоже, Сергей.                              

-Батюшка, скажите, пожалуйста, вот в традиции иудейской или мусульманской присутствует понятие ангела именно как хранителя,? И если нет, то что у них вместо этого?

 -Если взять ветхозаветную традицию, то мы имеем книгу Товита, в которой очень подробно рассказывается о том, как ангел под видом человека заботился о праведных людях. И в самом Ветхом Завете много текста, где говорится об ангелах - хранителях. Я привел один из этих текстов. Это 33 псалом 8 стих, где говорится, что ангел Господень ополчается вокруг боящихся Господа. То- есть он ведет борьбу со всеми, которые нападают на боящихся Господа. А в книге пророка Даниила говорится о том, что даже у каждого народа есть свой ангел-хранитель. И между ними бывают чуть ли не конфликтные ситуации, как описано в книге Даниила, когда каждый ангел отстаивает тот народ, который ему поручил Господь.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка. С праздником вас.Это Анна из Одинцово вас беспокоит. Спаси Господи за ваши книги, за ваше служение, которое вы совершаете. Я бы хотела спросить об Измаиле, сыне Авраама. О его семье, о детях. Какой народ произошел от него?

-Измаил- это праотец всех арабов, то есть всех мусульман, скажем так. В нынешней ситуации большая часть арабов-это мусульмане. И он был сыном Авраама и сыном Агарь. Агарь- это египетская принцесса, которая решила, что лучше быть служанкой у Сарры, жены Авраама, нежели принцессой в Египте. И фараон подарил ее Сарре, чтобы компенсировать то желание, которое было у фараона по отношению к Сарре. Конечно, оно было нереализовано, это было нечестивое желание. И есть пророчество о том, какая участь ждет арабов. Прежде всего, есть библейская пророческая характеристика всех арабов, там сказано, что Измаил будет как дикий осел среди других народов. Руки его против всех, потому что он воюет со всеми, а руки всех против него. С ним воюют все. Потом есть интересное пророчество о том, что однажды он свергнет иго евреев, скажем так, себя восставит против них. Это пророчество исполняется в тех арабских восстаниях, которые происходили в древности, и сейчас происходят. И главное- это пророчество исполнилось тогда, когда Святая земля была захвачена этими арабскими племенами. И они там воцарились на достаточно длительное время.

А так как Исав породнился с домом Измаила, то некоторые пророчества, которые имел Исав, напрямую относятся к арабской нации. Например, когда Иаков похитил благословение у Исава, обманув своего слепого отца, Исав пришел и говорит: неужели у тебя только одно благословение? Дай мне тоже благословение. И тогда Иаков дает благословение от тука земли. То- есть, этому родоначальнику арабов. Исав, как известно, взял дочерей Измаила себе в жены, было такое благословение от тука земли. А что такое «тук земли»? В то время люди этого не знали. И эти слова кому-то казались бессмысленными. А когда в начале XX века американцы по заказу Саудовской Аравии делали разработку по поиску воды в пустыне, то они вдруг нашли нефть. Арабскую нефть. Тот, кто видел ее и трогал, тот знает: это действительно тук земли. Тук- это жир. И вот это благословение от тука земли, от этой нефти, оно было обетовано в глубочайшей древности, во дни патриархов. Оно действует. Эти люди действительно имеют благословение от тука земли. В этих странах они практически не работают. Они все получают нефтедоллары. Там человек рождается- и ему сразу начисляют какие-то суммы.

Если говорить о православных предсказаниях по поводу арабской нации и, собственно говоря, ислама, то есть очень интересные пророчества, что в последние времена, когда к власти придет антихрист, подавляющая часть мусульман примут христианство. Вот такие пророчества существуют. Они византийского происхождения. Достаточно древние пророчества. Что произойдет объединение этих людей с христианским миром. И будут действия типа военных против антихриста и его апостолов. То –есть, путь этого народа, он еще не пройден до конца. Поэтому когда мы говорим об арабах, это очень древний народ. Ведь многие народы, которые существовали во дни рождения Измаила, были великими, но они уже прекратили свое существование. Где ассирийцы? Где вавилоняне? Ничего не осталось от этих древнейших народов. Египтяне?- я имею в виду настоящих египтян, а не арабов, которые пришли и сейчас там живут. Эти народы прекратили свое существование.

Но вот арабскую нацию Господь для чего-то сохранил. Было такое мнение у святых отцов опять же византийского происхождения, что Бог использует ислам как бич против христиан, когда те перестают исполнять законы Евангелия. И тогда Бог как наказание насылает на таких христиан как раз агарян и мусульман. И этой позицией пытались объяснить падение Византии. Ведь это же не просто так Византия пала. Бог попустил. А за что им было такое наказание? За то, что они заключили флорентийскую унию с католиками. И все знают, когда была заключена флорентийская уния. Но мало кто имеет представление, когда же она прекратилась в греческом мире. Когда Махмед II брал Константинополь, его отец так и не смог взять Константинополь. Махмед II очень долго бился за Константинополь и хотел уже возвращаться, но он был взят. Почему он его взял? Потому что в это время прибыл кардинал в Царьград и заключил договор с императором, и стал служить службы. А православные священники не хотели поминать Папу, и их подвергли гонениям. И Бог попустил, чтобы Царьград пал. А католический Запад, конечно, обманул Византию. Они обещали военную поддержку, и никакой поддержки не оказали. А как же вы спросите, греки вернулись назад в православие? Мусульмане ятаганами их загнали назад в православие. Потому что, когда мусульмане пришли к власти, они сказали: ни в одном храме не поминайте Папу. Ведь Папа Римский был главный враг мусульман. Он организовывал крестовый поход против них. И вот Бог использовал их, что своими ятаганами они загнали этих униатов, сторонников византийской унии назад в православие. То- есть Бог попускает какие-то нашествия, но с одной целью: он хочет врачевать какие-то недуги.

А татаро-монгольское иг о, что было обрушено на нашу землю? Князья очень сильно враждовали друг с другом. Еще преподобная Ефросинья Полоцкая объясняла причину монгольского нашествия именно тем, что они в распрях были друг с другом. Славянские православные князья уничтожали друг друга. Делали набеги, одно княжество на другое. И Бог тогда попускает нашествие этих монголов на наши земли. И когда иго нашествия обрушилось на наш народ, тогда народ начал сплачиваться. И принципы единовластия потому возникают, что необходимо подчиняться Великому князю. Потом Великие князья становятся государями московскими. Создалась консолидация еще большая, и потом иго было свергнуто.

То –есть, Бог всегда посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас. Но когда мы сохраняем верность заповедям Евангелия, то Бог защищает нас от наших врагов. А когда мы отклоняемся от истинных евангельских заповедей, Бог может попустить на нас какое-то очередное нашествие. Не дай Бог, конечно, но иногда Господь действует именно так.

Итак, мы выяснили из Библии, что ангелы Божии и ходатаи и мстители за нас. Наиболее успешные служители Божьи во имя нашего спасения возносящие за нас молитвы и приближающие наши собственные молитвы к Богу. И мы должны чествовать и почитать их. Но сами ангелы всегда ищут славы и почитания только для Бога. Сказано: «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22, 8-9 ). То- есть, ангелы никогда не ищут славы себе, они ищут славу Богу. И их главное служение – воспевать Бога.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка. С праздником. Благословите меня.

-Бог благословит.

-Батюшка, а вы не скажите, у русских какой ангел-хранитель? Где вообще это можно было бы узнать? Потом вот Михаил Архангел, если я конечно ничего не путаю, он также сейчас покровительствует иудеям? Или после того, что случилось, он отошел от них?

-Если говорить о православных христианах, то смотрите, вот какая дилемма тут возникает. В Ветхом Завете действительно говорится, что у каждого народа есть как бы свой ангел, который стоит за целый народ перед Богом. Но в православной традиции мы видим, что каждый верующий имеет своего персонального ангела-хранителя. И древние иудеи, когда они были церковью Бога ( это была ветхозаветная церковь, до того момента конечно, когда завеса в храме разорвалась, тогда они перестали быть церковью Бога), они тоже имели ангелов своих, которые ходатайствую за них перед лицом Господа. То- есть, в некотором смысле каждый православный христианин имеет значение целой нации. Вот, представьте себе огромная нация, какое-нибудь племя индейцев майя и вот Бог дает им покровителя, потому что в Библии, в книге Даниила говорится, что там были ангелы-хранители греческого народа, у персов, у вавилонян и других. А тут один человек соответствует целому огромному народу. Вот такую ценность в глазах Бога имеет каждый человек, каждый православный христианин.

Но мы не может этим превозноситься. И в этом смысле мне очень нравится высказывание отца Сергия Булгакова в его книге «Православие». В этой книге он предлагает такое рассуждение. Он пишет: из всех религий истинная религия- это христианская, из всех христианских направлений истинное- это православие. А далее он пишет: «но Бог нас избрал не потому что мы лучше других людей, а наоборот. Помните притчу, когда было сказано: идите собирайте на брачный пир всех: хромых, кривых, убогих, и наполнился ими пир». Вот так и апостолы. Когда Божий народ, потомки Иакова, Авраама, Исаака низвергли Христа и сказали: не знаем царя, кроме кесаря- ну, Бог их и оставил один на один с кесарем. Когда войска императора Тита окружили Иерусалим, они тогда узнали, что такое быть во власти кесаря и кричать: у нас нет царя, кроме кесаря.

И вот то, что мы оказались в положении народа Божьего -это милость Бога и великая ответственность, которую мы должны осознавать. Поэтому надо понять, что когда наши предки говорили, что Москва есть третий Рим, а четвертому не бывать, это не была какая-то гордая позиция, нет. Это был ужас и осознание глубочайшей ответственности, которая легла на плечи русских православных людей после того, как Константинополь пал под натиском агарян.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте.

-Это снова Анна вас беспокоит. Знаете, с пенсии небольшие проценты идут, чем их выбрасывать, кому их можно отдать?

-Отдайте просящим.

-И вот теперь я хотела про цыган спросить. Что это за народ? Откуда они произошли? И можно ли им подавать? Почему они не работают?

-Святые отцы нас учили: пусть милостыня запотеет в твоей руке. Что они имели в виду? То- есть, нельзя подавать всем подряд. Если у людей такой образ жизни, то, наверное, это уже не бедность, а такая профессия. Профессиональные нищие в любом случае не заслуживают подаяния. Подаяния заслуживают реально обедневшие люди. У которых мизерная пенсия. Которых обижают их родственники. У которых совсем нет родственников, и они очень одиноки и очень бедствуют. Потом помощь, она не всегда должна иметь денежное выражение. Иногда надо проявить внимание к этому человеку. Но в любом случае милостыня должна запотеть в руке. Потому что то, что нам Бог посылает, мы должны этим очень дорожить. Вот сегодня утром читалось Евангелие, и там сказано, что Господь пять тысяч человек насытил хлебами, и собрали оставшееся в коробы. И там говорится, сколько коробок было собрано с оставшейся пищей. В других Евангелиях говорится, что Господь повелел собрать оставшуюся пищу.

Чему нас Господь научает таким образом? Он научает нас бережливости. Мы должны бережно относиться к тем божественным благодеяниям и милостыням, которые Господь оказывает нам. И если у нас есть желание поделиться этими милостями божьими с другими, вот здесь действительно милостыня должна запотеть в руке. Во-первых, в Писании выстраивается правильная иерархия, к кому мы должны обращать нашу заботу прежде всего. Прежде всего- своей семье. Сказано в Библии: « Кто о своих домашних не печется, тот хуже неверного отрекся от веры». Далее- кому мы еще должны помогать? Сказано: делайте добро всем, наипаче своим по вере. Что это значит? Я иду на рынок, вижу, что там сидят люди другой веры, другой нации. Если я вижу, что какая-то русская бабушка продает -я обязательно пойду к бабушке. Я никогда не подойду к другим людям. Потому что сказано: делайте добро всем, наипаче своим по вере. Я выбираю ботинки себе, хочу купить ботинки. Я вижу там хорошие немецкие ботинки, недорогие, но я увидел белорусские ботинки, и возьму белорусские.

И вот тот момент, когда мы на всех уровнях будем отказываться от услуг, которые нам предлагают чужие в пользу своих, то есть делать добро всем, но наипаче своим по вере- вот такая наша поддержка друг друга обезопасит нас в зависимости от людей, которые могут очень плохо к нам относиться. Они просто зарабатывают на нас, но наши интересы они никак не представляют. С другой стороны, конечно, если сказано «делайте добро всем», если мы увидим, что человек другой веры, другой нации оказался в тяжелом положении, и мы реально поняли, что это не какая-то мистификация перед нашими глазами личной беды человека, то вы должны помочь. Но всегда выстраивайте эту правильную иерархию. Что на первом месте, на втором, на третьем, а что-то на семьдесят седьмом.

Но вернемся к ангелам. Иногда меня спрашивают , а как ангелы выглядели? Есть ли какое описание этих ангелов? именно один человек спросил: вот в библии изображают таких херувимчиков с детскими лицами. Неужели ангелы такими и были? Я смотрел некоторые журналы Свидетелей Иеговы, там изображают ангелов бородатыми, ну, наверное, чтобы подчеркнуть их мужественность и достоинство, но я не очень себе представляю, как это можно сравнивать с ангелами. Реально ситуация вот такая: по-еврейски ангел -это крув. Такое есть еврейское слово. Сложные еврейские слова всегда проверяются арамейским языком. И вот в арамейском языке слово, производное от крув означает именно дитя. То- есть, ребенок. У этих ангелов- крувов были детские лица. Потому что сама этимология этого слова : крув- круве, имеет корневую основу, которая подсказывает нам, что действительно были в христианской традиции изображения херувимов с детскими лицами, вот с такой детской чистотой. Так оно и было.

Поэтому можно предположить, что многие люди просто невнимательно изучают Священное Писание. Когда мы внимательно все изучаем, то все становится на свои места.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте.

-Вот, у меня еще вопрос возник в связи с вашим ответом.

-Да-да.

-Вы объяснили, что Бог бесстрастен. А как тогда понимать фразу: Бог есть любовь?

 -А любовь- в Библии это понятие имеет совершенно четкое выражение. Там сказано, что любовь есть совокупность совершенств. Что значит совокупность совершенств? Вы нигде в библии не найдете свидетельства о любви, вот именно как о романтической любви, о такой человеческой привязанности. То, что ближе к понятию похоть. Любовь в библейском понимании- это исполнение Божьего Закона. Сказано: «любящий Меня исполнит заповеди Мои». Или если мы с вами откроем послание апостола Иоанна Богослова, то здесь нам предлагается следующее рассуждение: «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1 Ин.2,5). Что значит любовь совершилась? Это означает, что когда мы исполняем Божий Закон, то из плоскости чувства или нашего доброго намерения, любовь реализуется в то, чем она является. Совокупностью совершенств.

Божьи заповеди все сводятся Иисусом Христом к понятию: возлюби Господа Бога всем сердцем и всем помышлением своим, и ближнего, как самого себя. Таким образом, Он предлагает квинтэссенцию все заповедей. А реально заповеди, если взять Десятисловие Моисея, они регулируют отношения человека с Богом и человека с человеком. Таким образом, любовь- это когда мы выстраиваем отношения с Богом по Его Закону. Это любовь по отношению к Богу. Любовь по отношению к ближнему- это когда мы выстраиваем с ним отношения по заповедям Божьим, которые регулируются между человеком и человеком. Следовательно, если для кого-то любовь -это потворство человеку, принимать его таким как он есть, учитывая все его несовершенство- это не любовь. Это ненависть к человеку. Когда занимаются апологией его греховного состояния. Мы должны ненавидеть грех в каждом грешнике. А грешнику желать исправления. Поэтому любовь -это не потворство каким-то там страстям, низменным страстишкам. Любовь- это именно соблюдение Закона Божьего. Когда мы осуществляем любовь по отношению к Богу, заповедь Божия регулирует, что можно делать по отношению к Богу, чего нельзя делать. Тоже идолопоклонство запрещено. И отношения с ближними регулируются заповедями Божьими.

 Один деятель мне сказал: вот в писании сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Значит, надо начинать с самого себя. Сначала себя возлюбить, а потом уже и ближнего. Иначе ты не будешь знать, как возлюбить ближнего. Я ему ответил: возлюбить себя в библейском понимании означает спрашивать с себя намного строже, чем с других людей. А любовь к ближнему- это забота об их спасении. То есть ставить вокруг ограду заповедей Божьих, чтобы человек не нарушал бы эти заповеди. А стремился бы всеми силами к их исполнению. И вот для вас еще одна подсказка, возьмите любой христианский катехизис, неважно какой: православный, католический, протестантский. Что вы увидите в разделе «Вера»? В разделе Веры вы увидите «Символ веры». Что вы увидите в разделе «Надежда»? Изучается молитва «Отче наш». А что вы увидите в разделе «Любовь»? Десять заповедей Божьих. Потому что Писание- оно категорично. Поэтому сказано Второе соборное послание Иоанна Богослова 6 глава: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его»(2 Ин. 6). Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступать по ней. То есть любовь- это не просто ахи, охи какие-то, вздохи. Это именно когда мы регулируем любое наше действие по закону Бога. Вот это настоящая любовь.

Потому что любой грех суицидален, он несет в себе семена саморазрушения. И когда мы принимаем человека таким, какой он есть, как вот любят протестанты говорить, это значит- мы соглашаемся с его смертельными недугами, смертельными болезнями. А мы должны реально и объективно общаться с каждым человеком. Принимать любого человека, указать этому человеку на то, что это опасно для него, смертельно опасно и какой есть выход из этой смертельной ситуации. Как святые отцы нас учили: не подходи к грешнику, если ты не имеешь слов, чтобы помочь ему справиться с его грехами. То есть просто подойти позлорадствовать, опозорить человека, посмеяться над ним- это недопустимо.

Если у нас есть слова исправления для этого человека, вы должны подойти и эти слова сказать. А эти слова -Божьи заповеди, которые устанавливают божественные приоритеты. Ведь грехопадение заключается в чем? Они божественное право решать, что такое добро и зло, присвоили себе. Змей им так и сказал: вы будете как Боги, знающие добро и зло. То -есть каждый со своим автономным пониманием добра и зла. И все зло, которое существует в мире, оно существует потому, что у каждого есть свое автономное представление о добре и зле. А так как мое добро может оказаться для другого человека злом, а мое зло добром, каждый имеет свое представление, что такое добро и что такое зло, вот весь хаос в мире существует именно поэтому. И когда мы хотим восстановить статус кво, то есть как бы вернуться назад к этому моменту до грехопадения Адама и Евы, значит мы должны постигать Закон Бога. Ибо Господь в Своем Законе показывает, что есть зло в его понимании, это запретительные заповеди. Например, такие: не убивай, не кради. И что есть добро, повелительные заповеди: почитай свою мать, и так далее. Таким образом, Закон Божий -это и есть постижение добра и зла. Потому что Закон Божий открывает нам то, что хорошо и что плохо. А когда человек подменяет заповеди Бога каким-то человеческим законами- вот это и есть адамов грех. Когда свое мнение в понимании такого случая человек исхитил как бы из рук Бога свою собственность, таким образом, он нарушил божественный приоритет, божественное право за человека и вместо человека решать, что такое добро и зло.

Ибо грехопадение заключается в том, что люди присвоили себе божественное право или приоритет самими решать что такое добро и зло. И это относится к категории любви, потому что в Библии и в Новом, и Ветхом завете это понятие фигурирует тогда, когда речь идет о гармонии с волей Создателя. То- есть, когда мы выстраиваем такие отношения с Богом и с ближним, которые регулируются заповедями Бога. Если что-то иное мы выстраиваем с человеком, это никакого отношения к любви в библейском понимании не имеет.

-Итак, у нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алле.

-Добрый вечер, батюшка.

-Здравствуйте.

-Владимир вас беспокоит. Вопрос такой. В записках Мотовилова в одной из глав ангел Мотовилову показывает создание и строение человека с его душой, телом, и так далее. Как вы это прокомментируете? Потому что здесь ни одна….

-Хорошо. Я понял ваш вопрос. Вы знаете, сейчас не осталось времени на ответ для вас, потому что буквально две-три минуты у нас только. Но я постараюсь к следующей передаче, если буду жив, Господь позволит вернуться к этому вопросу.

Итак, помолимся о здравии болящих.

Так же помолимся за бедствующих в Хабаровском крае. Пусть Господь их благословит в тех тяжелых условиях, в которых они оказались.

Помолимся об упокоении.

И как всегда я испрашиваю ваших молитв за то служение словом и евхаристию, которую я совершаю. Спасет вас всех Христос!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+