Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Покаяние - это именно изменение жизни. Хочешь - кайся, не хочешь - иди в преисподнюю. Это свободный выбор каждого человека.

22.06.2017 11:03

Покаяние  - это  именно изменение жизни. Хочешь - кайся, не хочешь - иди в преисподнюю. Это свободный выбор каждого человека.

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/06/03/21-00.html

-О. Дмитрий,  простит ли Бог, если опять и опять впадаешь в один и тот же грех? Есть ли предел Его терпению, или когда нибудь  Он отвернется, и уже не будет  смысла каяться? Может ли Он отнять покаяние?

-Человек, который задал этот вопрос, не знает, что такое покаяние. И это  довольно частая проблема. Конечно,  терпение Господне нам непонятно. Потому что наше терпение не долговечно и очень выборочно, поэтому мы приписываем наши свойства Богу. Такое антропоморфное сознание. А Богу ничего не нужно терпеть. Если даже Господь что-то меняет в наших отношениях с Ним, то это не потому, что у Него кончилось терпение, а просто Он  подбирает для нас другое средство. А так что такое покаяние? Что значит отнять покаяние? Это странно. Если человек  хочет изменить свою жизнь -  как это желание можно у него отнять? А покаяние  - это  именно изменение жизни. Хочешь - кайся, не хочешь - иди в преисподнюю. Это свободный выбор каждого человека.

-Но  раз грех повторяется из раза в раз  - это  свидетельствует о том...

-Это значит, что грех более силен в человеке, чем желание покаяния, больше ничего. А спастись человек может только путем дисциплины и покаяния.

-Но человек говорит: я хочу измениться, но у меня не получается.

-А  дело  в том, что у тебя получиться и не может. Что такое покаяние? Это значит, что человек  силы своей души тратит на  воздержание от греха и на молитву к Богу, чтобы  Он его  от этого греха освободил. Вот собственно и все.   С одной стороны человеческие усилия, а с другой стороны -  милость Божия, которая  выражается в послании благодати Святаго Духа.

-Молитва есть, а грех не уходит -  значит, усилий не хватает?

-Нет, это значит, что любовь ко греху больше, чем желание от него освободиться. Грехолюб.

Тел. звонок:

-У меня наверху  живет такой подонок, не дает мне жить, все время стучит. И вот я все время гневаюсь, нахожусь в  такой злобе. И все время исповедуюсь, вот как мне быть? Есть такое  выражение – кто виноват - тот, кто толкнул или тот, кто упал? Вот он меня толкает, я падаю -  я виновата?

-А что  вы хотите от меня, чтобы я вам выписал индульгенцию? Бесплатно мы не выписываем. Что вы хотите от меня? Чтобы я признал вас невиноватой ни в чем. Признаю. И потом интересно  как это поддонок может быть сверху. Подонок от слова «дно», значит, он должен  быть внизу. Что делать? Да очень просто: квартиру поменять. Например,  в этом же подъезде на первом этаже. Первый этаж всегда дешевле, люди с вами с удовольствием поменяются. Да тысяча вариантов, надо только пораскинуть палатой своего ума.

-Батюшка, почему нельзя буквально понимать слова Христа, что поклоняться Отцу будут не в храме, а  в Духе и Истине?

-Да потому, что можно поклоняться и в храме. Но в данном случае, возможно, здесь намек на то, что пройдет несколько десяточков лет  - и храма не будет.  А христиане будут собираться по домам и катакомбам и будут поклоняться в Духе и Истине.

-Храм  - это замечательное место для молитвы, но когда его нет.....

-Он так и именуется Домом молитвы.

-Что нужно делать, чтобы ребенок всем сердцем полюбил Бога? Ребенку пока 10 месяцев.

-Нужно для этого  употребить все творческие силы своего ума. И всю любовь в сердце.

-Но  какие-то приемы батюшка можете порекомендовать?

- Феофан Затворник говорил, что деточек  нужно почаще прикладывать к иконам, нужно причащать Святых Христовых Таин, обязательно нужно читать Евангелие. Особенно те  места, которые ребеночек просит, полюбил. Все время с ним этим заниматься.

-Нередко родители сначала носят, потом водят  детей, достаточно регулярно занимаются с ними. Вырастает ребенок -  и в нем нет любви к Богу.

-А для этого нужно чтобы ребенок не ходил в школу.  Потому что современная школа может ко всему охоту отбить: и к учебе, и к музыке, и к искусству, и к науке.

Но вот сегодня я беседовал с одним молодым человеком, ему лет 10-11.  У них  в классе есть один мальчик, он самый крутой. Я говорю:  а он что, яйцо?  Как мальчик может быть  крутым, его кто-то сварил? Говорит – нет. А тогда в чем его  крутизна то, что это значит? Ну, он большой, сильный, хорошо учится. А, говорю, это понятно. Но я говорю – самая главная крутизна она вообще не в этом. Самый  крутой  - тот, кто больше любит Бога и носит в себе образ Христа. Потому что мальчиков, которые хорошо учатся или тем более большие -  таких полно. Желательно бы больше, но все равно их немало. А вот мальчиков, которые всем сердцем любят  Христа и знают Евангелие  - тех почти не осталось. Потому что школа перенаправляет усилия детей не на то.

-И усилий родителей недостаточно, чтобы удержать?

-Нет, конечно. Дело в том, что с  определенного возраста, лет с 9  каждый мальчик и девочка начинают подчиняться детскому коллективу. И полностью попадают  под его влияние. И уже влияние отца с матерью как бы ничтожно. Ребенок уже воспитывается коллективом. Дети  хотят быть такими, чтобы заслужить признание коллектива. А когда  дети воспитываются на домашнем образовании  - то у них только  один авторитет: папа -  мама. Но может еще дополнительно дедушка. И тогда уже можно, во всяком случае, ребенка освободить от всяких айпадов, и он может заняться поэзией, наукой, математикой, языками. Я знаю одно семейство, у них трое детей, и они воспитываются дома и знают по несколько языков, очень хорошо учатся, занимаются спортом.  Эффективность больше, они  не просиживают лишних часов, на них никто не оказывает давления. Их никто не дразнит. Потому что в школе  - бесконечные обзывания.

Тел. звонок:

-Не у всех же есть возможность домашнего образования?

-Конечно, не у всех. Но у всех есть возможность запереть их в школу, потерять над ними контроль и получить уже в этом душном, не пропускающем воздух целлофановом пакете вместо   воспитанного ребенка хамло. Вот такая возможность есть у всех.

-Не видят люди для себя такой возможности.

-А тут не надо никакой возможности. Каждый советский человек, который прошел советскую школу, вполне может по учебникам,  которые он сам выберет, пройти со своим ребенком материал.

-Для этого ему надо просто не работать.

-А зачем многодетной матери работать? Разве это не работа -  воспитывать и  учить своих детей?

-Ну, это если папа достаточно зарабатывает.

-Папа должен достаточно зарабатывать, работая на трех работах. А субботу -  воскресенье посвящать детям и давать отдых маме. Ну а потом детки, когда они станут пятиклассниками -  они будут уже помогать учить младших.  И надо только это организовать.  А если человек считает, что с детьми надо сидеть дома, сложа руки - то тогда ничего не выйдет.

С детьми надо пахать, в противном случае  вырастет большая семья, но они будут не мамины, не папины, а уличные, школьные -  какие угодно, только не церковные. Что и получается.

-Возможно ли беременной жене требовать от мужа внимания и заботы, если муж большую часть времени уделяет интернету, телефону, намеки не  помогают, а требовать внимания напрямую как-то по  -  женски неудобно и стыдно, помогите советом, пожалуйста!

-Ну, какой тут совет? Это проблема XXI века. Дело не в телефоне, а  в том, что современный мужчина своей жизнью нацелен и, как мне нравится выражение – заточен под то,  чтобы отдыхать и получать удовольствия, а все проблемы взвалить на жену. Так было в его семье, так и у папы. Мы же  советские люди! Кушай, сыночка, кашку.  Вот и нету других забот. А многодетная семья -  это уже из  области XIX века или начала XX. Тогда все мужчины, по крайней мере 86%, пахали от зари до зари, отдыхали зимой. Потому что наколоть дров, затопить печь, накормить скотину -  это не считали за работу.  Это были удивительно сильные физически люди. Им ничего не надо было говорить, они все делали сами. Все умели.

-От собственного труда зависело благосостояние.

-Ну вот. А сейчас не от собственного труда, а как устроишься.

-То- есть совета в этой ситуации дать нельзя?

-Да нет, мы же советские люди, можем давать сколько угодно советов.  Но каждая семья должна сама решить и что-то делать.

-Я подвержен таким страстям, как алкоголь и курение. В одной из  передач вы выразили такую мысль, что неправильно назначать дату, срок, что-то вроде «бросаю с понедельника», сами мы ничего сделать  не можем. Это понятно. А как быть в этой ситуации, как  не бороться?

-Почему же не бороться? Но бороться нужно воздержанием, терпением и самое главное - бороться с молитвой к Богу.

-Извечное оправдание – терпения не хватает.

-А Бог-  то рядом. Мне одна женщина, ей было крепко за 80, она говорила: о. Дмитрий, ничего Бог не дает так быстро, как терпение, если у Него попросишь.

-Испытала на себе.

-Не только испытала, а это  уникальный случай: ее три раза приговаривали к расстрелу. И каждый раз обходилось. Такая замечательная женщина.

-Как бороться со страстью мужа к рыбалке? Муж все свое свободное время уделяет только этому своему увлечению, угодит  много средств на снасти. Все семейные дела оставлены на потом, как можно этому помочь?

-Нужно, чтобы он так полюбил жену, глядя  на нее, чтобы говорил: да ну ее, эту рыбалку.

-Это что ж жене надо сделать, чтобы он вдруг так изменился?

-Ну, пусть думают. Надо мужа изучать. Вообще лучше это делать в период жениха и невесты.  Чтобы он не шел домой понуро, а летел на крыльях.

-Чтобы он знал, что там

-Что там его ждут и любят.

-Так же можно и с компьютерным пристрастием.

-Я думаю -  с любым.

-Ну, это головоломка. Не только ломка головы, тут всю жизнь надо. Ведь если у человека есть семья -  он должен всю свою жизнь посвятить семье. А иначе  - зачем тогда семья? Семья -  это же образ церкви.

-Ну как  же, я деньги зарабатываю, тебе отдаю, что ты от меня еще хочешь? Я вас содержу.

-Нет, ну этого же недостаточно. Деньгами  ограничиваются только одни проститутки. Им от клиента  больше ничего не надо. Дал денег - и отвали. А отношения мужа и жены совсем другие.  И что, надо на каком-то году семейной жизни людям  объяснять?

Это все выясняется за год до брака.

-Но в период жениховства там все иначе строится. Там и забота.

-Очень плохо и неправильно.  Надо понимать характер, воспитание, что за папа, что говорит мама. Все выяснить, всё. Чтобы не было никаких неожиданностей.

-В 50ом псалме Давида есть слова: и во грехе роди меня мати моя. Но глядя на маленьких детей нельзя же так сказать, у них радостные, светлые лица, они  просты и непосредственны. О каких грехах писал пророк Давид?

-Ну если пророк Давид приходит в магазин «Детский мир» а ребенок говорит –паааап, купи! Я хочу! Ты мне никогда  ничего не покупаешь, почему ты такой плохой! Такое у мальчика светлое лицо.

-Ну, этот мальчик уже прошел через некоторую семейную школу. В 2, 5 года знает 2 слова – пап, купи. Самое главное орудие манипуляции знает  - истерика.

-Когда совсем крошечки, еще не умеют говорить: « хочу».

-Ну, он говорит с помощью определенных тональных звуков: Аа аа аа. Никто не может выдержать.

-Это уже себялюбие действует в нем?

-Нет, дело в том, что у детей головка светлая, а память свежая, чистая и когда он начинает пробовать какие-то звуки, то он видит,  на какой звук быстрее реакция. 

-Но это не он их, это они перед ним.

-Но он- то является главным мотиватором.

-Взрослый человек проявляет  некую реакцию на детский каприз, в этом же главная беда.

-Да нет никакой беды!Взрослый должен с терпением к этому относиться и не давать собой манипулировать. А делать так, как полезно малышу и как удобно взрослому. Но, конечно, не во вред ребенку. Потому что он может хотеть есть -  это естественно. Или хочет, чтобы его переодели  - это очень правильно. Он подает  сигнал своего маленького бедствия.  Взрослый должен быстро, по -  деловому все это сделать и не растягивать на пол- дня. То- есть не дать возможности ребенку привыкнуть манипулировать.

-Мать пытается ограничивать его капризы и как-то терпеть, подлетает бабушка и  говорит:  «Мать -  изверг заставляет ребенка плакать».

-Ну, в таком случае надо от другого изверга, как бабушка, освободить ребенка. Сказать: бабушка,  либо ты делаешь, как я скажу  - либо больше внуков не увидишь. Бабушка будет как шелковая ниточка.

-Обычно  добавляют к этому: что б такое бабушке сказать, чтобы она не обиделась и поняла?

-Это зависит  от тона. Должен быть без раздражения, глядя в глаза, может быть, даже поглаживая по руке. Но в голосе должна сквозить такая твердость, чтоб не только бабушка, а и ее покойный отец почувствовал, что эту стену не передвинешь. Что  бабушке придется либо смириться, либо забыть об общении с внуками.  Бабушка,  если хочет помогать  - она должна быть тише воды, ниже травы. И во всем слушать маму. Потому что за воспитание ребеночка отвечают мама и папа.

-Сегодня исповедовался перед причастием, но на душе нет той легкости, о которой все говорят. Хотя и покаялся в грехах, а не выходят они у меня из головы. Завтра причастие, а мне скверные мысли в голову лезут. Посоветуйте, как быть?

-Любые мысли изгоняются молитвой.

-Вот такое смущение у человека перед причастием.

-Любое смущение - от дьявола.

Потом могут быть и хорошие мысли, и они тоже могут мешать.

-Вот то, что нет легкости на душе после исповеди, это свидетельство о неискренности, о непрощении?

-Нет, нет. Во-первых,  нужно исследовать, что это за легкость. После шампанского тоже бывает легкость.

-То  - есть какие-то чувства после исповеди не говорят о том, что исповедь не состоялась?

-Ну, разумеется. Чувствами вообще ничего нельзя мерить.  Они очень мимолетно и неправильно отражают состояние дел.

-Батюшка,  Царство Небесное и новая земля после второго пришествия   - тождественные понятия или  нет?  Ведь мы чаем вечной жизни не только душой, но и телом?

-Да, но это тело будет преображенное. Оно подобно тому,  в котором воскрес Иисус Христос, оно другое. Поэтому нельзя сравнить бытие  в теле воскресшем и в теле нынешнем.

-Вот, мальчик  пишет 9 лет. Меня в школе провоцируют материться и считают: это  круто, дерутся и считают, что я слабый, если не могу дать сдачи. Как в  этой ситуации поступить по -  христиански?

- По - христиански надо взять какой-то тяжелый предмет и самому крутому показать, что ты крут не меньше, чем он.

-То- есть, не испугавшись, показать именно силу?

-Не силу, а то, что ты не боишься, что крутизна не в этом.

-Мстить будут.

-Нет. Дети, ну, что вы?

-Проиграть  на глазах у всех - это унижение.

-А почему проиграть, выиграть! Чтобы испугался и уже не мстил и не выступал.  Они обычно 6 человек на одного или  когда заранее уверен, что выиграет. А если ему дать в лоб как следует, сказать: еще раз ко мне подойдешь!

 Потом как Путин говорил – бей кто ближе и бежать. Очень хороший метод. Этот прием применяли всегда американские индейцы. У них считалось почетным убежать из плена. Но для этого надо самому ближайшему вмазать.

-Что нужно человеку для настоящего счастья?

-Нужна хорошая,  добрая, любящая семья.  И в ней, в этой  семье воспитать хороших, добрых, заботливых детей. Тогда он будет счастлив до старости.

-Тогда всякие разговоры о пенсиях не будут...

-Да пенсии и так скоро отменят, не беспокойся. Я очень доволен своей  пенсией, очень приятно ее получать. Но я же понимаю, что это не долго.

-Но для многих это все это катастрофа, если сейчас отменят пенсии.

-Ну, катастрофа. А война с Гитлером  - это не катастрофа? А гражданская война, а Ленин власть захватил - это не катастрофа? А уничтожение крестьянства -  это не катастрофа?  А разутые, раздетые, тебя обращают в зека -  и ты тачку катаешь. Индустриализация страны!

Катастрофа  - жизнь, которую устраивают люди вне Бога, у которых нет ни жалости, ни ответственности, которым этот народ чужой. Ленин- то по-моему 17 лет в России не был. Что ему эти русские -  родные, что ли?

-Мы знаем,  что у Христа при земной жизни был любимый ученик Иоанн, а в наше время есть ли люди любимчики у Бога?

-Конечно.  Про них апостол Павел говорит – сограждане святым и свои Богу. Все святые. Поэтому мы к ним  обращаемся за молитвенной помощью, потому что они все у Бога.  Их даже называют угодники Божии. Которые своей жизнью Богу угодили. Бог их любит. Святитель Николай, который сейчас своими мощами  пребывает в Москве. Если он помолится за тебя -  все тебе Господь даст. Мы  хоть говорим: Николай Чудотворец, но не святые творят чудеса. А Бог по его просьбе, не может ему  ни в   чем отказать.

-А среди живых какие?

-А среди живых много святых. Я в своей жизни много  святых встречал.

-Когда прямо смотришь на человека и видишь – святой.

-Конечно. Почитай книжку «Несвятые святые». Вот.

2\3 из этих людей я лично знал. Все правильно написано.

-В святом человеке нет никакой сложности. Все бесконечно мило.

-В этом человеке все так, как будто он тебе родной. От него только дует ветер доброты, покоя, надежности. Стоит такой маленький, хрупкий старичок, и от него такая теплота,  и он такой родной, что ни с кем не сравнишь.

-И это говорят люди, которые видят его первый раз.

-Это действительно такое свойство Духа Святаго, который живет в человеке.

-Да, совершенно  справедливо.

- В откровении Иоанна Богослова сказано: боязливых же неверных, скверных и убийц,  любодеев,  чародеев и прочих -  участь в озере, горящем огнем и серой. Поясните, о каких боязливых идет речь?

-Ну, те, которые боятся отдать детей на домашнее образование, к примеру. Непонятно, что люди боятся. 900 лет в России детей учили родители и только последнюю сотню школы. Вначале церковноприходские, потом их  все аккуратно закрыли, их было по - моему 80 тыс. таких школ. И сделали этот ликбез, и советское государство взяло его в свои руки. Понаделали всяких республик шкид и из уголовников или беспризорников делали людей. А сейчас родители боятся, а как так: школу кончили сами и ничего не знают. И так и детей. Но ты пятерки получай. А что там эти пятерки -  вообще никого не волнуют.

-Ну, есть зато аттестат об образовании.

-Ну, можно сразу их печатать в роддоме и всем выдавать.  Людям- то нужно формально. Как в прокуратуре что интересует? -  документы. У вас есть на анализ воды. На противопожарную безопасность есть, есть. Все эти бумаги  покупаешь, и все довольны. А сгорело -  не сгорело лишь бы никому не отвечать.

 Главное - не безопасность, а правила соблюсти, ну, то- есть фарисейство в самом гнусном его исполнении.

-Но по- другому люди не умеют.

-Ну, вот и существует домашнее образование, чтобы был шанс по – другому, по -  настоящему. Физика - физика, каллиграфия так каллиграфия, Закон Божий так Закон Божий.

-Ну, есть разница,  когда один ученик - один учитель, или когда один учитель 30 учеников. 

-Я тебе  говорю, как человек, который окончил педагогический институт. Никакой педагогический процесс, когда 30 и ли 40 учеников он не возможен.

-То есть современная  школа она изначально не предполагает.

-Это сколиоз. Школа сколиоза.  У всех детей испорченные позвоночники. Попробуй 6-8-часов просиди. Млекопитающее под названием человек он это не может сделать.  Только став больным.

-Ну что ж, надеюсь, перестанут бояться и начнут пробовать домашнее обучение.

-Ну, это уже известно. Максимум  чего можно достичь это 4 % населения. Потому что  большинству родителям дети как таковые дети не нужны. Одна надежда у нас на мусульман.

-Надежда в чем?

Что нарожают?

-Нет. Что заставят нас что-то делать.

-Если, к  примеру, невежественные в вопросах веры люди будут  говорить неправильно о Боге, о заповедях церкви, при этом моего мнения не спрашивая мне нужно  отстаивать истину, сказать, что они не правы  - поправить?

-Этим мы нарушим  заповедь: не мечите бисер перед свиньями. Повторяю в сотый раз!

-Но Господь дал заповедь апостолам: идите, проповедуйте всякой твари.

-Проповедовать -  да.

-Но насколько  эти слова относятся к нам? Вот, если я просвещен. Евангелие прочитал.

-Этого недостаточно

-Главное - это передача Предания. Дух Святый должен  жить в человеке, который проповедует слово Божие. А не просто глава 14 стих 5. Этому цена небольшая.

-То -есть проповедовать человек может начать когда

-Когда Дух Святый ему это скажет. В любой форме, например, через священноначалие. Поставят тебя в такой-то храм, в  такую-то должность  - и ты должен будешь проповедовать.

-Подскажите, пожалуйста, что значит иметь личные отношения с Богом? Я слышал, что без них ни причастие, ни  посты не имеют никакого смысла.

-Ну, потому что это знание Самого Бога, именно личное знание это и есть спасение.  Это и есть Царствие Небесное. Что значит: два человека знают лично друг друга? Вот то и значит.

-Они общаются

-Они общаются, у них общая жизнь, у них общие интересы, они друг друга понимают. Они знают друг друга. Они друг ко  другу предупредительны. Один заботится о другом, а другом исполнен благодарности за эту заботу.  Это отношения отца и сына, ну, если хотите -  дочери и отца.

-Но Бог со Своей стороны все это являет. Предупредительность и заботу.

-Конечно. Поэтому если человек хочет быть с Отцом небесным -  он должен жить по любви к Нему. Не просто ты должен любить. Должен,  если хочешь жить в любви с Ним.

-Но это  нередко слышится – я Бога люблю.

Но   вот грешен перед Ним.

-Нет, ну,  грешные все люди кроме Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Мы читали же про апостолов, видели их  грехи. Все люди грешные.

-Ну вот то, что человек считает, что он любит Бога -  насколько это основательно?

-То, что он считает  - это не  значит ничего. Самое важное, что Отец Небесный считает по этому поводу. Я где-то прочел в каком-то журнале, что 65% американцев считают, что у них хорошие шансы попасть в рай.

-Ну, видно какие-то критерии есть

-Какие -то иллюзии есть.

-Ну,  у нас  мне кажется, процент людей, считающих себя христианами, больше чем у них.

-Не знаю. Процент тех,  кто не знает, что такое христианин, у нас больше.

-Ну, таким словом аппелируют они.

-Опять. Аппеляция -  что это такое. Это все равно, что говорить – настоящий коммунист. Что это такое? Какие параметры.

-Ну, настоящий христианин у нас есть. Образцы такие среди наших святых  - они есть.

-Ну, это да, безусловно.

-К нам на работу  устроился кришнаит, имел неосторожность поинтересоваться у него, почему он  здоровается со всеми какими-то непонятными словами. И тут он начал проповедовать, приносит свои книги, доказывает, что христианство исказили,  зовет к ним на службы. Я объясняю, что верю в другого Бога. Но от этого его проповедь становится горячее. Как вести себя в такой ситуации?

-Ну, время упущено. Я не знаю,  я в такой ситуации никогда не был. Я посещал и регулярно посещаю психиатрические больницы, сейчас, правда, реже. И как-то идешь  - уже настраиваешься. Потому что если  дать человеку болящему захватить твое внимание то все, живым не уйдешь.

Храни вас всех Господь!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]