06.10.2017 07:44:31
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей, ведущий – протоиерей Александр Березовский.
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/09/23/21-00.html
о.Дмитрий, как вы думаете, какой смысл в наказании человека, если он все равно ничего не понимает и не осознает, покаяния нет, как можно его вразумить?
- Вразумление бывает не только через слово, вразумление бывает и от каких-то обстоятельств, очень часто вразумление бывает от смерти какого-то очень близкого человека, для многих людей это бывает так наглядно, что они меняются. Поэтому, да, зачастую человек просто не способен слышать, и Господь дает такие обстоятельства, допустим, землетрясение, и на многих это действует, люди меняются.
- Слово «наказание» воспринимается как некая кара…
- Да это неважно, как оно воспринимается, люди могут как угодно коверкать язык, но «наказание» от слова «наказ» - урок.
- Но многие люди не воспринимают это как урок…
- Это опять говорит об искажении человеческой природы, умственной деятельности. Это очень наглядно видно у детей – какой-то каприз совершенно затмевает здравый смысл. Нагляднее всего, когда ребенок при переходе улицы, по которой едут машины, вырывает руку. Ничего другого, как наподдать, в этот момент не подействует. Потому что орать – это, ну, плохо, он может испугаться, а так – наподдал… если продолжает – опять наподдать, пока улица не кончится. Потом дошли до другой стороны, сказать: «Пойми, машины тут ездят, тебя могут задавить, а задавить – это очень больно. И вот чтобы тебе не было больно под колесами автомобиля, лучше я тебе наподдам. И так будем делать всегда! Хочешь проверим? Пошли на обратную сторону улицы, а ты попробуй вырвись, и я тебе опять наподдам». И я думаю, что уж с третьего раза урок будет усвоен, что идя через улицу, ни в коем случае нельзя выдергивать руку из руки родителя.
Если я вижу лицемерие в человеке, значит ли это, что и я тоже являюсь примерно таким же лицемером?
- Нет, другим. Все люди лицемеры по-своему, у каждого свой оттенок.
Как мне распознать, есть ли во мне благодать Божия?
- Раз человек задает такой вопрос, значит, нет. И даже никогда не было, поэтому трудиться над распознаванием пока нет никакой нужды. Когда придет к тебе благодать, тогда все вопросы отпадают, человек ее не спутает, так как и собственную смерть.
Почему мы просим Господа упокоить душу усопшего в Царствии Небесном, ведь в конце мира настанет новое небо, новая земля, все люди воскреснут, почему мы не просим о наследовании вот этого состояния?
- Мы просим о Царствии Небесном как о ближайшей перспективе. Как за больного, мы вначале молимся же о здравии, а не сразу о Царствии Небесном. Всему есть свой черед.
- Обратила внимание, что любые разговоры о политике неизбежно приводят в состояние досады, провоцируют негативное настроение, доводят до уныния, осуждения. Можно ли в таком случае христианину не интересоваться этой политикой, отстраниться от нее совсем? Полезно ли это будет для моей души?
- Разумеется, полезно. Политикой занимаются специально выделенные люди. Некоторые даже называются «политики». Если вам это приносит только вред, то зачем же вообще смотреть новости?!
Будет ли вред моей душе, если я буду носить нож для защиты себя и ближних, на крайний случай?
- Это вообще индивидуально, потому что это чревато всякими последствиями. У нас так устроено судопроизводство, что если у тебя есть нож, то тебя и могут во всем обвинить и именно ты сядешь за другого. Если бы все у нас ходили с ножами, то это никого бы не удивило, как, например, на Кавказе 100 лет назад все ходили с кинжалами. Сейчас иметь оружие очень опасно.
Для чего, с точки зрения Церкви, появляются на свет неполноценные люди? Почему Бог допускает это? Ведь страдает в принципе невиновный? И главное – как жить таким людям?
- Каждый болящий человек тем или иным образом взывает к сердцу окружающих о милосердии, и это людям очень полезно. Если кругом одни атлеты, одни здоровые, одни долгожители, то это и есть ад, где для любви и милосердия нет места, нет места для того, чтобы плечо подставить, некого перевести на другую сторону улицы, не за кого заступиться.
Супруга стала уделять много времени своей внешности и своей карьере в ущерб семье, дом заброшен, детьми не занимается, как остановить распад семьи, объяснить истинные нормы в воспитании детей?
- Взрослому человеку что-либо трудно объяснить, нужно просто исследовать и посмотреть, а что оказало на нее такое влияние? Ведь этот супруг ясно свидетельствует о том, что что-то переменилось, а в результате чего? Может ей супруг не уделяет, например, должного внимания?
- Т.е. прежде чем вразумлять другого, нужно в себе разобраться?
- Всегда надо начинать с себя, потому что часто бывает, что этим можно и ограничиться, и всё встанет на свои места.
Никогда не испытывала тяги к материнству. Ужасно это говорить, но никогда даже не хотела иметь детей. Это большой грех такое испытывать? И как мне быть?
- Всё дело в мотивации. Если человек, по слову апостола Павла, хочет оставаться как он, это одно. А если человек эгоист, и не хочет послужить маленькому человеку и его воспитать, а хочет заниматься только собой, то это другое.
- Вот сегодня одна женщина пришла с такой тяжелой ситуацией: «Молюсь, - говорит, - молюсь, прошу Бога, прошу, но не меняется». Видно, что она в унынии, т.е. молитва не дает ей того результата, которого она ждет.
- Но, может быть, она действительно надеется на молитву, это большое заблуждение. Большинство людей, как я замечаю, придают молитве значение такое магическое, обычно спрашивают, какую молитву почитать… Молитва здесь совершенно не при чем, изменить ситуацию может только Бог Своею благодатию. И надо Его в этом убедить, упросить.
Как обрести живую веру в живого Бога?
- Путем глубокого и постоянного общения с Ним.
- А возможно молиться своими словами, не в церковной обстановке?
- Разумеется.
- Потому что люди тут же начинают спрашивать, какой канон или акафист им читать? Или сколько молитв?
- Одиннадцать!
- Ну, батюшка, ограничили.
- Или сорок шесть. Это кому какая цифра больше нравится.
Как правильно реагировать на грубость и ропот, чтобы смягчить мужа?
- Надо изучить мужа, искать к нему подход, смотреть, что действует, что не действует. А потом корректировать, потому что муж будет меняться, сначала взрослея, потом старея. И надо уже быть готовой на любой стадии его адекватно воспринимать. Тогда будет успех.
Когда при выборе спутницы жизни человек взвешивает все недостатки, то не остается романтических чувств, а только расчет, и он не утешителен, т.к. понимаешь, что другого не перевоспитаешь, а своего терпения не хватит. Посоветуйте, как быть? Не слишком ли критический такой подход к созданию православной семьи?
- Может быть, для кого-то и слишком. Опять же, что человек ищет, тут всё очень просто. Видно, что человек – теоретик, сам о любви ни слова не сказал. Научись любить сам, тогда и понесешь.
Можно ли отказаться стать крестной? Очень просят, уговаривают, но чувствую, что не потяну…
- Куда все хотят тянуть-то, я не пойму? Что это воз какой-то?
- Ответственность…
- Я бы этому человеку, который задает вопрос, ни в коем случае не советовал становиться крестным. И вообще лучше даже в магазин не ходить – потянет ли он стоять в очереди? А потом – дотянет ли он сумку до дома? Лучше пусть в общепите питается, пойдет, купит сочник и кофе выпьет.
Как просто объяснить новоначальному, что такое Причастие?
- Просто не выйдет. Нужно его к этому готовить. Чтобы объяснить, что такое Причастие, нужно объяснить, что такое жертва, нужно объяснить, как это понималось в Ветхом Завете. Причем надо всегда следить за глазами, не заснул ли слушающий.
Работаю педагогом-психологом в школе, очень тяжело дается данная работа. о.Дмитрий, как Вы считаете, нужен ли психолог в школе? Есть ли от этого польза?
- Смотря какой психолог. Если психолог добросовестный, то может быть большая польза. Как и от каждого взрослого человека. Даже уборщица в школе может оказывать хорошее влияние. Директор тоже может оказывать очень хорошее влияние, или плохое, или никакого…
- Т.е. тут зависит всё от человека?
- Всё! Особенно в школе, где идет воспитательный процесс, тут всё зависит от человека. Вот, например, я помню всех своих хороших учителей, это удивительно! А остальные - как мел с доски, стерты из памяти, не помню даже как зовут. Но если хоть чем-то был замечательный педагог, даже голос помню. Маленький ребенок видит, хороший человек или плохой, и всегда он чувствует, любит ли его учитель или равнодушен. Душа же детская чистая. Поэтому многие учителя и не уходят из школы, потому что у них есть возможность общаться с этими замечательными существами, которые именуются дети.
Как избавиться от уверенности в своем спасении априори? Ведь это, наверное, неправильно?
- Смотря как посмотреть, потому что Господь ведь всем человекам желает спастись и придти в познание истины. Поэтому в этом смысле мы все призваны к спасению.
Как научить ребенка спокойно переносить свой проигрыш в игре?
- Может быть, например, такой прием: сначала Вы всё время проигрываете, а потом сказать ему: «Ты знаешь, мне проигрывать обидно, давай сделаем так – когда кто проиграет, тому даем приз». Вы проигрываете и получаете приз, ему тоже захочется приз, а вы скажите: «Проиграешь, тогда получишь приз». И так потихонечку, глядишь, всё наладится. Ребенок по своему развитию слабее человека взрослого, поэтому взрослый человек не должен быть беспомощным перед ребенком. Поэтому уж если занимаешься воспитанием ребенка, ты должен творчески к этому подходить.
- Ух, как порой дети бывают сильнее своих родителей…
- Тогда жди, пусть вырастет то, что вырастет.
- Так сами родители говорят: «Веревки вьет из всех – папы, мамы…».
- Нет, просто все дети вьют веревки или желают их вить, потому что сами эти веревки вручают ребенку родители, ну и дедушки, бабушки… Всё - сами! Даже сами плетут, пеньку сажают, СА-МИ!
Как остановить истерику у ребенка?
- Можно с детским психиатром поговорить, он много знает приемов. Но самое главное, чтобы истерика не давала ребенку успеха. Раз он закатывает истерику, значит, он побеждает – вот этого никогда не должно быть.
Как перестать тосковать по умершему, если боль невыносима?
- Нужно чаще причащаться и регулярно ходить на могилу молиться об усопшем. Допустим, для начала – раз в неделю.
Можно ли подавать за упокой за маму, которая была крещена в отрочестве, но последние годы жила в секте Виссариона?
- Не совсем понятно само стремление «подавать».
- Обычно люди хотят приносит записки в церковь, чтобы там молились…
- А сам не может молиться?
- Наверное, может.
- Ты в церкви бывал? Записки видел? И кто там молиться?
- Священники молятся.
- И что, священники знают, за кого они молятся? И знают про Виссариона? Или про адвентистов седьмого дня?
– Обычно это не приписывают…
- Просто человек сам за своих усопших не молится, а думает, что вот он «подаст»... Да, молитва и пост – это два крыла. И каждый христианин должен жертвовать на церковь, где он состоит, где его приход, это понятно. Церковь же не может существовать просто так, каждый человек что-то жертвует. Один, как священник, жертвует своим трудом, а другой жертвует в разных формах – покупает свечу, икону, записку с молитвой. Но это же не что-то автоматическое – так, в небесную канцелярию поступает записка, там ее листают и в результате этого что-то там меняется. Можно – нельзя, можно – нельзя…
- Люди знают, что в церкви всё должно быть по чину…
- А все по чину – принес записку, её в алтаре прочли, что еще надо? И вообще, что ты человек хочешь?
- Чтобы душе было облегчение.
- Всегда, когда кто-то молится о душе, ей бывает облегчение.
- Крещеный человек или некрещеный?
- Ну да. А разве за некрещеных нельзя молиться?
- Можно. Но люди верят, что церковная молитва имеет особую силу.
- С другой стороны, если человек хочет всё по чину, в церкви молятся только за православных христиан.
- Поэтому потрудись дома, помолись…
- Да, конечно, за маму тем более. Пусть она в заблуждении умерла, но так что тут сделаешь, помолиться-то можно и нужно.
Добавить комментарий