Перейти к основному содержанию

04:16 20.04.2024

Ответы на вопросы слушателей прот.Дмитрия Смирнова

20.03.2013 11:20:23

-Батюшка! Я родом из деревни Иваново, город Руза. Когда родилась -  меня крестила какая-то женщина. Мы были как бы старообрядцы. А сейчас хожу в церковь и совершаю крестное знамение щепотью, как учила бабушка. Это правильно или нет? И вообще,  нужно ли мне окреститься?

- Вам лучше подойти к местному священнику и рассказать ему свою историю поподробнее на его рассмотрение. Если вас крестил не священник, а какая-то бабушка, надо выяснить, по какой причине. Судя по голосу, вы человек еще не старый, церкви были открыты. И если, например, были младенцем, тяжело болели, могли помереть, нужно было срочно окрестить -  это мог сделать кто угодно. А если вас крестили вне Церкви  по другим причинам -  вам нужно принять полноценное Крещение. Если же священник сочтет  возможным то Крещение, которым крестила эта женщина, признать, то тогда нужно над вами совершить таинство миропомазания. Потому что без него вам нельзя ни исповедаться, ни причащаться, можно только вас отпевать. Дай Бог вам доброго здоровья пожить подольше. О том, как креститься, двоеперстно или щепотью - и тот, и тот обряд нашей церковью принимаются. Это приятно, что вы любите бабушку и цените  то, что она для вас сделала, но совсем не обязательно делать все, как она. Лучше делать так, как принято в церкви.

-У меня два вопроса. Вот христианская семья: мама, папа и трое маленьких детей - от грудного до пяти лет. Как эта семья, на ваш взгляд, должна жить, как проводить  время? Второй вопрос, какие бы вы книжки по педагогике и каких авторов посоветовали почитать, чтобы правильно воспитывать настоящих христиан или хотя бы  хороших людей. Спасибо большое.

- Мы живем в православной стране, поэтому у нас сложились представления о хорошем человеке как о православном христианине. В нашей культуре есть идеал святости. И этот идеал, носит вполне определенные церковные черты. В нашем приходе оказался один человек, который приехал из Латинской Америки сюда учиться, здесь жил и перешел из католичества в православие. Постепенно он начинал приобретать  русские черты, хотя внешне был индеец, инка. Следовательно, то, что мы видим в русском человеке, как национальные черты, на самом деле идет  от церковного воспитания наших предков. А мы уже от них генетически или через культуру в той или иной степени воспринимаем.

К чему надо стремиться? Ответ находится в Евангелии: стремитесь в Царствие Небесное. Вот чего надо взыскать. А остальное все приложится. Если папа и мама свою семью строят, как домашнюю церковь, где папа  - это священник Бога Вышнего, мама - это дьякон, помощник ему во всем. А дети - это народ Божий, который они стараются привести к Богу и примером, и словом, и воспитанием. То это и будет тот идеал семейной жизни. К сожалению, он у 99 процентов, даже у людей таких церковных, утерян.

Семейная  жизнь имеет три плана. Личный план - касается личности. План народный - семья это часть народа, клетка народного тела. И есть высший план - Божественный, семья - это есть домашняя церковь. И если какой-то план утрачивается - то семья  не может быть полноценной. Поэтому все должно служить Богу. Самая лучшая книга по педагогике Святое Евангелие. Там можно взять симфонию и выписать все то, что относится к мужу, жене, детям, к их воспитанию. А так, любая книга, где изложен любой опыт, даже советский опыт воспитания, она может быть полезна. Бог вам в помощь.

- Раба Божия Нина. Я прочитала книгу "Память сердца" о батюшке Иоанне  Крестьянкине и увидела там фотографию. Под ней подпись: "чин Панагии". Пожалуйста, расскажите, что это такое?

- Чин Панагии совершается в монастырях. Идет Крестный ход с Просфорой, но без облачений, я имею в виду священных. Монахи идут в мантиях, возвышая Просфору, по двое, строем для принятия пиши. Идут с чтением и пением определенных молитвословий. Вот это Чин Панагии. Панагия в переводе с греческого «Всесвятая», воспоминают Пресвятую Богородицу. Такой очень древний чин принят в монастырях до сих пор.

- Моя сестра ездила на Святую землю и привезла мне оттуда камушки, взятые у реки Иордан и монастыря Святой Екатерины. Я их положила на видное место  и каждый день прикладываюсь. Не грешно ли это?

- Очень часто бывает, что какой-то дорогой нам предмет или фотографию человек прижимает к сердцу и к губам. И ничего в этом греховного нет. Нужно посмотреть на мотив человека: с какой целью он делает? Одно и то же действие в одном случае может быть грехом, а с другой - нет. Например, человек в кустах сидит и целится из лука, выпускает стрелу. Грех это или не грех? Смотря с какой целью. Если подстрелить птицу, чтобы накормить своих детей - это не грех, а добродетель. А если убить человека  - грех. Если эти камни превратятся в идолов, и начнутся с ними какие-то магические действия -  это грех. А если просто приложиться, как бы перенестись в те места, где ходил своими стопами Христос Спаситель, Апостолы, что в этом плохого?

- Наш брак продолжается уже 30 лет с лишним. Вторую его половину мы прожили уже обвенчанными. И вот,  после 30 лет начались сложности. Как относиться - что-то предпринимать или просто переждать?

- Если существует какой-то кризис -  надо выяснить причину. Без понимания того, в чем причина, помочь нельзя. Как это выяснить? Путем наблюдений, размышлений, беседы. Какой-то благоприятный момент улучить и поговорить с супругом. Можно поправить довольно легко. Очень часто ко мне приходит кто-то из супругов, высказывает   какую-то обиду. Зовем второго. В течение получасовой беседы удается устранить препятствия. Пускать все на самотек не стоит. Если человек не идет на контакт, то тогда  этот способ побеседовать никоим образом не действует, нужно понаблюдать. Бывает причина неустранима. Например, какие-то возрастные изменения. В определенный период возраста мужчины и женщины довольно серьезно меняются. Иногда им можно помочь лекарствами. В течение полутора-двух недель можно все улучшить. А бывает так, что  человек не хочет, упрямится. Не хочет принимать никаких мер. Хотя помочь ему легко. В глухой деревне это сложно. А в городе - без проблем. Очень низка продолжительность жизни в России потому, что к врачу обращаются тогда, когда человек уже теряет сознание или готов кричать от боли. Люди тянут до последнего. Если бы, как в Японии была бы диспансеризация ежегодно, то и рак бы определяли на первой стадии, а не на четвертой,  и все остальные заболевания лечили на ранней стадии.

- Добрый вечер, отец Дмитрий. Скажите, пожалуйста, может ли бабушка крестить ребенка? Можно ли это сделать в тайне от родителей?

- Нет, нельзя. Церковь не ворует детей у родителей. Нужно подождать, когда ребеночек подрастет и выразит сам желание. Лет в 12 он уже достаточно сознательный для этого. И если пожелает, то тогда можно ему помочь. А так это - подрыв всяческих семейных устоев. Церковь этим не занимается. Некоторые бабушки так делают, но они из суеверия. Думают, что крещение будет ограждать человека. Хотя мы видим, что  Святое Крещение не оградило никого из Апостолов, ни из мучеников. И сам Господь наш Иисус Христос закончил свою земную жизнь на Кресте. Те, кто это делает, не имеют христианской веры. Они относятся к Крещению как к магическому обряду, потому что на протяжении сотен лет в России крестили детей. Когда дети не крестятся, бабушка испытывает дискомфорт, потому что она знает, что детей надо крестить. А зачем надо, она не понимает. А надо для того, чтобы он стал христианином, а не просто, чтобы был крещен. Что толку, что Ленин был крещеный, Дзержинский был крещеный, Берия был крещеный, Гитлер был крещеный, Карл Маркс был крещеный. Это их  оградило от беснования? Нет, конечно. Потому что они не были христианами и не собирались ими становиться. Поэтому пусть ребеночек готовится. Очень многие величайшие святые крестились уже во взрослом состоянии,  сознательно. Поэтому нужно веровать в Пресвятую Троицу и вести миссионерскую работу среди своих родственников. У нас же сто миллионов крещеных. Из этих ста миллионов по опросу  общественного мнения, 60 процентов веруют в астрологическую требуху, которая есть мерзость перед Богом. Другие 40 процентов веруют во всякую магию, колдовство, экстрасенсов и незнамо во что. Страшно популярна телепередача про инопланетян. А кто такие инопланетяне - это же бесы! Очень это все для людей интересным, важным представляется. Вместо того, чтобы взять, напрячься и почитать  Священное Писание, просто задуматься - 2008 лет тому назад родился в пещере Вифлеемской Господь Иисус Христос. А что он делал там, а что он говорил, а как он жил, как он действовал? И из этого для себя что-то извлечь.

- Добрый вечер, отец Дмитрий. Мой друг прочитал Библию, и говорит: там все события, имена не русские. И вера тоже. Почему вы ее называете русской? Как мне обосновать, что это русское? Он уперся. Я ему и Суворова, и Нахимова, и Ушакова в пример приводил!

- Наша вера совсем не русская. У нас самые популярные имена на Руси -  Иван да Марья -  еврейские имена. Так что ничего русского в нашей вере нет. Наша вера вселенская. Нет такого народа, где бы не было христиан. Возьми китайца,  возьми японца, возьми негра любого. Христиане есть англичане и датчане, немцы и французы, русские и албанцы. Албанцы - там не то 8, не то 12 процентов христиан, причем православных. И служат они, конечно, по-албански и по-гречески тоже. Имена? Чисто русских имен очень мало. Даже имя Владимир происходило от Вольдемар, и оно изначально «владеть миром» не означало. Это просто транскрипция. Есть имена не русские, а славянские - это Святослав, и другие того же рода. А Ольга или  Олег, или Игорь - это все имена варяжские. Наши имена заимствованы у греков, от которых мы веру восприняли, есть имена римские, которые идут от мучеников в Риме пострадавших. Ну и, конечно, имена еврейские, которые идут из еврейской традиции. И это не только у нас, это во всем мире. У всех христианских народов собственно национальных имен мало. Правда, наши славяне -  сербы, болгары расширили круг чисто славянских имен. У сербов есть имя Весна. У них ударение на первом слоге, что значит весна. Даже недавно видел я маленькую девочку, сербку, ее назвали Тара по имени реки. У нас так не принято. Русские придерживаются строго Святцев за исключением  опять же, прости Господи, Владиленов. Но при крещении мы даем имена  традиционные христианские - Иван да Марья, еврейские имена. Может быть, кому-то это по шовинистическим соображениям неприятно. Но придется потерпеть.

- Раба Божия Анна.  В храмах не принимают записочки за некрещеных младенцев, если они умерли в младенчестве. А как молиться?

- А вы что, неграмотная? Вы что не можете сами помолиться? Ведь записочки-то, как в храме возникли? От того, что человек был неграмотный и записывал и просил помолиться. А также вы такой же член Церкви, почему вы не можете помолиться? Церковь молится не только о людях. Есть молитва о стадах. Церковь молится о пчелах. Есть специальная молитва об ульях. О насекомых есть даже молитва. А как же Василий Великий в 30 лет крестился, а что же его мама с папой? Неужели за него не молились? Мама-то его во святых святая женщина, что же она не покрестила Васеньку в детстве? Он поехал на Святую землю к 30 годам, чтобы принять Святое Крещение во водах Иорданских, именно на свое 30-летие уподобился господу Иисусу Христу. И мамочка не боялась, что он там от дифтерита умрет и так далее! Потому что она верила в Господа Иисуса Христа. Мы-то не верим. Мы думаем, а если что случится? Если что случиться, то это случится по воле Божией. А без воли Божией человек не только не умирает, а волос с головы не падает.

- Можно ли пить Крещенскую воду не натощак в Сочельник и почему, если это так. И являются ли католики-армяне иноверцами. Возможно ли отпевание в православной  церкви, который принадлежал армянской церкви.

- Про Сочельник. Вообще принято именно Крещенскую воду пить только натощак, Сочельник ли это, Пасха, не играет никакой роли. Но в острых каких-то случаях можно пить Крещенскую воду и не натощак. Например, в случае острого заболевания.  Или, например, в случае какого-нибудь бесовского нападения. Вот, человек впал в гнев, начинает швырять вещи на пол, безумно орет. И даже если он предварительно поел, когда он выпьет полстакана Крещенской воды - это  поможет остановить беснование. В таких острых состояниях это вполне уместно и допустимо. Теперь второй вопрос. Иноверцами не считаются ни католики, ни армяне. Они инославные, потому что у них вера христианская. Иноверец - это иной веры человек. А у них не иная вера, у них вера христианская, но они славят Бога по-иному. Можно и отпевать католиков. А если отпевать лютеранина или баптиста, то на это надо спрашивать благословение епископа и для этого есть особый чин - отпевания инославного.

- Моему внуку исполняется семь лет. Как теперь его готовить к причастию?

 

- Это зависит от его духовного и умственного развития. Семь лет - дата условная. Если  мальчик проявляет интерес - ему можно к исповеди. А если еще живет в своем детском мире - надо подождать. Если исповедь начнется, когда ребенок не готов, это может нанести ему вред. Все должно быть вовремя.

Второе. Если ребеночек у вас с трех лет постится, то, конечно,  он может попоститься один или два дня. Допустим, он причащается в воскресенье, в пятницу мы и так постимся, добавить еще субботу. Это еще зависит от того, как часто он причащается. Если ребеночек причащается раз в неделю, то  поста в среду и  пятницу для него достаточно. Если раз в месяц, то тогда пусть попостится еще и субботу. В этом никакого вреда не будет. Но надо помнить, что для детей пост всегда ослабляется. И потом пост не связан с причастием. Это самостоятельная церковная дисциплина. Нужно смотреть по внутреннему развитию этого ребеночка как христианина и по состоянию его здоровья.

- Я читала у Святых отцов, что  если человек ходит в храм 15 лет, причащается, молитвы читает - это начало воцерковления. А у меня уже больше 15 лет. Что мне нужно дальше делать, чтобы воцерковиться?

- Воцерковление происходит всю жизнь. Первые десять лет человек считается новообращенным. С тех пор, как начал в церковь ходить -  обратился. А уже пятнадцать - считается зрелый христианин, если, конечно, хождение осмысленное, потому что бывает так, что человек и 40 лет в церковь ходит и не знает Священного Писания, не знает ни одной заповеди. Например, бывают такие ситуации, что человек ходит в церковь, причащается, а потом выясняется, что он живет в гражданском браке. То есть по церковным канонам ему же нельзя причащаться! Брак, действительно гражданский - это зарегистрированный, как минимум. А иначе это не брак, а незаконное сожительство. Я с одним  тоже человеком общался,  он все время утверждал, что он православный христианин. Он ходит в церковь, иногда причащается, исповедуется, но нет такой подлости, которую он бы не сделал. Разве это христианство? Поэтому тут, в общем, не от времени зависит, а от возраста Христова. То есть, сколько человек подвизался, чтобы войти в Царствие Божие. Что дальше делать? Путь этот бесконечный. Пусть исследования Священного Писания, путь молитвы, путь добрых дел.   Разве вы все уже добрые дела переделали? Понятно, что нет. Разве вы знаете наизусть Священное Писание, разве вы имеете непрестанную молитву? Вот и старайтесь.

- Здравствуйте, батюшка. Видела вас в программе Киры Прошутинской "Народ хочет знать", где у вас была полемика с Машей Арбатовой. То, что Маша Арбатова вас не поняла, это было видно. А как вам показалось, нашли ли ваши слова отклик в аудитории?

- Кое-кто определенно понял, что сзади сидел. А вот из тех людей, которые составляли группу экспертов, такое было ощущение, что они все-таки склоняются на мою сторону. Но это не важно. Аудитория ведь на телевидении собирается практически из случайных людей. Иногда даже одних и тех же. Поэтому, в общем, и голосование или какие-то мнения как бы не играют роли. Мне эта передача, как жанр, который Кира выбрала, не нравится. Меня несколько раз приглашали, я не соглашался. Но так как эта тема мне показалась важной, я  решился. Машенька Арбатова там человек случайный. Ее пригласили как перец, как необходимый элемент, чтобы передача была динамичная. Можно было бы еще Валерию Ильиничну Новодворскую. Когда думают, кого пригласить, и ничего в голову не приходит, приглашают  трех лиц: либо Машу Арбатову, либо Новодворскую, либо Жириновского. Это специальные фигуры. Но ведь нельзя же по интеллекту и по сектору охвата, по прочитанным книгам сравнить Машу и Александра Дугина. Это просто несерьезно, потому что он говорил, она ни одного слова понять не может. В ее лексиконе нет  таких слов и выражений. Поэтому и получилось, что я с ней полемизирую. Но мне как священнику более понятно, о чем она говорит. А так они оба были в своем мире. И эти миры они практически не пересекаются, только в универсаме или в метро.

- Раба Божия Елена. Я о причастии младенцев. Сейчас много младенцев приводят в храм причащаться. Должны ли они стоять всю службу, потому что детей мы приносим или приводим непосредственно к Причастию. Правильно ли это?

- Разумеется. Приносите  ребенка именно к Причастию.  А по мере возрастания его пребывание в храме увеличивать. Если младенец спокойный, никому не мешает, то можно его приносить и пораньше. И это даст возможность его родителям поучаствовать в службе. А так он будет орать, ни родителям не даст помолиться, ни народу, ни тому, кто в алтаре. Получится форменное безобразие. По-моему, это очевидно.

- Если женщина христианка, является руководителем одной структуры, и в работе ей приходится не только не соблюдать Заповеди Божьи, но иногда и нарушать их - то как быть?  А дочь говорит: оставайся в том же звании. Как это -  и работать, и христианские заповеди соблюдать?

- Если эта структура  - порнобизнес, то из этого звания надо выходить. Так же, если это проституция или торговля наркотиками. Нельзя быть палачом, нельзя, если гинеколог, убивать детей. Либо отказаться от производства абортов, либо уходить. Что значит «нарушать заповеди»? Этого не должно быть. Отец Димитрий Дудко рассказывал: какой-то сотрудник органов безопасности, понимая неправоту этих органов по отношению к отцу Дмитрию, оправдывался: понимаете, у нас служба такая. Я ему совершенно справедливо сказал, что службу мы сами выбираем. Очень многие люди при советской власти очень даже способные и талантливые вынуждены были работать истопниками, сторожами. Не потому, что они больше ничего не умели. Нет. То, что они делали, было неприемлемо с точки зрения официальной идеологии.  С одной стороны, хорошо служить безопасности своего народа. А с другой стороны, нехорошо травить священника, который ничего плохого не делает, а только проповедует Слово Божие. Трудно сделать такой выбор. А разобраться - вовсе нет.

- У меня святая вода из реки набрана в день Крещения. И сейчас четыре г ода прошло, можно ее пить?

- Пить не надо, вы ею лучше покропите свое жилище, смешав ее с водой Крещенской, которую из храма принесли. Так у нас принято ежегодно эту воду обновлять. Всего вам доброго. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+