Перейти к основному содержанию

01:41 27.04.2018

Откуда взялись святки – эти дни между Рождеством и Крещением Господним? Между двумя этими событиями - 30 лет жизни Спасителя, а мы их празднуем как один праздник.

26.01.2018 08:19:27

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/01/13/21-00.html

Откуда взялись святки – эти дни между Рождеством и Крещением Господним? Между двумя этими событиями  - 30 лет жизни Спасителя, а мы их празднуем как один праздник.

- Можно сразу ответить: «Ну, давайте раз в 30 лет праздновать». Есть такое выражение – «условно». В любом человеческом произведении, будь то роман, спектакль, балет, кинофильм, используется прием, когда человек садиться в автомобиль, а потом показывают, что он уже приехал.   Могут даже показать титр «623 км», и это все за 3 секунды. Так же и здесь, так устроено наше богослужение, учитывая, что в течение столетий не только каждый христианин, но и вообще  подавляющее большинство людей были неграмотными. Через богослужения они  проживали вместе со Христом всю его жизнь. И гении Богословия составили эту службу  не сразу. Например, Рождество стали праздновать, по-моему, чуть ли не в VII веке, а праздник назывался Феофания – «Богоявление», и потом только Рождество отделилось в отдельное действо, с отдельной подготовкой. Богоявление   же стало таковым  в том смысле, которое мы сейчас вкладываем. Это был единый праздник. Его  называли «святые дни», а по-славянски – «святки».

о. Дмитрий, Вы как-то ответили, что подражание жизни другого человека -  это неправильный путь. Апостол говорит: «Умоляю вас, подражайте мне, как я Христу». Если человек живет действительно христианской жизнью и является для других примером, неужели будет грехом подражание его жизни?

- Если мы подражаем в чем-то Василию Великому – это одно, а если Ваське с насосного завода – это другое. Хотя он может быть достойным человеком, например, в понедельник бросил курить, и мы из подражания ему взяли и сами бросили. Так это хорошо, что тут непонятного?

Вот грядет праздник Обрезания Господня. Мне непонятно вот что – почему для меня праздником является обрезание еврейского мальчика?

- Для Вас никакого праздника тут нет. Это для меня праздник, потому что я – православный христианин.

- Вот-вот, поясните, почему для Вас обрезание еврейского мальчика является праздником?

- С удовольствием! Сейчас расскажу. Обряд обрезания означал принадлежность народу Божьему, который единственный из всех народов со времен Авраама жил ожиданием Мессии, который и есть Спаситель. Спаситель должен был прийти именно к этому народу, потому что только этот еврейский народ Его ожидал. И вот Он к ним пришел. И чтобы ни один из еврейских мальчиков не сомневался, что Он настоящий Мессия, Господь принял обряд обрезания, чем засвидетельствовал, что Он также по плоти принадлежит богоизбранному народу, всем потомкам Авраама, которые ожидали Мессию. Мессия не мог быть необрезанным. Он это сделал по снисхождению к тому народу, с которым он был связан через Богородицу с этой историей от Авраама. Вообще-то это был не простой мальчик, это был единственный из всех, потому, что это был Богомладенец. Его так и прозвали Христос, потому что Христос в переводе на еврейский - Машиах, что значит Мессия. Вот и всё. Поэтому когда вы захотите быть христианином, Вы должны такие вещи элементарные знать.

- Необрезанного не принял бы израильский народ.

- Он и так Его в массе своей не принял, но если бы Он был не обрезан, это был бы главный знак – ты не наш, ты вообще молчи. И в синагогу не пустят, скажут: ты не член нашего народа, не имеешь даже права рот открыть, не говоря уже о том, чтобы толковать Писание, рассказывать притчи. Поэтому обрезание – это из таких же актов, как восхождение на крест, сошествие на землю, принятие на себя плоти человеческой. Это проявление смирения Божьего. Он-то в этом обрезании вообще не нуждался. Он – Творец всех народов. И, тем не менее, Он это совершает.

Человек в течение своей жизни убивает в себе религиозное чувство, подменяя его каким-то суррогатом, что Сына Божия, Который ради человека пришел на землю, принял на Себя плоть, прожил жизнь полную гонений ради того, что спасти бы человека. А человек в ответ на это говорит: «А, это еврейский мальчик, какое мне до этого дело?». Да это просто пёс неблагодарный, которого даже в цирк не возьмут, потому, что даже у собаки должна быть благодарность. И человек доходит до состояния дворняжного пса.

Не соблюдаю пост в среду и пятницу. Будет ли поставлено мне во грех, если я это не буду исповедовать, т.к. не могу соблюдать, я еще к этому не готов?

- Никто никогда не поставит, потому что этот человек сам себе уже поставил. Кто это будет кем-то там заниматься? Да не хочешь – не постись. Купи себе вырезку хорошую телячью и кушай, хочешь сырую, хочешь - пожарь. Кому какое дело до спасения твоей души? Ты же не готов?  Приготовь вырезку получше – яичка туда покроши, лучку. Какие вообще вопросы?

- Вопрос в том, что, видно, совесть немножко грызёт…

- Это пройдёт! Пока будешь отъедаться, то всё пройдет. Церковь ничего не запрещает. Есть уставы, которые советуют человеку, рассказывают об истории вопроса.

- Но постоянно слышно «это можно, это нельзя, это запрещено»…

- Но потому что у этих людей религия не христианская, а иудейская, да еще в фарисейском изводе. Почему маленькие дети спрашивают маму: «можно или нельзя»? Не потому что мама имеет возможность разрешения, а чтобы она не ругала. А если она не видит, то ребенок берет, а совести как не было, так ее и нет. И понимания, в чем пост состоит, тоже нет. Если нет понимания, в чем состоит пост -  какая разница, постится человек или не постится?

Муж говорит, если я не умею подставлять под удар и другую щеку, то это не христианство, и дальше нечего уже и стараться. Что можно ему на это ответить?

- А зачем отвечать? Христианство  имеет разные степени. Иоанн Богослов – это одно христианство, первоверховные апостолы Павел и Петр – это другое христианство, Никодим – это третье христианство, разные градации, и человек не сразу может достигнуть того, чтобы подставлять другую щеку, когда ему дали по правой. Это совсем не сразу, это постепенно.

- Ну а когда тебя в этом обличают и укоряют?

- Правильно, это соответствует высокому идеалу христианской жизни. Если человек укорения не может потерпеть, то о каком христианстве может идти речь? Христианство – это когда тебе гвозди забивают в руки и ноги, вот оно христианство. Не по физиономии бьют, а гвозди забивают. Понятно, что удар наотмашь в правую щеку -  это несравнимо по боли и по унижению, когда ты, раздетый догола, висишь на кресте с пробитыми руками и ногами.

Мой годовалый ребенок плачет на причастии, хотя находиться в храме очень любит, иконы целует. Может надо чуть подождать, пока он вырастет, или даже сквозь плач всё равно причащать? Вся очередь часто меня осуждает, что не могу его успокоить.

- Нет, не вся. Не надо беспокоиться так, там среди очереди есть человек восемь, которые не осуждают. Но я бы посоветовал подождать. И чтобы когда маленькие деточки спокойно причащаются, ему показать, что вот мальчик причащается, а вот девочка, и тогда ваш ребенок увидит, что в этом нет ничего страшного.

Хотела бы услышать Ваше мнение относительно брачного договора. В венчанном браке уже более 10 лет, у нас двое детей, муж настаивает на подписании брачного договора. Оба имеем трудные характеры, часто ругаемся до состояния развода, но любим друг друга и хотим сохранить семью. Моё несогласие с подписанием брачного договора рождает скандалы. Даст ли моё согласие мир в семье? Или, наоборот, поощрение на грех по отношению ко мне и детям?

- Нет, просто брачный договор ускорит развод, потому что он уже затеял и задумал бросать свою женушку и сменять ее на что-нибудь новенькое. Но теперь хочет еще, чтобы и половину имущества, которое причитается жене по закону, прибрать таким образом. Пока заключается договор, он будет такой ласковый… чтобы как можно больше отхватить. И тут скандалов еще больше будет, если жена начнет упираться, будет не согласна с его формой договора. А причина одна – он хочет себе всё оттяпать. Это совершенно очевидно, что любви тут уже нет.

- Но она пишет: «Он – главный добытчик, потому что я с детьми».

- А это не играет роли, с детьми сидеть труднее, чем «добывать».

- И ему кажется, что всё, что приобретено, на его же деньги…

- Конечно. Только это не его, а деньги его жены. Пока он там на работе развлекался, это называется занимался любимым делом, она ишачила и день, и ночь. Ну, никак не сравнить работу мужа и работу жены. Дать ему вот этих всех деток на один день! Да он из окна выпрыгнет. А она очень даже легко за него поработает. Очень просто – сел за стол: «Та-а-к, Маруся!». – «Да, Петр Захарович, что угодно?». – «Мне кофе, и ко мне – никого!». И всё! И так до обеда. – «Так, я уехал, сегодня меня больше не будет». И так вот и всё, и весь рабочий день. «У меня встреча», и гуляет там себе, встречается.

- А о мамочках говорят: «Вот, мол, дома сидит»…

- А-а-а, сидит? Я даже не представляю себе, как мама может сидеть. Лежать она может, когда уже бездыханно падает от этих головорезов. Да что тут про это говорить… тут всё совершенно очевидно. Я предлагаю этой дорогой женщине проверить мое авторитетное мнение на поле брачного договора.

Как называется грех, если у человека беда с дисциплиной?

- Много названий, например, расхлябанность или бесстыдство, много всяких названий, или тупость, или просто идиотизм…

- И как с этим идиотизмом побороться?

- Лучше всего - в армию. Не хочешь – заставим, не можешь – научим.

- И всё равно заставим.

- Там уже само. Если ты не идиот, ты поймешь, если тебе не хочется подставлять разные места под неизбежные тумаки, то будешь делать как надо.

Нам, мирянам, в какой части стоит укреплять и тренировать свою волю, а в какой отказываться от своей воли? И не два ли это противоположных процесса?

- Воля – это есть продукт нашего сердца. Воля – это способность направить свою энергию, ум в решение той задачи, которая перед тобой стоит, либо жизнью ставится, либо начальством, либо долгом, либо собственной совестью.

- Потому что человек сталкивается с тем, что от чего-то он должен воздерживаться, хотя его греховная воля его к этому подталкивает. А с другой стороны, должен в чем-то себя нудить.

- Да, совершенно верно. Ты как из хрестоматии прочел.

- Но опять же, здесь, наверное, какое-то лукавство есть…

- Ну, конечно лукавство.

- Человек хочет найти алгоритм, который позволит ему делать то, что он хочет, и чтобы ему за это ничего не было.

- Поэтому люди и спрашивают: «А где грань?». Ну вот, припорошило снегом вторую разделительную полосу… ничего, сейчас тебя сотрудник ДПС остановит и объяснит, где грань, где чего… а судья подтвердит.

- Ну, будет хороший урок на будущее, что лучше эту грань не искать.

- Поэтому нужно бюджет свой экономить и не лезть на рожон.

Насколько полезно моё терпение, если я терплю от человека оскорбления, обвинения, унижения? Я это терплю и принимаю, и соглашаюсь с этим, но человек продолжает это делать. И насколько для него полезно это моё терпение?

- А этот человек кто?

- Это мой муж.

- А тогда такой вопрос: зачем?

- Мне кажется, что я своим терпением могу ему подать пример терпения.

- Ну и как? Глядя на него, Вы видите, что он этот пример берет?

- Нет. Наоборот, ему кажется, что он очень прав, и он меня воспитывает.

- А сколько Вам лет?

- 52.

- 52? И что до сих пор воспитывает?!

- Да, воспитывает.

- Я бы на Вашем  месте сейчас бы купил себе путевочку какую-нибудь, и уехал в дом отдыха, заблокировав телефон на месяц. А потом приехать посмотреть.

- Ну, я примерно так и сделала, 6 лет назад я с ним развелась, но мы до сих пор общаемся, и он меня продолжает воспитывать.

- Ну, значит, у Вас такое есть заболевание, которое называется мазохизм. Слыхали такое?

- Я догадывалась, да.

- У меня был приятель в институте, у него была подруга, он говорит: « У меня баба, она без кнута -  как без пряника». Может быть, Вы из этой породы?

- Нет, совсем  нет.

- Тогда я не знаю, миленькая, в чем смысл его терпеть, если Вы уже развелись?

- Ему это полезно, моё терпение?

 - Думаю, вряд ли. Ему полезно было бы по зубам дать.

- Мне кажется, что я дала, разведясь с ним…

- Ну, так видите, не помогло, надо так дать, чтобы он впредь опасался. Мало дали.

- Мало?!

- Конечно, мало. Эффекта-то нет. Вы просто сами себе придумали какую-то странную идею, а она никак не связана вообще.

- Но он настаивает на восстановлении семьи, и я в принципе тоже на это надеюсь, но я понимаю, что я не смогу жить в такой обстановке.

- Пусть он лучше настаивает на том, чтобы я стал миллиардером. Ха-ха-ха. Я ему тогда денег немножко дам. Всякие глупости людям бывает в голову приходят… 

- Какой должен быть мой ответ? Молчание или вообще не общаться?

 - Так он Вам никто. Вы развелись давно, 6 лет назад, если я еще с ума не сошел…

- Да, 6 лет назад. У нас дети есть, и сейчас даже уже внук есть. Но мне его жалко…

- Так, а что? Я не против. Вам его жалко, так вот и получайте – и по правой, и по левой, и днём, и ночью, и пусть воспитывает, пока Вас не сдадут в сумасшедший дом.

- Я не хочу. Спасибо, батюшка.

- Пожалуйста. Желаю успеха.

- Батюшка, к вопросу о примере христиан. Христианин должен явить смирение, кротость, любовь, терпение. И вот  люди вокруг начинают это очень удобно эксплуатировать, видя, что человек такой безответный, незлобный, нетребовательный. И получается, что я являю пример, и этот пример оборачивают против меня?

- Значит, этот пример не годится. Мой любимый пример кротости – это Александр Невский, который на лошадке подъехал к немецкому рыцарю, взмахнул мечом  - и его на две половинки, и обе утонули в Чудском озере. И после этого ни один пёс-рыцарь даже не думал переть на господин Великий Новгород. Эффект есть? Он достиг? Он жизнью своею жертвовал? Он спас новгородцев? Он их простил, а они псы новгородские его 4 раза выгоняли с княжества, потом просили, кланялись – давай спаси. Он их прощал, опять на коняшку, и опять рубиться с этой немецкой сволочью. Эффект есть? – Есть. И не в челюсть, а на две половинки! Вот святой! Вот что такое кротость, вот что такое послушание. Вот что такое прощение. Дерево судят по плодам!.. Вот это пример. Он стал примером. Более того, даже орден был Александра Невского, чтобы полководцы, которые носили этот орден, напоминали другим, что вот пример истинно святого человека. А здесь какой пример?! Разводи садистов?! Я не знаю, где тут христианство-то? Другое дело, Иван Русский. Попал в плен к туркам, они ему жилы перерезали, чтобы он не убежал. Били-колотили, вместе с собаками его держали и кормили отбросами, и он кротко переносил. Но у него больше никакого ресурса не было. Но до этого он был солдатом, он с ними воевал. Нельзя же так тупо извращать Закон Божий.

- Здесь скорее от непонимания, что такое кротость, смирение…

- А я никого и не осуждаю. Спаси и сохрани… Тупость- такое же свойство, как и ум… Это свойство, но из него вытекает порой поведение совершенно нехристианское.

Скажите,  как мне объяснить сестре и коллеге по работе, что недостаточно просто быть добрым, не злиться на людей, делать хорошие дела, чтобы стать христианином? Что надо ходить в церковь, читать Евангелие, молитвы, исповедоваться и причащаться?

- Могу порадовать – никак.

- Т.е. словами это не донести до людей?

- Нет, а все слова написаны. Я предлагаю пойти в комнату, встать на табуретку, и начать вслух и с выражением читать Закон Божий протоиерея Серафима Слободского. Прекрасные слова! Прекрасный учебник! Рассмотрены все вопросы. Раз человек не хочет читать, то как ему объяснить? – Никак.

- Может быть, есть какие-то аргументы?

- Нет. Царствие Божие только для желающих. Тут аргументов нет. Человек хочет спастись – он спасается. Я не понимаю, зачем «ходить в церковь»? Ходить надо по улице, потому что надо дышать свежим воздухом, если хочешь подольше пожить. Ходить нужно в магазин за хлебушком. Зачем в церковь-то «ходить»? Церковь не для того, чтобы «ходить», а для того, чтобы причащаться, слушать слово Божие и молиться.

Почему верующие часто без семьи и детей, а у блудников и прелюбодеев много детей от разных браков? Почему Господь одним не дает, а другим благословляет?

- Однажды Антоний Великий подобным вопросом задался, и Господь ему прямо напрямую ответил: «Антоний, внимай себе и не испытывай судеб Божьих». Как человек, имея абсолютно куриные мозги, может понять, в чем Промысел Божий, если Священное Писание не понимает, уже написанное, переведенное?

Считается ли грехом припоминать людям их обещания?

- Что значит «считается»? Кем?

- Богом, наверное.

- Из опыта мы понимаем, что Бог, конечно, помнит всё. Но для Бога неважно, что он помнит какое-то событие или слово, Бог помнит всё во всем комплексе человеческой жизни. Бог может одним мгновением полностью оценить всего человека, его качества. А человек не может, поэтому человек думает так: надо вот сложить все достоинства и все недостатки, и что перевесит, и где грань. А на самом деле всё, конечно, не так. Вот, допустим, у матери 10 детей, она любит всех, но если у нее спросить: «Скажи, какой у тебя самый удачный сынок?», она безошибочно скажет: «Вот этот». – «А наименее?» -«Вот этот». Но любит она всех одинаково. Вот также и Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+