Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Откуда в совершенном мире ангелов оказался грех?

06.02.2017 12:07

Откуда в совершенном мире ангелов оказался грех?

Слушать:http://radonezh.ru/radio/2017/01/28/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу радио «Радонеж».

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, что является празднословием? Как общаться с друзьями, остальными людьми, чтобы не впасть в этот грех?

О.Дмитрий Смирнов: - Никак не получится, потому что мы не можем выбрать таких друзей, с точки зрения празднословия - стерильных. Но всегда можно свести до минимума. Например, никогда самому не отвечать на вопрос больше, чем в этом вопросе содержится. Распространенные, расширенные ответы - это уже есть празднословие. Никогда не любопытствовать. Любопытство - это всегда празднословие. В этой части мы можем вполне кое - чего достичь.

О.Александр Березовский: - А поделиться своими чувствами, переживаниями, новостями? Человеку всегда хочется привлечь к своей радости других людей.

О.Дмитрий Смирнов: - Если мы хотим избавиться от празднословия, нужно очень задуматься, потому что большинство людей об этом вообще не думают. А некоторые люди своим празднословием истязают других даже на исповеди. Я теперь пальцы загибаю, сколько раз человек скажет одно и то же, гоняя по кругу одну и ту же фразу. Спрашивается - зачем? Просто сам процесс говорения вызывает в человеке сладострастие. И, конечно, нужно ставить этому предел.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а если взять на себя такой подвиг, например во время длинного поста молчать? Как вы думаете, это может принести пользу?

О.Дмитрий Смирнов: - Смотря, при каких условиях, потому что раз мы живем среди людей - то молчание будет выглядеть, как обида, оскорбление, человек может подумать, что ты с ним не хочешь дело иметь, и т.д. Но не начинать первому разговор, а вместо «здравствуйте» улыбнуться, поклониться - это вполне приемлемо. Человек увидит приветливое лицо, улыбку.

О.Александр Березовский: - А когда спрашивают нашего мнения, как быть?

О.Дмитрий Смирнов: - Авва Дорофей нас научил: «Анафема мне и моему мнению».

О.Александр Березовский: - А если человек спросит: а ты как думаешь? И какая-нибудь ситуация, требующая ответа?

О.Дмитрий Смирнов: - Василия Розанова спросили: что вы думаете о современной молодежи? Он ответил: не думаю. Что, обязательно по каждому вопросу надо что-то думать и быть в каждой бочке затычкой? Совсем не обязательно. Другое дело - если это твоя работа. Например, ты пресс - секретарь какого-то человека, и к тебе обращаются вместо него, и ты артикулируешь отношение твоего шефа или твоей конторы к данному событию. Это, пожалуйста, специально выделенный человек снабжается информацией. Только он должен говорить отчетливо, понятно, тоже кратко, кстати.

О.Александр Березовский: - Вообще, краткость - это редкий дар.

О.Дмитрий Смирнов: - Но очень нужный при общении. Это позволяет оставаться человеку быть скромным, не навязывать своего мнения.

О.Александр Березовский: - Поучиться вообще стоит.

О.Дмитрий Смирнов: - Это для всех полезно. И надо с детства этому учить, потому что некоторые детки, все учителя знают - может, не все, а кто нас слушает - вот он тянет руку, ему говорят: Вася, давай, он встает и молчит. Тянет руку, а сказать ему нечего ни на эту тему, ни на другую. Просто молчит и сразу теряется. Надо методично ему объяснять, что это не правильно.

О.Александр Березовский: - Сначала надо подумать, а потом уже произносить.

О.Дмитрий Смирнов: - Процесс должен быть. Сначала мысль должна родиться, потому нужно придать ей какую-то форму, а потом уже говорить.

О.Александр Березовский: - Многие люди говорят: понимаю, что надо сначала подумать.

О.Дмитрий Смирнов: - Замечательно, это большое достижение.

О.Александр Березовский: - Но выскакивает слово быстрее, чем его мысль успеют догадать.

О.Дмитрий Смирнов: - Что значит « выскакивает»? Человек должен себя контролировать. Я понимаю - пес стоит у ворот, и кто-то идет мимо. У него выскакивает: « гав-гав! ». Пес на работе, в нем инстинкт действует. Но человек не может быть как пес. И тут, если заняться псом, дрессировать - он вообще без команды голос не даст, он тебе слова не скажет.

О.Александр Березовский: - Интересно, собаку можно месяца за три - за полгода выдрессировать?

О.Дмитрий Смирнов: - У меня один дружок так выдрессировал своего Сектора, что он вообще не лаял. Жили они в профессорском доме, собака лает, там все люди ученые, каждый себе что-то пишет, а тут: гав-гав! Ну, что это такое? И вот он добился от него полного молчания.

О.Александр Березовский: - Получается, что собаку научить себя сдерживать легче, чем человеку самого себя.

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что собака, во-первых, заинтересована в том, чтобы угодить хозяину. А человек имеет свободную волю и заинтересован по своим грехам делать то, что ему хочется.

О.Александр Березовский: - Себе угождать.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Служить какой-то страсти. Есть страсть: застенчивость, когда если человека кнутом слово не выбьешь. А есть страсть: болтливость, когда человек не может остановиться.

О.Александр Березовский: - «Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов». Стараюсь и на работе именно так поступать. Но стала понимать, что для некоторых людей это, мягко говоря, неполезно. Не хватает разумения понять, когда моя помощь превращается в человекоугодничество. Помогите разобраться.

О.Дмитрий Смирнов: - Это нужно конкретно пример иметь перед глазами. Так просто нельзя лекцию прочитать. Нужно разбирать конкретный эпизод и тогда в нем можно увидеть, где человекоугодие, а где нет.

О.Александр Березовский: - А если человек не может сам разобраться, как ему поступить? По каждому эпизоду за ответом не сбегаешь.

О.Дмитрий Смирнов: - Есть на это присловье: «Врачу, исцелися сам». Если сам не знаешь, то чего лезешь других учить? Надо купить на рынке тряпочку и помалкивать в тряпочку.

О.Александр Березовский: - Когда люди пытаются возложить на нас свои тяготы.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, все люди так делают.

О.Александр Березовский: - А некоторые ещё к этому добавляют: ты ж христианин, а в Евангелии знаешь, что написано?

О.Дмитрий Смирнов: - Знаю. Все люди требуют от нас выполнения того, чего никогда не выполняют сами. Обыкновенная история, чего нового? Это не значит, что нужно идти у них на поводу. Ни у кого не надо идти на поводу, кроме как у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Матери нашей - Церкви.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Дмитрий! У меня вопрос по сегодняшнему Евангелию. Как научиться иметь веру с горчичное зерно?

О.Дмитрий Смирнов: - Понимаете, горчичное зерно - это всего лишь образ. Господь хочет этим показать, что даже такая маленькая вера, если она настоящая - способна двигать горами. Поэтому речь идет не об этом, а о том, чтоб иметь вообще веру Божью. Тогда она сдвинет гору нашего непослушания Богу и вернет её в море.

О.Александр Березовский: - Батюшка, к нам пришел вопрос. Откуда в совершенном мире ангелов оказался грех?

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что его вызвал к жизни один из ангелов, который перед этим пал. Грех - это не есть некая субстанция. Грех - это отсутствие добродетели. Ангелы были существа свободные, как и человек был свободным.

О.Александр Березовский: - И один из них выбрал вместо правды - неправду.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, потому что он посчитал, что он достоин не меньшего, чем сам Бог. Это было проявление его гордости. После этого он загремел с неба, и все силы небесные поколебались. Вот грех оттуда и взялся.

О.Александр Березовский: - В интернете с конца декабря 16-го распространилось ауди откровение от некого Александра, пережившего клиническую смерть 18-ти летнего парня. Где он рассказывает про мытарства, современное положение дел в России, в мире, про будущее. Насколько можно верить этому откровению?

О.Дмитрий Смирнов: - Ни насколько.

О.Александр Березовский: - Есть в Церкви некое свидетельство, которому мы доверяем, когда люди говорят о своих переживаниях смерти.

О.Дмитрий Смирнов: - Это зависит от того, кто говорит. Очистил ли человек свою совесть, свое воображение. Если мы знаем его святую жизнь - тогда может возникнуть известная степень доверия.

О.Александр Березовский: - А если как: кому-то, вдруг чего-то?

О.Дмитрий Смирнов: - Мало ли что, всё бывает.

О.Александр Березовский: - В общем, людей, которые говорят, что они, например, видели Богородицу и с Ней беседовали, не так уж мало.

О.Дмитрий Смирнов: - Так что ж, сколько угодно. Большинство из этих людей видели не Богородицу. Один видел Пелагею Захаровну, другой видел Никодиму Петровну. Третий видел Пелагею Сидоровну. Они паспорт не предъявляли, как можно сказать, что это Богородица? На основании чего? Я так думаю. Думать мы свободные люди, вот и думай на здоровье.

О.Александр Березовский: - Ведь верят.

О.Дмитрий Смирнов: - Так, пожалуйста, люди верят. Вот замечательный человек, сейчас в тюрьме сидит или в психушке, у него же был попугайчик Кузя. Он же в него верил. Некоторые мормонам верят. Некоторые - иеговистам. Некоторые коммунистам верят. Не в таком бытовом плане, а в идейном. После того, как XX век прошёл, масса свидетельств, и лекции, и кинофильмы, книги и выступления очевидцев, кинопленка, где взрывают храмы, где расстреливают людей. Кто во что верит, тот потому и раб.

О.Александр Березовский: - Конечно, вера - это порой совершенно не объяснимая вещь в человеке, когда противоречит простому факту.

О.Дмитрий Смирнов: - Так нет, что факты? Ему говорят: вот документ. – Он: Нет, это подделка.

О.Александр Березовский: - Да, всё так. Всё сфальсифицировано, все неправда, всё это, чтоб опорочить. Вот часто люди задают вопрос: когда человек одержим такой идеей, такой верой, чем ему можно помочь?

О.Дмитрий Смирнов: - Оставить его в покое. Ещё апостол Павел говорил: предать сатане в изнеможение плоти. Очень мне нравится это выражение.

О.Александр Березовский: - Потому что иначе просто порой......

О.Дмитрий Смирнов: - А порой - учиться, как в том высказывании Спасителя о свиньях, перед которыми метали бисер.

О.Александр Березовский: - Обернутся и растерзают.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, свиньи осерчают и вполне могут растерзать.

О.Александр Березовский: - Отец Дмитрий, обращаюсь к вам, как к художнику и священнику одновременно. Слышала, что творчество Пабло Пикассо разрушает понятие «ипостась». Объясните, так ли это? Если да, то - каким образом?

О.Дмитрий Смирнов: - Не знаю, каким образом. Каждый такой доморощенный искусствовед выдвигает какие-то свои собственные теории. А для того, чтобы придать научность, он использует иностранные слова, такие, как «ипостась».

О.Александр Березовский: - т.е. человек, может, и слышал что-то, но как-то слабо разобрался.

О.Дмитрий Смирнов: - Что значит слабо? Он даже не разбирался. Он просто ничего в кубизме не понимает, вот: «ипостась разрушает». Это, знаешь, все равно, что смотреть на какую-нибудь Венеру Милосскую и говорить: вот, ипостась разрушена, руки-то отбиты.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Батюшка, скажите, как правильно относиться к Фатимскому чуду в Португалии в начале XX века?

О.Дмитрий Смирнов: - Не отвергать и не принимать. Я читал книги о Фатимском чуде. На мой взгляд, это очень подозрительное явление.

О.Александр Березовский: - Т.е. подождать, когда может быть, Господь Сам....

О.Дмитрий Смирнов: - Я не понимаю - зачем?

О.Александр Березовский: - Если это будет необходимо. Бывают же такие ответы от Господа!

О.Дмитрий Смирнов: - Понимаешь, в этом слишком много тайн, темных мест. Мне это как-то не по нутру. Но я этого не отвергаю, потому что я грешный человек. Там люди важные, кардиналы. Они там как-то веруют. Я верую в чудо явления Казанской иконы Божий Матери, Матери Божьей Державной или Владимирской. У нас 600 прославленных икон. А то, что Богородица явилась к каким-то деткам, рассказала, да ещё про будущее России. Будущего никакого нет, какое у России будущее? Джордж Буш с Обамой одно будущее, а Дональд Трамп - это другое. Какое будущее? Будущее зависит от людей, населяющих земной шар. Ещё, может, оно зависит от каких-то катаклизмов небесных. Будущее Росси. Если в России все останется, как сейчас есть, через 50 лет, даже через 30 никакой России не будет вообще. Может, какое- то государствишко будет, которое будет обслуживать туристов в центральной Московии - и всё.

О.Александр Березовский: - А просто народа больше ни на что не останется.

О.Дмитрий Смирнов: - Через 50 лет нас должно быть 70 миллионов. Но как 70 миллионов человек смогут удержать такую страну? Кто же нам все эти бриллианты, газы оставит? Мы сами вырезаем собственное население. Какое там будущее? А если завтра вдруг опомнимся – то мы станем непобедимой державой. Вот у нас сейчас самолетик новый сделали - замечательно, ракеты - превосходно. А кто будет управлять-то? У нас через два года школы, детские сады наполовину опустеют. Останется - погляди сейчас. Некого будет в школу записывать.

О.Александр Березовский: - Что, такой провал?

О.Дмитрий Смирнов: - Да, и провал огромный. Чтобы прибывало население - нужно, чтобы у каждой мамы было два и шесть десятых ребенка. А у нас сейчас один и семь. У нас сокращение населения, а тут ещё провал. Ведь в 90-х годах девочки не рождались. Всех абортировали подряд - и мальчиков, и девочек. Кто будет деток рожать, бабушки? Но это только Пугачева может, а так остальным это не по карману. Вот оно, будущее. Тут кому-то чего-то приснилось, привиделось, понятно, начитался человек или насмотрелся. Сейчас, говорят, какое-то кино снял Бондарчук, что в Чертаново высадились инопланетяне. Посмотришь - вообще, говорят, с ума сойдешь. Так что не приведи Господь, если такое привидится. России, ее дни как бы сочтены, потому что так вот взять и в момент пустую страну наполнить населением – невозможно. Или чтобы 30 миллионов наших соотечественников вдруг бы вернулись. А куда? Где жильё? Кто будет топить? Зачем? Там они уже устроились, а здесь надо еще с чиновниками бороться. Вон старообрядцы тогда приехали на Дальний Восток, пожили там, сто человек их было - все уехали. Потому что их так приняли, что они повернулись да и уехали на те деньги, что остались. Это уже так кто привык, любит страну. Потом всё, будут до Урала китайцы, а от Урала и до Калининграда - мусульмане. Это же арифметика, это ж не алгебра.

О.Александр Березовский: - Если при условии, что все останется так, как есть.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Но пока никаких подвижек нет. Что, коррупция исчезла, казнокрадство исчезло, родители стали воспитывать детей, из однодетной семьи вдруг появились у нас пяти - , восьмидетные? А нужно именно это. Только возврат к нормальной, полноценной русской семье, из 8-10 детей. Но к этому и государство не готово. Жены должны воспитывать детей, вскармливать, учить. А мужчины должны так работать, чтобы их всех накормить, одеть, обуть, не одной же вермишелью кормить! Должна быть полноценная еда, полноценные дома, все это должны дать. А чтобы это дать, определенным людям нужно перестать воровать. Если мы хотим спасти Россию - все должны встать, как в войне с Наполеоном: ну, все встали. Была небольшая группа белоленточников, а так все: и дворяне, и купцы, и крестьяне - все, все, все. А крестьяне-то за страну вступились, крепостные, т.е. полурабы - а все равно за родину. А сейчас каждый только смотрит, что бы только украсть. Ну, и как тогда? Поэтому у нас с вами совершенно нефанфарное будущее.

О.Александр Березовский: - Сейчас говорят, что рождаемость растет, что стало лучше, что поддержка семейства.....

О.Дмитрий Смирнов: - Представь себе: вот, умирающий человек, у него температура 41 градус по Цельсию. Потом, к утру, она снизилась до 40. Говорят: да, ему стало лучше. Но к обеду он умер. Лучше это не так, лучше - это когда как сейчас, у нас одна треть мам рожает одного ребенка, другая треть мам рожает двух, и только 5-6% рожают три и больше. Но даже три - это мало, потому что, сколько не рожают? У нас 14% населения просто соединяются в такое сожительство, которое они для удобства прозвали: гражданский брак. Но у них детей нет. Она же только собственное удовольствие имеют в виду, и никаких детей. Все равно через 3-5 лет он её бросит, другую такую же заведет, потому что она так ждет, ждет, когда же у них будет семья - а он, собственно, и не собирается, ему и так нормально. Каждый живет для себя. А сейчас у нас ситуация, когда нужно жить для страны, для народа, чтобы продолжалась русская история. А это реально никого не волнует.

О.Александр Березовский: - А люди не верят, что у Росси может быть когда-то рассвет.

О.Дмитрий Смирнов: - Он же в руках людей. Допустим, если начальство захочет, чтобы был рассвет, но тогда нужна пропаганда этого рассвета.

О.Александр Березовский: - Но и поддержка тогда реальная нужна.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Нельзя сказать, что у нас ничего не делается. Даже, по крайней мере, небольшая помощь, которая не решила ни одной проблемы, но вот материнский капитал, он сразу прибавил нам рождаемость. Однако не настолько, чтоб спасти Россию.

О.Александр Березовский: - У людей появилась какая-то поддержка.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, а так вообще по идее мать, которая имеет детей, должна на каждого ребенка до его, хотя бы, 14летия получить паспорт и идти на работу, она должна на него от государства иметь пособие. Она должна получать зарплату, на которую она может их одеть, обуть, накормить и дом содержать такой, чтобы она не жила в коммуналке, где, кроме нее, еще 13 человек. Это вообще даже не нищета, это в Бразилии так живут миллионы людей, но там же жара, тепло. А у нас трубы лопаются, и опять ты хоть что делай. Чинят, конечно, слава Богу, дай Бог долго здоровья нашим героям из МЧС, но все же труба лопается. Это от чего же она лопается? Оттого, что эта труба лежит уже 50 лет.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, являются ли мои переживания за детей, когда они болеют, маловерием? И почему, когда дети болеют, особенно дочка у меня маленькая, 5 лет - почему ко мне в голову всякие дурные мысли лезут?

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, маловерие. Совершенно точно вы поставили диагноз, а бесы - они знают о вашем маловерии. Потому что вы все время ваши переживания высказываете вслух, и они отражаются на вашем лице. А они всё понимают и вас бомбардируют такими мыслями. С какой целью? Чтоб вы впали в панику, чтоб вы забыли о Боге. Я наблюдал массу таких сцен. Ребеночек задержался где-то в школе. Что делает мама? Мама сначала носится по квартире, всех будоражит, потом начинает звонить. Сначала знакомым, в школу, а потом больницы, морги и милиция. В это время звонок, он приходит. Вместо того, чтобы взять и начать с молитвы Господу и Пресвятой Богородице. Нужно трезво себя вести. Или у нас: ой, как приземлитесь - позвоните. Но если мы приземлимся на брюхе, об этом все агентства мира сообщат тут же. Чего волноваться, включи телевизор «Россия 24», и если там что-то случилось с этим самолетом - все скажут. Тут же - по всему земному шару. Хоть куда уезжай. Все узнаешь. Нет, вот надо, все, мы сели. Я волнуюсь, я переживаю - и человек себя считает в своем праве. А что переживать?

 О.Александр Березовский: - В чем воспитан, что видел, что впитал.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, это я понимаю, но дело в том, что в такой ситуации, даже чтобы оказать какую-то помощь, нужна трезвая голова. Вот, приехали врачи к больному ребенку, и как сказать? «Мы едем в больницу», или сказать: «Нет, мы не едем, нам достаточно то, что вы посоветовали»? Это же мать должна принять решение, а лучше вообще отец, потому что мужчина меньше поддается панике. Нужно каждый раз принимать решение, иначе человек в панике, он переживает, что бедный ребенок - беспомощный.

О.Александр Березовский: - Он обзванивает других, и находится среди знакомых или родни трезвый человек, который говорит: «Так, успокойся, делай вот так».

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, если находится, но с другой стороны - половину всех своих знакомых передёргать - это тоже как - то не по - христиански. И потом нужды-то в этом нет.

О.Александр Березовский: - Объясните, пожалуйста, что такое страсть застенчивости.

О.Дмитрий Смирнов: - Человек не может преодолеть свою боязнь. Это такая одна из форм гордости.

О.Александр Березовский: - Т.е. это не скромность, а именно гордость

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, тут скромности никакой нет. Потому что когда он оказывается среди своих - он тут же начинает капризничать, бросать все на пол и чего-то требовать.

О.Александр Березовский: - т.е. это всегда перед чужими происходит?

О.Дмитрий Смирнов: - Только.

О.Александр Березовский: - Почему иногда про ребенка говорят: странно мы в нем такого, о чем вы говорите, никогда не замечали.

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что при родителях он один, при других - другой, и лицемерие примешивается, естественно.

О.Александр Березовский: - Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, как проявлять почтение к родителям и бабушке, если у нас сложные отношения? Они плохо относятся к моему мужу.

О.Дмитрий Смирнов: - Надо так сделать. Надо уехать на такое расстояние, когда это плохое отношение не будет ощущаться.

О.Александр Березовский: - И общаться на расстоянии.

О.Дмитрий Смирнов: - И пореже. Только тогда, когда инициатива с их стороны. И в такой дозе, когда безопасно для семьи. И всегда говорить в четыре раза вежливее, чем обычно.

О.Александр Березовский: - Но родителям хочется, чтобы....

О.Дмитрий Смирнов: - Обождите, надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. У нас все родители - советские люди. У каждой советской женщины нерастраченная любовь к детям, огромный запас, восьмикратный. Поэтому всю свою любовь они обрушивают на одного человека. А не любовь тоже помноженная на восемь. Если зять чем-то не подходит, то вся не любовь выплескивается в словах, в отношении, в обсуждении с огромным кругом людей. Спрашивается, зачем это надо?

О.Александр Березовский: - Для собственного успокоения.

О.Дмитрий Смирнов: - Для собственного успокоения надо оставить отца и мать и прилепиться к своей жене, и быть с ней, как одна плоть. И что Бог сочетал, то человек - будь то мать, отец, отчим, дед, сваха - да не разлучает.

О.Александр Березовский: - Обидятся.

О.Дмитрий Смирнов: - На обиженных воду возят.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! У меня два вопроса. Первый вопрос, рай, царствие Божие и царствие небесное - это синонимы?

О.Дмитрий Смирнов: - Нет.

Телефонный звонок: - И второй вопрос. Сказано в Евангелии: если ваша праведность не превзойдет праведности грешника во Христе, то не сможете спастись, а вот разбойник попал в рай, его праведность - как понимать этот момент?

О.Дмитрий Смирнов: - То, что в его ситуации не оказалось в сердце ни капли фарисейства. Его обращение к Богу было нелицемерно. Что, собственно, и требуется. Вот сегодня, я в храме наблюдал фарисейскую сцену. Читается Евангелие, после Евангелия, которое полагается на середину храма, люди все к нему прикладываются и проходят через помазание у священника. Одна женщина во время чтения Евангелия, стала шуршать целлофановым пакетом. Я читаю и другим глазом смотрю: что будет дальше? Она вынула из пакета платок и повязала себе голову. Почему? Потому что без платка подходить к Евангелию, помазанию она считает неприличным, т.е. она соблюдает форму. А то, что она мешает всему храму, который застыл, тишина была совершенно, если б муха залетела - её было б слышно. Она всем мешает, и читающему, т.е. мне. Но ей главное соблюсти форму. Вот это и есть натуральное фарисейство. И это надо в себе преодолеть. Нужно понимать, что важнее: тишина в храме - или твой внешний вид. Человек не понимает - значит, ей нужно ещё пройти революционный путь. Когда человек входит в храм - первое, о чем он должен подумать, это не о своем платке, а о том, выключил ли он звук у телефона. А кто не умеет, должен вытащить из него аккумулятор. Вот о чем нужно подумать. Сначала христианин, прежде всего, думает не о том, как он выглядит, потому что как он выгляди - это значит: я думаю о том, что обо мне люди скажут. Не тот платок, не такие на мне брюки, и т.д. Это всё чисто внешнее фарисейство, а не внутреннее благочестие. А внутреннее, что? Нужно оказать любовь к ближнему. В чем она должна выражаться? Задуматься: не мешаю ли кому-нибудь? Может, у меня излишне скрипят сапоги или стучат набойки? Вот храм замер в тишине, а я иду - и, как копыта, у меня цокают мои сапоги. Что надо сделать? Надо выйти на улицу, снять сапоги и босиком войти. Вот как по - христиански. Главное условие, чему учит христианский этикет, начиная от того, как водить машину, т.е. если лужа - тормози, чтоб не окатить пешехода. Лучше тебе опоздать, чем человеку испортить светлое пальто. Все время искать возможности оказания любви к ближнему. Сначала ближний, а потом ты сам. Вот этот герой, сотрудник ДПС, взял - и в ледяную воду бросился, женщину спасать. Вот он христианин.

О.Александр Березовский: - Батюшка, до этого нужно дорасти.

О.Дмитрий Смирнов: - Вот же дорос, молодой парень. Прямо приятно на него смотреть, лицо такое скромное, смиренное, просто умиление одно, какие есть в стране люди. Нет, эта будет шуршать на весь храм, ей надо платок надеть. Причем в центре стоит. Или с младенцем встанет под купол, младенец орет, и никому ничего не слышно, а она стоит и ещё качает его. Почему? Думает только о себе, а младенце, а остальные все чего хотите, хоть разойдитесь. Где христианство? И это что, мы так учим христианству своего ребенка? Ну, и что это вырастет? Так что, к сожалению, эти слова Господни, они очень правильные. Есть праведность именно фарисейская, она внешняя. А Господь говорит: очистите внутренние скляницы вашей души.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, у меня такая проблема. Мой сын уже взрослый 40 лет, но он очень стеснительный, лечится ли это или нет, как быть?

О.Дмитрий Смирнов: - Лечится, конечно, всё. Любой психолог может ему в этом помочь, если он сам это захочет.

О.Александр Березовский: - Батюшка, такой вопрос к нам пришел. Помогите мне разрешить вот какую проблему. Если просишь прощения у человека, а он не желает прощать, надо ли все равно добиваться своего, и как быть, если твоей вины тут нет?

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, не надо. Даже если и была вина.

О.Александр Березовский: - Т.е. если человек не хочет идти на примирение, то оставь его в покое.

О.Дмитрий Смирнов: - В покое, конечно. Может, ему приятней находиться в таком состоянии? Как Америка в лице Трампа захотела санкции снять с России, а Франция, Германия, Черногория не хотят.

О.Александр Березовский: - Это их суверенное право.

О.Дмитрий Смирнов: - Причем тут право - не право? Вот одни хотят, другие не хотят. А чего с ними сделаешь? Свою голову не приставишь.

О.Александр Березовский: - Приходит женщина и говорит: была ссора

О.Дмитрий Смирнов: - Мы - то простили Германии сколько всего? Что мы получили за то, что они уничтожили у нас почти 30 миллионов человек, столько городов, деревень сожгли дотла? И они теперь санкции, и что они думают, что Бог вообще ничего не видит? Черногория уже получила этой зимой такой мороз, что море замерзло. Посмотрим, чего дождется ещё Германия. Они думают: это так всё. Думают: вообще никакого Бога нет, кругом только один гомосексуализм. Ничего, подождите, дорогие. Бог есть.

О.Александр Березовский: - Но Он нам это постоянно напоминает, батюшка.

О.Дмитрий Смирнов: - Бог любит Россию, несмотря на то, что мы - недостойные его дети.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Дмитрий! Скажите, пожалуйста, вот у меня такая проблема на работе. У меня молодой коллектив, и я одна, мне 49 лет будет скоро. И со мной работают 25летние люди. И у меня с ними очень сложные взаимоотношения. Уже три года я пыталась все время как-то под них подстроиться, а сейчас стала в основном молчать, и они в связи с моим молчанием стали очень сильно наглеть, мат систематически.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет ничего проще. Выпускаете распоряжение, одно слово матом - лишение премии. Второе слово матом - сокращение зарплаты. Третье слово матом - на вынос тело, увольняем - и всё, и будет тишина.

О.Александр Березовский: - Батюшка, вот одна тоже жаловалась и говорит: а с кем я буду работать?

О.Дмитрий Смирнов: - Набрать ещё. Сейчас с работой очень трудно. Я тебе рассказывал, что я в Америке был, когда тюрьмами занимался. Тюрьма там есть, там никто не курит, ни надсмотрщики, ни заключенные. Люди по 25 лет имеют срок, никто не курит. Если в тюрьме так можно сделать, а почему нельзя сделать в коллективе? Вызвать и объявить, и при приеме на работу: вы знаете у нас то-то, то-то нельзя. Такие-то правила, так что будьте любезны. И все, так постепенно, сначала штраф, потом уже тюрьма. Все так, по нарастающей. А то некоторые привыкли, что вырывается. Вырвалось словцо - премии лишаешься. Не знаю, по-моему, ничего проще нет.

О.Александр Березовский: - Батюшка, я тружусь бесплатно в храме. Иногда мне тяжело, я пенсионерка, занимаюсь закупками товара для храма, торгую за ящиком. А наш настоятель может и подколоть, если немножко напортачишь. Бывает обидно. Можно ли бросить этот неблагодарный труд?

О.Дмитрий Смирнов: - Разумеется, а почему нет? Тем более раз вы трудитесь для настоятеля, а он такой - сякой. Надо, конечно, бросить. Другое дело - для Господа Иисуса Христа. Он никогда не подкалывает, наоборот. Мы даже сегодня в Евангелии читали, как ГосподьСсвоим ученикам поджарил рыбу на ужин, на берегу Генисаретского озера, да ещё дал им такой огромный улов, что сеть прорывалась. Если для Господа - то Он всегда наградит. А если для настоятеля - то нужно немедленно увольняться. Найти другого - хорошего, ласкового.

О.Александр Березовский: - Хочется и для Бога потрудиться.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет никаких совпадений. Господь как бы проверяет. Собственно, для кого - это сразу и выясняется. Раз обидно – значит, это уже не для Бога.

О.Александр Березовский: - Батюшка, это обидчивость, это уже состояние некоего несовершенства.

О.Дмитрий Смирнов: - Разумеется.

О.Александр Березовский: - Человек только растёт к нему.

О.Дмитрий Смирнов: - Ну, какой растет, когда уже пенсионер, куда же осталось расти.

О.Александр Березовский: - Иногда хочется сказать другому человеку что-то доброе, хорошее. Ничего не приходит на ум, наверное, мало в моем сердце доброты. Как взрастить доброту?

О.Дмитрий Смирнов: - Только усиленными тренировками. Сначала каждый день делать какой-то добрый поступок, а потом каждый час. А потом всю жизнь сделать таким ручьем, а потом - и водопадом доброты.

О.Александр Березовский: - Даже если в ответ получаешь порой обратное.

О.Дмитрий Смирнов: - Так это же вообще не влияет.

О.Александр Березовский: - Появилась такая пословица: «Не хочешь зла - не делай добра».

О.Дмитрий Смирнов: - Да, совершенно верно. Это опять зависит от того какова цель в жизни. Вот как хлебопашец. Хорошая погода или похуже, но он все равно сеет. Хорошая погода или плохая, но он все равно хочет собрать урожай. Если есть время, он подождет для сбора. Если уже нет времени, то собирает в непогоду. Пусть часть погибнет, но часть останется. Он думает: буду питать своих дедушек и оставлю на семена. Всё то же самое.

О.Александр Березовский: - Но там человек понимает.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, если человек не понимает, то извини, я тут ничего не могу сделать.

О.Александр Березовский: - Человек понимает, что такое голод, и тут он себе не даст расслабиться. Ведь надо же чувствовать благодать Божью, чтобы за неё бороться.

О.Дмитрий Смирнов: - Опять, если человеку это нужно. Ведь дело в том, что человек получил дар - веру, это ж благодатный дар. То не верил, а теперь верит.

О.Александр Березовский: - Надо, чтоб вера стала христианской.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, это тоже длительный процесс, конечно. Сначала обращение к Богу, а уже потом человека ко Христу.

О.Александр Березовский: - Дай Бог пройти нам этот путь.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]