Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

О самоубийстве

16.11.2016 17:43

О самоубийстве

Архимандрит Амвросий (Юрасов), основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/24/21-01.html

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Одним из самых главных инстинктов у человека считается инстинкт самосохранения. Недаром человек боится смерти и страшится ее. Это говорит о том, что человек в своей природе не имеет составляющей, которая бы готовила его к смерти. Бог готовит нас для вечной и блаженной жизни. Но есть люди, которые доходят до критического состояния и сами себя лишают жизни. Речь идет о самоубийцах. Причем сейчас, «благодаря» Интернету, сведением счетов с жизнью стали увлекаться – и дети, и молодые люди, и подростки. Они рассказывают, каким способом хотели бы уйти из жизни, устанавливают так называемые «счетчики обратного отсчета» до даты ухода из этого мира. И между тем они совсем не понимают последствий всего этого, так как они еще молоды, а их родители не обсуждали с ними эту тему, потому что о ней не принято говорить. Но ведь мы понимаем, что если человек совершит этот тяжкий грех, то участь его незавидна. Он, непременно, попадет в ад, и вымолить его сможет только великий молитвенник. Объясните, батюшка, как человек при врожденном инстинкте самосохранения, при всем своем разуме, а также при желании жить, доходит до самоубийства?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – До революции было время, когда население нашей страны составляло 150 миллионов человек. Необходимо отметить, что практически все были верующими и крещеными. Детей воспитывали в православном духе. У каждой верующей семье был духовник – священник, который заботился о спасении душ своих духовных детей. Наряду с ним был врач – для исцеления тела и преподаватель – для наставления в познании окружающего мира. В таких семьях люди были здоровы как духовно, так и физически. А когда многие поверили в слова некоего человека о том, что Бога нет, люди были предоставлены сами себе, и число самоубийств возросло. По статистике, страны, занимающие первые места в мире по экономическому показателю и уровню благосостояния, также лидируют и по количеству самоубийств. Как мы видим, для тела делается все, а для души ничего. В настоящее время в России ежегодно около 800 девушек и юношей заканчивают жизнь самоубийством. Почему так происходит? Это связано с тем, что душа стала бедной, пришла в уныние, в отчаяние, зашла в тупик, погрузилась в пустоту. Все это происходит от того, что ту энергию, которую нам дает Господь, мы с юности потратили на страсти и тем самым опустошили себя. Взгляните на руки таких девушек или юношей. Они порезаны. Почему же так происходит? Потому что у человека постоянные истерики. А чем их остановить они не знают. Берут бритвы и режут вены, пытаясь отвлечься, успокоить себя. А ведь все просто: если малое дитя воспитать в православном духе и заложить фундамент, то это основание останется на всю жизнь. Может быть и такое, что в 13, 14 ли 15 лет этот ребенок отойдет от веры. Но это будет продолжаться до первого испытания. Придет беда, молодой человек будет знать, куда бежать. Он направится храм, каяться Богу. Если человек с детства не воспитан родителями, то у него в душе образуется пустота. И когда приходит беда, он не знает, что делать, к кому обращаться.

Вот, например, человек решил натопить баню. Он приготовил дрова и они хорошо прогорели. Баня стала теплая, но если человек не будет подбрасывать в печь дрова, то печь остынет, остынет и баня. Точно так же происходит в душе человека: если нет покаяния и молитвы, если человек не делает добрые дела, не испытывает любви к ближнему, то он постепенно охлаждается и приходит в бедственное состояние. От этого и непослушание родителям, начальству и близким. Появляются раздражение, гнев, зло и ребенок приходит в истерическое состояние, когда он не может контролировать себя. Ребенок начинает шуметь, кричать и биться в истерике. Когда злой дух входит в человека, тогда из человека выходит негатив, от которого страдает и мучается он сам и все окружающие. Но, оказывается, работая над собой, человек может достигнуть такого состояния, при котором он не будет испытывать ни гнева, ни злобы, ни обиды, ни раздражения. Не будет крика и шума. Можно стать спокойным, ровным, умиротворенным и в душе испытывать легкость. Тогда человеку будет радостно жить.

Если мы достигли мирного и спокойного состояния здесь, на земле, то при переходе в духовный мир, мы останемся точно такими же. Для того чтобы встать на правильный путь, любому человеку необходимо вспомнить все греховное, что было у него, начиная с юношеских лет. Следует прийти в храм и все рассказать Господу в присутствии священника. Священник прочитает над нами молитву, обратится к Господу, чтобы Он присоединил нас к святой соборной и апостольской Церкви, а человек, в свою очередь, даст обещание исправиться и покинет храм с обновленной душой, то есть без греха. Все это люди испытали на практике и знают, как можно действенно очистить свою душу. Господь прощает нас, и мы уходим из храма с облегченной душой.

Еще до пришествия Христа народ всегда исповедовал свои грехи. Есть такое крылатое выражение – «делать из кого-то козла отпущения». Это связано с тем, что во времена Ветхого Завета, когда люди исповедовали свои грехи, священник символически возлагал грехи на козла, которого затем отпускали в пустыню. Необходимо понимать всю важность исповедования грехов. Главное, не делать этого поверхностно. Бывает, что люди называют незначительные прегрешения, утаивая самые тяжелые и даже смертные грехи. Когда задаешь вопрос: «Почему же Вы не каялись в этом?», то люди часто отвечают, что не хотели говорить об этом в храме. Это еще больший грех.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Это в осуждение.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Да, пришел с одним грехом, а ушел с еще большим. Поэтому надо все открыть на исповеди. Поверхностные грехи, такие как осуждение, ропот, обман люди часто называют, а вот смертные, самые страшные грехи, которые убивают душу наповал, никто называть не хочет. Люди боятся. Но следует помнить пример двух городов – Содома и Гоморры, жители которых допускали эти грехи и с Неба сошел серный огонь, уничтоживший всех. На этом месте сейчас находится Мертвое море, в котором абсолютно нет никакой жизни.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, вернемся к вопросу о подростках, которые заканчивают жизнь самоубийством. Эти дети еще не успели увязнуть в тяжком грехе до такой степени, чтобы у них произошло опустошение души. Почему же они решаются на такой шаг? Я понимаю, когда человек в возрасте, повидавший многое, не справился сам с собой, смалодушничал и свел счеты с жизнью. Это еще как-то понятно. Но когда подростки, еще не отягченные тяжкими грехами уходят из жизни, то возникает вопрос: «Что толкает их на это?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда ребенок только рождается и открывает глаза, то он видит перед собой маму. Он понимает, кто это и начинает предъявлять требования. К примеру, когда малыш просит какую-нибудь игрушку, а мама отказывает ему, то он начинает плакать. Папа видит это и говорит: «Дай ему то, что он просит, пусть играет, лишь бы только не кричал». Ребенок берет игрушку и успокаивается. И так каждый раз, когда малыш что-то попросит и получит отказ, начинает устраивать истерики. Ребенок быстро к этому привыкает, а родители вместо того, чтобы заняться воспитанием ребенка, переключить его внимание, идут у него на поводу – потакают капризам или отмахиваются от него. Так ребенок становится упрямым, раздражительным и непослушным. И тогда начинаются неприятности. Вместо рассудительной любви он получает пустоту.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – То есть, батюшка получается, пустота происходит от грехов?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Конечно. Она же не может происходить от святости. Если родители покрестили ребенка и каждую неделю или даже несколько раз в неделю причащают его, то кровь Христова перерождает младенца, даже если он этого не осознает. Точно также происходит с цветком, который начинает расцветать и постоянно требует влаги, чтобы подливали водички и тогда он хорошо растет.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Я помню, несколько лет назад Вы мне сказали поговорить с одним молодым человеком, примерно моего возраста. Я спросил его, что у него произошло. Молодой человек признался, что сходит с ума. Тогда я спросил его, почему это происходит. Внешне он совсем не был похож на сумасшедшего. Юноша признался, что испытывает необъяснимый страх и панику. Он не мог найти себе места, постоянно находился в тревоге, хотя причин для этого не было. Молодой человек подумал, что он сходит с ума и решил зайти в церковь, чтобы помолиться и спросить совета. Я объяснил ему, что это было не сумасшествие. Проблема заключалась в том, что чаша, которая может вместить грех или благодать, была настолько наполнена грехом, что он стал переливаться через края. Запас прочности его души перед натиском греховной энергии иссяк. Раньше душа могла сопротивляться, а теперь человек сам начал отравлять ее внутренность. Это похоже на дохлую крысу, находящуюся в богатом доме. Дом роскошный, в нем хорошая обстановка, шикарная мебель, но ощущается такой смрадный запах от того, что в каком-то углу или подполье сдохла крыса и начала смердеть. Жить в таком доме просто невыносимо. Человек привыкает к этому, а гости, которые приходят туда, это чувствуют. Порой можно и не привыкнуть к такому запаху. Я объяснил молодому человеку, что у него произошло накопление критической массы греха, так как он никогда не исповедовался. Проявлением этого стало то, что душа потеряла покой. Этот молодой человек удивился и спросил: «И что, после этого у меня все сразу прекратится?» Я объяснил ему, что сразу все не может закончиться, так как он годами накапливал грехи, которые и довели его до такого состояния. Для того чтобы все исправить, потребуется много времени – годы постоянного труда. Прежде всего, необходимо начать с покаяния, которое приведет к выздоровлению. Разговор с этим молодым человеком остался в моей памяти, потому что это было явным доказательством того, что «Царство Божие внутри нас есть» (ср.: Лк. 17, 20-21), как говорит Господь. Но не стоит забывать, что ад также находится внутри нас. Перед нами оказался молодой, здоровый человек, полный сил и строящий большие жизненные планы, но в душе у него невыносимая тревога, страх, отчаяние. Все это привело его к тому, что он уже не знал, как быть дальше и что делать.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Такое происходит и с молодыми людьми, вступающими в брак. Начинаются споры, выяснения отношений, которые приводят к тому, что пламя агрессии вспыхивает с новой силой. В таких случаях следует смириться и попросить прощения. Известно, что дьявол боится этого. Хочется дать вам всем пастырский совет: если на душе плохо, надо покаяться и раскрыть все свои грехи. Сразу после этого человек почувствует облегчение. Допустим, человек купил себе машину. Для того чтобы она была в эксплуатации, надо поставить колеса, залить бензин, масло, зарядить аккумулятор, проверить тормоза, свет, сигнал. Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то уже нельзя выезжать на дорогу, так как это представляется небезопасным. То же происходит в жизни: для того чтобы спасти свою душу, надо ходить в церковь каждую субботу вечером и в воскресенье утром. Также необходимо соблюдать посты, держать среду и пятницу. Нужно помнить, что тот, кто не постится, Духом Святым, отлучается от Церкви. Христианину следует читать утренние и вечерние молитвы, просить у Господа благословения в течение дня. Проснувшись утром, сделайте три земных поклона, поблагодарить Господа за прошедшую ночь, попросить благословения на сегодняшний день и защиты от всех врагов, как видимых, так и невидимых. Нужно также обращаться к Матери Божией и своему Ангелу Хранителю. Когда вы выходите на работу, скажите: «Господи, благослови!» Если есть желание, то читайте молитву «Достойно есть». Можно молиться на протяжении всего дня: в пути, на работе, во время приготовления пищи. Призывайте Господа и говорите: «Господи, помоги!» По окончании любого дела – возблагодарите Господа, сказав: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!» Поступайте так всегда. Не забывайте благодарить Господа за все. Вечером, после прочтения правила, сделайте три земных поклона. Прочитайте молитву «Богородице Дево, радуйся» и поблагодарите Господа за прошедший день. Попросите Божьего благословения и защиты от всех врагов видимых и невидимых. Необходимо также примириться со всеми. Нужно иметь память смертную и помнить, что многие люди легли спать, а утром уже не проснулись. Нельзя хранить в своем сердце обиду. Это равносильно гневу собаки, которая вцепилась зубами в камень, брошенный в нее. Мы все понимаем, что камень ни в чем невиноват, виноват тот человек, который его бросил. Также и дьявол действует через других людей, устраивая для нас ловушки и неприятности. Мы же, в свою очередь, нападаем на человека, вместо того, чтобы сказать: «Слава Богу! Значит, так надо!»

Вопрос радиослушателя: – Получается, что вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Если кто-то из ближних скажет нам, что Бога нет, то надо объяснить ему, что Господь – это не летающий дедушка с бородой, который управляет миром. Бог – это чистейший Дух. Господь - это любовь. Неверующих людей на земле нет. Одни верят в то, что Бог есть, другие верят, что Его нет. Во что легче поверить: в то, что Москва и другие города и страны сами по себе появились или в то, что их создал архитектор? Все соглашаются, что это дело рук архитектора. Также и с природой, с людьми. Они не могли создать сами себя. Человек – это частичка природы, где все разумно устроено. Вот этим Разумом, сотворившим все и вся является Бог.

Иеромонах Елеазар (Титов): – Есть и такое, что «вера заждется на страхе, кара за грехи». Но это у кого? Святые отцы делят состояние христианина на три категории. Первая – категория раба, когда раб боится Господина. Второе состояние – состояние наемника, когда человек исполняет заповеди Божии, рассчитывая получить награду. Люди действуют, исходя из принципа «ты – мне, я – тебе». Отцы не порицают этого, но говорят, что в этом нет совершенства. Совершеннна по-настоящему сыновья любовь, когда человек творит волю Божию из любви, боясь оскорбить Бога невыполнением Его заповедей. Это и есть третья категория.

Вопрос радиослушателя: – Что же такое понятие веры? Какое значение она имеет в жизни человека?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Допустим, мы каждый день ложимся спать и веруем в то, что утром проснемся и начнем другую жизнь. Также происходит, когда мы садимся в самолет и верим, что прилетим. Мы доверяем технике. Садимся на корабль, доверяем и плывем. Сажаем овощи в огороде и тоже веруем, что получим к осени плоды.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Берем кредит в банке и верим, что проживем двадцать лет, чтобы выплатить ипотеку и отдать все долги. Так же мы верим преподавателю, когда сидим за партой и он нам что-то объясняет. Вера пронизывает всю нашу жизнь! Слушаем ли мы политиков или оставляем предоплату в магазине, мы верим, что нас не обманут и привезут нам то, что мы заказали.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Однажды учительница пришла в класс и сказала, что Бога нет. После этого она попросила учеников поднять руки, сложить пальцы определенным образом и показать Богу фигу. Неожиданно она заметила, что один мальчик сидит и не поднимает руки. Учительница спросила, почему он не показывает фигу, на что он ответил следующим образом: «Мария Ивановна! Еcли Бога нет, то кому тогда показывать фигу? А если Он есть, то зачем портить с ним отношения?»

Вопрос радиослушателя: – Ведется много разговоров про отношения людей друг к другу. Сейчас мы наблюдаем картину, что большинство людей придерживаются принципа «человек человеку волк». Почему принимаются такие законы? Неужели люди действительно не боятся Бога, Его кары? Или у них потеряно понятие совести?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь может все. Например, Он может устроить так, что по всему лицу земли будут вулканы, смерчи, землетрясения, цунами и тогда 99% людей обратятся к Богу. Но Господу это не угодно. Бог этого не делает. Почему? Потому что Богу не нужны роботы. Богу нужны те люди, которые как сыны, признают своего Отца. Они будут слушаться не по приказу, а по любви. Господь ждет, когда люди сами обратятся к Нему. Когда мы возьмем себя в руки, то все получится. Один человек приобрел машину, пришел ко мне и жалуется, что в ней все ломается. Я спросил его, когда он исповедовался. Он не помнит. Тогда я сказал: «Что у тебя главное душа или тело?», на что этот человек ответил: «Душа». Получается так, что для тела – вся благая, а для души – ничего. Поэтому у него все летело и ломалось. На его трудах не было Божьего благословения. У него не было развития, добрых дел. Он не отдавал десятую часть Господу. Ведь в этом нуждаемся мы, а не Господь. В духовной жизни этого человека был сплошной ноль. И, конечно, на первом месте у него был не Бог, а идол – деньги. Даже если мы будем зарабатывать по 100 тысяч в день, душа все равно не насытится. Она насыщается только в одном Боге. Нашел Бога – нашел все!

Вопрос радиослушателя: – В одном из писем игумена Никона, он косвенно касается трех степеней смирения. Я, конечно, понимаю, что высшая степень смирения – это смирение Христово. Объясните мне, пожалуйста, что такое первая и вторая степени и как до этого дорасти?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Первая степень смирения заключается в следующем: если тебя ругают, оскорбляют, в чем-то обвиняют, надо молчать. И только сказать: «Простите меня». Вторая степень – это когда человека ругают, оскорбляют, обвиняют, он не только молчит, а считает себя достойным этого, испытывает внутреннюю радость. И высшая степень смирения – это когда человека не только ругают, но и избивают, а человек при этом может не только молчать, но и проявлять любовь к ближнему. Вот это смирение Христово. Так и Христос, когда был на кресте, страдал и говорил: «Отче! Не постави им во грех, ибо не знают что творят» (см.: Лк. 23, 34).

Вопрос радиослушателя: – Врач-реаниматолог спрашивает: «Почему исповедующиеся и причащающиеся люди перед смертью отходят ко Господу не так, чем нераскаянные грешники?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда человек переходит в другой мир, то злые духи открывают книги с грехами и показывают ему все прегрешения. Если человек совершил генеральную исповедь, очистил свою душу от грязи, то бесы раскроют книги, а там не будет грехов, так как милость Божия все очищает. Поэтому когда человек умирает и его душа очищается, так как он покаялся, пособоровался, причастился, помирился со всеми, раздал свое имение, то его душа испытывает радость и это отражается на его лице.

Вопрос радиослушателя: – Галина спрашивает: «Батюшка, почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Допустим, рак надо заслужить. Афонские старцы говорят, что это – дар Божий. Все болезни – для очищения. Чаще всего страдает та часть, которой человек грешил.

Вопрос радиослушателя: – Что правильнее поставить на кладбище: крест или памятник? И нужно ли вешать фотографии?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Правильно так: человека класть головой на запад, ногами на восток, чтобы его лицо было обращено на восток. Также нужно поставить крест в ноги. Когда будет всеобщее воскресение, этот человек встанет и перед ним будет стоять крест. Фотография ничего не дает. Самое главное для усопшего - это молитва за него, Божественная литургия, милостыня и панихиды. Крутись, не крутись, а смерть ждет всех.

Вопрос радиослушателя: – Как молиться за родственников, если не знаешь их имен и были ли они крещены?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Рассказывал Алма-атинский митрополит Иосиф, он 25 лет за веру отбывал срок в тюрьмах, как-то на этапе их перевозили голодных и одна женщина бросила им булку хлеба: «Я ее имя не знаю, но с тех пор за нее молюсь: «Господи, спаси ее!»

Вопрос радиослушателя: – Меня постоянно мучают негативные мысли, никак не могу думать хорошо о том, что ждет нас, дочь, внучку. Только плохо и плохо. Я и исповедуюсь каждую неделю и причащаюсь и пытаюсь сразу эти мысли отгонять и молюсь. Ничего не помогает. Считать мне себя с ума сошедшей не хочется. Какими молитвами это можно все пресечь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Читайте «Живый в помощи Вышняго». Первое, что следует отметить, наличие в вас нераскаянного греха и в связи с этим, бес имеет доступ к вашей душе. Допустим, человек взял деньги и не отдает. Тот человек, который дал ему в долг, теперь имеет над ним власть. Так и здесь: есть нераскаянные грехи, и Господь попускает злого духа, который дает нам злые мысли. Зовите Господа: «Господи, помоги! Матерь Божия, помоги!» Не забывайте креститься. Когда человек крестится, то в это время от него отходит злой дух. Можно крестить свои глаза и уши. Бесы все это видят и будут отходить от вас. Можно окроплять себя святой водичкой. То есть, призывать на помощь Бога, но первое, что необходимо сделать – это покаяться в грехах.

Вопрос радиослушателя: – Был ли человек сотворен смертным?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Человек был сотворен бессмертным. Смертным человек стал, когда в него вошел грех.

Иеродиакон Елеазар (Титов): -А еще можно сказать так, что он был бессмертным и одновременно смертным. Господь создал человека, не подразумевая, что он должен умереть. Господь знал, что человек может умереть. Все зависело от человека и от того, как он будет поступать. Человек создан для вечной и блаженной жизни, но сам в себе этой жизни не имеет. Он пользуется источником святой жизни – Духом Святым.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]