Перейти к основному содержанию

23:02 18.04.2024

Можно ли православному человеку пользоваться услугами врачей тибетской медицины? У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:41

Добрый вечер дорогие братья и сестры! Мы вновь с отцом Александром Березовским в прямом эфире и начинаем нашу обычную передачу.

-Добрый вечер дорогие слушатели

-Иван из Башкортостана. Мой пятилетний сынок задал вопрос: «Почему Бог, если Он такой сильный и всемогущий позволил злым дядям распять Себя на Кресте?» Я попытался ответить, но мне  кажется, он ничего не понял. Как ответить ребенку правильно на его вопрос или просто еще не пришло время ему понять?

-Да, для пятилетнего это сложновато.

-То- есть, здесь лучше повременить?

-Конечно.

-Богословским ответом….

-Нет, можно совершенно адекватно ему ответить, он может ничего не понять, но что-то из этого запомнит. А то, что он запомнит, будет у него в голове все равно совершать некоторую созидательную работу.

-Галина из Дивеево. Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, что значат слова апостола Павла: жена да убоится своего мужа? Я не понимаю, вот Бога убояться, это понятно, а каким образом убояться мужа?

-Ну, вот, пожалуйста, отец Александр, я об этом говорил 500 раз, в 501 давай ты скажи теперь.

- Надо бояться нарушить то, что Бог установил нам в нашей семье.

Бог установил семью как иерархическую систему: муж- глава семьи, жена - его помощник, дети- народ Божий. И надо бояться нарушить такую иерархию, Богом данную. Потому что когда жена берет главенство в семье в свои руки, то в такой семье случается много всяких неприятностей.

 

 

-А вот возможна такая ситуация, когда жене необходимо по  какой- то причине взять ситуацию в свои руки.

-Но оговорено даже в Писании, что жена должна во всем слушаться мужа, кроме греха. И если муж требует от нее совершения греха…

-А если, например, муж потерял дееспособность?

-Тогда да, конечно.

-Или муж заболел, часто такое встречается в жизни, называется алкоголизм.

-Тогда конечно. А когда человек теряет правую руку, а он правша, то он начинает действовать левой. И левая рука берет на себя все функции обеих рук. Когда нет руки - тут ничего не скажешь.

Так, что и муж, заболевший алкоголизмом, уже утратил возможность возглавлять домашнюю церковь. Тут уже ничего не сделаешь. Придется женщине брать на себя функции свои и главы семьи.

-Але, добрый вечер.

-Здравствуйте отец Дмитрий. Я хочу задать вопрос. Какое решение было на Архиерейском Соборе по поводу принятия электронных карт?

-А вы почитайте. Чего ж я буду повторять? Я наизусть не смогу это повторить. Там очень отточенные формулировки, поэтому откройте сайт, а если не умеете, то попросите у кого- нибудь у ребят по моложе, вам распечатают покрупней- и вы почитайте.

Завтра будет читаться во всех храмах еще обращение Архиерейского Собора к пастве РПЦ. Не забудьте в храм пойти, там священники должны прочитать это обращение от всех наших епископов, которые собрались на Соборе. Я, правда,  текст еще не читал, но наверняка этого будет касаться.

 

-Оксана из Магнитогорска. Как человеку жить после отчитки, если бес изшел из него? Может быть, что в него вошли семь бесов вместо одного?

-Как? Больше не грешить.

-А возможно человеку вообще перестать грешить?

-Ну, раз Господь говорит: иди и больше не греши- значит, возможно.

-Многие говорят: Ну, что ни шаг, то грех.

-Я такую поговорку слышал неоднократно. Это люди придумали ее вместо того, чтобы исповедоваться.

-Ну, да, грешна  во всем.

-Во всем. Я сразу говорю: аптеку грабила, а сберкассу? Нет. Тогда чего же говоришь: во всем? Тогда кайся в клевете, самооговоре. А то, что значит «во всем»?! Аптеку же не грабила!

Вот опять же вы часто вспоминаете заповедь: Всегда радуйся, непрестанно молись, за все благодари. Мало кому удается эти заповеди постоянно исполнять. Значит, грех уже присутствует, раз за все не благодарим.

-Грех не в этом, грех в устроении души, следствием которого бывает безрадостность, мелкая неблагодарность. И оно, это состояние души -безрадостность и неблагодарность- это есть, собственно, порождение устроения души. А сам грех- это такое устроение души.

-И как это устроение поменять?

-Покаяться.

-Ну, пришел человек и сказал: Господи, прости, я неблагодарная свинья. И что, он становится после этого благодарным Богу?

-Конечно. Если он это осознал глубоко и попросит у Бога помощи, конечно,  научится благодарить Бога, и за скорбь и за радость.

-Но это надо упражняться каждый день.

-Да, безусловно. Нужно понуждать себя.

-Любовь из Москвы. Моя знакомая, ей уже за 60, очень хочет принять иночество,  но не в монастыре, а жить дома, так как она уже не здорова. Насколько это будет полезно ей и с чего начать, чтобы принять иночество?

-Ну, во-первых, это вопрос не ко мне. Во-вторых, непонятна мотивация.

-То- есть человек хочет остаться жить,  где жил, но уже в ином качестве.

-Ну, дело в том, что какие- то все условия. Даже когда замуж выходишь - и то какие- то компромиссы, и по жилью. А то- я выйду замуж, но будем жить там- то, будем делать то- то. Странно как то.

-Брак на месяц.

-Ну, не знаю уж там, дай Бог всем доброго здоровья. А тут,  какие -то условия странные. Поэтому непонятно,  какая мотивация принятия этой первой ступеньки монашеского пути.

-Ну, может человек тут не до конца понимает, что такое монашество.

Как вот многие люди не понимают, что такое христианство, пытаются сразу ограничить свое участие в церковной жизни какими- то отдельными элементами. Я вот в храм хожу, но пост не соблюдаю.

Я вот утренние читаю, а вечерние не буду. Мне некогда или там еще что то. Еще спрашивают: а достаточно ли этого? Вот если буду только утренние молитвы читать, а вечерние не буду?

-Ну, во-первых, мы не сможем ответить, достаточно или нет. Это только Господь. Ведь чтение молитв это ведь не нечто такое, что гарантирует нам очищение души и исцеление от страстей.

Можем сказать: посмотрим. На Страшном Суде все выявится, достаточно было или нет.

 

А иной и утром и вечером читает, а по нем преисподняя плачет, заливается горькими слезами.

-Не каждый говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в царствие небесное.

-Поэтому, где это написано, что надо утренние читать и вечерние молитвы? Читай- и тогда ты аккуратненько в желанном тобою положении, по смерти своей.

-Очень тяжело человеку без какого- то стимула двигаться вперед.

-Господь всему Христос, Симоне Ионин, любишь ли ты Мя?

Вот он стимул. Любящему Господа все содействует во благо, все.

И то, что читает, и то, что не читает. А не любящему все не во благо, и то, что не читает, и то, что читает.

-А как понять, люблю я Бога или не люблю?

-Аще кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет!

-Ну, ни один человек не может сказать про себя, что я соблюдал все заповеди.

-Ни один. Значит, тот,  кто скажет, что соблюл, тот просто лжец или больной на голову.

-Ну, правильнее, наверное,  сказать: я хочу любить Господа, но не достаточно его люблю,  как должен.

-Опять, мера достаточности- это не нашего ума дело. Мы не можем заниматься самосадом.

Добрый вечер, слушаем вас.

- У меня вопрос такой. Вот вы сказали отец Дмитрий, что возможно жить и не грешить. Ну, я не представляю,  во-первых, как это возможно, потому что сказано: несть человека живет и не погрешит если. А во-вторых, в практике вашей было, чтобы человек подошел на исповедь и сказал: вот, я не грешил? И его допустят до причастия. А скажет, пусть я грешен хоть в чем-нибудь, а иначе как причащаться? Меня не допустят,  если я скажу, что я не грешила. Я не уверена в этом. Ответьте,  пожалуйста.

-А зачем я буду отвечать, если вы уверены. Это, что значит, разрушать вашу уверенность?!

-Она говорит: не уверена.

-Но, во всяком случае, у меня каждый день бывает и так, и так.

И подходят люди, которые говорят: ни в чем не согрешили, и подходят люди, которые говорят, что согрешили. А некоторые говорили: вот я три дня назад причащался и еще не успел ничем таким согрешить, за которое бы меня отлучать от причастия. И такое бывает, такие грамотные люди, подкованные.

-То есть человек знает, что согрешил, но не смертно.

-Ну, да, разбирается.

-Викентий, Тамбов. Пожалуйста, объясните смысл слов из вечернего правила: «и якоже хочешь, устрой о мне вещь». О какой вещи идет речь?

-Имеется добрая христианская жизнь.

-То есть мы просим Господа устроить нас.

-Ну, конечно же, потому что сами -то мы не можем. Он же Спаситель.

И Он из нас может сотворить то, что угодно Ему в Его очах.

-Но не творится, батюшка. Сопротивляемся этому.

-Ну, вот надо как митрополит Антоний  Сурожский говорил, что надо быть как перчатка на руке хирурга. Ничем не мешать Богу нас спасать.

Але, слушаем вас.

-У меня постоянно в голове из Евангелия, что малое стадо, малое количество людей. А зачем тогда все эти разговоры о рождаемости, об увеличении населения? Зачем все это?

-Во-первых, это все служит нашему спасению, потому что женщина спасается чадородием. Правильное воспитание детей- это их спасение. Потому что рожать, выращивать и воспитывать детей- это есть воля Божия. Человек, который на этом поприще подвизается- он спасает свою душу. Вот зачем. Надо исполнять заповеди Божии, мы же сегодня говорили об этом.

-Если хочешь присоединиться к малому стаду.

-Да, вполне.

-А уж Бог решит, как там будет с остальными.

- Человек глубоко оскорбил другого, но прощения не просит.

Как его простить? Не могу.

-А вопрос- то, ну, не может - и не надо. Наше с тобой какое дело?

-Видно хочет, а не получается.

-Ну, чего -то мне не видно, видно, что Евангелие не читал, потому что сказано: Молитесь за обижающих вас! Если бы он написал: молюсь, а все никак, тогда понятно, что человек читал. А раз он не молится, так как же тогда можно простить? Особенно, если глубоко обидел.

-Но в обиде как искренне помолиться? Это будет формально. Ну, попрошу я этому человеку все…

-Первые 500 раз формально, а 501 глядишь-  и уже прольет горячую слезу.

Але, слушаем вас.

-Вот такой вопрос. Скажите, пожалуйста, в электронном адресе здесь упоминали вот этот символ-собачка, заставляют нас говорить от имени животного. Вы не задумывались?

-Нет, не задумывался.

-Евгений из Иркутска. Господь дал нам 10 заповедей. Если взять отдельно заповедь «не прелюбодействуй» то наша церковь делает людям послабления. К примеру, разрешает венчание для людей, поживших гражданским браком. Разрешает повторно выходить замуж, венчаться. Получается, церковь подстраивается под грехи людей? Так?

-Нет, не так. Церковь хочет исправления людей, чтобы ситуация изменилась с греха на то, что Божьей милостью дается благословение.

Превращать незаконное сожительство в христианский брак.

Ну, как бы из руин воссоздавать здание. Из больного  тела делать здоровое. Вот такая задача. Восстановление, воссоздание.

Але, добрый вечер.

-Батюшки, добрый вечер. У меня такой вопрос. Я хотела спросить по поводу старообрядцев безпоповского согласия. Вот они считают, что духовный антихрист пришел,  поэтому в их храме на Преображенском кладбище, у них закрыты царские врата. И наши прихожане считают, что нельзя взять электронную карту, потому что она тоже является как бы печатью. Мы что, тоже считаем, что пришел антихрист? Это одно и то же заблуждение или  что- то в этом есть такое, что трудно объяснить?

-Вы знаете, конечно,  я отдаю должное вашей интуиции. В этих вещах есть много общего. Но все- таки это разное. Это из той же оперы, но другое действие.

-Отец Димитрий, с праздником! Скажите, почему в некоторых храмах Москвы священники не разрешают верующим и воцерковленным людям часто причащаться?

-Они хотят, чтобы народ пришел в храм, где дают причащаться. Чтобы в их храмах было посвободней.

-Не так тесно.

-Да. Але, слушаем вас.

-Добрый вечер батюшка. Скажите, пожалуйста, как ведется строительство храма Петру и Февронии?

-Сейчас подбирается площадка, потому что та площадка, на которой мы сперва хотели строить, ее получить под строительство оказалось практически невозможно. Поэтому сейчас отец благочинный нам обещал подобрать, вот мы со смирением ждем, когда нам это предоставится. Сразу будет объявлено, в течение этой недели и начнем. Ну, сначала объявим, потом под эту площадку будем проект готовить. И собирать средства, потому что это серьезное мероприятие.

-Жалко, что эта площадка не одобрена, потому что был бы такой храмовый комплекс.

-Да, ну, знаешь, человек предполагает, Бог располагает. Надо смиряться.

-Ну, конечно Богу виднее,  где это лучше.

-Инна из Одессы. Скажите, пожалуйста, почему после исповеди священники часто не дают никаких наставлений, советов? Так правильно или это по какой- то причине?

-В большинстве случаев это совершенно бесполезно, потому что хотя надо бы, но, как правило, человек ничего не слышит. Хочешь ему чего- то сказать, а он продолжает свое говорить.

Приходится даже брать за руку, останавливать. Но можно остановить речь человека, но у него внутри такое кипение мыслей.

Вот даже интересно, бывает так, переспросишь- и понятно, что человек не слышал. Некоторые даже, я иногда спрашиваю: не глухая ли ты?

-Он не обижается?

-Да нет, как -то на меня не обижаются, но я так стараюсь, может плохо получается, поласковее. Ну, чего обижаться, а вдруг человек глуховат?

Чего тут, главное- побыстрее решить свой вопрос. Потому что говоришь, а я по глазам вижу, что реакции -то нет. А там народ подпирает, людей же много. Надо как- то побыстрей. Если дать возможность говорить одному человеку -он будет, и час,  и два говорить. Ему как бы наплевать, что сзади люди стоят, а я- то вижу стоящих сзади. Мне их тоже жалко.

Але, добрый вечер.

-Здравствуйте, это раб Божий Сергий. Батюшка Дмитрий, я бы вам хотел задать такой вопрос. В браке, я сейчас говорю о своей дочери, муж доминирует и выдвигает приоритеты. То есть стабильное положение, дом, устойчивая работа. И уж потом планируют завести детей. Но я прекрасно понимаю, что дочке уже 30 лет и приоритет должен быть дети все- таки, а там уже Господь дает и дом, и работу, и все остальное. Способна ли дочь в семье повлиять на мужа, и каким образом это сделать, чтобы поменять эти приоритеты? Спаси Господи!

-Приоритеты то вряд ли поменять, но если чуть-чуть пораскинуть палаты ума, то это вопрос очень легко можно решить. Но я  не могу этому учить в эфире. Так что соображайте папаша.

-Анастасия, Воронежская область. Скажите, пожалуйста, можно ли исповедоваться и причащаться,  если мы с мужем невенчаны?Я слышала, что нельзя. Так ли это?

-Если муж христианин и жена христианка- тогда нельзя. А если было так, что муж был нехристианин, и жена была нехристианка, они поженились, а потом она уверовала во Христа и стала христианкой, тогда ей надо  терпеть и молиться, что бы он стал христианином.

А когда он станет христианином, сразу после крещения и его и повенчать.

-А почему нельзя причащаться и исповедоваться тем, кто уже воцерковлен? Вот если оба супруга воцерковлены.

-А как же они не признают таинство церкви?! Это как- то странно.

-То есть к причастию идут, признают.

-Да. Крещение признают, миропомазание признают, хиротонию признают, значит,  признают нас законными священниками.

А вдруг венчание не признают. Как это?

-Но мы обычно признаем.

-Ну, признаем, значит,  давай я сейчас после Литургии вас обвенчаю, какие проблемы. Вот, брак зарегистрирован. Какие препятствия?!

-Внутренний настрой.

-Внутренний настрой! Ну, придешь домой и там настроишься уже, потом, после венчания. Значит, ты причащаться Таин Христовых можешь, у тебя есть настрой, а чтобы с супругой обвенчаться, у тебя настроя нет. Какой настрой-то? До-ре-фа-ля? Так что ли? Интересно.

-Игорь из Нижнего Новгорода. Перед причастием православные после полуночи воздерживаются от пищи и питья. Литургический пост соблюдают. А должны ли придерживаться такого поста верующие, которые молятся на Литургии, но не причащаются?

-Не обязательно.

-Но вообще человек, приходящий на Литургию и не причащающийся, он как- то не согрешает ли этим?

-Я не знаю, согрешает он или нет, но я не знаю,  чего он там делает.

-Пришел помолиться. Песнопения на Литургии и вообще строй самой Литургии, он же…..

-Это как прийти в ресторан, рядом с кухней постоять, понюхать, и потом пойти домой. Странно как то.

-Не успел подготовиться, не успел прочитать молитвы, была тяжелая рабочая неделя или болел. Вот не успел вычитать все правило.

- В этой ситуации вот, человек пришел, подходит к батюшке…Суббота для человека,  а не человек для субботы. Это кому сказано?

Это для фарисеев или для саддукеев тоже?

-Для всех, я думаю.

-Ну, вот. Что же только фарисеям причащаться, а саддукеям?

-Но в случае, если человек не успел подготовиться молитвенно должным образом.

-А для этого исповедь есть.

-Подойти к батюшке -и как он решит?

-Да.

-Екатерина. Мы с мужем и двумя детьми живем у моей мамы. Муж и мама очень часто между собой ругаются и ссорятся.

Как мне быть в этой ситуации, когда у нас ссора в доме?

-Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся!

-Пытаться мирить? Хорошо, если у человека есть авторитет такой, что бы его послушали.

-А если нет, то его можно приобрести.

-Возьмешь чью -то сторону, другой обидится,- вот, ты не уважаешь.

Маму защитишь- муж обидится. На сторону мужа станешь- мама скажет: какая ты мне дочь, раз ты против меня идешь?

-Ну, чего гадать то?!

-Вот и спрашиваю, что делать. Видно, уже все испробовано.

-А я отвечаю «блаженны миротворцы», а больше не знаю чего и сказать.

-Думать, пробовать, молиться.

-Артем из Санкт- Петербурга. Отец Дмитрий, меня пригласили быть крестным, но я узнал, что в крестные родители выбрали женщину нетрадиционной ориентации. Повлиять на их решение я не могу.

Как мне в этой ситуации быть? Ведь мне общаться нужно с этой женщиной.

-Дело в том, что человек такой ориентации не может быть крестным. Потому что такой человек не может быть христианином.

Поэтому в этом, ну как бы сказать…..О, хорошее слово, в этом безобразии участвовать нельзя христианину.

-То есть если узнал об этом заранее, то нужно просто отказаться?

-Разумеется.

-А если узнал об этом уже после крещения?

-Ну, да, сказать, что такое общение для нас, к сожалению, не возможно. Ни в каком виде.

-Екатерина из Москвы. Если муж не алкоголик, но любит выпивать 3-4 раза в месяц, уверяя, что этим снимается стресс. Уговоры по -хорошему,  по- христиански  не помогают. Как быть?

-А по- христиански, не всегда по- хорошему. Вот Александр Ярославович Невский уговаривал немцев на Неве. Я не думаю, что они восприняли, что это по-хорошему.

-Но по-христиански…..

-По-христиански. Отправлял их на дно Невы вполне по-христиански.

Наихристианейший поступок, но нельзя сказать, что это по- хорошему.

-Но вот в данной ситуации, что можно предложить? Муж выпивает,  и на уговоры жены, никоим образом  не реагирует.

-Не знаю, это надо изучать человека. К нему подход искать. Лучше жены тут никто не сообразит. Это самая военная операция, причем имеющая длительную перспективу. Тут нужен план, подготовка. Разведка.

-А с разведки вообще все начинается.

Задать вопрос: «Дорогой, чем тебе помочь?» Нужна информация, чего ему не хватает.

-Или что ему лишнее. Сказать: «Дорогой, что тебе во мне в поведении, во внешнем виде раздражает? Не хотел бы ты чего -нибудь такого из моей жизни удалить?»

Он скажет: «то- то и то- то. Почему ты красишь волосы в зеленый цвет?»

Она: «А хочешь, чтобы я красилась теперь только в красный?»

Он: «В красный хочу».

Она: «Ну, вот тогда давай поменяемся, я буду краситься в красный, сейчас прямо перекрашусь, а вот ты, пожалуйста, пей не четыре  раза в месяц, то- есть каждую неделю, а хотя бы вполовину меньше.

Он скажет: «Нет, так не могу, а один разок сброшусь».

Ну, она берет и пол -головы красит в красный и полголовы- в зеленый.

Скажет: ты пополам и я. Вот это могу предложить.

-Боюсь, что у него стресс увеличится. Придется пить больше.

-Да, значит неудачно.

-Но попробовать можно.

-Ну, да. Вообще брак- это творческий процесс.

-Но не каждый человек к творчеству способен.

-А надо в себе развивать.

-Иногда настолько все непонятно, что не знаешь с какой стороны подойти, чтобы начать.

-А надо разведку изучать, надо же думать. Это же не просто тупо сошлись и тупо живем. Творческий процесс. Все время заниматься улучшением.

-Вот вы часто говорите, что желая вступить в брак надо поисследовать того, за кого хочешь выйти замуж или жениться. И задать определенные вопросы: а хочешь ли ты иметь детей? Сколько?

-Это да. А то потом оказываются принципы там какие- то, приоритеты уже в 30 летнем возрасте выясняются. Это все надо до.

-Ну, вот одна говорит: последовала этому совету, так все от меня шарахаются сразу. Я как начинаю эти вопросы выяснять- и человека нет.

-Когда ко мне приходят невесты в слезах и говорят: жених сбежал прямо перед свадьбой. Я говорю: да ты чего плачешь-то? Давай спляшем. Потому, что если бы он сбежал, когда уже двое детей- вот это проблема. А заранее- да  слава Богу. Тебя Господь уберег.

Давай танцевать! Сразу улыбается- а ведь и правда.

Так же и здесь.

Но тут еще важно как спрашивать. Потому что можно взять щипцы, в камине их разогреть, за горло взять и… А как говорить, когда горло перехватило щипцами? Тут надо так говорить, чтобы было деликатно, что бы это не выглядело как допрос где- нибудь у Познера, а с любовью.

-Это надо с обожданием, со временем, а люди часто не хотят ждать.

-Ну, на нет и суда нет. Я же не отвечаю.

Я, говорит, не хочу ждать, я вчера познакомился, сегодня хочу жениться. Вот как мне быть счастливым? Иди домой, дорогой.

-И будь счастлив.

-И будь счастлив. Дай Бог тебе счастья, многая лета  и все дела.

-Илья, Пермский край. В душе человека обитают различные бесы.

С какой- то их частью получается справиться при земной жизни с помощью Божьей. Покидают ли оставшиеся человека после смерти тела?

-По- разному. Бывает, что они захватывают всю душу, а бывает, что человек на мытарствах их преодолевает.

-От чего это зависит?

-От веры, от надежды, от любви и от мудрости человека.

-Но то, что эти бесы его сопровождали всю жизнь, до самой смерти, это как попущение Божие или вина самого человека?

-Нет, это такая некоторая неизбежность. Иначе не было такой науки как психология, педагогика, потому что у всех одно и то же.

-То есть это свидетельствует о том, что у нас одни и те же бесы живут.

-Ну, конечно. Поэтому и наши церковные мудрецы пишут о всех страстях. Хотя пишут в разные века, на разных языках, а суть то одна и та же.

-Ну их даже количество не прибавляется,  не убавляется.

-Ну, так, кто говорит семь, кто восемь.

Ну, просто некоторые вещи относятся к немножко разной классификации. А в принципе все то же самое перечисляется.

-То есть, дьяволу не нужно изобретать что- то, достаточно уже того, что есть.

-Конечно, просто он за одни и те же нитки дергает.

-И мы, зная эти нитки, зная,  как они на нас действуют…

-Ну, что ты, кто мы- то?!

-Ну, хотя бы те, кто прочитали Евангелие.

-Ну и что? Бывает,  в одно ухо влетело,  в другое вылетело.

-Ну, батюшка, не всегда вылетело. На исповеди люди свидетельствуют совершенно трезво и правильно.

-Ну, кто-то да, а большинство нет. Большинство обвиняет всех людей.

-Что типа, я не виноват, а вот они?!

-Да, Петровна говорит, такая Петровна хорошая, а Семеновна плохая. А Семеновна говорит: Петровна плохая, а Семеновна хорошая.

-Страсть сильнее здравого смысла, и чтобы ее удовлетворить, люди готовы самых родных для себя людей уничтожить.

-Раба Божия Лидия. Отец Дмитрий, значит ли из ваших слов, что если я хожу в церковь каждое воскресенье, то я должна каждое воскресение и причащаться?

-Опять, я не понимаю, что значит должна. Сейчас такая свобода, что если в первые века христианства, там, даже если священник был на Литургии и не причащался, то его извергали из сана.

-То есть это интерпретировалось как пренебрежение Святыми Дарами?

 

-Это интерпретировалось так, что он бросает тень на того, кто совершает. Не хочет причащаться, потому что он считает его еретиком. Он должен предоставить какие- то очень веские аргументы.

Чего это он там не причащается?

-Но вот если человек называет себя христианином, приходит каждое воскресение в храм, то  должен же причащаться. А как?

-Опять, что значит должен? Вот Иннокентий Митрополит Московский, наш просветитель, миссионер, Апостол Америки.

Он говорил: кто не причащается, тот не любит Иисуса Христа.

Ну, как телец был заклан, всех Господь собрал. Вот, стоит у аналоя Господень слуга и выдает брачную одежду, потому что на брачный пир нужно брачные одежды одеть, а это у этого, значит, нет. А чего ты пришел- то?! Он извергается вон, там плач и скрежет зубов.

-Алексей из Архангельска. Если не знаешь, как поступить в конкретной ситуации, можно ли помолиться и бросить жребий и следовать тому, что покажет? Не заблуждаюсь ли я, думая, что жребий непременно покажет мне волю Божию?

-Мне кажется, заблуждается. Помолиться надо, а жребий бросать не надо.

-Ну, а как тогда понять из двух вариантов равночестных?

-Понять с помощью прибора, который называется ум. Если помолиться, то ум начинает приобретать способность понять, как ему поступить.

-То есть,  возникает какой- то приоритет  пойти в другую сторону?

-Но молиться надо до тех пор, пока это не возникнет.

Але, добрый вечер.

 

 

 

-Добрый вечер. Батюшка Дмитрий, я хотела вспомнить людей, которые обсуждали еженедельное причастие. Дело в том, что ведь надо поститься не менее трех дней и вычитывать два канона, два акафиста, последование, и так далее. И исповедоваться вечером. Быть на всенощной. Вы знаете это прекрасно сами, поэтому люди не могут, измученные идут в воскресение. Но что же, тогда не приходить совсем? Так получается?

-Нет, не так, по возможности. Во-первых, можно молиться всю неделю. В понедельник читаем канон один, во вторник другой, в среду третий. В четверг читаем. Так вот, потихонечку, все займет совсем немного времени. Конечно, утром встал и все это прочитать сразу- это затруднительно, а так, по пять минуточек в день, очень даже хорошо. Поэтому не надо нервничать.

-Но люди привыкли, что нужно все и сразу.

-Ну, можно объесться, если одновременно съесть и завтрак, и обед, и ужин, и полдник, то можно лопнуть.

-Уж из за стола точно не встанешь.

-Выкатиться можно. Ну, а зачем это?! Все должно быть спокойно, гармонично. Наоборот,  можно все время готовиться к встрече с Господом. Лучшая подготовка- это в молитве. Потом, если человек раз в неделю причащается,  зачем ему три дня поститься. Нужно поститься если человек причащается раз в месяц. Тогда надо три дня попоститься. Там четверг, пятница, суббота, если раз в месяц.

А если каждую неделю- совершенно не надо.

-А вот когда на неделе праздники, иногда бывает и два праздника на неделе, плюс воскресение. Какой- нибудь из дней предпочесть и его выбрать для причастия или все три дня?

 

-Опять, по возможности человека.

-Возможность есть, желание есть.

-Если возможность есть, пусть причащается все три раза.

Что в этом плохого?! Пусть мне кто -нибудь напишет: я считаю, что плохо. Вот Василий Великий пишет: хорошо и преполезно причащаться каждый день. Мы же причащаемся четыре раза в неделю.

Это Василий Великий написал. Великий учитель Вселенской Церкви.

Так, теперь ты мне напиши супротив Василию Великому, что ты можешь против этого написать.

Говорит: сейчас эпоха другая.

Другая, вот я и говорю, вот ты и пиши на основании своей эпохи.

Так как у нас сейчас жизнь настолько многообразна, что человек сам для себя решает, как ему быть. Мы же никому не запрещаем, никого не заставляем. Хочешь- причастись, не хочешь- иди домой, смотри телевизор.

-Человек приходит в храм, его батюшка спрашивает: ты когда в последний раз причащался? Неделю назад?

Нет. Тебе рано, чего это ты так часто задумал?

-Раз ему батюшка сказал, а почему ты решил, что мне рано.

Ты меня видишь второй раз или первый?

-Первый.

-А откуда ты знаешь, что мне рано? Может, мне поздно?

Вот на каком основании священник может сказать такую вещь?

Если священник знает человека 10 лет, знает всю его жизнь, знает все его грехи. Епитимью он ему дал. Вот сказать: знаешь, вот за твой грех до Рождества не будешь причащаться. А он приходит в Неделю перед Рождеством. Так куда ты, тебе рано? Я же сказал: до Рождества не причащаешься. Это законно, это твой духовный сын.

 

А тут человека в первый раз видишь. Ты приходишь к врачу, а он еще ни анализов не посмотрел, рентген не сделал, медицинскую карту не листал, и сразу: так, на операцию! Сейчас тебе голову будем отрезать.

С какой стати- то? Как священник может дерзать, говорить такие вещи? На каком основании, кто дал это право? Дает право человеку,  только если у них особые отношения.

Это мой духовник, он мной руководит и так далее.

А не так, от ветра своей головы.

-Считается, что часто причащающийся  теряет чувство благоговения.

-А часто молящийся? А часто ходящий в храм?

Или нет, я лучше скажу. А часто кладущий деньги в кружку церковную? Он не теряет там ничего?

-Вот об этом как -то не говорят.

-Да, странно, а вдруг привыкну?! Станет какая- то обыденность, надо повременить. Не буду ничего кидать. Так буду ходить.

-Это не запрещается.

-Интересно.

-Во многих храмах каждую Литургию с подносиком ходят.

-Да, а  можно благоговение потерять от этого звона.

То ли дело шуршать. И ты как в лесу, шур-шур-шур ассигнациями.

-Ну, батюшка, нет аргумента к тому, что бы человека не допустить ко причастию.

-Ну, нет. Пожалуйста, если есть, напиши. Почитаем, обдумаем.

-И вот человек столкнулся с тем, что ему просто говорят: нет.

-А в таком случае просто открываем Евангелие.

«Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим».

Не дают, идем туда, где дают. Господь говорит: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас».

Надо пойти туда,  где Христа дают.

-Одна семья рассказывает. Так ждали Пасху. Готовились к ней, постились весь пост. Приехали в храм, а там причащают на ночной службе. Только детей причастили- и все.

-И то хорошо.

-Мы к батюшке. Батюшка, ну как же так, ведь праздник?

Повернулся к нам спиной и ушел.

-Во, батюшка повернулся спиной. А вот мы когда были молодые мы накануне, на Страстной, ездили в храм и с батюшкой договаривались.

Будете причащать? И только когда он сказал: будем, сколько вас человек, и вот тогда, к такому времени. А если нет, тогда в другой храм. Так хотели и договаривались. Надо узнавать.

-Ну, я надеюсь, наши слушатели поймут,  как им правильно поступить.

-А чего тут не понять?!

-Ну, потому что постоянно смущаются, постоянно об этом спрашивают. Постоянно возмущаются, как так можно, почему так происходит.

-В наше время все можно. На этом всего вам доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+