Перейти к основному содержанию

20:42 19.04.2024

Можно ли подавать записки о заблудших? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

14.11.2014 08:57:44

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.

- Известна ли разница в возрасте Авраама и Сары? Ведь Аврааму было семьдесят пять лет, когда ради Сары ему было хорошо у фараона. А сколько лет было Саре, есть ли у них разница в десять лет? Если  есть, то, значит, фараон прельстился шестидесятипятилетней Сарой?

- Праматерь Сара действительно была моложе праотца Авраама на десять лет, и на момент их схождения в Египет ей было шестьдесят пять. Но тут надо понять: египтяне были не те, которые сейчас живут в Египте. Современный Египет завоеван арабами, это семитские племена. Сейчас там у людей преимущественно светлая кожа, а тогда это был мицраим, хамиты, все чернокожие. Например, в житии святаго апостола и евангелиста Матфея рассказывается, что, когда он крестил эфиопов и ганнибалов - хамитов, они входили в воду крещения губастые, иссиня – черные, а выходили белые, нормальные люди. Вот, существует такое описание.

Так вот, в мицраиме, в Египте, в то время жили чернокожие хамиты, и светлокожая женщина выглядела красавицей, несмотря на свой возраст.  В шестьдесят пять лет она была без отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота, что свойственно хамитам. В православной «Толковой Библии», в Толковании  на книгу «Бытие» (Быт.12, 12) сказано: «В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а сама жена бралась в гарем. В особенности широко это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и эфиоплянками».

Но с другой стороны, братья и сестры, надо понять: эта праведная женщина обладала духовной красотой, которая с годами все ярче и ярче проявляла себя.

Например, читаем: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане, насажденные в доме Господнем они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс.91,13-15).

Это косвенно подтверждается и следующими словами: «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Быт.12,11). Можно перевести: вот, теперь я знаю. Что значит «Вот теперь я знаю»? А что, раньше он не знал, что она прекрасная видом? В экстремальных обстоятельствах лучшие духовные качества раскрываются с наибольшей силой. Например, апостол Петр писал об этой удивительной женщине Саре, ставя ее в пример всем христианкам: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».

То- есть, украшены были добродетелями как подлинной красотой. Петр пишет: «Так Сара повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет 3, 5-6).

А вот описание Пресвятой Девы Марии, праведная Сара была ее праматерью. Пречистая Дева Мария окончила свою жизнь земную в годах преклонных. О внешнем виде Девы Марии сохранились известия в исторических описаниях святого Епифания и Никифора Каллиста: «Она была роста мерного, немного выше среднего, цвет ее лица был, как цвет зерна пшеничного, волосы у нее были светлорусые и несколько златовидные, глаза ясные, взгляд проницательный со зрачками, как бы цвета маслины, брови немного наклоненные и довольно черные, нос продолговатый, уста, подобные цвету розы, исполненные сладостных речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В ней во всем была простота и совершенное смирение». Все современники, которые удостаивались счастья видеть Пресвятую Богородицу во время Ее земной жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивной красотою в Ее преклонном возрасте.

 Святой Дионисий Ареопагит через три года после его обращения святым апостолом Павлом из язычества в христианство сподобился видеть Пресвятую Деву Марию в Иерусалиме, когда Она была уже в преклонных летах.  Описывая это свидание святому Павлу Дионисий так выражается, что его ум и сердце изнемогли при созерцании величия ее божественной красоты, и что он готов был ей поклоняться как Богу, если бы не ведал, что Бог есть един.

Вот такие свидетельства сохранились с древних времен.

- Батюшка, если мы затронули тему внешней красоты духовных людей, святых людей…

- Зрелых людей…

- Я сегодня днем заезжал в храм апостола Фомы на престольный праздник. Это храм, настоятелем которого был блаженной памяти убиенный Даниил Сысоев. Случайно узнал, что сегодня, юбилей у известного миссионера, известного катехизатора, Татьяны Подосинкиной, и когда я узнал, сколько ей лет -  удивился. Я считал, что ей лет намного меньше. Это прямое свидетельство того, что люди верующие, церковные внешне омолаживаются. Появляется совсем другая красота. Даже знакомые девушки, женщины, которые перестают пользоваться косметикой, буквально расцветают на глазах.  Мне рассказали про отца Даниила, когда  одна прихожанка много косметики накладывала на лицо, он ей сказал: «Людмила, что же ты делаешь со своим лицом? Представляешь, когда к Богу отойдем -  Он же тебя не узнает, пройдет мимо. Он же тебя не такой сотворил!»

Это так ее вразумило, что с того дня она действительно перестала пользоваться косметикой.

- Я тоже могу засвидетельствовать, что Татьяна Подосинкина удивительно юный человек, несмотря на ее возраст. Я вижу, как с ней общаются подружки, люди разного возраста, и все поражаются: какая духовная активность! Она легко поднимается, отправляется куда – то, я видел, как она проводит беседы с посторонними людьми, то, что называется уличная миссия.  Это поражает. И хотя она  старше меня, в ее присутствии иногда чувствую себя старичком. Действительно, религиозная активность красит человека, и он в старости свеж и юн.

- Да, какая - то неподдельная детскость. Я как – то спросил о ее отчестве: как ваше отчество?

Ну, она говорит: «А зачем тебе отчество? Татьяна меня зовут, обращайся так».  То - есть она искренне сказала…

- А ведь Христос говорил: «Будьте, как дети».  Конечно, он не имел в виду, что мы уменьшимся, но по  простоте. Какие у нас еще вопросы?

- Брат Андрей из Белгорода: Отец Олег, у меня возник такой вопрос. Ведь заповеди были даны Моисею позже событий с Иосифом, но спрос в соответствии с ними был еще до их получения? И еще: я уже не первый раз сталкиваюсь с мыслью, что с избранников спрос строже. Это где – то конкретно оговаривается в Писании или просто вытекает из описанных там событий?
Батюшка, еще поясните, что за события с Иосифом.

- Дело в том, что Иосиф Прекрасный умер раньше своих братьев. Сказано: «И похоронили братья Иосифа». А ведь он был самый младший, не считая Вениамина. Почему же они похоронили его? Они, его братья, были значительно старше Иосифа Прекрасного. Имеется в виду, что есть заповедь, которая отвечает за долголетие: «Почитай отца и мать и будешь долголетен на Земле». И получается, что Иосиф нарушил эту заповедь. А как он мог нарушить? Когда в его присутствии его братья рассказывали об отце, они говорили: «Твой раб, отец наш, чувствует себя хорошо», и он промолчал.  

В присутствии сына отца назвали рабом, его рабом, и он промолчал. Конечно, он там немножко шифровался, он не хотел братьям говорить, что он его сын, но, я думаю, что это была главная причина. Что можно ответить в целом на этот вопрос? Прежде, чем у людей появилось Писание, они руководствовались только Священным Преданием. Предание есть, прежде всего, устное наставление. Сказано, например: «Итак, братья, стойте и держитесь предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2 Фес. 2,15).
Как мы видим, на первом месте стоит не слово, а послание. То - есть записанное слово следует за ним. Священное предание первично, это надо понять, а Священное Писание вторично. Я думаю, есть много подтверждений самого слова Божия. Первым Писанием было «Пятикнижие» Моисея. В нем изложен Закон Божий, учение о чистых и нечистых животных, Закон о десятинах, жертвоприношениях и так далее, ну, и тот же закон «Почитай отца и мать и будешь долголетен на Земле».

Однако из книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божиего закона. Например, читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4,3-4).

Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости, особенности их приношения: «От плодов Земли дар Господу, от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Сказано: «Из птиц чистых и из птиц нечистых, из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из зверей, и из всех пресмыкающихся по земле» (Быт 7,8). А он же не читал, Ной, книгу Левит, она еще не была написана. Авраам знал Закон о десятинах. Читаем: «Авраам дал ему, то есть священнику Мельхиседеку, десятую часть из всего» (Быт14,20). Иаков, патриарх, тоже знал Закон о десятинах по обету. Он говорил: «Из всего, что ты, Боже, даруешь мне я дам тебе десятую часть»

(Быт 28,22). По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно, как и с Иовом и Моисеем Бог беседовал не через письмена, а непосредственно». То - есть сам авторитет Священного Писания подтверждается приоритетом Священного предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей, как я часто объясняю, Евангелие от Марка написал Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла и ветхозаветных книг? Все это есть дело церкви, а, значит  - и предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод, в Библию, как книгу. Например, сказано: «Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить написанных книг» (Ин  21,25).

Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. Например, в послании апостола Иуды цитируется фрагмент из книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох седьмый от Адама, говоря: «Се, идет Господь со тьмами святых ангелов своих». Это послание Еноха. Первая глава, четырнадцатый стих. А, смотрите еще: в 1-ом послании коринфян мы находим такие слова: «Я писал вам в послании», то - есть ранее писал (1 Кор 5,9). 

Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,  учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном, и это сделаем, если Бог позволит» (Евр 6,1-3). Где, в каком послании даются эти начатки учения о крещении, о возложении рук? Многие детали: как крестить, в одно погружение или в три, порядок рукоположений деканов, пресвитеров, епископов -  все это сохранялось именно на уровне преданий и не детализировалось  в Писании. Но, завершая рассуждения о значимости Священного предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о предании. Он, например, писал: «Завещеваем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас»(2 Фес 3,6). Здесь встречается слово «Парадосис», предание, которое нельзя перевести иначе, как это сделано в славянской и в русской Библии.

По второму вопросу, то, что с избранников своих Бог спрашивает значительно строже, в Писании есть такие тексты: «Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал волю господина, писание не читал, и сделал достойно наказания - бит будет меньше».

И далее: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено с того-  больше взыщут» (Лк 12,47-48). То есть действительно, когда человеку что – то дается от Бога, с него по справедливости больше спрашивается. А, кстати, о немощных людях, которые вообще ничего не знают, в Писании сказано: «Немощного в вере принимай без рассуждений о мнениях». То- есть если он немощный, то разные мнения: то ли принимать, то ли не принимать. Павел говорит: «Принимай, не надо рассуждать, он немощный, а когда будет христианином -  конечно, будет читать, изучать, окрепнет».

- Да, батюшка, вот, вопрос от Сергия: Сущая же власть от Бога, учиненная суть (Рим 13, 1). Недавно познакомился с очень сомнительным толкованием данного текста. «Несуществующее" в кавычках всесуществующее, а настоящее, то есть истинное сущее, власти от Бога учинены, все остальные не от Бога. Следовательно, последним мы и не обязаны подчиняться. Отец Олег, что вы скажете по этому поводу?

- Здесь надо понять, что апостол Павел говорит, прежде всего, о принципе любой власти как проистекающей от власти самого Бога. Тоесть безвластие, коррупция и невоздаяние нечестивым и так далее не есть власть по определению, тем более -  не власть от Бога. Читаем, интересный текст: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему». Это книга Экклезиаста (Экклз. 8,9).

 И, вот, я подготовил толкование святителем Иоанном Златоустом апостольского послания к римлянам.  Он пишет: «Апостол много говорит об этом предмете и в других посланиях, когда рассуждает о покорности рабов господам и подначальных начальникам, делает же он это, показывая, что Христос ввел свои законы не для ниспровержения общественного устройства, но для лучшего его исправления». И, вот, смотрите, мысль Златоуста очень важная: «Нет власти, если нет Бога». Тоесть, если нет Бога, то нет власти. И он продолжает: «Как это может быть, неужели всякий начальник поставлен Богом? Я не это имею в виду, - он должен рассуждать как бы от лица Павла, - ведь сейчас я веду речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти, то есть о принципе власти. Существование властей и то, что одни начальствуют, а другие подчиняются, и то, что все движется не просто и не безудержно, так, чтобы народы носились туда - сюда, словно волны -  это, я утверждаю, есть дело премудрости Божией». То есть в понимании Златоуста Бог упорядочивает существование рода человеческого. И, вот, комментарий Оригена, тоже на Послание к Римлянам пишет: «Павел говорит: «Нет власти не от Бога». Кто – нибудь может возразить: как же так, неужели и та власть, которая преследует слуг Божиих, враждебна вере и подрывает религию - тоже от Бога? На это мы кратко ответим так: всякому известно, что и зрение дано нам от Бога, и слух, и разумение, но хотя мы имеем все это от Бога,  в нашей власти обратить зрение либо на добрые дела, либо на дурные. И то же самое можно сказать о слухе, о движениях рук и о помыслах, так что праведен суд Божий, когда данное нам на добро мы употребляем во зло, то есть на совершение нечестивых и постыдных дел. На таковых будет праведный суд Божий.

Ориген продолжает: «Так и всякая власть дана от Бога доброму на хвалу, злому в отомщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с Божественными законами.

И еще я приготовил цитату Феодорита Кипрского. Он пишет: «Ибо не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим».   И, что интересно: эту точку зрения Феодорита Кипрского наша церковь озвучила официально. Вот цитата из действующего Положения о взаимоотношении церкви и государства -  официального документа Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Этот документ называется: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (III раздел, п.5). То, что я зачитаю, имеет абсолютно официальное значение.

«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, принуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».  Это официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которую мы обнаруживаем в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». По – моему, все уравновешено.

- Очень мудро, я думаю, важно знать это.

- Да, люди иногда не всегда понимают позицию.

- Да, и часто церкви  приходится слышать реплики, критику от людей даже верующих, все считают нужным критиковать президента, правительство. И даже те люди, которые толком не могут навести порядок в своей квартире -  они тоже считают нужным покритиковать правительство.

 - В Писании, кстати, есть отдельный текст, что те, кто злословит начальство, они нечестивы по определению. Потому что мы не можем злословить даже явных грешников, например, соседей или членов своей семьи. Святые отцы запретили подходить к людям со словами обличения в том или ином серьезном грехе, если нет слов для исправления этих людей. Поэтому те, кто подходят к человеку со словами обличения, а хуже  - вообще за спиной человека говорят о его проблемах, о его грехах мнимых или реальных -  они не могут считаться христианами. Тем более, если человек сам имеет подобные проблемы и начинает нападать на другого человека. Это подпадает под прямой запрет Христа, Который говорит: «Как ты можешь сказать брату, как вынуть сучок из глаза, если у тебя бревно в собственном глазу?»

И мы не должны считать христианами тех людей, которые не имеют Христова сострадания к падшим. Ведь Христос, собственно говоря, не обличил ни одного убийцу, ни одного блудника, ни одного вора. Мы видим это в Евангелии. А кого Он прежде всего обличал? Религиозных ханжей  - это люди, которые с позиций своей мнимой праведности превозносились над другими людьми -  а Христос сказал, что Он пришел спасать не праведных, а грешных.

- Отец Олег, не объясните ли вы мне псалом 74? Такая фраза в Псалтири: «Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, но наполненная раствором и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются. Выпьют все грешники Земли».

- Это говорится о чаше Божественного гнева. Кстати, не только в Ветхом завете и в Апокалипсисе говорится о чашах Божественного гнева, которые изливаются, а дрожжи -  это символ того, что сила божественного гнева всегда в движении, потому что дрожжи приводят в движение, создают некие процессы в той среде, где они находятся. То есть божественное возмездие все равно изливается на нечестивых, оно на разных может излиться. Это красивый образ: в одну сторону и в другую.

Например, конфликт идет между православной стороной и православной стороной. Кого Богу наказывать? Он обязательно накажет и ту, и другую сторону. Или, например, в обычной жизни один христианин ссорится с другим, а какое будет наказание? Оно, скорее всего, будет в одну и в другую сторону, если они неадекватно отреагировали на этот конфликт, не попытались его разрешить церковными методами.

- Скажите, пожалуйста, нужно ли молиться за сектантов?

- А Вы утренние молитвы читаете?

- Да, я все читаю, я молюсь, я семнадцать лет молюсь, но никакого сдвига нет: то одна ходила, то детей теперь вовлекает туда.

- Если Вы читаете утреннее правило, то вы уже молитесь за сектантов, потому что в утреннем правиле есть такие слова: «Отступившие от веры православные, погибельными ересьми ослепленные, светом твоего познания просвети их и святей твоей апостольской соборной церкви причти». Тоесть мы молимся об этих людях всякий раз, когда читаем утреннее правило, и мы просим Господа, чтобы он просветил сознание этих заблудших. В секту попадают люди из бедных религиозных семей, им не дали нормального религиозного образования, и поэтому, когда они столкнулись с какими – то религиозными заблуждениями, то  у них не было иммунитета противостоять им. Поэтому очень важно воспитывать детей в православной вере, то есть сообщать им иммунитет против религиозных заблуждений. Потому что сектанты общаются с кем? С тем, кто не знает Библию. А если они видят, что человек знает Библию, они или в сторону отойдут, или начнут поливать грязью. То есть, когда у них иссякнут все библейские аргументы -  они уже переходят к нападению, шельмованию.   Да, Владимир…

- А можно ли подавать записки о  заблудших?

- Если человек заблудший, но он еще не вступил ни в какую секту -  мы можем за него молиться, подавать записки, именно как о заблудшем. Например, увлекся оккультными книгами или что – то еще. Ну, а  если он уже вступил в какую – то секту, то есть он прошел обряд крещения…

- Посвящения…

- …да, посвящения  - тогда мы, церковь, не можем  за него молиться, потому что церковь молится за православных, может быть, за самых грешных, заблудших,  но пока они не вышли так демонстративно -  они еще остаются наши. Такая пословица есть: «Хоть я и окаянный, но веры православной».

- Батюшка, я недавно был в Покровском женском монастыре, где мощи блаженной старицы матроны Московской и  там подавал записочки тоже, свечи, сорокоуст.   У вас со здоровьем были проблемы, написал о болящем протоиерее Олеге и такое удивление у свечницы: «Это не батюшка Олег Стеняев?» - Я: «Ну, да».  Говорит: «А вы не знаете его?» Ну, говорю: «Знаком». Она, пользуясь случаем, задала вопрос: «Почему так важно правильно свои имена, данные в крещении, указывать в записках?» То-  есть правильно указывать тех святых, чьи имена мы носим. К этому  с детства нужно приучать, потому что приносят записки,   и в них часто встречаются   имена, которых даже нет в святцах.

- Ну, мы сегодня, когда был первый час Библейского лектория, беседовали о преподобном Сергии. Так, вот, когда он еще не был Сергием, а когда он был Варфоломеем, в то время на Руси имя Варфоломей не произносилось так, как произносится сейчас. Оно произносилось Варфломей и, если бы в древности кто – то поискал этого отрока, и он говорил: «Мне нужен Варфоломей», он не нашел бы его. Он должен был говорить: «Где Варфломей, сын боярина Кирилла и жены его Марии?» Тогда бы он его нашел.

Дело в том, что имена за какое – то время могут видоизменяться. Мы не видим совпадения во всех случаях греческих имен святых с русской транслитерацией этих имен, иногда у нас имя меняется. А библейские имена вообще меняются до неузнаваемости. Какое у нас на Руси самое распространенное имя? Иван. А кто знает, что это еврейское имя? Оно звучит как Иоаханан. Или, например, мы говорим: Иисус Христос. А как это звучало во дни Иисуса Христа?

А со временем имена меняются. Например, имя апостола Павла до того, как он обратился в христову веру, в нашей транслитерации звучит Савл. А в действительности это имя было не Саул даже, а Шауль. А Саул -  такого имени вообще нет в еврейской традиции. А почему у него имя было Шауль? Это самое почитаемое имя было в колене Вениамина. А Павел был из колена Вениамина. А почему в колене Вениамина самое почитаемое имя- это Шауль? Потому что первый царь над евреями был кто? Шауль. А в нашей транслитерации он Саул. Вот, вы видите, как даже одно имя, которое, как бы указывает на другое, а в транслитерации трудно понять, что это одни и те же времена. У нас, например, Саул называется Саулом, а Савл Савлом, хотя, если бы  переводили, пусть у нас произносят это имя так, но тогда имя Павла до обращения должно быть Саул, а не Савл, потому что оно проистекает от имени царя из дома Вениамина, который был перед Давидом. Саул в нашей транслитерации. Но так как Ветхий завет переводили отдельно, как я понимаю, откуда эта ошибка, а Новый Завет  - отдельно и такое смешение произошло.

- Значит очень важно знать, да?

- Важно писать. Как принято в нашей традиции, для этого существует православный календарь. Транслитерация имен не совпадет с греческим календарем, но мы должны придерживаться, как в нашем календаре написано -  так и мы должны писать. Я думаю, что эта женщина правильно поставила вопрос, что надо серьезно относиться к написанию имен. Ну, например, в семье девочка по имени Елизавета. Вы пишите в записке, чтобы за нее помолились. Нельзя писать Елизавета, надо писать Елисавета, не «С», а «З», потому что это имя произносится в церкви не через букву «З», а через «С». И я знаю одну женщину, у нее родилась дочка, моя крестница, кстати, и она решила дать ей имя в честь Елисаветы. И она, когда пошла регистрировать ребенка, то ей сказали: нет такого имени Елисавета, пишите Елизавета, так она добилась, что написали Елисавета.

- Потрясающе…

- Это очень важно, когда идет борьба за имена.

- Скажите, пожалуйста, как относиться к человеку, который постоянно обманывает и так привык, что изменить, что – либо невозможно, отойти от этого человека тоже трудно. Как относиться к таким людям?

- Ну, однажды апостол Петр задал подобный вопрос: «Сколько раз прощать брату, до семи ли раз?» Христос ответил: «Не говорю, что до семи раз, но говорю до семидеста семи раз». Тоесть, если мы с вами постоянно нуждаемся в спасении, то мы должны и другим тоже находить спасение через прощение, потому что мы сами нуждаемся в спасении через прощение.

Тоесть мы должны прощать других людей, потому что мы сами нуждаемся в прощении, потому что мера того, как мы относимся к другим,  может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам, как я часто вам объясняю. Но с другой стороны надо всегда выяснять, почему человек что – то не сделал, потому что мы не знаем всех обстоятельств, всех причин. Одно дело -  явный обман, а другое дело, например, какое – то обязательство у человека перед вами. Например, сказал: я должен это сделать, это сделать – а сам ничего не сделал. А, может быть, он в горячке лежит, а может быть, что – то еще? Мы же не знаем. Поэтому в любом деле должно быть исследование этого дела.

- Объясните, пожалуйста, на одном сайте человек, видимо -  мусульманин заявил, что в Библии много жестокости, что Библия призывает к насилию, геноциду и привел цитаты из Ветхого завета.

Вот, эти цитаты из Ветхого завета,  видимо, были актуальны для того времени. Почему-то  в толкованиях я ничего не нашел объясняющего. Ведь такие слова могут быть пищей для фанатиков!

- Нет, на самом деле истолкование есть на все. Я подготовил ответ на этот вопрос: прежде всего, позиция святого Максима исповедника, его ответы на недоуменные вопросы. Вот седьмой вопрос. Здесь идет вопрошание и ответ на вопрошание. Вопрошание такое: «Что значит «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».(1  Пет 4,6). Как мертвые судятся во плоти, далее святой Марк Исповедник отвечает: «В Священном Писании есть обычай менять имена и поставлять одно вместо другого, будущее принимать за прошедшее и прошедшее за будущее, настоящее время употреблять вместо того, которое до или после него. И это ясно для тех, кто искушен в Священном Писании. Некоторые говорят, что Писание называет мертвыми людей, скончавшихся до пришествия Христа. Например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также в других, принявших в разные времена и различными образами многообразные возмездия и страшные беды Божественного приговора. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам святого Петра, великая проповедь спасения. Когда они были уже осуждены по человеку плотью, то - есть умерли, пострадали, словом  - восприняли наказание через жизнь во плоти наказание за преступления друг против друга для того, чтобы жили по Богу духом. То- есть будучи во аде, восприняли проповедь благоведения, веруя в Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять это место Священного Писания усвоим его так: «На то и мертвым было благовествуемо осужденным по человеку плотью, чтобы жили они по Богу духом».

Святой Марк Исповедник исходит из того, что Христос исходил во ад и проповедовал, как у Петра сказано, духом непокорным, то - есть тем, которые были виновны перед Богом. Здесь действует принцип: за одно дважды не наказывают. 25-е правило апостолов учит: «Ибо писание глаголет: не отомстишь дважды за святых, а едино». И, вот, хорошая иллюстрация: пророк Исайя(Ис 33,1). «Горе тебе,  опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого  не грабили, когда окончишь опустошение ( то- есть умрешь  - о.О.), будешь опустошен и ты, (будешь наказан за гробом - о.О);  когда прекратишь грабительства -  разграбят и тебя». То есть без мытарств сурово разберутся с таким человеком.

И еще в Писании сказано: «Что вы умышляете вы против Господа», то - есть не клевещите на справедливость Бога. Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1,9). То есть он накажет, он не будет второй раз наказывать, если один раз уже наказал. И учитель церкви Ориген  в Гомилии на книгу Левит очень интересно написал: «По закону, например, блудник или блудница карались немедленной смертью. Поэтому когда человек понес наказание за грех свой и получил достойное воздаяние за совершенное преступление, что будет потом, какая кара будет угрожать душам их, если нет иного греха, их осуждающего?». То есть они за свой грех получили. Но они совершили лишь этот грех и при том грех столь великий.  Хотя они уже были наказаны и понесли кару по закону, Господь не пошлет вторично скорби на одних и тех же, ибо они получили воздаяние за грех свой, и кара за преступление исполнена. И так оказывается, что этот вид предписаний не жесток. Так сказал Бог, приговаривая к смерти, к уничтожению. Это была возможность воздать на Земле, чтобы не воздавать за гробом.

И так оказывается, что этот вид наказания не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога в жестокости, и отрицая, что есть в Нем, то есть в Боге некое человеколюбие. Сомневаются в том, что Он полон милосердия, ибо этим народ не осуждался, то есть, когда было казнью уничтожение целых городов, но от грехов очищался».

 И, вот, очень важная такая цитата, это блаженный Иероним Стридонский «Толкование на книгу пророка Наума». Там несколько пространно сказано, но она очень интересна. Кстати, Максим исповедник имеет в виду именно эту цитату, когда пишет: «Некоторые говорят»  - он имеет в виду великого отца и учителя церкви Блаженного Иеронима. Он пишет: «Что вы умышляете против Господа? Тот, кто создал мир Своей благостью и милосердием -  совершит и истребление его - то- есть мира -  своим правосудием. Но, если Он, Господь, кажется вам жестоким, суровым и кровожадным, потому что Он, Господь, истребил род человеческий потопом, пролил огонь и серу на Содом и Гоморру, потопил египтян в воде, распростер трупы израильтян в пустыне, то знайте, что Он, Господь, потому наказывает в настоящее время, чтобы не наказывать вечно. Без сомнения  то, что говорят пророки или истинно, или ложно. Если истинно то, что они говорят, по – видимому, о строгости Его, то они же сказали: «Господь не будет мстить дважды за одно и то же через бедствие», А если они лгут, то ложь составляют также слова: не восстанет двоякое бедствие. Следовательно, ложна и та жестокость Его, Господа, которая будто бы изображена в законе. Как будто законы показывают другого Бога, чем нежели закон Ветхого завета».
Далее Блаженный Иероним пишет: «Но они не могут отрицать истинности слов пророка: Господь не будет мстить дважды за одно и то же через бедствие. Следовательно те, кои были наказаны, не будут после того наказаны, а если бы после того они подверглись наказанию, то Писание лгало бы. Но так говорить было бы преступно.

Таким образом, и те, кои погибли от потопа, и содомляне, и египтяне, и израильтяне в пустыне получили надлежащим образом злое в жизни своей. Здесь кто – нибудь может спросить: «Если верный, взятый в прелюбодеянии, будет обезглавлен, то что с ним после того будет?  Ибо он или будет наказан Господом, и в таком случае ложно говорится: «Господь не будет мстить дважды за одно и то же через бедствие». Если же не будет наказан прелюбодей,  должны будут желать люди, чтобы в настоящее время через кратковременное быстрое наказание они избавились от вечных мучений».   Здесь Блаженный Иероним говорит: «Но, если сейчас христианин скажет: «Если я пострадаю за свой грех -  я буду в раю?» и побежит сдаваться властям, давайте мне голову отрубайте или что – то еще -  Блаженный Иероним говорит: «Нет, так не надо поступать».

Он даже пишет: «На это мы ответим, что Бог знает меру, как всего, так же и наказания. И не может не быть предупреждена через решение судей, не быть отнята у него власть после того наказать грешника, и тяжкий грех заглаживается через тяжкое и долговременное наказание». Это Блаженный Иероним Стридонский в «Толковании на книгу пророка Наума»  на первую главу, девятый стих.

- Батюшка, краткий вопрос еще.

- То есть он показывает, что это Божие милосердие. Просто Он дает страдать в этой жизни, чтобы там грешники  не страдали, не мучились.

- Да,  если наказание все - таки произошло, но мы услышали, что второго не будет. Но, если человек согрешил и, когда буквально физически чувствуешь, что рука Божия  занесена над тобой  для наказания, такого отцовского шлепка, и если ты все -  таки успел исповедоваться -  мы знаем, в исповеди снимается ответственность за грех…

- Как за поступок.

- …да, как за поступок. Может ли последовать все - таки наказание, в воспитательных целях, или же…

- В воспитательных -  да, сказано: «Кого Бог любит, того наказует». Собственно говоря, Бог никому не мстит. Не надо приписывать Богу свойства дьявола, который всем завидует и всем желает погибели. А о Боге прямо сказано: «Бог не хочет смерти грешника». Так же сказано: «Бог не хочет смерти умирающего». То - есть Господь хочет, в Писании сказано, чтобы все спаслись, пришли к познанию веры. Но так, как Бог не хочет спасать нас без нас, если люди не примут и даже во аде не откликнутся на проповедь Христа -  те, кто не откликнулись, когда Он сходил во ад -  то, конечно же, участь их будет тяжела. А суд Божий будет осуществляться, как пишет блаженный Феофилакт, суд тех людей, которые не слышали вообще ничего о христианстве, их будут судить, исходя из того, как бы они себя повели, если бы они жили во дни Христа, видели бы все Его чудеса и слышали бы все Его проповеди.

Кстати, это совсем необязательно означает, что они точно спасутся. Хотя фарисеи и видели чудеса и слышали проповеди -  и отвергли, поэтому здесь надо просто понять, что недопустимо обвинение Бога в жестокости, что Он здесь накажет человека, и там, и в аду тот будет мучиться. Нет, это недопустимо такое обвинение, это клевета на Бога, а Бог, если Он наказал здесь человека за его преступление - это милость Бога.  Если уничтожили народы - это тоже милость Бога. Поэтому в каждом таком случае мы не должны находить повод для обвинения Бога. Даже у казаков был такой закон, кстати, не знаю, сейчас сохраняется или нет. Если какой – то казак совершил преступление, ну, например, напился и упал -  его приговаривают к наказанию, его секут нагайкой, а после этого сажают рядом с атаманом за столом. Потому что за одно дважды не наказуют. И, если кто – то ему напомнит за столом, выпивши: «Как тебя секли, не больно тебе?»  - то ему давали такое же наказание, потому что этот принцип строг. За одно дважды не наказуют. Или человек отсидел в тюрьме за какие – то серьезные преступления, когда  он вышел на свободу -  эти годы, которые он там провел, ему зачтутся. Он вернул долг обществу. Или, тем более  - человека приговорили к смертной казни, он был казнен, он уже никому ничего не должен. А в миру все наоборот: упавшего добивают ногами. Нельзя же Богу это приписывать это! Это было бы абсолютное безумие.

У нас накопились просьбы о молитве. Мы помолимся о здравии и упокоении, и так же прошу вас молиться за то служение Слову, евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Христос.

- С Богом.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
16 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+