Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Может ли коммунист быть православным? Что лучше быть - священником или художником?

17.05.2017 11:59

Может ли коммунист быть православным? Что лучше быть - священником или художником?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/04/22/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в прямом эфире.

Вопрос. Христос сказал: «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Что так взбесило первосвященника в этих словах, что он даже разорвал на себе одежды?

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что он в это всё не верил и совершенно не признавал божество Иисуса Христа. Те, кто веровал во Христа, в Нём видели Мессию. А он как Мессия первосвященников не устраивал.

О.Александр Березовский: - т.е. в его понимании Мессия был иной.

О.Дмитрий Смирнов: - В понимании, в чувствовании, в ожидании, в воспитании, в образовании. Многие люди у нас в стране думают, что русский язык - это жи - ши пиши с буквой и. Но это правило к науке русского языка не имеет отношения. Так же и первосвященник и целая партия фарисеев, саддукеев вообще были далеки от того учения, которое принес Христос и не только от учения, от Него Самого. Он их страшно раздражал, настолько, что они хотели Его убить. Что и сделали - чужими руками. Это и до сего дня все фарисеи и саддукеи стараются, чтобы убивать только чужими руками. А те, кто стоят рядом и руки умывают, твердят: мы ни при чем, это всё они.

О.Александр Березовский: - т.е. это инаковость Христа по отношению к ним самим.

О.Дмитрий Смирнов: - Не просто инаковость, а инаковость в принципиальных вопросах.

О.Александр Березовский: - Они были всё-таки люди не глупые, понимали, где они лукавят.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, всякий умный человек, даже если лукавит, он это делает для пользы дела. Взять такую святую деятельность, как бизнес. Все же понимают, когда люди дают на короткий срок под большой процент людям деньги - это не значит, что они хотят выручить человека. Это значит: хотят ободрать до костей, чего ж тут не понимать? Это понимают все, правительство и чиновники среднего звена, начальники и подчиненные правоохранительных структур. Все, всё понимают, кроме тех, кто попался в эту ловушку.

Телефонный звонок: - Христос воскресе, дорогие батюшки! Скажите, пожалуйста, кто такие Иеговы? Их сейчас изгоняют со страны. У нас разделение, кто-то считает, что это религия, кто-то - что это секта. Хотелось услышать ваше мнение. Будьте добры, пожалуйста, ответьте на мой вопрос.

О.Дмитрий Смирнов: - Секта - это тоже религия. Очень зловредная религия. Как, допустим, есть такая зловредная религия, как марксизм-ленинизм, который утверждал, что коммунизм - это светлое будущее всего человечества. Это тоже религия. Они веровали, в этот коммунизм, веровали, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Я вообще это все хорошо помню. То, что есть другие точки зрения - чего ж, народ ничего не знает, не понимает, поэтому у них другие точки зрения.

О.Александр Березовский: - Есть люди, которые выступили в защиту свидетелей Иеговы.

О.Дмитрий Смирнов: - На здоровье. Есть люди, которые выступают против Исаакиевского собора, потому что Монферран строил музей - и вдруг решили из него сделать Церковь.

О.Александр Березовский: - Когда из Церквей делали непонятно что - никто особо не возмущался.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, возмущались, но молча. Я помню два эпизода. Первый - когда ломали Казанский собор на Калужской площади. Он уже был переименован в кинотеатр "Авангард", его взрывали. А второе около завода каучук храм, не помню сейчас его название, там его били бетонной бабкой, стрела размахивалась и била по стенам. Я был очень возмущен, а что я мог сделать? Кидаться на эту бабку? Этим ничего не сделаешь. Правда, храм недоразрушили, и сейчас он восстановлен. А вместо храма Казанской иконы Божьей Матери сделали другой, маленький, как часовня, на том же месте, Казанский храм. Конечно, люди будут спорить, тем более - люди, которые не знают, кто такие Иеговы.

Телефонный звонок: - Отец Дмитрий, Христос Воскресе! Батюшка, у меня такое произошло недоумение. В некоторые храмы приходишь и видишь, что канун накрыт тканью. В другом подходишь поставить свечу - а там женщина: да вы что, Светлая седмица – а вы ставите свечи за упокой! Вообще есть какое-то установление в нашей Церкви? Простите, почему батюшки не знают об этом?

О.Дмитрий Смирнов: - Это какое-то новое суеверие, я не успел с ним ознакомиться, как говорил мой приятель, с которым мы учились в семинарии. Поэтому что там наши бабы придумывают - я не в курсе дела.

О.Александр Березовский: - Придумывают всё время.

О.Дмитрий Смирнов: - А как же, у нас народ творческий. Тем более, что написать какую-то богословскую статью или даже заметку в наш приходской журнал о каком-то событии - это люди не в состоянии. А придумать какую-то ахинею в виде тряпочки на кануне, положил - и всё – это, пожалуйста.

О.Александр Березовский: - Удивительно, как быстро приживаются суеверия.

О.Дмитрий Смирнов: - Чем чудней, тем лучше. Хорошо, что ещё на зажженные свечи не кладут, а то, как бы чего не вышло! Главное - как интересно, как люди на это реагируют, с таким волнением, как будто Везувий начал извергаться, или на Красной площади открылся вулкан, или гейзер. Подумаешь, тряпка лежит на подсвечнике, потому что, что такое канун? Это подсвечник. Всё, все тут же замерли, богословский спор идет, ты что, сейчас же Светлая седмица! У нас тут человек умер, и его в среду отпевали. Светлая седмица, отпели спокойно. Даже чин специальный существует. Тут объясняй, не объясняй - через два дня забудут и начнут всё сначала.

О.Александр Березовский: - Вот, людям понятно, в силу их образования, понимания. Вот это что для них нужно, что не нужно, что можно, что нельзя в Церкви постоянно обсуждается.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, потому что люди считают, что религия - это список, перегнутый пополам. С левой стороны всё, что можно, а с правой всё, что нельзя. Вот это надо выучить, тогда ты будешь православный. Если человек стоит, задумался и идет дьякон кадит - то надо на этого человека налететь, дернуть его за одежду и обязательно оттащить.

О.Александр Березовский: - Дьякон же трамвай, не обойдет, но переедет.

О.Дмитрий Смирнов: - Трамвай может остановиться, так же и дьякон. Дьякону даже вещают на кадило бубенчики, чтобы он привлекал внимание всех, кто стоит и в молитве отрешился от всего земного и задумался о чем-то небесном. Завтра поставь на службе кого-нибудь и увидишь, что будет, как будто специально, как некие псы, им нужно обязательно схватить за одежду и оттащить человека. И этим они считают, что они этим исполняют что-то важное. Что - я не знаю, ясно, что важное, потому что если спросишь объяснение - ты не получишь ответа.

О.Александр Березовский: - Что-то такое в человеке движет им.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, движет, называется фарисейство, когда христианская вера искажается бесовством.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Димитрий! Христос воскресе! Слышала звонок предыдущей женщины по поводу канунов с тряпкой. Это храм святых Зосимы и Савватия. Там на протяжении многих лет в Светлую седмицу канун закрывается, для того, чтобы никто свечи не ставил, т.е. очевидно, это какая-то установка.

О.Дмитрий Смирнов: - А вы думаете, что я такой болван и ничего не понял? Спасибо. Я два института окончил, я могу вычислить, для меня в этом нет проблем вообще. Я просто думаю: ну, накрыли, ну, не поминают, иди к нам в храм Митрофана Воронежского и наставь полсотни свечей, и мы будем очень рады. Какие вообще проблемы? Более того, смахни эту тряпку, поставь свечи - и бежать.

О.Александр Березовский: - Усматривают грех в поминовении на Светлой седмице.

О.Дмитрий Смирнов: - Пускай кто-то усматривает грех, что я зашел, а правый ботинок у меня нечищеный, потому что я в лужу наступил, выходя из машины. Он, человек, усматривает в этом грех. Что ж, для этого у него глаза есть, чтоб усматривать, и для этого у него есть мозг, чтоб меня осуждать. Так что, во-первых - усматривает, во-вторых - осуждает всё православное.

О.Александр Березовский: - Будет в чем покаяться.

О.Дмитрий Смирнов: - Или не покаяться, а наоборот утвердиться в православии. Это такая элементарная подмена, как будто фарисей с саддукеем подменили веру.

О.Александр Березовский: - Батюшка, не каждому удается создать, например, шедевр. Человеку нравиться рисовать, вот он нарисовал и всем показывает, но его рисунок не тянет за живопись. Ему самому нравится, а большее он создать не может. Так порой и с верой.

О.Дмитрий Смирнов: - Знакомая ситуация, называется у писателей «графомания». Такая же мания существует в изобразительном искусстве.

О.Александр Березовский: - Порой понимания православия у человека просто не хватает, чтобы двигаться дальше. Вот у него есть набор православных правил....

О.Дмитрий Смирнов: - Ты тоже хорошо объяснил. Я для себя объяснил ещё лет 30 тому назад. Это что-нибудь изменяет? - ничего. Можно изменить порядок в храме. Подглядеть, что это за бабка, подойти, показать ей кулак, сказать: если ещё раз хоть одного человека возьмешь за шиворот - проводим на остановочку и больше в храм не пустим, всем сторожам покажу твою фотографию. Только так, потому что объяснить невозможно, это выше её сил. Для современного человека христианство выше его сил. Большинство людей а ж на исповеди каются: я, говорит, ничего не могу с собой сделать. Ну и всё, до свиданья. Не можешь - иди с миром.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшки! Что вы могли бы посоветовать почитать достойное по царской тематике? Посоветуйте.

О.Дмитрий Смирнов: - Я вас понял, можно вообще всё читать, что об этом написано. Очень много хороших книг написано, названий и авторов всех я даже не могу назвать. Гораздо проще вам открыть компьютер и там найти книги о царской семье. Получите список, вам на всё лето хватит чтения. Если у вас нет компьютера - спросите у тех ребят или девчонок, у которых есть. Они с удовольствием за три минуты вам этот список сделают.

О.Александр Березовский: - «А я говорю вам, не противьтесь злу и кто ударит тебя в правую щеку - обрати к нему другую». Хочется понять смысл этих слов на примере, а так же в каких ситуациях нужно действовать по-другому.

О.Дмитрий Смирнов: - Речь идет не о действиях, а речь идет об оскорблении, когда некий человек хочет тебя оскорбить или больно уколоть. Господь это сравнивает с ударом по правой щеке, потом говорит: подставь другую, пусть ещё раз получит удовольствие.

О.Александр Березовский: - Раз уколол, уколи ещё.

О.Дмитрий Смирнов: - Например, этот случай уже рассказывал. Рабочие каменщики кладут колокольню храма Митрофана Воронежского взамен разрушенной. Стою, смотрю, наблюдаю, подходит ко мне гражданин лет так на вид 86, коротко стрижен, совсем седой, плотный мужчина с небесно - голубыми глазами. Умирать буду, не забуду его. Говорит: батюшка, разрешите обратиться. Я говорю: пожалуйста. Как так случилось, сколько мы вас расстреливали, а вы опять колокольни восстанавливаете? Я говорю: чем чаще траву косите, тем гуще она растет. Он пожал плечами и пошел. Я помню его, такая же рубаха в цвет глаз, мелкая клетка бело голубая и он удаляется, т.е. со всей любовью человек вспоминает, с удовольствием, как он нас расстреливал и не понимает, как же так случилось, что расстреляли почти всех? Если не война 41-го года, то уже всех бы достреляли. И вот опять выросла новая поросль, ему обидно. Он же меня не ударил, но хотел видимо больно сделать. Я ему в ответ не нагрубил, и он ушел в задумчивости, а может быть, болезни будут, может, и покается. Или был другой случай совсем не так давно. Соседка главная по подъезду моей жене говорит: по вашей семье Бутово плачет. Какое образование у человека, знает, что такое Бутово. Знает, что семья священника, знает, что Бутово по нам плачет. Как верно, потому что у меня там в этом Бутово очень много знакомых, друзей и даже родственники лежат. Прямо чувствует её душа, что Бутово плачет. Она сочувствует Бутову. Видишь сколько в людях добра, любви! Все желают, когда тосты говорят: добра вам, любви, и тут даже к Бутову любовь. Когда мне это жена сказала, я прямо обрадовался. Думаю: куда она меня записала, это же счастье.

О.Александр Березовский: - Не удерживают люди в себе эту желчь, выплескивается она.

О.Дмитрий Смирнов: - А даже если б сдерживали? Вот, человек удерживает желчь. В социальном плане это говорит о том, что он хорошо воспитан. А в данном случае человек раскрепощен. У нас же говорят, человек должен быть открытым. Вот, человек открывается, как Алексей Ильич Осипов, любит цитировать Писание: тамо гади, ихже несть числа. Если человек удерживает, да, социально это приемлемо. Но с точки зрения Христа Бога нашего, который говорит: очисти внутренние скляницы твоей души - никак. Потому что то, что человек удерживает себя и ведет себя прилично, то это ничего ещё не значит. Главное - что у него кипит внутри. Либо кипит любовь к Богу, либо кипит наш разум возмущенный и в смертный бой идти готов. Убивать. Хотя, может, никого не убивает.

О.Александр Березовский: - Но желание такое в себе носит.

О.Дмитрий Смирнов: - Желание вообще у многих есть раздать всем пистолеты "Макарова", и чтобы пальба началась. Т.е. очень многие люди, вполне определенной либеральной направленности - они за раздачу пистолетов. Им мало, когда кровь на улице, дубинами бьют, когда забивают ногами. Мало, хотят, чтоб пистолеты были. Что делать, мы живем в таком мире. Христос говорит, что победить это зло можно только таким образом.

О.Александр Березовский: - Победить его в себе, остановить.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, на себе остановить.

О.Александр Березовский: - Но нередко люди говорят, что когда уступаешь, прощаешь, к людям относишься с нисхождением, с терпением – тебе садятся на шею.

О.Дмитрий Смирнов: - Разумеется, обязательно. Садятся ладно, а то ещё начинают пятками подгонять, а когда прибавляешь скорость, говорят, тихо, не тряси, а надо плавнее. Чего тут нового? Речь и дет о том, кто кого победит. Либо победит христианство, которое во мне. Либо сатанизм, который в нем.

О.Александр Березовский: - Мы знаем, что в некоторых людях победило христианство, и эти люди в Бутово лежат теперь. И лечь там или уподобиться им современный человек не готов.

О.Дмитрий Смирнов: - Это же не сразу. Людей же готовят, пока идет следствие. Мне один гражданин рассказывал, что следователь ему выбивал зубы, приговаривая, конституция - это для Парижской выставки. Когда он сказал ему: вы против конституции действуете, все ему про конституцию объяснил. Потому цель не в том, чтобы выжить во что бы то ни стало. Нет. Цель, чтобы заповеди Божьи остались в нашем сердце и в жизни на протяжении всей жизни, до нашей смерти. Тогда Господь примет нашу жизнь и нашу смерть. Нравится нам это или не нравится, принимаем это или устрашаемся. Когда мы крестим народ - читается послание к римлянам святаго апостола Павла. Те, которые во Христа Иисуса крестились, в смерть его крестились. И чего мы хотим? Самое это крещение - в смерть Христову.

О.Александр Березовский: - Батюшка, на этих словах нужно останавливаться и людям пояснять, потому что многие скажут: нет, нет, нет, к такому крещению я не готов.

О.Дмитрий Смирнов: - Да ничего они не скажут.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Александр. Батюшка, сегодня был в храме на службе на Павелецкой. И там разговор с сотрудниками состоялся у меня. Они утверждали, что коммунисты бывают и православные.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, бывают. Когда у нас было первое собрание нашей христианской общины, там благочинный спрашивал у каждого краткую биографию. И один раб Божий возьми да и скажи, член партии с такого года. И потом каждый, кто за ним шел, оказалось очень много из них бывшие члены партии. Потом благочинный стал объяснять, что не обязательно такая характеристика, главное, что мы встали на путь христианский. А так есть очень и сочувствующие. Сам же Геннадий Андреевич, он же богоборец. Я помню, он мне даже книжку присылал, о том, как современная коммунистическая партия относится к Церкви, к христианству. Я, конечно, всю не прочитал, но некоторые страницы наискось проглядел. Это совершенно другой курс. Он русский патриот, это совсем не Ленин с Троцким.

О.Александр Березовский: - У современной партии нет такой задачи борьбы с Церковью.

О.Дмитрий Смирнов: - Борьбы нет, но отдельные персонажи этой партии проявляют себя. Допустим, депутат с дивной фамилией Рашкин. Он лютой ненавистью ненавидит и всегда препятствует строительству нового храма. Есть такой оголтелый. Его из рядов КПСС не исключают. Понятно, что так воспитали человека, он негибкий.

Тел. звонок: - Алексей 25 лет. Многие говорят мне, чтоб я стал священником. Но я понимаю, что я недостоин, и у меня нет таких сил. Думаю пойти по пути художника. С детства увлекаюсь живописью. Вы, отец Дмитрий тоже в молодости занимались искусством. А почему вы стали священником? И что лучше быть - священником или художником?

О.Дмитрий Смирнов: - Быть священником лучше всего на свете. Один из самых моих любимых художников Поль Сезанн, когда к нему приходил молодой человек, который уже пишет что-то на холсте или бумаге. Он всегда у него спрашивал: а у вас папа банкир? Если говорил: папа не банкир - он говорил: тогда бросьте это дело. Потому что у самого Сезанна папа был банкир и поэтому давал ему деньги на жизнь. Потому что художник при жизни выйти в люди и чтоб живописью зарабатывать деньги - это практически невозможно, надо ещё чем-то заниматься. Стать художником - это обречь свою семью на голод. Неполный, конечно. Я много знаю художников, которые даже выбились в люди, стали академиками. Они в доме пионеров деткам преподавали за 60 рублей живопись. У самого Сезанна при жизни была только одна выставка. Если б не папа, то не выжил бы. Поэтому художником стать - это желание, с одной стороны, приятно картины писать, но совершенно неясна перспектива.

Телефонный звонок: - Христос воскресе! Раб Божий Алексей. Хочу задать вам вопрос о причастии в неделю сразу по Светлой седмице, сразу в воскресенье. Я причащался и в Светлый понедельник, и в Светлую субботу без поста. А вот в неделю в воскресенье нужен ли пост?

О.Дмитрий Смирнов: - Что значит "нужен", это непонятно. Кому нужен? Мне, например, нужен, и я пощусь. Не так, как пощусь в Страстную седмицу, но пощусь. Поэтому если речь о нужности, то речь идет либо обо мне, либо о вас. Поэтому это нам вдвоем и решать.

О.Александр Березовский: - Люди обычно говорят: надо, подразумевая всех, кто пришел в Церковь.

О.Дмитрий Смирнов: - Это неправильно, это не по - христиански. По - христиански церковный устав предписывает ослаблять пост. Повторяю наверно сороковой раз здесь на радио "Радонеж". Беременным, кормящим, старым, больным, маленьким детям, людям, находящимся на тяжелой работе или на службе. Представьте себе, некий гражданин отправился в поход на службу на каком-нибудь подводном крейсере на полгода, и там бьют склянки, и начинается обед. Ему дают то, что всем. Кто будет ему отдельно, что ль, готовить еду? Второй пример - космический корабль. Один американец, другой китаец, третий японец и один русский с украинцем. И вот, каждому давай разносолы. Но не так же, всё строго ограничено. Приедешь на Байконур и там уже хочешь постись, хочешь - не очень. Везде нужно голову прилагать. Человеку 98 лет - это одно. Человеку 5 лет - это другое. Человеку 14 лет - это третье. Как для всех? Для всех так не бывает. Один футболист стоит 50 миллионов евро, а другой рупь пятьдесят без сдачи. Вот и всё, и питание разное.

О.Александр Березовский: - Батюшка, как сохранить благодать после причастия?

О.Дмитрий Смирнов: - Я не знаю, что значит сохранить благодать. Это же не предмет. Что за вульгарное отношение к Святому Духу!

О.Александр Березовский: - Так люди рассуждают, что.....

О.Дмитрий Смирнов: - Как люди могут рассуждать, мы сегодня этого касались, как им заблагорассудится. Разве эти люди не слыхали, что дух дышит, где хочет. И не в воле человека каком-то образом задержать его. Это совершенно невозможно. Это как борьба Иакова с ангелом, как можно вообще с Богом бороться?

О.Александр Березовский: - Человек может вести себя по-разному после причастия. Стараясь сохранить некую чистоту души.

О.Дмитрий Смирнов: - А некую чистоту - можно, конечно. Например, молчать до конца дня. Некую обязательно сохранишь. Другой прием - не включать телевизор. Тоже некую сохранишь. И самое трудное - никого не осуждать, хотя бы до ужина.

О.Александр Березовский: - Если я не буду врать на работе, и меня уволят за это - будет ли это считаться, что я пострадал за правду?

О.Дмитрий Смирнов: - Я обязательно вам это засчитаю. Это максимум, что я могу сделать, заведу тетрадку и поставлю галочку.

О.Александр Березовский: - В Великий четверг у нас в храме освещали соль. Что это за треба, могли бы вы пояснить?

О.Дмитрий Смирнов: - Было время, когда у нас соль продавалась не в магазине, а так же добывалась, как каждый продукт. Она освящались Церковью, как виноград, как хлеба, куличи, которые мы называем, так же и соль в Великий четверг освящалась.

О.Александр Березовский: - т.е. это не какое-то священнодействие, она после этого обладает особыми свойствами.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, в Церкви всё священнодействие. Даже мыть полы нужно с благоговением. В Церкви всё таинство и всё священнодействие, но просто уровень этого разный. Даже тряпки из храма не выбрасывают, их полагается высушивать, а потом сжигать, а пепел высыпать в непопираемое место или в проточную воду. Даже отношение к тряпкам должно быть благоговейно. Я не знаю, где и как, особенно с теми тряпками, которыми покрывают подсвечники, что с ними происходит, но должно так быть.

О.Александр Березовский: - т.е. это должно воспитывать в человеке некое особое отношение к Церкви.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Вишневский протестует против того, чтобы Церкви передать Исаакиевский собор. С детства говорили, что когда храм - это музей, это кощунство. Там, на Исаакиевском, на одном портале написано бронзовыми буквами: "Дом Мой домом молитвы наречется". Темные люди, даже таких простых вещей не знают.

О.Александр Березовский: - Прочитать не могут.

О.Дмитрий Смирнов: - Может, для них высоко, хотя буквы сияют на солнце из всех сил.

О.Александр Березовский: - Трудно узреть то, что не хочется видеть.

О.Дмитрий Смирнов: - Может, так.

О.Александр Березовский: - У нас с супругой трое детей. Очень хотим ещё, но две последние беременности заканчивались гибелью плода. Мы со всякой бедой обычно в Церковь идем. Но после выкидыша священник нашего прихода запрещает моей жене входить в храм, так как надо ждать 40 дней. Супруга часто плачет по поводу потери ребенка. За что же ей такое наказание не допускают в храм за утешеньем?

О.Дмитрий Смирнов: - Опять же, всех приглашаю к нам, у нас никто не выгонит. Действительно, после того, как у женщины случился выкидыш, ей нельзя причащаться сорок дней, но ходить в храм никто не запрещает. Если ввести все строгости, которые в русском обиходе существуют, то в храме никто не останется, и в алтаре в том числе. Ни одна душа, всех повыгонят.

О.Александр Березовский: - И даже эти поборники правил окажутся за дверьми.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, и Христос это давно обнаружил. Когда поймали женщину, взятую в прелюбодеянии, Он сказал тем негодователям: «Кто без греха - бросьте в неё камень». И все тихонько разошлись. Это 2000 лет тому назад было, а сейчас что творится!

О.Александр Березовский: - Сейчас бы, наверно, Его меньше слушались, чем тогда.

О.Дмитрий Смирнов: - Не знаю.

О.Александр Березовский: - Подскажите, как относиться христианину к конфликтам в семье близких родственников. У брата конфликты в семье, в которые меня постоянно посвящают в подробностях, ожидая, чтобы я встала на чью-то сторону. Я надолго теряю душевный мир оттого, что не могу им реально помочь. Муж сердится, просит не вникать в проблемы брата. Но стоять в стороне, осознавая, как страдает брат, мне тоже тяжело. Как правильно поступить в такой противоречивой ситуации?

О.Дмитрий Смирнов: - Есть ситуации, которые неразрешимы. Не надо думать, что надо нам узнать где-то. Где-то там на Юрге есть изба, а в ней живет один старец. Поехать к нему самолетом, поездом, потом автобусом, потом 20 километров пешком по тайге и спросить. Он скажет: надо так, так, так - и всё. Начнешь делать так и так - и всё уладится. Нет такого. Есть такие ситуации, которые никак не решаются. Поэтому нужно только обращаться к Богу в таких неразрешимых ситуациях. Поэтому вот этот гражданин сказал, что у меня когда какая-то беда - я обращаюсь к Церкви. Вот и на здоровье.

О.Александр Березовский: - А кто-то ищет утешения человеческого и прямо просят: ну, ты меня выслушай, мне надо душу излить, и это часами, и иногда по многу раз одно и то же.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, если часами и много раз, то я, например, всегда отказываю. Некоторые люди любят сны рассказывать. Вот, послушайте - я говорю: извините, это не к нам.

О.Александр Березовский: - Обижаются.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, что значит «обижаются»? Человек в автобусе залез ко мне в карман, буквально тебе случай рассказываю, там лежал кошелек. Я его взял за руку, сжал, вынул вместе с кошельком и смотрю на него. У него на лице изобразилась такая жалость к себе. Он так молча умолял, чтоб я его отпустил. Это естественно, человек себя жалеет, что ж тут такого? И человека другого можно пожалеть. Но во всем должен быть некий здравый смысл. А так, если каждому, который по 40 раз одно и тоже говорит, тогда на остальных прихожан в более здравом состоянии не хватит ни времени, ни сил.

О.Александр Березовский: - Приходится отказывать.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, сколько угодно. Например, человек настаивает, чтоб я ему дал адрес кого-то знахаря, который избавит его от клеща, укусившего в лесу. Я ему говорю: могу дать ближайший травматический пункт, там вам хирург вытащит пинцетом. Нет, потому что у него в голове, как и у многих, уже схема. Нет, я должен трудиться над тем, чтоб выполнить его схему, т.е. для него жалость - это, чтоб я шел у него на поводу. Собственно, с какой стати? А если он попросит меня перекреститься наоборот? А если он мне скажет: слушай, мне надо с кем-то выпить, давай с тобой выпьем. И что, я буду с ним пить, что ль? Да мало ли, что кому в голову взбредет. А в Писании написано: рассыпал Господь кости человекоугодников. Как с этим быть? Пожалеть- это одно, а угождать - это совсем не всегда. Чего-то я не заметил, чтоб Христос Понтию Пилату угождал. А прямо сказал: не имеешь на мне никакой власти. Вот так, а перед ним был собственно глава государства, военачальник. Я власть имею, тебя и простить, и погубить. Христос сказал: ничего ты не имеешь, никакой власти. Вот и всё, ничего перед ним не стал, ни обнимать, ни целовать, ни просить: « дяденька, прости».

О.Александр Березовский: - И Пилат это почувствовал.

О.Дмитрий Смирнов: - Ещё бы, почувствуешь, когда перед тобой Сам Бог стоит!

О.Александр Березовский: - Во время действия страсти пропадает напрочь желание читать молитвенное правило. Как быть в этом случае, понуждать себя, или не читать, когда ум совсем далек от слов молитвы?

О.Дмитрий Смирнов: - Наоборот, ум может прийти к молитве, если всё равно начать молиться.

О.Александр Березовский: - Если его к этому понудить.

 О.Дмитрий Смирнов: - Есть такой способ завести мотор в машине. Вкладывается рукоять и крутиться.

О.Александр Березовский: - И там появляется искра.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, которая поджигает пары. А если ходить вокруг него, думать, что оно само заведется - так никогда ничего не будет.

О.Александр Березовский: - Почему в молитвах в храме и домашних мы гораздо чаще просим Бога, даже требуем, чем благодарим Его? Ведь Он и Сам знает и дает гораздо больше, чем заслуживаем.

О.Дмитрий Смирнов: - Как почему, потому что мы есть неблагодарные свиньи. Если ребенок у мамы или у папы всё только требует и не благодарит, покрикивает, начинает орать, когда ему чего-то надо - что это такое? Это невоспитанный мальчик или девочка.

О.Александр Березовский: - Эгоист.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, просто свинья. А потом вырастит из сына свин, если сын свиненок. Странный какой-то вопрос.

О.Александр Березовский: - Человек заметил, что как-то неправильно

О.Дмитрий Смирнов: - Есть на слово « неправильно» слово «исправляться».

О.Александр Березовский: - т.е. пожалуйста, благодари, не проси.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Тем более, из Писания мы знаем: Бог прежде нашей просьбы Сам знает.

О.Александр Березовский: - Но при этом не запрещает просить.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, конечно.

О.Александр Березовский: - Просите - и дастся вам.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Меня крестила бабушка втайне от родителей, я была маленькой тогда. Когда спрашивали, кто мои крестные, она умалчивала, либо называла разных людей. Хожу с двояким ощущением, что вроде и крещеная, а вроде и нет. Как быть?

О.Дмитрий Смирнов: - Да никак. Есть неразрешимые ситуации. Чтобы не ходить с двояким ощущением, лучше сесть на стул и сидеть с двояким ощущением. Всё-таки будет полегче.

О.Александр Березовский: - В чем духовный смысл шестопсалмия, если во время его чтения в храме даже свечи тушат?

О.Дмитрий Смирнов: - С тем, чтобы человек поглубже в текст читаемых шести псалмов углубился, чтоб свет не отвлекал, потому что для многих людей, ходящих в храм свечки - это такое развлечение! Одни ставят, другие гасят, третьи ворчат, четвертые из них делают всякие украшения, пятые дерутся из-за свечек. Все время вокруг подсвечников идет какая-то жизнь, совершенно далекая от той жизни, которая предполагается в храме. Поэтому в такой важный момент, как начало утрени, давно уже решили гасить свечи, чтоб люди помолились.

О.Александр Березовский: - Допустимо ли в семье применять заповедь о правой щеке? Как можно быть смиренным мужу перед сварливой женой, чтобы не стать подкаблучником?

О.Дмитрий Смирнов: - Подкаблучник - это не техническое проявление, это состояние души. Это такая психическая слабость. Настоящий, сильный муж с радостью всё будет делать для жены.

О.Александр Березовский: - И терпеть её сварливость.

О.Дмитрий Смирнов: - А иначе наперегонки будет стараться чем-то угодить.

О.Александр Березовский: - Но если жена сварлива, надо же ли ему её останавливать?

О.Дмитрий Смирнов: - Он такую выбрал и любит её без памяти.

О.Александр Березовский: - Он не подозревал, что она такая станет через 10 лет.

О.Дмитрий Смирнов: - Как сказано: «И сотворил жену по нему.

О.Александр Березовский: - т.е. из всех женщин одну.

 О.Дмитрий Смирнов: - Подкаблучник всегда определенную жену выбирает. Потому что подкаблучник, как получается, маменькин сынок, которого она будет строить всё время.

О.Александр Березовский: - Порой выберут, а потом спрашивают: что теперь делать?

О.Дмитрий Смирнов: - Я-то тут при чем?

О.Александр Березовский: - Может, совет какой у вас в кармане есть?

О.Дмитрий Смирнов: - Во-первых, чтоб попытаться помочь мужу и жене, надо их обязательно посадить рядом вместе напротив тебя. А так один будет говорить одно, другой другое.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]