Перейти к основному содержанию

21:17 13.12.2018

Мой сын пребывает в страшном унынии. Прошу вашего совета: что делать? Как еще молиться, чтобы Господь помог ему «в разум истины прийти»?

21.02.2018 09:50:58

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/01/22/21-00.html

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Говорят, жизнь прожить - не поле перейти. Те, кто достиг преклонных лет, понимают, что наша жизнь состоит в основном из скорбей. В ней  встречаются счастливые события, но их не так много. Мы воспринимаем эти моменты не просто как радость, а как самое настоящее счастье, которое нам досталось. Все стремятся к счастью, к радости и никто не хочет жить в скорбях. Несмотря на это, мы постоянно сталкиваемся со скорбями. И, конечно, для любого отдельно взятого человека и человечества в целом один из главных вопросов: «Как избавиться от скорбей?». У многих есть мечта – жить без скорбей. Возможно ли это?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Возможно, если зло претворить в добро. Добрые дела сопровождаются скорбями и страданиями. Добро не дается просто так. Смотрите: весь род человеческий погибал, и пришел Бог. Он совершал добрые дела, исцелял и воскрешал людей, давал им жизнь. Господь претворил скорбь каждого из них в добро. Люди посадили Его в темницу, заковали Ему ноги, били кнутами и палками. Они закончили тем, что предали Спасителя самой позорной смерти - распятию на кресте. А Он из зла сотворил добро, потому что пять тысяч пятьсот восемь лет никто не мог спасти род человеческий. Господь, ни  в чем неповинный, Своими страданиями избавил род человеческий от смерти. Ад был повергнут.

И в моей жизни Господь зло превращал в добро. Я даже не думал, что когда-нибудь буду священником.  Столько мне было сделано зла, гонения… Господь же совершил чудо: из-за этого зла Он сподобил меня поступить в семинарию, окончить Академию и стать священнослужителем. Гонители подсказали.

Когда нам делают зло, обижают, если мы принимаем это со смирением,  Господь зло превращает в добро.

То, что мы делаем  ближним, возвращается нам. Сделали доброе дело – себе сделали, сделали зло – себе сделали. Все то, что мы сделали, сказали хорошее или плохое, даже просто подумали, запечатлеется в вечности на все времена. Все это идет в духовный мир. Многие люди, не зная этого, начинают страдать, мучиться, обвинять ближних, а порой даже Бога. Они спрашивают: «Почему так происходит?». Ребенок еще совсем маленький, он прожил лишь год, два или три и вдруг заболел, и умер. Или девушка только вышла замуж, а муж умер. Начинают обвинять Бога. Конечно, ведь те, кто еще не пришел к вере, не знают того, что Господь приготовил нам новое небо и новую землю. Бог забирает человека в ту минуту жизни, когда он уже не станет лучше. Господь премудро создал этот разнообразный мир: есть высокие и маленькие, богатые и бедные, ученые и неученые, красивые и некрасивые, есть добрые и злые… Этот мир люди изучают и до конца познать не могут.  А Богу виднее, когда нас забрать: в старости или в юности.

Все мы должны стремиться к добру. Когда мы делаем добро, оно к нам возвращается и нам дается радость здесь на земле. Именно поэтому Господь и сказал, что Царство Божие внутри нас есть (см.: Лк. 17. 20-21). Ад тоже находится внутри нас. Если человек пребывает в гневе, бросает, бьет, колотит, хитрит, обманывает, творит зло, то, конечно, он вредит самому себе. Это зло возвратится к нему, и он будет страдать. Тот же, кто делает добро, имеет внутри себя рай, он пребывает в радости и ликовании, а радость может дать только Господь.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

В покаянном псалме сказано: «… во гресех роди мя мати моя.»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

           Это пятидесятый псалом. Царь Давид написал его, когда совершил грех. Он считал себя недостойным, ничего не стоящим пред Богом, рожденным от матери во грехах. Все мы родились во грехах. Грех разрушает внутреннее состояние человека, а вот добро, которое мы совершаем, созидает. Как-то мы говорили, что одно дело кадильный дым в церкви, а другое – табачный, курение. Это  Господу не угодно. Курение - это болезнь. Многие играют в карты и думают, что в этом ничего плохого нет . А  карты связаны с поруганием христианства. Карты «крести» – Христос на кресте был распят; «пики» и «черви» – копьем Он был пронзен в сердце; «бубны» – губка, которая была напоена уксусом и прикасалась к губам Спасителя. На картах помещены двойные изображения – дамы, валета, короля. Это имеет порочный смысл. Карты – это насмешка над страданиями Христа. Всем, у кого есть игральные карты, лучше от них освободиться, сжечь. В огонь следует отправить и карты для гадания, они несут большой вред.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Нам задали вот такой вопрос: «Как быть, если муж постоянно смотрит развратные фильмы»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

          Это показывает его внутреннее состояние. Он живет этим, подрывает свое основание, душу и набирается грязи. И вот эта грязь разрушает его душу, дом, супружеские отношения и вредит детям. Это очень и очень плохо. Определенные силы мира специально делают это, чтобы развратить Россию, изнутри разложить ее. Вы спросите: «Зачем?» Когда человек допускает эти грехи, он превращается в животного. Для такого человека главным становится тело, а не душа. Тело – это только одежда нашей души. И когда у человека все направлено - и мысли и желания не на духовное, а на плотское, то получается следующее: человек живет, будто перевернутый вверх ногами, потому что он не ходит в церковь, не соблюдает постов, не читает ни утренних, ни вечерних молитв, Евангелие, духовные книги. Такой человек лишает себя духовной пищи. Он становится плотским. Вся жизнь его проходит вверх ногами. В таком человеке возрастает ад. Когда человек заболевает телом, у него появляется отвращение к пище, его ничто не интересует, потому что он болен. Человек, больной душой, не интересуется ни Евангелием, ни духовными книгами, ни молитвами, ни разговорами о Боге или о духовности. Он превращается в абсолютно плотское существо. Это страшно.

Вопрос радиослушателя:

Можно и нужно ли исповедовать сонное ночное осквернение?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Нужно. Об этом сказано в трудах аввы Дорофея. Это происходит от гордыни, когда обидел ближнего, осудил кого-то, или съел лишнее. Душа осквернилась днем, а ночью оскверняется и тело. В этом надо исповедоваться, потому что проводили греховную жизнь в течение дня.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Вернемся к нашей основной теме. Человечество стремится жить без скорбей. Вы уже говорили, о том, что без этого невозможно жить, потому что именно так Господь спасает нас. Но как, в тот самый момент, когда происходят настоящие скорби, не возроптать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Это зависит от нас. Как мы настроим себя. Когда я служил в Почаевской лавре, приходилось каждый день водить по монастырю по две экскурсии, утром исповедовать по пятьдесят человек и вечером принимать огромный поток людей. Однажды наместник вызывает меня и говорит: «Самый главный начальник, полковник КГБ из Тернополя хочет с тобой познакомиться и побеседовать». Я спрашиваю: «На какую тему?». Наместник ответил: «Почему к тебе идет такой поток народа?». Я говорю: «Пожалуйста». И сам себя настроил так: я служу Богу, если люди стремятся со мной поговорить - пожалуйста; а если я буду бояться, то пройдет какое-то время, десятки лет, потом я вспомню, что боялся. Зачем же мне бояться? Пусть боятся они. Я ведь служу Господу. Настроил себя так и пошел. Захожу в исполком. Там отдельная комната. Я в рясе, с крестом. Младший лейтенант КГБ, который курировал нашу лавру, говорит: «Отец Амвросий, вот вы водите экскурсии и во время одной экскурсии вы говорили то-то, то-то, и то-то». Я говорю: «Дайте ручку, я запишу, что вы занимаетесь клеветой». Но полковник КГБ, старший, мудрый, махнул на него рукой и говорит: «Не надо этого». А я на проповедях и экскурсиях говорил только о добре, любви и о Боге. Мы с полковником четыре часа беседовали на разные темы. Затем он сказал: «Вот мы с вами познакомились и поговорили друг с другом». 

В любой ситуации надо помнить, что без воли Божией ни один волос с головы не падает. Случаев больших и малых до мелочей не бывает, везде – промысел Божий. Вот, к примеру, не дай Бог, арестовали и посадили в камеру. Надо сказать: «Значит, так Господу угодно. Бог знает, что мне это нужно испытать. Ведь и Господь был в тюрьме, и апостолы терпели поношения, оскорбления, камнями их побивали, палками били. Значит, так надо». Тогда наша душа успокоится. Я 21 год был начальником епархиальной тюремной миссии. Все это прошел. Исповедовал смертников, которые были приговорены к высшей мере наказания. Писали в Москву, чтобы облегчили их страдания. Были случаи, когда давали 25 лет колонии вместо  расстрела. Один паренек расстрелял караульного и двух солдат. Ему тоже дали вышку. Когда я крестил его, то сказал: «Теперь ты святой». Он говорит: «А разве можно святых расстреливать?» Я отвечаю: «Наша цель вас сделать святыми, а там уже воля Божия. Ты по закону должен пройти этот путь». Господь устроил так, что ему дали срок 25 лет. Он заболел туберкулезом, его по болезни отпустили домой, где он вскоре умер.

Вопрос радиослушателя:

Я замужем и беременна, срок 22 недели. Мы с мужем очень сильно ругаемся из-за того, что ему постоянно звонит его друг, который на него  плохо влияет (тот бросил свою семью и ребенка). Постоянно звонит, рассказывает похабные истории, зазывает гулять. Я прошу своего мужа не общаться с ним, так как я лишний раз переживаю из-за этого и волнуюсь. Вчера мы договорились до того, что собрались идти разводиться. У меня такая обида, что я, хотя, это может быть  и неправильно, поставила его перед выбором своей просьбой.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Жены римских сенаторов, когда ждали ребенка, были изолированы от негативной информации. Делалось всё, чтобы они не знали и не видели ничего плохого. Почему? Потому что все передается ребенку и действует на его нервную систему. Придет время, родится малыш, чуть подрастет, он повторит все то, что мать делала в своей жизни. Если мать гневается, то ребенок всё чувствует, это передается и ему. Люди добрые до революции, прежде чем вступить в брак, выбирали себе жениха или невесту. И всегда проверяли: нет ли в этом роду алкоголиков, воров, злых людей с каким-то большим пороком? Знали, что все это передается детям.

Какой выход в вашей ситуации? Если мы раздражаемся, обижаемся, ругаемся – это не поможет. Всё, что происходит с нами, попустил Господь за наши нераскаянные грехи.  А если мы помолимся Господу, то молитва сотворит чудеса. В то время, когда мы будем молиться, Господь исправит мысли супруга. К нему придут добрые и благие мысли. И тогда он скажет: «У меня же семья, скоро будет ребенок, я обижаю свою жену». От того, что мы гневаемся, мы развращаем себя, а муж и все родственники, которые живут рядом с нами, страдают и мучаются.

Когда какой-то юноша решил вступить в брак, он должен понимать, что женится не только на своей невесте, но будет вынужден жить с ее родственниками. Надо смиряться и терпеть. Везде надо смиряться. На Земле 7 миллиардов человек и в каждой семье свои проблемы. Все беды бывают от того, что мы гордимся, гневаемся, злимся, ругаемся, обижаемся. О Боге мы забываем. Как избавиться от этого? Очень просто. Приведу пример. Одна женщина позвонила в калитку дома священника. Раздался звонок, собака начала рваться с цепи, подняла такой шум, крик. Священник вышел и сказал: «Успокойся. Марш в будку!» Собака послушалась и замолкла. Женщина начала жаловаться: «Батюшка! У меня беда большая. Мы с мужем хотим разводиться. Скандал с утра до вечера. Что нам делать?» Священник ответил: «Бери пример с собаки. Видела, как она рвалась с цепи? Как она готова была разорвать тебя? А когда я запер ее в будку, она порычала и успокоилась». Вот так должны поступать и мы. Поскольку у нас очень злой язык, то надо закрывать рот и молчать, молиться Богу. И тогда Господь успокоит и нас, и мужа. Криком никогда ничего не добьешься.

Сатанисты, когда 100 лет назад пришли к власти, стали разрушать все святое, жечь духовные книги и храмы. Именно они приучили всех к тому, что человек поймет только тогда, когда его покроют матом. Приучили к насилию и злу. Гнев и зло уже стали привычным грехом. В православии же, те, кто пришли к Богу, живут мирно, спокойно, ровно. Самое правильное, если муж не понимает - читать Евангелие, духовные книги и молиться. Это принесет огромную пользу ему и вам.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Брак – это искусство уступать. Многие, кто развелись в гневе, потом когда остыли, подумали и поняли, что они натворили. Конечно, в гневе никогда нельзя принимать никаких решений.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Женился один мужчина из Владимира. Через три месяца приходит  и говорит: «Мы разводимся». Спрашиваю: «Почему?» Он отвечает: «Мы не сошлись  характерами». Я объяснил ему, что надо притереться друг к другу. Необходимо смиряться. Он послушался. Прошло уже лет 8, он стал священником, у них появились детки. Я его спрашиваю: «Ну как?» Говорит: «Притёрлись друг к другу».

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Что уж говорить о семейной жизни, если даже при покупке новой машины тебе говорят, что у нее есть обкаточный период. В это время нельзя быстро ездить, резко тормозить, ускоряться, долго ехать на одной передаче. Существует масса ограничений.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Раз уж мы заговорили о машине, можно вспомнить про навигатор. Вы забиваете маршрут, чтобы, допустим, проехать по Москве. И вдруг человек видит, что устройство показывает не ту дорогу, а он знает самый короткий маршрут, едет по-своему и не слушает. Тогда навигатор, видя, что водитель не слушается, перестраивается. Так и Господь. Когда Он видит, что ты Его не слушаешься и не живешь по заповедям, то перестраивает твое мышление и говорит: «Давай будешь жить вот так. Не хочешь быть монахом - женись, не хочешь жениться - живи один, как тебе удобно спастись».

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Этой беременной женщине надо молиться и Господь ее укрепит. Пусть она будет как навигатор. Если муж не пошел по той дороге, по которой она сказала, надо смириться и отправиться с ним по другому пути.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Однажды я был в Германии. Надо было проехать через границу, чтобы поклониться великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Я взял машину, и водитель, прежде чем ехать, перекрестил дорогу, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Я спросил: «Кто вас научил крестить дорогу?» Водитель рассказал, что он сам из Москвы, слушал радио «Радонеж», а там отец Амвросий говорил, что когда садишься в машину, сам перекрестись, перекрести дорогу и скажи: «От Москвы до Питера Господи, благослови». И Господь благословляет. Не надо превышать скорость, если стоит знак 80 или 100 км/ч, при нарушении Ангел Хранитель, который с тобой, уже тебе не будет помогать и если ты попал в какую-то беду– сам виноват. Если же ты помолился и соблюдаешь все правила дорожного движения, то Господь тебя хранит.

Есть одна история. Жили как-то муж с женой. Он был горбатый, супруга его страшно не любила, ругала и называла «крючок». И так она ему надоела! Однажды они плыл в лодке и жена начала его оскорблять: «Крючок! Ты такой, сякой».Муж отвечает: «Замолчи, мы же в лодке плывем. Я ж тебя утоплю, сброшу». А она в ответ: «Топи, крючок». Так он ее и сбросил. Она плавать не умела. Хватается за борт и кричит: «Крючок». Он отвечает: «Я ж тебя утоплю». И веслом толкает ее в воду. Жена скрылась под водой и высунула из воды руку, показывая палец - крючок. Даже когда ее вытащили и сложили руки на груди, все равно ее палец торчал крючком. Видите, есть такие упрямые люди…

Вопрос радиослушателя:

Мой сын пребывает в страшном унынии. Прошу вашего совета: что делать? Как еще молиться, чтобы Господь помог ему «в разум истины прийти»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Я исповедую более 49 лет. К нам часто приходят такие люди. Они пребывают в унынии, отчаянии, находятся на грани самоубийства. Когда такие люди покаятся Богу и дают обещание исправиться, Господь дарует им благодать.  Однажды ко мне на исповедь приходит человек и говорит: «Мне так тяжело! Так плохо». Я говорю: «Нужно покаяться». И вот он покаялся и рассказывает: «Мне так хорошо. Я снял с себя эту ношу. Она меня мучила». Почему богатые люди, имея миллиарды, все, что пожелают, заканчивают жизнь самоубийством? Потому что у них нет радости в душе.  Оказывается, у нас есть и душа, существует и духовный мир. Позавчера ко мне подошла женщина и говорит: «Батюшка, я никогда не исповедовалась, потому что у меня много вопросов, я не знаю, где на них получить ответ». Я спросил: «Какой у тебя первый вопрос?» Она ответила: «Откуда взялся Бог?» На это я сказал: «Бог - это нематериальное существо. Он – Чистейший Дух, Господь - это Любовь, Он всегда был. А поскольку мы все видим материально и сами тоже материальны, у нас возникают мысли о том, что и Бог должен откуда-то взяться. Бог был всегда». Я спрашиваю: «Еще какой вопрос?» Она продолжает: «Что, Бог сказал слово и полетели птицы, и звери побежали?» Я отвечаю: «Да. Все создал Бог». А она в ответ: «Я в это не верю». Тогда я сказал: «Расскажи тогда, как все появилось: миллиарды животных, птиц и рыб, человек? Как появилась вода, из чего она создана? И кто это создал? И цветы, и деревья. Океаны, реки?» Она отвечает: «Этого еще никто не знает». Я отвечаю: «Церковь знает. Священное Писание знает. Всё создал Господь». Спрашиваю ее: «Ты же не видишь воздух?» Она говорит: «Нет». Я говорю: «Можешь ли ты жить без него?» Отвечает: «Нет». Я продолжаю: «А ум у тебя есть?» Женщина отвечает: «Есть». Спрашиваю: «Ты его видишь?» Говорит: «Нет». Спрашиваю: «Ты когда-нибудь в жизни испытывала любовь?» Она кивает. Продолжаю: «Но ведь ты же ее не видела?» Соглашается. Я говорю: «Духовный мир существует и все создано разумно. А разумное создается разумом. Вот этим великим разумом и является Господь». Я спрашиваю ее: «Ты вот в церковь не ходила?» Она отвечает: «Не ходила. Заходила только свечку поставить». Я говорю ей: «В тебе же есть какая-то маленькая вера. Раз ты уже свечку поставила, значит, ты чувствуешь. Человек, когда заболевает телом, обращается в больницу, в поликлинику, к врачу. А когда человек испытывает духовную боль, то куда он идет? В духовную лечебницу. А духовной лечебницей является храм. Как мы прийти можем к Богу? Нужно покаяться во всех грехах, сказать: «Господи, вот я грешна этим, этим, этим, в церковь не ходила, не молилась, постов не соблюдала, раздражалась и ругалась, злилась». Я спрашиваю ее: «Муж был?» Отвечает: «Был». Продолжаю: «Не венчались?» Говорит: «Нет». Спрашиваю: «Аборты были?» Кивает. Уточняю: «Сколько?» Признается: «Столько-то». Я спрашиваю: «Другие мужчины были?» Говорит: «Были». Я продолжаю: «А сколько было?» Ответила. Я говорю ей: «Видишь, сколько у тебя грехов? Ты их и не видела». Продолжаю: «Вот хоть немножко ты уже покаялась. Давай, молитовку почитаем». Соглашается: «Почитай, батюшка». И ей  уже радостнее на душе стало.

Вопрос радиослушателя:

Одна женщина какое-то время посещала  двух многодетных сестер. У них весь род - некрещеные. Женщина - православная христианка, рассказывала им о Боге, возила их в Оптину, одна из сестер там даже приняла крещение, а потом сказала: «Ты знаешь, я в Бога не верю, в ангелов и духов не верю» и сняла с себя крест. Сестры сказали, что они верят в коммунизм, в Ленина и преклоняются перед ним. Они считают, что человек произошел от обезьяны и слепо верят в теорию Дарвина. Ничто не могло их убедить.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Чуть ли не в каждой семье можно встретить подобную историю. Надо сказать так: «Если человек родился от обезьяны, то кто же так разумно создал обезьяну?» Ученые говорят, что во вселенной произошел взрыв. Хорошо. Теперь задайте вопрос: «Кто заложил в эту точку динамит и взорвал его?»

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Знаете, батюшка, наверное, дело даже не в том, что человек произошел от обезьяны. Вопрос заключается в безбожии. Если бы Дарвин сказал, что человек произошел от камня или от дерева, то поверили бы и в это, лишь бы не верить в Бога. Потому что если душа не чиста, то она отторгается от благодати Божией и готова верить во все, что угодно.

Вас просят рассказать о жизни архимандрита Венедикта. Каким он был?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Расскажу кратко. Мы вместе с ним жили в келье. Я знал, что он непрестанно читает Иисусову молитву, Евангелие, духовные книги. Как-то мы сидели с ним за столом в семинарии, и он сказал: «Я так привык читать молитву Иисусову, настраиваю себя на молитву, открываю Библию, читаю Священное Писание, Евангелие и слышу, что говорит профессор». Он делал сразу три дела. Отец Венедикт рассказывал: «Мы стоим в хоре, поем. Дают помянник. Я настраиваюсь на молитву Иисусову, потом открываю глаза и читаю имена. В это времяя вникаю в службу и все слышу». Никогда не видел, чтобы он раздражался, ругался или злился. Потому что все это - болезнь души. Так что можно, работая над собой, достигнуть такого состояния, когда в человеке не будет ни гнева, ни зла, ни обиды, ни раздражения, ни крика, ни шума. Он будет спокойным, уравновешенным, мирным. Этого можно достичь, читая Священное Писание, святые книги и молитву Иисусову. Кто может, читайте и «Богородице, Дево, радуйся». Если тяжело читать молитву Иисусову «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», то можно  взять вариант полегче: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Даже во время службы, чтобы ум не гулял где-то и не рассеивался, читайте молитву Иисусову.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+