Перейти к основному содержанию

17:03 28.03.2024

«Марфа и Мария», передача, подготовленая сестрами Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге

20.03.2013 11:20:20

Дорогие братья и сестры, предлагаем Вашему вниманию передачу «Марфа и Мария», подготовленную сестрами Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и любезно предоставленную ими радио «Радонеж». Эта передача посвящена 10-летию возрождения крупнейшей на Урале обители. Вы услышите краткий очерк по истории монастыря и рассказ об одном из послушаний, которое выполняют сестры сегодня – иконописном послушании.

- Христос посреди нас! С Вами программа «Марфа и Мария».

- Быстро летит время. Как сказал псалмопевец Давид: «Кто возглаголит силы Господни?» Летом мы будем отмечать уже 10-летие возрождения нашего монастыря. Специально для нашей программы историки монастыря подготовили обозрение «Ново-Тихвинская обитель в ретроспективе времени» - 200 лет назад, 100 лет назад и 10 лет назад.

- Первые годы 19 века. Екатеринбург еще не велик. Место, называемое ныне Зеленая Роща, пока еще просто уральский лес. Здесь расположено кладбище с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Священослужителей в Екатеринбурге не хватает, и потому службы в Успенском храме идут редко. Пустовал бы и дом, предназначенный для причта, но сердобольный купец Хлепетин, ктитор храма, т.е. благодетель, разрешил поселиться здесь богомольным вдовам и девушкам-сиротам. Так образовалась богодельня. И никто тогда еще не предполагал, что из этой богадельни вырастет один из крупнейших женских монастырей России. А черты монастырской жизни уже видны в женской общине. Читается неусыпаемая псалтирь, исполняется не только утреннее и вечернее правило, но вычитываются и службы. Часто для совместных молитв в кладбищенский дом приходят жители города. Что ж удивительного? Женских монастырей ни в самом Екатеринбурге, ни в окрестностях за много верст нет, а благочестие в народе еще не оскудело. Старшая в общине Татьяна Костромина,  словно провидя собстенную судьбу стать первой настоятельницей знаменитого монастыря, совершила путешествие по российским обителям, где почерпнула опыт устроения монашеской жизни. Была она еще не грамотной, обо всем увиденном и услышанном записывала не на бумаге, а в памяти и в сердце. Это самое надежные записи. В Саровской Пустыне познакомилась с иеромонахом Исаеей, попросила у него список монастырского устава, по которому и строила теперь жизнь общины. Жители Екатеринбурга считали таковые спасительные труды пустинниц подвигами, сами же постницы всей душой стремились подражать Матери Божией, которая собрала их здесь. В Успенской церкви был предел Тихвинской иконы Богородицы. Женщины любили прикладываться к ней и чувствовали ее благодатную помощь. В бывшую богодельню привозили больных, и женщины ухаживали за ними. Благочестивая жизнь вдов и девиц вызывала все большее уважение города, и поэтому желание пустынниц преобразовать общину в монастырь нашло всеобщую поддержку. Городским главой был тогда купец Семен Калашников. Он вместе с купцом Мартыновым и мещанином Бронниковым изъявил строить для будущей святой обители большой каменный храм во имя Святого Александра Невского. Но вся проблема заключалась в том, что открыть монастырь в начале 19 века было не просто. Церковь и монашество еще только оправлялись от губительных реформ Петра и Екатерины. Число монастырей в России было ограничено. Татьяна принимает смелое решение отправиться в Санкт Петербург, чтобы подать прошение на высочайшее имя Александру I.

- Перед отъездом отважная просительница вместе с сестрами долго и жарко молится Пресвятой Богородице, прося заступничества и помощи в большом деле. И милостивая о нас перед Богом заступница простерла свой Покров. Обстоятельства складывались чудеснее, чем в истории про Золушку. Уральская солдатка, неграмотная женщина принята знатными людьми столицы. Ей помогал своим ходатайством знаменитый адмирал Ушаков. К ней с пониманием отнеслись оберпрокурор Святейшего Синода князь Голицин, митрополит Новгородский Амвросий. И вот высочайшим указом учреждена в городе Екатеринбурге общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинской согласно всего городского, благородного, купеческого и мещанского общества. Домой на Урал бывшая солдатка Татьяна вернется уже игуменией Таисией, первой настоятельницей Ново-Тихвинского горо-уралького девичьего монастыря. Жители Екатеринбурга торжественно встретят привезенные ею святыни – точный список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы и 25 частиц мощей святых угодников Божиих. В недалеком будущем сестер новообразованного монастыря ждут нескончаемые труды по строительству и благоукрашению храма и прочих монастырских зданий, развитие рукоделий и ремесел, встречи высоких гостей, дела милосердия, и самое главное монашеское дело – молитва.

Начало 20 века. Ново-Тихвинский монастырь оказался теперь в центре большого города, так как по мере роста Екатеринбурга то, что было окраиной, стало центральным кварталом.

- Великолпный архитектурный ансамбль с шестью храмами украшает город, возводит его в один ряд с древними русскими городами, знаменитыми своими святинями. Число насельниц обители достигает тысячи. Это один из самых больших монастырей в государстве Российском. По количеству же мастерских он превосходит и крупнейшие.

- Изделия монастырских мастерских с успехом распродаются на ярмарках в Тихвинской и Ирбитской, и в столице знают и с восторгом принимают изделия уральских монахинь. На выставке мастерских рукодельниц в таврическом дворце Ново-Тихвинской обители вручен Гран-при. Нет такой семьи в Екатеринбурге, которая не покупала бы творения рук Ново-Тихвинских монахинь. Иконы, написанные в монастыре, расписанный сестрами фарфор, вышитые салфетки, цветы и фрукты из воска и прочие изящные вещицы украшают дома екатеринбуржцев. Более 90% насельниц монастыря грамотны, причем обучались они чтению и письму в обители. Училище для девиц духовного звания, созданное монастырем, передано в дар городу и продолжает дело просвещения, работают детский приют, школа. Как и сто лет назад екатеринбуржцы любят молиться вместе с монахинями, только теперь на службы приходят не два десятка человек, а несколько тысяч. Праздник Тихвинской иконы – главной святыни монастыря – собирает столько богомольцев, что их не может вместить обширная монастырская ограда этого грандиозного комплекса. И самые скромные крестьяне, и высокие гости, пребывающие в город, величайшей радостью считают посещение монастыря. История обители помнит визит императора Александра I, царевича Александра II. Великим духовным празднеством для монахинь и мирян стал приезд Всероссийского батюшки Иоанна Кронштадтского и его служение Божественной литургии в Ново-Тихвинском монастыре, незабываемая проповедь «У отца моего обителей много». В недалеком будущем и монашествующих, и мирян ждет тяжелое испытание веры – аресты, допросы, ссылки, расстрелы.

«Кто возглаголит силы Господни?» После долгих гонений в стране возрождается духовная жизнь. Весна 1994 года, город Михайловск Нижне-Сергиевского района Сврдловской области, храм во имя Рождества Христова, где настоятелем иеромонах Авраам. Именно здесь сформировалось ядро нынешнего Ново-Тихвинского монастыря. Группа ревностных христианок ведет монашеское жительство в миру, изучая по книгам и на практике главное монашеское делание  – Иисусову молитву. Пока завтрашние монахини, а среди них и будущая игумения Любовь, несут на приходе должности церковниц и псаломщиц, чтеца и уставщика . Девушки ждут обетованного старцами открытия монастыря, где воистину главным будет умное делание.

Вы слушаете программу «Марфа и Мария». К десятилетию возрождения Ново-Тихвинской обители мы продолжаем цикл рассказов о современной жизни обители. Сегодня прозвучит следующий рассказ «Как пишут иконы».

- Сколько бы раз я не входила в иконописную мастерскую всегда ощущаю такое волнение, что почти перестаю дышать. Боюсь стать помехой таинственному процессу, что здесь происходит – созданию святых образов. Эта небольшая мансарда в монашеском скиту близ озера стала местом рождения доброй сотни больших и маленьких икон. И молятся перед этими иконами уже не только в самой Ново-Тихвинской обители, и не только в Екатеринбурге. Первые иконы начали писать на втором году жизни возрожденного монастыря, т.е. 9 лет назад. Иконописец из Одессы писал иконостас для домового храма Свято-Игнатьевского скита, сестры помогали. Законченного художественного образования ни у одной сестры нет, но как мало порой знает человек о своих заложенных в него Богом способностях. У каждой послушницы, поступившей в монастырь, проверяют музыкальный слух, и еще один тест проводят – просят срисовать икону. Так и находят будущих певчих и иконописцев. Начинается обучение. Для иконописцев училище, и академия, и мастер-класс все организуется прямо здесь, в монастыре. Приглашаются сюда давать уроки рисунка, живописи, цветоведения, пластичной анатомии преподаватели. Ездили сестры в известные иконописные мастерские в Сергиев Посад, в Курск. Примерно раз в год выезжают сестры в столичные музеи, в Третьяковку, в Русский музей. Этим летом ездили сестры в Суздаль и Владимир. Получили много пользы и духовной, и профессиональной. Рассматривание древних иконописных изображений необходимо в их деле как хлеб. С чего же начинается написание иконы? С молитвы, скажите Вы. Да, с молитвы начинается всякое дело. Но для иконы еще нужно благословение. Над одной иконой трудятся вначале сразу в двух мастерских. В столярно-левкасном цехе изготавливается нужного размера доска из хорошо просушенной древесины, покрывается лифкасом – так называется  смесь мездрового клея и мела. Сестра же иконописец, продумывая предстоящую работу, просматривает кучу рабочего материала в толстых художественных альбомах, внушительных папках с репродукциями. Перед тем как взять в руки кисть, иконописцы долго листают книги, перебирают вырезки, вглядываются в них, сравнивают, размышляют, делают эскизы.

- Канон в переводе обозначает «правило». Существуют определенные правила написания икон. Так постановили еще в древности святые отцы, мы должны следовать этим традициям. Икона не должна быть реалистичным изображением, а чтобы не возникало неправильных чувств и ощущений, мы используем определенные иконописные приемы и иконописный язык, разработанный за много веков, и прежде всего мы должны ориентироваться на иконы и подражать древним иконописцам.  Икона должна вызывать чистое, возвышенное чувство, никакой сентиментальности, низменности. Мы должны, смотря на икону, возвышать свой ум к Богу.

- Еще, скажи, пожалуйста, сестра Девора, я знаю, что сейчас Вы приобретаете опыт написания так называемых семейных икон. Что это такое?

- Семейная икона известна как родовая икона, которую передавали в древности из поколения в поколение. Такая икона собирает семью, и дети, и родители молятся все вместе, объединяются, предстоят Богу перед этой иконой. На ней     могут быть изображены все святые покровители членов семьи, которые предстоят перед образом Божией Матери или Спасителя.

- Много у Вас заказов?

- Да, сейчас много, несколько иконостасов, два иконостаса в Подмосковье, иконостас Храма на Крови на месте убиения царской семьи.

- Вы пишите иконы и еще ведь украшаете их?

- Да, мы украшаем иконы басменными окладами, скаменными окладами. Еще можем поставить басменный иконостас.

- Похвалы здесь не звучат, замечания же принимают с благодарностью. Икону оценивает худсовет иконописной мастерской. После поправок, если они необходимы, наступает окончательный этап – икона покрывается олифой. Свои имена иконописцы нигде не ставят, подпись всегда одна – икона написана сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Насколько долговечны иконы, написанные здесь, поинтересовалась я. Мне сказали, что технологии, по которым готовятся доска и краски, близки к древне-русским технологиям. В этом есть реальная надежда, что век Ново-Тихвинских икон тоже будет долгим. Древесина используется хорошо высушенная, это, как правило, липа, реже кедр. Кстати, нынешняя партия деревьев привезена из Меркушенских лесов, так что росли они на святом месте. Краски готовятся здесь же, в мастерской, для чего перетираются минералы.

- Либо мы покупаем минерал в том виде, как его добыли, т.е. он разбит на какие-то более мелкие камушки, либо уже перетерт вручную в специальных ступках. А тут уже мы сами его перетираем в порошок, в более мелкий, типа муки, с яичной эмульсией и белым вином. И таким образом получается краска. Если взять красный цвет мы делаем все, например, из киновари, т.е. всех оттенков добиваемся уже сами смешением с другими красками. Точно так же и зеленый, и синий. Зеленый – это глауконит и малахит. Синие краски, в основном, лазурит, вивианит и азурит. Даже перетирая минералы в совсем мелкую фракцию, все равно остается структура кристаллика, грани играют, когда на него свет попадает. И точно то же самое происходит и на иконах, т.е. воть эти мельчайшие крупиночки пигмента минерального, вот они не перетерлись, они эти грани сохраняют, в них отражается свет, и потому темпера такая самая-самая яркая, самая насыщенная.

- Иду, стараясь ступать тихо-тихо по мастерской, вглядываясь в создаваемые изображения. Сколько аккуратности, прилежности, благоговения в каждом движении руки. Что помогает в работе?

- Молитва, конечно.

- Сестра Херувима, что помогает в работе?

- Хорошая кисточка.

- Это сейчас икона апостола Павла. Куда эта икона пойдет?

- Это Деисусный чин в иконостасе села Ильинское в Подмосковье. Там очень большой иконостас многоярусный. Это третий ярус.

- И еще скажи, пожалуйста, Вы трудитесь месяц или два над иконой. Столько сил вложено в нее, а потом отдаешь икону. Жалко с ней расставаться?

- Да нет, конечно, как-то даже наоборот, даже приятно, наконец-то она в храме будет, на своем месте.

- Во время работы читают сестры Иисусову молитву. Можно про себя, а можно шепотом, или потихоньку вслух. Еще любят слушать записанные на пленку беседы отца Авраама или матушки Любови. В тот день, как я здесь была, голос матушки пересказывал толкование псалма. Речь шла о памати смертной.

- Сегодня, сестры, мне хотелось бы поговорить с Вами и памяти смертной. Это, по выражению святых отцов, добродетель, нужнейшая для нас. Не случайно, Иоанн Лествичник назвал ее хлебом души. Это выражение стало крылатым. Его повторяли затем многие святые в свои сочинениях, в своих словах, посвященных добродетели памяти смертной. Помните, наверное, что в шестой степени Лествицы рассуждает Иоанн Лествичник, что как из пищи нужнейшим для нас является хлеб, точно так же и среди добродетелей для души нужнейшая память смертная. Почему святые отцы говорят так? Образно можно это таким способом пояснить. Добродетель памяти смертной похожа на некоторую секиру, блистательно отточенную, и если человек умеет действительно владеть ей с большим искусством, то она удобно отсекает свякий грех, удобно отсекает действительно его под корень, мгновенно, молниеносно, и поэтому действительно эта добродетель является одной из самых нужнейших, самых полезнейших для нашей души. Вы, конечно же, все читали статьи святителя Игнатия Брянчанинова о молитве Иисусовой и помните, что он рассуждает о том, что молитва Иисусова – это делание, выдуманное не человеками, оно преподано самим Богом, и в общем-то преподано самим Священным Писанием. Святитель Игнатий приводит из Ветхого и из Нового Завета свидетельства об этом. В своем произведении «Слово о смерти» святитель Игнатий подобным образом рассуждает и о добродетели памяти смертной. Он говорит, что она свидетельствованна также в Священном Писании. И приводит известное крылатое выражение, можно сказать из книги Премудрости Иисуса сына Сиахова: «Поминай последнее твое, вовеки несогрешиши». Но это не единственное свидетельство Священного Писания об этой добродетели. Все мы хорошо знаем 38 псалом блаженного царя Давида, мы его читаем на утренних, вечерних правилах, и кто-то знает его даже наизусть. В нем тоже содержится глубокое размышление о памяти смертной, например, несколько строк я приведу: «... скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?» Святитель Василий Великий толкует эти слова следующим образом. Он говорит, что здесь блаженный царь Давид молится о том, чтобы Господь открыл день его кончины для того, чтобы он смог еще более прилежать добродетельной жизни. Потому что как путник, выходя в путешествие, обязательно берет с собой какой-то запас в дорогу, точно также и человек добродетельный печется о том, чтобы собрать весь плод добродетельной жизни для того, чтобы действительно вступить в вечность с этим драгоценным мешочком, который избавит его в будущем от страшных мук.

- Время нашей программы истекло. Мы прощаемся с Вами. Христос посреди нас!

- Мы благодарим матушку и сестер обители за предоставление радио «Радонеж» этой передачи, в которой прозвучали песнопения в исполнении сестринского хора монастыря.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+