Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Когда иду в церковь - ощущаю, что уже поздно. И отвечать за все буду после смерти. Подскажите, что делать?

20.01.2017 12:35

Когда иду в церковь - ощущаю, что уже поздно. И отвечать за все буду после смерти. Подскажите, что делать?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/01/09/21-00.html

-Вопрос по молитве Святым Бесплотным Силам. Там последний абзац: Святые Ангелы, удостойте меня руководствовать немощными в просвещении их в истине. Причем здесь я - то? Как я могу просвещать немощных в истине?

-Здесь нет никакого криминала. Нужно понимать, что каждый из нас должен уподобляться апостолам. И быть носителем веры. Как говорит апостол Павел: дать ответ о своем уповании. То- есть, каждый, кто вопрошает о вашем уповании, услышит: упование - это наша вера. И о своей вере, как ты веришь - так ты и поделись. Каждый по - своему делится верой в своей семье. Не надо глобально думать, что я должен выискивать немощных, как делают сектанты - на улице вылавливать и давать свои наставления. Вопрошающему у тебя дай свой ответ. Ну, и, естественно, каждый человек в своем доме имеет массу немощных. Это дети, внуки, это те, кто нуждается, кто в нас видит в нас людей авторитетных, с кем мы можем поделиться, рассказать о своей вере. Поэтому в этом контексте мы и должны понимать о тех немощных, кого мы должны просвещать.

Вот, на Рождество у меня произошла беседа с одним человеком. И он рассказал, как он стал верующим. Ну, как говорит, в советское время мы же все в Бога не верили. И я, знаете, как стал верующим? Вот, бабушке я все говорил: ну, расскажи, расскажи мне о вере. Ну, да, да, но Бога - то нет! Ты же мне не можешь Бога показать? Она говорит: тебе Бога показать? Он – да, если не покажешь, Его же никто не видел, значит - Его нет. Бабушка, говорит, подошла да как дала мне подзатыльник! Да так крепко, аж искры из глаз посыпались. И с тех пор я увидел Бога. И до сегодняшнего дня не сомневаюсь в Его существовании. Что там и как, он с юмором рассказывал, но настолько бабушка права была, ведь наказывали тогда только за плохое. Такая бабушка. Он любил ее очень, уважал, он и сейчас о ней с любовью вспоминает. Но если она наказывала - то за самый сильный проступок. И говорит: тогда я понял, что неправильно задал этот вопрос. Потому что я и бабушку обидел, и сам я что-то не понимаю в этой жизни. Но с тех пор у меня сомнений нет, что Бог есть. Мы, конечно, улыбались, слушая этот рассказ. Но Господь где-то с нами тоже так поступает. Вразумляя нас. Ведь пока мы не столкнемся с проблемами и скорбями - мы не видим Бога. А Бог родился и пришел на эту землю. Он явился нам. И побыл с нами, и сотворил чудо. И самое большое чудо - это спасение всего рода человеческого. Поэтому я в этой молитве не вижу ничего криминального. Мы должны давать знания о Боге как самые близкие, самые авторитетные люди. Потому что дети смотрят в уста своим родителям и готовы воспринимать. Ну, опять же вовремя, а не тогда, когда мы их уже начинаем терять, когда они не слушаются. Когда маленький - вот тогда и надо в него вкладывать. А не думать о том, что если он вырастет - он будет хороший, и все беды и скорби пройдут мимо нас. Увы, увы, увы! На это надо обращать особое внимание.

-Если встретились мужчина и женщина 40 лет, разведенные. Сколько времени встречаться, как общаться, чтобы не скатиться в сожительство, не ошибиться во второй раз?

-Здесь мы понимаем, что нам пишет верующий церковный человек, который в храм ходит не только свечки ставить, но и участвует в таинствах. И, наверное, у него есть духовник. Но я бы сказал, что встречаться долго не надо. 40 - летнего человека можно либо внутренне принять, либо отвергнуть. А понять - это не 5- летний мальчик, который весь на ладони. 40 - летний уже 1 пишет, 5 в уме. С одной стороны. А с другой стороны - батюшка Виссарион, покойный старчик Троице-Сергиевой лавры так говорил: если раньше, чтобы человека узнать - надо было пуд соли съесть, то сейчас и двух мало будет. То - есть очень хорошо научились лукавить. Поэтому, наверное, надо к духовнику, чтобы батюшка благословил. Пообщались, взяли благословение и уже начали жить. Потому что все равно в 40 лет человек будет прикрывать все свои немощи, а откроет - когда своего добьется. Если есть какая-то внутренняя симпатия, и если больше приемлемого, чем неприемлемого, то уже можно принимать решение. Но, опять - таки, прийти к батюшке на исповедь, пообщаться, поговорить. Долго встречаться не надо, это ни к чему хорошему не приведет. Однозначно.

А так - брать крест и строить семью. И не думать: ошибетесь - не ошибетесь. Ошибетесь только в одном случае: если человек не будет работать над своими немощами. У каждого есть немощи. Но мы почему живем? Не потому что мы хороший выбор совершили, а потому, что и одна сторона, и другая борется с собой. И желает не обидеть и нести совместно крест. И какой он крест? У каждого свой. Это как вот священнослужителю нельзя разводиться, потому что иначе можешь лишиться сана. И все. И мы несем этот крест. И все понимают: хорошо или плохо, но надо жить, надо бороться, сопротивляться всем немощам и искушениям, которые встречаются на этом пути.

-Я вот просмотрела фильм «Поп», его сценарий написал православный человек. И, вспомнилось к случаю, там как раз к батюшке подходит человек и жалуется на жену, просит какого-то совета, а он ему и отвечает: ну, моя вот матушка, думаешь: у нее хороший характер? Она - мое точило, а я об нее затачиваюсь и становлюсь острее. Вот так мы несем немощи друг друга. Ну а как по-другому?

Мне важно ваше мнение. Вот у нас сейчас век такой, злой век машин, компьютеров. И часто взрослые задают наивные детские вопросы. Но это не их беда. Они просто не видели этого. Вот, батюшка Олег Стеняев сказал: раньше дети были безграмотные, но их учили читать по Псалтыри, по Евангелию. С детских лет все доброе закладывалось. А сейчас даже на детские утренники детей одевают в монстров, в роботов. Это ведь действует на детей! Как-то надо, чтобы со школы и сада хорошее начиналось закладываться.

- Конечно, вы правы. Но что мы можем сделать? Только противостоять в семье, воспитывая детей. Невозможно человеку неверующему что-то сейчас доказать. Человека неверующего невозможно научить чему-то доброму. Вспомните слова Суворова: неверующего солдата учить - что пережженное железо точить. Здесь мы ничего не сделаем. Если человек неверующий - он будет упираться, и даже зная, что это плохо - будет настаивать, что это нужно, это необходимо, это демократические процессы, и мы с вами ничего не сделаем. Раньше все были объединены православием, и чувствовалось единство и сила народа. А сейчас в вопросах веры мы разъединены. Поэтому нет у нас объединяющего начала. Чего-то добиться в школах, в обществе, в прессе невозможно. Возможно только одно –чтобы каждая семья заботилась о своих детях, и эта забота не должна лежать только в области земного попечения: купили, заработали, дали, подарили, обеспечили - и все, и значит - ты самый счастливый, потому что у тебя все есть. Да не в этом счастье. Счастье в том, что у тебя есть вера, которая закладывает в тебе определенный, причем очень крепкий фундамент. И когда челок идет по жизни и опирается на этот фундамент, то ничто его не может сломать, и никакая грязь века сего к нему не прилепляется.

-Да, это главное, что могут дать родители ребенку. А у нас как-то быстро сошло на - нет. Перед Новым Годом прошло сообщение, что группа родителей написали открытое письмо в министерство о том, чтобы не преподавать их детям основы православной культуры. Они протестуют против того, что детей насильно обучают. Не думая о том, что это основы культуры той страны, в которой они живут.

-Это даже не культуры, это они счастья своим детям не хотят. Те, кто это написал - они имели в виду: господин президент, мы не хотим, чтобы наши дети были счастливые, мы не хотим, чтобы Россия была богатой, помогите все это нам исполнить. Вот и все.

-Правильно ли я понял, что святитель Игнатий Брянчанинов говорит: мне кажется, что русский народ может и должен стать оружием сатаны?

-В любом случае может стать и русский народ, и любой другой может стать орудием сатаны, если отойдет от Бога.

-Разве святитель такое писал?

-Я думаю, что да. Потому что это слова Спасителя еврейскому народу: не думайте, что вы дети Авраама, Господь и из камней может наделать детей Себе. Поэтому здесь вполне нормальное рассуждение. Кто думал, что будет такое, что будет революция, что брат будет убивать брата, что тот народ, который воспитан и вскормлен святым православием, будет разрушать храмы Божии и уничтожать все церковное, все святое? Никто же не думал об этом. Я думаю, что им Господь открывал, и они предупреждали всех. Только мало кто читал святителя Игнатия, потому что тот, кто мог бы почитать и тот, кто был у руля - они читали другую литературу. И всех остальных подбивали. И соблазнили массы и получили то, что мы сейчас не можем поднять и собрать воедино. Хотя милость Божья есть над нашим народом и нашим Отечеством.

-Как надо поступать, если во время службы приходит бомж, от которого воняет? Попросить его выйти или терпеть?

-Я полагаю, что нужно попросить выйти. Потому что мы понимаем, что человек пришел не просто помолиться, и божественная служба - это место общественной молитвы, поэтому мы в храме ничто не должно отвлекать человека от Богослужения. И здесь надо ему оказать помощь, есть же социальные работники на приходе! Они должны вмешаться, если человек действительно пришел погреться - отвести его в сторожку или еще какое-то местечко, где тепло. Если голоден - покормить, из трапезной взять. И пусть идет. Конечно, без внимания нельзя оставлять человека, просто выгнать его будет жестоко и не по - христиански. Ведь человек зачем- то пришел, и, хотим мы - не хотим, от нас ждут света, тепла, денег, еды, одежды. И приходится этим заниматься, и никуда ты от этого не денешься. Ведь сколько приходят, просят, а кто-то обманывает тебя. Мне один старый батюшка рассказал случай: люди приходили, а он был на должности в советское время в лавке, и он спросил у наместника, вот у меня люди подходят, просят: на хлеб - то дай. Наместник говорит ему: дай, раз просят. И так вот приходили и на хлеб и не на хлеб, и слезы лили, я, говорит он, часто проверял людей. Дам в скуфейке денежку, а потом клобук надену и опять им навстречу с другой стороны выходил. Они меня не узнавали и опять же подходили. Так было понятно, насколько человек нуждается или обманывает. Большое количество людей этим пользуется. Как один батюшка говорил: ну, никто не приходит в храм попросить на билет до Владимира почему - то все просят до Владивостока. Как будто вся Москва туда переселиться хочет.

-Нет пророка в своем отечестве. А в Евангелии от Луки в 4 главе: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Вот, пожалуйста, объясните разницу, потому что смысл здесь разный.

-Нет, смысл - то не разный. Как раз не принимается и трудно быть пророком в своем Отечестве - здесь именно этот смысл и подчеркивается. Фразу же можно по - разному построить, а смысл будет один.

Раба Божия Анна. Два года назад развелась с мужем, осталось двое деток 2 и 3 лет. Он пил, гулял. Она пыталась сохранить семью, простила. А ему не нужна семья, с детьми видится редко, хотя они по нему скучают, просятся. Как жить дальше - просто не представляет. Умом понимает, но руки опускаются. Подскажите, как ей быть?

-Ну, я всегда говорю: обязательно иметь духовника, и с батюшкой иметь духовную связь. Заочно - сложно. Самое главное - батюшка будет направлять, молиться. Что бы я вам сказал? Что, конечно же, если такая ситуация сложилась - попытайтесь еще создать семью. Для детей сложно будет найти отца, а если такой человек найдется - можно, конечно, и попробовать жить.

 А где найти - любая женщина спросит? А не надо искать. Как мне в свое время духовник ответил. Я приехал и говорю: ой, батюшка, а как вы, где такую матушку нашли? А он говорит: а я не искал. А как же? - говорю. Я ее у Бога вымолил. Надо молиться. Помните, друзья мои, что молитва дает возможность достигать любой цели. Кому молиться? Как ? Возьмите акафист Ефросинье московской, святителю Николаю, Матери Божьей, не важно. Есть святые, которых любите, постоянно почитаете. Это у вас с ними уже духовная связь, и надо обращаться к ним. Выберите. И читайте 40 дней, каждый день, не переставая. А то у нас суета, начнем - бросим. А вот так 40 дней прочитали, и еще 40 святителю Николаю, еще 40 дней Иисусу Сладчайшему - и через полгодика все и решится, Господь не оставит Своих. По молитвам. Он сам сказал: просите - и дастся вам. Вымаливайте. Не искать надо, а вымаливать.

От рабы Божией Ольги. Она не может описать свое состояние. Редко исповедуется. После последней исповеди ощущение, что уже поздно исправить свою жизнь. Дочке 5 лет, больная мама. Самой ей 33 года. Чувствует, что живет не так. Человек домашний. Говорит: когда иду в церковь - ощущаю, что уже поздно. И отвечать за все буду после смерти. Подскажите, что делать?

- Опять – таки, почаще в храме бывать. Должен быть духовный отец. Должна быть духовная связь. Батюшка будет подсказывать, направлять и молиться за вас. А здесь что? Здесь неполное понимание христианства в целом. Что я буду отвечать - мы все будем отвечать. Но Господь на это дал нам таинство исповеди, чтобы мы могли здесь получить прощение наших грехов, чтобы не было такого унылого состояния. Поздно - когда умрешь. А пока все впереди. И исправить все можно, и быть совершенно счастливым человеком. Но счастливый человек - тот, кто с Богом. Вот об этом не надо забывать. Мы не должны быть захожанами. Мы должны быть прилежными прихожанами. Благочестиво исполнять молитвенное правило. Утренние и вечерние молитвы почитали, помолились. Пришла суббота - воскресенье - в храм сходили. Ведь Господь не требует каждый день по 50 поклонов! Да нет. Пожалуйста. Помолись, Писание читай, грехов бегай и смотришь - не жить будешь, а парить на этой земле. Поэтому все намного проще, чем мы думаем.

Галина пишет: Пару лет назад, страдая от неразделенной любви, были мысли о самоубийстве. Сейчас таких мыслей нет, а надо ли их исповедовать? И еще вопрос – семья недавно пришла к вере. Папа ничего не хочет слышать, не был на исповеди и часто говорит, что вера ни к чему. Подскажите, как с этим быть?

-Надо обязательно исповедовать этот помысел. Если он возникает - значит, есть склонность к унынию, отчаянью. И маловерию. Все -таки самоубийство - это от маловерия, что ты ничего изменить не можешь. Ты этого добиться не можешь, преодолеть не можешь. Поэтому здесь первое, что надо - это исповедь и укреплять свою веру. Почаще ходить в храм, причащаться, исповедоваться, дома молиться. Что сказать про отца? За него надо молиться и показывать ему добрый пример христианского жития. И когда он увидит, что вы, церковные люди, очень добрые, очень внимательные - он должен почувствовать этот прогресс. И когда почувствует - он сам придет. Во многих семьях так. Когда видят, что жены ходят в храм и насколько они кроткими становятся, смиренными, тихими, спокойными - тогда мужья тоже идут в храм. Попробуйте нести слово немощным. Не надо в мир. Семья - это малая церковь, вот в ней и проповедуй своей жизнью. Своей любовью и своей молитвой. Конечно, надо молиться за близких. Господь рано или поздно Себя откроет им.

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]