Перейти к основному содержанию

14:16 24.04.2024

Хоровая школа на подворье Лавры

19.05.2017 07:36:45

Светлана Ладошкина: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У микрофона Светлана Ладошкина. Сегодня в студии радио «Радонеж» собрались люди, которых объединяет очень важное и  нужное музыкальное дело. Благодаря им   работает хоровая школа при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В этой школе дети получают музыкальное образование с хоровым уклоном и приобщаются к церковной жизни. О деятельности школы, а так же о церковном пении и музыкальном образовании в целом мы поговорим с нашими гостями. Это настоятель Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Дионисий:

-Здравствуйте!

- Завуч школы Елена Викторовна Струнина.

 - Здравствуйте!

- И регент школы Дарья Александровна Довгань.

 - Здравствуйте!

Светлана Довгань: - Отец Дионисий, тот факт, что хоровая школа существует не сама по себе, а при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры делает её особенной. Как это отражается на жизни школы? Расскажите об её истории, возникновении.

архимандрит Дионисий: - Троице-Сергиева лавра имеет огромную певческую культуру,  благодаря  труженикам, которые создавали новые произведения, учили  семинаристов, тех, кто хотел служить   Богу своим талантом. Вот уже много лет мы пытаемся перенимать и приумножать традицию, которую   заложила  Лавра. В 2005 году по благословению святейшего Патриарха Алексия II была создана наша хоровая школа. Сначала  - для мальчиков. Потом было решено расширить наши возможности. Мы пригласили и приняли девочек. И вот с этого времени нашей задачей является не просто приобщение к музыкальной певческой традиции, но чтобы дети могли своим талантом служить Богу. Это в первую очередь пение за Божественной литургией. Наша школа при монастыре, но братия не имеет прямого отношения к школе. Она молится за тех детей  и  преподавателей, которые дают им возможность приобщиться к  православной  музыкальной культуре. Пение на божественной литургии   у нас введено в учебный план. Дети участвуют в богослужении, помогают нашему молодежному хору и нашему профессиональному хору, и поют Литургию  сами.

Д.А. Довгань: - Мне хотелось бы так же рассказать о том, как взаимодействует напрямую дети и детский хор - и молодежный хор. Очень важно, когда служащий священник или дьякон дает советы, как исполнить то или иное произведение. Это часто бывают советы неожиданные, либо: «Быстрей спойте», либо «Тише», либо «Громче». Но в тоже время мы учимся живо откликаться, и хор становиться гибким, т.е. мы поем произведение, но оно не запето, но каждый раз звучит по- новому, потому что на литургии невозможно стоять каждый раз в одном состоянии и дети это чувствуют. Так же регент тоже каждый раз по- новому ощущает каждое песнопение. Мне кажется это очень важно.

Светлана Ладошкина: - Если продолжить о хоровом пении, о церковном пении именно как  части богослужения, а не просто о самостоятельном исполнении, то отец Дионисий, как сформировать в детях правильное отношение к церковному пению, с точки зрения духовной? Как соблюсти баланс, с одной стороны  - профессионального отношения в музыкальном смысле, а с другой -  чтобы ребенок не потерял трепетного   отношения   к богослужению?

архимандрит Дионисий: - Хотел начать со слова  «трепетное». Для нас, конечно, это основа, потому что не всегда удается его  сохранить в ребенке со временем, потому что есть моменты привыкания, выгорания, усталости. Для нас это приоритет, чтобы ребенок не просто хотел  петь, а, чтобы для него это пение на Литургии было наградой. Мы и наши преподаватели пытаемся донести в общении  с детьми, что они полноценно участвуют в богослужении, они  - часть богослужения. Священник со своей стороны, дьякон, люди, которые помогают в алтаре, помогают  в храме и хору,  т.е. это одно целое. Одно без другого может существовать, но для нас это единое целое. Если ребенок понимает, что он активная, очень нужная составляющая часть этого богослужения, он уже по - другому его видит, по- другому чувствует. И наши регенты стараются привить детям не просто любовь к тому или иному произведению, но   рассказать, что происходит в тот или иной   момент, чтобы они не просто осознано пели, а чтобы понимали сам ход богослужения.

Д.А. Довгань: - Да, батюшка, я хотела тоже рассказать не много о том, как проходит у нас технический процесс изучения тех произведений, которые мы выносим на богослужение. К примеру,  приводят ребенка к нам родители в школу и говорят, вот мы хотим, чтоб наше дитя пело за богослужением. Естественно, ребенок приходит на занятия по хору, в помощь преподавателю по хоровым дисциплинам проходят занятия по сольфеджо, по фортепьяно, т.е. идет всестороннее развитее музыкального слуха, музыкальных знаний. Наступает драгоценный момент, когда мы раздаем детям ноты и объясняем им, что эти ноты предстоит вам исполнить на службе. И дети понимают, что есть какие-то трудности:  ноты, тональность,  что нужно отчетливо представлять себе музыкально теоритическую конструкцию произведения. Это не всегда интересно и весело, но, тем не менее, когда они вникают в процесс , все   становится легче  и  проще. А уж когда они выходят с этим материалом на службу- забываются все сложности. И тогда в самый момент литургии начинают гореть глаза, потому что они понимают, что они часть службы. Конечно, моя деятельность заключается так же и в том, чтобы объяснить им, что  идет богослужение,  что  мы поем для Господа . И в этот момент дети начинают понимать, для чего же мы так долго изучали, к примеру, «Херувимскую», очень долго читали Псалом с правильном ударением, с правильным произношением слогов. Это  очень длительный процесс, тем не менее, мы стараемся приходить к такому итогу.

архимандрит Дионисий: - Я ещё хотел немножко сказать о том, что хоровая школа и занятия в хоровой школе  - это большой труд. Не только преподавателя, это само собой, но и  труд родителей. Но самое главное – наших   воспитанников. Все-таки хоровая школа это некая система образования. Требуется   серьезное отношение к предметам, и мы иногда констатируем, что тот или иной учащийся не может осилить программу. Приходится, как-то ставить это на вид, пытаться донести ту ответственность, которую  несет тот или иной учащийся, поющий на Литургии. Концерт -  это одно, а   богослужение  - другое.   Человек не может делать Божье дело с небрежением. И насколько это возможно, всегда мы по силе наших сил доносим это до детей. У нас самое большое наказание -  это отстранение детей от литургии, пения   на Литургии. Не просто молитва в храме, а именно что ребенок не готов петь на Литургии, и его не приглашают   на пение. Для нас   это    как бы показатель, что нужно трудиться действительно самоотверженно. Этот момент очень важный для школы и для самого ребенка.

Светлана Ладошкина: - Елена Викторовна, вы непосредственно связаны с учебным процессом. Расскажите, как практически реализуется, то о чем мы говорили, сочетание музыкального образования и духовного воспитания детей. Как построен учебный процесс? Как выстроена программа, чтобы сочетать то и другое?

Е.В. Струнина: - Мы постарались сделать так, чтобы все дисциплины в образовательной программе дополняли и помогали раскрыть друг друга, потому что невозможно полноценно понимать, что ты поешь на литургии, если не знаешь церковно-славянский язык или основы литургики. В  музыкальном отношении нельзя красиво, чисто спеть произведение, если ты не изучал сольфеджио или не посещал хоровые дисциплины. Поэтому предметы дополняют и раскрывают друг друга. Это наша основа, и каждый преподаватель    старается участвовать  в этом общем деле. Конечно, в нашей школе изучаются все основные музыкальные дисциплины: сольфеджио, музыкальная литература, фортепьяно. Основной уклон мы делаем в сторону хорового пения, поскольку у нас хоровая школа. Из церковных дисциплин мы изучаем закон Божий, его изучают ученики младших классов. Затем уже начинается изучение истории Церкви, литургики и церковно-славянского языка. И, как вы понимаете, каждая дисциплина, она помогает понять другую.

Светлана Ладошкина: - т.е. получается, что в основе лежит программа традиционной школы, только она обогащена церковными предметами, церковными дисциплинами?

Е.В. Струнина: - Да.

Светлана Ладошкина: - Отражается ли это как-то на нагрузке?

Е.В. Струнина: - Конечно. При составлении учебного плана, мы обращаем внимание на то, чтобы дети не были перегружены. Занятия в хоровой школе проходят 3-4 раза в неделю, и к музыкальным предметам у нас прибавляется просто урок по богословской дисциплине. В каждом классе ученики изучают одну богословскую дисциплину, т.е. это не значит, что в первом классе ребенок сразу изучает церковно-славянский, литургику и историю Церкви. Программа выстроена таким образом, что каждый год она обогащает знания ребенка по той или иной вероучительной дисциплине.

Светлана Ладошкина: - т.е. нагрузка распределена достаточно гармонично.

Е.В. Струнина: - Да.

Светлана Ладошкина: - Вы упомянули о том, что помимо непосредственно учебной деятельности и участия   в богослужениях, что, безусловно, является самым главным, учащиеся школы ещё и ведут достаточно активно концертную деятельность и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах. Расскажите об этом подробнее.

Е.В. Струнина: - Что касается концертов, у нас есть два основных концерта. Это концерт в конце первого учебного полугодия и отчетный годовой концерт. Я думаю по этому поводу нам лучше обратиться к Дарье Александровне.

Светлана Ладошкина: - Которая непосредственно принимает участие в концертах и конкурсах. Расскажите о ваших достижениях.

Д.А. Довгань: - Да, вы знаете, у нас в этом году действительно есть важное достижение. В январе проходил конкурс «Рождественская песнь». В этом конкурсе участвовали хоровые коллективы Москвы, хоровые школы, музыкальные школы, и нам удалось получить первую премию. Мы выступали в концертном зале Рахманинова в Московской консерватории. Это потрясающий зал по акустике. Дети были в восторге, родители так же. А что касается концертной деятельности, действительно она у нас очень разнообразная, очень интересная. Но это не сама цель, сама цель  - богослужение, как уже было сказано.

архимандрит Дионисий: - Я хочу пригласить наших радиослушателей. У нас 27-го мая в Большом зале консерватории состоится отчетный концерт нашей хоровой школы. Приглашаем всех желающих. Мы готовимся к этому выступлению, чтобы порадовать и утешить тех, кто придет.

Светлана Ладошкина: - Дарья Александровна, если непосредственно говорить о репертуаре. Вы непосредственно занимаетесь выбором того музыкального материала, с которым работают дети, работаете вы. Как в репертуаре сочетаются светские  и  духовные произведения? Что вообще исполняют дети и с чем вы работаете?

Д.А. Довгань: Один очень опытный хормейстер написал, что каждый педагога должен в своём репертуаре иметь только те произведения, в которые он сам влюблен. Это на самом деле очень верное замечание. Да можно полюбить каждое произведение и можно заставить себя настроиться на каждое произведение, но если ты его действительно от всего сердца и души не захочешь с детьми изучить, у тебя ничего не получится. Это первое, чем я руководствуюсь. Непременно просматриваю огромное количество нот и пытаюсь выбрать то, что мне очень нравится. А мне очень нравится русская музыка. Я закончила Московскую консерваторию, и мы проходили и исполняли совершенно разную стилистику. Но, тем не менее, я предана всей душой русской музыке, русской гармонии. С большим уважением отношусь к творчеству     таких  композиторов, как Мусорский, Балакирев и к творчеству композиторов -  Синодалов. Мы вводим в репертуар нашей хоровой школы народные, казачьи песни. Это можно часто услышать на концертных площадках, т.е. ни   один концерт не обходится у нас без исполнения русской и казачьей песни. Большой поддержкой для нас является мужской хор под руководством Владимира Александровича Горбика. Благодаря ему,  у нас есть возможность исполнять хоровую музыку в оригинале, а  не в переложении, что очень важно. И детям, которые приходят к нам и вдруг слышат прекрасный, профессиональный хор и участвуют в совместном с ним исполнении, мне кажется, это многое  дает.

Светлана Ладошкина: - Как раз об этом тоже хотела спросить, потому что Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры и сама Троице-Сергиева лавры известны своими традициями хорового пения. На Московском подворье, например, существует великолепный мужской хор, который не только радует прихожан изумительным пением за богослужением, но и является лауреатом международных конкурсов. Т.е. у учащихся школы есть возможность перенять этот опыт.

Д.А. Довгань: - Да, есть такая возможность. Действительно огромное спасибо настоятелю подворья и Владимиру Александровичу за то, что он детей берет под свою ответственность. Это очень здорово, мы  очень благодарны, потому что такой опыт  не в каждой школе можно встретить. В 2016 году у нас проходил отчетный концерт в Большом зале Московской консерватории, и мы исполняли часть программы совместно с мужским хором.

Светлана Ладошкина: - Хочется непосредственно услышать о ваших учениках, о тех исполнителях, которых мы только что с удовольствием слушали. Расскажите о них, кто они, какие они и каким образом попадают в школу? Насколько суровый отбор им приходиться пройти?

Е.В. Струнина: - Каждый ребенок, который приходит к нам в школу, проходит прослушивание и собеседование. Детей первого класса мы принимаем в возрасте 6-7 лет. Так же в хоровой школе у нас существует подготовительное отделение. На него мы принимаем девочек и мальчиков, начиная с 5-ти лет. Так же на подготовительном отделении у нас занимаются те ребята, даже 6 и 7-ми летние, которым необходимо развить некие навыки и умения   для полноценных занятий в первом классе. В любом случаи комиссия педагогов старается выбрать оптимальную группу для ребенка, чтоб занятия приносили действительно радость и хорошие результаты. У нас семилетнее образование. Дети занимаются с первого по седьмой класс. Конечно, характеры у всех разные, но их объединяет любовь к богослужению и к музыке.

Светлана Ладошкина: - т.е. фактически они проходят полноценную программу традиционной музыкальной школы, но при этом приобщаются к церковной жизни, активно участвуют в богослужениях и в том числе в концертах на таких знаменитых площадках, о которых мечтают и профессиональные музыканты.

Е.В. Струнина: - Да, так же наши выпускники, если они имеют желание, могут продолжить своё образование в музыкальных училищах. Кстати несколько из наших учеников  так и поступили.

архимандрит Дионисий: - Хотелось немножко ещё сказать о том, что для детей, которые приходят в школу, которых приводят в школу, случается, так, что родители приводят ребенка для того, чтобы занять чем-то, порой не зная о Церкви, о храме, о богослужении. Благодаря тому, что ребенок изучает богословские дисциплины, участвует в богослужении, участвует в каких-то мероприятиях, посвящённых    Церковному событию, родители бывают приводимы детьми в храм. Часть родителей следом за детьми приходят в храм. Для нас это тоже маленькое чудо, которое происходит, в том числе, и в нашей школе.

Д.А. Довгань: - Совсем недавно произошел такой случай. На занятие по истории Церкви, вместе с внучкой сидела бабушка за партой и полностью конспектировала, что рассказывал священник, с той целью, чтобы потом самой изучить те самые вопросы, на которые будет отвечать внучка. Вот так интересно бывает.

Е.В. Струнина: - Да, я тоже хотела отметить такой момент, что наши педагоги очень приветствуют присутствие родителей на занятиях, особенно в младших классах, для того, чтобы родителям было легче помочь детям при выполнении  домашних заданий. Мне кажется это очень важные педагогические моменты.

Светлана Ладошкина: - т.е. родители принимают достаточно активное участие.

Е.В. Струнина: - Вы знает, у нас родители достаточно живо отвлекаются на просьбу о помощи, что касается и организаций каких-то мероприятий и учебный процесс. Мы стараемся следовать тому принципу, что школа и семья должны быть едины для того, чтобы дети получили достойное воспитание  и  образование.

Светлана Ладошкина: - У вас получается не просто учебное заведение, но и собрание единомышленников.

Д.А. Довгань: - Конечно, ни один хор не может существовать без единомыслия. Есть одно классическое изречение, что такое хор. Это собрание единомышленников.

Е.В. Струнина: - Хотелось ещё отметить, что не только родители, но и наши преподаватели тоже все являются единомышленниками.

Светлана Ладошкина: - Но если кто-то из родителей, которые сейчас нас слушают по радио и заинтересовались,   задумались, чтобы приобщить своего ребенка к музыке, к церковному пению и стать частью этого сообщества единомышленников  -  где они могут найти информацию о вашей школе?

Е.В. Струнина: - Вся информация есть на нашем сайте blagoslovenie.su и по телефону 8(495)684-31-64. Наша школа находится по адресу: 2-ой Троицкий переулок, д. 6, рядом с метро Цветной бульвар.

Светлана Ладошкина: - Отец Дионисий, мы видим, что деятельность школы достаточно насыщена. Если говорить о перспективах, можно быть в планах на будущее, каким вы видите развитие школы? Какие задачи ставите перед ней?

архимандрит Дионисий: - С точки зрения задач есть несколько аспектов развития школы: музыкальный, познавательный и духовный. Я начну с духовного, потому что непосредственно возглавляю как раз духовное направление в этой школе. Для того, чтобы ребенок осознано,  внутренне пропуская через свое сердце, понимал, что он поет, в чем он участвует -важно не просто донести до него богослужебные тексты, но и некую свою ответственность   за то, что он делает. На протяжении нескольких лет  - в основном это больше относится к старшему поколению детей - проходят беседы, рассказы, как они видят то или иное мероприятие в школе. Есть обязательные дисциплины и посещение каких-то предметов, есть участие в концертах, конкурсах. Но есть, как я говорил уже участие в богослужении наших хоров и наших детей. Для того, чтобы ребенок в течение своей жизни воспринимал ту информацию, которая преподносится ему этим миром, важно, чтоб у него был внутренний костяк, чтоб внутреннее  было составляющее. Без духовного начала,   без опоры, без понимания того мира, в котором он находится,     невозможно правильно поступить или сделать так, чтобы   он  не повредился душой. Поэтому для нас, для священников, которые преподают и которые служат, на богослужении общаются с детьми, очень важно донести эту духовную составляющую, чтобы ребенок не просто понимал тексты, не просто, чтобы входил в смысл, а чтобы он пытался их прожить, чтобы он понимал суть христианской жизни. Вот это для нас то стремление, которое невозможно обозначить какой-то границей. Это бесконечное совершенство, о нем можно много говорить, но нужно говорить так, чтобы ребенок не привык к этому слову, чтобы для него это всё было вновь, чтобы было для него интересно. Чтобы он каждый раз,  слыша то или иное    наставление,     воспринимал  его   не как некую обязанность преподавателя, а чтобы внутренне ориентировался на эти слова. Что касается музыкальных книг -  мы всегда исходим из того, что могут дети. То, что касается нашего музыкального стремления к совершенству -  здесь мы стараемся беречь детей, чтобы их  выступление на концертах, на площадках не было внутренним надрывом, чтобы ребенок воспринимал всё   как некое послушание, как некое стремление к совершенству.

Д.А. Довгань: - Так же как и стремление к совершенству духовной жизни, так же и в стремлении к музыкальному совершенству на самом деле нет пределов. Всегда регент стремится к большему взаимопониманию с хором, к большей музыкальной гибкости. Если говорить о репертуаре, то границы для нас четкие и понятные. Нам очень хочется владеть многоголосьем, нам бы хотелось исполнить Рахманинова совместно с хором Владимира Александровича Горбика. Но как я уже заметила, концертная жизнь и концертное исполнение произведений с большой фактурой, с громкими авторскими именами -  это не самоцель. Самоцель  - гармонично петь, гармонично исполнять произведение за Литургией, чтобы дети понимали, о чем идет речь, чтобы они могли в дальнейшем, даже став выпускниками нашей школы, не оставить церковное пение и, возможно, стать регентами в дальнейшем. Даже получив при этом светское образование, к примеру, врачей, учителей и т.д.

Светлана Ладошкина: - Как сложилась или складывается музыкальная или, может быть, церковная жизнь выпускников школы?

Д.А. Довгань: - Что касается хора девочек, то из нашего хора пока не было выпускников, так как пока они учатся ещё только в 6-м классе, выпуск будет в 7-м. Но уже есть ребятки, которые хотели бы поступить в училище , стать регентами. Поэтому мы радуемся, что у детей горят глаза, они регулярно присутствуют на службах, они помогают мне, открывают нужные книги. Они уже знают, откуда принести ноты, что положить правильно по очередности богослужения. Я очень этому рада. Я напомню, что в нашей школе раздельное обучение мальчиков и девочек. У мальчиков наступает период, когда они теряют голос, начинается подростковая голосовая мутация, и в этот период дети нуждаются в особой заботе. Проходит год, они становятся баритонами, басами, тенорами. Нам в этот период очень помогает Елена Викторовна советом, поддержкой.

Е.В. Струнина: - Мы стараемся, чтобы ребята, которые в данный период не могут полноценно участвовать в хоровых занятиях, не почувствовали, что они не нужны в школе, поэтому они занимаются очень усердно другими дисциплинами, поддерживают своих товарищей. Это очень важный педагогический момент- научить ребенка не только получать радость от своего участия в концерте или в каком-то важном мероприятии, но и уметь радоваться за другого, поддержать его, подставить свое плечо. Это очень важный навык, который ребенок выносит из школы и который действительно помогает ему в течение жизни радоваться за других.

Светлана Ладошкина: - Это как раз то сочетание, о котором говорил отец Дионисий: музыкального и духовного возрастания.

Е.В. Струнина: - Безусловно. Без этого очень трудно, потому что творческая деятельность всегда подразумевает взлеты, но у детей бывают и болезни. Допустим, ребенок проболел какой-то период времени и в силу обстоятельств он не может принять участие в каком-то мероприятии. И правильное отношение и ребенка и родителей к данному моменту очень важно. Т.е. очень важно объяснить ребенку, что сейчас он может поддержать своих товарищей именно своим присутствием, добрым словом. Тогда у ребенка не возникает чувство зависти или наоборот, отчаянья или безысходности, что его не допустили до концерта или мероприятия. Мы стараемся обращать на это внимание, и Дарья Александровна на своих уроках, и другие педагоги тоже пытаются объяснить это ребятам. Должна отметить, что наши ребятки с пониманием подходят к данному вопросу.

Светлана Ладошкина: - Наша передача подходит к концу. Напомню, что сегодня мы  беседовали с представителями хоровой школы при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:  настоятелем подворья архимандритом Дионисием, завучем школы Еленой Викторовной Струниной и регентом школы Дарьей Александровной Довгань. Благодарим наших гостей.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+