Перейти к основному содержанию

20:04 25.04.2024

Хочу узнать, что такое служить мамоне. Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии священник Александр Березовский.

20.03.2013 11:20:34

- Скажите, пожалуйста, если царствие Божие внутри нас есть, можно ли  достичь его нам, смертным христианам? И что для этого нужно?

- Для этого нужно молиться Богу и силиться исполнять Его заповеди. Вот больше ничего и не нужно для этого. И царствие Божие придет в силе. Потому что когда человек делает усилия, исполняя заповеди Божьи, он приходит в сознание собственной немощи. И это сознание рождает в нем смирение, а Бог смиренным дает благодать, которая и есть царствие Божие внутри нас.

- Вот не всегда  рождается это смирение, мы упираемся, упираемся….

- По гордости, да. А если с молитвой, то будет как раз смирение. Часто человек говорит: у меня  ничего не получается, потому что у него комплекс отличника. Он думает, как географию выучить, и понятно, что у него ничего не получается, и у него никогда ничего не получится. Потому что получиться, может только у Бога, Который сказал: без Меня не можете творить ничего, только Бог может исправить человека.

- Человек немножко смирился, Бог помог, человек потщеславился и опять пал. И так  все по кругу.

- Ну, так не тщеславься.

- Батюшка, но есть чувства, которые возникают помимо нашей воли. Не хочу гордиться, тщеславится, спорить, раздражаться. Потому что апостол Павел еще сказал: вот то, что не хочу, делаю. То есть он, великий Павел, и то в себе это видел, но не давал этому цвести. В чем заблуждения большинства? Человек считает себя в своем праве, и хочет убедить Бога в своей собственной дурацкой правоте.

- Ну, и от непонимания, от малознания, и просто от неверия.

- От нежелания. Ну, вот часто бывает. Человек передергивает, и не хочет слышать. Если взять тот же национализм, человек не хочет ничего знать и слышать. Его раздражает присутствие иноплеменников. Спрашивается, а где твои двенадцать детей? Не иноплеменники виноваты, что не рождаются дети. Иноплеменники просто заполняют вакуум, природа не терпит пустоты, вот, собственно, и все. Тут ясно, что надо себя винить. Вот сейчас перепись опубликовали.

- На два миллиона меньше за восемь последних лет  нас стало.

- Да, так, а потом еще будет меньше, меньше, меньше.

- Мне кажется, что этот уровень еще держится благодаря тому, что многие иностранцы получают гражданство и право голоса.

- Ну, да, конечно.

- Так если посчитать чисто россиян

- Да нет, мы исчезаем, но не потому, что виноваты ребята с Кавказа.

- У них там перебор, у нас недобор.

- Да, все понятно. Если взять сто лет назад, то русские были самые плодовитые в Европе.  Генетически же мы к этому способны, но так и давайте. А то интересно. Хотят сидеть на богатствах, и чтобы еще их никто не трогал! Все отнимут, все.  Ведь были же великие цивилизации, все кончилось. От безнравственности. Мы стали безнравственным народом, у которого нет ни религии, ни памяти, ни вообще ничего. У нас только полный грабеж и пьянка, не выполняются никакие законы, и сама власть грабит совершенно безбожно. И так будет, пока мы не начнем относиться к черному как к черному,  и к белому  как к белому. Вот ты мне рассказал. Милиционер приходит и обманывает человека, вот такую ситуацию где-нибудь в Англии или в Финляндии я просто не  представляю. Пришел полицейский, и обманул бабку, а потом еще денег дадут судье, чтобы она рассудила у бабки отнять квартиру. Я просто верю, что если не в этой инстанции, то в следующей уж точно, рассудят.

- То есть нужно идти дальше?

- Да, конечно. Просто я знаю судебную практику. Даже можно на одну судью попасть, я говорю «одну», потому что судьи в основном женщины, на другую, а уж дальше- то все равно можно добиться. Это же предел безнравственности- человек, который должен охранять закон, сам является мошенником!

- Зная о такой безнаказанности, многие идут в органы милиции, с тем, чтобы получить эту  безнаказанность, доступ к материальным благам. Сейчас же нехватка кадров то….

- Этого нет. Сейчас даже сокращают.

- Но это может быть высшие эшелоны власти, а нижних чинов всегда не хватает, текучка большая.

- Конечно. Человек надевает форму, получает власть и этой властью пользуется.

- Скоро у нас вообще будет одна часть -  воровать, а вторая часть трудиться в органах правопорядка.

 Ни в одной стране нет столько полицейских, как у нас.  А что толку? Если нет нравственности, никакой закон, никакая полиция ничего не сможет сделать.

- Вот спрашивают, отец Дмитрий, а вы верите в справедливость наших судов?

- Во всяком случае, я присутствовал на заседании  в Преображенском нарсуде, где было вынесено справедливое решение. Я сам пошел поучаствовать, вернее, поприсутствовать. И вот суд принял такое решение.

- Это скорее исключение из правил, или правило?

- Нет, не часто. Я всего за свою жизнь раз пять участвовал.

 - А так, по откликам?

- Ведь обычно, откуда берется информация? люди жалуются. Поэтому, если у людей есть впечатление несправедливости, то и у меня тоже. Это нужно исследовать, взять какой-нибудь участок, посмотреть, что там происходит.

- Ну да, люди  не часто приходят с благодарностью.

- Да, у меня такой опыт, бывают какие-то странные решения, а бывают и несправедливые, формальные.

- Часто люди не верят в то, что можно чего-то добиться справедливым судом, какими-то законными путями, и от этого страдают.

- Но, надо же пытаться что-то делать! Если просто сидеть и говорить, что  ничего не будет, тогда ничего и не будет. Тогда все жулики заграбастают себе, тогда и нечего жаловаться. Так под лежачий камень вода не течет, гласит старинная русская пословица.

- С одной стороны, Господь нам говорит: не противься злу, а с другой стороны, нужно бороться за свою честь, семью, детей.

- Не в этом дело. Зло, которое существует, вызвано к жизни нашими грехами. Мы должны сопротивляться злу, которое есть - несправедливость, или злу, которое есть – болезнь, мы же должны лечиться, никто же этого не отрицает! Мы должны сопротивляться врагу,  который придет на нашу землю, и так далее.

- А какому злу не сопротивляйтесь?

- А мы можем, имеем право не сопротивляться злу, которое идет лично против меня. Вот как преподобный Серафим, он не стал этим двум крестьянам сопротивляться и дал им  возможность на себя напасть.

- То есть, если к тебе подходят на улице, и так вежливо просят твой кошелек отдать….

-  Ну, вообще-то, это благоразумно. Дело в том, что  когда тебе будут зашивать живот после ножевой раны, возникнет гораздо больше проблем, чем с утратой кошелька.

- А когда сосед хамит, материт, как в одной коммунальной квартире, пять семей, и там такое порой!

- Ну что ж, сходить  к участковому и сказать: голубчик, ты хочешь в полиции служить, так вот я тебе даю четыре дня, чтобы ты навел порядок. В противном случае я завалю жалобами твое начальство и прокуратуру. Все, и он примет меры.

- Я вас приветствую, желаю вам здоровья. Хочу узнать, что такое служить мамоне, когда все работаем, зарабатывая деньги, и мало кто из нас имеет такие накопления, которые являются мамоной. В смысле, с какой суммы начинается мамона?

- А сказано, богатство. Потому что для одного богатство - это средство, а для другого богатство -  это цель. Страсть. А цель, должна быть Бог. Вот и все. Если у человека цель -  богатство, то это есть грех, цель должна быть Бог. А богатства, как физическая сила, талант, способности, должны служить тому, чтобы человек приблизился к Богу, а не для того, чтобы богатство как таковое иметь. Тут все ясно, как Божий день. Человек идет на работу, получает за это жалованье. Бог труды любит. Человек что, разве мамоне служит?

Мамона, это служение чему-то, кроме Бога.  Именно богатству, потому что на самом деле, богатство может быть разное.

- Батюшка, а вот накопления. Сейчас зарплаты не у всех  такие, что с одной можно купить машину, дом, квартиру. Копить -  это как, допустимо?

- А почему нет? Понятное дело, человеку нужно купить зимнее пальто, а с одной зарплаты не купишь, надо с трех, ну что тут такого? Цель то не накопительство, а купить шубу жене, ну что тут рассуждать?

- Батюшка, огромное количество бабушек откладывают на похороны. Это что?

- Еще более огромное количество молодых людей, которые бабушек этих нещадно грабят. Вот недавно тут нашу прихожанку на триста тысяч обманули мошенники. Сама пошла с книжки сняла, сама отдала.

Копила-копила, и вот результат. Ведь идешь по улице -  чего-то  покойники не валяются, все похоронены. Спрашивается, зачем это делать?

- Знают, что сейчас все дорого, и бояться обременять своих родственников такими тратами.

- И не надо обременять, за счет государства можно, бесплатно. По самому низкому разряду. И что? Если родственники -  отдай родственникам эти деньги, и похоронят.

-   Заранее, не когда уже.

-   Вот именно.

- Какое у нас сейчас отношение в церкви к старообрядчеству?

-   Хорошее. Сняты прещения с самого старого обряда, старый обряд равночестен новому. Пожалуйста, кому нравится, может служить по старому обряду. У нас есть приходы так называемые единоверческие, которые служат по старопечатным книгам.

- Но  нельзя сказать, что теперь старообрядческая церковь, и православная церковь это одно и то же?

- Нет, конечно.

- То есть у них как остались свои заблуждения, так они в них и пребывают?

- Ну, разумеется.

- Люди, в отличие от мышей, медленно вырастают. Если сейчас вдруг русские нарожают массу детей, поезд уже уйдет. В нынешней ситуации как быть? Послушать вас, так закроем лавочку, прощай Россия, встретимся в раю. Так ли это?

- Красиво звучит. Во-первых, во всех этих рассуждениях не учитывается фактор Бога. Если фактор Бога не учитывать, и если мы не  чувствуем заботу божественную о нас грешных и окаянных русских. А я вот, например, очень хорошо, чувствую. Я верю, что если мы сами вернемся к нашей христианской нравственности, то  все изменится. Вот Господь избранному народу своему дал возможность выжить, он был стиснут другими народами, другими цивилизациями, другими империями, выжил до сих пор. Живет и процветает. Это Господь может и русскому народу дать, но, только при условии покаяния.

И мы, если покаемся, Господь помилует. А не покаемся, тогда действительно, до встречи в раю – это проблематично, как бы не где-нибудь еще.

- Батюшка, а возможно ли покаяние всего народа? Отдельных людей, да.

- Конечно, возможно. Вообще, я помню, сделал я лестницу из кухни на чердак, из чердачного пространства устроил летнее помещение. Пришел сосед, ему понравилось, он стал себе так же делать. Вот, говорит, как умно придумано. Он увидел, что это лучше, потому что огромное пространство под крышей можно использовать. И сам захотел того же, ведь жизнь хорошая трезвая, работящая, она же лучше, чем  пьяному под забором лежать. Или литературная речь, это же лучше, чем матерщина.

- Я хотел бы задать вопрос о старообрядцах. Меня интересует, в чем было их заблуждение, и если мы перешли на старый обряд, то есть, можно служить по старому обряду, по старым книгам,  за что ж тогда их сжигали, мучили, и так далее? 

- За неподчинение царской власти, вот за что. Был определенный государственный закон, была государственная церковь, вот и все. И в этом вся причина. А в чем заблуждение? В том, что они посчитали, будто церковь пала. Хотя врата  адовы церковь не одолеют. У них есть экклезиологические понятия о церкви, которые не соответствуют истине. А обряд, при всей нашей общероссийской любви к обряду, все-таки вещь не главная. Главное, что все-таки у человека в сердце, а не то, что надето на его плечах, какая куртка или шуба. Обряд, от слова обряжать, то- есть, это одежда.

- Батюшка, вы говорите о непослушании, и соответственно, о гонениях за непослушания царской власти.

- Конечно, гонения- то организовывала царская власть.

- Ну, уж никак не Никон

- Конечно, Никон вообще тут ни при чем.  Каждая власть хотела, как тогда царская,  чтобы она была единая. Их называли раскольники. Почему? Потому что они ушли в раскол. Еще с древности, когда церковь стала государственной религией в Византийской империи, императоры не хотели, чтобы было две церкви, три церкви, четыре, они боролись с расколами, иногда становясь на сторону еретиков. И тогда гнали православных. Но, потом, православие возвращалось, тогда гнали еретиков. Была средневековая ситуация, это совсем не то, что сейчас. Сейчас, пожалуйста,  любые 10 мужиков могут организовать любую церковь, самую экзотическую.  И все, будет религиозная организация.

- Назовут ее самая православная, самая правильная, самая-самая.

- Просто суперправославная. Слушаем вас!

- Добрый день! Я хотела бы поинтересоваться, если вы в курсе. Тут на сайте прошла информация, кстати, и на сайте «Радонежа», о  том, что три клирика Удмурско-Ижевской епархии обратились к Святейшему Патриарху, предъявили некие претензии. Я хотела бы узнать, если вы в курсе этого, то, может быть, вы скажете свое мнение по этому вопросу.

- Нет, мне только сегодня вечером сказали, но я пока с этим текстом не знаком. Не могу ничего пока сказать.

- Вот батюшка, я как раз хотел такой вопрос задать. Что не все сейчас, в современной церкви, людям понятно и  нравится. Пытаются что-то исправлять на местах, менять, какие-то вещи привносить новые, где-то возвращаться к старым традициям, обрядам. И это рождает разночтение, но ведь священноначалие с этими разночтениями борется? Или их попускают, они возможны?

- Опять, недаром говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В каждом монастыре, а у нас их уже к 800 подходит, немножко свой устав. Есть общецерковный устав, есть свои особенности, Поэтому, смотря какого рода изменения.

- Но, вот мы знаем, что и Святейший Патриарх и Священный Синод определили мнение по поводу электронных карт, ИНН, и прочего. А вот Почаевская  Лавра, например, выступает резко против этого, и людям внушает, что это знак и печать антихриста. И что ни в коем случае, ни при каких условиях это брать нельзя. Такой вполне уважаемый монастырь в православном мире, а вот идет в разрез с мнением  церковного священноначалия.

- Это вполне так бывает, ну что ж. Во-первых, сколько в Почаевской Лавре сейчас монахов? Сколько из этих монахов имеет высшее богословское образование? И так далее, и так далее.  Поэтому это все можно вполне обсуждать, но большинство людей не способны к обсуждению. У них для этого не хватает ресурса, ни духовного, ни душевного, ни интеллектуального. Поэтому как есть. Христианство -   это свобода. И сам апостол Павел говорил: пусть между вами будет разномыслие, дабы выявились  искуснейшие. Если там есть искусные, в этом деле, ну что ж, можно  поговорить, обсудить, а пусть народ  посмотрит, можно это в Интернете пообсуждать. Ну вот, наша передача закончилась. Всего доброго! Помоги вам Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+