Перейти к основному содержанию

14:45 28.03.2024

Каково Ваше отношение к нехристианской философии?

09.03.2016 08:04:21

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/27/21-00.html

- Чувствую в себе ростки гордыни. И хочется полюбить поношения. Как правильно действовать, чтобы тебя поносили? Не буду же я намеренно провоцировать  оскорбления и давление на меня?

-Ну, не будете – и слава Богу. Потому что это путь единиц из миллионов. Можно  такие ростки вырастить, что всем вокруг тошно будет.

В жизни нашей всего достаточно. Промышляющий о нашем спасении Господь знает, кому к какой ране приложить какой пластырь. Ничего изобретать не надо. И события, встречи, обращения людей к нам нужно воспринимать как экзамен на христианство, который мы должны либо сдать, либо завалить. И получить либо хорошую отметку, либо еле-еле удовлетворительную. И этим вполне можно руководствоваться.

-Каким образом человеку действовать против своей гордыни?

-Гордыня побеждается смирением. Вообще - любая страсть побеждается противоположной ей добродетелью. Упражняйся в смирении. Сначала – дома, хотя бы с близкими. Потом - чуть пошире.

- Ну, можно и так. Но вообще-то  нужно по всем фронтам. Сначала – дома, потом – в троллейбусе.

-Батюшка, это р.Б. Анна. У меня два вопроса: во-первых, что такое «сугубая молитва»? Во-вторых, из «Последования ко святому причащению»: «Божественное тело обожает меня и питает, обожает дух, ум же питает странно» - что такое «ум же питает странно»?

- Я со слуха не мог точно уловить. Это Вы из молитвы привели текст?  «Странно» - это относится к говорящему. Имеется в виду: «Все мы странники на земле». Не надо думать, что мы такие странноватые люди, хотя это тоже есть. Что еще? Сугубая молитва?

«Сугубый» - значит, двойной.

-Т.е. мы более старания прикладываем?

-Да. Совершенно верно.

-Как подготовить ребенка девяти лет ко крещению? И можно ли обойтись без крестного для него?

-Обойтись можно без всего. Даже без воды. Но зачем? Это не совсем понятно.

-Самая простая причина: нет среди знакомых такого воцерковленного человека, который и хотел бы, и мог…..

-В том храме, в который ходит человек, надо в воскресенье оглядеться вокруг и посмотреть. Если не найдется - у батюшки спросить: Батюшка, может, Вы кого-то порекомендуете нам в крестные?

-Т.е. даже можно подойти к незнакомому человеку: Извините, у меня к Вам просьба такая. Я за Вами наблюдаю, вижу, Вы человек благочестивый. На какой улице живете? Давайте познакомимся.  Вот, у меня мальчик девяти лет, не знаю,  с чего, вдруг захотел креститься. Посоветуйте, как подготовить? И не хотите ли  в этом  поучаствовать?

-Интересный будет ответ…

Сказано же: ищите – и обрящете.

-Ну, один скажет: нет, не могу, простите. А четвертый: Да, с радостью.

-Моя сестра православная верующая часто ходит в церковь, исповедуется, причащается, соблюдает все посты. Но при этом всех заставляет ходить в церковь, навязывает свою веру, требует не смотреть телевизор, заявляет: «За Бога я любого убью!» Как относиться к ней, к ее христианству? Правильно ли это?

-Ну, убивать – конечно, это не очень хорошо. Противоречит даже заповеди.

-Но вот такое желание, во что бы то ни стало обратить в свою веру других людей….

-А как? Не сказано, удается ли ей,  какой результат? Непонятно. Жалко, что  не  очень освещено.

-Вообще - то, каждый христианин призван к миссионерству в мире сем. Привлекать людей в церковь Божию.

-Привлекать – да, но смотря - как?

Вот, лет 25 назад я зашел в один детский садик. Поскольку детей тогда не было – садики сдавали в аренду, продавали банкам. Этот арендовала корейская христианская секта. Я зашел и вижу: женщины пожилые сидят. Спрашиваю: Как вы сюда попали? Вы крещеные? - Да, крещеные. – А здесь?

-Здесь корейцы дают нам фрукты: бананы, апельсины. Мы сюда ходим, они нам читают Евангелие. – По-корейски?- Нет, по-английски, а один человек нам переводит с английского на русский. – А потом? – Когда это все закончится -  нам раздают бананы и апельсины.

Ну, корейцы бедные   увидели,  что они ходят за бананами и апельсинами – и бросили это дело. Миссия не состоялась. Вот также и здесь, не знаю, как на самом деле было, судя по тому, что говорили, миссия вряд ли будет успешной.

- Для успешности миссии что необходимо, чтобы привлечь в свою веру другого?

-Смотря, какая вера.

-Наша, православная. Вот, стал ходить в храм один человек, единственный из всей семьи, из всех домашних. И ему хотелось бы поделиться радостью, которую он испытывает от церковного общения, от молитвы, причащения. Но другие люди его не слушают. Что бы он мог предпринять, чтобы быть успешным?

-Ну, например, он бы вел себя в доме по-христиански безукоризненно. И этим обязательно обратил бы на себя внимание. Потому что так люди себя не ведут. В Писании сказано: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы». На него бы обязательно обратили внимание и стали думать:  «Что это он так?» И потихонечку узнали, что за этим стоит. И кое-кто сердцем склонился бы. Не все, конечно. Слишком далеко мы уплыли от истинного христианства.

-На первых порах обязательно придется терпеть поношения в свой адрес.

-Ну, не ото всех. Некоторые обязательно будут проявлять интерес.

-Иногда достаточно одного бывает. Так изощренно начинает…

-Да? Ну, не знаю. У меня такого опыта нет.

- Вот, например, одна женщина говорит: «Я одна из всей семьи хожу в храм – так меня просто за сумасшедшую считают».

-Ну, это правильно. Человек сходит с грешного ума и встает на иной ум. Когда преображение происходит с человеком –  то, конечно, он меняется.

-Но если на человека смотрят как на сумасшедшего -  кто же за ним пойдет?

-Из домашних, может, и  никто не пойти.

-Нет пророка в своем отечестве.

-Но до поры до времени. Если сохранить кротость, терпение – то обязательно. Конечно, люди будут раздражаться.  Ну, и потом, степень бесноватости у всех разная.

-А как-то  поучать людей? Стоит пытаться, нет?

-Это грешно. Господь прямо запрещает метать бисер перед свиньями.

-Но вера же от слышания?

- От слышания. Если мы не будем говорить о своей вере…Некий человек услышал   - и обратился. А свинье проповедовать – это значит  метать бисер перед ней.  Ты понимаешь, что это о разных вещах речь?

- Разных. Но очень уж похожи внешне – две руки, две ноги, ходят прямо.

-Вера от слышанья – оттого, что ты услышал. А здесь то, что человек у тебя не просит – ему что-то вещать. Это, во-первых, невоспитанность.

-А  как у человека возникнет интерес, если он не видит, не слышит, не знает?

- При взгляде на небо. 

-Т.е. Господь обязательно человеку какой-то призыв подаст. Святые говорили, что созерцание природы – это и есть молчаливое откровение.

-Батюшка, сейчас люди созерцают совсем другие объекты.

-Каждому свое.

-Батюшка! Очень часто звучит вопрос: как мне дочь (сына), родню свою, близких убедить (повернуть), еще что-то с ними сделать…

-Выполнять заповеди, в частности, не метать бисер перед свиньями.

-Влияние школы, улицы на ребенка сильнее, чем семьи?

-Разумеется. Для этого и в школу отдают, чтобы ребенок социализировался. А то он будет не такой, как все. Ему будет тяжело. И он вырастает хамлом – как и  все. Что мама с папой хотели -  то они и получили. Он социализируется в том обществе, в котором живут все остальные детки. Он быстро проходит эту школу, и годам к 14 – законченное хамло. Но этого же и хотели. Задача - чтобы он не отличался от других. Христианское воспитание заключается в том, чтобы ребенок не только отличался, а был противоположен тому, что есть на улице, в школе, у соседей. Не просто отличался, а наоборот. Христианское воспитание - это все наоборот.

-Взрослому-то человеку трудно удержать себя от соблазнов, а ребенку…

-Ребенок должен закаляться. Он должен быть как в броне - в христианстве. А его отдают на растерзание детскому коллективу. И, конечно, он никак не может, это очень трудно. Это испытание, которое просто не под силу. Только единицы могут удержаться и сохранить веру. Кстати, такая травля способствует сохранению веры. Ребенок начинает не любить мир, ни того, что в мире.

-Мир жесток к нему. Если еще и дома это понимают и его поддерживают - а то он еще и дома не нужен.

-В наше время все бывает.

-А потом  - чем помочь ребенку?

- У нас сейчас такая волна пошла: детей возвращают, которых взяли под опеку. Взяли – и теперь не могут справиться,   отдают назад. Каждого четвертого.

-Оказался неуправляемым?

-Много всяких причин в зависимости от возраста.

- Т.е. это дети, которые попадут в эту  государственную систему?

-Ну, они там и были.

-Добрый вечер, батюшка!  Я уже два года мучаюсь. Есть знакомая, она меня мучает, что я должна ей помогать, отвечать на ее вопросы. Часто рассказывает мне все подробно. Я просто не могу, я устаю, я же не старица, не игуменья, чтобы ее вести! Я говорю: читай святых отцов, батюшка есть. Она то одного батюшку спросит, то другого, то меня. Я боюсь ее обидеть.  И думаю: может, действительно, мы должны помогать ближним? Не знаю, как мне быть.

-А в чем нужна помощь? Я не понял.

- Батюшка, она задает вопросы, как ей поступить, как то, как это. Я вот переживаю, не нагрешила ли я?

-Ну, есть такие люди, которые любят на чужом горбу ездить. Что тут нового? Но это же не значит помогать!

- Это значит: возьми меня, посади на свой горб и вези. А если не повезешь – я обижусь.

-Это значит - работать ишаком. Помогать – это когда сам человек везет огромный воз, а другой подталкивает этот воз еще сзади. Вот это называется помогать. А не так, чтобы себе на шею посадить и везти.

-Такие люди часто одинокие. Они вцепляются….

-Можно Мольера почитать, «Тартюф».

- Такой человек  выискивает более  - менее сердобольного. Вцепляется в него – и все.  Я без тебя погибну, я без тебя пропаду. Ты меня только не бросай, ты мне помогай. Он действительно беспомощный.

- Так ведь есть такие вирусы беспомощные, или микроорганизмы, которые без организма человека не могут жить, питаются от него.

- И человек становится таким микроорганизмом…

-Ну да, сосет все соки.

-Отец Дмитрий! Подскажите, пожалуйста.  Ребенка при рождении  назвали Егор. В храме батюшка сказал, что в крещении будет Георгий. Какая традиция наречения имен при крещении в православии? Возможно ли человеку иметь разные имена, и какие могут возникнуть трудности в этом случае?

-Трудности могут возникнуть только такие: какой-нибудь священник не будет признавать имя Егор равноценным с именем Георгий. Есть люди, которые спорят, что:  «в лоб» правильно, а «по лбу» - неправильно. И готовы рубиться до конца своих дней. А все просто. Георгий – слово греческое, для русского произношения, если брать XV- XVII век, это было   трудно. Поэтому когда люди  сталкивались – то говорили: Егорий вместо Георгий, такая инверсия происходила. А сокращенно - Егор. У нас же никто не говорил: Иоанн. Потому что для россиянина проще говорить: Иван. А имя одно и то же. Мы же не переводим греческие имена: Вера, Надежда, Любовь, мы их произносим по-русски. А есть греческие аналоги.

-В связи с появившейся болезнью врачи запрещают иметь детей. Жить как брат с сестрой – муж против, разводиться из-за этого неправильно. А что Вы посоветуете?

- Я скажу, что за 35 лет священства у меня не было  ни одного случая, чтобы то, о чем говорили врачи, подтвердилось. Когда они настаивают на аборте, и так далее. Мне как-то так повезло. Более того, через мои руки прошло несколько случаев, когда врачи заявляли: «Никогда вам родить невозможно!» - и рожали.

-Среди моих знакомых тоже такие случаи есть.

Говорят: человек предполагает, а Бог располагает.

-Каждый человек может и любит  рассказывать о чудесах, которые Господь в его жизни творит. Но как только упирается в тупиковую ситуацию …

- А что тут тупикового? Если врачи покажут мне диагноз – может, что-нибудь и смогу сказать. Хотя я не гинеколог и не акушер.

-Верно ли помогать человеку, который откровенно пользуется мной ради выгоды? Он не хочет слушать о моих проблемах, а слышит только себя.

-Разные бывают ситуации. Например, этот человек – твой любимый сыночек. Ты ему пишешь: Сынок, покайся! - а он тебе в ответ: Мама, пришли чаю.

-У моего отца день рождения выпадает на Страстную неделю, Великий Четверг. Родителю надеются, что я приеду, со своей семьей к этому дню. Как объяснить неверующим родителям, что день рождения в пост отмечать нельзя? Тем более – в Страстную неделю? Маму постепенно готовлю к этому, но чувствую непонимание и напряжение. И обидеть родителей не хочется, и пост нарушить не хотелось бы. А как бы Вы поступили?

-Я? Съездил бы на день рождения.

-Т.е. к  родителям лучше оказать любовь в этой ситуации?

- Ну, если уж ему очень хочется – а  почему нет? И причем тут пост?

-Когда приезжают дети -  всегда накрыт стол. Дети, мы по вас  соскучились. У папы день рождения - давайте, угощайтесь!

-Ну, и накрыт. Они же больше ничего не знают, как еще день рождения попраздновать. Вот стол, мы угощаемся, взял – и угостился. Дальше-то что?

Какие проблемы-то?

-Постился человек весь пост…

-Ну и что? День не попостился. На Пасху попостись. Проблемы-то…

-Батюшка, такая простота не укладывается в голове.

-Я же не говорю: «Делай, как я». Я говорю, как бы я сделал. Можешь и не ехать. Создай проблему, потом мирись годами. Потом звони на Радонеж: как мне помириться с моими родителями? А тут простой путь: съезди, покушай. На Светлой Седьмице, во Вторник или Среду разговейся. Если ты такой пунктуальный человек.

-А насколько пунктуальность в соблюдении церковных правил, предписаний важна для христианской жизни?

-Конечно, важна. Кто скажет, что на службу можно опаздывать? Никто. Но если человек опоздал на пять минут - что, его теперь из храма выгонять?

- В некоторых храмах не причащают: опоздал – все! К Чаше не подходи.

-И что, прямо за всеми следят? Записывают?

-Не знаю. В нашем храме такого не бывает.

-Я бы посоветовал всем лучше читать Евангелие.

- Добрый вечер! Меня зовут Георгий. И звоню из Германии, из-под  Гамбурга. Я вдовец. Разрешается ли мне по церковным правилам жениться – конечно, если эта женщина согласится – на племяннице моей покойной жены?  У нее тоже муж умер. Семья хорошая. Я думаю жить в Печорах, рядом с нашими детьми.

-По церковным правилам – нет, на племяннице никак нельзя. Хотя это не кровное родство, а свойство.

-Батюшка, такой вопрос. В разных передачах, в разные годы Вы упоминали имена философов. А каково Ваше отношение к нехристианской философии?

-Смотря какой. Китайская философия мне очень нравится. Греческую я знаю меньше. Но, поскольку она по своей терминологии стала основой христианской философии, то очень уважительно отношусь к прозрениям эллинского ума.

-А китайская философия чем вызвала Вашу симпатию?

-Своими прозрениями, мудростью.

-Интересно: нехристианское направление человеческой мысли – а все равно наполнено мудростью.

-Даже  есть прозрения о Святой Троице. Не в христианском понимании, но все-таки какое-то ощущение Троицы присутствует. Удивительно! Каждая душа по природе христианка, и каждый человек взыскующий мудрости честно, искренне…У Бога это называется премудростью.

-Но почерпнуть можно только в этом источнике…

-Сколько отголосков христианства даже в этой нехристианской стране!

-Ну, конечно, из древней истории мы имеем примеры христианских поступков язычников.

- И все равно в большинстве своем люди не принимают Бога.

- Потому что у них нет главного - любви, которая требует отвержения самого себя. Себялюбие перебарывает.

-Скажите, пожалуйста, правила святых апостолов и вселенских соборов разрешают поститься в воскресенье и в Пасху? Или за это отлучают от церкви?

-В некоторых древних монастырях люди постились круглый год, а вкушали рыбу только раз в году. Что вы против этого скажете? Вот такой был строгий устав в монастыре. Никто никого не принуждает нарушать пост. Просто есть ситуации, когда это сделать лучше, чем исполнить. Вы,  судя по голосу, человек молодой, я в вашем возрасте был тоже такой категоричный. А так с годами начал немножко понимать, в чем состоит христианство, и чему Господь хочет научить через Евангелие. Вот я, собственно,  делюсь своим представлением. Никому ничего не навязывая. Обпоститесь!

-Если со вниманием читать Евангелие – то можно видеть, как Господь Сам очень часто преступает правила церковные в тех или иных ситуациях,  и люди Ему предъявляют претензии.

-Да. Вот, например: ходил по воде. Разве это не нарушение правила? Апостолы поплыли в лодке. Он, вместо того, чтобы аккуратно, пешочком,  обогнуть Генисаретское озеро, две  недели на это потратить – Он напрямки по воде. Чуть Петр из-за этого не утонул. Разве можно ходить по воде? Нельзя, утонешь. Даже во многих водоемах сейчас таблички вешают. Тогда-то никто не вешал – тони, сколько хочешь. Но Он нарушил правила. Почему? Потому что в тот момент Ему надо было вместе с апостолами оказаться на том берегу в одно и то же время. Другой возможности не было, как только нарушить правило. Вселенский собор же не может постановить, что в отдельных ситуациях надо ходить по воде. Когда очень спешишь.

А потом – Петр сделал же несколько шагов по воде. Он не сразу начал тонуть. Пошел. Потому что исполнил волю  Божию. Если есть воля Божия – можно и манты с пельменями съесть.

-Остается только понять, есть ли она, воля Божия в этот момент на манты.

-Конечно.

-И как человеку понять?

-Ну как? Вчитываться. Вмаливаться.

-Врачи поставили смертельный диагноз. Отказываясь от жизненно важных лекарств, не совершает ли человек умышленное самоубийство?

-Нет. Самоубийство – это же мотив. Вот, есть такая мученица, которая, спасаясь, чтобы ее не обесчестили,  бросилась вниз из высокого окна и разбилась насмерть. Вот, покончила жизнь самоубийством – а ее причислили к лику святых. Что вселенские соборы по этому поводу говорят? Человек не понимает, что  главное в духовной жизни не само действие, а мотив. Мотив – не в смерти, мотив - спастись от осквернения.

-И в этой ситуации надо взглянуть в мотив этого отказа.

-Является ли суеверием мнение, что материальные вещи могут перенимать от людей и хранить в себе добро или зло и также передавать это другим людям?

-А что такое добро? Если килограмм золота – это вещь? И у нее есть цена? И вот я этот кусок золота тебе дарю. Ты от  меня   получил добро в количестве килограмма  золота?

 -Получил. А зло?

-Украденную вещь подарил.

-Если знал, что краденая – это, конечно,  называется  подстава.

Это явное зло. Т.е. все зависит от ситуации.

- Ну, еще -  куда человек направит свое добро.

-Тоже важно.

-Как Вы относитесь к фильмам об Иисусе Христе? Возможно ли снимать такие фильмы, на Ваш взгляд, и полезно ли их смотреть?

-Ну, мое мнение вообще тут ничего не значит. Фильмы такие снимали и будут снимать. Я посмотрел всего лишь один такой фильм: Мэла Гибсона, «Страсти Христовы». Фильм, конечно, мощный. Но все-таки это не все Евангелие. Выбрана одна его часть. В этом смысле человеку, который не читал Евангелие, я бы все равно не рекомендовал смотреть. Хотя и актеры прекрасно подобраны, и все… С точки зрения кинематографа фильм просто  прекрасный. Я очень рад, что его посмотрел.  Хотя   некоторые эпизоды я не мог смотреть – уходил из комнаты, сердце просто разрывадось на части.

-Т.е. невозможно передать дух Евангелия с помощью кино?

-Ну, если за кино признавать, что это искусство – наверное, в каком-то идеале это возможно. Но все-таки это как бы интерпретация.

- Но как миссионерский подход… Ну, как человеку, не интересующемуся Евангелием, который не может его читать –порекомендовать его? Смотреть-то все любят, это, наверное, полезно?

-Тут это может сыграть двоякую роль. Человек, может, просмотрев этот фильм, уже никогда не будет читать Евангелие. Скажет: Я смотрел кино. Это все равно, что спросить: человек, который смотрел фильм «Александр Невский» - а фильм просто гениальный -  будет ли читать  житие этого святого во всех версиях? Не факт.

-Но некоторые люди говорили, что через этот фильм они глубже поняли Евангелие…

-Ну, слава Богу. Я  очень рад. Но я опасаюсь каких-то смещений в своей голове и в сердце.

- Вопрос такой. Приближается Великий пост. Как Вы рекомендуете поститься младенцам и их матерям, которые, по Вашему совету, постоянно либо беременные, либо кормящие?

-А это зависит от того, сколько месяцев новорожденному, и какой месяц беременности. Исключительно с этим связано. С питанием.

-Но кроме питания, возможен пост? Люди приходят и говорят: Батюшка, не могу поститься, у меня болезнь.

-Телевизор подари. Соседям, у которых его нет. Это еще лучше.

--Нет уж, что-нибудь другое. Телевизор мне самому нужен.

-Гораздо полезнее избавиться от него, чем от сосисок, в которых и мяса-то нет. Одни вкусовые добавки.

- Расскажите, пожалуйста, в каких случаях необходимо повторно пройти таинство миропомазания, чтобы стать полноправным членом церкви? Я долгое время увлекался буддизмом, эзотерикой, сознательно снял с себя крест. Вернувшись в церковь, не знаю, следует ли мне повторно пройти это таинство, чтобы обрести благодать, которую утерял?

-Если бы человек стяжал благодать Святаго Духа – он бы ее не мог утерять. А раз он очень легко перешел в такие страшные вещи… Строго говоря, в данном случае можно пройти второй раз. Но это на усмотрение священника, который будет исповедовать. Человека, который если не поленится  -  разберется, имеет это смысл или нет.

-Т.е. здесь требуется углубленный анализ.

-Конечно. Многое нужно спросить.

-Возможно ли заказывать требы о здравии о человеке, который занимается оккультизмом, колдовством, астрологией?

-Мы же об отпадших от Церкви молимся, допустим, на Торжестве Православия.

- Здесь человек сознательно избрал богоборческий, богомерзкий путь жизни. Он не просто ошибся, он его выбрал, ему следует, он  на службе у сатаны.

- Ну, хорошо. Каждый человек, который проглядывает астрологическую колонку в журналах, например,  «Отдых» или  «Семь дней», или смотрит по 1-му каналу астрологический прогноз, или читает вслух эти тексты – он занимается богомерзким делом. Все люди крещеные. О них можно молиться или нет? У нас в стране по статистике -  правда,  у меня старая статистика, десятилетней давности -  62% опрошенных  заявляют, что каким-то образом веруют в астрологию. А потом ходят в церковь, подают записки - от них можно записки принимать?

-А куда нам деваться? Мы же не можем 62% людей выгнать из храма!

-Ну, а вообще – как узнать? Господи! Не о том думает народ. Народ хочет некоей стерильности. Слава Богу, Господь есть, Он Сам знает, что из наших молитв принять, а что отвергнуть.

-Боятся Бога обидеть. Комара отцеживают, а верблюда глотают.

-Ну, и на здоровье. Они не понимают, что речь  про комара - это как раз то, что Богу неугодно. При всем притом.

-В семье нас пятеро. Я самая старшая. Почти все свои 30 лет жила с матерью и ухаживала за братьями. Вышла замуж за прекрасного человека, которого очень люблю. Скоро уезжаю жить далеко от семьи заграницу. Но не знаю, как бросить маму одну с оравой детей. Посоветуйте, как правильно мыслить в такой ситуации и с Божией помощью победить сомнения?

-Надо посоветоваться с мужем. По крайней мере, он знает ситуацию. А я из всех людей, которые окружают эту прекрасную женщину, знаю только ее мужа, знаю, что он прекрасный человек. Вполне ему доверяю. Я-то тут вообще ничего не понимаю. А он может исследовать этот вопрос, успокоить, утешить. Кто еще успокоит жену, как не муж? Или наоборот: скажет: «Останемся до их пенсии, а потом поедем в далекую страну».

-Батюшка! А вот,  по  Вашему опыту? Если муж за то, чтобы уехать? Он организует поездку, или, возможно, его посылают на работу. И ей нужно оторваться или от семьи, или от мужа.

-На это есть заповедь: «Оставит человек отца и мать».

-А сердце-то болит!

-Оно и должно болеть. Как прожить жизнь, чтобы не болело сердце? Есть алгоритм:  стать законченной бесчувственной скотиной.

-Да не будет с нами этого, батюшка!

-Всего доброго, дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 15 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+