Перейти к основному содержанию

03:34 19.04.2024

Как же жители Южной и Северной Америки могли бы обрести спасение, когда они жили до открытия Америки католиком Колумбом? На вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

20.03.2013 11:20:31

 - У нас накопились вопросы, которые мы получаем через интернет и по почте. Первый вопрос, который мы рассмотрим: для чего создан мир и человек в нем? Я этот вопрос задал бы иначе - почему человек создан в мире, в котором присутствует Бог? На самом деле этот вопрос очень актуален, и когда мы открываем Библию - еврейский текст, где говорится о сотворении мира, то в начале там есть два слова: «баришид бара». Вот эти два слова являются ответом на ваш вопрос, для чего создан мир и человек в нем. Дело в том, что в еврейском языке нет слова берешид, есть слова «решид» которое означает начатки, а обычно вот эта буква «б» означает «в», и когда делали синодальный перевод на русский язык, то перевели «В начале сотворил Бог небо и землю». Но в действительности приставка «б» имеет несколько другой смысл. Если мы вспомним историю, когда Иаков сватался за Рахиль и был готов 7 лет работать, то он произносил «б Рахель», и здесь эта приставка «б» она означает уже не «в начале» или «в конце» а «за». А так как слово «решид»-это самостоятельное совершенно слово, то получается, что мир создан для неких начатков-«решид», и слово «создал»- бара подсказывает нам, для кого в действительности создан мир, и что такое «решид», то есть начатки в этом мире. Начатки - это то, что нуждается в каком -  то росте. Начатки урожая, начатки трудов - это то, что как бы находится в развитии. А если говорить, для кого создан мир, то в послании к Колоссянам первая глава 15 и 16 стих об Иисусе Христе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - все Им и для Него создано». Вот так написано в Новом завете. И как я уже сказал, эти два слова являются ответом на вопрос, для чего создан мир и человек в нем «берешид бара». Вот слово «бара», которое у нас переводится как «сотворил» в этом слове есть корневая основа. Дело в том, что на аравийском языке слово «бар» означает сын. Таким образом, получается, что Бог творит мир ради праведных, которые являются начатком всех путей Господних на земле. Но творит мир своим Сыном - Им, через Него и для Него. То – есть, наиболее полно творение раскрывается в этой жизни, если мы осознаем, что мир создан Божественным Логосом и создан для Божественного Логоса. И когда мы служим Христу, мы наиболее полно раскрываем начатки того, что вложено в каждого из нас-«решид», из -  за чего Бог и создал человека. Святые отцы говорят, что человек был создан для Славы Божьей. И наиболее полно мы прославляем Бога как раз в Его Сыне - вот это надо всегда помнить, потому что наиболее полное знание о Боге мы получаем в Сыне. Сказано, что Бога никто никогда не видел и видеть не может. Единородный Сын явил нам характер Бога Отца, раскрыл подлинные намерения  относительно каждого из нас. Евангелие дает серьезную мотивацию для того, чтобы служить Богу и прославлению Его чудного имени. И что еще можно к этому прибавить? В Писании, уже во второй главе, сказано: и совершил Бог к 7 дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих.
И далее: «И благословил Бог седьмой день и освятил его».
Вот здесь, казалось бы, дважды говорится об одном: благословил и освятил. Казалось бы, зачем? Дело в том, что еврейское слово благословил «баруха» и освятил «кадушим» означают нечто разное. То есть благословение - это то, что Бог дает нам свыше. Когда Бог создал человека, Он вдохнул в него дыхание жизни и стал человек душой живою. А вот «кадушим» -  это то, к чему мы призываемся. Мы должны святить имя Божие, как в молитве Господней мы говорим «да святится Имя Твое» и слово Святой в Ветхом Завете – «кадушим» означает «выделенный, отделенный», то есть когда что -  то посвящали Богу, как раз «решид»-начатки, лучшее, то это отделяли от всего остального целого. Поэтому мы должны понять, что 7 день в ветхозаветном понимании это и есть этот день от сотворения мира и до начала 8 дня, когда будет царство славы после благодати. Наша же задача -  получая  от Бога благословение, то, что Он нам дает свыше святить Его имя не только словом, но и всей жизнью своею. Вот это и означает «берешид бара»,  и в этих словах содержится ответ на вопрос, для чего был создан мир и человек в нем.
-У меня вопрос, как помочь душе человека, который умер и не знал, что некрещеный. В 33 года его сожгли в машине. Он носил крест, но родители ему не говорили, потому что сами родители опомнились, когда он уже погиб. Как помочь этой душе?
- Здесь надо исходить из того, что эта душа не искала крещения, потому что человек считал себя крещенным, считал, что исполнил всякую правду. Крещение  - это таинство, дверь, через которую мы входим в духовный мир и имеем доступ ко всем остальным таинствам церкви. Если бы, например, человек знал, что он некрещен и отказывался бы креститься, то эта ситуация была бы намного хуже. И в такой ситуации, что называется, родство обязывает. Вы, конечно, не можете молиться в храме за некрещеного человека. На нем вины нет, так как он считал себя крещенным. У него  не было всей информации. В день суда Господь ему не предъявит претензии, почему он не был крещен и не исполнил всякую правду. Но в своих домашних молитвах, особенно, когда будете читать Псалтырь за этого человека, вы делайте это с упованием, что он считал себя крещенным. Что он, похоже, дорожил этим даром, которого  не имел, потому что носил крест, и Господь видел это. Дело в том, что в церкви есть святые, которые никогда не были крещены - это мученики из числа оглашенных, которые готовились принять крещение, но не успели, потому, что были казнены язычниками. Но мы почитаем их святыми - почему? Церковь дает такое объяснение, что само их мученичество, их собственная кровь, как бы и является крещением. Но мы не можем сказать, что крещение в таком христианском понимании как оно установлено; крещение - кровь Христова. Но так как мученическое служение уподобляет человека непосредственно Христу, то, конечно же, Он облекается в него и в таких случаях, особенно в древней церкви, когда крестили в основном в зрелом возрасте. Правда, детокрещение началось очень рано, об этом пишет Тертуллиан, который, кстати, не соглашался с детокрещением, но отмечал факт, что это явление очень распространено. Традиция крестить детей восходит еще к апостольским временам, она связана с тем, что в ветхозаветной общине Израиля детей принимали в общину в восьмидневном возрасте. Поэтому мой совет вам молиться за него дома. Здесь мы ничего не можем поправить в этой ситуации и должны верить в Божье милосердие, а Господь в день суда усмотрит. По крайней мере, этот человек не отрицал таинство крещения. Скажем так: он выдавал за действительное то, чего не было на самом деле, о чем он не знал почему -  то. Поэтому тут особый случай и ваша домашняя молитва за него, молитва на кладбище, где он похоронен, особенно, когда будете читать псалтырь - это принесет ему облегчение. Церковь учит, что мертвые сами за себя не могут молиться - они нуждаются в молитвах живых.
-Отец Олег, это Валентина. Я благодарна вам за ваши наставления, вымаливайте сына, а у меня вопрос по Псалтыри, вот строка: Господь испытает праведного и нечестивого, любяй же неправду ненавидит свою душу. В синодальном переводе эта же строка звучит: Господь испытает праведного, а нечестивого любящего насилие ненавидит Душа Его. Это 10 псалом, стих 5.
-Здесь надо понять вот такую истину. Библия разговаривает с нами на человеческом языке. В действительности Бог никогда никого не испытывает, не проверяет, не экзаменует потому, что в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Бог видит наше решение в той или иной ситуации, а так как Бог не ограничен ни временем, ни пространством, то в Нем присутствует как наше настоящее, так и будущее, как первый вздох, так и последний выдох. Поэтому когда Писание говорит, что искушал Бог Авраама, что Господь испытывает праведного, надо понимать, что в данном случае Библия говорит русским языком. Что имеется в виду? Когда Бог посылает праведным людям испытание, что-то можно даже назвать искушением, хотя в Новом Завете сказано, что Бог никого не искушает, да и сам не искушается, а каждый обращается своей собственной похотью. Когда Бог посылает праведным людям то, что мы называем испытанием, искушением, - Он хочет усовершенствовать человека, не проверить его, а именно усовершенствовать, сделать его лучше. Об этом очень подробно говорится в послании Иакова, где говорится, что душа человека, пройдя через горнило искушений, испытаний, очищается от каких - то примесей и становится более возвышенной, более чистой в глазах Бога. То есть Бог нас знает, Он видит наше реальное состояние, и Ему не надо нас перепроверять, потому что мы абсолютно прозрачны в глазах Бога. Как я часто говорю - все мы хорошо замаскированные грешники, но в глазах Бога мы сами даже не догадываемся, что Он видит в нашей душе. Вот в соборном послании Святого Апостола Иакова (1 глава 13 стих) сказано: «В искушении никто не говори - Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обращаясь собственной похотью». А далее объясняется, что эти испытания посылаются нам в жизни для того, чтобы очистить нас. Как золото огнем очищается от примесей, так и душа праведного испытаниями и искушениями очищается и возвышается. То есть Бог хочет усовершенствовать человека. А если Господь посылает грешному человеку серьезные какие -  то испытания, то, что может выглядеть как наказание, мы можем согласиться, что это наказание, но имеющее целью не отомстить грешнику, а заставить задуматься - а правильно ли он живет и поступает? Потому что мы не можем Богу приписывать такие качества, как мстительность, коварство - это совершенно не допустимо. И вот давайте в контексте того, что я сказал, прочитаем снова этот псалом Это 10 псалом, 5 стих «Господь испытывает праведного», то  - есть посылает трудности верующим людям для того, чтобы их усовершенствовать, сделать лучше.  «А нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» - когда Господь говорит, что ненавидит кого -  то, что Он гневается на кого -  то -  надо понять, что, так как Бог неизменяем, Он не меняет отношения ни к кому из живущих на земле, но грешник сам своими делами - любовью к насилию, ко злу, ко греху удаляется от Бога. Удаляется так далеко, что оказывается в состоянии души, как бы отторгнутой от области Бога, которая находится под карой, наказанием, гневом. Но вернись такой человек к Богу – он оказался бы как блудный сын: все расточил, живя распутно, а потом принял решение вернуться. Он даже не надеялся, что восстановит статус сына в глазах Отца, он надеялся быть хотя бы среди наемников Отца, а Отец его сразу простил и заключил его в объятия отчие. Поэтому, пока человек жив, есть надежда на спасение, и когда меня спрашивают - какой рубеж, пройдя, человек уже ничего не может исправить? - Физическая смерть, когда человек умер - он сам ничего исправить не может. Как мы сегодня говорили - такие люди даже молиться за себя не могут, они нуждаются в молитвах родных и близких. Но пока человек жив - это значит, что есть какое -  то намерение Божие по отношению к этому человеку. Как в Писании говорится, что долготерпение Божие ведет к покаянию. Поэтому не спрашивайте, почему такой грешный человек и так он долго живет. Это значит долготерпение Божие.
 - В продолжение разговора о том, что человек  некрещеный. Вот у меня брат некрещеный, время такое было, никто не говорил ни за, ни против. В общем, о Боге даже и не знали. Я приехала в институт поступать, и мама велела покреститься, и покрестили, но это было так просто, и забыли о том, что покрестили. А вот когда брат умер  - он своей смертью меня привел в церковь. Я приходила и рыдала. И потом я стала ходить поминать, а потом и воцерковляться. Вот как его поминать?
- Вы знаете этот вопрос очень серьезный, его можно даже расширить. А вот как же жители Южной и Северной Америки могли бы обрести спасение, когда они жили до открытия Америки католиком Колумбом? Тоже ведь интересный вопрос?! И он меня всегда интересовал. Как вот судьба, каких -  то африканских дикарей, которые никогда не слышали имени Христова. Я нашел ответ в книге блаженного Феофилакта это толкование на Евангелие от Матфея, где он толкует слова, что земле Содомской и Гоморрской отраднее будет в день суда. И он предлагает такое интересное истолкование, которое, на мой взгляд, является удивительным ответом. Блаженный Феофилакт, ссылаясь на Григория Великого, пишет, что Бог будет судить людей, исходя из того, как бы они себя повели, живи они во дни Иисуса Христа, чтобы при этом они были свидетелями всех Его чудес и чтобы слышали все Его проповеди. Казалось бы, история не имеет обратного наклонения, но невозможное для человека возможно для Бога. Этот святоотеческий ответ, который мы можем найти у Феофилакта со ссылкой на Григория Богослова, он дает надежду, что Божий суд он будет не без милости, и опять же здесь надо вспомнить о неизменяемости Бога. Тот же самый Богочеловек Иисус Христос, который взял на себя все наши грехи и умер на кресте -  Он же будет судья, поэтому этот Божий суд будет не без милости. Как мы беседовали в одной из недавних передач, даже наказание в аду, как пишет Исаак Сирин, будет бичеванием любовью, когда грешник осознает, как Бог его любил, и эта любовь оказалась невостребованной со стороны грешника во дни его земной жизни. Но контакт Бога не прекратится ни с одной частью творения потому, что Бог ведет диалог со всем своим творением. Если бы прекратился контакт Господа с любой частью творения, оно сразу прекратило бы свое существование, потому что в Писании сказано, что мы Им живем, движемся и существуем. Но есть такие тайны, на которые мы не можем получить ответ в земной жизни, потому что эти вопросы очень серьезные, очень ответственные. То, что я смог, я ответил.
-Батюшка, скажите, что мешает проводить крестные ходы против ювенальной юстиции?
-Крестные ходы против ювенальной юстиции, крестные ходы против абортов, крестные ходы против гей  - парадов…. Все  - таки назначение крестного хода несколько другое. Но в истории церкви были случаи, когда православные совершали крестные ходы против ариан. Это было время Иоанна Златоуста. Тогда у ариан отобрали все храмы и передали православным - было такое решение императорской власти. А ариане, кстати, это они придумали крестные ходы, это описывается в житии святителя Иоанна Златоуста, они тогда стали ходить по улицам и они пели песнопения, несли крест, и людям это понравилось. И тогда Златоуст повелел, чтобы православные тоже делали крестные ходы в альтернативу инициативе ариан. Но я бы называл такие мероприятия - против абортов, против ювенальной юстиции, словом «стояние», когда мы стоим, чтобы высказать свою позицию, чтобы отстоять свою позицию. А крестный ход все -  таки, по определению, связан с каким -  то праздником. Иначе может получиться так: если это будут только протестные манифестации, то в какой  - то момент человек, который не знает церковного календаря, увидит, что вокруг храма люди ходят на Светлой седмице, подойдет и спросит: а вы против чего ходите? Вот чтобы этого не было, наверное, надо эти понятия разделять-крестный ход и протестное стояние, когда мы хотим высказаться против того, с чем мы не согласны.
- Мне попалось в руки издание книги «Священная история в простых рассказах для чтения», автор  - протоиерей Александр Соколов, 1896 года. Первый вопрос: вот 10 заповедей Господних, данных Моисею, в том числе заповедь «не убий». А как же царь Давид перебил 200 человек, а Самсон 1000 человек? Вот эти заповеди что, нужны для внутреннего пользования внутри иудейского народа? И второй вопрос: чем же для иудеев было Евангелие, и какие заповеди должны исполнять мы - христиане?
-Заповеди Моисеева закона – это, скажем так, неизменяемая и не подвижная часть Божественного Откровения. Когда Господа Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он прямо указывал на эти 10 заповедей. Вспомните благоразумного юношу, который подошел к Нему и спросил, как спастись, и Господь сказал ему -соблюдай заповеди. Юноша спросил: какие? И Христос назвал заповеди как раз из Десятисловия. Существует такой странный миф, что Христос отменил закон. На самом деле Он сделал его значительно строже. Если раньше было сказано «не убий», Христос говорит, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже совершает этот грех убийства в своем сердце. Если раньше было сказано «не прелюбодействуй», то Христос учит в Нагорной проповеди, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. То есть Евангелие вскрыло духовный смысл Божьего неизменяемого закона. А если говорить о том, как эти заповеди сообразовались с поступками царя Давида, Самсона, других людей, то здесь надо понять, что на каждую из десяти названных заповедей есть возможные комментарии, которые не совсем буквально им следуют. Например, сказано: не делай никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И в тоже время в книге Царей сказано: и на всех стенах кругом сделал резные изображения херувимов. Херувимы где обитают? - На небе. И также пальмовых дерев и цветов. А дерева и цветы где растут? -На земле. Так же и с заповедью «не убий». Сказано: не убий, и в то же время Господь давал повеление, в каких случаях можно применять смертную казнь, и в законе Божьем содержится и уголовная часть: какие наказания предусматриваются за те или иные преступления. А если уж совсем формально относиться к заповедям Моисея, например - что такое прелюбодеяние? Половой акт по существу, и вот кто -  то на этом основании будет требовать, чтобы все разводились с женами - это же будет нелепо. Поэтому надо понять, что Писание имеет в виду какие -  то конкретные  ситуации, когда заповедь надо исполнить от начала и до конца, что называется, а в каких ситуациях мы поступаем внешне вопреки этих заповедей, но мы не нарушаем волю Бога. Если Моисеев закон запрещает делать изображения того, что на небе наверху,  и того, что на земле внизу, а в Иерусалимском храме на всех стенах кругом были изображения и того, что на небе вверху и что на земле внизу, и Бог наполнил своим присутствием храм так, что никто не мог войти в него, это просто значит:  надо правильно понимать эту заповедь о кумирах. Библия не запрещает делать священные изображения. Библия запрещает делать изображения не существующих, ложных богов-идолов. А чем идол отличается от священного изображения. Апостол Павел пишет: идол -  ничто, то есть если взять статую Зевса, разве в духовном мире есть такая реальность «Зевс»?  - нет. Так и заповедь «не убий». В каком случае мы должны ее исполнять? Я приведу классический пример. Однажды к святителю Филарету Дроздову подошла одна дамочка и с сарказмом его спросила:  как же сказано в Писании «не убий», а вы благословляете с турками воевать? Сказано же в Нагорной проповеди: люби врага своего, а вы молебны служите? И он ответил ей очень взвешено, он сказал: личного врага люби, врага Христа ненавидь, врага Отечества бей. Поэтому мы любой текст, любую заповедь не должны выхватывать из всего библейского контекста. Если мы видим запрет на изображение, мы должны понять в контексте Библии, что она запрещает,  а что она разрешает делать. Любой текст Писания проверяется всем Писанием и плюс еще истолкованием Святых Отцов, чтобы быть в согласии друг с другом. А если мы будем отдельно выдергивать какие - то куски Писания и рассматривать их совершенно без контекста....Вот в Библии, например, сказано: сказал безумец в сердце своем «нет Бога» -  ну давайте расскажем тогда, что Библия учит, будто нет Бога - но Библия так не учит. Хотя если разумный человек даже будет рассматривать любой текст в отрыве от контекста, он скажет: да, в жизни безбожников нет Бога, они же без Него, они под властью демонов. Поэтому в Библии, которую вы читаете, есть параллельные места, но многие православные, к сожалению, не пользуются параллельными местами, а параллельные места - они помогают нам выстроить правильную цепочку текста, который приведет нас к правильному пониманию того или иного места. Параллельные места - они указываются между столбцами Библейского текста или в некоторых изданиях Библии они помещаются внизу, и ко многим стихам Библии есть параллельные места которые помогают нам лучше понять контекст того или иного текста из Писания.
-Вот прошла информация по «Народному радио», что будет создана комиссия по контролю за литературой, которая продается в наших храмах. Выходит так:  то, что мы покупаем, уже подвергается сомнению? Как относиться к этому?
-Об этом говорил Святейший Патриарх на епархиальном собрании, где я тоже присутствовал. Собрали всех священников из города и области, и обсуждался этот вопрос. На собрании была высказана мысль одним священником о том, кто будет заниматься цензурой этих книг -  непонятно, потому что, если каждая книга будет проходить цензуру, то весь процесс развития богословской мысли просто притормозится. Но на это возражение Святейший резонно сказал, что мы найдем людей, которые будут работать, потому что цензура все - таки нужна. Вот я своего цензора потерял. Мой цензор был покойный Даниил Сысоев, и я все свои книги, которые писал, отдавал ему на цензуру. Я помню, когда написал свою первую книгу, это было очень давно, она насчитывала где -  то 30 страниц, я дал на цензуру отцу Даниилу. Он тогда еще дьяконом был, он прочитал и нашел 8 ересей в такой маленькой книжке и он объяснил, что не так надо выражаться, а надо вот так сказать - это будет более правильно. С тех пор я давал ему на цензуру все свои книги. Последняя моя книга, которая сейчас вышла, это «Беседы на апокалипсис». Она была прочитана отцом Даниилом, мы с ним встречались и обсуждали разные места. Цензура совершенно необходима, здесь можно понять озабоченность Патриархии. Но один пожилой священник, который тоже со мной обсуждал этот вопрос, спросил: а судьи кто? Где мы наберем таких цензоров, которые смогут разобраться, полезна книга или нет?  Дело в том, что в церкви всегда были разные богословские течения: либералы, консерваторы, те, кто занимал срединную позицию, и здесь очень важно, чтобы цензура осуществлялась не с позиции одной из богословских школ, а с позиции то что называется согласия отцов. Чтобы в такой комиссии были представлены представители разных богословских течений, которые присутствуют в церкви, и всегда были консерваторы, фундаменталисты, и здесь важно, чтобы все было взвешено, и чтобы лодка не перевернулась.
Сейчас мы переходим к другой части нашей встречи. Сегодня у нас в гостях Димитрий Пахомов. Я на прошлой беседе зачитал документ, который сообщает о новой миссионерской инициативе в Москве, при Чешском подворье РПЦ. Брат Димитрий будет заниматься организацией этого процесса. Я думаю, что он будет выполнять роль цензора. Расскажите, Дмитрий, как вы видите эту работу?
- По благословению блаженнейшего Христофора, архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии, при храме Святителя Николая в Котельниках -  Подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии, в Москве организован миссионерский, духовно-просветительский центр во имя Святого Благоверного князя Вячеслава Чешского и разработана обширная миссионерская и катехизаторская программа. В рамках данного проекта при храме действует воскресная школа для взрослых и детей. Помимо основных базисных дисциплин школы, дети обучаются основам культуры и искусства по уникальной авторской программе объединения профессиональных педагогов «Феофания» для взрослых. Проводятся занятия по следующим дисциплинам: катехизис - основы православной веры, библейская история Нового завета и сектоведение. Занятия проводят преподаватели духовных семинарий. Организован библейский кружок для тех, кто хочет, читая Священное Писание, размышлять о смысле написанного и понимать его. Он действует каждую пятницу с 19 часов вечера. Занятия предваряются молебном перед мощами святых Петра и Февронии. Разработана система  подготовки к принятию таинств Святого Крещения и Браковенчания. Занятия проводятся каждую субботу в 15.00 преподавателем Перевинской духовной семинарии, вашим покорным слугой. Для желающих принять таинство Святого Крещения и крестных родителей, а так же для желающих венчаться проводятся соответствующие подготовительные беседы.
-Очень важно,  что и для крестных родителей. Не всегда люди понимают,  какая ответственность ложится на их плечи.
-Действительно, крестный принимает на себя колоссальную ответственность. Ребенок крестится по вере родных родителей и их поручителей. Задача поручителей в том, чтобы воспитать ребенка в христианских традициях, преподать ему знание о Боге. Если родители не могут приводить ребенка в храм, то это обязанность крестных родителей. Они обязаны следить за тем, чтобы ребенок часто бывал в храме, регулярно исповедовался после 7 лет, до этого времени причащался. Если родные родители с этим не справляются, то крестные должны взять на себя эту ответственность. Это очень важно. Так же продолжаем говорить о наших инициативах. Для молодежи, выпускников духовных школ которые закончили, к примеру, миссионерский факультет Свято -  Тихоновского университета или катехизаторский факультет Перервинской духовной семинарии, для учащихся этих учебных заведений, которые уже в период обучения хотят практически заниматься на приходах соответствующей деятельностью, у нас организована молодежная миссионерская школа. По благословению владыки Игнатия Бронницкого - председателя епархиального совета и московской комиссии по делам молодежи, эта инициатива сейчас будет реализована. Создан православный молодежный клуб святой благоверной княгини Людмилы Чешской, частичка мощей которой находится в нашем храме. Это клуб по интересам. В рамках его будут проводиться вечера встреч с известными священнослужителями и богословами, религиоведами, философами, историками, публицистами, журналистами, артистами, режиссерами, концерты, поэтические вечера -  и все это будет сопровождаться чаепитием. У нас есть Паломническая служба с миссионерским сопровождением. Переходим к пункту, связанному с отцом Олегом - это реабилитация жертв нетрадиционных религий. Отец Олег - известный православный богослов, который не нуждается в представлении. Каждый понедельник с 12 до 16 в храме святителя Николая в Котельниках, расположенном по адресу 1 –ый Котельнический пер., дом 8, будет вести прием пострадавших от сект. Отец Олег будет совершать молебен о заблудших - тех, кто еще не просвещен светом Христовой истины или отошел от святой Матери - церкви. Люди нуждаются в этом.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+