Перейти к основному содержанию

01:02 29.03.2024

Как узнать, есть ли в человеке Святой дух? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

11.03.2014 08:31:41

-Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром вновь начинаем нашу программу. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

Напоминаю также, что вы можете присылать свои вопросы к нам в студию по смс.

 -Господь говорит: «Не мир принес Я, но меч». Что это означает? Разве не мир пришел Господь водворить на земле?

 -Нет. Что за нелепость? Этот человек искажает слова Господа.

 -Да, батюшка. Я прочитал вопрос, так он звучит у нас.

 -Ну, вот в этом многое открывается. Потому что часто человек не понимает, потому что неправильно прочитал или неправильно запомнил. Под мечом Господь имеет в виду разделение. В греческом языке это одно и то же слово. Поэтому да, люди разделяются по вопросам веры. Самый нынче острый пример - что мусульмане в Сирии убивают христиан.

 -Вот, казалось бы: вы веруете по-своему, мы по-своему. Ну, давайте каждый будет веровать, как он хочет. А уже потом, после смерти, Бог все расставит на свои места. Не надо склонять всех в свою веру.

 -А потом – ну, как склонишь? Допустим, человек из-под палки примет другую веру. Неужели Богу будет это угодно? Ведь когда из-под палки, все равно внутри-то ничего нет!

 -Нет, но угодно человеку…

 -Ну да. Это говорит о том, что люди, к сожалению, не понимают, что Бог смотрит внутрь человека. Но это христианская религия. А так можно любую секту представить. И в том числе человеконенавистническую.

 -То- есть, можно сказать, что меч- это Сам Христос, Который разделил все человечество.

 -Ну, конечно.

 -На две части.

 -Да.

 -Как узнать, есть ли в человеке Святой дух?

 -Да очень просто. Ударить по правой щеке. Подставит другую - значит, есть. Не подставит - значит, нет.

 -Да, такой очень наглядный пример.

 -Может ли человек каким-то чувственным образом ощутить, что Бог его простил?

 -Нет.

 -А как тогда вообще понять, стоит ли дальше каяться в содеянном грехе? И сколько нужно каяться?

 -А покаяние- это же просто доля секунды.

 -Это сокрушение о содеянном.

 -Нет, это внутренняя перемена, которая происходит с человеком. Сокрушение- это как бы первый этап. Этого еще не достаточно. Покаяние, если можно так сказать, имеет три стадии. Первая -это человек умом понимает свою неправоту, вторая- сердцем отторгается от греха, а третья- это благодать божия приходит к человеку и исцеляет его. Вот это и есть покаяние.

 - И все это за доли секунды!

 -Благодать божия приходит и освобождает. Человек чувствует, что он освобожден от этого греха. Это не спутаешь ни с чем.

 -Но память остается при этом.

 -Да.

 -И вот люди часто думают, что если я еще помню о грехе, значит- он не прощен…

 -Это ошибка.

 -Значит- осталось что-то еще…

 -Нет. Если грех изглажен…Память о нем, если грех тяжелый, конечно, остается.

 -Ну так, как некая епитимья, как шрам.

 -Да, совершенно верно, как шрам.

 - Я читал «Сказание аввы Дорофея об авве Досифее». При кончине аввы Досифея его беспокоил помысел, подсказывающий лекарство о его смертельной болезни, но Досифей не последовал этому помыслу по совету своего аввы и умер. В чем заключалась опасность или греховность этого помысла? Может быть, лекарство спасло бы ему жизнь?

 -Дело в том, что цель монашеской жизни- это спасение души, а не спасение жизни тела. Поэтому Досифей избрал путь скорейшей встречи с Богом.

 -Есть вопрос у нас.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте, отец Дмитрий.

 -Здравствуйте.

 -Я хотела задать вопрос по поводу словосочетания «невеста Христова». Меня всегда смущал налет некоей физиологичности. А очень хотелось бы, собственно, понять….

 -Нет, налет налетел в вашу голову. Это образ брака, брачного пира. Самый что ни на есть церковный христианский символ. Поэтому я не знаю, какое тут может быть смущение. Просто те женщины, которые посвящают себя Иисусу Христу, остаются в девстве, не потому, что никто замуж не позвал, а в результате сознательного выбора служения Христу Богу нашему. Они именуются невестами Христовыми потому, что в наше время полный кавардак в этом вопросе. А раньше если некий человек мужского ли пола, женского ли, обещался другому вступить с ним в брак- это считалось уже помолвкой. И невозможно было никакое отступление. Поэтому если кто и предлагает руку и сердце, то ему говорят: извини. У меня есть жених. Или там невеста. Так и называли: мой небесный жених.

 -Раньше венчанию все-таки предшествовало обручение.

 -Это происходило достаточно задолго до того, как все это происходило.

 -Да.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте, меня зовут Людмила.

 -Здравствуйте.

 -Батюшка, пятнадцать лет назад, на конференции я вам задала вопрос с места, что такое праздник в христианском понимании? И вы сказали, что это тема диссертации, и ответили мне на этот вопрос по первому душевному порыву. Мне интересно- через пятнадцать лет что-нибудь изменилось в ваших взглядах? Может быть, открылось что-то новое? Можете мне еще разочек ответить, что такое праздник в христианском понимании?

 -Вы меня что, экзаменуете?

 -Нет. Что вы. Я не экзаменую. Меня удовлетворил тот ваш ответ. Мне просто интересно, а вдруг вы что-то такое еще скажете?

 -Да нет, дело в том, что я же давно все забыл. Понимаете? И то, что говорил тогда, И что такое праздник. Поэтому вряд ли я вас чем-то порадую.

 -Оставите удовлетворенную тем ответом?

 -Да. А то вдруг разочарую? Буду плакать потом.

 -Можно ли православному ходить в старообрядческий храм и наоборот?

 -Ходить можно куда угодно. И поэтому апостол Павел нам сказал, что все позволено, но не все полезно. Очень важна цель и мотивация. Все от этого зависит.

 -Нередко люди, живущие за рубежом, спрашивают: нет рядом православного храма, но есть протестантский или католический. Могу ли я прийти туда и там помолиться? И как быть с причастием в этой ситуации?

 -Никак. Подкопить немножко денег. У нас есть такие немецкие города, где православных храмов на душу населения больше, чем в ином русском городе. Поэтому открываешь интернет, смотришь ближайший храм и едешь на электричке. Это же не Россия- матушка! Там все доступно, все рядом. Где это там, в Европе нет православного храма?

 -Может, под боком нет?

 -Ну, бывает, что нет под боком. В Америке, например большие расстояния. 300 миль - считается рядом. Ну а в Европе- то что там?

 -Сама Европа величиной с Московскую область.

 -Нет, ну чуть побольше.

 -Чувствую, что стеснительность есть признак гордости. Понимаю, что нужно молиться Богу, чтобы избавил от этой гадости, и исповедовать этот грех. А что еще практически я могу сделать? Чтобы ее побороть?

 -Ну что тут? Перекрестился. «Господи, помоги!» И вперед.

 -Или шаг навстречу.

 -Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, есть ли правила борьбы с существующими грехами? И есть ли технологии спасения именно в миру? Так, как вот в «Лествице» описано спасение монаха.

 -А принципиально ничем не отличается. Живешь ли ты на улице Коперника, или Галилео Галилея. А какая разница? От Луны ты одинаково близко. Так же и здесь. Те же самые технологии. Просто в «Лествице" когда читаешь слово «монах»- можно заменить на христианин. Ничего не изменится что для мужчины, что для женщины.

 -Но все-таки монашеский путь имеет свои особенности. И не все применимо к тому, что сказано.

 -Ну, особенности чисто технические. Сам образ жизни -он более соответствует спасению. Мне один монах говорил, он жил в миру, кстати, служил при церкви алтарником, царство ему небесное. Отец Иоанн говорил: как вот премудро все-таки в монастыре, но тогда вообще в России было монастырей меньше, чем пальцев на двух руках. И потом он уже был в годах. Кто бы его взял, старика? Ну, вот вечер, колокол зазвонил, глянул из окна кельи- братия пошли все в храм. Что ты будешь один сидеть? Вот и ты пошел. И вот так оно само приводит тебя к спасению.

 -Но все-таки мирская жизнь человека, обремененного семьей, сильно отличается от свободы монашеской жизни. Там монах может все свое время, все свои силы посвятить именно служению Богу.

 -А послушание? Ведь семейная жизнь при правильном отношении к ней- это как послушание. Тогда и не будешь раздражаться на детей. Будешь знать, раз он тебя зовет, это не он тебя зовет, это тебя Бог призывает, чтобы ты отложил себя и занялся другим. Осуществлял слова псалма: «Жертва Богу -дух сокрушен».

 -Ну, как раз в семье даже побольше возможностей служения

 -В общем, да. С другой стороны- это естественно. Потому что все-таки в монастырь собираются люди незнакомые, с разной прошлой жизнью. А здесь одна семья, все люди близкие. Ну, в общем, одно другое компенсирует. Поэтому эти два пути в церкви называются равночестными.

 -Батюшка, каждый второй человек говорит: вот, я всех могу потерпеть. На работе меня считают скромнейшим человеком, а дома просто…

 -Ну, ясно: дома все распускаются. В том- то и дело. Человек расслабляется дома. На работе надо имидж поддерживать, а дома -то все знают, что ты собой представляешь, кто ты есть. Особенно дети. Господи, помилуй! Насквозь тебя видят, расколют любого взрослого на раз. Дети- то прозорливы. Это же не то, что мы, взрослые. Это нам можно голову заморочить. А детям- нет.

 -Так хочется быть со своими близкими и ласковым, и добрым, и терпеливым! А вот не получается.

 -Ну, не сразу Москва строилась. У какого монаха сразу все получается? Это очень непросто. Если только к старости что-то начинает проясняться.

 -Есть вопрос у нас.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Добрый вечер, батюшки!

 -Здравствуйте.

 -Батюшки, у меня такой вопрос. Я не могу понять притчу в Евангелии. Как расточают имущество господина, и просят переписать записки. Если кто должен 100 мер масла, то надо переписать на 50, и так далее. Это же неправильно, это нечестно в нашем понятии.

 -Отец Александр, расскажи.

 -В очередной раз.

 -Ну да. Когда в очередной раз? Я тебя прошу!

 -Дело в том, что когда составлялась расписка о долге, там была еще и доля этого управителя. Он, таким образом, свое благосостояние улучшал. А когда пришло время расставаться с этим местом, он подумал, что, мол, я могу пожертвовать своей долей ради того, чтобы эти люди меня приняли. И вот то, что ему причиталось, он пожертвовал этим.

Тем самым Господь призывает нас всем тем земным, что нам дано от Бога, не кичиться, не думать, что вот это -мое. А если нужно- принести это в жертву ради царства небесного. Вот об этом речь.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте, благословите раба божьего Сергия.

 -Здравствуйте. Бог благословит.

 -Батюшка Дмитрий, что такое ложное смирение? Вот дома- промолчишь, а у меня характер вздорный, вспыльчивый. Промолчишь, ничего не скажешь- опять плохо. Меня тогда упрекают в ложном смирении. Я знаю, что смиряться можно во всем кроме греха. А на ваш взгляд, что такое ложное смирение?

 -А что такое ложные белые грибы? Знаете? Это когда на вид белые, а на самом деле не белые. Их в народе называют горькуша. Когда срезал, он становится зеленым. Попробовал его - он горький, несъедобный. Его нельзя в пищу употреблять. А на вид прямо беленький такой боровичок. Вот так и ложное смирение. Смирения нет, а человек изображает ложное смирение.

А то, что промолчал- так совершенно правильно сделал. Ничего тут ложного нет. Если каждый вздорный мужик вот так промолчит- так постепенно и его вздорность пройдет.

 -Да, это каждому человеку можно такой совет дать. Помалкивай побольше, когда тебе что-то не нравится. А то получается: «Господи, помоги!», а Бог не дает.

 -И так бывает.

 -Когда Бог приходит, там уже гром и молнии.

 -Заниженная самооценка для души человека вред или польза? И как самооценка влияет на жизнь человека?

 -Самооценка всегда бывает вредна. Потому что всякая самость- она с большими ошибками и искажениями. Поэтому святые отцы это не рекомендуют самооценкой заниматься.

 -То есть лучше вообще себя никак не оценивать?

 -Ну, это невозможно. Человек обречен на ошибку.

 -А какой тогда стимул у человека для движения вперед? Все-таки достижения стимулируют человека и дальше двигаться.

 - А нам не нужны такие стимулы. Мы же не спортом занимаемся. У нас одно единственное стремление: угодить Богу. Господь человеку для того, чтобы он совершил нечто богоугодное, дает благодать божию. Она является свидетельством того, что человек угодил Богу. Какой еще стимул, кроме благодати божьей? Все остальное - Олимпиада.

 -То- есть пришествие в сердце человека благодати божьей и есть как бы ответ Бога на то, что человек сотворил?

 -Нет, не сотворил. Человек не может ничего сотворить без благодати. Человек может сотворить что-либо, какую-нибудь заповедь малейшую исполнить только с благодатью божьей. А сам может только проявить рвение, желание, усердие. И Господь когда видит, что это все есть, и есть искренность- то он и дает ему эту благодать. И совершается то, к чему человек вожделеет.

 -То- есть исполнение заповеди божьей- это, можно сказать, как некая награда человеку…

 -Конечно…

 -За его…

 -За его усердие. Да. Но усердие без благодати божьей бесплодно.

 -А как хочется Богу подарок сделать! Сделать что-то такое…

 -Если этого хочется, то Господь это увидит. Это само такое желание, оно не греховно. Бог целует намерения. Иоанн Златоуст нам это открыл.

 -Но тут у меня стремление такое: Бога удивить. Вот я сейчас перестану…

 -Ну, удивить, конечно, невозможно.

 -Вот я сейчас перестану грешить, и…вот смотри, Господи!

 -Удивить невозможно, а вот что Господь порадуется- это да. Человек перестает грешить только благодатью божьей. Это заслуга Бога, а не человека. У человека нет заслуги. Когда Господь говорит: называйте себя рабами негодными, даже если кто исполнил все повеленное вам. Это абсолютная истина. Потому что человек ничего не может исполнить. Ни одной заповеди. Это нереально.

Если бы человек мог исполнить хоть одну заповедь, тогда зачем Христос приходил? Дал заповеди- ты выполняй. Человек может исполнять только ветхозаветные заповеди. Это значит просто быть человеком и не быть животным. Это он может. А вот новозаветные, «блаженны нищие духом» - ну-ка исполните! Я сейчас посмеюсь. Стяжать нищету духовную- как это без благодати божьей? Невозможно.

 -Почему ребенка нужно крестить через сорок дней после рождения? Откуда это правило?

 -Правило из Ветхого завета.

 -И насколько оно строгое?

 -Вообще нестрогое. В любой день можно крестить. Поэтому у нас на Руси сместился с сорокового дня на восьмой. Ну, мамулька чуть-чуть окрепнет- и уже можно крестить на восьмой день.

 -А сейчас такое правило существует в храмах?

 -Нет. О нем даже никто не знает. Даже священники уже забыли.

 -Ну вот, приходят и спрашивают: когда крестить? Как соберетесь, так и приходите.

 -И то рады будут.

 -Сейчас еще говорят: ну, когда крестные будут готовы. Вот подучатся немного.

 -Ну да. Сейчас же крестных тоже учат.

 -Ну, это вообще замечательная вещь, потому, что когда стоит крестный и не знает вообще, во что он сам верит, его спрашиваешь: ты во что веришь? В Бога. А какой Он, Бог?

 -Ну да. Как зовут?

 -Нет, вообще, никак…

 -Не врубается…

 -Не в теме….

 -Это мне один батюшка рассказывал. Пришел он в одну тюрьму на пасху поздравить там народ. Вышли- народ тюремный, построились. Он говорит: Христос воскресе! А они молчат. Он говорит: Христос воскресе!!! И один из толпы говорит: бать, извини, мы не врубаемся. То- есть, они не знают, что отвечать. Совсем такие…

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Еще раз добрый вечер. Прошу прощения, батюшка.

 -Прощаю.

 -Я, знаете, хотела уточнить. Христос у нас один, а невест христовых много. Рассейте…

 -А что рассеять- то? Я не пойму.

 -Жених один, а невест много. Как так может быть?

 -Ну, тут не поможешь ничем. Это надо какого-то учителя попроще. Это, знаешь, вопрос есть такой. Мы чада божии? Чада. А как у одного отца может быть столько чад? У отца небесного семь с половиной миллиардов чад. Как это возможно?

 -Это только живущих, а сколько еще умерших?

 -Ну да, А у Бога же нет мертвых! Он Бог живых, и все для Него живы. И вот как тут? Ну, вот, точно-точно я не знаю, что тут сказать.

 -Можно только посоветовать ей не думать о Боге…

 -Я могу простить человека. И я уже ее простил.

 -На чем формировать внимание родителей в развитии ребенка? Пожалуйста, поделитесь своим педагогическим опытом. Что наиболее важно?

 -На что обращать внимание?

 -Да. В развитии ребенка.

 - Пожалуй, на заповедь: «Чти отца и мать». Вот это очень важно. Особенно в нашем современном мире, где хамство просто разлито в атмосфере, как свинец, ртуть и разные другие вредные для здоровья миазмы.

 -Батюшка, вот смс нам пришла. Читаю. Как почитать родителей, если они хотели сделать аборт, но не вышло? И они всю жизнь меня избивали до увечья, унижали?

 -Как почитать? Имеется в виду что? Форма?

 -Я думаю, что сущность. Ведь все-таки не по форме почтение Богом приемлется, а по состоянию души. Ну, вот нет ничего доброго, что человек мог бы вспомнить о своих родителях.

 -А это неважно. Вот есть такая поговорка, которую в армии все повторяют: я начальник, ты дурак. Ты начальник, я дурак. Вот и все. Это родители? Значит, от тебя требуется почтение. А то, что ты видишь их недостатки, чем- то ты недоволен- ну помолись, чтобы Господь исправил. Если жизнь невыносима- покинь дом.

 -И вообще забудь о том, что они есть.

 -Нет, почему? К седьмому ноября открытку. На восьмое марта звонок. И так далее. Здравствуйте. Поздравляю вас с международным женским днем имени Клары Цеткин.

 -Есть звонок, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте, батюшка Димитрий. Благословите задать вопрос.

 -О, это надо подумать…

 -Раб божий Василий. Скажите, пожалуйста, вот в Библии сказано, что дети отвечают за грехи отцов в двух-трех поколениях. И в тоже время есть такой момент, что дети не отвечают за грехи отцов. Как тогда первый момент объяснить? За какие грехи отвечают дети?

 -Тут вот какая история. Взрослые заражают грехами детей. Вот, например, дедушка ругается матом, а внук слышит. А внук -это третье поколение. Вот он слышит и запоминает. А потом, когда чуть-чуть подрастет, то тоже начинает ругаться. Вот это значит, он отвечает за грех отца. То –есть, у него тот же грех, что и у дедушки. А если у дедушки есть еще правнук, то до четвертого колена. А если дедушка уже отошел в мир иной, то правнучек ничего такого не услышал от дедушки. Он за грех дедушки не отвечает. Дедушка его не успел заразить. А если он заразил старшего брата - то он отвечает за грех старшего брата. Потому что он этот грех воспринял.

 -А как ребенку, который в этой атмосфере живет, не воспринять то, что он слышит?

 -Каждый ребенок и каждый взрослый, абсолютно все 100% знают, что есть слова хорошие, а есть плохие. Вот маленький ребенок подходит на исповедь и говорит: я произносил скверные слова. Я спрашиваю: какие? Мычит, стесняется, боится даже произнести. То- есть, он прекрасно понимает, что это плохие слова. Поэтому он может отвергнуть и их не произносить.

 -Но это знание о хорошем и плохом все-таки приходит к людям из семьи?

 -Не только. Есть еще и внутренние чувства.

 -А, есть какое-то сдерживающее начало….

 -Обязательно.

 -Некая преграда в душе человека, когда его склоняют ко злу, а эта преграда все-таки препятствует.

 -Ну да, конечно. А как же?

 -Просто ребеночек-он же как пластилин!

 -Это пластилин, но живой. Пластическая масса мертва. Что вылепил -то и есть. А из человека попробуй вылепи! Он сопротивляется. Он воспринимает только то, что ему любо.

 -Вот интересно, одни дети воспринимают зло, а другие с большей охотой -добро. От чего это зависит?

 -От удобосклонности.

 -А она, эта удобосклонность - что это? Божий дар?

- Это тайна божия.

 -Родовая …

 -Ну, это тоже, конечно, есть. Если в роду были матерщинники, то если человек не матерщинник- это дар божий. Безусловно, во Христе любой родовой грех можно преодолеть.

 -Ну, это уже труд взрослого человека.

 -Ну да.

 -Ребенок -то - пока не может сопротивляться. Он живет тем, что вокруг него.

 -Ну да. Он может на первых порах воспринимать это в порядке вещей. Но ребенок всегда воспринимает, как и любое млекопитающее, сначала тон, которым говорят. И поэтому матерные слова еще окрашены агрессией. А это ребенок может различить. Ну, уж пятилетний точно. Пожалуй, двухлетний еще нет. А пятилетний -прекрасно. То –есть, до конца не понимает, но чувствует точно.

 -Вот нам задают вопрос батюшка. Что такое девичья гордость? Должна ли девушка иметь гордость, и что это такое?

 -Нет, конечно. Она должна первому встречному все, что он попросит, предоставить бесплатно. По первому требованию. Или по первому свисту. Какой-то странный вопрос. Конечно, зачем какая-то еще девичья гордость?

 -Слово «гордость» уже как красная тряпка.

 -Нет, дело в том, что гордость в аскетическом понимании, есть душепагубная страсть, и гордость есть в обыденном смысле, я имею в виду -как чувство. Вот мы испытываем чувство гордости, когда наша спортивная команда выиграла- и поднимают государственный флаг. И ничего тут предосудительного нет. Хотя мы к этому не причастны. Ребята потели, синяки получали. Вот у них слезы на глазах- это понятно. Они выложились. Но это же совершенно другое чувство!

 -Батюшка, гордость за своих детей- это как?

 -Да это не гордость, это тщеславие. Конечно, труд родителей огромен, но все-таки взращивает Господь. Поэтому трезвые родители, относятся к своим заслугам очень скромно. И всегда благодарят Бога.

 -То- есть то, что люди любят рассказать о своих детях, об их достижениях, это тщеславие.

 -Да. Совершенно верно. Это тщеславие, это не гордость. И еще это желание поделиться чем-то очень дорогим для себя.

 -Но вообще людям свойственно делиться тем, что наполняет их душу радостью.

-Чаще такой человек молчит. И в сердце своем молится. Он боится расплескать.

 -А ему не хочется со всеми поделиться?

 -Нет-нет-нет. Этим не делятся. Бывают такие случаи в истории, вот написано у Николая Александровича Мотовилова, что преподобный Серафим дал ему ощутить благодать божью. Но это случай уникальный. Можно сказать- просто фантастический. Просто преподобный Серафим был настолько родной для Бога и для Матери божьей, что он мог попросить чего угодно. Даже для служки своего Николая. А так- то, как благодать божью передать? Или, там, твои грехи мне? Это же глупость! Как это на тебе? На тебе будут, когда ты пойдешь и согрешишь также. И то это будут не его грехи, а твои, но аналогичные.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте, батюшка Димитрий!

 -Здравствуйте.

 -Я вот хотела спросить. Я говорю дочери своей, что я ее жалею. А она мне говорит, что ее надо любить.

 -А это одно и то же. В славянском языке «жалеть» и «любить»- это синонимы. В сербском языке вообще слова «любить» нет.

 -Недавно услышала от своего мужа, что мужчины, прежде, чем жениться, проводят тест-драйв женщин. Не подошла- другую ищут. Что делать порядочным женщинам, чтобы обрести семью? Ведь хороших мужчин на всех не хватает.

 -Надо быть хорошей женщиной и молиться Богу. И найдется хороший мужчина, который разглядит. Сделает тест, посмотрит- все отлично. Без всякого драйва. Очень спокойно.

 -Некоторые смущаются: ну уже столько лет прошло, уже в возрасте, кто на меня посмотрит?

 -Веры маловато. Вот Авраам веровал Богу. И Господь ему послал потомство как песок морской, испытывал его. Поэтому он и именуется отцом всех верующих. А по горячке- то вон потом слезы. Сегодня вот раба божия пришла. По глупости развелась с мужем, вышла замуж за другого, а он пьяница, да еще брак не регистрировал. А теперь выгоняет из дома. Ну, она ж никто. Она -то думала, что она жена. А она никто. Ну, и кто виноват?

 -Ну, обещал.

 -Вот опять же. Приходит человек в ресторан. Его обещают покормить. Ну сколько можно сидеть и ждать, когда этот блаженный миг наступит? Никто же не платит до того как поел. Когда обещание выполнишь, тогда и все остальное. А не так: деньги вперед, а потом до свидания. Для чего заповедь дана? Чтобы не думать над глупыми вопросами. Любовь - когда пойдем в ЗАГС.

 -Будучи в Киеве-Печерской лавре, я дала обещание, что брошу пить и курить, но не получается. Не могу справиться. Как можно исполнить данное обещание?

 -Во-первых, никаких обещаний не надо давать. Потому что опять же только благодатью божьей можно исцелиться. Поэтому надо просить у Бога помощи до тех пор, пока это не произойдет.

 -И терпеть.

 -Ну, недолго. Вот один курящий гражданин стал ходить в наш храм. Я ему говорю: ты давай кончай курить. И месяца не прошло, как он бросил. Я говорю: ну что, поздравляю, молодец. Респект и уважение. Мужчина- и курит. Это несолидно.

 -А женщина курит? Это солидно?

 -Ну, женщина слабое существо. Несчастная, так сказать…

 -Мужчинами брошенная.

 -Да. А мужчины курят. Потом- любой мужчина скажет: давай, милая, я на тебе женюсь. Только условие: чтобы я целовался не с пепельницей, а с женщиной. А не каким-то прокуренным одиннадцатиклассником. Я думаю, любая женщина на это пойдет. Семья для женщины гораздо дороже, чем табачок.

 -Да. Не бог весть какое условие.

 -Здравствуйте, отцы. У меня вопрос. Недавно в одном монастыре после исповеди нас с женой не допустили к причастию, так как я женился в 42 года, а по канонам можно только до сорока. К тому же я женился на разведенной женщине. По мнению священника, нам нужно либо развестись, либо жить как брат с сестрой. Но ни один из этих путей мне не кажется возможным. Как быть?

 -Надо следовать словам апостола Павла. То- есть, негодных бабьих басен не брать в расчет. Кто бы эти бабьи басни ни произносил. Человек, с какими бы регалиями он ни был, если говорит ерунду- надо это оставлять без внимания.

 -Но монах в монастыре…

 -Монах? Это он что, уже дельфийский оракул? Или семинарию закончил на одни пятерки? Ну, монах. Ну и что? А может этот монах всю жизнь был истопником, а поскольку некому служить, вот его и посвятили. И он ничего кроме возгласов говорить не умеет. И вообще ничего не понимает ни в канонах, ни в правилах. Сам их изобретает.

 -То- есть, это собственного изобретения правило?

 -Это даже не правило. Это ахинея. Просто ахинея. Я бы этого с позволения сказать монаха послал бы на полгода на кухню. И уж конечно от исповеди отлучил. Служит - и пусть служит. А на исповедь не ставить, пока он не закончит учебное заведение, или все церковные канонические правила не выучит. Ну, если у него ума нет, то, значит, он должен наизусть знать всю канонику. Пусть зубрит. Нечего сочинять.

 -Какие молитвы нужно прочитать за родственников, если они не считают тебя частью своей семьи? Обзывают, проклинают. Можно ли как-то успокоить их нужным словом? Разговаривать они не хотят.

 -Нет-нет. Никаким словом. Нужно за них молиться. Просто в тиши, в келье, в сердце. Чтобы Господь им подал всякого здоровья, и благополучия. Спасения души, и умягчения их сердец.

 -Но вот интересно: человек тебе смерти желает, а ты ему- дай Бог тебе здоровья!

 -Ну да. Именно так по- христиански полагается. Смерть, она- желают ее или не желают- все равно придет. Куда мы от нее денемся?

 -Воспитываю приемную девочку 3-х лет. Порекомендуйте, пожалуйста, может быть, вы знаете какую-нибудь литературу по воспитанию приемных детей.

 -Вы возьмите интернет. Если нет интернета, обратитесь в отдел опеки и попечительства.

 -А вот дальше, в интернете в основном публикации американских педагогов.

 -Ну, там очень много есть что толкового. Потому что в этом смысле американская наука далеко продвинулась. Конечно тоже, надо зерна от плевел отделять. Потому что американские реалии они другие. Там есть свои педагогические моды. Там другая ментальность. Психолог- американец
например, никогда русскому не подойдет. Недаром говорят: что немцу хорошо, то для русского смерть. Мы, конечно, другие. Но я уже давно ничего не читал отдельных статей. Читал те куски, которые меня интересуют.

 -Есть вопрос у нас батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы слушаем вас.

 -Здравствуйте батюшка. Я бы хотела разобраться, за какой грех Моисей не был допущен на землю обетованную? Я не поняла. Объясните.

 -А там написано же. Ни за какой не за грех. Просто чтобы его могила не стала объектом, который мог бы превратиться в идола. Вот из таких пастырских соображений Господь- Отец небесный, заботясь о народе своем избранном, так устроил. Чтобы это не превратилось в какое-то место поклонения. Вот и потом Моисей во многом был прообразом Христа. Как Христос вознесся на небо, так и уход Моисея и его кончина. И неизвестно где он погребен. Это знаменует собой будущее вознесение Христа Спасителя.

 -У меня очень обидчивая подруга. Она одинокая, и мне ее жаль. Но отношения с ней очень тяжелые. Потому что она постоянно меня грузит своими проблемами и жалобами на других людей. Вот скажите, как мне правильно построить с ней отношения? Просто бросить ее не могу, и слушать нет сил.

 -Эта задача нерешаема. Это все равно, что человек спрашивает: батюшка вот я люблю ходить босиком, особенно в дождь. Вот как мне сделать, чтобы кожа моих ног не намокла?

 -Таких вопросов много.

 -Одна говорит: батюшка, я очень люблю булочки с вареньем. Вот как мне избавиться от моей толщины? Ну как? Не надо есть булочки с вареньем. Другого нет пути. Невозможно похудеть, кушая булочки с вареньем. Это нереально. Надо что-то выбирать. Так же и здесь. Либо любовь к подруге с теми нагрузками, которые она вам приносит, либо лишение подруги. Тут ничего другого нет. Потому что перевоспитать человека невозможно. Батюшка, а нередко одинокие люди, видя к себе доброе отношение и жалость, просто прилипают к человеку.

 -Ну да. И пьют кровь.

 -и священники от этого страдают.

 -А тот говорит: если брошу, разве это по-христиански?

 -Конечно, очень даже по-христиански. Ну, вот какой-то человек любит выпить, а ему не с кем. Ну, давай выпьем, давай выпьем, начинает уговаривать. Ну что это будет? Раз выпил, два раза выпил, три раза выпил, вот ты уже и алкаш. Семью потерял, детей потерял, работу потерял, печень потерял. Это что ли надо? Надо различать любовь и человекоугодиее. Нам все позволено, но не все полезно.

Общаться с такими людьми, которые пьют кровь это совершенно не полезно. Будешь их все капризы выполнять. А надо же Богу служить. А Богу это не угодно, чтобы человек выполнял чьи-то капризы. Собственного ребенка, мамочки своей престарелой. Надо делать то, что надо. И все. А так каждый человек грешен. Он хочет властвовать над другими. Дети властвуют через крик. Орут, пока родители не сделают то, что он хочет. Бабушки рыдают.

 -Вы неблагодарные…

 -Ну, начинается это все: «я сейчас умру», «я выброшусь из окна». И та-та-та. И все. И добиваются своего.

 -Отец Дмитрий, я много лет замужем и не могу забеременеть. Как нам с мужем быть? Смириться или ждать чуда?

 -Вообще чуда ждать не полагается. Нет. А потом- вот, заболел зуб. Идти к стоматологу или ждать чуда?

 -Что вдруг пройдет…

 -Ну да. А знаешь как надо? Надо священномученику Антипе молиться, а потом, помолившись, идти к стоматологу. Так же и здесь. Нужно пойти к доктору, провериться. Может быть, это какой-то пустяк, и это легко устранить. Ну, а потом- деток же можно взять и из приюта!

 -Говорят, у нас сто тысяч детей усыновили за год.

 -Ну, слава Богу. У меня на цифры память плохая. По- моему, меньше.

 -Ну, все-таки призыв к этому доходит до людей.

 -Да, конечно.

 -И потом люди приходят и говорят: чудо вот какое- мы взяли ребеночка, а тут свой родился!

 -А это очень часто бывает. Это значит- Господь увидел, что люди действительно хотят детей.

 -Да. И это самое лучшее свидетельство. Я таких случаев много знаю.

 -У вас в приходе есть такие.

 -Что родились после? Ну да, есть. Но я узнавал не от прихожан, а просто многие мне говорили.

 -У меня знакомая такая есть. Просто потрясающий случай. Ей уже поставили диагноз о полной невозможности забеременеть. И они взяли девочку. А через год она родила свою. Вот это и есть чудо, о котором человек мечтает.

 -Это Бог.

 -Батюшка, пора нам прощаться.

 -Да? Ну, хорошо. Всего вам доброго, до свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+