Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Как прийти к Богу самоуверенным людям с атеистическими корнями?

07.09.2017 10:59

Как прийти к Богу самоуверенным людям с атеистическими корнями?

Прямой эфир от 19.08.2017 21:00
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/08/19/21-00.html

Что значит познать себя? Насколько это важно и в какой момент своей жизни человек должен к этому обратиться?

- Познать себя – значит увидеть то, что ты грешный человек. И чем шире будет это видение, тем успешнее будет путь ко спасению.

- Люди нередко приходят на исповедь с тетрадками, даже не с листочками, исписанными грехами. Вот это есть – познание себя?

- Да. Вообще исповедь служит для этого познания. Но, просто, сама исповедь это не есть терапия. А есть только установка диагноза. Только познание самого себя, познание, что ты грешен: перед Богом, перед людьми, перед всякой тварью и перед всякой вещью, даже говорили святые отцы. Вот, например, недавно мне один человек сказал: «Я все время вещи не кладу на место». Это грех. Человек не понимает. Такое небрежное отношение к вещам это и есть согрешение против вещи. Познание этого дает возможность установить диагноз и вступить с ним в борьбу. А если человек говорит: «Да, я, вроде, такой как все…».

 - «И что в этом особенного?»

- Да. Такой человек не познал самого главного.

Каждый раз, когда становлюсь на молитву, меня одолевают очень сильные хульные помыслы. Что делать? Мне кажется, что за это меня Господь наказывает, отворачивается от меня. Подскажите, что мне делать?

- И первое, и второе – это есть диавольская работа. Сначала диавол всевает хульные помыслы, а потом внушает мысль, что тебя Господь накажет. Как же Господь может наказать человека за то, что сделало другое существо!?! А именно диавол. Поэтому, что тут делать? Со смирением терпеть и молиться Богу об очищении.

- Не верить этому внушению…

- Мало ли: вышел на улицу, дождь пошел, я рубаху промочил и чем я тут согрешил? Просто, моя невнимательность: надо либо послушать прогноз, либо вообще в запас держать зонтик или плащик  - он меньше места занимает. Раз, быстро с капюшончиком надел – и идешь.

 - Это мысль, что постоянно согрешая одним и тем же грехом, человек…

- Человек не согрешает, если пришел помысел. Согрешает он, если принял и стал рассматривать, услаждаться и вообще вступать с помыслом в какую-то полемику. Это уже беседа с бесом. Зачем нам это надо? Человек вошел в метро, а там, на перроне, кто-то выругался страшно. Что я согрешил тем, что кто-то ругается? Да нет. Если я буду мысленно повторять это слово и, так сказать, в ту сторону даже мысленно «пулять», то тогда я согрешаю.

- Такой грех как раздражение повторяется часто, хотя в нем каюсь, сожалею…

- Это общая такая человеческая наша зараза.

- Это повторение, оно не отвращает ли от нас Бога?

- Можно так сказать, потому что с раздражением от человека отходит Благодать Святого Духа. Это и есть практически отвержение от Бога.

- А может ли человек не раздражаться?

- Конечно.

- Каким образом можно было бы достичь такого состояния, без раздраженности?

- Надо увидеть свои грехи как песок морской. Тогда чего будешь раздражаться? Если ты увидишь щепотку песка в ком-то другом, тебя это не будет раздражать, потому что, глядя на себя, ты увидишь целое сухое море – все дно в песке. Это твои грехи. Ну, и где там эта «щепоть»?

- Свои грехи тонут в недостатках других, которые вокруг просто разбросаны…

- Нет, в том-то и дело. Должно быть видение «как песок морской», тогда, если ты так увидишь, значит, положил начало спасению.

- Одна женщина написала даже: «Я увидела множество своих грехов и впала в отчаяние».

- По гордости, конечно, туда впадать… Потому что Господь открывает человеку грехи для того, чтобы он себя познал, а не для того, чтобы впал в отчаяние. Чтобы человек познал истину. Истина заключается в том, что ты человек – окаянный грешник. И поэтому, исходя из этого, Бог для тебя является Спасителем, а не предмет для ропота, несогласия.

 - Но видя, что грехи все равно побеждают, хотя я с ними борюсь, начинаются сомнения в спасении.

­- Совершенно верно. Потому что человек не может победить ни один грех. Это совершенно исключено. Грех может победить в человеке только Благодать Божия. Единственно, какие грехи человек может победить с помощью воли – это какие-то греховные дела. Самый простой – человек курит. Это есть, конечно, грех. Если он перестал курить усилием воли – вполне может любой человек потерпеть. Вот это максимум, что он может. Или там, перестать сквернословить, каждый человек может. Только усилием воли. Но обычно за этим следует сразу тщеславие. Человек просто один грех меняет на другой. А совершенное избавление от грехов, так чтобы не было ни тщеславия, ни гордости, человек не звонил направо и налево – какой он молодец – это только Благодатью Божией Господь может именно исцелить. Человек может перестать грех совершать, но человек не может перестать быть грешником.

В какой момент происходит спасение человека или это период жизни человека?

- Это – вся жизнь. Она должна быть направлена на спасение.

- Усилия человека направлены на борьбу с грехом…

- Синергия – усилия человека и усилия Благодати Божией.

- Спасение – есть некий финал этой жизни?

- Нет. Это процесс.

­­- Это процесс…

- Финал жизни – это последний вздох.

- И затем, как следствие всей жизни – или мука вечная, или жизнь вечная.

- Ведь это образы. Для одного человека мука…

- В храме стоять и молиться…

- Да. Как для большинства наших детей. Они даже не в состоянии прямо стоять. Человек, который любит Бога, он как-то об этом не думает. А некоторые, как Амвросий Оптинский, даже от земли поднимался на метр во время молитвы. Люди это видели. Зашли в келию – «Батюшка… Ой…» - батюшка молится. Смотрят – поднялся на метр. И так молится, молится, забывает о сне, еде. Это же не для всех. В основном: «Мам, ну пойдем, ну когда? Ну, чего? Я хочу гулять…».

- Еще не развит этот человечек…

­- Понятное дело, чего ты мне объясняешь.

Как избавиться от зависти?

- Во-первых, от зависти может исцелить страх Божий. Потому что зависть – это грех сатанинский. Это грех, который привел к тому, что денница спал с неба, позавидовав Богу. Поэтому,  когда мы завидуем, мы уподобляемся диаволу. Если человек не устрашится - это, значит, он пропал. В этом смысле можно сказать, что хуже зависти вообще нет ничего. Ведь из-за зависти воровство, убийство, предательство. Такое есть слово – «подставы». Когда человек устраивает такую комбинацию, в результате которой человека с работы выгоняют. Это только от зависти. От зависти сплетни. От зависти революции. Вот, например мой прадедушка, есть у нас такое семейное предание, когда храм закрылся, он перешел служить загород, в Подмосковье, и там занял одну комнатку. Ему выделили с прихода, и он там жил. А местному сотруднику НКВД эта комнатка приглянулась. И организован донос на него, на старика священника. Взяли, через два месяца расстреляли. Зато сотрудник органов правопорядка оказался с комнаткой. От чего? От зависти. Вместо того, чтобы порадоваться за старика, что у него комнатка, он его со свету сжил. Это из-за чего? Из-за зависти. Зависть – это самый страшный грех.

- Она возникает по воле человека?

- Она не возникает. Это есть свойство каждого человека. Как гнев, сребролюбие, блуд, многоглаголание. Вообще все грехи.

- То есть это свойство всех людей?

- Всех людей. Просто у человека бывает главенствующая страсть. У одного сребролюбие, а у другого тщеславие. Все в разной степени согрешают и имеют их. Недавно одна молодая женщина. Она недавно замуж вышла и в ней вдруг обнаружилась ревность. Она так этому удивилась. А чего? В каждом человеке есть ревность. Просто пока замуж не вышла, ей было это невдомек.

- Некого ревновать…

- А тут уже «мое», «мой», а он там чего-то, как-то… Если следовать за ревностью, то, конечно, семья рухнет. Поэтому диавол старается всегда в самое тонкое звено ударить.

- Вот зависть нарастает, нарастает, и человек не может ее остановить и молится, видит, что она в нем есть и его одолевает и все равно она отравляет жизнь…

- Конечно, отравляет. Представь себе, человек отравился. Как он должен действовать? Во-первых, перестать есть. Во-вторых, как можно больше пить. В-третьих, промывание желудка, в четвертых можно и врача вызвать и так далее. Все это вещи далекие от приятного, но если ты хочешь выздороветь, ты должен это делать.

- Придется потерпеть…

- Так же и здесь. И молиться нужно больше и лекарства принимать и к врачам обращаться…

- И к какому же врачу?

- Сначала к духовнику своему. А если такового не обретается – к первому попавшемуся. К Самому Спасителю обращаться, к Евангелию.

Вижу в своей невестке одни недостатки. Как ее полюбить?

- Надо почитать Ивана Андреевича Крылова, который в одной бессмертной басне, а у него все бессмертные, говорит: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться», потому что, если ты видишь грехи другого, этим ты другого не улучшишь, а только осквернишь свою душу через глаза, которые зеркало души. А если ты увидел в себе, то можешь встать на путь очищения.

- То есть постараться увидеть ее грех в себе?

- Не обязательно ее грех. Но обычно так бывает, что человек только видит то, что есть в нем в избытке.

- Но про себя люди говорят: во мне такого нет.

- Врут. Безбожно.

­Я певчий. Переживаю о повсеместном охлаждении к богослужению. Оно становится как бы второстепенным, сокращенным, внешним, допускается замена славянских слов на русские. Как к этому безболезненно относиться? Чем это вызвано?

- Так по сравнению с другими вещами, допустим с Евхаристией, со Священным Писанием, богослужение – действительно второстепенная вещь. А то, что певчий, который все время имеет дело с нашими, можно сказать, совершенными Божественными текстами, конечно, у него возникает такая ревность и он начинает серчать. Это совершенно не правильно.

- То есть здесь надо принять то, что есть?

- Разумеется. Если ревность велика, то можно создать школу изучения церковного устава. В любом приходе можно набрать дюжину человек, которые с радостью станут сподвижниками этого ревностного человека. А так серчать – это бессмысленно.

- Из-за этого «серчания» люди из приходов уходят…

- Люди - свободные существа, могут уходить куда угодно. Некоторые уходят в секты, некоторые уходят в какие-то придурошные группы. Всякие «истинные», потому что у них все «неистинные», а они такие очень «истинные». И в результате отказываются от важных и первостепенных вещей. Вообще уходят в безблагодатные сообщества.

- И находят для себя там нечто…

- Кто ищет, тот всегда найдет. Один в алкоголе, другой в безблагодатных сообществах.

- То есть покинуть Церковь полную Благодати Божией и найти себя не пойми где?

- Почему «не пойми»? Прекрасно все понимаем. И мотивы и аргументацию. Что тут такого непонятного. Бывает ревность по разуму, а бывает не по разуму. В бутылку-то зачем лезть? Ванная есть, зачем в бутылку-то?

Как прийти к Богу самоуверенным людям с атеистическими корнями? Когда на фоне матриархата их семьи успешны, хорошее образование, работа, деньги, выросли благополучные дети. Мой зять из такой семьи. Не видит смысла верить в Бога. Как мне найти для него нужные слова?

- Не надо их искать. Для этого есть Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Там не только нужные слова, там все нужнейшие. Чего искать-то? А потом, что для зятя искать какие-то слова, если ты сам не знаешь, где их искать, что ты берешься за зятя-то?

- Ну такое…

- Я понимаю такое… Но это безумие же! Дочка вышла замуж. Какая главная задача тестя? Оставить в покое молодую семью! Если поступила просьба, какая-то конкретная, в чем-то помочь, с внучкой посидеть – посиди. Человеку Бог не нужен, а он будет объяснять, что ему нужен. Человек говорит: «но мне унты не нужны». Как я с одним миллионером говорил: «А у меня, -говорит, -даже пальто нет. Потому что оно мне не нужно. Я с машины прям в офис. Из офиса в машину. А если что до самолета. Сел в свой самолет и полетел. Полетел, а там уже тепло». Пальто не нужно. А он ему унты дарит. «Да нужно тебе. Хорошая вещь».

- Вдруг пригодится.

- Да. Вдруг пригодится. А он будет с собой таскать такую тяжесть. Бред. У него все хорошо. Сыт, пьян, нос в табаке. Все у него благополучно. И полно все другой мерзости. Потому что пред Богом это вообще ничто.

- И вот хочется объяснить человеку…

- Не надо объяснять. Сам человек, если ему надо, прочтет. Это вполне доступная книга, написанная для самых простых людей.

Во многих православных семьях дети вырастают и, сталкиваясь с миром, охладевают. Практически не ходят на службы, не читают духовную литературу. А иногда откровенно ведут антихристианскую жизнь. Как с этой проблемой бороться?

 - Это – никак. Дело в том, что воспитание начинается не с того времени, когда ребенок родился, а начинается с выбора супруга. Прежде чем рожать детей, нужно найти человека, который будет мне их рожать. То есть он должен быть благочестивый, он должен хотеть создать христианскую семью, которая есть домашняя Церковь. Он хочет жизнь посвятить не достатку, не покупке квартиры, автомобиля… там еще чего-то, строительству дачи, а хочет посвятить воспитанию своих детей в христианском духе. Этому посвящают жизнь. Если он этому посвящает жизнь: читает книги по воспитанию детей, он и детей таких выращивает. Ограждает их от всего того, что детей может испортить: от всяких дурных компаний, ищет компанию таких же людей, которые создают домашнюю церковь. И тогда ребенок воспитывается именно в таком. У него не бывает никаких «кризисных возрастов», ничего он никуда не уходит, он никогда не хамит родителям, он любит их безумно, потому что они его любят. Что нужно детям от родителей? Внимание, чтоб ими занимались. И не важно чем. Поэтому, если папа и мама занимаются с детьми изучением Закона Божия, всякой церковности – а это огромный объем знаний. Этого хватит лет на 20-30, то и ребеночек такой выходит. И никакого охлаждения. А так… они их механически в церковь водят, а когда перед ним открывается более широкая проблема: в классе он что-то узнает, кто за кого, футбол, Зенит, ЦСКА чего-то, какие-то жвачки, какие-то гаджеты: «Мам, купи, мам, купи». Вот ему все купили и все, он ушел. А кто это все устроил? Папа и мама. Потом, когда ребенку 15 лет, когда он уже курит и незнамо чем занимается – «он у меня чего-то совсем от Церкви охладел». А он когда-то к ней прилежал? Да никогда. Его чисто механически туда водили. А теперь он понял – а какой в этом смысл? У папы спроси: ты когда-нибудь вообще с ребенком говорил? Ну, вот на такую тему: «Сыночка, а зачем ты вообще в Церковь ходишь?» Некоторые понуждают детей читать молитвы. Хорошо. «Солнышко, а ты понимаешь, что ты читаешь? Солнышко, что такое «яко по суху пешешествовав Израиль»?» Солнышко ни ухом, ни рылом. И чего его чего-то заставляют? Он совершенно занимается бессмысленным делом. Родители должны взять за руку и за собой повести. Ведь ничего же этого нет. Ну, нет – вот и результат. Бывает так, что ни папа, ни мама детей не приучают к спорту. Он вдруг сам. Взял, захотел и стал. Или какая-нибудь подружка позвала на фигурное катание: «А пойдем!» Проходит пять лет – она чемпионка мира. А подружка уже давно забыла, кто ее туда привел. Так бывает? Бывает. И даже родители начинают купоны с этого вообще стричь и дивиденды всякие. Некоторые родители становятся профессиональными тренерам, идя за своим чадом. Так бывает. Но это один случай на сотню тысяч. А в основном, конечно, родители вялые, такие же вялые и дети. Что они? Они все время сидят в телефоне и жиреют. Вот некоторые детки приходят с летнего отпуска, смотрю – они против того, что было в мае – жирные. Как можно за три месяца столько жиру нагулять? Ничего не делали, даже в футбол не играли. Только сидели, ели то, что бабушка… - «Иди кушать!». Главное же кушать. Всё! А остальное – на кнопки нажимать – тоже мне, тяжелое занятие. То есть в гантельки там, или мяч гонять – это еще что. А так жирей и все, а потом, уже когда постарше, лет в 25 – сгоняй этот жир. Тоже – занятие. Жир нагулял – согнал. Каждый человек творит ту жизнь, которую он себе строит. И для своих детей – тоже самое. Поэтому, когда 15 лет и спохватились – и я не знаю, меня спрашивают – но это поздно! Это уже только ждать, если сам проснется. Хорошо в этом помогает, конечно, попадание в милицию.

- Протрезвляется…

- Да. Начинают плакать: «Мамочка, пойдем в церковь». В церковь приходят: «Батюшка, - каются, - вот, попал… Чего теперь делать?». Я как человек, был с этим связан десяток лет, рассказываю, что нужно. Некоторые выкарабкиваются. Запомнит ли, станет ли церковным человеком? Не знаю. Но Господь каждого готов выручить. Для того чтобы, может, какая-то благодарность возникла. Какая-то личная связь с Богом. По крайней мере, когда тебя уже, так сказать, под домашний арест посадили или подписку о невыезде, тут всякий задумается. Тюрьма-то…, все близко.

­- Когда далеко, к ней относятся так…

- Да. Даже вот в КПЗ посидеть очень полезно. Просто кроме мамы и, бывает, и папы ты никому не нужен. Только сейчас было: «Я сам знаю. Это мой лучший друг. С кем хочу, с тем и дружу». А друг уже заложил тебя по полной программе и наговорил того, чего и не было, лишь бы себя выгородить. Вот тебе и друг. И познал все. И дружбу сразу. И что почем. Называется – переоценка ценностей.

Батюшка, Вы говорили о Евангелии, в котором все написано. Но не читают. Особенно молодые люди сейчас книг вообще. И вот тоже вопрос. С чем это связано? И как можно изменить эту ситуацию?

­­- Это связано с антивоспитанием родителей.

-Родители хотят, чтобы дети читали.

- Хотеть-то мало. Чтобы научиться играть в футбол, нужны ежедневные тренировки по нескольку часов. Также и в table tennis и любое. Чтобы научиться играть на арфе или фортепьяно, если на уровне училища - надо 10 лет, если на уровне консерватории – 15. И это не только до обеда, целый день, все время музыкальные занятия, все время жить в мире музыки. Тогда будет какой-то результат, сносный для того, чтобы тебе потом 30 рублей в месяц зарабатывать. А чтоб состояние сколотить, нужно как Эмиль Гилельс. Вот и все. Это один на миллион. Так же и христианство. Требует ежедневных, постоянных усилий. Отца – во-первых, во-вторых – матери, которая во всем поддерживает отца.

- Но если сами родители не были научены, воспитаны они тоже… Вот молодые…

- Ну, тогда, что с меня спрашивать? Потом им вдруг приспичило: «Хочу, чтоб мой сын был чемпионом мира по шахматам». А сколько вашему сыну? Двадцать семь. Я говорю: «Ну, пусть в шашки начинает играть». Если хочешь, чтобы он был шахматистом, с пяти лет надо шахматы начинать, а лучше с трех.

Во время службы в храме меня отвлекает от службы психически нездоровый прихожанин. Воскресенье, которое жду всю неделю, превращается в кошмар и сплошное раздражение. Слов он не понимает. Как бы Вы поступили, оказавшись на моем месте?

- Я на Вашем месте и нахожусь. Вас один окружил, а меня полтора-два десятка. Ну и что? Это обычная ситуация.

- Поделитесь, как Вы из этой ситуации выходите?

- Из чего состоит наша действительность? Психически больные люди – они везде. И в столовой, и в универсаме, и в трамвае, и в такси. Везде. И в тюрьме. 70% людей, находящихся в тюрьме – это психически больные люди. Это наша действительность. А если меня воробьи раздражают? Я должен, как китаец, всех воробьев уничтожить? Это и есть такая же реальность, как то, что определенный процент людей рождается даунами. У них другое количество хромосом в клетке. Это данность. Сейчас жара была – данность. Дожди были – данность. Если льды Арктики, Антарктики растают – будет другая данность. Сейчас сделали все, проасфальтировали Тверскую, мы сейчас ехали. Все хорошо. А будет там река Тверская? И будем на байдарках там плавать. Куда деваться? Все будет по-другому. Там, где ямы – там будут озера. И что? Данность. А если будет ядерная война, половина населения от лучевой болезни погибнут, от белокровия. И что тут? Ну, данность. Что раздражаться-то? От того, что ты раздражаешься, никто не вылечится. А потом в Москве столько храмов. Найди себе другой храм, с другим сумасшедшим. Может с ним тебе будет полегче.

- Знаете, как на это отвечают: «Да, я в этот храм 15 лет уже хожу. Что я из-за него теперь должен отсюда уйти?»

- Хватит. Раз тебя раздражает, надо избавляться от раздражительности, тогда все будет хорошо.

Почему после революции 1917 и похожих событий появилось столько людей с сатанинскими наклонностями, садистскими, которые не просто убивали врагов, а убивали изощренно, стараясь причинить как можно больше страданий? Откуда такая жестокость в людях возникла?

- Потому что революция ломает государственный строй, и в людях освобождается злобная энергия. Например, все ругают милицию, ГАИ. Давай на два дня в Москве, нет, в Москве не надо, в городе поменьше, уберем их  – сразу хаос начнется, резня на улицах, грабеж магазинов. Когда люди поймут…

-Безнаказанность…

- Безнаказанность. Потому что сдерживает людей в основном сила государства. Поэтому те люди, они называются профессиональные революционеры, которые хотят сломать данное государство, против которого они действуют, ну, и за что деньги получают, делают эту революцию. Вообще революция связана с открытием тюрем. Те люди, которые за преступления сидят, их выпускают на улицу. И вот эта злобная энергия, мстительная, выплескивается. Знаешь, есть такое выражение: люблю блатную жизнь, а воровать боюсь. А когда не надо уже воровать, то…

-Когда можно не бояться…

- Да. Режь. Грабь. Насилуй. Мне одна женщина рассказывала. Она была купеческая дочь. Пришли чекисты. Стали все вытрясать в доме, искать, чем поживиться. Увидели рояль – взяли и выбросили его в окно балконное. А она девушка была молодая совсем, и говорит: «Ну, что вы делаете! Это же хорошая вещь! Заберите. Кому-нибудь подарите». Отец ей: «Тихо, тихо». Потому что у них энергия разрушения. Поэтому революция – это когда определенная часть общества - всякая голытьба, пьянь, хунвейби́ны, потому что революция опирается всегда на молодежь. Наши революционеры нынешние тоже молодежь науськивают. Они начинают митинговать: права, обязанности, коррупция, то се, давай сейчас отнимем, поделим все, перестроим. Ну, дай им власть. А если дать пистолет – давай стреляй – так они и будут. Взрослые люди, солидные и призывают – давайте… Устроят очередное кровавое воскресение, потом скажут: «Вот, они в детей стреляют». Да, это все известно как мир, давно. Поэтому революция самое ужасное состояние общества. Хуже не бывает.

Почему в семье правила осмысленные, рассудительные, встречают неприятие, раздражение? Говорят – диктатор, террорист, садист. Как с этим быть?

- Смягчить форму подачи материала. Вот и все. Грубость на мягкость.

- Раньше трудных детей старались устроить в какую-нибудь секцию, где тренер любит детей, и он находит к ним подход. Родители – нет, а он – да.

- Да, нет. Все это такие папаши. Все это понятно. Отчего это происходит? Терпения нету. Любви не хватает. И устраивают тут подводную лодку. Что можно требовать от трехлетних детей? Но ты почитай. И согласно возрасту. А допустим, первый год жизни каждый месяц все меняется. И подход меняется к ребенку. Тогда он не будет ни плакать, он будет спать вообще по часам, никогда вообще не будет капризничать. Он будет спокоен. Ты можешь регулировать все, но никто же не хочет. «Я сказал – моему праву не препятствовать». Что, такого папашу будут любить? Да никогда. Потому что он сам не знает, что такое любовь.

- Главное послушание воспитать в детях…

- Нет. Главное – любовь. Тогда будет и послушание.

- Родители видят в детях самую большую опасность в их своеволии. Видя, как это своеволие трудно обуздывать потом, они их пытаются зажимать с самого начала…

- Разумеется. Зажимать. Потом выстрелит и в лоб папе с мамой. Если они это хотят дать – ну, сжимайте, Господи, помилуй.

- Как одна мне женщина сказала: «Ну, меня так мать воспитывала. Она так ко мне и я так».

- Если кто-то из моих предков сволочь, это не обязательно мне таким же быть. «Мой папаша пил как бочка и погиб он от вина…» Ну и что? Мне этому подражать, допустим?

Объясните, пожалуйста, что такое дела веры?

- Дела веры – это есть молитва, пост, это чтение Священного Писания, это добрые дела.

- Помощь ближним, забота о стариках…

- Да. Конечно. Все, чему Господь нас учил. Голоден был – накормили Меня, в темнице был – посетили Меня. Вот, нормальный советский человек. Ну, зачем ему идти куда-то в темницу? Там же уголовники. А христианин идет, потому что Господь к этому понуждает. Вот и все.

Всего вам доброго, до свидания!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]