Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Как правильно любить себя?

14.02.2017 11:36

Как правильно любить себя?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/02/01/21-00.html

О чем я сегодня хочу поговорить? Первая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею; вторая заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Вот две главнейшие заповеди, не отменяющие 10 дарованных Моисеем. Эти две заповеди - главные, их нарушение и есть причина бедствий человечества вообще и каждого человека в отдельности. Есть причина - замочная скважина, через которую ключ греха открывает наши двери. Мы, нарушая эти заповеди, впускаем грех в свою жизнь. Вопрос стоит на самом деле прямо, просто и ясно. Если две главнейшие заповеди Спасителя - о любви, то почему мы такие злые? Почему нам нужно обязательно кого-то преследовать, наказывать? Выяснять с кем-то отношения, проклинать? Почему, если все учение Небесного Отца, переданное Христом, включает в себя слово ЛЮБОВЬ? Найдутся, естественно, люди, которые скажут: любовь строга, взыскательна. А самих себя мы любим строгой и взыскательной любовью? Или прощающей и мягковолокнистой? И другое бывает. Когда человек на весь мир озлобляется и самого себя мучает, наказывает. И, значит, опять вступает в противоречие с учением Спасителя. Потому что и самого себя нужно полюбить. И если ты самого себя не можешь полюбить так, как Христос этого желает, то и ближнего у тебя никакого не будет. Любви ты на себе не испытал. Как тогда полюбить ближнего?

Тел. звонок: -Какое имеет значение отпевание покойного для его загробной участи?

-Мне очень нравится пример - сравнение, который привел мученически погибший в нацистском лагере о.Дмитрий Клепинин. Его спросили, а зачем нужно читать слова молитвослова, написанные другими людьми, пусть и святыми? Какую пользу это приносит? А он говорит: вы знаете, это старшие наши братья, наши родители. Бывает, что дети, стараясь помочь родителям, например, начинают в комнате убираться или на кухне возятся, желая хоть чем-то помочь. Тесто, например, для пельменей раскатывают или какие-нибудь конфеты мастерят из того, что есть под рукой. Вот наше участие в такой общей молитве, считает о. Димитрий, выглядит как помощь родителям. И наше участие в отпевании покойного - это обращение к Богу с просьбой этого человека простить и помиловать. Это наше участие в жизни того, кто умер. И отпевание - вещь, конечно, очень важная. Напутствие. Душа трепещет, у нее нет опыта перехода в загробную жизнь. Мы говорим этой душе: мы здесь рядом с тобой, мужайся. Мы просим у Бога вечной памяти тебе.

Тел. звонок: -Как правильно любить себя?

-Нет возможности миновать любовь к себе на пути любви к ближнему. Как ты будешь к себе относиться - так ты будешь и к другим относиться. Если к себе ты будешь относиться строго и взыскательно, но при этом надеясь на милость Божию. Не распуская себя и не ставя себя в центр существования, а ставя в центр Христа - ты будешь к другим тоже человеком милостивым. Ты поймешь, когда человек согрешил, даже если и против тебя - и не будешь держать на него зла. Ты будешь ненавидеть грех, но простишь грешника. Ты не озлишься и не окрысишься там, где тебя не по делу унижают. Потому что Спаситель сказал: блаженны, когда вас будут изгонять. Радуйтесь и веселитесь. Мы радоваться тогда и веселиться не сможем, но сможем выдержать этот удар. Поэтому отношение к себе, мне кажется, правильнее всего назвать кротким. Надо к себе относиться с чувством юмора, с иронией. Мы люди достаточно смешные. Очень часто - нелепые. Не надо быть очень серьезным к самому себе. Не нужно непрерывно каждое свое движение отслеживать, комментировать: вот, сейчас я так поступил. Правильно это или нет? Конечно, мы в заповедях должны существовать, и тогда не будет надобности все время отцеживать комара. Я для себя решил, что за пределы заповедей я по собственной воле никогда выходить не стану. Я буду справляться, если это мне Бог даст и с грубыми, затем и с более тонкими грехами. Я буду к себе относиться с иронией. Потому что если с улыбкой к самому себе относиться, и быть способным и над собой пошутить, то мне кажется, Христос начнет к тебе относиться как к ребенку. Ребенку же все прощается больше, чем взрослому. Если вы сказали: я взрослый человек, я все знаю в духовной жизни - ну что ж, тогда назвался груздем - полезай в кузов. Тогда - будь добр, все то, что тебе известно соблюдать в полноте. И тогда и спрос другой. Тогда и мы должны в свою очередь других людей прощать, щадить, понимать. А к себе построже. И если у нас все будет получаться, то это значит, что мы растем в любви. И вы увидите это по реакции на вас других людей. Они к вам будут относиться теплее.

Тел. звонок: -Будет ли церковь приносить покаяние за раскол?

-Я не знаю, о каком покаянии и о каком расколе идет речь. Если вы имеете в виду раскол старообрядческий - то да будет вам известно, что Русская Православная Церковь на Поместном соборе 1970 г. сняла анафемы и проклятия со старообрядцев. Тем самым проявив любовь, милосердие и снисхождение к раскольникам. Предмета для покаяния в этой ситуации нет.

Тел. звонок: -Я чувствую, что Бог есть Любовь. А моя знакомая говорит, что не только любовь, Он еще строгий и наказывает. А я в это не верю. Если бы Он наказывал, то меня бы уже в живых не было.

-Вы обе и правы и обе неправы.

Есть любовь милующая, и есть любовь наказующая. Говорится, что если Бог хочет наказать человека - Он первым делом лишает его разума. Если вы пуститесь во все тяжкие, начнете пьянствовать, прикрываясь тем, что Бог есть любовь, то Он сразу отнимет у вас разум. Вы перестанете чувствовать под собой почву. Вы будете заниматься всякой греховной ерундой, а вам будет казаться, что все нормально. Это значит, что вы уже сошли с верной дороги. Любовь Божия - и милующая, и наказующая - оберегает нас от огромного количества бедствий. Сказано, что малейший из бесов может разрушить землю. Если не разрушил – значит, Христос не разрешает это сделать. Я много раз говорил здесь, в эфире, что так может произойти. Если к нам относиться по нашим грехам, то один наш кусочек окажется на северном полюсе, а другой - на южном, и больше ничего не останется. Мир живет. Каждому из нас пока дается возможность покаяния. Не надо злоупотреблять любовью Божьей, не надо ее испытывать. Когда Господь одаряет нас своей любовью - не нужно думать, что Он нам обязан этим. Что мы это заслужили. Это всегда подарок. Надо постараться трудиться с Богом, для Него и для себя, для своей души. И тогда вы обе окажетесь правы, и тогда, с Божьей помощью, наказание минует вас, а любовь будет ясно и вседневно вами ощущаться.

Тел. звонок: -Почему, если всенощная и Литургия - это одна служба, Евангелия читаются разные?

-На Литургиях воскресного дня читаются (у нас 53 воскресения, если год не високосный, и Пасха примерно на один год отстоит от Пасхи следующего года, в среднем у нас 52 Евангельских чтения. Вот они все различны. А на всенощной это 11 чтений, которые повторяются, когда все прочтены.

Тел. звонок: -У меня вопрос по житию Макария Великого. Там говорится о двух женщинах, которые не говорили мирского слова. Как понять? Ведь мирское слово - оно в быту постоянно. Каких слов они не говорили?

-Ну, речь идет о том, что они были молчаливы. Мы же должны не совсем буквально воспринимать каждое слово житийной литературы. Это порой иносказательный, образный язык. Здесь разговор идет о сдержанности речи.

Вопрос от Николая: -Был ли Христос при получении 10 заповедей Моисеем?

-Везде, где Отец Небесный - везде и Святой Дух, и Христос. Естественно, Христос отсутствовал, к этому моменту Его Боговоплощения не произошло. Но как Лицо Святой Троицы Он участвует во всех действиях.

Тел. звонок: -Можно ли каяться на исповеди о грехах своих умерших родителей?

-Таинство исповеди - это личное покаяние человека. Это мы всегда готовы покаяться за весь мир, за Россию, за других. Но каяться мы можем только за самих себя. Покаяние наше всегда личное, всегда интимный разговор с Богом.

Тел. звонок: -Нужно ли напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

-Смерть в средние века - это явление совершенно публичное. Человека не прячут в больницу, не закрывают дома. Это жизнь на миру и смерть на миру. Говорят, на миру и смерть красна. То есть смерть прилюдно. Многие из пожилых слушателей «Радонежа» должны помнить, что еще в 70-80гг если человек умирал, то гроб с его телом ставили во дворе. И люди могли прийти попрощаться. Самые разные люди, соседи и даже незнакомые. Говорят молитва незнакомого человека дорогого стоит. Вот, скажет незнакомый человек: Господи, помилуй - у него и корысти нет. И вот это искреннее «Господи, помилуй!» поможет простить многие грехи человека. А сейчас смерти страшатся. Хосписы, больницы, какие-то особые обстоятельства. Но к ней всегда надо готовиться, и не только пожилым людям, а любым. А если речь идет о пожилых людях, о тех, кто уже приближается к смертной границе - то нужно найти деликатные слова. Сказать: дорогие родные, все может произойти в любой момент, нам надо быть готовыми. Не хотят они говорить о Христе напрямую - говорите косвенно. Что надо подвести какой-то итог. Давайте думать, давайте попробуем сделать что-то хорошее. Если что-то плохое сделали - может, стоит об этом пожалеть. И, может быть, стоит попросить прощения. Они спросят: у кого? Тех, перед кем мы виноваты, уже давно нет. У Бога. И, может быть, начнется какой-то разговор о Боге. Если нет - не надо настаивать. Но говорить, что надо собирать какой-то чемодан воспоминаний, чемодан опыта, чемодан перехода в другой мир.

Тел. звонок: -Чем различается принятие таинств в суд и во осуждение?

-Имеется в виду суд - это процесс, осуждение - его результат. Если с небрежением, без подготовки, без внутреннего сокрушения прибегаете к таинствам - то вас ожидает суд. А итогом его станет то, что Господь скажет: «Недолжно ты принял таинства». Вот в этом состоит разница.

Тел. звонок: Валентина, 89 лет, лежачая больная. Что делать, когда одолевает нечистая сила, нечистые помыслы.

-Вы должны участвовать в таинствах. Сей род исходит только молитвой и постом. Поститься вам в этом возрасте, я думаю, не стоит и не нужно, и будет очень тяжко. Но что-то в наших силах: участвовать в таинствах, попросить соборовать вас, исповедовать и причастить. Меня всегда огорчает и обижает, когда говорят: мы вызвали священника. Вызвать можно слесаря. Священника можно пригласить. И пока вы ждете батюшку, подумайте, нечистые силы - они же неспроста одолевают, и помыслы грязные, и все такое. Где-то мы очень серьезно ошиблись, где-то мы что-то дурное сделали, и не пойдут слова: нет, нет, нет, я ничего дурного не сделала, я как все, но иногда раздражалась. Значит, не все так просто. Подумайте, в чем вам нужно у Бога попросить прощения.

Степанида просит объяснить Евангелие от Иоанна, 15 глава, стих16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Речь идет здесь, на мой взгляд, о следующем. Смотрите, рождаются два брата - близнеца. В одной и той же семье. Ну, например, в семье верующих людей или неверующих. Одинаково воспитываются, ходят в одну и ту же школу, получают образование. Один оказывается совершенно нечувствителен к проповеди Христа, не интересуется ничем, живет своей жизнью. А другой становится человеком храма. Человеком Христа. У него тонкая очень чувствующая Бога душа. Почему так получилось? Можно ли просто обвинить одного человека в том, что он был невнимателен и не слушал то, что ему говорили? Может быть, слушал, но не услышал. Ведь это очень важно. Христос одного из них избрал, а другого пока не коснулся. Поиск человеком духовной жизни тогда только дает глубокий подлинный плод, когда Христос этот поиск благословляет. Очень много людей в надменности, в высокомерии, в высокоумии закрывают дорогу разговора со Христом. Им уже все известно. Вот, я сегодня встречался с одним очень сложным человеком. По всей видимости, совершенно нецерковным. Мы обсуждали какую-то проблему, и человек мне слова не давал вставить. Ему уже все известно. Ему известно, как в церкви надо все устроить, чтобы не было сложностей, как церковь надо реформировать, как реформировать общество. А самому этому человеку 36 лет. Он еще ничего не сделал. У него еще нет никаких личных результатов. Но все уже известно. Как здесь Господу к нему подступиться, как с ним вообще начать разговаривать? Он слова не дает вставить.

Христос избирает людей. Они Ему нужны. И Он обращается к ученикам. Таким образом, надо стать учеником Христа, чтобы Спаситель избрал тебя. И тогда все то, что ты просишь у Бога - будет исполнено. Причем речь идет о буквальном исполнении. Если ты это всерьез просишь, от души - просимое тебе дастся.

Тел. звонок: Марина спрашивает, над чем можно смеяться православному христианину?

-Ну, так уж совсем в смех уходить не надо. Но я бы сказал: не над чем, а над кем. Над собой. Мы очень много делаем нелепого. А святые отцы учат, что дьявол не терпит надсмеяния над собой. Он наоборот хочет надсмеиваться над людьми. И когда ты говоришь: Знаешь, что все твои дерзости - немощные, и мы все равно победим, потому что мы со Христом - это та ирония и смех, которую дьявол не терпит, не желает слышать. И когда мы над собой шутим и оказываемся выше собственного самолюбия - это оказывается в пользу и ради дела.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]