Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Как обрести именно крепкую веру? На вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов).

11.06.2013 00:00

Как обрести именно крепкую веру? На вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов).

-Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Здравствуйте дорогие братья и сестры. Христос воскресе. Радио «Радонеж» в прямом эфире. И сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов). Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, а также присылать свои вопросы по смс.

Батюшка благословите.

-Бог благословит.

-Сейчас у нас идет пасхальный период. Мы друг друга приветствуем этим знаменитым древним приветствием Христос воскресе. И мы знаем, что как воскрес Христос, так и всем нам придет время, и нужно будет воскреснуть. Но перед тем, как нам воскреснуть, мы должны, соответственно, все умереть. И многих перспектива смерти пугает до жути. Да и что там говорить, мало кто не боится смерти. А вот насколько важна смерть в жизни человека?

-Христос воскресе. Всем отвечаю: Воистину воскресе. Конечно, жизнь человека начинается не тогда, когда он родился в этот земной мир. Жизнь человека начинается тогда, когда душа вышла из тела в духовный мир. Как святитель Иоанн Златоуст говорит: для того, чтобы быть бабочкой и быть такой красивой, надо пройти какой-то период в жизни. Сначала гусеница, потом куколка, потом бабочка. Вот точно также наша душа в теле, это как гусеница в куколке.

Конечно, если в этой куколке, гусеница будет живая, то вылетит бабочка красивая, а если гусеница в куколке погибнет, то не будет бабочки. Это Господь природе так показывает. Если мы в этой жизни воскресим свою душу, то душа выйдет из тела и в день всеобщего воскресения она воскреснет для Бога, для жизни. А тот человек, который не принял крещение, не принял веры в Христа и не покаялся, и умер без покаяния…. Конечно, такая душа живет, только не для Бога, а для вечных страданий, вечных мук. И вот эти все мучения и радость небесная сейчас совершаются в каждом человеке. Каким путем? Если человек пришел к Богу, покаялся во всех грехах, дал Богу обещание больше их не делать, старается порядочно жить, постоянно исповедуется, молится, чтобы Господь помог победить все страсти.

Вот за эту победу над страстями человеку дается душевный мир еще здесь на земле. У него появляется радость, тишина, покой, любовь к Богу, любовь к ближнему. Человек начинает уже здесь жить, предвкушать небесную радость. А те люди, которые не хотят прийти к Богу, не хотят каяться и исправиться, они начинают страдать и мучиться. Поэтому каждому человеку, чтобы прийти к Богу, надо постараться здесь на земле исправиться. Недаром апостол Павел говорит: всякое раздражение, ярость и гнев, и крик и всякое безразличие со всякой злобой, да будут удалены от вас.

Это о чем говорит? Что если в душе человека гнев и зло, и обида- значит, там злой дух живет. И когда человек исполняет все эти страсти, он служит не Богу, а темным силам зла, поэтому из него все и лезет. Поэтому человеку надо обратить на это особое внимание. Для того, чтобы нам воскреснуть вместе со Христом, и не оказаться в демонических сетях.

 -К нам поступил первый вопрос. Говорите, пожалуйста, мы слушаем вас.

-Здравствуйте, Христос воскресе.

 -Воистину воскресе.

-Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -Я хочу спросить, как обрести именно крепкую веру? И как молиться, чтобы Господь дал веру сыну? Спаси Господи вас.

 -Для того, чтобы обрести крепкую веру, надо читать евангелие каждый день и книги святых отцов. И молитва поможет. Когда человек обращается в молитве к Богу, мы с ним беседуем, а когда мы читаем евангелие, то Господь с нами беседует. Если человек постоянно будет каждое утро, когда встанет, сразу, ни одного слова не говоря, должен осенить себя крестом: во имя Отца и Сына и святого Духа. И сказать: Господи, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови нас на сегодняшний день. Сохрани меня от всех врагов, видимых и невидимых. И так же поблагодарить Матерь Божию, Ангела-хранителя. И прежде всякого дела, когда умылись, оделись, читать утренние молитвы, евангелие прочитать, если кто может хоть раз пятьсот прочитать молитву Иисусу, не торопясь, а можно и меньше, чтобы с утра заложить программу. И тогда уже весь день будет в уме у нас молитва.

Это даст возможность человеку подтянуться, читать евангелие, книги духовные, его будет интересовать духовная жизнь. И беседа с людьми будет только о Боге. И это будет приносить ему огромную пользу. И тогда вера укрепится, особенно когда человек исповедуется, он снимает как бы пелену со своих духовных глаз. И сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят. То есть человек может духовными очами видеть. Так Господь сказал. А когда исповеди у нас нет, постоянно в грехах пребываем, то страшно в этом грехе умереть. Особенно ценно всегда помнить, когда мы идем на исповедь, надо все грехи вспомнить. И считать, что у меня сегодня последняя исповедь будет. Завтра для меня будет другой мир и Суд Божий временный.

Вот так настроить себя, и всегда мы будем со спокойной душой ходить. И не знаем, когда это последнее покаяние у нас будет. А потом знаете, когда вот искра у костра летит на нашу руку, на одежду, мы стараемся как-то сразу убрать эту искру, чтобы не обжечься, или одежду не сжечь. А вот грехи когда бывают, согрешили и в этом коснеем, пребываем. И с каждым разом все хуже, хуже и хуже. Ну можно сказать так, человек, когда сорвался с обрыва и полетел под откос по горе и не знает, за что ухватиться. У нас вот есть покаяние. За него можно ухватиться. А тут ни чего нет, человек может разбиться. Поэтому надо приучит себя, чтобы каждый день у нас душа была чистая. И таким путем у нас укрепляется вера. И особенно, когда мы молимся за своих родных. Потому что молитва матери высока, она наравне с церковной. Сразу доходит до престола Божьего. И хотя мы приучили свое дитя к православной церкви, к молитве, но бывают и такие случаи, когда отпадает этот человек к своим грехам, стыдится каяться в них. Происходит помрачение ума, и бесы берут в плен эту душу. И человек начинает уже по-мирски жить. У него телевизор, компьютер, наркотики, и все страсти, которые улеглись в него. И он начинает служить не Богу, а идолам. А эти идолы- наши страсти. А это страшно. Поэтому молитва чудеса творит.

-Батюшка, у нас звонок еще. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.

-Алло. Христос воскресе.

-Воистину воскресе.

-Батюшка, благословите.

-Бог благословит.

-Вот такая ситуация. Человек умер на Пасху. Родственники считают, что Господь ему все грехи простил. А причастить его не удалось. Я ему предлагал, но он отказался. И вот такая дилемма. Спорили сегодня до хрипоты. Я даже людей обидел. Я сказал: вы ставите праздник выше причастия. Грехи покаянием прощают. Вот что по вашему опыту? Человек два раза в храм попал. Первый раз, когда крестили, второй раз, когда отпевали. Еще просьба помолиться об отроковице Ксении. Там сложная ситуация.

-Спаси Господи отроковицу Ксению. Ну что скажем об этом? Господь сказал: в чем застану, в том и буду судить. Даже и на Пасху, Господь застанет во блуде, в пьянке, наркомании, тогда и осудит. Хотя человек на Пасху умер. Мне рассказывали в Струнино, это 90 км от Москвы, там на Пасху умер один человек. И жена говорит: какой же мой муж счастливый. Всю жизнь пил, матом ругался, курил и вдруг на Пасху умер, в рай попал. Никуда он в рай не попал. Он попал туда, куда заработал. Так что на Пасху, если человек умер свято, значит он свят будет, а если он умер без покаяния, без причастия- забрали душу злые духи. Не может быть такого, допустим, я как-то рассказывал, вот президент приготовил обеддля своих друзей. Собрались все друзья, в белых рубашках, в костюмах, при галстуках, пришел президент, всех поздравил. Все довольны, рады, начали вкушать пищу. Вдруг заходит бомж с Курского вокзала. Двадцать лет не снимал одежды. Весь обросший, не расчесывался, весь искуренный, испитый. От него воняет. Как его примут туда? Говорят он не к своим попал, его туда не примут. Точно также, когда человек весь в грехах и нераскаянный, еще даже отказался причащаться и каяться. Ну как может он со святыми и с Богом находиться? Это будет оскорблением. Ему нельзя там находиться.

Дело другое- разбойник по правую сторону. Он сказал разбойнику по левую сторону, а тот говорил: если тыБог- сойди с креста и нас спаси. А по правую сторону разбойник говорил: грешно так говорить. Мы по своим страшным делам, а он ни в чем не повинный. И сказал: Господи, когда придешь в царство свое, помяни меня. И Господь сказал ему: сегодня будешь со мной в раю. Почему? Потому что он смирился. А как только он смирился, он даже не думал о том, что он в рай попадет. У него даже этой мысли не было. Он знал, что ему беда, хана. А Господь оказал ему великую милость, принял его. Я вот тут одного человека исповедовал. Помню даже имя его: Анатолий. Это было больше двадцати лет назад. Захожу, спрашиваю: не желаешь исповедаться, причаститься? Он говорит: нет, не желаю. Я стал ласково с ним беседовать. Говорю: Господь- то есть. Ты думаешь это дедушка с бородой летает? Это чистейший дух. Бог -это любовь. Кто создал весь мир? Солнце, луну, планеты? Весь животный мир, птиц, рыб? Человека? Это же не само все появилось? Все рассказал ему. Минут пятнадцать. Он говорит: я сказал, что не буду причащаться, значит не буду. И та женщина, которая пригласила священника, она говорит: Анатолий, вот у нас был такой больной, его поисповедовали, пособоровали, причастили, так он сейчас живой. Господь ему дал здоровье. Давай и ты тоже.- Не буду. Я говорю: ну хорошо, когда появится желание, вот тогда и позовете нас. И квитанцию им отдал. Я стал одеваться, а они с ним поговорили, и женщина говорит: батюшка, ну уж в последний раз поговорите с ним. Может он согласится? Я подхожу к нему, присел поближе к лицу, смотрю -у него глаза застыли. Я говорю: он уже умер. Как умер? Я говорю: уже все кончено. И действительно умер. К нему сам Христос пришел в Святых Тайнах, а он отказался. Прекрасная возможность была покаяться во всех грехах. Не покаялся. Это тяжело. Это страшно.

 -Батюшка, у нас звонок еще. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.

-Здравствуйте, батюшка.

 -Вы отойдите от приемника или выключите звук.

-Батюшка, благословите.

-Бог благословит.

-У меня такой вопрос. Дело в том, что некоторые батюшки в некоторых храмах на Рождество и на Пасху не принимают исповедь. И говорят, что якобы вы все постились, и все исповедовались. И что этого достаточно. Но некоторые приходят раз в год причащаться, и все подходят под епитрахиль, всем отпускают грехи, но каждый не называет ни одного греха. Правильно ли это? Меня это всегда смущает. И я когда подхожу к чаше, то кажется, что вот я приступаю к причастию непрощенная.

-Спаси Господи. Есть требник. Требник если есть у священнослужителя, там читаются особые молитвы две, а потом еще третья, обращение к народу. Священник говорит: се чада, Христос невидимо стоит, принимает твою исповедь. Не устыдися, не убойся, но скажи все, что есть на совести. И если утаишь какой грех, помни, что ты пришел в духовную врачебницу, да не исцелен отсюда не уйдешь. Это не я говорю, а говорит церковь. Поэтому, когда мы подходим на исповедь, крест и евангелие- это видимые знаки невидимого присутствия Христа. И мы говорим грехи Господу. Когда мы все сказали, что было на совести, то Господь через уста священника, если он не утаил ни одного греха, Господь говорит: прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов.

А если мы ничего не сказали, а что прощать? Нечего прощать. Представьте себе так. Я однажды был в Анапе, зашел в храм, а батюшка прочитал молитвы, потом прочитал несколько грехов. А каких? Все решили: делом, словом и помышлением, и всеми своими чувствами. Господь да простит вас всех. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

А теперь подходите все в кресту и к евангелию прикладывайтесь. А батюшка занимается проскомидией. А кто там подходит к кресту и евангелию? Может некрещенные, может кто-то всю ночь гулял, в ресторане пил до рвоты, а теперь пришел, оказывается, можно причаститься. Все хорошо. Сказано еще так: если бы ангел служил Божественную литургию, он, наверное, ни одного бы человека не пустил через порог храма. Но Господь по великой милости, великой любви, он человеку, священнику дал власть прощать и разрешать грехи. И когда Христос воскрес, при закрытых дверях, находились ученики. Он явился в обновленной плоти, дунул на них и сказал: примите Духа Святаго. Кому простите грехи на земле, тому будут прощены и на небе. Кого свяжете на земле, тот будет связан на небе. Вот в этот самый момент Господь первой церкви из числа двенадцати апостолов и во главе Матерь Божия, Господь дал власть прощать грехи. Вот и получилось начало церкви первой.

Поэтому за 70 лет коммунистической власти народ отучили каяться, потому что храмов мало, священников мало, народу много. Священник физически не может всех исповедовать. Ну а то, что на Рождество и на Пасху, я сам лично объясняю, что было время, особенно седьмая седьмица, было время подготовиться, попоститься и причаститься. А вот когда наступает Пасха или Рождество, там священнику некогда, начинается служба. А народу здесь много причастников, может быть и сотни. И ему невозможно, тем более что пасха начинается в двенадцать, а когда ему исповедовать? Некогда. А те, кто в церковь не ходят, раз в год приходят причащаться, то их причащать тоже нельзя, потому что есть апостольские правила. Если человек не соблюдает среду и пятницу во время поста, то он отлучается от церкви. Или если он не ходит в церковь, то тоже есть апостольские правила. Если он три воскресенья не был в церкви, то человек отлучается от церкви. И, конечно, батюшке физически невозможно, хотя мы делаем как-то снисхождения, особенно больным, совсем слабеньким, а уж если человек здоров, он должен и пост соблюсти, и подготовиться, и причаститься.

-Тут вот женщину смущает такой момент, что священник не препятствует причащаться как раз. Он говорит так, что вы можете не исповедоваться, потому что вы и так весь пост постились, молились, каялись, поэтому подходите…

-Я скажу, есть такие у меня тоже матушки, которые на страстной седьмице уже исповедовались, в четверг причащались. У вас грехов не было? Ну и на Пасху причаститесь. Это еще можно. А если человек год не исповедовался? Как его причащать?

-Ну, это выборочно. Это, наверное, очень индивидуально.

-Да. А так это нельзя, потому что у человека совесть есть. А совесть -это Божественный голос в нашей душе. Можно что сделать? Пойти причаститься, заглушить эту совесть, чтобы она нас не обличала. И с каждым разом так приходить, потом человек погрязнет в грехах, и его уже совесть не будет беспокоить. Он уже готов для ада. Как вот Иуда? Он причастился, пошел и предал Христа. И в него вошел Сатана.

Я просто знаю из опыта, многие причащаются после общей исповеди. А самых страшных грехов не говорят. А это все на совести остается. А когда душа вышла из тела-ее окружат бесы, покажут все, что мы не сказали на исповеди, и начинаются страдания. Мы будем плакать кровавыми слезами, рвать на себе волосы, но время уже не будет дано для покаяния, для исправления.

 -Батюшка, у нас звонок еще. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, Христос воскресе, батюшка.

 -Воистину воскресе.

 -Батюшка Амвросий, низкий поклон вам за интересные ваши ответы. Я постоянно вас слушаю. Раб Божий Владимир Москва. Вопрос у меня такой. Батюшка помогите. У меня крестник, и мама его категорически не хочет, чтобы я его приводил в церковь. Говорит: ты сам всего три года в церкви. Не надо, мы сами, когда захотим, тогда его приведем. Я стал объяснять, как же так, сам Господь руку подает, по милости Божьей и меня вытащил из трясины, и я бы вас привел бы в церковь. Нет. И категорически меня постоянно как бы немножко в сторону отодвигает. Я и так и сяк. Сейчас уже и руки опустил.

-Да, это понятно.

-Вот такой батюшка, вопрос. Спасибо вам.

-Господь сказал: не препятствуйте детям приходить ко мне. Ибо это есть царство Божие. То есть имеется в виду таких кротких, смиренных, послушных.

-Простых.

-Простых. Мать ребенка чем-то обидела, пошлепала его. Он опять куда? Матери в ноги. Так что вот. Если не дают, и нет такой возможности, остается только молиться за ребенка. А ребенок- это как маленькое растение. Если растение не поливать, то оно засохнет. А вот когда ребенка при рождении крестили, и каждое воскресенье насколько это возможно, приносят в храм, его причащают, то он соединяется с Богом. Если он способен принимать тело Христово, то Христос в нас и мы в нем. Вот тогда благодать Божия действует на ребенка.

Конечно, были такие случаи, когда Иоанн Кронштадтский причащал детей, то были такие дети, которые изворачивались перед Чашей, не хотели, отворачивались. Он сказал: это будущие гонители церкви. Мы тоже сейчас много детей причащаем. Одни просто извиваются, не хотят, а другие маленькие, сосунки, сами рот открывают. Те, кто уже может принимать тело Христово, то они прямо открывают ротик и принимают в себя. Конечно, надо с юных лет приучать к церкви. Заложить фундамент в ребенке, потому что это пойдет в вечность. Я из своего опыта исходя говорю, я уже сорок четыре года исповедую. Многие приходят пожилые люди, и я спрашиваю: когда вы последний раз исповедовались? Ну где-то так, когда маленькая была, меня родители носили в церковь. Помню я это немножко. После того я уже не была никогда. Я рад, что вас заставило сейчас прийти? -Ну, я даже несколько слов знаю от молитвы.

-Все это от лукавого.

-Да. Я когда мальчика спросил четырехлетнего, какие он молитвы знает. Он говорит: все знаю. Потом выясняется, что он знает только названия молитв. Одного мальчика спрашиваю семилетнего: а ты какие молитвы знаешь? А те молитвы, которые про еду, где там сказано: дашь нам днесь…Он думал, что «дашь нам есть».

-Батюшка, я хотел вас попросить на несколько вопросов ответить.

-Христос воскресе. Как отучить человека от компьютерных игр, играющего по 6-8 часов в сутки?

-Это болезнь.

-Как ее вылечить?

-Ну вот, царство небесное брату моему Николаю. Он из армии пришел и жене говорит: я курить бросаю. Положил пачку сигарет и спички-« С сегодняшнего дня я не курю». И не курил 50 лет. Я некоторым игрокам говорю: брат, Иоанн Кронштадтский сказал: человек, который постоянно ест и курит- это походная кухня. В животе пища переваривается, а изо рта дым идет. А один человек сказал: если бы Господу было угодно курить, то он бы вверху над головой сделал бы выхлопную трубу дымовую. Если человек захочет бросить, то он бросит.

-Но ему как-то помочь надо. Убрать его совсем.

-Компьютер?

-Да.

-Так он другой найдет. Наверное, молиться за него надо. Компьютерная зависимость, как и любая другая, только молитвой можно избавиться.

-Есть такие люди. Только причастились, а не чувствуют полноты благодати. Прямо сразу телевизор включают, и все там в телевизоре. Одна девушка мне говорит: я так привыкла к телевизору, я просто готова была в него влезть.

-Ну, это страшно, конечно.

-Слышал от одного из богословов, что душа, родившаяся в новую жизнь, забывает все земное. Так ли это? И за что нас тогда судить в том мире?

-Все то, что человек делает, ничего не исчезает, все запечатлевается в вечность во все времена. Если человек в грехах каких-то покаялся, то сказано: Господь не помнит тех грехов, если человек покаялся. Господь прощает, покрывает Своей милостью. А если такие грехи мы делали и не покаялись, Господь будет все помнить.

 -Батюшка, у нас звонок еще. Говорите пожалуйста, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, Христос воскресе, батюшка.

 -Воистину воскресе.

 -Батюшка, у меня такой вопрос. Два года назад у меня умерла сестра, и у нас не было места на кладбище. Я купила участок и похоронила ее там. В этом году я не смогла даже подойти к ее могиле, потому что все вокруг было в воде. Родственники после Радоницы стали меня осуждать, что я ее похоронила в плохое место.

-Вы, матушка, не скорбите. Мало ли что они там говорят! Ничего страшного. По многим районам большие воды разливаются, и кладбища захватывают, и дома захватывают. Не скорбите, мало ли что они обидятся, скажут. Вам не надо обижаться. Вам надо почаще в церковь ходить, и постараться, чтобы не было обиды, гнева, раздражения. Потому что это все не Божье.

-И потом. Батюшка, что было бы лучше? Человека похоронить с какими-нибудь безбожниками наркоманами? Вот лежит человек православный на кладбище, а у него соседи какой-нибудь убийца, которого самого в перестрелке застрелили, наркоман и два безбожника. Да лучше в чистом поле похоронить, чем такое соседство. Вот у нас кладбище наше монастырское. Там мы хороним только православных и монашествующих. Причем отдельно. Монашествующие отдельно, православные христиане отдельно.

-Надо сказать, что у нас первый в России монастырь, который имеет кладбище лично свое по документам.

-Частное кладбище.

-Частное кладбище на 10.000 могил. Там уже сорок три или сорок четыре человека похоронены.

-Все христиане?

-Все христиане, и рядом церковь. И каждый день литургия совершается. Поминают всех здесь лежащих православных христиан. Это хорошо.

 -Батюшка, у нас звонок еще. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.

-Добрый вечер, отец Амвросий. У меня такой вопрос. Вот скажите. В московских храмах в последнее время все время говорится, что мужчины причащаются в начале, а матушки -потом. Получается, надо подходить к чаше, а мужчин нет. И начинается: ну мужчины, идите вперед. И у меня такой вопрос, почему они все-таки причащаются вперед?

-Спаси Господи. Конечно, первыми дети идут, более достойные такие, а потом идут матушки, а потом миряне. Мужчины, женщины. Мы как-то этому не придаем значения. Хотя положено по уставу, чтобы все мужчины стояли по правую сторону, так при святителе Иоанне Златоусте было, а женщины по левую, чтобы не заглядывались друг на друга. Даже было перегорожено: женщины и мужчины друг друга не видели.

-Ну, батюшка, здесь еще есть одно объяснение этому. Почему мужчины первые идут. Действительно, есть такой обычай древний православный, что мужчины подходят к Чаше первыми. Вообще с точки зрения мирского человека, особенно если не церковный человек зайдет в храм, он найдет очень много удивительных для себя вещей. Например. В миру целуют руки женщинам, а тут мужчинам, священникам. Везде пропускают женщин вперед, а к помазанию и к Чаше подходят в первую очередь мужчины. Это все объясняется тем, что первым человеком на земле был Адам, а уже из Адама была создана Ева. И именно поэтому мужчины подходят первыми. Потому что в церкви все иерархично. Есть Господь, есть девять чинов ангельских. Первый чин получает от Бога, который передает нижестоящему и так далее. В церкви то же самое , есть иерархия, есть архиереи. От них благодать, как говорит Игнатий Богоносец, что залог присутствия Христа в церкви- это епископ. Нам, верующим, через епископа передается благодать. Потом священники, они потом эту благодать распространяют каждому прихожанину. И здесь та же самая иерархия. Первым создан Адам. За ним Ева. Первым подходит мужчина, а за ним подходит женщина.

-Женщина согрешила первая, а Адам не рассуждая тоже вкусил. Но и спасение произошло через женщину.

-Ну конечно, через женщину. Знаете, батюшка, один император византийский, выбирал себе жену. Ну, конечно, там мать наблюдала за кандидатками в жены. Собрали всех первых красавиц со всей империи. И вот ходит император с яблоком в руках. И та, которой он даст яблоко, становилась его женой. И вот стоит одна прекрасная девушка, и вот он только хотел протянуть ей яблоко, но решил ее проверить. И он говорит ей: скажи, а вот падение произошло через женщину. А она ему отвечает: так и спасение произошло через женщину? И тогда император избрал себе в жены другую, а эту не стал избирать. А звали ее Кассия. Ей пришлось уйти в монастырь, потому что она была отмечена императором, как возможная жена, и уже никто не смел ее брать в жены после императора. А почему он так сделал? Слишком умная была. Если бы он ее взял в жены, то сразу понятно, кто бы стал управлять империей, потому что жена такая умная.

-У одного отца было две дочки. Они постоянно осуждали Еву. Вот если бы Ева не вкусила запрещенный плод, то мы бы все в раю жили. И всегда ругали Еву. Отец им рассказывал, но все было бесполезно. И вот однажды он пошел в поле вместе с дочками работать и говорит: вы идите, работайте, а я приготовлю обед. Приготовил обед, позвал их на обед, они пришли. Он говорит: так вот здесь первое, вот второе. Они говорят: а что на третье? А туда не надо, не заглядывайте. А сам пошел и за дерево спрятался, и смотрит за ними. Поели они первое и второе, а ведь интересно. Что же там в третьей кастрюле? Открывают, а там мышонок прыг- и выскочил. Отец подходит и говорит: вы все равно же Евы. Что же вы ее осуждаете?

-Действительно, Матерь Божия. Через нее спасение. Но даже Матерь Божия по своему великому смирению всегда носила покров на голове. Как женщинам предписано в православии носить платок на голове.

-А почему прошло пять тысяч пятьсот восемь лет, а Господь мог бы и раньше? Оказывается, за пять тысяч пятьсот восемь лет не нашлось ни одного человека смиренного, как Матерь Божия. Которая могла вместить в себя Невместимого Бога, Творца вселенной.

 -у нас звонок еще. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, меня зовут Наталья, я звоню из Белоруссии. Такая ситуация, подскажите батюшка. У меня отсутствует зрение, но хотелось бы принимать участие в церковной жизни. Несколько лет я занимаюсь поиском цветов для плащаницы, для украшения. Обращаюсь к спонсорам, они жертвуют мне цветы. В этом году у меня было много цветов на три церкви. И одной церкви мы отвезли цветы. Через неделю я встретила батюшку. Батюшка мне задал вопрос: а зачем ты это делаешь? Кому нужны цветы? Это для того, чтобы ты потешила свое тщеславие? Этого не нужно делать. Нужно делать все с благословением. Ты привезла цветы, а они здесь не нужны. Меня в смущение это вводит. Цветы -это грех?

-Знаешь, матушка? О цветах. Греха здесь нет. Это ваше доброе желание. Вот когда Господь создал все цветы- Он наблюдал за ними. В середине ночи они закрываются, как-то спят. Утром они просыпаются, открываются и создают благоухание. Это как картина Богу, благовония. Радость для Господа. А вот еще сказано: подсолнух. Почему он называется подсолнух? Потому что он под солнцем стоит и за солнцем все время его головка двигается с востока на запад. Но есть такие, которые головки не поднимают. А почему? Потому что туда забрался червяк и нарушил внутреннюю структуру этого подсолнуха, и он отвернулся от солнца. Так и человек. Совершил какой-то грех тяжелый, смертный. И человек уже в церковь не ходит. К Богу не обращается. Он как во тьме живет. Для него это смерть. Вот это тоже надо знать. А когда человек покаялся, у него душа обращается к Богу, как подсолнух.

-Я этой матушке хочу сказать. Привозите цветы к нам в монастырь. У нас вам будут так благодарны за это. И никто вас не отругает. Батюшка, вот такой вопрос, очень интересный. Пишет девочка. Ей семь лет. Зовут Эмилия. Как подготовиться к исповеди в семь лет? Причащалась с младенчества почти каждую неделю. А это, видно, мама Эмилии.

-Ко мне приходят матери, иногда даже с младенцами на руках, исповедовать от греха. Я одного мальчика спросил, ему два с половиной года. Говорю: Саша, у тебя грехи есть? Он говорит: есть. Мать даже сама удивилась. Он говорит: маму не слушаюсь, по храму ползаю, ногами бью по полу. Вот такие грехи. То есть надо детей приучать с детства. К посту их приучают и к покаянию.

-А вот к посту с какого времени приучать?

-Можно с двух лет. Это имеется в виду, если ты пил три стакана молока, то надо сказать: Вот сейчас пост, поэтому вот тебе полтора стакана молока. Сейчас пост, чтобы он знал, что есть посты, чтобы доходило до него.

-Батюшка, в храме архангела Михаила, не буду называть деревню, на Радоницу на литургии не было произведено причастие народа. Что это за обычай?

-На Радоницу?

-Да. Я могу объяснить это. И у нас так бывает. Допустим. Совершилась литургия. Священник с дьяконом причастились. Затем выходит дьякон и спрашивает: братья и сестры, кто будет причащаться? А причастников- то и нет. Ну, вот бывает так, редко, но бывает. И тогда священник, убедившись, что причастников нет, сразу частицы ссыпает в Чашу, накрывает и заканчивает литургию. Потому что причащать некого.

-Батюшка, скажите, если старый человек стал вести себя хуже ребенка, даже хулиганить. Это беснование или что?

-Ну видать нет глубокой исповеди. Есть только поверхностная. Я знаю, у меня женщина приходит. Она раньше исповедовалась всегда. А потом ее вырубило. Вот она идет , еле-еле подходит ко мне и говорит: батюшка, у меня полностью в голове затмение. Ничего не помню. Ну, я прочитаю молитву «Господь и Бог наш», и она причащается. Потом она приходит в себя в другой раз, хоть один -два греха скажет. Но это я ее знаю. Она постоянно ходила. Двадцать с лишним лет.

-Батюшка, вот у нас последний на сегодня вопрос. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Отойдите пожалуйста от приемника.

-Христос воскресе.

-Воистину воскресе. Батюшка. Ответьте, пожалуйста на вопрос, как спастись от эгоизма? Что все должно быть по-моему? И если не по-моему, то я раздражаюсь и болею. И потом я анализирую и вижу, Что все что я хотела по-моему, все получается наоборот. Это видимо есть воля Божья. А мое решение -это своеволие. И потом начинается уныние.

-Спасибо. Все понятно. Матушка, с этим эгоизмом с неба спал Денница. Он возгордился. Вот когда человек гордый, эгоист, ему нельзя ничего говорить. Он болен душою. Значит, как избавиться? Как узнать, что человек гордый? Если ему сказали слово какое-то оскорбительное, он сразу обиделся, не разговаривает и начинает злиться. А Господь допустил вам этого человека, чтобы он вам сказал обидное слово. Для чего? Для того чтобы ваша гордыня, это рана на душе. Если вы перетерпите, попросите прощения, и скажете: мне за мои грехи так надо, спаси тебя Господи, и примешь с радостью, то начнет все это, рана на душе заживать. И проси Господа, чтобы тебя чаще оскорбляли и обижали, и потом эта рана залечится. И тебя не будет оскорблять любая клевета, сплетни, что там ни будут говорить, а у тебя будет на душе радость. А то, что у тебя эгоизм- это большая, огромная рана на твоей душе. Надо научиться в этой жизни сказать: простите меня, я грешный. Вот если этому научимся, то хорошо. Потому то Бог смиренным дает благодать. Он говорит: на кого воззрю, только на кротких и смиренных. И Господь сам говорит: придите ко мне, все обремененные, я всех вас успокою. Возьмите иго на себя, и научитесь у меня, как я кроток и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим. Учиться надо у Господа смирению. Ведь чем нам гордиться? Господь создал мир, создал наше тело, дал нам душу, дал нам все способности. Мы ничего не создавали: ни небо, ни солнце, ни луну, ни воду, ни землю. Чем нам гордиться? Грехами? Надо говорить: простите и благословите меня.

-Дорогие братья и сестры, давайте помолимся о здравии и спасении архимандрита Амвросия и других.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]