Перейти к основному содержанию

16:01 28.03.2024

Как детей оградить от неприятных влияний сверстников в школе? В студии архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель Храма Петра и Павла в Ясенево.

24.12.2013 06:46:27

Говорит радиостанция "Радонеж" - православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Добрый день, дорогие радиослушатели радиостанции "Радонеж", дорогие братья и сестры. Сегодня мы в прямом эфире, и с вами буду вести беседу я - архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель Храма Петра и Павла в Ясенево, подворье монастыря Оптина пустынь и строящегося Покровского храма, что тоже в Ясенево. Сегодня у нас, дорогие братья и сестры, день памяти Михаила Архангела и всех небесных сил. И, конечно же, и наш Ангел-хранитель радуется с нами сегодня, в этот праздничный день. И всех вас поздравляю с днем Ангела и желаю всем вам укрепления сил душевных и телесных и возрастания в вере, в надежде и любви, и чтобы мы хоть тоже, хоть чуточку, но в своей жизни подражали ангелам. Кто-то из мудрых людей однажды сказал: у Ангела два крыла, у Серафима - шесть крыльев, а у человека - столько крыльев, сколько у него любви. И поэтому действительно это тот дефицит, которого нам так сейчас не хватает, это дефицит любви в своей семье, на работе, на приходе, среди родных и близких. И сегодняшнюю беседу хотел бы посвятить ангельской жизни. Не той ангельской жизни, которая на небе и о которой мы только отрывочно что-то знаем, а об ангельской жизни среди нас. И поэтому, сегодня хотел бы всех вас, кто сегодня слушает меня, попросить участвовать в этой программе не столько вопросами, а сколько примерами ангельской жизни, поведения в нашей повседневной жизни, которой вы сами были свидетелями, видели или слышали. И я сегодня хотел начать с эти примеров ангельской жизни в нашей повседневной жизни среди нас, простых, обыкновенных людей. Мой друг - священник в откровенном разговоре и не в секретном мне однажды рассказал:  у меня с матушкой назревал конфликт, и я не смог справиться со своими мыслями, со своими бурными чувствами недовольства и негодования, и собрался высказать ей все, что я о ней думаю. В какой-то вечер мы вместе были на кухне, я задал ей какой-то вопрос. Она невпопад что-то ответила, и я высказал в несдержанной, негативной форме, сказал ей нехорошее оскорбительное слово. И я ожидал, что сейчас будет ответная реакция, и это будет поводом излить, в конце концов, накопившееся, как мне казалось, раздражение между нами. Я сказал это оскорбительное слово, напрягся в ожидании реакции- и вдруг матушка говорит: «а ты что все-таки будешь - гречку или макароны?» Мне так стало стыдно, что матушка поступила выше, чище, поступила по-ангельски по отношению ко мне. Она сделала вид, что ничего не услышала. Я замолчал. Я не стал вести дальше никаких выяснений отношений. Я перевел разговор на совершенно обыденную тему. И я очень благодарен моей любимой супруге, что она действительно живет духовной жизнью, и в этот момент, в момент неадекватного моего поведения стала глухонемой. Кто-то из мудрых людей говорил: до брака мы должны смотреть во все глаза и слышать во все уши того человека, с которым мы хотим связать нашу последующую жизнь. А после брака советуем вам глаза держать полузакрытыми и уши- слышащими только наполовину. Потому что действительно у каждого из нас есть свои недостатки и есть свои немощи. И их можно понести только в единстве, только при желании все сгладить, послужить, измениться, растоптать свой собственный эгоизм с помощью того человека, который находится рядом с нами. И о семейной жизни люди, имеющие опыт, говорят очень мудро. Что Бог по жизни посылает нам именно такого человека, через которого может быть уврачевана наше самолюбие и гордыня. Мы иногда говорим: почему так поступает, почему он так ведет, почему он так говорит? И все это большей частью бывает только ради того, чтобы исправить нас самих, чтобы мы увидели свою немощь, свои недостатки, свое несовершенство и постарались что-то в своей жизни все-таки исправить. Вспоминается еще один замечательный поступок ангельской жизни. Одни супруги праздновали 25-летие своей совместной жизни. Дети уже выросли, у них даже были внуки, и они опять остались вдвоем, потому, что дети заимели свои дома и свои семьи. В этой семье был неписаный обычай. Жена на завтрак мужу мазала маслом булочку хлеба, которую они покупали в магазине. И в этой именно булочной одна часть, нижняя, была подгоревшей, а верхняя часть - нормальной. И супруга, подавая в очередной раз угощение мужу, про себя подумала: почему я столько лет ему мажу поджаренную часть, которую очень сама люблю? Дай-ка я в этот раз, за 25 лет -все-таки имею право, воспитав ему детей, вырастив, женив их, любя его- взять эту поджаренную часть, которую люблю, оставить ее себе? Так она и сделала. Она поздравила мужа, муж поздравил ее, они обнялись, поцеловались, подарили друг другу небольшие скромные подарки. И когда они уже разложили по тарелкам эту булочку намазанную, этот бутерброд, то супруг, обняв ее, сказал: ты знаешь, дорогая, у меня сегодня двойной праздник. Я с детства не люблю поджаренную часть, и думал, что ты любишь часть неподжаренную, верхнюю. И сегодня впервые ты сделала так, как мне приятно и так, как мне бы хотелось. Вот так люди ради друг друга уступали, терпели и думали, что одному это доставляет какую-то небольшую, но такую какую-то приятность, и готовы были жертвовать этим на протяжении всех 25 лет. Мелочь? Мелочь. Но из этих мелочей складывается повседневная наша жизнь и повседневные наши отношения. У нас первый телефонный звонок с примером повседневной ангельской жизни среди нас. Слушаем вас.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Батюшка, с праздником.

- С праздником.

- Батюшка, даже не верится, что вы здесь. Я сегодня очень этого хотела и молилась, чтобы вы были в эфире, чтобы особенно поблагодарить вас за ту радость, которую я вчера и сегодня испытала в вашем храме.

- На престольный праздник. Да, спасибо.

- Я не на празднике была, батюшка. Я вчера просто поехала в храм, мне нужно было записать на византийскую мозаику людей. И даже встретила вас, и благословение у вас взяла. И так необычно вы мне сказали: поработай здесь полчасика, часочек. А я даже думала, а как можно поработать, даже не представляла. Думала, а где я найду время? Потому что я с работы сбегала к вам, чтобы скорее записать. Но представляете, сегодня Господь послал мне этот часок. И я все бросила и побежала туда. И вошла, где девушки ваши работают, и попросилась у них поработать, и сказала: батюшка меня благословил, дайте мне что-нибудь поделать. Они говорят: а что же мы вам дадим, а что вы умеете? А действительно, как, думаю, я буду делать мозаику, которую я не знаю? И вот эта Елена необыкновенная совершенно мне так в двух словах объяснила: ну, попробуй. И вы знаете, батюшка, я там поняла, что такое один час как тысяча лет, и как тысяча лет как один час. Во-первых, это даже не час, а одна секунда. Вот час там пробыла, просто я сбежала с работы. Но и вы благословили как бы на часок. А теперь мне хочется там быть всегда.

- Ну а вопрос-то и пример?

- Думаю, что же люди, у которых столько много времени, не знают, куда нужно идти и спасать свою душу, где получать такую радость, такую благодать. И такое необыкновенное чувство после этого. Я просто сегодня, как вы говорите, много крыльев имею.

- Слава Богу, да.

- Батюшка. И вот вы знаете, и даже не знаешь, где лучше. Я была позавчера на открытии памятника, и мне казалось, красивее этого храма нет, такой памятник открыли, такая была благодать. А два дня в вашем храме, и здесь такая благодать. И не знаю,  где больше. Вот везде она благодать, где человек идет, чтобы ее найти, и находит.

- Спасибо. Дело в том, что я хотел тоже, комментируя этот звонок, хотел тоже с вами поделиться большой радостью, что при храме Ефросиньи Московской, что в Котловке, совершилось всеторжественное освещение грандиозного величественного памятника - памятника святому благоверному великому князю Дмитрию Донскому и его благоверной супруге - великой княгине Московской Ефросинье. С двумя детьми они изображены на этом памятнике. Это памятник любви, верности, семьи. Виден с дороги, чтобы люди понимали, что у нас сейчас полная семья, она была и есть, и будет основой семейной жизни. Мужчина и женщина, муж, жена и дети. Не родитель номер один и родитель номер два, а полноценная семья. Это памятник, который занял свое достойное место, и, может быть, еще будет оценено только потом его величие и значение.  Памятник православным государям, православной любящей семье. Это при храме Ефросиньи Московской, что в Котловке, на Нахимовском проспекте. У нас еще один телефонный звонок с примером ангельской жизни. Слушаем вас.

- Здравствуйте, батюшка Мельхиседек. Александр звонит.

- Очень приятно.

- С праздником сегодняшним и с радостным постом приближающимся, скорым.

- Да, в среду у нас начало Рождественского поста.

- И всем пожелаю здоровья и душевного, и телесного, всем хорошо нам пост  прожить и встретить Рождество. Батюшка Мельхиседек, у меня вопрос, волнующий душу мою. Я всех людей воспринимаю как ангелов, на время воплощенных в эти материальные тела. Две руки, две ноги, голова. А мне говорят: ты - еретик. А у меня база есть указательная из Нового и из Ветхого завета. И сам Иисус Христос про это нам говорил. И есть у меня слова, и все я их помню. И мне это помогает жить. А почему я еретик?

- Да нет. Это же мы на самом деле на людей должны смотреть как на ангелов, но не в прямом смысле, что это на самом деле уже ангелы, только носящие наше телесное естество, которые как бы посланы сюда на исправление, чтобы сами узнали, что такое человеческая жизнь. Сейчас вспоминается такая легенда, но это, конечно, такой православный миф. Однажды один из ангелов очень был недоволен, что Господь всех милует- и грешников, и кающихся, и людей нечестивой жизни, но тех, которые раскаялись. Как вы помните, слова Священного писания: блудники и прелюбодеи, кающиеся прежде вас, наследуют Царствие Небесное. Но до него это не доходило, он не понимал, и говорит это предание, что он был послан на землю, чтобы он пожил в человеческом естестве. Но не говорится, что он столько дел наделал, что потом пришлось даже каяться. И потом действительно стал милостивым и уже так не судил человеческий род, который обличен уже не только душой, но еще и грешной плотью, с которой должен все же ее предочистить, всецело посвятить ее Богу и предочистить. Как мы помним слова в Священном Писании: будьте святы, как свят Господь Бог ваш, и воля Божия о Христе Иисусе святость ваша. Поэтому догматически, конечно, мы, так сказать, этого мнения не разделяем, что люди - это воплощенные ангелы или ангелы, которые только носят человеческую плоть. Конечно, этого мы мнения не разделяем, и это не так. Потому что ангелы - отдельные существа, сотворенные Богом, и как говорит нам православный катехизис Митрополита Московского: что значит Ангел? Ангел с греческого языка значит вестник, проводник воли Божией через наш ум и через нашу совесть, вещающий нам и подсказывающий нам пути исполнения воли Божией. И об ангелах говорится, что ангелы - бесплотные духи, наделенные умом, волей и чувствами. Бесплотные духи. Поэтому эта формулировка кардинально отличает их от нас, людей. Потому что дух без тела - это ангел. Тело без духа - это труп. А дух и тело - это всецелый человек. И поэтому мы по своей повседневной жизни должны уподобляться ангелам -в чем? В неизменной воле, направленной к добру. Наша воля, к сожалению, удобопреклонна ко греху. То взлет- то падение, то белое- то черное, то святость- то грех, то любовь- то ненависть. И порой это бывает в течение одного дня в одном человеке, а бывает- и в течение одного часа. Даже апостол Павел сам об этом говорил: законом, умом моим люблю закон Бога моего, но в членах моих вижу другой закон, противоборствующий закону ума моего. То добро, которое хочу делать и разумею, не делаю, а зло, которое ненавижу, то совершаю. Бедный я человек. Кто избавит меня от сего греховного тела смерти? Даже Апостол Павел видел в себе два начала - доброе и злое, ветхого и нового человека. И наша с вами цель христианской жизни - постараться стать Божьими, похожими на небожителей, у которых одно только одно служение - славословие Бога и творение добра. У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас.

- Здравствуйте, батюшка.

- Здравствуйте.

- Раба Божья Елена. Благословите, батюшка.

- Бог вас благословит. Вы пример нам расскажете какой-нибудь?

- Будьте добры, скажите, пожалуйста, как правильно исповедоваться, кратко чтобы было? Вот я обычно так говорю, правильно ли: согрешила, и перечисляю - многословием, пустословием, чревоугодием, гордостью. Правильно, батюшка? Или что-то глубже надо говорить?

- Скажите, чем согрешили и как согрешили, но не округляйте. Вот такая рекомендация, вот такой духовный совет, он у нас должен быть. Но поскольку сейчас, я не знаю, откуда это был звонок, колоссальная нагрузка у священников во время исповеди, и поэтому надо выбрать конкретно беспокоящий грех, а не вообще перечисление всех грехов по книжке. Есть замечательное пособие отца Иоанна (Крестьянкина) "В помощь кающимся". Если все мы будем просто переписывать- конечно, это будет неправильно. А от исповеди к исповеди мы все-таки должны обращать внимание, что больше всего беспокоит. Какая-то в течение от той исповеди до этой, к примеру, была какая-то ссора, которая никак не дает возможности помириться, не дает спокойствия души. И поэтому лучше уже не перечислять какие-то второстепенные вещи: смотрела телевизор до умопомрачения, нарушила пост и прочее, это какие-то повседневные наши грехи, у нас их бесчисленное количество. А больший акцент сделать на одной этой ссоре, на одной этой проблеме. Сказать: батюшка, до сих пор не могу простить. Кого? Свою родную сестру, потому что я ей сказала одно, она другое, я подумала то-то. И вот я никак не могу смириться, и поэтому прошу вас об этом помолиться, что время идет, а я никак не могу. И тут может быть какой-то конкретный совет или молитва священника за вас в конкретной ситуации. Поэтому лучше конкретную назвать одну, про один проблемный грех, на него сделать акцент, и те грехи, которые тоже беспокоят, их назвать. Поэтому оптинские старцы говорили: скажите, чем согрешили и как согрешили, и довольно сего. И не округляйте свои грехи. А не округлять- это значит, не заниматься самооправданием. Я не простила, потому что она то-то, то-то. Или как мужчина приходит: я, так сказать, немножко выпиваю. Немножко выпиваю. А когда спросишь, что конкретно? По бутылке водки в день. Это уже округление. Немножко выпиваю - это одно. А бутылка водки каждый день - это немножко другое. Это уже округление. Поэтому надо иметь рассудительность, не округляя, назвать конкретный свой грех. У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас, вы в прямом эфире. Постарайтесь нам, дорогие радиослушатели, в течение этой передаче хоть один пример из вашей повседневной жизни привести, пример ангельского отношения друг к другу или между собой. Слушаем вас.

- Батюшка, слышите меня?

- Да, да, слышу.

- Батюшка, я, может быть, неправильно понял ваш вопрос. Я могу просто привести пример. Это был 1996-й год. Чем он интересен? В нашей стране, как я заметил, взять ту же самую Оптину пустынь, святые мученики наши, которые погибли на Пасху, явно ангельские были люди, да? Николай Гурьянов с острова Залит. Очень много, я сейчас подойду к вопросу, во Владычном женском монастыре. Потом еще в подмосковных храмах, в самом городе Иваново, где Амвросий Юрасов. На острове Залит отец Николай Гурьянов. Я просто перечисляю моменты, где люди сами являлись, и им являлись ангелы, и иконы мироточили. Я решил вам буквальный пример привести. Лично со мной в 1996 году. Я ремонтировал машину, и где-то примерно в четыре часа ночи я почувствовал, как я выгляжу со стороны. Я слышу, что и грешникам тоже бывают различные такие видения.

- Милость Божия, да.

- Может быть, коли возник вот такой у вас вопрос, и сегодня такой день, может быть, и нужно было что-то мне сказать по этому вопросу. Я знал, что есть такое понятие: "нечеловеческий ужас", вы знаете, я это понял в тот момент. Я думал, может быть, вокруг меня собака ходит, все-таки позднее время, октябрь, где-то уже снег падает, а мы ремонтом занимаемся, все ушли. Я обошел вокруг машины и посмотрел на соседний дом. Вот представьте себе, дом пятиэтажный, фигура, рука лежит на крыше дома, можете себе представить. Белые одежды, именно, как действительно ангелов рисуют. Но вот именно эта фигура такого чувства ужаса как раз не вызывала, вызывало что-то другое за моей спиной. Дело в том, что, как бы вам сказать, когда я увидел этот ангельский лик- я сам медик, я тоже проштудировал этот вопрос- подумал: белая горячка,  ничего не отрицаю, может быть, и так.

- За рулем же вы не пили! Это не могло быть белой горячкой, если вы машину ремонтировали.

- Я потом закрыл глаза, ущипнул себя, посмотрел еще раз на нее. Потом зашел домой, разбудил друга. Он сказал: у тебя белая горячка. Я опять вышел, а фигура все стоит. В центре Москвы вот эти события происходили. Вы знаете, я скажу, что у меня был какой-то определенный перелом в моей жизни. После этого я более серьезно отнесся к православию. Вы знаете, очень похоже, и как на иконах рисуют, и как рассказывают в различных книгах. То- есть словами это выразить просто невозможно. Как-то вот так изобразить иконографически- да, что-то похожее. Взгляд- что-то нечеловеческое такое чувствуется, такая мощь. И еще что. У меня было такое внутреннее ощущение, что я могу поговорить с ним, выйти на контакт. Но такое благоговение и ужас, что просто боишься умереть от этого. Реальный страх, что можно помереть.

Я  что видел, то и говорю. Вот такой реальный случай в жизни. И говорят, таких случаев  у нас по Руси, начиная с 1991-го и даже до настоящего времени целый  шквал прошел. Наверное, только после революции такое было.

- Я понял. Благодарим вас за такой опыт, которым вы поделились с нами всеми. Дело в том, что Господь очень милостив и укрепляет человеческую душу разными путями.  Через разговор с верующим человеком, через пример его жизни, через откровения Священного писания, через услышанную молитву, через явленные чудеса исцеления или внутреннее осознание истинности слова, бытия Божия. Когда человек без всяких чудес, без всяких явных откровений просто изнутри при помощи и благодати Господней, приходит к убеждению - да, действительно, есть Бог, Святая Троица, есть вечность, есть воскресение, есть жизнь будущего века, есть ответ за свои дела и есть награда за свои дела. И Священное писание - Евангелие - истина. Бывает так, когда человеку достаточно одного этого внутреннего убеждения. А иногда человеку это недостаточно. Для него иногда приоткрывается завеса, таинственная завеса будущего века или ангельской жизни с одним только условием, чтобы это принесло духовную пользу человеку. И Господь с некоторыми так может поступать. Но епископ Игнатий Брянчанинов нам советует:  никогда не опроси у Бога откровения, подтверждения твоей веры через явные знамения, чудеса или явления, или явления будущей жизни или ангельского мира. Потому что это самонадеянная и гордая молитва. Потому что мы недостойны видеть ангельский мир, недостойны откровений слышать, недостойны чудес, чтобы Бог нам доказывал или показывал свое бытие. Поэтому об этом скромно попросить можно, но через запятую. Не моя воля, Господи, но Твоя да будет. Чтобы не получилось прелестного состояния, о котором мы тоже знаем, и явления, под видом ангелов бесов или темной силы. Поэтому епископ Игнатий говорит: чтобы в твоей жизни не случилось такого как бы чудесного откровения, отведи это от себя рукой смирения. Чтобы вместо пастыря не попасть к супротивному, и чтобы вместо белого не принять черное. Мы недостойны таких явлений. Если они будут, Бога поблагодарили, когда это вызвало поклонение Богу, когда это вызвало покаяние, когда это вызвало изменение своей жизни.  Эта вещь-  уже благодать. Когда не приводит к самомнению, что мы не такие, якоже прочие человецы. Что за нашу молитвенную жизнь, подвижническую жизнь, за наши добрые дела вот так Господь нас утешает, является.   Это уже начало прелести, когда человек уходит от покаянной жизни. Так спросили у Арсения Великого: что ты нашел за 50 лет твоей монашеской жизни? Арсений Великий сказал: я нашел, что если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. У нас еще один телефонный звонок с каким-нибудь примером. Слушаем вас.

- Добрый вечер, батюшка. Благословите.

- Добрый вечер. Бог вас благословит.

- Вы знаете, я не знаю, годится мой пример или нет, но мне кажется, что он может быть примером. И вы заодно потом прокомментируйте, пожалуйста, мне интересно ваше отношение знать. В общем, простите, я волнуюсь, потому что это живая история, которая была с моей сотрудницей. Мы дружили втроем. И так получилось, что у нее мальчик играл на улице, и ему песок попал в глаз.

- Маленький, да?

- Да, мальчик остался без глаза. И она очень долго его лечила. И муж, в конце концов, не выдержал всех этих трудностей и оставил их. И у нее была очень красивая, фигура, но все время она одна. И уже подошло время, она пыталась устроить своего сына в институт, работала очень много,  вплоть до того, что убирала у нас в институте. Мы часто, особенно во время поста собирались, беседовали. И как-то она говорит: ой, девчонки, вы знаете, познакомилась с одним мужчиной, ну так он мне нравится, я просто не могу. Мы говорим: ну и что, ты действуй, и так далее. Не могу, у него семья, у него двое детей. Мы ей: да кто сейчас на это смотрит? Он тебе нравится, вы любите друг друга, и так далее. Она говорит: нет, девочки, не могу. Мне так было тяжело без мужа воспитывать своего сына, и так он страдал от того, что нет отца, что я не могу пойти на это. Потом я уехала в командировку с мужем за границу. И вот пишет наша третья подруга о том, что Юля, теперь, наверное, можно имя назвать, заболела, у нее рак. И когда я приехала в отпуск, я успела с ней переговорить, приехать не смогла. И так получилось, что третья взяла отпуск и сидела с ней последние две недели в больнице, и на ее руках она умерла. И пишет она мне, я уже обратно вернулась на работу, что умерла наша Юлечка. Вот, прошел год, мы, значит, собрались ее помянуть. И после того, как после церкви посидели и решили поехать на кладбище. И за столом сын сказал, что вот год прошел, теперь я сделаю оградку и обустрою могилку. И когда они приехали все на кладбище, они обнаружили, что могилка ее окружена очень хорошей изгородью, сделан крест, в общем, все по православному. И все удивлены, кто это мог сделать. Сын побежал к сторожу, стал спрашивать, кто и что, потому что никто из родственников не сделал. И сторож сказал, что приходил несчастный мужчина какой-то, и вот он сделал, были рабочие и все это сделали. И все поняли, что это сделал человек, которого она любила, и, наверное, он ее очень любил. Вот такая история.

- Но самое главное, что она не переступила через заповедь Божию. То- есть, она до конца честно прожила свою жизнь, дотерпела свой жизненный крест, не разрушила чужую семью. Потому что кто-то из мудрых людей сказал, что на чужом несчастье своего счастья не построишь. И действительно это для сегодняшней нашей повседневной жизни, это действительно пример ангельской жизни, когда человек в одиночестве воспитывает сына, имея плоть и кровь, и пожелания, и стремления, но понимая, что все имеет свои границы, все имеет свой предел. Сложилась вот такая одинокая жизнь, ну вот так надо ее дотерпеть до конца. Послал бы Бог человека, не обремененного семьей, может быть, у нее это и сложилось. Но человек понимал прекрасно, что так Богу не угодно - разрушать чужую семью. Поэтому если бы все из нас так поступали, у нас бы действительно был бы рай на земле, когда бы хранили семью, хранили устои, хранили бы верность друг другу. Это и была бы среди нас райская жизнь. Жизнь равноангельская, исполненная преданности и верности.

- У нас еще один телефонный звонок после перерыва. Слушаем вас. Вы в прямом эфире.

- Добрый вечер, отец Мельхиседек.

- Добрый вечер.

- С праздником вас.

- С праздником, с Днем Ангела.

- И вас также. Владимир, Москва. Спасибо вам и благодарю вас за ваши мудрые и авторитетные советы. Я вас постоянно стараюсь слушать, отец Мельхиседек. Спасибо, что вы у нас есть. У меня вопрос. Отец Мельхиседек, подскажите, пожалуйста. Я с дочкой, сейчас я стал  приучать вечерами молиться. Она молится все время на меня.

- Сколько лет ей?

- Ходим в православную школу, девять лет. И я ей говорю: дочка, ты смотри на иконочки, Бог же перед тобой, как говорится, как бы образ ей объясняю. Нет, смотрит на меня. Не могу отучить. И позвольте второй вопрос. У меня напарник меня спрашивает, как детей оградить от неприятных влияний сверстников в школе? У него тоже дочка - ровесница, девять лет. Вот такие вопросы. Отец Мельхиседек, спасибо вам огромное, что вы у нас. Это искренне, это не пафос. Спасибо вам.

- Дело в том, что надо спросить у родных и близких в этот момент, когда вы с ней совершаете молитву, не стоит ли кто-нибудь за вашей спиной, и нет ли вокруг вас сияния и нимба на вашей голове, когда вы совершаете истинную молитву сердечно перед Богом. Может быть, она нимб рассматривает над вами, или рассматривает ангела, который стоит за вашей спиной. Конечно, это шутка и благопожелание, чтобы так было. С одной стороны, я думаю, что она маленькая, и ей как бы сложно сосредоточить внимание.  Но когда ребенку восемь лет….Все-таки, конечно, мы стоим перед иконами. Но с другой стороны, может быть, папа для нее является таким авторитетом, что она не сводит с него глаз. Вы, наверное, читаете вслух, она смотрит на губы, чтобы, пропитываться этими молитвами, вникать в их смысл. Поэтому лучше пусть она пока еще не привыкла к иконам, смотрит на вас, хуже, когда она вертится вокруг вас, невнимательно себя ведет. Это гораздо хуже. Кстати, как бы предваряя ответ на первый вопрос и предваряя, может быть, еще один вопрос, а как вот быть с маленькими детьми еще младшего возраста, три, может быть, пять и шесть лет? Дело в том, что в отношении молитвенного правила не должны быть переборы. Достаточно, если Серафим Саровский нам заповедал молиться при неимении времени и возможности совершать утренние и вечерние правила- потом это было названо "правилом Серафима Саровского", краткое молитвословие. Кстати, он предупреждал, что это позволительно только тем, кто в течение дня до обеда совершали Иисусову молитву, а после обеда молились Богородичным приветствием Архангела Гавриила: Богородица Дева, радуйся. У нас сейчас все так с радостью ухватились за правило Серафима Саровского, помня его вторую часть его наставления, и совершенно забывая первую Он говорил: правило Серафимовское, потом оно уже было названо Серафимовским, правило краткое может читать тот, кто в течение дня молился- тот и так был весь день с Богом. А тот, кто в течение дня и не молился, и думает, что Серафимовским правилом можно напитаться, такой человек поступает неправильно. Почему? Потому что мы себя в плотской жизни не оставляем без еды и, не наевшись, из-за  стола не уходим, а душу свою оставляем голодной. Прочитали кратко три раза "Отче наш", "Богородица Дева, радуйся" и "Символ веры"- Серафимово правило, и думаем, что мы тихо, спокойно как бы помолились. Поэтому Серафимово правило предполагает молитву в течение всего дня. И вот маленьким детям очень важно, чтобы она, эта молитва была краткая, но внимательная и сосредоточенная. Пусть мы прочитаем ему краткие молитвы "Царю Небесному", "Трисвятое", "Отче наш", его приучить, чтобы он участвовал, 12 раз "Господи, помилуй" на своем лопочущем языке: "Гоподи, помилуй, Гоподи, помилуй", но это будет его участие. И, может быть, это будет достаточно. Когда он понял, что мама, папа вместе прочитали вот эту краткую молитву, и он в ней поучаствовал. Потом можно его уложить, а потом уже семья, если она верующая, может уже без своих маленьких детей дочитать свои молитвенные правила. Не дочитать, вернее, а помолиться от всей души. С детьми, конечно, и не только с детьми, а во всем нужна мера. Второй вопрос, связанный, как оградить своих детей от соблазнов, которые они видят в школе, от сверстников: Интернет, телевизор? Во-первых, если не будет воспитания в семье, если они не будут видеть отношений между мужем и женой, между родителями, как они разговаривают, как они перемалывают кости правительству, начальству, мэрии и прочее, и своим родным, близким, соседям- конечно, это уже крепкая семья, это самый замечательный пример для своих детей. Мало того, своим детям надо объяснять заранее. Тебе подружки твои, которым семь-восемь-девять лет скажут, что у них появились мальчики, и они с ними делают то-то и то-то, они будут этим хвалиться. Ты знаешь, что ты, в конце концов, если будешь поступать как они, ты останешься без мужа, потому что ты уже будешь  девочкой , которая прошлась по рукам. Такой человек - бракованный. И ты никому в жизни будешь не нужна. Потому что крепкая семья, она- награда за целомудрие. И ты не бойся быть белой вороной, и не бойся быть со своими устоями. Потому что их большинство, кто так поступает беззаконно и против совести и закона Божия, против человеческих устоев, моя родная детка, но они закончат именно таким образом. У нас по статистике сейчас на тысячу браков 648 разводов. Ты хочешь в это число попасть? Нет. Тогда храни уже себя для своего будущего супруга, а как они кувыркаются, чего они там это делают- внимания не обращай и не бойся быть самой собой, христианским православным человеком и целомудренной девочкой и девушкой. Как сказал один старец, даже не один, я помню его имя, схиархимандрит Зосима из села Никольского, что в Донецкой области, он говорил: Был бы огонек, а мотыльки налетят. Это он говорил девушкам, которым желал сохранения целомудрия. Батюшка, а как же так? А я вот, если не буду как все, я буду несовременная, со мной никто не будет здороваться, дружить. Вон, как Машка, к ней все липнут, и прочее. Нет, говорил он, был бы огонек, а мотыльки налетят. Огонек чего? Веры, целомудрия, доброты, верности. И своему ребенку, конечно же, объяснять наперед, заранее, я конкретный просто вопрос разобрал, а так и в других вопросах, бесконечное увлечение компьютерными играми – просто  белиберда. Поэтому чем они занимаются, что они смотрят- конечно же, на самотек ничего пускать нельзя. И сегодня только одна мысль мне пришла в голову, посмотрел, одна девчонка была сегодня на исповеди, семь лет. И я про себя подумал: как быстро пролетела моя жизнь, совершенно незаметно! Я вдруг подумал о родителях. Ведь вот сейчас ей семь лет, а через семь лет ей будет 14. И если эти семь лет, которые пролетят быстро, мгновенно, незаметно, в нее не вложить, ею не заниматься, потом всю остальную жизнь придется ее исправлять. Потому что формирование ребенка идет в этот промежуток времени. До семи лет, может быть, еще осознанности нет, какое-то младенчество, но вот этот период времени, я даже себя вспоминаю. Я в десять лет не был таким, как в семь лет. В 12 лет я не был таким, как в десять. В 14 лет я не был таким, как в 16. А в 18 лет я не был таким, как в 16. Каждый, я рос не в религиозной семье, не имел христианского воспитания, к вере пришел поздно, только в 17 лет. И я вспоминаю, взлеты, падения, разные идеи, увлечения. Поэтому у ребенка в этот промежуток времени, у него жизнь за три года проходит по событиям его жизни. И поэтому лучше в это время и в этот период времени вложить все свое внимание, усердие, талант, педагогику. Потому что потом уже все будет идти самотеком. Потому что, выйдя из школы, это будет уже сформировавшаяся личность со своими устоями, привычками, взглядами, мировоззрением. Это уже остывшая и затвердевшая глина. Так сказать, до какого-то определенного возраста, там, 16-17 лет- все-таки можно что-то из ребенка постараться сделать, показать пример, слепить, когда мы для них еще какой-то авторитет. И вспоминается взгляд на жизнь, как воспринимают нас, воспринимают наши дети. В семь лет ребенок, девочка говорит: мама все знает. В 13 лет девочка говорит: мама кое в чем разбирается. В 17 лет девочка говорит: мама совсем отстала от жизни. В 27 лет девочка говорит: лучше бы я слушалась маму. Поэтому надо ей дать такую возможность и убедить в этом, и быть авторитетом для своих детей, чтобы они вот так нас не воспринимали. Это талант, это боль, это переживания. В огороде само собой растет только лопух и крапива. А земляника и яблоня, - ее надо и обрезать, и за ней надо ухаживать. Поэтому насколько любим-  настолько должны в них вложиться. Сеющий щедро, щедро и пожнет. А сеющий скупо-  скупо и пожнет. У нас еще один телефонный звонок. Слушаем вас.

- Благословите, батюшка.

- Бог благословит.

- Вы вот просите примеров, спрашиваете. Если успеем. Это было задолго до перестройки. Я не знаю, запамятовал его фамилию, но был такой батюшка Дмитрий,   в 93 года он служил. И у меня вера-то была, но само отношение еще формировалось. Я пришел просто посмотреть. Представьте, у него два сына, священники уже, они его приносят на службу. Он легонький, маленький, высох весь, понятно уже. Потом, значит, не то, чтобы вдруг, а потихоньку он так разворачивается и к "Отче наш" уже бегает. Поскольку служит при отверзтых царских вратах, все видно хорошо. Его все жалеют. Он говорит: не жалейте меня, мне ангелы помогают. И это было истинно так. Вот кончилась литургия, он прочитал, сам читал все записки. И потом уже потихоньку так сворачивается, как листик. Его обратно выносят. И даже было, не то, что, а просто думаю, надо же, ну-ка еще раз съезжу. И все повторилось. И видно, что не без Божьей помощи. И голос крепнет. То есть ни одной старческой нотки. Только первый возглас он так немножко дрожащим голосом. А дальше уже, дальше уже прямо действительно, как будто не по земле ходит, а летает.

- Очень благодарны вам за ваш пример и звонок, что вы счастливый человек, что вы своими глазами видели небожителя, на котором исполнились слова Христа, слова апостола Павла "сила моя в немощи совершается". Поэтому очень радостно, что для вас в жизни был явлен такой замечательный пример священника и пастыря. У нас, дорогие братья и сестры, передача подходит к концу. Скажу вам, что поскольку ангелы любят Бога всем сердцем и всей душой, и любовь является сущностью жизни ангельской, поэтому и человек, если имеет любовь, то это и есть начало ангельской жизни внутри человека. И один из святых отцов с нами поделился о любви следующей мыслью и следующими словами: Любовь - это фонарик, с помощью которого мы можем отыскать красоту в потемках души другого человека. Фонарик, с помощью которого мы можем отыскать красоту в потемках души другого человека. И от всей души желаю вам, чтобы фонарик вашей души, свет любви никогда не мерк, чтобы он всегда, этот фонарик любви, был заряжен. А когда он разряжается, мы в праздничные и воскресные дни идем в церковь, подкрепляем, подзаряжаем его молитвой, доброделанием, Священным писанием. И так этот свет Божественной любви будет освещать и нашу с вами жизнь, жизнь наших родных и близких, жизнь этого мира, и будет согревать светом и теплом тот мрак, тот холод, который порой бывает среди человеческих отношений. И если будет любовь между нами, то это и будет некое маленькое подобие ангельской жизни, к которой мы все стремимся, на которую надеемся, и которую думаем хоть чуть-чуть, но воплотить в своей жизни. Поэтому все еще и еще раз с Днем Ангела. Помощи Божией в этой радостной православной христианской жизни, которая может нас из простых грешных людей когда-нибудь сделать ангелами. Мир вам, Божье благословение и спокойной ночи. До новых встреч в эфире радиостанции "Радонеж".

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+