Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Где пределы церковного послушания?

09.10.2017 11:14

Где пределы церковного послушания?

Прямой эфир. Протоиерей Олег Стеняев отвечает слушателям радио "Радонеж". Ведущий - Владимир Носов.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/09/24/21-00.html

-Верующих, а чаще неверующих людей беспокоит и смущает богатство священников. Доходит до таких мифов и историй: «вот, попы ваши на мерседесах ездят, на джипах, на иномарках, ходят в золоте». Как относиться верующим и что ответить?

- В советское время мы реально получали очень хорошие зарплаты. Это связано с тем, что храмов было мало. И в небольшом количестве храмов собиралось много верующих. Например, я помню, что в советское время, когда я был диаконом, у меня зарплата была 400-500 рублей. Столько тогда получали космонавты.

- Это большие деньги…

- Столько получали академики. А со временем, когда действительно храмы начали открываться, сейчас, на самом деле, другая проблема – священники, особенно на сельских приходах, да и на многих городских, получают очень низкие зарплаты. Иногда священникам не хватает на медикаменты, на покупку литературы, необходимой для самообразования, и даже для обеспечения прихода нужными в обиходе книгами. Это устоявшийся миф. Действительно есть священники, у которых дорогие машины. Но не надо думать, что он на свечках купил эту машину. Скорее всего, у этого прихода богатый меценат, который сделал священнику такой подарок. Потому что нереально на приходе заработать такие большие деньги, чтобы купить дорогую машину.

- Мы к этому вопросу еще вернемся.

- Был брак в Кане Галилейской. И Матерь Иисуса была там, и был Иисус. Брак, благословенный Иисусом, то есть Богом. Мы поженились в Советском Союзе – очень давно. Я пришла к Богу, а муж – нет. И вот, мы ходим в церковь, у нас ребенок инвалид – ходим втроем. Мы с Наташей причащаемся, а муж – нет. Ходим давно – уже 17 лет. И вот в таком вот положении может брак быть венчан? И еще у меня такой вопрос: как брак отражается на детях? То есть, дети в венчанном браке и в невенчанном – где им лучше? И параллельно, что значит бабушка в доме? Как бабушка должна воспитывать внуков, чтобы внуки стали воцерковленными людьми?

- Вы очень много вопросов задали, я попробую их запомнить. Значит, во-первых, если на момент вступления в брак и муж и жена были неверующие, то Церковь признает такой брак без венчания, потому что нельзя венчать неверующих людей. А потом, когда они жили уже вместе, один из супругов уверовал в Бога, а другой остался неверующим – в этом случае действует правило, которое установил апостол Павел, что неверующий муж освящается верующей женою. И Павел даже прибавляет: иначе бы дети ваши были бы во грехах, а ныне они святы. Имеется в виду, что одни верующие освящают других членов семьи, неверующих, и даже малым детям, которые еще не сделали свой выбор, сообщается освящение от верующего члена семьи. Но для нас важно то, что апостол Павел не пишет, что верующая баба имеет неверующего мужика. Нет, Павел пишет: верующая жена имеет неверующего мужа. Он ее называет женою, а она его мужем. То есть признается светский брак. И верующая жена освящает неверующего мужа. Равно как и верующий муж освящает неверующую жену. И верующая половинка не имеет право оставить неверующую половинку, если та не хочет разрывать отношения, а пребывает в любви по отношению к верующей половинке. Освящение детей идет тоже через тех верующих членов семьи, которые посещают храм, участвуют в таинствах церковных и так далее. В каком случае отсутствие венчания становится блудным соитием? Если на момент вступления в брак и мужчина был верующий, и женщина была верующая, и они оформляют отношения, игнорируя венчание, – вот это прелюбодейный союз, блудливый союз, потому что они, как бы игнорируя Божие благословение, восстанавливают недозволенные отношения. А если один верующий, а другой неверующий - это допускается, и, кстати, в советское время, очень много было таких случаев, когда люди сначала были неверующими, потом кто-то из них уверовал. И в этом случае постсоветские времена и советские времена очень похожи на апостольский век, когда сначала вообще мир был в неверии, а через проповедь апостолов кто-то уверовал, а кто-то не уверовал. Если говорить о роли бабушки в семейном воспитании, здесь надо четко обозначить, что бабушка занимается ребенком в дошкольный период его жизни – это очень важный период. Вот школьный период – тут уже чаще сами родители принимают участие в судьбе того или иного ребенка. А вот именно в дошкольный период формируется мировосприятие человека, поэтому бабушка реально может дать то, на что, может быть, у родителей просто сил не хватит. Это активный период в их жизни. Они работают, учатся, иногда совмещают одно с другим. Но здесь действует такое правило – родители молодоженов не должны все время вмешиваться в их жизнь. То есть некая опасность, что каждый из родителей с той и с другой стороны будет тянуть одеяло на себя. Поэтому на Руси было принято как? Когда люди вступали в брак – им отдельно ставили новый дом, и они там жили. Сейчас таких условий у нас нет. Мы же не можем раздвинуть каменно-бетонные стены наших квартир. Мы заперты в этом пространстве. Но даже в таком случае родители должны стараться не вмешиваться в жизнь молодых, потому что, собственно говоря, воспитание детей – это до их вступления в брак. И на Руси был такой обычай: когда отец передавал свою дочку ее жениху, который становился ее мужем, он так ритуально плеточкой ее раза два стегал  и передавал ему эту нагаечку, чтобы уже он сам действовал. Он как бы этим декларировал, что он уже не занимается ее воспитанием. У нее есть муж, она выстраивает отношения со своим мужем, и никто не должен соваться в их семейную жизнь. Потому что если они будут решать конфликты только с помощью старших – ну, во-первых, старшие не смогут длительное время сопровождать их по жизненному пути, есть естественная причина, а с другой стороны -  здесь всегда будет разлад. Одни будут становиться на сторону своего ребенка, другие на сторону своего - и какая же это получится семья? Какая-то бесконечная гражданская распря.

- Батюшка, практически слышу сейчас эти возмущенные вопросы: что, неужели отец Олег благословляет бить своих жен? Что это за плеточки? 

- Нет. Это больше символическое действие. В Священном Писании сказано, что мужья должны обращаться со своими женами как с немощнейшим сосудом из очень тонкого стекла, дословный перевод. А в те времена, когда писал апостол Павел, стекло было дороже серебра и золота. Если это был сосуд из тончайшего стекла, он стоил реально дороже золотого или серебряного сосуда. А как переносят такой сосуд из тонкого стекла? - очень нежно. И Павел этот образ использует. Он говорит: мужья должны обращаться со своими женами как с сосудом из немощнейшего тонкого стекла.

- Вот тема не очень приятная, с жалостью приходится говорить, но тем не менее. Мы сегодня знаем, что, к сожалению, есть венчанные браки, которые распадаются. Как это с церковной точки зрения?

- Проблема в том, что нет четкой и ясной церковной точки зрения. Например, у тех же католиков, которых мы все время ругаем, практически развестись невозможно. И у них разведенные не допускаются к святым таинствам. Не могут причащаться реально.

- Вообще?

- Да. И католики рассуждают как? Вот, если человек придет и скажет: «я, там, сблудил», то есть, у него нет семьи -  его допустят к причастию, а если придет человек и скажет: «я бросил жену» - его не допустят до причастия. Почему? Потому что они четко понимают – и мы должны это понимать, что церковное венчание – это таинство, и они обещаются сохранять верность друг другу перед крестом и Евангелием в присутствии священника и свидетелей. И сказано, «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Это относится не только к соседям, это относится и к мужу, и к жене. Если кто-то из них становится инициатором развода, он нарушает Волю Божию. Это все равно, что если в грех блуда впадает простой человек или монах, который дал обет целомудрия. Или жена, которая давала обет верности мужу перед крестом и Евангелием. Или муж, который давал в Таинстве Венчания обет верности жене перед крестом и Евангелием в присутствии священника и свидетелей. И в старину у нас тоже было очень строгое отношение. Чтобы развестись, требовалось чуть ли императорское решение. Кто роман Анна Каренина читал, они помнят об этом, что когда Анна хотела развестись со своим мужем Карениным, и вступить в новый брак с Вронским там подавали на Высочайшую персону. Чуть ли не император должен был рассматривать этот вопрос, потому что в дореволюционной России было практически невозможно развестись.

- Но отталкиваясь от того, что семья – это малая Церковь, можно ли назвать человека, который решил развестись – неким раскольником…

­- Раскольником? Да..

- Грех раскола не смывается…

- Грех раскола не смывается. Даже мученической кровью. Поэтому, я бы на месте людей, которые, во-первых, готовятся вступить в брак, сначала бы посидел и подумал: а сможем ли мы вот так жить вместе, сохранять верность друг другу? И Церковь, кстати, мы, священники, мы обязаны людям разъяснять всю строгость ответственности, которая ложится на молодоженов после того, как они венчаются в храме. И именно измена мужа жене и жены мужу всегда воспринималась, как преступление худшее, чем разврат какой-то или что-то еще. Потому что те вообще не давали никакой присяги на целомудрие, на кресте, Евангелии в присутствии священника и свидетелей. А тут реально совершается грех против Бога, против заповеди Божией. «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» - это же первая заповедь, которую мы находим в Библии, прямо в первой главе книги Бытия. И во второй главе мы читаем: «Господь говорит плохо человеку быть одному» и Он творит помощницу для него соответственно ему.

- Если муж не хочет больше детей кроме двух, как жить жене православной? Постоянно обличает совесть и уныние. Муж не ходит в храм, брак венчанный.

- В Писании сказано, что «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». Но в любом случае, духовник, который исповедует этих людей - он вправе поставить им на вид, что длительное время как бы нет ребенка. И почему нет ребенка? Священник может задать такой вопрос, особенно когда они идут на исповедь перед причастием. С чем это может быть связано? Ну, в каждом таком случае нужно понять, может быть есть какие-то объективные причины, например, они не могут зачать ребенка или какие-то другие.

­- Брак венчанный. Жена выгнала мужа и развелись. Грех за женой или за обоими?

- Грех, конечно, за той, которая выгоняет мужа, она здесь как бы активное участие принимает в разрыве отношений …

- Не как немощной сосуд себя ведет, не назовешь немощным сосудом. Да?

­- Да. Ну, тут не очень похоже на немощный сосуд или сосуд из тончайшего стекла. Сейчас, к сожалению, иногда некоторые духовники благословляют своих духовных чад - женщин оставлять мужей. Но это недопустимо. В каждом таком случае брошенный муж должен подавать в церковный суд именно на священника, который благословил разрыв отношений. И церковный суд уже будет выяснять, была ли каноническая причина для разрыва отношений или просто характерами не сошлись.

- Батюшка, хотел бы обсудить с Вами, может быть, долгий вопрос, но тем не менее. Сейчас стало известно, что в общий доступ попала информация о новом катехизисе, который у многих православных вызвал  большое удивление, недоумение даже. Ну, вот только могу сказать, я вот знаю, что количество страниц в этом катехизисе около трехсот семидесяти. По сравнению с предыдущим катехизисом святителя Филарета Московского, я думаю, минимум тяжело будет его читать. Хотя многие говорят, что его местами читать просто невозможно.

- Ну, во-первых, катехизис митр.Филарета – это не первый катехизис. У нас есть большой катехизис Лаврентия Зизания. Там получится все четыреста или пятьсот страниц. Этот катехизис…

- Ну, от него отошли все-таки…

­- Этот катехизис был составлен в начале 17 века Лаврентием Зизанией. И он только привез в Москву этот катехизис, он очень такой антикатолический катехизис. А московские архимандриты провели такую как бы работу с этим текстом, довели до ума, и он был опубликован. Он считается нормативным катехизисом у всех старообрядцев. И наша Церковь тоже неоднократно обращалась к этому тексту. Достаточно сказать, что до революции было несколько переизданий этого катехизиса, даже с переводом на русский язык, так как он изначально был написан на старославянском языке. Недавно, кстати, общество памяти монахини Таисии переиздали этот катехизис. Там у них двойной текст. С одной стороны старославянский, а с другой стороны русский перевод этого катехизиса. Мне кажется, если катехизис слишком большой, то надо делать компендиум к этому катехизису. Что значит компендиум? Компендиум – это выжимка из большого катехизиса, где очень кратко, в доступной форме излагается истинная вера. Но даются сноски на большой катехизис. Ну, я имею в виду, там, где объем значительно больше. Например, человек читает такой компендиум, скажем так, малую редакцию катехизис, и какой-то вопрос его заинтересовал. Он смотрит в большом катехизисе. И ничего странного в этом нет. Катехизис – это  книга, где излагаются основы веры. Но иногда человеку, чтобы усвоить какой-то догмат, ему необходима дополнительная информация. Поэтому можно, например, в катехизисе дать как бы конспективно основные принципы веры, а вот сопроводительный аппарат может состоять из цитат Священного Писания, святых отцов и так далее. Поэтому существование большого текста и малого текста – это известная традиция.

- Батюшка, я не знаю, насколько она оправдана необходимость, зная о том, что, например, этот катехизис редактировался целой группой богословов в течение семи лет?

- А я не могу оценивать катехизис, который я не читал. Как минимум.

- Вы не читали еще, да?

- Потом… я не занимаюсь богословием. А богословием может заниматься вообще не каждый человек. И не мне судить о катехизисном тексте. То, чем я занимаюсь - я действующий священник, который совершает служение в храме, и я занимаюсь к тому же еще миссионерским служением. Миссионерское служение - это не богословское служение. В том смысле, что богословие вообще доступно не для всех. Это не каждый может разобраться в особенностях даже богословского языка. У нас сейчас, к сожалению, очень много людей, которые новоначальные, уже считают себя и богословами, и так далее. Вообще в древней Церкви было только три богослова. Это - Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Причем Симеона Нового Богослова, его в шутку называли Богословом. У него были противники, которые говорили: «Вон идет Симеон Новый Богослов». То есть в издевку говорили. А он решил: ну если меня так называют, ну буду так называться… То есть это было самоуничижение. То есть они говорили – вот новодельный богослов, такой новодел. Ну, он по смирению это принял, а потом Церковь усвоила ему это наименование, потому что Симеон Новый Богослов действительно владел многими богословскими истинами, и он очень ясным языком их раскрывал.

 

Знакомая постоянно вымогает у крестного и крестной ее детей деньги и упрекает, что крестные обязаны помогать им финансово, и совсем не считаются, что своя жизнь и проблемы. Как вот Вы это прокомментируете?

- Обязанности крестного по отношению к крестникам, они менее материальны, более духовны…

- Научить вере…

- Научить вере. А обеспечение ребенка, питанием, необходимой одеждой и так далее – это как раз обязанности родителей. Поэтому задача крестного - обучать детей основным молитвам: «Отче наш», «Богородица», «Верую»; следить за тем, чтобы их вовремя приводили в храм или приносили в храм для Святого Причастия; обеспечить для них поступление в воскресную школу, когда они достигают определенного возраста, и вести их в смысле воспитания в основах веры. А это отнюдь не повинность такая трудовая быть крестным, что еще надо и какие-то средства там перечислять и так далее. У некоторых людей бывает и несколько крестников – просто финансовых средств не хватит на обеспечение их. Ну, в трудную минуту крестный может и помочь своим крестникам.

- Связано это с тем, что вы своих некоторых духовных чад не всегда благословляете становиться крестными в какие-то ситуации?

- Ну, скажем так, у меня очень мало чад духовных и, можно сказать, что я вообще духовничеством  и не занимаюсь, потому что мой покойный духовник, отец Дмитрий, говорил: «Когда тебе будет лет за шестьдесят, тогда можно заниматься духовничеством». Я очень серьезно отношусь к этой его рекомендации. есть немногие люди, которые оказались вот в такой сложной ситуации. Мне пришлось принять какое-то над ними окормление. И я веду этих людей. И крестников я стараюсь иметь как можно меньше, потому что это не просто так за панибратство – взять себе крестного ребенка. И я не рекомендую своим немногим чадам брать много крестников. Потому что за каждого придется держать ответ.

- Отвечать перед Богом…

 

Скажите, пожалуйста, что такое за литургию сейчас ввели в некоторых храмах – апостола Иуды? Нужна ли она? И для чего? И второй вопрос –кочетковцы –еретики? Можно ли с ними причащаться? И третий вопрос – люди, которые не почитают Патриарха, не поминают его на молитвах и не ходят из-за этого в храм – они раскольники?

- Вот апостол Иуда – это что имеется в виду? Я не понял…

- Литургию вот проводили 14 августа на…

- А где, не можете сказать?

- Вы, наверное, перепутали. Это апостола Иакова была литургия.

- Простите. Да, апостола Иакова.

- Нет никакой литургии апостола Иуды.

- Простите. Разъясните, пожалуйста, что это за литургия.

- Это древнехристианская литургия. Она значительно древнее литургии Иоанна Златоуста. Литургия Иоанна Златоуста – это IV век, а литургия Иакова – это I век. Это литургия, которая по преданию была составлена самим апостолом Иаковом, братом Господа Иисуса Христа. На самом деле литургий значительно больше. Их несколько десятков. И, как правило, они составлялись святыми отцами. Но в практике нашей Церкви с древности известна была литургия Златоуста, литургия Василия Великого, литургия Папы Римского Григория Великого Двоеслова – это литургия Преждеосвященных Даров, мы ее служим во время Великого поста, и литургия Иакова. Она в древности чаще служилась в день памяти апостола Иакова и служилась в вечернее время, так что люди весь день не вкушали пищу и только после участия в этой литургии они могли вкушать пищу, уже, скажем так, поздно вечером. Но когда принимались решения по поводу пощения перед литургией, если она служится, например, вечером, а такая практика тоже была в древней Церкви, то постановили - хотя бы дистанция должна быть в шесть часов. То есть шесть часов пощения – это как минимум. Или, например, мы на Пасху идем в храм, и после 12 ночи нам придется причащаться. И не надо действовать так, что в 10 часов покушал, пусть даже постной пищи, а потом пошел и причастился. Нет, дистанция должна быть где-то шесть часов. Дистанция пощения. То есть это очень древняя литургия – литургия Иакова и мы с уважением должны относиться к этой литургии, потому что ее составил брат Господень. И мы обнаруживаем очень древние списки этого литургического текста.

- По поводу можно ли молиться с людьми, которые не почитают Патриарха?

- В Священном Писании сказано, что «начальствующего в народе твоем не злословь». Это закон Божий. Это правило, которое никто не имеет право нарушать. Мы не имеет право плохо отзываться о священноначалии – это просто запрещено. И Христос призывает нас подчиняться любому священноначалию. Например, во дни Иисуса Христа были священнослужители, которые очень резко отрицательно относились к Иисусу Христу. Однако Иисус Христос никогда не оспаривал их право учить. Так Он говорит: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам делать – делайте, но по делам их не поступайте». Это он говорил об иудейских книжниках и фарисеях. Или когда Христос исцелял людей, Он им говорил: «идите, покажитесь священникам во свидетельство им». Таким образом, мы видим уважение Христа к ветхозаветному духовенству, но Новый Завет выше Ветхого Завета по Златоусту. Как небо отстает от земли, так Новый Завет выше Ветхого. Поэтому если Христос требует почитания ветхозаветных священников, в свое время требовал, то тем более это должно научать нас особому отношению к новозаветному священству. Потому что, как Златоуст писал: «тот, кто не уважает священника, рано или поздно, тот кто презирает священника, он придет до презрения Бога Самого». А Августин даже писал: «смотри не на жизнь священника, а на его учение». Тоже такой важный аспект был. А у нас – Патриарх, Православный Патриарх. Человек, который имеет блестящее богословское образование. Мы должны сохранять верность священноначалию, потому что отказ поминать Патриарха – это раскол. А грех раскола, как мы уже сегодня говорили, он не смывается даже мученической кровью. И мы не должны допускать в нашем доме осуждения любого священника, тем более в его отсутствие. Это вообще неприлично обсуждать даже какого-то человека, в его отсутствие – то есть за глаза. Тем более священнослужителя. Это просто неприличный тон. И мы должны воспитывать детей в уважении к пастырям и архипастырям нашей Церкви. Конечно, Церковь – это живой организм и у нас есть полемика между разными направлениями миссионерского служения. Например, есть Александр Леонидович Дворкин, есть какие-то вещи, с которыми я не согласен в его понимании миссии. И с его стороны есть какие-то претензии к моему служению. Это в порядке вещей. Апостол Павел даже писал: «Надлежит быть разномыслиям, чтобы выявились искусные». Искусные – не в смысле искусители, а те, которые более правы. Так и внутри Церкви – существуют разные, такие как бы религиозные партии, группы. Например, в апостольском веке была одна религиозная партия вокруг апостола Петра, другая - вокруг апостола Павла. И были несовпадения. Очень серьезные такие несовпадения, в том числе и идеологического характера. Мы видим там претензии апостола Петра, например, к апостолу Павлу, это Второе Послание Петра, 3 глава, 15-16 стих. Там такая серьезная, мягко говоря, критика, что есть нечто неудобовразумительное в посланиях Павла. И в Послании к Галатам во 2 главе, мы видим, говорится о сложности, которую Павел обнаруживает в апостоле Петре. Это 2 глава с 11 стиха и ниже – Послание к Галатам. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию, ибо до пришествия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава[это другой апостол] был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, - продолжает Павел, - что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех, - а Петр – это князь апостолов, - если ты, будучи иудеем, живешь по язычески, а не по иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?». И, как я уже сказал, у Петра тоже есть такие слова, где достаточно так решительно, но продекларировав любовь к Павлу, все-таки критикует, что у него в посланиях есть нечто неудобовразумительное. Поэтому, во-первых, надо понять, что дискуссии богословские, богословские несовпадения – это в порядке вещей. Но когда в это втягиваются люди и доходит это до того, что простые люди без богословского образования отказываются за кого-то молиться – это вообще необъяснимо. Во-первых, Златоуст пишет, что мы должны молиться за язычников. И он продолжает развивать мысль, если мы должны молиться за язычников, а Бог этого хочет, то мы должны и за еретиков молиться, ибо Бог не хочет, чтобы мы кого-то проклинали, а хочет, чтобы мы молились. Тем более мы молимся за наших иерархов, которые вполне православные и желаем им всяческого блага, тем более как я уже сказал, есть целая заповедь, что «начальствующего в народе твоем не злословь».

А по поводу кочетковцев, отец Георгий находится в общении с Церковью. Это служащий, действующий священник. И не находится под каким-то запрещением. Поэтому – о чем мы говорим? Я вообще не понимаю. Есть какие-то разные практики миссионерского служения. У нас действительно в миссионерском служении очень много несовпадений. Один там спорит с другим. Кто-то там скатывается на уровень каких-то там доносов, и так далее. Но в целом мы должны как минимум разбираться в этих разностях. А когда вопрос касается евхаристического единства – отец Георгий служит, он причащается и причащает. Я не вижу проблемы. Проблема может касаться каких-то идеологических несовпадений, но простой мирянин не всегда сможет в них разобраться. Поэтому если там какой-то священник вам скажет, вот, я не рекомендую как бы в такой-то общине находиться вам. Надо как минимум переспросить: а почему? Если он сможет обосновать, если это будет подтверждено и общей позицией нашей Церкви, тогда можно о чем-то говорить…

- Церковным судом, в конце концов…

- Церковным судом. Да. А если это просто чьи–то симпатии, антипатии – это глупость какая-то.

 

Как помочь нашей молодежи, а конкретно мальчику хотела я помочь, который употребляет для красоты своего тела искусственные белки и до безобразия накачался уже. Можно как-то что-то внушить? Или есть какие-то молитвы?

В.Носов: - Честно говоря, это больше не по моей специальности. Я все-таки тренер по боксу. У нас таких проблем, честно скажу, нет. Среди окружения – да, есть люди, которые озабочены, озадачены своей внешней привлекательностью, то есть мощью, внешним видом. Ну, что я могу сказать, конечно, здесь без молитвы тяжело избавиться от таких вот параллельных страстей: гордости, тщеславия. Потому что мы все понимаем, что такой человек притягивает очень много взглядов на улице. Он хочет или нет, но он все равно как бы оказывается в центре внимания на улице, в транспорте. Так вот, конечно, нужно все-таки понимать моменты и что-то с этим делать, потому что мужчина, который заботится лишь только о своей внешности, мне кажется, не совсем по-мужски это. Да, должны заниматься спортом, потому что сегодня особенно молодежь втянута в эти во все гаджеты, интернеты, соцсети, телевидение и так далее. Конечно, но от тренера важно еще направление, чтобы человек развивался не только телесно, но и некие ставил тренер, какие-то духовные цели. Потому что плоть смертна и все-таки ее итог будет нам известен какой – распад, земля, гроб, в конце концов. Тут очень важно параллельно, даже юношам, даже молодежи, я не соглашусь с теми обвинениями, которые в адрес молодежи сегодня часто звучат, что у нас молодежь плохая, она ни на что не годна, нет, это не так. С молодежью нужно просто разговаривать на равных стараться не свысока, искать языки, подходы. И как-то направлять молодежь где-то словом, где-то поступком в первую очередь. И, конечно, развиваться и полноценно, ибо в теле есть и дух и душа и тело. И заниматься только лишь одним телом, я думаю это ущербно.

о. Олег Стеняев: - У Николая Бердяева есть такое интересное рассуждение: «Казаться или быть?». То есть человек может казаться кем-то, а другой человек может быть кем-то. А вот это очень разные вещи – казаться или быть. Поэтому если человек хочет во что бы то ни стало казаться, то это фальшивая красота, это как бы то, что искусственным каким-то способом оно вызывается. В этом нет естественности, правдивой естественности. Потом в Библии есть описание такой ситуации, когда был один молодой человек, который очень большое внимание уделял своей внешности. Доходило до того, что он каждый год стриг свои волосы и взвешивал их вес. И вообще о нем сказано, что он был самый красивый человек в свое время, может быть он впал в какой-то такой нарциссизм. Он очень большое значение придавал всем этим вещам. Это Авессалом – сын царя Давида. Тот  самый  Авессалом, проходя рядом с могилой которого, современные иудеи подбирают камни и швыряют в эту гробницу. Потому что Авессалом известен тем, что он восстал против своего отца. Он устроил мятеж. Царь Давид покидает Иерусалим, и Авессалом оскверняет жен своего отца. И ищет убить своего отца, преследует его. И потом он погибает, Авессалом. Он повис на этих своих красивых космах, волосах, которыми он очень гордился, когда на муле он скакал, убегая от войска Давида. Под деревом ветер всколыхнул его волосы, и он повис между небом и землею. И хотя Давид требовал от своих слуг, чтобы его не убивали, потому что для него это все равно был его сын, он был умерщвлен. То есть кончина людей, которые занимаются таким нарциссизмом, показывает бессмысленность такой ситуации, когда мы сеем только в плоть. И в Библии сказано, что сеющий в плоть, пожнет тление, а сеющий в дух  пожнет жизнь вечную. Поэтому если мы акцент делаем на проходящем, на том, что истлевает от употребления, то это действительно сеющий в плоть, который пожинает тление. И напротив, когда человек соразмерно развивает и дух и душу и тело, к чему нас призывает апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам. Мы часто вспоминаем эти слова. Это Первое Послание к Фессалоникийцам, 5 глава, 23 стих. Здесь сказано: «сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте. И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Вот когда есть как бы гармония между духом, душой и телом, то это благо. А когда вот мы предпочтение отдаем плотской стороне, здесь может быть проблема очень серьезная, потому что когда человек раздираем между возвышенным духовным и плотским, приземленным – он как бы забывает, кто он есть на самом деле. А ведь человек – это существо, в котором присутствует и земля и небо. Ведь о создании человека сказано: и создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою. То есть человек берется от земли, но Бог вдыхает в него дыхание жизни. И в понимании отцов человек содержит в себе и землю, и небеса. Потом, святые отцы говорили: человек - это среднее между ангелом и животным. И если человек, который является средним чем-то между ангелом и животным, вдруг будет обращать внимание только на животное, на  мускулистую часть своего бытия, в ущерб ангельской чистоте, ну тогда это трагедия.

В.Носов: - Я хотел бы еще, я так понимаю, мама звонила и очень переживала за своего сына, дать практических несколько советов. Потому что про питание был вопрос. Конечно, в первую очередь надо понимать, что это вредно. Никто не знает на сегодня, не может сказать, какие будут последствия после приема так называемого спортивного питания.

- Конечно. Это совершенно очевидно, что это вредно. Об этом говорят и известные спортсмены, люди которые владеют информацией об этих веществах, там белки какие-то там, искусственные, и так далее. И для чего? Для того, чтобы казаться или быть? Конечно, тут показное что-то. Здесь нет некоего такого бытия цельного. Все искусственное. Апостол Павел, например, предлагает такой образ - «гробы раскрашенные». Раскрашивали гробы, так красиво, художники делали все. А внутри что там? Смрад, вонь…

- Кости...

- Кости, разложение. Поэтому человек должен реально оценивать роль тела. Никто не говорит, что за телом не надо как-то ухаживать, следить. А тот, кто разрушит храм тела, того покарает Бог, сказано в Библии. Грех самоубийства вообще никак не прощается.

- И вот зная все-таки психологию молодых людей, которые навряд ли, к сожалению, будут слушать маму. Вот особенно в этих моментах по части спорта, питания…

- Пусть они поговорят с каким-нибудь специалистом, врачом …

- Я бы посоветовал, батюшка, маме, , как-то невзначай подсунуть лекцию, например, или слова, высказывания наших известных спортсменов Федора Емельяненко, Алексея Олейника, Александра Волкова, самого сильного человека 2009 года, пауэрлифтера Михаила Кокляева – это все люди, которые достигли высот в спорте, в единоборствах, в пауэрлифтинге, это сильнейшие люди, и они православные люди, воцерковленные, имеющие духовников, ведущие духовную жизнь. Я думаю, их будет послушать ему очень интересно.

-Да. Для такого человека, скорее всего, они кумиры…

- Авторитеты...

- Авторитеты. И если такой человек не способен прислушиваться к советам священника, то пусть прислушается к совету такого воцерковленного спортсмена, который может действительно назвать вещи своими именами, используя понятийный аппарат этого молодого человека. То есть, их наставления будут более понятны.

 

Если родители не хотят, чтобы крестные воцерковляли крестников, что делать в таком случае?

- Вся ответственность в деле воцерковления ложится на родителей. И крестный родитель теперь не несет никакой ответственности.

 

Можно ли причащаться во время борьбы с грехом или нужно победить страсть?

- Причастие- это не приз за хорошее поведение. Это самый эффективный способ борьбы с грехами, потому что причастие попаляет терние прегрешений, то есть саму склонность ко греху. И Христос прямо говорил: без Меня не можете делать ничего. Поэтому это не приз за хорошее поведение, вот это надо четко совершенно понять и уяснить. А это именно самое радикальное средство по борьбе с грехом. Но принимать такое радикальное средство надо с подготовкой. Как апостол Павел пишет: кто будет есть и пить, не рассуждая тела и крови (кто ест и пьет не рассуждая тела и крови), тот ест и пьет в осуждение. Поэтому многие болеют и даже умирают. Но без поддержки святого причастия противостоять греху, остаться с грехом один на один – это точно проиграть.

-Батюшка, как вы советуете, конечно, это совет больше к духовникам, н,о тем не менее, как вы обычно говорите. Причащаться сколько раз в месяц или…

- А я не дам такого совета потому что…

- Это сугубо лично, да?          

- Это действительно сугубо лично. Конечно, в древней церкви известные слова из молитвы Господней хлеб наш насущный даждь нам днесь - то есть подавай нам на каждый день – воспринимали прежде всего, что насущный хлеб – это прежде всего хлеб жизни, Святое Причастие. Как Христос говорил о Себе: «Я есть Хлеб, сошедший с небес». Хотя это истолкование не исключало и прошения о физическом хлебе, о насущном пропитании, но выстраивалась правильная иерархия ценностей. На первое место ставили именно Евхаристию. И что это значит? Мы не можем действительно каждый день причащаться, но мы должны жить так, вот этот день проживать так, как будто завтра мы точно причащаемся. И когда мы читаем молитву Господню: «подавай нам на каждый день», имеется в виду, что в Евхаристических Дарах Христос присутствует телом и кровью в каждом храме. А мы живем так, как будто мы готовимся к причастию…

- Интересно очень…

- Когда человек готовится к причастию, он чисто психологически оказывается неспособен на грех, он проявляет богобоязненность. Он пересматривает отношение ко греху, когда перед причастием идет на исповедь. Он готовится, там что-то вычитывает. И я общался с одним священником, у него была такая ситуация – он вычитал целиком правило, он поговел, все как положено, пришел на причастие – и вдруг вспомнил, у него есть проблема греховная, и уже не было возможности поисповедоваться кому-то, и он воздерживается от причастия. И первая мысль у него появляется, что он не испытает сегодня никакой радости. Он такую радость испытал! Он говорит, как будто я духовно причастился. Он проявил благоговение по отношению к этой святыне.…

- Он освятил себя. Да.

- К телу и крови, и через это он освятил себя. Господь дал ему благодать. Как сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И, напротив, те, которые приступают к причастию без богобоязненности, без страха Божия и веры, они не получают, напротив даже, могут болеть и умирать.

- Потрясающе, на самом деле, вот действительно мы как-то меняемся в эти несколько дней, которые готовимся, говеем, вот два, три дня…

- Надо жить как будто завтра причастие или лучше жить так, как будто скоро причастие, сегодня, может быть.

 

Объясните стих из Священного Писания. Это 16 глава Евангелия от Луки, стих 9: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Пожалуйста, объясните.

- Богатство неправедное, учат святые отцы, это все, что мы имеем в этой жизни. Когда человек рождается в эту жизнь, он не оплатил ни возможности видеть, ни возможности слышать, ни возможности обонять, ни возможности осязать. Потому что речь идет явно о чем- то другом, чем земное богатство. Чтобы вас приняли в вечные обители. Речь идет, чтобы твоими друзьями стали ангелы, которые принимают душу в вечные обители. Ты должен все, что имеешь посвящать Богу. Вот именно так древние отцы объясняли, что такое богатство неправедное. Это все, что мы имеем в этой жизни, потому что мы это никак не заработали, никак не заслужили и в некотором смысле это вот действительно Божественная данность, а по отношению к нам неправедное богатство. Мы никак это не оплатили. Вот такое есть объяснение.

Еще вопрос: кратко рассказать о пределах церковного послушания. Я поясню, насколько уместно спрашивать благословения священников на определенные, понятные заведомо, правильные вещи? Допустим, насколько будет правильным звонить батюшке своему или бежать спрашивать, что батюшка, благословите меня бабушку через дорогу перевести, или подать милостыню, или еще что-то. То есть, где вот эти пределы церковного послушания?

- Мой покойный духовник говорил: «Духовник – это не оракул. Это не тот человек, который за тебя все решает. Духовник – это человек, который вместе с тобою рассуждает, когда ты вопрошаешь его, у тебя возникают какие-то вопросы». И это в порядке вещей. Собственно говоря, в Церкви не может быть внешних авторитетов. В некотором случае ангел не авторитет, в некотором случае апостол Христа не авторитет. Об этом пишет апостол Павел в послании к Галатам, 1 глава, 8 стих. Он пишет: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. То есть авторитетным является само церковное учение, а все мы пребываем на послушании у этого учения. Мы не отступаем от истины Евангелия ни вправо, ни влево. И Христос прямо говорит: тот, кто жизнь свою созидает на Его учении, это дом, основанный на камне, а тот кто не созидает свою жизнь на учении Христа, это дом, основанный на песке. Пойдет дождь, разольются реки - и все это рухнет, основанное на песке. Поэтому мы, друзья, осуществляем духовничество как некие рекомендации, некие советы. В этом смысле духовник не подавляет свободную волю своих чад и не надо в каждом случае его переспрашивать, требовать благословения, потому что это будет уже на грани суеверия.

Наша передача подошла к концу. Спаси Христос!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]