Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Есть так называемая презумпция греха. В чем она заключается? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Александр Абрамов

30.08.2013 00:00

Протоиерей Александр Абрамов

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Протоиерей Александр Абрамов с вами в эфире радио «Радонеж». Я буду отвечать на ваши телефонные звонки и на вопросы, которые пришли в храм, и которые мои сотрудники передали мне.

Вы можете звонить мне по телефону прямого эфира «Радонежа» или посылать смс на короткий номер, начав ваш вопрос словом «Вера». Для тех, с кем я незнаком еще, меня зовут протоиерей Александр Абрамов, я настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, известного почти всем из вас по великой святыне - чудотворному киевскому кресту Святейшего Патриарха Никона.

Мы обычно начинаем с вами разговор с Евангелия, которое читалось в предшествующее воскресенье, в этот раз- с Евангелия от Матфея, которое читается в Неделю Всех святых. И я несколько слов хотел бы вам сказать на тему евангельского повествования, затем буду отвечать на ваши звонки.

Предлагаю вам поговорить на такую тему: кого можно назвать родней Богу? Своими Богу? О ком говорит апостол, кто такие свои Богу- по мнению апостола, по мнению Церкви? Кто наша родня во Христе? Вот об этом наш сегодняшний разговор, а вначале евангельское чтение, оно очень краткое.

Итак: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую Я пред Отцем Моим небесным, а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня- недостоин Меня, и, кто любит сына или дочь более нежели Меня- недостоин Меня, и, кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня».

Тогда Петр отвечал, сказал ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми». Вот Евангелие, которое полагает смущение на сердце очень многим, которые искренне любят своих близких, своих родных, свои семьи, свои дома, свою Родину. Они иногда смущаются: как же так, вот, Христос говорит, что кто все это любит - Его недостоин, значит, и мы Его недостойны, и не будем достойны, или мы должны все оставить, как Он говорит.

О чем здесь идет речь? Как это все можно примирить в нашей душе? Мы хотим любить Христа и любить ближнего. А как же быть тогда с заповедью о ближнем? Разве отец и мать или сын, или дочь это не ближние мои? А разве не говорит заповедь: « возлюби ближнего своего, как самого себя», и, это мои ближние, как же я могу их любить, и в то же самое время получается я недостоин Христа, как здесь быть? А это тот случай, когда надо очень внимательно следить и за буквой, и, в первую очередь, за духом этого евангельского повествования. Он говорит не о том, что их надо оставить и бросить, он говорит о том, что во главу угла должен быть поставлен Он сам, Бог. Не надо не любить отца или мать или сына , или дочь, но нужно брать свой крест- и тогда все встает на свои места, и тогда ты становишься более достоин Бога, и тогда ты начинаешь Его исповедовать.

Вот, об этом сейчас поговорим, я начну отвечать на телефонные звонки, еще раз: с вами в эфире «Радонежа» в течение часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, жду ваших звонков по телефону или СМС на короткий номер. Мы с вами сегодня разговариваем о том, кто Богу родня и свои Христу, по слову апостольскому. Отвечу на звонки и СМС- сообщения сколько смогу, и также на те вопросы, которые поступили в храм.

- Добрый вечер, слушаю Вас.

- Здравствуйте отец Александр.

- Я хотел узнать об ангелах, об ангельской иерархии, у меня небольшие затруднения …

- Ваш конкретный вопрос, пожалуйста.

- Вот, у Дионисия Ареопагита , он составил ангельскую иерархию. Да, знаете?

- Сочинение называется « О небесной иерархии».

- Там он делил их на триады; в первую входят херувимы, серафимы, ну, и так дальше , а, вот, в последней триаде упоминаются архангелы и ангелы, ведь по идее, смотрите, первые самые приближенные …

- Если можно- содержание вопроса.

- В Писании сказано, что они возглавляют воинство небесное, а так выходит, что они, вроде бы, подчиняются херувимам и серафимам. Или я ошибаюсь? Поясните, пожалуйста.

- Спасибо. Видите ли, когда тот или иной святой отец о чем – то пишет- это, как правило, произведение, написанное им под вдохновением Святого Духа.Он не сидел и не размышлял: а как же соотносятся ангелы, архангелы, престолы, начала, власти, херувимы, серафимы? Нет, у него сама его молитвенная жизнь во Христе привела к наитию Святого Духа. Святой Дух вдохновил ему написать вот так, поэтому есть правильный, трезвый подход, согласно которому мы должны поступить вот как: есть мненияотцов, есть мнение Церкви, выраженное в решениях вселенских соборов. Если мы добрые православные христиане, мы это принимаем на веру и не обсуждаем, почему в этой триаде такое сочетание святых ангелов, а в другой другое. Так Господь положил на душу этому святому отцу. Это совершенно не означает, что это нечто раз навсегда установленное. Может быть, кто – то из святых отцов будущего времени об этом нам скажет больше, и мы тогда узнаем несколько больше о том, как все это выглядит. Но я призываю здесь не проявлять излишней любознательности, потому что, мне кажется, эти знания отчасти праздные. В самом деле, неужели, если вы будете точнее знать иерархию святых ангелов, ваша личная духовная жизнь станет полнее или насыщеннее? Боюсь, что нет. Есть значительно более насущные и более простые вопросы, которые нам с вами в жизни надо решать каждый день. А тогда, если ваша душа будет становиться чище и проще перед Богом, некоторые вопросы наши найдут сами ответы, Господь вас посетит, Господь подумает и скажет «Вот, Александр интересуется небесными ангелами и архангелами. Дадим ему чуть больше знания об этом», и вы тогда уже будете вопрос задавать не мне, а значительно более компетентным ангелам и архангелам. Но до этого нам надо еще дожить, до этого нам надо вести значительно более интенсивную духовную жизнь. Я так бы ответил на Ваш вопрос и отвечу на следующий телефонный звонок.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер, благословите батюшка, раб Божий Сергий.

- Бог в помощь Вам, слушаю.

-Батюшка, вот, вопрос о духовной нищете. Нищий- это, ведь тот, который все время, что – то просит, казалось бы, в наше время надо многое у Боженьки просить. Как эту духовную нищету совместить с сегодняшним днем?И просьба помолиться об отроковице Ксении.

- Господи, помоги отроковице Ксении. Мы уже много раз затрагивали эту тему, когда идет речь о духовной нищете, ведь, употреблено слово «нищета», но не каждый нищий -попрошайка. Существуют достойная бедность, и вы все видели таких людей. Мы сталкиваемся с ними в магазинах, старушки стоят в очереди за сыром, и очень аккуратно, чисто одеты, но видно, что очень бедны. Когда нужно расплатиться за этот сыр, начинают в кошельке искать, и порой не хватает рубля или двух. Но они не попрошайки, они на паперть не пойдут, и в переходе метро не встанут. Они живут другой жизнью, духовная нищета, я думаю, это, в первую очередь, понимание того, что у тебя нет ничего своего, кроме грехов. В то же самое время у тебя порой есть дарование таланта, но само слово « дарование»- то, что тебе подарено Богом, то, что ты можешь использовать во зло или во благо. И ты на себя смотришь: Господи, я такой человек, грешащий, но так стремящийся к Тебе идти, я настолько, может, быть не значителен в глазах людских, но в Твоих глазах, я дорог Тебе, потому, что я Тебе нужен, потому, что Ты меня создал, потому что Ты привел меня из небытия в бытие. Значит, я Тебе нужен, нужен не просто, как песчинка, на которой ты строишь прекрасный замок. Я Тебе нужен, как собеседник, я Тебе нужен, как сказано в Писании, как друг Божий, как свой Господу, и ты от этого должен не исполняться гордости: вот, я какой, ты должен внутренне сказать: «Господи, как много Ты мне даешь, и все, что Ты мне даешь, и все, что я получаю, это Твое. Свое я пока могу тебе принести только грехи и желание потрудиться. Господи, прими мое желание потрудиться за сам труд и избавь меня от ноши бремени, этих тюков и сум моих грехов»

И, вот, если Вы так смотрите на жизнь, то она становится внутренне глубже и проще, и Вам легче жить, потому что Вы присоединяетесь к числу тех людей которые Христа, которые Христа называют Отче наш, которые к Христу обращаются как к Отцу небесному, ибо Отец и Сын, и Святой Дух- суть одно. И вы не начинаете себя просто уничижать, лупцевать: ах, вот, я хуже всех, да не хуже всех, есть люди хуже, а я просто хочу быть одним из Божьих, это счастливейшее ощущение, которое ни с чем не сравнишь, когда ты один из Божьих.

Говорили до революции: «Он чувствует себя, как у Христа за пазухой». Вот, чувствовать себя, как у Христа за пазухой- это великое счастье, потому что, если Христос тебя возьмет за пазуху, ты счастливый человек.

Отвечу на следующий звонок.

- Добрый вечер, меня зовут Сергей Павлович, звоню из Москвы, я, кстати сказать, очень благодарен Александру за этот вопрос. Он задает уже не один раз, и предыдущие священники так и не смогли на него ответить, а вопрос – то в общем – то очень не сложный, если обратиться к монументальному труду святителя Николая Сербского « Охридский пролог»- я не знаю почему его перестали читать на радио «Радонеж». Там ясно указано, что первые верховные архангелы, которых мы почитаем восьмого ноября, именуются начальниками небесных сил в особом смысле. Они предводительствуют над всей иерархией, и посему они и открыты Церковью нам, чтобы к ним обращаться и через них ко всем небесным силам, и посему церковь особо их чествует и именует в этот праздник. Вот, всем желающих, пожалуйста, читайте ноябрь «Охридского пролога», и будете знать ответ на этот вопрос. Благодарю.

- Спасибо за Ваше пояснение, ну, и, коль скоро Вы адресуете людей к комментарию, то нужно адресовать и к первоисточнику, Дионисию Ареопагиту, или еще его называют псевдоДионисием Ареопагитом: «Сочинение о небесной иерархии».

Отвечу на письмо, которое получил, звонок, который получил в храм от Валентины, может быть, частный вопрос, но вопросы подобного типа возникают нередко: «Можно ли пожениться брату с сестрой в четвертом поколении, то есть четвероюродным, их матери троюродными сестрами» Вот Валентине и многим другим, кто спрашивает, скажу так: «Когда родственники находятся в четвертом поколении, то речь идет о том, что четыре складывая с четырьмя- это будет восемь, это так называемая, восьмая степень родства; браки в восьмой степени родства безусловно церковью разрешены. Церковь разрешает браки от шестой степени родства, существовали до революции специальные таблицы, их можно составить и сейчас, когда вы знаете конкретную ситуацию, кто является родственником кого и откуда начинаются общие родственники. Церковь разрешала браки от шестой степени родства, а по благословлению архиерея максимум от пятой. Браки от четвертой степени родства и ниже не разрешены, таким образом нельзя вступать в брак двоюродным братьям и сестрам и дядям и племянникам. Всегда можно выстроить , и в книге «Настольная книга священнослужителя» приведены такие таблицы, можно обратиться к священнику или это будет лучше всего, или к тем людям, которые разбираются в каноническом праве, чтобы начертить схему и понять можно ли в данном случае совершать брак. В любом случае церковь выступает за то, чтобы предельно были ограничены браки людей, которые находятся в близких степенях родства, такие браки не разрешаются.

Отвечу на следующий телефонный звонок.

- Здравствуйте.

- Отец Александр, скажите, пожалуйста, вот, говорится в Писании: « Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы», а мы делаем милость и кому жертвуем и почему именно милость надо жертвовать, кому жертвовать? Ответьте, пожалуйста. Спасибо.

Да, спасибо, это важнейшие слова Спасителя, вернее, это слова пророка Божьего Осии, которые Христос повторяет в девятой главе Евангелия от Матфея: «Идите научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы». А пророк Осия в Ветхом завете говоря: «Милости хочу, а не жертвы», имеет в виду следующее: Богу нужна любовь и жизнь по заповедям, то есть добродетель, а не жертвоприношение. Часто многие люди, и те, кто считает себя верующими, совершают Богу жертвоприношение, по их мнению. Забегут на пять минут в храм, постоят, свечку поставят, записочку напишут, копейку положат в кружечку и считают свой христианский долг исполненным. Это и есть жертва, это просто жертвоприношение, это попытка от Бога откупиться- ну, как же, я же хожу в храм! Один батюшка недавно рассказывал, как совершает он свое больничное служение, и он говорит: «Вот, Вы, знаете, я хожу в больницу, и практически всякий раз исповедую, причащаю человек тридцать, и з этих тридцати двадцать пять исповедуются и причащаются, хотя эти люди порой и в возрасте, но первый раз, вообще никогда не исповедовались и не причащались».

Спрашивает священник: Почему так? Вы нецерковные люди? – Нет, как же, церковные, приходим куличи освящать, приходим воду забирать на праздник Крещения, свечи ставим. Но в самом главном, в церковных таинствах участвовать некогда, и так постоянно. Я сам свидетельствую: вот, беседуешь с людьми, которые собираются крестить своих детей, встречаешься с их крестными. Сейчас принято проводить беседы, слава Богу, что это так, беседы перед крещением и с крестными и с самими родителями. Говоришь, чтобы дети в ближайшее время причастились, надо, чтобы они не чувствовали себя в храме чужими, чтобы для них это был как родной дом, потому что это и есть их родной, духовный дом, надо чтобы они не боялись церкви. Люди, слушают, кивают, соглашаются, ты крестишь их детей- и они не приходят. Почему? Потому что они отдали дань Богу, как они считают, они крестили своего ребенка. Человек приходит просить о крещении ребенка, я говорю: «А зачем Вы хотите крестить своего ребенка?» - « Потому, что он должен быть крещеным». Я задаю вопрос: «А кому он должен быть крещеным? Он Богу должен быть крещеным? Вам должен быть крещеным? Чего Вы хотите? И вот, начинаем разговор - и выясняется: мы хотим, чтобы ребенок был Божьим, вот, это и есть «Милости хочу». Богопочитания, добродетели, жизни по заповедям, а если просто покрестить и все, и уйти, чтобы больше никогда не появляться в церкви, знаете как, один очень пожилой священник горестно говорил: «Есть люди, которые появляются в храме дважды в жизни: один раз на свое крещение, другой раз на свое отпевание». Вот, если это будет так, то это как раз то, против чего сказал Христос: «Милости хочу, а не жертвы, идите научитесь этому» А милость- это и доброе сердце, милость- это способность не толкнуть женщину, которая неловко передает свечи оказавшись в храме в первый раз, это способность не огрызаться, не выплескивать злобу, это милость, потому что делая так, мы оказываем милость и окружающим, и самим себе, и Богу даже, потому что это Ему угодно.

Отвечу на следующий звонок.

- Дорогой батюшка, у меня здесь к Вам один вопрос и одна большая просьба, поскольку Вы сказали, что Вы историк. Вопрос связан с тем, что, есть ли в Вашем храме исторические описания времени и служения патриарха Никона, вот, такие, правдивые, как они есть в Новоиерусалимском монастыре , и, кстати, с благословления Патриарха Алексия II, написаны исторические справки в очень достойном свете, описывается подвиг человека, который не только нес служение патриаршее, но и личный подвиг, аскетический показан, вериги, которые он носил…

- Да.

- … потом крест, который у Вас, это, наверное, не любой человек, а только высокодуховный мог. Потом мы знаем, что чудотворная икона Иверская была привезена в Россию. Вот, есть ли у Вас такие жизнеописания?И просьба моя связана с книгой, которая является явлением, это «Мистика или христианство» отца Владимира Соколова. Поскольку он бывает очень редко, а желающих задать вопрос очень много, люди звонят, в общем – то трудно его полностью на эту книжку переориентировать, чтобы он ответил на вопросы по книжке. Не могли бы, если у Вас есть время, Вы человек грамотный и книжный, прочитать эту книжку, и чтобы можно было ее обсудить? И еще. Вот, Вы сейчас коснулись темы праведности - в советское время, там, где жили эти три сестры Петрины праведной жизнью, одновременно с ними, по крайней мере, в книгах остались записи о двадцати сподвижниках. Это было то время, которое мы называем безбожным, и, вот, сейчас Вы рассказываете примеры, когда многие из нас не понимают, что такое быть христианином, что такое христианская жизнь, с чем это связано, ведь церковь у нас уже двадцать пять лет свободно проповедует. Спасибо Вам.- Спасибо. У нас в храме, конечно, почитают патриарха Никона, одна из наших прежних прихожанок, ныне живущая на Соловецких островах, даже написала, в надежде на будущее прославление, акафист патриарху Никону. Вы, знаете, что в Новом Иерусалимском монастыре до революции, когда свершалась панихида на могиле патриарха Никона, то отпуст, то есть завершение богослужения, последняя молитва священника читался особым образом: обычно говорится: « Христос – истинный Бог наш помилует, и спасет нас, яко благ и человеколюбец», а в Новоиерусалимском монастыре тогда совершался отпуст следующим образом: «Христос, истинный Бог наш, душу от нас представившегося раба святейшего патриарха Никона, его же молитвами нас спасет и помилует, яко благ и человеколюбец»

То есть эта молитва заключала в себе одновременно и отпуст, который совершается по отношению к обычным усопшим, в том числе не прославленным в церкви, как святители или иные чины и святости, а в то же самое время содержит и краткое к нему обращение о молитвенном предстательстве. В Ново- Иерусалимском монастыре велась в свое время работа, я так надеюсь, что сейчас это восстановлено, фиксировались случаи чудотворения и разного рода благодатных событий у гробницы патриарха Никона.

 Мы сейчас нашли в архивах Санкт – Петербурга и XVIII-XIX веках, и мы намереваемся эту книгу издать. Это опись разного рода чудотворных событий, которые происходили у Киевского креста, у той святыни, которую мы храним у себя в храме. Жизнеописаний патриарха Никона специальных у нас нет, но мы надеемся как – то пополнить литературу, связанную с патриархом Никоном, сейчас, слава Богу, вышли его труды, обширные и объективно описывающие деятельность святителя работы: «Патриарх Никон и его время», огромнейший однотомник под редакцией Вильма Владимировича Шмидта, это все у нас будет. У нас, конечно, есть иконописные копии креста, знаменитые иконы Ивана Солтанова: Киевский крест с предстоящими, где изображается патриарх Никон, равноапостольные Константин и Елена, а также царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична. Мы работаем над подготовкой конференции, посвященную киевскому кресту и времени патриарха Никона, чтобы приблизить тот период, когда патриарху будет более справедливое отношение за очень многие его заслуги. Вы перечислили некоторые из них, я бы добавил еще огромную государственную деятельность, в частности -воссоединение Украины и России произошло через деятельность патриарха Никона. И, конечно, строительство великих его монастырей, Валдайского Иверского, Новоиерусалимского, и собственно, Киевского монастыря- все это заставляет отказаться от представления о патриархе Никоне, как о человеке, который просто является, как очень многие любят говорить, творцом раскола. После него, якобы, все пошло наперекосяк, на самом деле все значительно сложнее, и любая жизненная правда на много сложнее любой схемы.

Ваш вопрос относительно отца Владимира Соколова, он не ко мне, я бы не хотел комментировать произведения, написанные другими священниками, ныне живущими, тем более, когда они приходят в эфир. Что касается того, почему праведность иссякает-это сложный вопрос. Я бы ответил на него следующим образом. В богоборческое время, которое иногда называют ошибочно бездуховным, церковь, находясь под очень серьезным прессом властей, всегда жила в ощущении, что завтра все храмы могут закрыть, что завтра нас может не оказаться. Это очень внутреннее христианское чувство. Нужно всегда жить в готовности. Как апостол говорит: дать ответ о своем уповании. А сейчас есть некая расслабленность, потому что мы думаем, что у нас будет очень много этих завтра.

Исповедуемся ну не сегодня, так через неделю, не через неделю, так через месяц, не через месяц, так через год. У нас очень много времени, мы думаем. И то, что мы думаем так, это ошибка. Времени может не оказаться. И вот эта внутренняя духовная расслабленность, она отражается на строении общин христианских, на нашем повседневном устроении, на том, как мы себя ведем. Нам не нужно страшиться завтрашнего дня. Но нам надо жить таким образом, как если бы все доброе и хорошее нам надо было бы успеть вложить в сегодняшний день. Святой доктор Гааз говорил: спешите делать добро. Вы должны спешить делать добро и не жить начерно. Я так бы ответил на ваш вопрос.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Слушаю вас, добрый вечер.

-Отец Александр, благословите рабу Божию Надежду.

-Бог благословит. Слушаю вас.

-Бывали ли вы в Свято-Троицком монастыре преподобного Александра Свирского Санкт-петербургской епархии? У его нетленного тела? И какое у вас впечатление? Это святой, которому в 1507 году русскому человеку на русской земле явилась Святая Троица.

-Спасибо, конечно бывал. Вообще, мне кажется, очень дорога возможность побывать у тех или иных святынь. Пока у нас есть возможность ездить, Пока святыни не осквернены и пока Господь нам даем силы, нам надо ездить. Я люблю путешествовать на русский север и часто бываю там у мощей преподобного Кирилла Белозерского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Павла Обнорского, в Ферапонтовом монастыре, в месте заключения патриарха Никона. Пребывая в этих местах и прикладываясь к мощам святых угодников, абсолютно точно не веришь, а знаешь, твердо знаешь, что они тебе помогают, что они тебя не оставляют, что они живые, что ты с ними можешь посоветоваться, что ты постоишь у мощей, о чем-то спросишь- и они тебе ответят. И ты уходишь хотя бы чуть-чуть, но измененным. А если меньше грехов бы было, то измененным сильно, измененным к лучшему. Готовым жить, готовым трудиться. Знающим, что все, что ты делаешь хорошего, не напрасно.

Как бы ни кричал мир вокруг тебя: « Зачем вся эта ерунда? Все брось, греши, пей, блуди, делай все, что считаешь нужным». Все равно, как в Писании, помните? Ешь, пей, веселись, не знаешь, когда умрешь. Надо все взять от сегодняшнего дня. Святители же абсолютно на другой лад настраивают. Ты можешь взять все от сегодняшнего дня, но тогда ты погубишь день завтрашний. А завтрашний день у тебя будет вечность. И они еще тебе говорят: жить добродетельной жизнью и стараться не грешить- это не скучно, это не уныло, это счастье. И когда ты чувствуешь счастье о Боге, когда тебя подпирают, когда ты падаешь, наши угодники божии и святыни, ты не чувствуешь себя одиноким.

 Вот я прихожу к себе в храм и вижу, как иногда тоненьким ручейком, иногда очень много людей приходят к святыне. Я думаю: вот, стоит великий крест. Приходят люди день ото дня. Сотни, тысячи, десятки тысяч в общей сложности. Каждый приносит свое. Бедный Господь, он все это слышит, он всем помогает. И море людских бед, море людских тягот проходит к этой чудотворной святыне. Проходит через них, как вы знаете, вода мутная оседает, песок на дно, и вода становится чистой. И эта вода становится водой жизни. И стольким людям помощь приходит, и стольким людям открывается правда Божья, и столько людей отходит исцеленными.

 Конечно, очень часто, как и обычно, мы неблагодарно ведем, и Христос горько спрашивает: не десять ли исцелились? Да девять где? Но Господь ведь не в ожидании ответа и благодарности творит добро. А благодать, как мы с вами знаем, дар, превосходящий всякую благодарность. И человек получает возможность жить чище, лучше, добродетельней, по- другому. Есть проблемы у всех. Есть тяжкие проблемы очень у многих. Есть проблемы, которые мы в жизни не можем разрешить. Может, даже не сможем. Но мы сможем себя так выстроить, что наши отношения с Богом делаются доверительными. Мы можем Богу сказать: Господи! Я не вижу пока решение этого вопроса, но я тебе доверяю. Бери мою жизнь в свою руку. И меня в ней неси, в этой руке сквозь все мои дни, сколько бы ты мне не дал.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Батюшка, благословите. Валентина из Ярославля.

-Да, Валентина, слушаю вас.

-У нас во второй раз в город приезжает единоверская церковь. Вы можете что-то рассказать о ней?

- Единоверие, я не знаю, как оно может приезжать? Может, тут есть какая-то ошибка? Какая-то маскировка? Вообще единоверие -это старообрядческие приходы, которые входят в состав Московского патриархата Русской Православной Церкви. То- есть, существовали и существуют старообрядческие приходы, которые не находятся в общении с Русской церковью. Они считают нас раскольниками, называют нашу церковь никонианской, и общения между этой церковью и нами нет. А есть так называемые единоверцы. Это те же старообрядцы, которые воссоединились с Русской церковью, служат по своему старообрядческому обычаю, по старообрядческому уставу, то есть по уставу церкви до времени правления патриарха Никона и по старообрядческим книгам. То есть по неисправленным книгам с очень значительными богослужебными отличиями от нынешнего уклада и значительно более продолжительно, но находятся с нами в общении, и у них можно причащаться.

В принципе, если вы не принадлежите к старообрядческому укладу, если вы не из старообрядческой семьи, то ходить туда можно и причащаться можно. Если это реально единоверческая церковь, надо спросить, в общении ли они с Московским патриархатом? Но обычно в единоверческие общины входят те люди, которые по происхождению старообрядцы, и кто из старообрядческих семей. Обычно не принято православным, принадлежащим к церкви Московского патриархата включаться в единоверческие общины, если у вас не было каких-то особых причин.

-Получил еще один вопрос. Многие из вас спрашивают, как можно оставить в храме телефон? Телефон в храме дежурного за свечным ящиком такой-то, и туда можно позвонить, когда нет передачи, и задать вопрос. Дежурный его запишет, и мне передадут. Я на некоторые из этих вопросов имею возможность ответить здесь в эфире. Вы спрашиваете расписание богослужений. Там же можно узнать и расписание богослужений на предстоящее время и получить ответы на те или иные вопросы.

Один из последних вопросов, который я в недавнее время получил. Как быть, если человек трудится, например, работает в огороде, устает безмерно, все воруют. В общем, дело не получается. Это приводит к отрицательному результату. И как здесь быть?

-Знаете? Любое наше действие должно быть нам ясно, оно должно быть осмысленно. Если вы знаете, что вы сейчас огородик разведете, а у вас все украдут? Может не стоит его разводить? Вы просто убьете свои усилия, убьете свое время. Может в этой ситуации проще купить? Если вы не можете обеспечить безопасность всего этого. Мы должны быть с вами людьми разумными. Христос нам говорит: не мечите бисер перед свиньями. Если вы заранее знаете, что ваш труд ни к чему не приведет, то труд во имя труда Богу не нужен.

Труд всегда должен вести к тому, чтобы вы хотя бы чуть-чуть испытывали радость. Радость от того, что вы делаете, радость от того, что ваш труд нужен. И уж совсем в идеальном случае, если вы делаете то дело, в котором вы трудитесь по Божьей воле, что Бог вам на это поставил, и те таланты, которые Он вам дал, вам в своем труде удается воплотить.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Добрый вечер, батюшка, благословите, Валентина из Подмосковья.

-Слушаю вас Валентина.

К вам вот такой вопрос. Скажите пожалуйста, есть ли у вас записи ваших передач?

-Да. Спасибо. Мы с Божьей помощью и с помощью радио Радонеж выпустили перед Пасхой диск с записями 20 часов эфира. 19-20 передач, которые были за последние полтора года. И в храме эти диски есть. В храме в Крапивинском переулке, настоятелем которого я являюсь, все эти записи можно за ящиком найти. Поскольку очень много вопросов бывает, и я все время получаю и по электронной почте и в записках просьбу обьяснить, как к нам добраться и как можно помолиться у чудотворного креста, я всегда повторяю. Храм находится в самом центре Москвы по адресу Крапивинский переулок дом 4. Ближайшее станция метро Трубная. У нее единственный выход и вы, выйдя на Трубную площадь должны увидеть здание театра «Школа современной пьесы». Если вы подойдете к этому театру, находящемуся на Петровском бульваре, станете лицом к театру. Вам нужно двигаться по правую руку от театра, стоя к нему лицом. Вы будете идти по Петровскому бульвару и первый же поворот налево -это Крапивинский переулок, дом 4. Там находится киевский чудотворный крест патриарха Никона и храм преподобного Сергия.

Мы служим по пятницам, ближайшее богослужение завтра. Добро пожаловать, кто в городе, и кому нужно приехать помолиться перед одной из самых важных святынь православия. В пять часов вечера служим акафист чудотворному кресту у подножия самой святыни, помазываем от креста. Акафист, который, как я полагаю нигде, кроме как в нашем храме не служится. Удивительный акафист, который написан святейшим патриархом Сергием. Вот мы обычно, когда поем акафист, заканчиваются возгласами: РАДУЙСЯ. Радуйся, чистый кресте… а вот в акафисте патриарха Сергия весь храм поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим!». Служим этот акафист в пять часов вечера. Если у вас какая-то тягота на сердце, или какая-то жизненная ситуация, или вы хотите поблагодарить Господа -то это то место, где это можно сделать. Свою боль и свою радость излить Христу. Перед крестом, в котором около трехсот частиц мощей святых и угодников божьих. И наверняка есть частица мощей того святого, чье имя вы носите.

Все их можнопопросить о помощи и заступничестве. Пять вечера по пятницам служим акафист. В ближайшее воскресенье в 9.30 у нас престольный праздник Всех русских святых. И именно в приделе Всех русских святых находится киевский крест. Добро пожаловать в воскресенье. Крестный ход совершим после литургии. А она начнется в 9.30. Всенощная в субботу в пять часов вечера. Тогда же и исповедуем. А на важнейшее богослужение собирается очень много православных людей. Едут ото всюду: из Москвы, из Подмосковья, из других, в том числе дальних регионов: с Украины, Белоруссии. Это особый день креста. Это Происхождение чистых древ Господних. 14 августа тот день, когда в 1656 году крест оказался в киевском крестном монастыре. День, когда он засиял по всей православной Руси, день, когда мы совершаем особое почитание кресту, особое моление у него. Много бывает в это время людей. Приглашаю всех и вас, конечно, потому что это уже вошло в московскую традицию, что в этот день православная Москва собирается у киевского креста, как самой важной крестной святыни нашей Руси и первопрестольного огорода. На сайте Крапивники.ру есть расписание богослужений, так что тоже можно им пользоваться.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Алло, добрый вечер.

-Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Я по поводу понятия греха, хочу с вашей помощью уточнить. Вот часто я сама задаю себе вопрос, в юридическом понимании есть так называемая презумпция греха. В чем она заключается? Вот если кто-то наступает мне на ноги, я подумаю, что я христианский человек и следовательно за какой-то грех мне наступили на ногу. А если я уже вооружена сознанием, то на ноги сознательно нельзя наступать. И вот выходит что сознание, христианское сознание так благотворно влияет на окружающий мир, такая благодатная среда для окружающего мира. Надо поддерживать людей в благостном состоянии. А вот другая противоположность: жить по хотению без христианского сознания, они могут подумать, что есть в этом сознании, что они такие безгреховные, что я не наступаю им на ноги. То есть мне наступили на ноги- значит, я греховная, а они думают, что они не греховные, если им не наступают на ноги.

-Скажите мне, пожалуйста. Жалко, что вы мне ничего не хотите сказать, я на самом деле просто хотел спросить у вас: неужели, когда вам наступают на ногу, вы в самом деле думаете, что вам на ногу наступили по грехам вашим? Я вот, например, когда мне в транспорте на ногу наступают, у меня и мысли не возникает, что мне наступили на ногу по грехам моим. Я, честно говоря, думаю, что на ногу наступили не по грехам, а потому что народу очень много или поезд быстро движется, или человек неловкий. Поэтому мне кажется, здесь не очень правильно так думать и размышлять, что абсолютно всякое событие, которое с нами происходит, которое причиняет нам неудобства, происходит по грехам. Это было бы очень самоуверенно.

Очень много событий, если на вас капля дождя упала, это не значит, что по грехам, потому что дождь идет. Если вы поскользнулись- то это не по грехам, а потому что вы чувство равновесия не соблюли. Я думаю, что на это надо проще смотреть. Я также не думаю, что мы этим стимулируем других людей на нас смотреть как на каких-то безгрешных, и вам поэтому не наступают на ногу. Это какое-то очень наивное впечатление. Что касается того, как на все это реагировать-об этом все сказал Спаситель. Тут даже нет никакой надобности меня спрашивать. Часто спрашивают: ну, а вы, христиане? Разве вы поставляете все время щеки, когда вас бьют? Все время подставляют щеки только мазохисты. Есть люди, которым нравится, чтобы их били. Христос на это сказал совершенно иначе. Когда его стали допрашивать и избивать, вспомните, что он сказал: если Я сделал зло, свидетельствуй о зле. Если Я зла не сделал, почему ты Меня бьешь? То есть Христос воспротивился несправедливому избиению Самого Себя. И когда говорят, если тебя бьют в левую щеку, подставь правую, когда Спаситель это говорит, он абсолютно не имеет в виду абсолютно безвольное и спокойное принятие, это несвойственно для человека. Ну, бьют, ну пусть еще бьют. Неужели человеку это может нравиться? Когда говорится, что если у тебя есть рубашка- отдай последнюю, кода тебя бьют по щеке- подставь и другую, это означает способность человека принять то, что с ним происходит и увидеть в этом волю Божью.

 Но это должно стать результатом глубокого внутреннего духовного развития. Этим заканчивается духовная жизнь и начинается. Если с самого начала- а вот меня ударили полевой щеке, ударьте по правой. Это будет выглядеть как клоунада. До этого нужно дорасти. Мы с вами пока находимся на совершенно другом уровне духовного развития. Это надо очень четко и ясно понимать.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Алло, добрый вечер.

-Да, слушаю вас.

-Батюшка, объясните мне такую ситуацию. Вот накануне двунадесятых праздников, Пресвятая Троица была последнее время, Рождество господа нашего Иисуса Христа, со мной происходит такое, что я заболеваю сильно. У меня появляется или давление, или простудные сильные явления. И я не то, что могу пойти в храм, а я даже дома не могу правильно помолиться перед иконами. Слабость появляется такая! И я уже ложусь в постель и переживаю, что я и в храм не попала, и дома толком я не помолилась. Батюшка, почему такое со мной происходит? Объясните, пожалуйста.

-Апостол нам говорит, что от любви Божьей нас ничто разлучить не может и отлучить не может. Поэтому если в силу тех или иных причин в храм не получается прийти, это может быть совпадением, а может не быть совпадением. Я не знаю. Может быть так, что Господь по каким-то причинам не пускает вас в храм. Но я так не решусь сказать. Я скажу, ну, вот, бывают недуги, есть недуги, а отлучить вас от любви Божьей никто не может. Если не получается помолиться перед иконами, помолитесь в кровати. Потому что апостол говорит: непрестанно молитесь. И радость праздника с вами будет. Конечно, жалко.

Вы знаете,я однажды заболел, и довольно крепко Великим постом, уже будучи священником, причем так, что был в больнице весь Великий пост. И канон прошел без меня, и Благовещение прошло без меня и все праздники. Вот уже Пасха приближается, вот уже вход Господень в Иерусалим, а я не могу служить, лежу в кровати. И так рвешься в храм, как же я лишу себя праздника? Потом пришло утешение. Знаете какое? Господь отвел меня в это время от службы, я просто физически встать не мог. Тяжелая была болезнь. А утешение пришло такое: ну, ты ведь стремишься в храм? Тебе нужно туда? И ты, не имея возможности прийти в храм, начинаешь яснее и четче понимать, чего ты лишаешься без храма. Ты начинаешь Бога сильнее любить. Может быть, для этого вам дается такая возможность. Потому что когда мы беспрепятственно сегодня сходим в храм, завтра входим в храм- начинаем к этому относиться менее бережно. А я так после того, как выздоровел, рвался в храм, и мне награда была дана. Господь мне разрешил, допустил, я поправился аккурат под Пасху. Я служил Пасху. А еще слабый был, немощный, руки тряслись, едва Чашу держат. Но уже с прихожанами, уже с людьми. И очень бережно начинаешь к этому относиться, к тому, что тебе даровано, к тому, что может быть в любое время отнято.

-Отвечу на следующий звонок. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

-Алло, добрый вечер. Владимир.

-Слушаю вас.

-У меня не получается борьба с нечистыми помыслами. Я держусь, держусь, а потом все равно доходит до дела. И чувствую беспомощность. Скажите, пожалуйста, как мне противостоять этому искушению?

- Спасибо. Антоний Великий сражался всю жизнь с нечистыми помыслами. И если Антоний Великий сражался, то и вы, Владимир не будете исключением. Этот вопрос так просто не решается. Нельзя выпить две таблетки и тут же избавиться от всяких помыслов. Всю жизнь это будет идти. Так вот, Антоний Великий-он избавился к концу жизни от блудной страсти, конечно, уже ни с кем не грешил, но помыслы были. И он упал, обессиленный, и явился ему Христос. И он спросил Господа: а где Ты был все это время? Я был рядом,- говорил Господь,- готовый тебя поднять, когда ты будешь падать. Господь всегда готов вас поднять, когда вы будете падать. Старайтесь держаться как можно дольше. Не не рассматривайте свои помыслы, не начинайте с ними собеседование, не услаждайтесь этим. Пропускайте. Вот, начинаются у вас помыслы…. Молитесь Богу, как только можете. Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного. Господи, помилуй. Что угодно делайте. Трудитесь – это лучшее средство от нечистых помыслов, еще и очень простая дисциплина. Как можно больше труда. Как можно больше физической нагрузки. Как можно меньше алкоголя. Это все совершенно проверено. Могут быть падения, вставайте, бегите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь. Другого ничего не придумали. Чудодейственных средств никаких нет. Но есть способность к самодисциплине. Вот когда люди учатся играть в теннис, они мячик бросают об стенку- и он отскакивает. И вот помыслы должны отскакивать. Если у вас стенка будет из пластилина, то отскакивать не будет. Если вы будете рассматривать эти помыслы, вы будете всю жизнь говорить, что вы боритесь, а на самом деле не боритесь. Это очень тяжелая борьба с тонкими проблемами. В первую очередь с мыслями, которые нас одолевают. Если уже нет самого грубого греха, то с мыслями. Но держитесь и помните, что нам Спаситель сказал: дерзайте, ибо Я победил мир. Вот я так отвечу на ваш вопрос.

Получил очень теплую смс. « Сегодня я не постеснялась угостить пирожками очень бедного дедушку. Радость на душе до сих пор».

-Это очень здорово, потому что есть люди, вот этот очень-очень бедный дедушка. Люди проходят, может, смотрят на него негативно, и никто ему ничего доброго не сделал. Через вас его коснулся Бог. Вы ему в этот момент стали рукой Божьей. А это великое дело, когда через нас Бог действует, когда мы становимся проводником, в буквальном смысле. У нас своего не остается, мы действуем, как нам Бог на сердце положил. Это хорошее дело.

-Любовь из Орла пишет.

-Спасибо за ваши передачи.

-Любовь, спасибо вам. Знаю ваше доброе отношение, и благодарен и вам, и всем тем, к то слушает наши передачи, и кто в них находит что-то полезное. Мы будем сейчас завершать нашу встречу. Помолимся, друзья мои, на прощание.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]