Перейти к основному содержанию

12:07 24.01.2019

Эфир от 08.02.2015. 21:00. Протоиерей Олег Стеняев в прямом эфире радио "Радонеж" отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий Владимир Носов.

20.04.2015 09:54:05

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/02/08/21-00.html

Здравствуйте, дорогие братья и сёстры!

В.Носов:

- Вопрос задаёт Евгения из Сибири, Кемерово: "Что необходимо, чтобы принять Православие? Я с пяти лет лютеранка, но никогда не была в их церквях. Меня крестили коллективно с родственниками, - у меня дедушка с бабушкой чистокровные немцы, - крестили дома."

о.Олег:

- Надо обратиться в Епархиальное управление (в Кемерово есть Епархиальное управление) и написать прошение на имя кемеровского архиерея, чтобы пойти чин присоединения. И архиерей примет решение - или будут перекрещивать, или ограничатся одним миропомазанием в этой ситуации. Это уже компетенция правящего архиерея.

В.Носов:

- Т.е. любой священник, в принципе, может дать информацию, куда написать, кому написать.

о.Олег:

- Не каждый священник может дать такую информацию. Нужно обратиться в Епархиальное управление. Посоветуем сестре в интернете набрать "Кемеровское Епархиальное управление". Она получит адрес, телефон. Потом она позвонит, и ей подскажут, куда надо подъехать по этому вопросу.

В.Носов:

- Батюшка, следующий вопрос. Почему в церкви существуют разные литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, Иакова? Что в них общего и в чём отличие?

о.Олег:

- На самом деле литургий значительно больше, их несколько десятков и десятков. И это связано с тем, что литургическая традиция развивалась достаточно долго, и так как она развивалась в разных этнокультурных группах, то были какие-то свои особенности. Но Церковное Предание как правило связывает составление чина литургии или с апостолом Иаковом, или с Иоанном Златоустом. Есть литургии, которые связаны с именами других святых. И эти практики многообразны, многоразличны. Но общее во всех литургиях - это Евхаристический канон, на котором происходит преосуществление тел хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Это ядро неподвижно. Исключение составляет Литургия Преждеосвященных даров, там преосуществление не совершается, потому что дары уже были ранее освящены, и людей уже причащают Телом и Кровью, Которые были заготовлены на случай такой литургии.

Богатство литургической традиции - это настоящее богословие. Есть такое понятие как  литургическое богословие. Если кто-то хочет понять, какие тексты точно обладают богословским авторитетом, это как раз литургические тексты. Литургическое богословие - это попытка, изучая тексты известных литургий и древних малоизвестных литургий, выявить веру древней Церкви, т.е. в более достоверных формулировках. Вера-то одна, в древней Церкви или сейчас, но вот эти более достоверные формулировки древности взаимообогащают одна другую. Поэтому у литургий как бы двойное назначение. С одной стороны, - это, конечно, самое главное, - причащать верующих людей.  Но в то же время здесь огромное догматическое богатство. И есть такой автор, Иустин По́пович, он как раз занимался литургическим богословием. Если он хотел выразить какую-то богословскую мысль, он находил в тексте литургии или же в тех же самых догматиках[1], - есть такая часть богослужения, - такие формулировки, которые без сомнения выражают веру всей Церкви. Потому что литургическая часть церковной жизни - это самая сакральная её часть.

В.Носов:

- Но есть какие-то моменты движимые, да?

о.Олег:

- Да. Есть как бы неподвижное ядро, а есть изменяемые части. И мы знаем, например, отличие Литургии Иоанна Златоуста от Литургии Василия Великого. Обычно, когда верующие стоят в храме, им кажется просто, что у Василия Великого она дольше. Но реально мы, священники, видим, что там другие молитвы. Или те же самые молитвы, но с каким-то добавлением. Дополнительные прошения там существуют. И если взять Литургию Иакова, она вообще очень редко служится, от революции она служилась в академических храмах. Я слыхал, по-моему, на Ордынке несколько раз служили Литургию Иакова. Это очень древняя литургия. Она совершается вечером. Это богатство нашей традиции. Таких литургий, как я сказал, достаточно много.

В.Носов:

- Т.е. этим объясняется именно разница службы? Многие знают, что монастырские службы особенно длинны. Поэтому, видимо, есть моменты, которые сокращаются у нас в храмах.

о.Олег:

- На самом деле то, что называется уставной службой, - это неизменяемая часть. Но можно, например, читать не одну кафизму, а две кафизмы. А кто-то захочет обязательно акафист прочитать. А кто-то каноны всем святым вычитать. Т.е. есть обязательная часть, которая неизменна при совершении богослужения. И есть ревность верующих людей, священнослужителей, которые хотят строго служить. Святейший Патриарх, кстати, говорил на эту тему, что должны быть храмы, где действительно монашеский устав, потому что есть люди, которые любят так молиться. Я знаю людей, которые ходят только на ночные службы, например, Афонское подворье, куда-то ещё. Им это нравится. Но не все храмы могут действовать по монастырскому уставу. Потому что есть храмы, куда ходят, скажем так, обычные люди, для них тоже должен быть какой-то выбор. Человек должен выбрать: или он идёт на ночную службу, или он идёт туда, где строгий монастырский устав. Хотя в целом у нас монастырский устав господствует в типиконе. Но в любом случае, аще изволит настоятель, есть такое понятие. Если кому-то кажется, что тут служба короче, это не значит, что убрали что-то существенное. Есть подвижная часть, есть неподвижная часть.

В.Носов:

- Мне очень понравилось Ваше высказывание, что наши предки никуда не торопились и молились долго, растягивая песнопения, т.е. пребывая в молитве, поэтому службы были дольше.

о.Олег:

- Да. И надо понять, что сейчас есть всякие суррогаты и подмены церковному богослужению, храму. Например, человек может весь день сидеть в компьютере - там какие-то красочные картинки, образы. Или кино смотреть, открыв рот, всякие сериалы. А раньше храм был самым красивым местом. Такого собрания икон, как в храме, нигде не было. Если ребёнок из обычной избы заходил в храм, у него наверняка было ощущение, что это и есть Царствие Божие. Один батюшка мне рассказывал, что он был уверен, что то, что мы видим на престоле, - дарохранительница в клубу дыма ладана - это как бы Небесное Царствие Божие. Когда он был маленький, он так думал, он был в этом просто уверен.

Телефонный звонок:

- У меня вопрос по поводу гадаринского бесноватого, когда легион бесов вошёл в стадо свиней и всё стадо свергнулось с крутизны в море. Стадо-то погибло. А вот как бесы в силу своей бестелесности? Они тоже погибли? Какова их дальнейшая судьба?

о.Олег:

- Давайте мы разделим Ваш вопрос на две части. Во-первых, погибли ли бесы вместе со свиньями? Во-вторых, зачем Господь вообще разрешал бесам войти в свиней? Ведь Он как бы выполнил их просьбу. Они сказали: если выгонишь нас, разреши нам войти в стадо свиное. Он им сказал: идите. Т.е. как бы пошёл им навстречу, это тоже некоторых людей смущает.

Погибнуть бесы не могут. В этом их трагедия. Потому что они в таком состоянии, что они не могут вернуться к Богу, они не могут пережить покаяние. И если бы они могли погибнуть, это было бы для них величайшее благо. Потому что мир без Бога, в котором обитают бесы и дьявол, - это мир, который раздирает изнутри эти сущности. Это невыносимые страдания. Ведь о Боге сказано, что мы им живём, движемся и существуем. И любое расторжение с Создателем чревато невыносимыми страданиями.

А почему Господь пошёл им навстречу, святые отцы объясняют так. На примере свиней Господь показал, что́ бы дьявол, демоны, бесы сделали с миром, если бы Бог не контролировал их действия в этом мире. Бог одинаково контролирует и добро, и зло. Если бы Господь никак не контролировал бы зло, подобно тому, как некоторые считали, что Бог, сотворив мир, как бы устранился от управления миром, на самом деле нет, Бог одинаково контролирует и добро, и зло. И величие нашего Бога заключается в том, что Он управляет и огромными галактиками, и решает проблемы обычных людей, в том числе житейские проблемы. В этом величие нашего Бога. А разрешив бесам войти в свиней, Он показал, что́ бы произошло с миром, если бы не было этого Божьего, я бы даже так сказал, тотального контроля. Промыслы Божии оберегают этот мир, иначе люди бы давно уничтожили друг друга, сейчас и ядерный потенциал накоплен такой, что в принципе это возможно не только теоретически, но и практически, но Бог реально контролирует всё происходящее в мире. И если Он попускает, чтобы зло было в мире, действия дьявола, бесов, Он всегда полагает предел: до этого момента они могут действовать, а дальше уже нет.

Телефонный звонок.

- Вопрос по Псалтыри, Псалом 149, стихи 5-7. "Возликуют праведники во славе и возрадуются в обителях Господних на ложах своих. Славословие Богу в устах у них, и мечи обоюдоострые в руках у них, чтоб сотворили они возмездие народам, наказание племенам". Что означают мечи обоюдоострые?

о.Олег:

- Люди будут судимы по Слову Божию. Ведь смотрите, когда идёт мирской суд, то суд совершается как? Есть уголовный кодекс, есть гражданский кодекс, есть военный какой-то кодекс. И на основании вот этих кодексов совершается тот или иной суд. Меч обоюдоострый - это символ Священного Писания, которое действительно обоюдозаточено: это Ветхий Завет (актуально) и Новый Завет (тем более актуально). И Слово Божие - это меч. Об этом говорится в новозаветных посланиях апостола Павла. Он говорит, что шлем оденьте на себя, щит возьмите и меч обоюдоострый. Используя этот образ из Псалтыри, он поясняет, что это - Слово Божие. Например, мы знаем, что Господь Иисус Христос убьёт Антихриста дыханием уст Своих. Т.е. Словом Своим. И я видел икону, это можно увидеть в лицевых апокалипсисах, где изображается, как Христос умерщвляет Антихриста Словом Своим - меч как бы из уст Спасителя протягивается в сторону сил зла. И когда Христос говорит, например, что Он принёс на эту землю не мир, а меч, т.е. как бы войну, Он имеет в виду, что Слово Божие как раз отделяет одних от других. Т.е. Слово Божие есть тот меч, который отделяет людей друг от друга. Это происходит как? Кто-то покоряется Слову Божию, кто-то не покоряется Слову Божию. Т.е. Христос не принёс на землю меч в смысле, что Он организует какие-то военные конфликты, столкновения. Конечно же, нет. Он Сам есть Слово Божие, Он и есть меч обоюдоострый. Потому что дух Христов издревле говорил в пророках, есть такое выражение в Новом Завете. Т.е. все пророки глаголали в духе Христа. Потому что Он - Божественный Логос, и в Духе Святом они эти глаголы Логоса излагали. И тем более, конечно же, Евангелие, послания апостолов - всё в духе Христовом. Как сказано, верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф.3:17).

Поэтому, когда мы такие образы исследуем в Писании, надо всегда смотреть в контексте: а где ещё встречается это слово? Например, если в Ветхом Завете вы увидели "обоюдоострый меч", наберите в электронной Библии "обоюдоострый" - и выйдете обязательно на Новый Завет. И там будет объяснение, которое вас наиболее устроит. Или в Ветхом Завете вы можете найти несколько параллелей. Когда мы с вами проводили беседы по книге "Исход", там я обращал внимание на то, что такое золото, например, во всей Библии. В некотором случае золото - это негативное, например, золотой телец, сребролюбие, стремление к обогащению, к злату. И в то же время, золото огнём очищенное - это символ праведности. Поэтому каждое слово, которое вызывает какое-то недоумение, какие-то вопросы, мы должны смотреть по всему библейскому контексту по возможности. И мы найдём ответ на вопрос. И, кстати, есть такое правило, что если какое-то явление мы изучаем в Библии, надо посмотреть на первое упоминание об этом явлении, оно наиболее значимое.

В.Носов:

- Т.е. Слово Божие само себя истолковывает.

о.Олег:

- Да. Оно само себя истолковывает, без сомнения. Но мы не настолько проникли в Слово Божие, чтобы ограничиваться только Библией. А вот святые отцы, которые владели библейским материалом всецело, - ведь Библия не только написана Духом Святым (как сказано: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым - 2 Пет.1:21), но она истолкована в Духе Святом - то, что мы называем Священным Писанием и Священным Преданием. Священное Предание - это достоверное понимание библейского текста. Когда человек сам хочет изучать Библию, самостоятельно, без святых отцов, он очень неправильно поступает. Потому что, когда человек остаётся один на один с Библией, по сути он остаётся один на один со своим субъективным восприятием библейского текста. Мы не настолько очищены внутренне, чтобы нам читать Писание и понимать Писание.

В.Носов:

- Мне кажется, это очень хороший совет тем, кто любит вырывать из контекста библейские цитаты и по-своему их толковать, сейчас таких много появляется. Среди них молодёжь, так называемые родноверы и т.д. И новоязычники, которые буквально пестрят этими фразами и предоставляют себе право трактовать их по своему.

о.Олег:

 - Но в Библии можно найти слова: "нет Бога". В Псалтыри можно найти эти слова, что "нет Бога".

В.Носов:

 - Да. Очень интересно, что дальше говорится.

о.Олег:

 - Интересно, что пе́ред этим говорится. А что перед этим говорится? Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога." (Пс.13:1) А кто-то возьмёт и отделит первые слова и просто скажет, что нет Бога.

В.Носов:

- А впереди, оказывается, диагноз стоит.

о.Олег:

- А впереди как бы диагноз стоит: сказал безу́мец в сердце своём... По-славянски: Рече́ безу́мен в се́рдцы свое́м: несть Бог.

В.Носов:

- Батюшка, я бы хотел вернуться к теме увлекательной и красивейшей литургии. Вы сказали, что священник один рассказывал, вспоминая своё детство, как он представлял себе алтарь, эти клубы фимиама. А я знаю ещё одну историю, когда священник входит в храм, и была такая ситуация, когда маленькие детишки объединялись в группы по три-четыре человека и шушукались, говоря: "Смотри! Смотри! Бог пришёл!" И такой у них трепет был благоговейный, они сразу же по линеечке выстраивались. Т.е. Бог пришёл - и они указывали на священника.

о.Олег:

- Детская вера отличается от веры взрослых людей. И когда Христос говорит: "Будьте как дети", - Он имеет в виду простоту восприятия истины, а не исследовать истину. В том смысле, что дети не пытаются её как-то препарировать, разобрать на составные. Они просто принимают.

В.Носов:

- Батюшка, Вы говорили, что очень опасно экспериментировать со службой, как-то влиять на это. Как Вы относитесь - я просто слышал, сам не видел - что проходит литургия на русском языке, что это в целях миссии так делается?

о.Олег:

- Мы не можем комментировать эту ситуацию. Если священноначалие принимает такое решение... Скорее всего это может быть связано со службами во Франции где-то, где-нибудь в Германии. Мы же знаем, что православные - это не только русские. Почему можно служить на современном французском языке, на современном немецком? И если люди живут, например, где-то в Австралии, они вообще забыли русский язык, с трудом понимают его?

Конечно, это вопрос отношения к традиции. Для меня, например, если служба идёт по-русски, мне это просто режет слух. Это всё равно что, если человек имеет музыкальный слух, и вдруг он слышит, что все инструменты фальшивят. Для меня это какая-то такая беда. Ну, не очень красиво, понимаете. Очень всё-таки важно, когда мы придерживаемся традиций.

И церковнославянский язык, я об этом часто говорю, - это язык и место церковного единства. Потому что сейчас сепаратисты всех мастей пытаются разорвать славянское единство между Белоруссией, Украиной и Россией. Причём на самом высоком уровне - люди иногда говорят о необходимости автокефалий и т.д. И то, что нас объединяет, реально объединяет - это именно церковно-славянский язык. И если мы перейдём, например, на русский, те же белорусы скажут: "А зачем нам церковнославянский? В Москве уже на русском языке молятся." Они перейдут на белорусский. Мы перестанем понимать друг друга.

А главное, здесь надо понимать, что адекватные богослужебные переводы могут делать те люди, которые, скажем так, отчасти адекватны тем духовным тайнам, которые в литургических текстах содержатся. Таких людей немного. Вот был человек, Аверинцев, который реально мог переводить - он мог и Библию перевести, он мог и богослужение переводить. Потому что человек в совершенстве владел очень многими языками. Но к сожалению, его всё время отвлекали на какие-то вещи, скажем так, не столь важные. Хотя что-то он сделал. Блестящий был переводчик во всех отношениях.

Даже был такой анекдотический случай, когда был проект Штейнзальца (хотели переводить Талмуд с арамейского, древнееврейского), и не нашли специалистов в своей среде и пригласили Аверинцева. И когда Аверинцев умер, они некролог вывесили в последнем томе своего Талмуда проекта Штайнзальца и написали: "Мы не можем продолжать перевод."

Т.е. очевидно, что этот русский православный человек владел и древним ивритом, и, главное, арамейским, мало кто знает и тот, и другой язык одинаково хорошо. Такие люди, как Кирилл и Мефодий, например - это явление, связанное с особыми Божиими благословениями к этим людям. Поэтому мы должны дорожить славянской традицией.

Но если по каким-то миссионерским причинам принимается решение священноначалием... Я знаю, что часто после чтения Евангелия по-славянски читают по-русски. Но это, скорее всего, делается для людей, которые случайно зашли в храм, и есть необходимость донести до них смысл славянского текста, который у верующих на слуху, они понимают. У меня с детства не было никаких затруднений со славянским языком, потому что с детства хожу в храм.

Телефонный звонок:

- Вас беспокоит раба Божия Нина. Батюшка Олег, может быть расскажете вкратце о св. Иустине и св. Киприане, мне очень бы хотелось послушать. Благодарю Вас.

о.Олег:

 - Святая Иустиния была очень красивая и юная дева, и в неё влюбился один очень похотливый язычник, который старался всячески её соблазнить. Он был пленён её красотою. А в то время женщины были очень доступны в языческом мире. И вдруг он столкнулся с христианкой и увидел, что она совершенно недоступна для него. Этот юноша не знал, что ему делать, и обратился к известному колдуну, Киприану, и попросил его, чтобы он своими чарами заставил христианскую девицу Иустинию полюбить этого язычника, чтобы он мог с ней грешить. Киприан начал вызывать разных духов, чтобы соблазнить эту девицу, Иустинию. Но все демоны, которых он вызывал, оказались в таком положении, что они не могли справиться с девицей христианской. И тогда Киприан обращается к самому диаволу и просит дьявола помочь, чтобы приворожить эту христианскую девушку к языческому юноше. И дьявол признаётся, что он не может справиться с Иустинией.

Киприан в ужасе! Киприан был колдун, сатанист, общался с демонами, и он переживает разочарование. Он считал, что это сила, это мощь. Но мы знаем, что взаимоотношения между Богом и дьяволом - это не перетягивание каната. Дьявол боится Бога. Как я часто объясняю, сказано: бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19). И тогда Киприан отрекается от дьявола. Он дунул и плюнул на дьявола. Дунуть и плюнуть в то время означало оскорбить самым страшным образом.

Когда чин крещения совершается, и я говорю верующим: "Дуньте, плюньте на дьявола," - и крещаемый это совершает, после этого я делаю такое заявление: "Дьявол Вам этого никогда не простит. В древности это было самое страшное оскорбление." Люди обычно пугаются. Тогда я говорю: "У вас теперь единственный выход - сочетаваться со Христом. Потому что дьявол вам этого не простит - вы дунули, плюнули на него трижды. Всё. Теперь война будет такая... Только Христос спасёт." И потом идут слова: "Сочетаваешься Христу?" - "Сочетаваюсь." (Трижды.) И они с таким энтузиазмом говорят: "Сочетаваемся!.. Сочетаваемся!.. Сочетаваемся!.." Потому что действительно страшно.

И Киприан ищет христианского крещения. Он проходит оглашение. И он становится христианином потом, он становится служителем церкви. Но, имея такой печальный опыт за плечами, он становится борцом с силами зла. Киприану и Иустине обычно заказывают молебны, когда что-то связано с какими-то демоническими событиями, какая-то угроза, и объяснить достаточно трудно, почему это происходит.

Но здесь важный аспект: что, это Иустиния была такая могучая и, скажем так, недоступная для сил зла? Любая христианка, если она пребывает в молитве, если она исповедается, причащается, она так же недоступна для дьявола, как и древняя Иустиния. И любой христианин. И святые отцы говорят: когда вы, причастившись, выходите из храма, то для бесов вы как рыкающие львы, бесы в ужасе разлетаются в разные стороны.

Просто Иустиния не выходила из этого состояния. Как я часто объясняю, разница между нами и реальными святыми в том, что состояние святости мы все переживаем. Поисповедовался, причастился - это и есть состояние абсолютной святости, выше этого нет. Потому что мы обожаемся Святыми Дарами, освящаемся. Но подлинные святые долго могли сохранять это состояние, в отличие от нас, которые быстро это всё теряют. Поэтому то, что Иустиния обладала такой силой, это не какая-то её автономная сила, только вот особенность Иустинии. Это то, что свойственно каждому верующему. А Победитель-то опять же Христос. И дьявол боялся Христа, Которому посвятила себя Иустиния.

Обратите внимание на подвиги наших святых. Даже если это были воины, они всегда уповали на Христа. Например, был такой воин Фёдор. Во время битвы у него сломался меч, а надо было продолжать битву. И тогда он крестным знамением начал осенять врагов, и это разило их так же, как и оружие. Даже более эффективно, чем оружие.

В.Носов:

- Очень современный вопрос. Мой знакомый, мой хороший друг, буквально мне говорит: "Я начинаю чувствовать, когда в отношении меня происходит какое-то колдовство". Он человек неженатый, достаточно интересный, образованный и поэтому определённую симпатию вызывает у девушек. И он говорит: "Я чувствую, когда начинают колдовать." Был такой момент, он говорит: "Когда я по работе начал общаться с девушкой, то такие дурные признаки у меня начали появляться... Я прямо начал ощущать реально". Он говорит: "Я сразу же захотел причаститься". И знаете, что произошло? Он причастился и когда увидел эту девушку впоследствии, она ему рассказала такую вещь страшную: "В воскресенье так сильно моя родственница пострадала". - "А что случилось?". - "Она на даче проходила мимо костра, и вдруг ни с того, ни с сего резкий ветер, и её просто опалило, всё лицо". Когда он начал спрашивать, во сколько это произошло, то выяснилось, что где-то пол-одиннадцатого, т.е. в то время, когда люди причащаются в храмах, представляете? Потом стало известно, что она очень даже могла это делать.

о.Олег:

- В священном Писании говорится о том, что есть колдовство. Мы знаем, как Моисей совершал чудеса Божии, но египетские жрецы силой колдовства делали нечто подобное. Но не надо впадать в суеверия в связи с колдовством. Потому что очень многие люди находятся в таком суеверии. Они боятся колдунов, магов, каких-то там сглаза, порчи... Для христианина это непозволительно. Дело в том, что жизнь каждого христианина в руках Бога. Почему моя жизнь должна зависеть от какого-то там колдуна, от какой-то порчи? Святитель Иоанн Златоуст говорит прямо: "Если ты сам, человек, не повредишь себе, никто и ничто во всей Вселенной не повредит тебе." И даже в Книге Притч сказано: незаслуженное проклятие как воробей - вспорхнуло и улетело. (Сравн. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. - Притч. 26:2 - Примеч. редактора). Поэтому, если человек не живёт церковной жизнью, т.е. он не причащается, не исповедуется, вот тут реально всё может действовать - любая болезнь какая-то, любая порча может пристать к такому человеку. А если человек живёт нормальной христианской жизнью, - особенно, когда причащается, - то с визгом силы зла разбегаются в разные стороны.

И ещё другая проблема. Когда люди впадают в какие-то грехи, они начинают обвинять дьявола, напрямую, непосредственно. Вот, мол, дьявол искусил, так получилось, я как бы ни при чём. Вот это тоже недопустимо. Конечно, дьявол, как сказано в Посланиях апостола Петра, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8). Но решение, грешить или нет, всегда принимает человек.

Совершенно очевидно, конечно, что поле битвы - это сердце человека. И силы зла, силы добра ведут борьбу за сердце человека. Но Бог никогда не попускает нам испытаний сверх наших сил. И если человек сам становится на скользкую дорогу, то это его серьёзная ошибка. А если человек делает всё правильно, почему что-то должно происходить, скажем так, из ряда вон выходящее?

Поэтому надо чаще вспоминать слова свт. Василия Великого, который говорил: "Кто людей боится, тот Бога не боится." А как известно, страх Божий - начало премудрости. Значит, тот, кто людей боится, глупец. И далее Василий Великий говорил: "А кто Бога боится, тот никого не боится." Поэтому, если возникает страх перед какими-нибудь колдунами, перед чем-то ещё, страх Божий делает человека свободным от любого другого страха.

А что такое страх Божий? Это страх нарушить волю Того, Кого мы возлюбили всем сердцем, всем помышлением своим. Все мы видели, как родители, папа например, первый раз берут на руки ребёнка, как он бережно его берёт, как он со страхом это делает. Поэтому страх Божий - это страх любви. Это не страх, в котором нет любви, как в Писании сказано: в страхе нет любви, такой страх тоже существует. А страх Божий, который является началом премудрости, - это богобоязненность прежде всего. Она и есть высшая мудрость, когда человек поступает осторожно, особенно со Словом Божиим, в общении с другими людьми, в своём стремлении исполнять Божии заповеди.

В.Носов:

- Мне ещё вспоминаются первые шаги в храме. Когда человек ходит в нём, как по минному полю. И как потом, к сожалению, это всё исчезает. Т.е. иногда мы привыкаем к святыне, к Дому Божию.

о.Олег:

- Да. Когда люди впервые входят в храм, во-первых, они не уверены, как себя вести, куда можно подойти, куда нельзя подойти. Действительно, такое ощущение, как будто человек по минному полю ходит. А когда человек часто ходит в храм, теряется ощущение, скажем так, необычности происходящего в храме. Но мы должны почаще ходить в храм всё-таки. А как сделать так, чтобы это не превратилось в какую-то рутину? Надо вычитывать все необходимые молитвы.

Сразу можно отличить человека, который молится, выполняет все правила, от человека, который мало молится. У человека, который мало молится, больше страха всегда: за себя, за других, за детей...

А молитвенные тексты... Вот мы читаем Правило к Причастию (это ведь тоже молитвы, составленные святыми), мы читаем там каноны церковные - здесь мы получаем такую мощную поддержку! Это я ещё не говорю, что Господь помогает нам в ответ на наши молитвы. Но сами эти тексты обладают величайшим духовным назиданием. Когда человек часто молится, то начинает уже мыслить этими фразами, он уже говорит этими фразами. И когда они в нашем сознании уже живут, вот это очень хорошо. Тогда каждый поход в храм - это не будет что-то рутинное такое, а будет радость великая.

Как псалмопевец Давид говорит? Возвеселился я о сказавших мне: "В дом Господа мы пойдём". (Пс. 121:1) А если людей заставляют ходить со всей регулярностью, - но при этом, как говорится, невольник не богомольник, т.е. это не по любви делается, а кто-то там со своим авторитетом надавил и т.д., - это не очень хорошо.

Телефонный звонок:

- Что такое османский устав? Я на иностранном языке читала, не знаю, правильно ли произношу. И грозит ли нам введение подобного устава для мирян нашей церкви в связи с так называемым VIII Собором?

И вопрос по поводу перевода на русский язык и вообще языка. Я буквально только что услышала, что язык свт. Феофана Затворника непонятен для современного читателя, что меня привело в совершеннейшее недоумение. Это такой великий авторитет и с филологической точки зрения, и с литературной. Неужели уже и его надо переводить на русский язык? Сравнивают со спорным Порфирием Кавсокаливитом, говоря, что тот более понятен.

Ещё возник вопрос, когда Вы сказали, что если священноначалие издало какой-то указ, то все обязаны его выполнять. Скажите, пожалуйста, ведь есть же апостольские правила, что иногда могут быть какие-то и ошибки. И мы знаем свт. Тихона, который отказался от нового календаря, в 20-е годы навязанного ему. Может быть надо всё-таки иногда эти решения, так сказать, испытывать соборным разумом и т.д., а не просто слепо подчиняться?

о.Олег:

 - Я не знаю, что такое османский устав, и даже об этом никогда ничего не слыхал. Если говорить о наследии свт. Феофана Затворника, мне очень нравятся его "Письма о духовной жизни". И я вообще мирянам рекомендую читать вот эти письма. Очень важно вычленить в творчестве таких авторов, как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, то, что они писали для монашествующих, и то, что они писали для мирян. Потому что мирянин не всегда понимает то, что было написано для монашествующих. Это совершенно очевидно. И я рекомендую мирянам читать тех отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. И если мы читаем, например, Феофана Затворника или Игнатия Брянчанинова, огромное назидание миряне получат, если они будут читать то, что для них и было написано. Потому что есть некоторая трудность, когда мы читаем наставления для монашествующих. Потому что если ты читаешь такие наставления, но ты не живёшь по этим наставлениям, и ты не можешь жить по этим наставлениям, потому что ты мирянин, семейный человек, например, то здесь как бы некое такое противоречие возникает.

По поводу церковных канонов, как проверять все решения. На самом деле соборно церковь постоянно вводит какие-то новые понятия. Например, утренние и вечерние молитвы. Все же мы привыкли к утренним и вечерним молитвам. А найдите мне утренние и вечерние молитвы в книге, например, XV века, XVI века. Ну, не найдёте ничего такого. Акафисты - это тоже нововведение. Вы знаете, многие боролись с акафистами. Есть очень многое и в богослужении, и в практике церковной, что не воспринималось, скажем так, сразу на ура, что называется. Например, электричество в храме. Я читал работы, которые были написаны богословами, очень серьёзными, в начале XX века, что совершенно недопустимо электричество в храме, что должен быть живой огонь - лампадки, свечи, и т.д.

Церковный организм - живой организм. И какие-то процессы если происходят, то они происходят. Например, иконостас. Все мы привыкли, что есть иконостас. Но возьмите житие Василия Великого и вы узнаете, откуда взялся иконостас. Там сказано, что не было никакого иконостаса. Василий Великий служил литургию и увидел, что один дьякон смотрит на девицу, которая стоит в храме. И он тогда сказал, что надо сделать занавеску между народом Божьим и священниками, чтобы молодые дьяконы и батюшки не отвлекались во время службы. Но если занавеска просто так висит, то это не очень же красиво. Стали украшать, расшивать крестики... Потом стационарный иконостас появился, и т.д. Развитие обряда - это неизбежный процесс. Оно происходит в истории. И можно приблизительно сказать, что появилось в первом веке, например, скажем так, во второй половине, что появилось во втором, третьем, четвёртом веке, и т.д. и т.д.

В.Носов:

 - Но можно же сказать ещё, что некие развития навредили в чём-то. Можно так сказать или нет про соборные решения?

- о.Олег:

 Мне кажется, что Господь всё-таки оберегает Церковь от того, что может принести вред и внесено таким волевым решением в церковную жизнь. Христос всё-таки Глава Церкви. И как Глава Церкви Он управляет Церковью. И не надо думать, что церковная власть сосредоточена только в руках священноначалия. Наше священноначалие - это люди верующие, которые ищут ответы в Слове Божием на те или иные недоуменные вопросы в святоотеческой традиции.

Вот мы сегодня говорили о разных литургиях. Но не было никогда литургического однообразия. Это совершенно очевидно. Поэтому существует несколько десятков литургий, и все они освящены древностью, все они законны.

И мы должны просто понимать, что есть вопросы, связанные, скажем так, с практикой богослужебной, и есть догматические вопросы. Вот догматические вопросы - да, здесь ничего трогать нельзя. А если взять молитвенную практику и так далее, как я уже сказал, и я неоднократно об этом говорил, часослов древней Руси - это и был единственный молитвенник. Часослов. Они читали повечерие, они читали полу́нощницу. Повечерие читалось вместо вечерних молитв, т.е. не было никаких вечерних молитв. А полунощница - это то, что потом у нас заменили утренними молитвами. И, кстати, у кого взяли эти утренние и вечерние молитвы? Это католическая практика. Те же акафисты - это католические лита́нии. (Лита́ния — от лат. «litania», а тж. от греч. «λιτή» - «молитва» или «просьба» — это род молитвы, в котором на молитвенные воззвания народ отвечает одним и тем же возгласом. - Примеч. редактора)

Но не нужно думать, что только католики оказывают на нас влияние. Православные тоже оказывают огромное влияние на католиков. У них тоже происходит трансформация. Особенно, когда они совершали эти свои ужасные Крестовые походы и познакомились с Византийской традицией. Очень многое стало меняться в архитектуре, византийские шатровые стили появились в Западной Европе и так далее. Взаимные проникновения очень большие.

Ну вот, как-то мы обсуждали книгу "Невидимая брань". Совершенно очевидно, что это католическая книга. Известен автор этой книги. Это иезуит. Но на Афоне взяли эту книгу и перевели её на греческий. А на латыни она была издана несколько десятков раз до того, как её перевели на греческий. Свт. Феофан Затворник перевёл на русский. Но вот прижилась книга.

Есть некоторые формулировки богослужебные, даже в очень важных вопросах, как например, священник говорит: "И аз, недостойный, прощаю тебе грехи твои... Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Не было в древности такого: "Я прощаю". Нет. Как раз древняя традиция это исключала. Но из Западной Церкви это пришло к нам. А в древней традиции всё совершает Христос. А возьми сейчас пересмотри формулировки той же разрешительной молитвы - восстание начнётся. А если проследить, как это возникло или как возникли другие какие-то вещи, с которыми мы уже свыклись, они для нас уже сами собой разумеются.

В.Носов:

- Все мы сейчас вступаем в Великий пост. Расскажите, пожалуйста, подробнее о воскресных евангельских чтениях, которые призваны ввести нас в Великий пост. У нас была неделя мытаря и фарисея, сейчас у нас неделя о блудном сыне. В чём их смысл?

о.Олег:

 - Да, вот эти евангельские чтения очень важны. Давайте вспомним порядок воскресных евангельских чтений, которые нас вводят в Великий пост.

Евангелие о добром самарянине (Лк.25:37). Это евангелие показывает, что иногда иноверцы поступают более благочестиво, чем правоверные люди. Священник пробежал мимо избитого человека, певчий пробежал мимо избитого человека, а самарянин (самаряне были еретики, сектанты) остановился и помог. Казалось бы, какую смысловую нагрузку несёт это повествование? Чтобы показать, что мы не должны быть как минимум хуже людей другой веры. Например, книжники и фарисеи были противниками Христа. И в то же время Христос в Нагорной проповеди говорит: "Если ваша праведность не превзойдёт праведность книжников и фарисеев, вы не войдёте в Царствие небесное". Это как бы обличение нас, верующих.

Теперь евангелие о Закхее (Лк.19:1-10). Это евангелие о том, что самый плохой человек в городе оказался самым лучшим человеком в городе, когда он пережил покаяние. Закхей был кем? Во-первых, он жил в проклятом городе Иерихоне. Иерихон - это проклятый город, об этом говорится в Книге Иисуса Навина. Он был мытарь - это предатели собственного народа, коллаборационисты, он потому что был начальник мытарей, он был отмечен Богом, он был маленького роста, какой-то карлик. И в то же время, он для нас пример. Не потому, что он мытарь и начальник мытарей, человек презренный, предатель собственного народа. А потому, что он искал видеть Иисуса, Кто Он.

Следующее евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Это евангелие о самом хорошем прихожанине и о самом плохом прихожанине. Кто самый хороший прихожанин? Ну, конечно, фарисей. Он всё исполняет. Два раза постится в неделю. Десятую часть жертвует. Это идеальный просто прихожанин. Вообще, находка для прихода иметь такого человека, который так помогает храму и так далее. А кто такой мытарь? Ну, понятно, кто такой. Он - прохожанин, он не прихожанин. Он самый худший, скажем так, из тех, кто посещает храм. Но он оказался лучшим. Почему? Потому что, в отличие от фарисея, который очень горделиво молился и благодарил Бога за то, что он не такой, как мытарь, сам мытарь проявил величайшее смирение.

Или сегодняшнее евангелие о блудном сыне (Лк.15:11-24). Это евангелие о самом плохом ребёнке в семье. Там было не два сына, там минимум было больше, если внимательно смотреть текст. Сказано: разделил между сыновьями. И этот младший оказался хуже всех. Он оставил отца, пошёл в страну далече, всё расточил, жил распутно. А зачем же мы о нём вспоминаем, если это такой негативный пример? Так нас интересует не то, что он расточил имение отца, не то, что он жил распутно. А то, что, осознав, что он неправильно поступает, встал и сказал: "Пойду к отцу моему". И он пошёл к отцу с намерением хотя бы, если не восстановить статус сына, то хотя бы быть наёмником у отца своего. Потому что он знал, что наёмники отца живут лучше, чем когда он пас свиней, а ему не давали даже эти рожки свиные есть. А когда отец его увидел, отец побежал ему навстречу. Конечно, сын волновался, наверное думал, примет меня отец, не примет, потому что не надеялся, что статус сына восстановлен будет, хотел наёмником стать у отца. А отец побежал ему навстречу - Бог всегда спешит навстречу человеку, который из страны далече, но хочет вернуться к Богу.

Таким образом, что получается? Закхей - худший человек в городе. Притча о мытаре и фарисее: мытарь - самый плохой прихожанин. А блудный сын - самый плохой ребёнок в семье. И что мы видим в результате? Как будто бы все эти притчи выстроены под известные слова Христа: будут первые последними, и последние первыми (Мф.19:30). Т.е. имеется в виду, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6).

Все эти люди пережили покаяние. Закхей покаялся. Мытарь покаялся. Блудный сын покаялся. Почему эти евангелия нас вводят во время Великого поста? Потому что цель поста - покаяние. Может быть ты в стране далече, живешь распутно, как вот этот блудный сын. Может быть, ты в своём бизнесе утонул, в банковских делах, как Закхей. Но вдруг у тебя вот это желание - видеть Иисуса, Кто Он. Как Закхей испытал в себе вот это чувство. И Христос увидел его, вот это желание, назвал его по имени: "Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме." Представляете, какое счастье пережил этот человек? Или вот этот мытарь, который пришёл в храм. Он боялся перешагнуть порог храма, он бил себя в грудь и только говорил: "Боже, будь милостив ко мне грешному."

И нам ещё предстоит евангелие о Страшном Суде (Мф.25:31-46). А на Страшном Суде, как известно, будет выясняться вопрос, были ли мы милосердными или нет? Потому что, как известно, суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2:13). Это подсказка для нас, что время поста - это время милосердия - т.е. благотворительности, помощи другим людям - и это время покаяния. Поэтому мы не просто говорим, что это в воскресенье такая тема. Мы говорим: неделя о блудном сыне. Т.е. как бы неделю я должен рассуждать о блудном сыне. Не о том, что он блудил, надо рассуждать всю неделю. Конечно же, нет. А о том, как он говорит: "Встану, пойду к отцу моему".

Или, например, неделя о мытаре и фарисее. Что же теперь, всю неделю говорить о том, что самый худший прихожанин оказался самым хорошим? Нет, о смирении, которое проявил без сомнения человек грешный. А проблема фарисея состояла в том, что он не осознавал, что он грешный. Вот самый страшный самообман - это когда человек считает себя лучше других, праведным. У пророка Исаии сказано: вся праведность наша - как запачканная одежда. (Ис.64:6)

В.Носов:

- Батюшка, может быть тем, кто захочет завтра, например, сказать: "Встану и пойду к Отцу моему," - будет интересно такое объявление. Потому что сейчас, 5-ого февраля, в Москву была доставлена святыня из Греции, десница святого Димитрия Солунского. Она была доставлена в Новоспасский монастырь в Москве. Поэтому все, у кого есть желание и возможность, пожалуйста, приходите. До 18-го числа эта святыня будет в монастыре, и можно будет приложиться к такой величайшей святыне. Напомню, что св.Димитрий Солунский - это покровитель нашего воинства.

о.Олег:

- Я думаю, что особенно, если ребят призывают в армию, надо успеть родителям сводить их туда приложиться к этой деснице.

В.Носов:

- А вот и примеры недавних чудесных исцелений от этой святыни. У моего друга ребёнок реально лежал весь день дома с температурой. Отец ребёнка поехал с нами на встречу этой святыни. И вечером, когда он приехал домой, жена ему говорит: "Чудо какое-то. В пять часов ребёнок буквально подпрыгнул с постели и оказался здоров".

о.Олег:

- Наше время подошло к концу. Как всегда, испрашиваем ваших молитв за то служение Слова Евхаристии, которое мы совершаем по милости Божией.

Спаси вас всех Христос!

[1] Догма́тик - (греч. dogmatistes) - церковная песнь в похвалу Богородицы, содержащая догматическое учение о сыне Божием и другие догматы христианства. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+