Перейти к основному содержанию

16:23 18.04.2024

Эфир от 01.02.2015 21:00. Прямой эфир. Священник Олег Стеняев о неправде. Ведущий - Владимир Носов.

11.03.2015 14:07:24

о. Олег Стеняев:

- Общая тема  передачи – вопрос, связанный с неправдой. Очень часто люди говорят неправду, и не всегда  это делается из-за каких-то злых намерений. Иногда  просто из чувства такта, как думает человек, совершенно необходимо сказать  неправду. В Священном Писании говорится о неправде в нескольких видах этого греха. И прежде всего, говорится о неправде в торговле, в таких  вопросах, которые связаны с бизнесом. Наверное, потому что именно в этой сфере человеческой деятельности неправда преобладает. Например, в книге Левит [19:35] сказано:  «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе, в измерении». То есть нельзя допускать неправду, когда человек дает показания в суде. И в мере, то есть когда  отмеряет что -либо, например, на базаре или возвращает долги. В весе - это когда какой-то предмет, может быть, небольшой взвешивают. И в измерении - это  когда, например, надел земли делят и очень важно, чтобы все было как положено. В книге Второзакония [25:13-15] сказано: «В кисе твоей (т.е. в мешке, кошельке) не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; в доме твоем не должна быть двоякая ефа (т.е. мера), большая и меньшая.  Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе».

Двойная гиря - это как бы гиря на полкило, она как бы правильная, а другая написано 0,5 кг, а там чего-то не достает. Я думаю, что это применимо к нашей национальной валюте, которая обеспечивается богатствами нашей страны и вот этими фальшивыми долларами, которые печатаются в США,  и которые ничем не обеспечиваются, но реально наш рубль буквально привязали к доллару и, чтобы нам  напечатать сколько-то рублей, нужно обязательно положить в международный банк количество долларов, определенное по тому фальшивому курсу, который предлагается. Конечно, это есть прямое нарушение закона Божия. И те  люди, которые участвуют в подобных махинациях, они преступники в глазах Бога и заслуживают серьезного наказания.

Телефонный звонок:

- Причастие у нас как лекарство в борьбе с грехом, Церковь у нас школа и лечебница одновременно.  А как быть, если приходишь и встречаешь суд вместо помощи  в борьбе с грехом… суд, епитимью и прочее. Храм большой, а людей все меньше. Другой храм маленький, а людей много, потому что встречают с любовью. Как поступить? Как батюшке мягко сказать, что никто ходить не будет?

- Я рассуждаю так, что у мирян есть больше прав причащаться, чем у нас, у священников право преподавать Святое Причастие. Это  связано с тем, что с нас спрашивается значительно строже, чем с обычных верующих. И мы всегда находимся в большей вине в связи с этим. Наша вина больше. Так что у вас, у  мирян больше права причащаться, чем у нас  преподавать. И никто не имеет права распоряжаться Святым Причастием как некой своей собственностью. Литургия - это общее дело, которое священник не может совершать, если в храме нет ни одного человека. Я думаю, такое поведение может быть от превозношения, может от гордыни проистекать. Но с другой стороны, священник может опасаться, что Вы причащаетесь «в суд и во осуждение». Сказано: «Кто ест и пьет, не рассуждая Тело и Кровь, тот ест и пьет в осуждение, от этого многие болеют и даже умирают». Задача священника как раз выяснить во время исповеди, насколько Вы подготовились к Святому Причастию. Но  опять же, если священник сам плохо готовится к Причастию, а с людей требует, чтобы они строго все выполняли, человек не имеет права требовать с других то, что он сам не делает.  Это тоже очевидная истина. Поэтому сделать замечание мирянину может не каждый священник. А тот, который имеет нравственное право на это. Поэтому вам надо разобраться, понять почему он дает епитимью, может быть реально есть причина. Может быть священник высказывает беспокойство по поводу Вас?

- Батюшка, я вот все-таки со стороны мирян хотел бы осветить и другую сторону этого вопроса. Прозвучали такие слова - к этому батюшке никто не будет ходить. Просто существует такое мнение. И мне кажется это не совсем верное направление - ходить к батюшке в храм. Потому что часто это становится основным для людей, но мы же ходим не к батюшке в храм, а мы ищем Бога, участвуем в таинствах и с Ним в таинствах общаемся. Часто встречаю вторую сторону этого вопроса, которая  тоже имеет место, что люди, пришедшие в храм, просто зашедшие иногда чуть ли не с руками в брюках, становятся в очередь к Причастию. И тогда им стараются  объяснить, что не правильно так подходить, нужно немножко подготовиться, на исповедь сходить вначале. И эти люди иногда искушаются, мол, я к вам пришла, а вы меня  отправили куда-то.

- Конечно, Вы правы, священник должен обезопасить человека, может быть процитировать слова апостола Павла – «тот,  кто недостойно причащается, тот болеет и даже умирает». Потому что если мы не будем предупреждать людей, то на нас ляжет вина.

Телефонный звонок:

- У меня венчальным свечам 50 лет. Они лежали у меня в иконе под стеклом. Одна свеча деформировалась в дугу, а вторая переломилась. Куда мне их определить? Я хотела их сыновьям, написала бумажку, завернула в салфетку, чтобы, когда умру, положить в гроб. Можно так сделать?

-А Ваш супруг уже умер?

- Супруг умер  5 лет назад.

-Да. Я думаю это можно сделать. Вы  будете как невеста в гробу.

 

- Как относиться к бытовой неправде, когда один человек не хочет огорчить другого?

- Да, действительно вот эта неправда из-за какой-то ложной деликатности даже считается признаком хорошего тона, хорошего поведения. Например, мы знаем, что врачи часто скрывают диагноз от больного человека. Или близкие родные, зная диагноз человека, говорят ему, что ничего страшного, все  нормально, врач сказал, что ты идешь на поправку. Вот в некотором случае это преступная неправда, потому что человек должен знать, что он умирает. Человек имеет право знать, сколько времени у него осталось, чтобы завершить свой жизненный путь достойно, приготовиться. Это в такой скажем совсем кризисной ситуации.

Но так как в Писании говорится, что Бог ненавидит неправду или обман, то вообще надо к этому как-то серьезнее относиться. Вот, например, в книге Второзакония [25:16]: «Мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду». Здесь не уточняется какую неправду. Сказано - всякий делающий неправду. А в книге Притч [11:1]  написано: «Неверные весы (т.е. обман, связанный с куплей-продажей ) мерзость пред Господом». Например, когда, скажем так, завышаются цены и совершенно без причины, то тот, кто пользуется общей бедой, спекуляция во время санкций, во время войны, во время каких-то катаклизмов, это всегда очень ужасно и неприятно и, конечно же, Господь взыщет с таких людей. И мы, конечно же, должны оберегать свою речь от любой неправды по сути дела. Потому что апостол Иаков говорит, что язык воспаляется от геенны. А если мы контролируем язык, Иаков пишет – «могущий обуздать язык, может обуздать все свое тело». Поэтому крайняя степень необузданности языка - это ложь, это когда грязь говорят о других людях, это осудить человека. В день суда это будет обвинение против него самого.

- Батюшка, я хотел бы расширить вопрос по поводу информирования человека о его диагнозе и возможной смерти.  Здесь  именно важность в том, верующий этот человек или нет. Если человек неверующий, ему напрямую и нельзя говорить именно, что ты можешь через месяц умереть,  не говорить без надежды. А может быть тут, с точки зрения верующего человека сказать – друг, очень все плохо, но понимаешь, даже если мы умрем, умрем телом, а душой предстанем пред Богом - вот к этому моменту нужно подвести?

-Да. Если мы общаемся с неверующим, мы должны совершить последний призыв о душе, о том, чтобы обратиться к Богу и сказать, что сейчас наступает самый ответственный и важный момент в его жизни.

Телефонный звонок:

- У двух супругов разные духовники, причем не близко друг от друга, а каждый на стороне далеча. И каждый окормляется у своего и у них получается в семье две правды. Они близкие мне люди, приходят ко мне.  Что можно им сказать?

И еще вопрос:  если Вы помните, Вы рассказывали о матушке, которая помолилась и  у вас сахар куда-то делся, это кто была? Напомните о ней.

- Это известная монахиня Сергия, которая умерла не так давно. Ее знают очень многие москвичи. Царство ей Небесное. У нее  был очень аскетический образ жизни. Она просыпалась очень рано, ставила чайник с воском и читала молитвы, где-то в 4 часа утра.  Читала молитвы как положено по службе, по ее уставу. И где-то часам к 9 она заканчивала и лила свечи до 12 часов. Потом немного отдыхала. И с 16 опять начинала  молитвенную жизнь, молитвенное правило. Матушка Сергия была удивительной женщиной, она жила в Москве, в обычной хрущевской многоэтажке. Очень  скромная однокомнатная квартира и она все отдавала. Многие приносили к ней деньги, какие-то пожертвования, чтобы через ее руки помогать другим. Например, храм, где я служу, Голгофа деревянная, большая, которая стоит в храме, это на ее пожертвования. Даже куртку, которую я ношу, мне подарила матушка Сергия, хотя она меня видела всего два три раза. Для  меня это было неизгладимое впечатление. И когда я лечился от сахара. Вдруг у меня произошло что? Вдруг резко поднялся сахар, замеряли каждые два часа. И когда он поднялся очень резко, я позвонил матушке, но не смог дозвониться. Я позвонил общим друзьям и попросил, чтобы они созвонились с матушкой. И  попросили, чтобы  она помолилась. И потом мне передавали слова, что матушка молилась – «Господи, убери у него сахар, совсем, чтобы этого сахара не было! Зачем ему этот сахар!». Молилась просто. И со мной происходит гипогликемия, я меня сахар  упал так, что я потерял сознание, упал на пол. Мне сразу принесли стакан с чаем, сахара много сделали. Для диабетиков серьезная проблема высокий сахар, но резкое падение тоже очень серьезно. У меня никогда такого не было. Я никогда не падал из-за диабета. И я выпил этот сахар. И я понял, что она так молится, и тогда мы созвонились с матушкой и сказали, что надо молиться, чтобы у него сахар был в норме, не надо, чтобы совсем без сахара. И матушка стала  молиться. И у меня сахар нормализовался.  Я себя очень хорошо почувствовал. Такая сила была ее молитвы. И многие к ней приезжали священники за советом духовным. Она видела людей, видела прежде всего сердце человека. Она как-то распознавала даже маленьких детей. Разговаривала с ними, как будто знает, что с ними будет происходить в будущем.

- Батюшка, а по части вопроса, по поводу мужа и жены и у каждого свой духовник.

- Вы знаете, у меня есть духовный сын, у которого жена и у нее другой духовник. Но нам повезло, мы дружим. Это очень достойный человек, архимандрит Сергий. Но иногда мы созваниваемся, чтобы решить какие-то проблемы, которые возникают между супругами. Мы чувствуем свою ответственность за эту семью. По милости Божьей там даже чудеса происходят в этой семье.  Я думаю, по молитвам архимандрита, конечно.  Потому что у них долгое время не было детей, почти 10 лет. И потом  вдруг чудесным образом - ребенок за ребенком. И у них уже трое мальчишек бегает.

- Я человек не женатый, но вот все-таки Библия говорит «муж и жена да будут в плоть едину», можно сказать, это один человек. И нет ли тут какого-то раздвоения, когда этот один человек по сути, по плоти как бы один в одну сторону, другой в другую?

- Владимир, я знаю, что вы молитесь о том, чтобы Господь послал вам супругу. Потому что это Божья заповедь - плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Причем это первая заповедь, которая послана людям, которая на страницах Священного  Писания и ее надо исполнять так же серьезно, как  и другие заповеди. Собственно человек, который отказывается от семейной жизни, от чадородия считается самоубийцей, который таким образом умертвляет сам себя. Как и скопцы, по церковным канонам, которые ради благочестия взяли и себя оскопили, считались самоубийцами. У известного учителя церкви Оригена была такая проблема. Он преподавал катехизис девушкам в  Александрии и все время слухи ходили о нем, были завистники, он был очень талантливый человек, и тогда  он взял и оскопил себя, в такую крайность пошел, но это, конечно, недопустимо.

Но нам надо вернуться к вопросу правды и неправды, насколько  мы это можем преодолеть в своей жизни…

- Должен ли человек рассказывать всем о своих грехах, озвучивать те грехи, в которых ты исповедовался, с Божьей помощью прошел и дальше идешь, нужно ли это вспоминать?

- Если человек рассказывает о тех грехах, которые он ранее исповедовал как  о бывших когда-то в его жизни, то, на самом деле, он клеветник на самого себя. Потому что мы должны верить в таинство святой исповеди и не допускать таких вещей. Человек может рассказывать о том, что с ним было до крещения, вот это можно, потому что это была жизнь безблагодатная. А вот когда он уже крещеный, он начинает исповедоваться, здесь уже тайна исповеди не только священника, который исповедует человека, но и самого человека. Потому что священник совершает суд и он принимает  решение сам, берет ответственность на себя за это решение. Если человек начинает разглашать, что священник ему взял и отпустил грех, дал ему очень тяжелую епитимью, то здесь кто-то услышал со стороны, он не в курсе, какая мотивация была у священника. Поэтому человек не обязан позорить себя, не обязан всем рассказывать о своих проблемах. Это может смутить очень многих людей. Но доверительно, если у вас есть близкие друзья, вы можете с ними поговорить о своих проблемах, как сказано -  «молитесь друг за друга, носите бремена друг друга».

Но вот был такой исторический случай известный, про святого Патрика - просветителя Ирландии. Он, будучи молодым христианином, имел духовного друга, с которым поделился какими-то серьезными грехами отрочества, ранней молодости. Поделился, чтобы тот за него молился. И оказался заложником этой ситуации. Когда Патрик стал уже епископом и очень много людей обратил к Богу, этот человек из зависти стал распространять эти слухи о тех грехах, которые ему рассказывал Патрик, когда он был отроком. И очень докучали Патрику разбирательства по этому поводу, у таких людей всегда много завистников, которые в любой момент готовы подставить ногу.  Появились недовольные епископы, другие священнослужители, и миряне такие нашлись. Но правда Божия восторжествовала, потому что церковь все-таки признала, что он мог совершать такие грехи по неведению, тем более это связано с периодом, когда он еще не был христианином в полной мере этого слова. Здесь всегда учитывается в каком состоянии человек совершает тот или иной грех.

- Батюшка, а если наш рассказ несет некий назидательный смысл? Допустим, если рассказывают другу, что я вот пил и поэтому у меня цирроз печени; брат, я вот по ночам шлялся и поэтому видишь, к чему меня это привело, видишь, что преступный образ жизни привел меня в тюрьму или больницу…

 - Это жанр публичной исповеди. Самую шокирующую исповедь о себе написал Симеон Новый Богослов. Он  назвал себя магом, назвал себя растлителем, назвался похитителем детей. И когда он это все  публиковал, то люди, которые его знали и знали только хорошее о нем, они решили, что он, видимо, взял на себя грехи других, и наговаривает на себя, чтобы устыдить тех, у кого были такие грехи. Проявлял таким образом заботу о них, потому что они не решались исповедоваться, а он взял и за них за всех исповедовался.

- То есть это так и было в реальности?

- Мы не знаем, как было в реальности. Но если взять исповедь блаженного Августина, там тоже он очень много говорит о грехах. И прежде всего, говорит о грехах до крещения. Правда, в случае с Симеоном, он отроком поступил в монастырь, т.е. то в одном монастыре был, потом в другой перешел. И если с ним что-то дурное происходило, то уже во взрослой жизни. Но комментаторы говорят - лучше мы будем думать, что это он о других людях.

На Карфагенском соборе говорится, что если святые говорили о своих грехах, тот кто утверждает, что они делали это по смирению, то есть по сути дела говорили неправду, наговаривали на себя, да будут преданы анафеме. Карфагенский собор вынес даже решение. Если кто-то думает, что святые читают молитву «Отче наш»  и там слова «и остави нам долги наши», а они такие святые, что у них и долгов нет никаких, тому анафема. Ибо и святой человек, и обычный человек имеет долги перед Богом и нет человека, который бы жил и не согрешил. Материалы Карфагенского собора очень строгие по этому вопросу.

 

Телефонный звонок:

- Когда  я читаю утреннее правило,  то поминаю об упокоении всех, о ком книги читала - Иоанна Крестьянкина, о. Николая Гурьянова, всех почитаю, а потом у меня вдруг возникло такое сомнение, что я недостойна, они уже почти святые люди, а  я читаю о их упокоении.  Можно так делать или не надо?

-Пока не произошла канонизация, Вы можете читать. Как известно, перед канонизацией служится последняя поминальная служба по усопшему и после нее уже начинается канонизация. Это такой древний христианский обычай. Так что Вы ничего не  нарушаете. Другое дело, если вопрос касается мучеников.  В древней церкви, если мучеником становился человек, не запрещенный  в священном служении, тот кто не считался раскольником или еретиком, он автоматически объявлялся мучеником. Мы знаем, что когда Поликарпа Смирского сжигали на костре, там собрались христианские представители из других городов, они просто мощи забрали, когда костер потух, т.е. сразу началось почитание.

- Батюшка, а я знаю людей, которые лично были знакомы, знаю, что вы тоже духовно дружили с о.Даниилом Сысоевым. Люди, которые знали его, говорили-  как-то не получается о нем молится, мы молимся ему.

- Да, но это может быть очень субъективно. Хотя  во мне такая же субъективность присутствует. Я не смог ни разу прочитать молитву об упокоении о. Даниила. Но я присутствовал на службах, тогда я молился со всеми, потому что такие решения принимает церковь, но чисто психологически, это связано не только со смертью мученической о.Даниила, это прежде всего связано с его жизнью. Я знал его. Он был удивительный человек, у которого была колоссальная любовь к Богу, и я психологически не могу этот барьер переступить. Но это все слишком субъективно. Надо соблюдать соборное решение.

 

- Дезинформация противника во время войны является ли неправдой?

-Это неправда по определению.

-Но является ли грехом?

-Да, да, скажем так. Если кто-то дезинформирует противника, фехтование, например, два человека ведут бой на шпагах и кто-то делает ложный  выпад и наносит удар. Я думаю, в военной жизни это совершенно допустимо. И военная хитрость. В Священном Писании, если мы будем делать повторение (у нас была уже передача о законах, библейских законах ведения войны), то мы коснемся  таких вопросов, когда Бог подсказывал  некие хитрые  маневры, как дезинформировать противника, немножко его дезориентировать, чтобы одержать победу. Кстати, самоубийство на войне не считалось самоубийством, если человек чтобы не сдаться в плен, подрывал себя гранатой с противниками. Это считалось, что он погиб на войне. Он оказался в безвыходной ситуации. А как носитель некой информации, он не мог сдаться. Потому что человек не всегда уверен, сможет ли он под пытками сохранить какие-то военные секреты.

- В таких случаях, когда говорят определенно и четко «нельзя врать», я привожу такой пример: представь, что мимо тебя пробежал ребенок и спрятался в подвале, и тут же бежит разъяренный пьяный мужчина и спрашивает, не видел ли ты мальчишку и куда он побежал? Мы все всегда скажем - в противоположную сторону.

- Владимир, тебе не надо врать в этой ситуации. Ты мастер спорта по боксу, чемпион России в свое время был, ты бы разобрался бы с этим мужчиной. Я думаю, что Бог никогда не посылает нам испытания сверх наших сил. Поэтому когда мы моделируем какие-то примеры, что безвыходные какие-то совершенно ситуации… Безвыходных ситуаций не бывает, просто не всегда решение той или иной ситуации лежит на поверхности, не всегда мы можем догадаться, как правильно поступить. Вот посмотрите, что сказано в Псалтыри [51:5] – о нечестивых, что они любят неправду. И написано в псалме - что хвалишься злодейством, сильный, ты любишь больше ложь,  нежели говорить правду. То есть мы должны все-таки возлюбить правду и истину больше, нежели ложь и обман.

Телефонный звонок:

- Можно ли читать 15 кафизму? Мне сказали ее читать нельзя, что весь род погибнет и живой, и усопший.

- Читайте все кафизмы подряд. Кто это вам такое сказал? Каждую кафизму надо читать, все 20 кафизм. Ничего плохого нет. Сказано все Писание, все писание полезно, в том числе и 15 кафизма. Поэтому тот, кто сказал это какая-то глупость или суеверие. Может быть неправда, о чем мы сегодня говорим. Вот неправда очень плохое явление. Неправда удалена с неба, небеса то очищенные. Там только всякий любящий и делающий правду, а не всякий любящий и делающий неправду. Нечестивые они сброшены в пространство между небом и землей и только те которые любят правду и истину они прибывают с Богом. Благословение обещано чуждому неправды или всякого обмана, всякой лжи. Об этом говорится в псалме  23:4 – кто взойдет на гору Господню или кто  станет на святом месте Его, тот у которого руки не повинны и сердце чисто. Кто  не клялся душою своему напрасно и не божился ложно ближнему своему.

 

Телефонный звонок:

- Полезно ли прочитать толковую Библию Александра Лопухина? У этой книги отсутствует рекомендация к публикации Издательского совета РПЦ.

- Эта работа, Толковая православная Библия - это официальная  точка зрения синодальной церкви на тексты Священного Писания. Все это проходило церковную цензуру. Дело в том, что одобрение вот этого отдела - это вообще явление, которое возникло недавно. А до революции была цензура. Так вот цензоры, которые естественно были более образованные люди, чем священники наших времен. Дореволюционные цензоры пропускали каждый том этой Библии Лопухина и это один из лучших сборников комментариев на Священное Писание. Поэтому читайте смело. До  появления этих грифов всяких, благословение Патриарха всегда стояло на этих изданиях. Это очень полезное чтение, потому что Библию трудно понять самому, а когда вместе с комментариями мы читаем - это очень хорошо.

- Батюшка, у меня в продолжение темы неправды вот такой вопрос, личный. Как обезопасить себя от неправды на исповеди? Как, когда недоговариваешь грех, маскируешь его под общими фразами, такими как «согрешил во всем, согрешил гордостью, тщеславием», хотя за этим стоят конкретные дела. Как уязвить этот гнойник греховный?

- Вы знаете, это чувство ложного стыда. Например, человек знает священника, священник знает человека. И человек, который  идет на исповедь к знакомому священнику, он боится, что если он расскажет о своих грехах, то священник изменит  к нему отношение. На самом деле все наоборот. Если священник чувствует, что его знакомый исповедуется и что-то не договаривает, вот это оскорбляет священника, такое недоверие. А когда человек начинает говорить о серьезных поступках своих, о грехах,  о том, о чем люди не всегда говорят открыто, вот в этой ситуации доверие ему оказано, и он всегда с пониманием относится к такому кающемуся грешнику, который избегает ложного стыда. Хотя я допускаю такую ситуацию, что человек боится просто исповедоваться, может  быть, совсем тяжелый у него грех. Он может пойти в храм, где его никто не знает. Я помню, что когда я служил в храме Преображения Господня, иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» на исповедь пришел киллер, я его никогда не видел в храме ни до этого, ни после. В его ситуации, скажем так, это может быть была единственная возможность, когда безопасно для себя он пошел в храм, где его никто не знает.

И был тоже очень удивительный случай - одного молодого человека обвинили в том, что он продавал наркотики. И была ситуация, что могли посадить его на 8 лет.  И друзья ему говорили: «Может ты заграницу убежишь? Зачем ты будешь 8 лет сидеть?». Но он пошел поисповедовался и не уклонился от судебных разбирательств, и был оправдан каким-то совершенно удивительным образом.

И еще более удивительный случай - человек считал, что он убил другого человека. Он приходит на исповедь к одному московскому священнику известному и говорит, что он совершил убийство, это произошло 12 лет назад там-то, этот грех тяготеет, и он не знает как избавиться от него. Ему священник отпускает грехи. Человек говорит, что готов понести любую епитимью, и священник, который обычно очень осторожно подходит к таким ситуациям, вдруг говорит – пойди сдайся тамошним властям. И он принимает эту епитимию. И через полгода он приезжает в храм на  Ордынку и говорит: «Вы знаете, а я его не убил. Это я думал, что убил. Я сразу убежал тогда, а он поправился». И это получилось хулиганское действие не убийство, и с него ответственность за давностью срока сняли. И он говорит: «Вы представляете, если бы тогда я вас ослушался, я всю жизнь до смерти жил бы с чувством, что я убийца!». Это совершенно реальный случай.

- Батюшка, я хотел бы дополнить Ваши слова, когда Вы сказали, что для священника, принимающего эту исповедь о тяжелых грехах, это может послужить даже таким расположением к своему духовному чаду. Я вот знаю историю моих друзей, когда они исповедовались в  серьезных грехах, падениях, изменах, я от них слышал истории, когда они видели на глазах своих духовников слезы, и  эти братья признавались, что  у них самих слеза не упала, а  отцы заливались слезами. Это  такое производило на них впечатление и меняло все.

- Это были слезы радости, как сказано в Евангелии. Об одном кающемся грешнике ангелы даже на небесах радуются больше, чем о 99 праведниках. Это священник просто осознает.

Но, кстати, сами священнослужители должны быть чужды всякого обмана, всякой неправды. Сказано во Втором Послании к Коринфянам [4:2]: «Не прибегая к хитрости и не искажая Слова Божия, а открывая истину, мы предоставляем себя совести каждого человека пред Богом». Что это значит? Вы приходите на исповедь, на суд и священник, который выносит какое-то решение, он тоже становится на суд, он предоставляет себя вашей совести, потому что вы свидетель того решения, которое он вынесет. И в Послании Фессалоникийцам [2:3] сказано: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни лукавства». То есть  мы не допускаем, чтобы в том учении, которое мы преподаем как православие, была бы какая-то неточность, какие-то заблуждения, какое-то лукавство, такое  сознательное заблуждение и лукавство.  Конечно, человек может ошибиться. Как  я беседовал с одним крупным теологом, он сказал - у каждого догматиста можно найти какие-то неточности. Мы у святых отцов находим неточности, они называются  теологумены, т.е. частное богословское мнение. Они известны, описаны. И в книге Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни» даже сказано, почему некоторые святые отцы высказывали не очень православные мнения. В книге сказано: «Если бы, услышав это мнение, они обратились бы к Богу и спросили, правильно это или нет, Бог бы им, по их святости, сказал бы, что это неправильно. Но они поверили предшествующим». То есть тем, которые были до них, поэтому они учили так, как слышали от других, хотя это неточность, неправда, но здесь не было какого-то сознательного умысла.

Телефонный звонок:

- Я хочу обратиться к книге Деяний апостолов, где первосвященник Анания погрязает и в неведении, и в неправде, заставляя своих служителей бить апостола Павла по устам, за то, что тот смело его обличал. И вы как-то сказали, что Павел сперва сказал им – «стена подбеленная, Бог будет бить тебя», потом узнав, что это священник, сильно испугался. Я, например, весь период, пока вас не было, посвятил отысканию вот этого свидетельства и не нашел. Напротив, Иоанн Златоуст говорит, что испугался не Павел, а первосвященник…

- Извините, я с вами не соглашусь.  Апостол Павел испугался, что он, обозвав первосвященника «стеною подбеленной», нарушил заповедь – не злословь начальствующего в народе  своем. Он привел эти слова, то есть вопрос был не в том, являлся ли этот человек первосвященником в глазах Бога или он был уже пустышкой безблагодатной, а вопрос заключался в том, что этот первосвященник был вождем еврейского народа. Сказано - не злословьте правителей, царей -  Нерона, прокуратов всяких. Это общий принцип - не злословить начальствующего. И апостол Павел испугался,  что он нарушил этот принцип, поэтому он сказал – «я не  знал, что он первосвященник». Это он сказал без сомнений в свое оправдание, и тут же  добавил – «ибо сказано (как бы объясняет почему у него недоумение такое) не злословь начальствующего в народе твоем». То есть, если человек злословит власть, с точки зрения Священного Писания, он злословит тот промысел Божий, который существует относительно  страны. Иногда Бог наказывает страну  дурными властями, и  мы должны сносить это именно как наказание, а не роптать. А толкование всегда можно найти разное, на любой текст, все зависит от того, в какой библиотеке мы ищем те или иные истолкования. Но я бы не стал здесь оспаривать позицию Павла, потому что свое недоумение он подтвердил текстом из Священного Писания. Он бы никогда этого не сделал, если бы ситуация выглядела так, как она вам показалась.

-То есть получается, что он сам дал толкование?

-Да, он дал толкование, он сослался на Писание. Дело в том, что когда человек-еврей ссылается на Тору, он как бы заклинает себя этими словами.  Он говорит – «я не знал, что он первосвященник». То есть этим самым он не учит нас почитать иудейских раввинов. Действительно, когда занавес разорвалась в храме, там что уж там осталось благодатного - мало что. Но как начальствующий, как вождь своего народа… Не забывайте, в то время они были под римскими оккупантами, и настоящими представителями народа были именно вот эти первосвященники. Они не только ходили хлопотать по поводу распятия Христа, они всегда ходили хлопотать, когда там гонения против населения усиливались, когда искусственный голод римляне создавали. Волновались за свой народ и были настоящими начальниками в этом смысле. А начальство нельзя злословить, даже если оно языческое, не говоря уже о тех, которые имели отношение к народу Божию, хотя они потеряли благодать. Но ожесточение в Израиле произошло отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников. Поэтому нам особо гордиться перед ними нельзя, потому что апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина привитая, чем ты держишься-то? Ты говоришь - они отпали, чтобы тебе привиться.  Они отпали неверием. А ты чем держишься? - Верой. Поэтому не гордись, а бойся». Страх должен присутствовать у каждого человека, боязнь нарушить заповедь Бога. Это не был страх перед первосвященником, перед его охраной, это был страх нарушить заповедь Создателя, а законы Божии они непреложны. Как Христос учит нас: «Я пришел не нарушить, а исполнить закон».

Телефонный звонок:

- Иногда стоишь на исповеди, только начинаешь говорить, а священник накидывает епитрахиль и вроде уже исповедь прерываешь. Что в таких случаях надо делать? Сказать «давайте я все-таки скажу» или принять?

- В таких случаях надо на исповедь приходить в будни, а не на большие праздники. В воскресный день в посещаемом храм нормальная исповедь, в принципе, невозможна. Если там 100 человек стоят, а до молитвы «Отче наш» священник должен закончить исповедь, он физически просто не сможет нормально исповедовать людей.

С другой стороны, в некоторых храмах есть такой очень хороший обычай - на всенощной, даже под большие праздники, уже начинают исповедь. То есть  два-три священника служат, а один уже исповедует на всенощной вечером, чтобы на следующий день уже меньше людей пришлось бы исповедовать.

- К исповеди все-таки надо готовиться?

- К исповеди надо готовиться. Я иногда сам, когда иду на исповедь, четко знаю что буду говорить. Потом становлюсь исповедоваться и многое забываю. Скорее всего силы зла рассеивают наше сознание, атакуют нас в этот момент. Поэтому записывать свои грехи - это очень правильно. Раньше многие так поступали, имели такие хартии и момент исповеди был тогда, когда священник разрывал эту хартию.

- Я вспоминаю свою генеральную исповедь. Священник увидел мои листы и ужаснулся: «Брат, что же ты наделал- то?!».

- Да, действительно так бывает. Если приходят с большими листами, я просто говорю: «Давайте, Вы эти листы сохраните. Сейчас я не буду принимать Вашу исповедь, поскольку я просто физически не смогу это сделать. Если хотите, я после литургии могу Вас поисповедовать, а Вы причаститесь в другой день». 

Наша передача подходит к концу.

Сегодня мы обсуждали тему неправды. Неправда – это действительно серьезная проблема, обман удаляет нас от познания Бога, служит препятствием к обращению к Богу, составляет характер антихриста и всех богоотступников. И верующие должны делать, по-возможности, всё, чтобы удалять себя от всякой неправды.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+