Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

День Ангела Хранителя и день мученика, имя которого носишь, это одно и тоже?

07.08.2016 11:27

День Ангела Хранителя и день мученика, имя  которого носишь, это одно и тоже?

Основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе  Иваново  архимандрит Амвросий (Юрасов) и иеродиакон Елеазар (Титов). Тема: «О благодарности Богу».

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/07/27/21-00.html

Иеродиакон Елеазар (Титов):  ̶  Святые отцы говорят, что когда на душе становится тяжело, полезно произносить: «Слава Богу, Слава Богу, Слава Богу». В этот момент в душу проникает благодать, свет Христов пробивается в темноту нашей души, разгоняет эту тьму,  и человек видит, как выбраться из гнетущий ситуации. Но как же тяжело порой бывает, даже верующему человеку, в скорбях  сказать «Слава Богу». Батюшка, расскажите, как не терять свой христианский облик в скорбях и всегда за всё благодарить Бога?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶    В Священном  Писании  много сказано о том, что надо благодарить Бога за всё, какие бы ни были искушения, ведь наша жизнь  ̶   это школа  и  все случаи  ̶   это уроки.

Когда человек верит в Бога и благодарит Бога за всё, то Господь видит, что этот человек стойко стоит в православии,  Господь помогает ему, посылает благодать. Многие знают  из Библии про Иова  Многострадального. У него было семь сыновей и три дочери. Он был очень богат, имел несколько тысяч овец, верблюдов, волов... Много всякого рода животных, слуг. Однажды сатана облетал Вселенную и Господь спросил: « Об­ра­тил ли ты вни­ма­ние свое на ра­ба Мо­е­го Иова? Не най­ти на зем­ле дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы, как он, был так непо­ро­чен, спра­вед­лив, бо­го­бо­яз­нен, чужд вся­ко­го по­ро­ка!

 Сатана ответил: «Раз­ве да­ром бо­го­бо­яз­нен Иов? Не Ты ли бе­ре­жешь его? Не Ты ли кру­гом огра­дил и дом его, и все, что у него? Ты бла­го­сло­вил де­ла рук его и ста­да его умно­жил и рас­про­стра­нил по зем­ле. Но про­стри ру­ку Твою и кос­нись все­го, что есть у него, от­ни­ми то у него, то­гда уви­дишь, станет ли он бла­го­слов­лять Те­бя?»

Тогда Господь, чтобы испытать Иова, сказал:

«Все, что есть у него, Я пре­даю в твои ру­ки, де­лай по во­ле тво­ей, толь­ко его са­мо­го не ка­сай­ся». (Иов. 1, 6-12)

Начались всякого рода искушения. Прибегает один вестник, второй, третий,  рассказывают, что всех волов, верблюдов и ослиц угнали, слуг перебили, сошел огонь с неба и уничтожил весь мелкий скот.

 На все это Иов  говорил: «Господь  дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21). Прибегает ещё один вестник: крыша обвалилась и все дети погибли. Он повторяет: «Господь  дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно».  Тогда сатана навел на него проказу, тело Иова покрылось струпьями. Прокаженного вывезли за город, там Иов сидел на гноище и очищал раны. Все отвернулись от него, даже жена утратила сострадание к мужу и призывала: «Похули Бога и умри», зачем так мучиться?  Он ей отвечает: «За­чем ты го­во­ришь так, как од­на из безум­ных жен? Ес­ли доб­рое мы при­ни­ма­ли от Бо­га, то неуже­ли зло­го мы не стер­пим, – не бу­дем при­ни­мать!»  (Иов. 2, 10).  И Господь вернул Иову здоровье и дал вдвое больше, чем он имел. Иов, безропотно перенесший  все страдания,  вошел в библейскую историю как пример стойкости и веры…

Святитель Иоанн Златоуст, мировой проповедник, архиепископ Константинопольский немало пострадал. Его тяжелобольного императрица  Евдоксия  сослала в далекий Пифиунт. Три месяца он добирался до  Каман и там он скончался. Последние его слова были: «Слава Богу за всё».

Надо Бога благодарить. Даже если нас постигли болезни, допустим, рак, сказать: «Бог дал, значит, так надо. Слава Богу за всё». Чтобы с нами ни случилось: дочь посадили,  сын умер:  «Слава Богу за всё. Значит, так Господу угодно».  Начнем благодарить Бога, благодать Божья  будет нас хранить, и увидим,  как же интересно жить. Недаром во время службы произносят ектенью: «…сохрани нас,  Боже, Твоею благодатью ».

Самое основное  ̶   это спасение нашей души. Я некоторых спрашиваю: «Что у нас главное: тело или душа»? – «Конечно, душа», ̶   отвечают.  Говорю: «Для тела у нас   ̶   вся благая, а для души ничего. Душа  ̶   это невеста Христова. Она должна быть чистой, здоровой, а у нас гнев, обида, раздражение и прочие страсти. Мы думаем только о своей плоти, как бы здесь на земле выжить. А Господь сказал: «Прежде ищите Царства Божия и правды его, остальное приложится вам» (Мф. 6, 33).

Господь нам дал Церковь. Церковь - это тело Христова, а Глава этого тела  ̶   сам Христос. Если мы ходим в церковь, то получаем благодать Божию и этим живем  ̶   если бы в церкви не было благодати, народ бы туда не ходил – если бы в колодце не было воды, никто бы к нему не ходил, заросла бы дорожка бурьяном. Поскольку Господь нам дает благодать  в Таинствах Покаяния, Причащения, человек получает радость, душевный мир и покой. Благодать никто, кроме Господа, не даст, на базаре или заграницей ее не купишь. Тем людям, которые в церковь не ходят, не каются, неинтересно жить, у них душа захламляется, ищет утешений в спиртных напитках, всякую грязь в интернете. От этого становится только хуже, и многие кончают жизнь самоубийством, а все от того что благодати Божий в душе нет, нет радости, мира и покоя.

Телефонный звонок:  ̶   В некоторых храмах опускается ектенья об оглашенных. Насколько это правомочно? Второй вопрос про молитву Иисусу. В последние времена спасаться будет тот, кто призовет имя Божие, т.е. тот, кто будет владеть Иисусовой молитвой. Есть ли монахи, которые владеют этой молитвой и может ли мирянин тоже овладеть ей?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): ̶   Спаси Господи. У нас в Академии при Троице-Сергиевой лавре был профессор А.И.Георгиевский. Как-то на  занятие к нам  пришел патриарх  Пимен. Профессор задал Святейшему этот вопрос, на что  Святейший ответил: «Ни в коем случае нельзя убирать ектенью оглашенных. Хотя, оглашенные это те, кто готовится принять Крещение, все мы нарушили крещальные обеты, поэтому вместе с оглашенными, когда говорят  «Главы ваши Господи приклоните»,  должны приклонить голову. Ни в коем случае нельзя выбрасывать ектенью, потому что литургия составлена Духом Святым».

Про молитву Иисусову. Святые отцы говорят, что молитва Иисусова бывает трех родов. Устная, когда мы вслух произносим «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную)».  Умственная (или умная), когда мы молитву читаем в уме. Сердечная, когда мы избавимся от гордыни, тщеславия, самолюбия, упрямства, молитва эта, по милости Божией, будет твориться в сердце:  человек спит, а душа бодрствует и молитва идет,  человек просыпается, а молитва в сердце бьется. Если человек в страстях, ему вредно читать молитву Иисусову, лучше читать «Пресвятая Богородица, спаси нас» или «Богородица Дева, радуйся». Ко мне в Иванове, когда я служил  в соборе, подошла пожилая женщина и рассказывает: «Батюшка, я постоянно читаю молитву Иисусову. Чувствую тишину в душе, мир, покой, радость. На все, что меня окружает, смотрю с радостью, с благодарностью Господу, Который всё это чудно создал». Конечно, это дар Божий. Нельзя  считать, что я достиг чего-то, вот уже и молитву непрестанно читаю. Себе приписывать никогда ничего не надо. Апостол Павел был вознесен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы,  но говоря об этом, называл какого-то человека, а не себя: «Знаю человека во Христе» (2 Кор.12, 2).

Когда мы сделали  что-то хорошее, надо помнить, что это благодать Божия действует в нас. Потому что Господь говорит: «Без Мене не можете творити ничегоже» (Ин.15, 5) . Получилось что-то хорошее сделать  ̶    слава Богу. Можно приучить себя постоянно благодарить Господа.  Как? Утром встали, осеняя себя крестом, говорим: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь. Благослови меня на сегодняшний день. Сохрани меня от всех врагов видимых и не видимых. Дай мне кончину благую христианскую, непостыдную и доброго ответа в день Страшного суда». Благодарим Матерь Божью, Ангела Хранителя.  Умылись, оделись и  прежде всякого дела  читаем утренние молитвы, Евангелие. Начали  готовить обед, просим: «Господи, благослови». Это нетрудно. В кастрюлю воду наливаем крестообразно: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если солим,  берем щепоть и  солим тоже крестообразно: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Принесли продукты из  магазина, сразу окропили  святой водой  со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».  Воду пьем не просто так, а с молитвой: «Господи  Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Пока  пьем можно молитву Иисусову дважды или трижды прочитать.  

Если  молитву Иисусову читать постоянно, все наши дела, слова и мысли будут под контролем, тогда бес нас не будет искушать.   А то читают правило и вдруг мысль: «Ой, сколько сейчас времени? Надо посмотреть… Ой, надо позвонить» или какое-то дело вспомнили.  Не надо на эти мысли обращать внимание, а сказать себе: «Ничего, обойдёшься».

Воду святую в доме всегда надо иметь. Окроплять своё жилище и ложе, чтобы помыслов и снов грязных не было. Когда человек кого-то осудил, возгордился, обиделся, обязательно будут нехорошие сны. Сны бывают трех родов: от Бога, природные сны и от дьявола.  Какие сны  от Бога? Когда Господь призывает к покаянию. В природных снах  мы обычно занимаемся тем же, что и в течение дня делали: покупаем, продаем или строим. От беса в снах всякая грязь против Бога, против Матери Божией, против всех святых. Допустим, Господь послал нам хорошего духовника. Мы видим во сне духовника в прекрасных золотых ризах, радостного и вдруг он становится  грязным , неприятным. Это бес специально показывает, чтобы настроить нас против духовника,  отвратить от духовного спасения, которое происходит через священника: батюшка был такой, а сейчас стал другой.

Иеродиакон Елеазар (Титов): ̶   Пришло  смс сообщение. В  последнее время встречи со священнослужителями превратились в просьбы о деньгах. Где проповеди о последствиях измены Христу, о конце времен?

Хочу сказать, благодаря тому, что радиостанция собирает пожертвование, тот, кто написал такую смску, может ее нам прислать. А если бы  не жертвовали  на радиостанцию, то некуда было бы и писать. Слава Богу, что люди жертвуют,  радиостанцию не оставляют.  Больше 25 лет существует радиостанция и по милости Божией сводит  концы с концами.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Если бы радиостанция «Радонеж» не приносила пользы, никто бы ее не слушал. Передачи радиостанции приносят пользу душе, люди  это видят и перечисляют копеечку. И тех, кто помогает радиостанции, Господь не оставит, поможет и благословит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):  ̶   Недавно одна женщина рассказала. Были они с подругой в отпуске за рубежом. Зашли в храм, а там собирали пожертвование. Одна из этих женщин решила пожертвовать. Поскольку она была человек околоцерковный, не совсем понимала специфику. Она положила на тарелку для сбора  деньги  и думала, что ей дадут сдачу. А сборщики сдачи не дали и с тарелкой ушли. Она говорит своей подруге: «Слушай, я не рассчитывала на такую сумму, думала, мне сдачу дадут». Подруга начала ее  утешать и говорит: «Ты дала  Господу, не расстраивайся». А та никак не успокаивается. В гостиницу пришли, она все про деньги.  Подруга ей говорит: «Господь в долгу никогда не бывает. Тебе, видя твою скорбь, обязательно воздаст». Та всё равно не могла утешиться. Приезжают домой. Идут на работу. И что интересно: всему отделу в конце месяца премию не дали, дали только той, что пожертвовала. Тут подруга ей и напоминает: «Видишь, Господь тебе дал во много раз больше, чем ты пожертвовала».

Батюшка нам задают вопросы. День Ангела Хранителя и день мученика, имя  которого носишь, это одно и тоже?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Человеку, когда он принимает Крещение, Господь дает Ангела Хранителя. А когда нарекают имя, это имя святого  ̶   молитвенника. Допустим, девочка родилась, приняла Крещение, Господь дал Ангела. Девочке дали имя святой равноапостольной  Ольги. Святая Ольга  ̶   это не Ангел, а молитвенница за её душу. Так девочка и будет в своей жизни просить: «Святая равноапостольная Ольга, моли Бога о мне!» Ангел – сам  собой, а святая  ̶   сама собой.

Иеродиакон Елеазар (Титов):  ̶   Нас спрашивают, что такое ущемленное самолюбие?

Батюшка знаете, как говорится, «струну задела, гитара запела». Все мы от природы гордые, а есть особо гордые. Бывает, такого человека против шерсти погладят, скажут о нем плохое слово, оклевещут или наоборот скажут нелицеприятную правду, тогда в человеке самолюбие ущемляется и начинается бурная реакция с гневом, с раздражением, со слезами, с обидой, молчанием, не разговаривает  с этим человеком.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Это болезнь души.

Телефонный звонок:  ̶   Слышала, что сейчас в последние времена можно спастись не молитвой, потому что люди молиться не умеют, а скорбями и болезнями. Это так?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   О последних временах. История человечества делится на несколько периодов. Первый период младенческий  ̶   от Адама до Всемирного потопа. Второй период  отроческий   ̶   от потопа до Моисея. Третий период  юношеский   ̶   от Моисея до Авраама. Мужественный период  ̶   от Авраама до Христа. После Христа   ̶   это всё последнее время. Так мы и читаем у святого Апостола Иоанна Богослова в Посланиях: «Дети! последнее время.  И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1 Ин.2, 18).

Один человек работал на заводе. Дом его стоял напротив, за речкой. Чтобы ему попасть на завод, надо было метров 500 идти на мост, через мост и опять 500 метров до завода. Он опаздывал, а тут видит  ̶   человек на лодке рыбу ловит. Он попросил его: «Перевези, я опаздываю». Рыбак его посадил, плывут и тут  человек, который работал на заводе, увидел, что на веслах написано: «Трудись и молись». Он спрашивает: «Трудиться, конечно,  надо, а молиться зачем? Это необязательно». На этих словах рыбак вынимает одно весло из уключины и гребет одним веслом, на котором написано «трудись». Лодка стала кружиться на месте. Рабочий закричал:  «Что ты делаешь?  Я опаздываю». Так рыбак его вразумил, что надо  не только трудиться, но и молиться. Молитва  ̶   это общение с Богом, а труды тоже должны быть.

Иеродиакон Елеазар (Титов):  ̶    Молитва  ̶   это связь с Богом. Ни одну скорбь нельзя перенести без помощи Божией. Если не будет связи с Богом, скорби не перенести.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶    Случись  любая беда, сразу: «Господи, помоги, Матерь Божья, помоги!»  Есть такой рассказик  про Ангелов, там сказано, что у одного Ангела была  громадная почта – это все прошения к Господу, он их  едва успевал пересылать. А  у  другого  Ангела дел нет,  сидит, отдыхает. Спрашивают его: «Почему»?  Отвечает: «Я поставлен не прошения, а  благодарности, приносить.  Все просят, а благодарить никто не хочет». Надо научиться благодарить Бога.

Телефонный звонок:  ̶   Я часто слышу от знакомых: «Будешь ли  ты причащаться»? Как я могу ответить, ведь я не знаю, что со мной завтра случится? Потом это тайна, по-моему, нельзя об этом объявлять. А еще: причастятся и  на следующий день говорят об этом. Это похвальба?  Второй вопрос о  литургии  оглашенных. Крещенные тоже должны приклонять голову?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Да, и крещеным надо приклонить головы, считая, что мы по грехам своим, недостойны участвовать в Божественной Литургии. 

О Причастии. Ко святому праведному Иоанну Кронштадтскому приехали  два студента. Один готовился – вычитал все молитвы, а у второго времени не было, и он сокрушался: «Господи, прости меня, я такой негодный, грешник великий. Даже не мог правило полностью вычитать. Только молитвы ко Святому  Причащению прочитал и всё». Когда студенты подошли к Чаше,  праведный Иоанн Кронштадтский, студента, который вычитал всё,  не допустил, потому что тот считал  себя достойным. А другого студента  допустил.

Ангелы, когда  служат Богу, закрывают свои лица от славы Божьей. Человек «мало чем умален от Ангелов» (Пс. 8, 5), он  может принимать в себя Живого Христа   ̶    Бога Вселенный. Не часть Его Тела, а в каждого человека входит Сам Живой Христос. Поэтому когда причащается человек, который искренне покаялся и считает себя недостойным, он обретает  в душе  мир, тишину и покой. Но надо помнить и другое:  по словам святителя Иоанна Златоуста, перед Причастием или после него бывает искушение. Поэтому надо быть на страже. Когда читаем благодарственные  молитвы Господу, мыслями не отвлекаться. Причастились, благодарите Бога и считайте себя недостойными.

Телефонный звонок:  ̶    Отец Елеазар, сейчас люди панически боятся конца света, но сами все делают для того, чтобы конец света быстрее наступил. Даже доходит до того, что люди, звонят и говорят: «Пойдешь в церковь, помолись за нас.  Нам самим некогда,  у нас сериал идет».

Иеродиакон Елеазар (Титов):  ̶   Действительно, есть среди некоторых православных особое ожидания конца света и апокалиптическое настроение. Происходит тонкая подмена: уже ждем не Христа, а антихриста. У моего  друга  бабушка не брала паспорт, потому что, как она говорила, скоро придет антихрист. Этой бабушки уже лет сорок нет, и  антихриста тоже. Сколько было потрачено впустую времени на ожидания антихриста! А это время можно было потратить на то, чтобы искоренять из души пороки и страсти. Доживем мы до конца света и до пришествия антихриста - неизвестно. А то, что мы преставимся,  и нам предстоит частный суд, на котором с нас взыщут за наши дела,  ̶    это точно. Грубо говоря, за добрые   ̶   наградят, за злые   ̶  накажут. Вот об этом нужно заботиться. И мы не сможем ни на кого там свалить, мол,  я был плохим человеком, потому что вокруг меня все люди были  подонки. Каждый ответит за себя. Там не будет возможности оправдаться. Потому что судить будет Бог, а Бог  ̶   это Любовь. Раз Бог есть Любовь, разве Он мог что-то упустить в деле нашего спасения? Разве Он мог быть виновным в нашей погибели? Нет, конечно. Он за нас пострадал, Сына Своего Единородного отдал…  Поэтому не нужно ждать антихриста, а нужно ждать Христа. А Христа лучше ждать в храме на литургии.

Телефонный звонок:  ̶  У меня внук, он заикается и сейчас он проходит лечение. Лечение такое, что надо молчать. Хотелось бы его причастить, а как же ему исповедоваться, ведь надо говорить? 

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Матушка, первое лечение  ̶   это Причастие. Пусть причащается, а когда причастится пусть и молчит. Как говорят: «Речь серебро, а молчание золото».

Иеродиакон  Елеазар (Титов):  ̶   Батюшка, несколько  слов утешения в завершении передачи.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):  ̶   Надо всем запомнить пословицу: «Потерял богатство  ̶   ничего не потерял. Потерял здоровье  ̶   половину потерял. Потерял веру в Бога   ̶   всё потерял». Святитель Василий Великий (IV век) говорит: «Если человеку дать все богатства мира и поставить его царем, душа ни в чем не насытится. Она насытится только в одном Боге. Нашел Бога, нашел всё».

Господь говорит:  «Прежде всего ищите Царства Божья и правды его», а  у нас все наоборот  ̶   ищем земного. Вот, в монастырь к блаженной Матроне очередь стоит. Подойди и спроси: «Что вы у святой будете просить»?  Ответят: «Я буду просить, чтоб Господь дочке дал хорошего мужа, чтоб ребенок родился хороший, чтоб сын поступил в училище, чтоб муж получил здоровье», то есть всё просим земное; никто не просит, чтоб Господь помог дочке, сыну и мужу спастись, чтобы Господь помог исцелиться от какой-то страсти, например, винопития, гнева, зла, зависти, осуждения, гордыня. Об этом никто не думает.  Даже и  не задумываются:  есть ли у нас  гордыня? А как проверить? Просто. Если мы постоянно ругаемся   ̶   в семье, на работе, с соседями, в транспорте, если мы раздражаемся, гневаемся, злимся, обижаемся, значит, гордыня  есть. Смиренный человек никогда нигде не будет ругаться, всё будет терпеть и благодарить Бога. Это самое главное   ̶   научится благодарить Бога и смириться. Только смиренные наследуют Царствие Божие. Так сказал Господь.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]