Перейти к основному содержанию

10:49 29.03.2024

Что такое сретенская свеча? Чем она отличается от обычной?

07.03.2017 09:25:07

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/02/18/21-00.html

Батюшка, кому сказал Христос эти замечательные слова: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», только ли ученикам или всему народу?

- А в лице учеников Он сказал и всем тем людям, которые хотят стать учениками. Дело в том, что пока человек не стал учеником, ему еще и проповедовать-то нечего.

- А как понять, что стал? Проповедовать хочется многим…

- Надо, как один старец сказал, делать не то что хочется, а то, что Бог велит. Поэтому, кому не дано учить, а он учит - тот оскорбляет величие Божие.

- Батюшка, а как понять, что человек достиг состояния, когда он уже может поделиться какими-то духовными своими соображениями, мыслями?

- Духовных соображений не существует. Тут и соображать нечего. Нужно просто усвоить Писание. Потому что проповедь наша от Слова Божьего. Вот, если человек усвоил делом и жизнью – тогда, конечно, может.

- Ну, опять же, это кто-то должен засвидетельствовать? Не сам же человек?

- Ну, опять… Формально - да. Вот считается, что формальный признак - это получение специального образования. Но ведь очевидно, что совсем не каждый человек, имеющий диплом, вообще обязательно что-либо соображает! Это бывает и в технических дисциплинах, и в фундаментальной науке, и так далее. Это вообще непростой вопрос. Во всем есть формальная сторона, но Богу-то не нужны формальные христиане. Формальное христианство - это не что иное, как фарисейство в его православном варианте, а это не менее отвратительная вещь, чем в иудейском его варианте.

- Но Богу же угодно, чтобы каждый Его ученик привлекал к Богу других людей?

-Ну, конечно, вообще же Бог все делает руками, умом и сердцем людей. Богу угодно, чтобы спасение к людям пришло через людей.

- И вот человек горит желанием привлечь…

- Горения недостаточно. Это, конечно, важная вещь. Без этого горения, если это какой-то равнодушный, холодный огонь, то он не зажжет ничего.

- А что должно быть приложено, кроме горения и образования?

- Из человека должен образоваться ученик Христов.

-То есть сам человек должен стать Его учеником во всем?

- Да.

Батюшка, скажите, пожалуйста, почему на литургии, когда говорится «еже за многия изливаемая, пейте от нея вси». А почему говорится «за многия», а не за всех?

- Потому что это действительно не за всех. А имеются в виду только христиане.

- То есть кровь Христа пролилась не за всех людей, живущих на земле?

- Нет.

- Но Господь каждому желает спасения?

- Это да. Безусловно. И всем прийти в познание Истины, которая есть Христос. Даже тем гадаринским жителям, которые попросили Его отойти от их пределов, Он желал спасения, естественно.

-То есть если человек не желает признавать Христа за своего Спасителя, то, значит, за этого человека Кровь Христа не пролилась?

- А как? То есть потенциальная возможность, но как? Мы же очищаемся Кровью Христовой. А если для человека в этом нет чего-то значимого....

- То- есть это отношение самого человека ко Христу, к Его жертве, оно делает человека…

- Ну да, к Евангелию, к Его словам, к Его жизни. Ну, представь себе - Творца вселенной и человека как вершину этого творения. Пришел Христос и вочеловечился, и вот Он стал человеком для того, чтобы человека привести к спасению через слово, это, во-первых, а потом - через принесение в жертву Самого Себя. А человеку нет до этого никакого дела. У него свои задачи - надо английский учить, надо зарабатывать, еще там какие-то задачи…

- То есть человек сам выбрал, что ему важнее?

- Каждый человек сам выбирает, как ему жить, как воспитывать своих детей, чему их учить, кто его учитель... Главный учитель русского народа знаешь кто?

- Кто?

- Телевизор. Что там говорят - человек с удовольствием слушает, а то, что говорит ему Христос в Евангелии, человек не слышит.

- И получается, что для этих людей, Кровь, изливаемая для спасения, она никоим образом не спасает?

- Не действует, конечно. Автоматически она не может.

- А как хотелось бы, чтобы так – раз!..

- Ну, это невозможно, потому что в спасении участвует две воли - воля Божия и воля человеческая. Без воли человеческой спасение невозможно. Ну как будет спасение? Силком что ли? Здесь речь идет о том, чтобы Бог человеку был мил, люб его сердцу.

Я - новоначальная христианка, и поскольку еще не так много знаю, я прислушиваюсь к тому, что говорят люди воцерковленные. И, в частности, говорят о явлении монаха Ферапонта в Оптиной Пустыни, который сказал, что нужно молиться Богородице в 10 часов вечера. И те, кто будут молиться в это время, будут спасены и находятся под особым покровительством Богородицы. Меня такие разговоры вводят в большое смущение, потому что это отдает каким-то язычеством. Складывается впечатление, что в другое время Богородица не слышит нас. Хотела бы услышать ваш комментарий.

- Понимаете, всякие бывают и явления, и видения, и всякие бывают люди. А, потом, само время... В среднем, в Европе, там на два часа меньше. У нас с Калифорнией вообще в 8 часов разница. От таких вещей, как время, вообще ничего не зависит.

- Но нередко люди договариваются, находясь в разных местах, в одно время о чем-то молиться.

- Да, я слышал про такое.

- Здесь время имеет смысл, чтобы все встали одновременно о чем-то помолиться?

- Это приятно ощущать, что люди все собрались. Но еще приятнее, когда они все собираются в одном храме.

Отец Дмитрий, нужен ли наставник в молитве для мирянина, насколько это обязательно?

- Если человек молится как дитя - просто, прямо, то никакого наставника здесь не требуется.

- А если не как дитя?

- Ну, если он как-то старается по древней монашеской практике входить в безмолвие, то тогда, конечно, необходим учитель, чтобы не повредиться душой и умом.

Как преодолеть леность к молитве? Сохранить концентрацию внимания, живость общения с Богом?

- Я не совсем уверен в таком термине, как «концентрация внимания». Для меня не очень понятно, это какой-то латинский термин.

- Вы, наверное, уже устали, что люди говорят на исповеди «рассеиваюсь на молитве»?

- Нет, не устал. Я сам рассеиваюсь. И однажды я исповедовал одного настоящего старца, и он тоже об этом говорил. Так что это наше обычное человеческое свойство. Когда человек говорит о том, что он рассеивается на молитве, это значит, что он новоначальный. Потому что не рассеиваются только одни ангелы. Если перед нами человек, даже весьма достойный, то он по слабости ума не может не рассеиваться.

Как узнать, угодна ли моя молитва Богу или не очень?

-Если молитва исполняется, значит, была угодна. Если не исполняется - значит, не очень.

- По результату?

-Только! Исключительно по результату!

-А когда может количество перерасти в качество в молитве?

- Никогда. Это никак не связано.

- То есть многословие в молитве не станет помощью?

- «Во многословии не будете услышаны», это не может быть отменено.

- Но при этом у монашествующих довольно длинные правила. Да и миряне берут на себя правила большие.

- Правила - это правила, а молитва - это молитва. Правила - это ноты, а музыка - это не ноты.

Если священника лишили сана с последующим отлучением от Церкви, признаются ли Церковью все совершенные до этого им Таинства?

- До отлучения – признаются, а после - нет.

Нас, христиан, батюшки в своих проповедях постоянно призывают посещать богослужения, каждую воскресную Литургию. Но по женской немощи или по неподготовленности невозможно причащаться каждую службу. Мне не совсем понятно, зачем ходить в храм на каждую службу, если не можешь причащаться? Ведь участие в литургии - это и участие в Таинстве Причастия…

- Это да, но можно прийти на первую и вторую части литургии, послушать Евангелие - это можно и в немощи, польза от этого будет. А еще проповедь после Евангелия, человек и некое изъяснение получит. А так, женщина в своей немощи имеет право не приходить, это считается уважительной причиной.

- Но если есть выбор - прийти или не прийти, и есть возможность прийти, но, скажем, не причащаться?

- Это по совести. Каждому человеку для таких вопросов дана совесть, а инструкция не дана. Для того, чтобы свою жизнь человек оживлял не инструкцией, а совестью, к Евангелию прилагается совесть, и она регулирует такие оттенки нашей жизни.

Что это за грех - многопопечительность?

- Это такая хлопотливость, в которой тонет наше благочестие. Многозаботливость.

 «Смерть царствовала от Адама до Христа», объясните смысл этих слов?

- Все души сходили в ад, а теперь для христиан имеется возможность перейти от смерти прямо в жизнь, то-есть смерти нет, Христос разрушил ад, спустился туда.

Может ли матерная брань осквернить человека, находящегося рядом с матерящимся? И что делать, когда при тебе сквернословят?

- Всё очень просто. Нужно размышлять, заранее. Мы находимся внутри облака всякой брани, даже по телевидению она обозначается таким пиканьем. То-есть никуда от этого не денешься. Нужно заранее себе выработать какие-то обычные правила, как этого избегать, чтобы это не задевало нашу душу.

-Но если человек в своем сквернословии не желает остановиться?

-Но мы же всегда можем уйти, если мы не в лагерном бараке.

Хотела узнать, а были ли случаи, когда Пасхи совпадали - католическая и православная? Как мы их отмечали?

- Такое совпадение получается довольно регулярно. Я на своей жизни много раз помню такое совпадение. Как мы отмечаем? Да какая нам разница как отмечают протестанты или католики? У нас своя традиция.

Что такое сретенская свеча? Чем она отличается от обычной?

- Не знаю. Мое убогое образование на это не распространяется. Я в этом году услышал такое название «сретенская свеча», но, до пенсии дожив, раньше ничего не слышал про это.

Отец Дмитрий, прошу вашей помощи. Умерла мачеха мужа. Знаем, что крещеная, иногда ходила в храм, имела дома иконы, Библию, молитвослов, иногда молилась. Не скажешь, что неверующая. Перед смертью около полугода мы неоднократно предлагали ей пригласить священника, чтобы исповедоваться, причаститься. Но она отказалась наотрез. Все же ее похоронили по православному обычаю. И смущает, что мы все-таки совершили насилие над ее душой, правильно ли мы поступили?

- А никакого насилия нет. Мы имеем право молиться за кого нам угодно.

- Но человек засвидетельствовал, что ему это не нужно?

- Да не ненужно, он просто не понимает. А когда душа покинет наше бедное тело, то сразу всем становится нужно, причем очень! Поэтому молитва перед гробом мачехи мужа была очень уместна.

- Даже если человек был к этому совершенно не расположен при жизни?

- Ну, мало ли, какие там фобии у людей бывают…

Я слушаю «Радонеж» более 20 лет, но ни разу не слышал на «Радонеже», насколько правдоподобна история со всемирным потопом и, главное, со строительством ковчега? О том, что потоп был, я ещё в 60-х годах читал брошюрку. Но вопрос вот в чём – вы, наверное, уже десятки и сотни раз проезжаете мимо здания, которое называется НИИ «Гидропроект», и вот если коллективу такого учреждения дать задание, скажем, сконструировать судно, в котором поместятся каждой твари по паре, помещения для корма, для пресной воды и т.д., и потом, наверное, на какой-нибудь верфи лет десять будут строить такое судно огромным коллективом. А у Ноя, наверное, топорик был, пила, ну и всё, а он раз-два – построил, и потом много месяцев, пока уходила вода после потопа, он вместе с семьей и огромным количеством животных находился в ковчеге. Ну, разве мог Ной всё это сделать? Насколько это можно понять, поверить в это?

- Так это ж ваше дело. Для меня никаких усилий тут нет, и никогда не было. Есть замечательный ответ, по-моему, Филарета Московского, когда его спрашивали, как кит мог проглотить Иону. Известно, что у кита очень маленькое горлышко, куда только планктон может попасть, а Иона все-таки человек. И он на это ответил, что если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, то и в это надо верить беспрекословно. Мне вот это очень нравится. Мне абсолютно неинтересно, какой толщины были гвозди, сколько топориков было у Ноя, работали на него 800 человек или больше, и так далее, и так далее. Это совершенно может быть не указано, ну то- есть совершенно неважно, может или не может. Ноев ковчег, как лежал на горе Арарат, так и лежит. Еще в 1932 году, по-моему, русский летчик, забыл его фамилию, даже видел ковчег, пролетая над Араратом. И об этом было сообщение в журналах, может даже в «Огоньке». Говорят, кусочек Ноева ковчега вырубила одна экспедиция, но я был в Британском музее и что-то не увидел его там.

Надо понимать, что Библия - это не сообщение ТАСС. В Библии определенный образный язык. Потом, это все записано спустя много-много-много веков после того, как это произошло. Сначала существовало устное предание. Поэтому какие-то детали могли быть оставлены как ненужные. Передавали как бы самую суть события. А суть события в том, что все смеялись, а он строил, все утонули, а он спасся. Каждой твари по паре... А может одну забыл? Это что-то меняет? Вообще ни-че-го! А то, что потоп был - да это, собственно, и наша палеонтология об этом свидетельствует, и геология, и, кстати, эпосы древних народов тоже. А этот вот человек алгеброй хочет проверить гармонию… Ничего не выйдет.

Иногда трудно принимать помощь, чувствую себя должником. Что это? Проявление гордости?

- А как же! А чего же еще?!

- Как правильно принимать помощь, которую предлагают?

- Ну как? - кланяться в ножки, благодарить, целовать ручку. Как?.. А потом, уже когда это все исполнено, молиться за благодетеля. Я вот на каждой литургии молюсь за благодетелей нашего храма.

Батюшка, бывают ситуации, когда моему 6-летнему ребенку чужие взрослые делают замечания, причем в грубой форме. Я всегда теряюсь, что я должна сделать в этот момент? Ведь бесполезно что-то объяснять взрослому человеку.

- Ну, во-первых, не всегда. А, во-вторых, нужно с ребенком заниматься. Что он делает такого, что вызывает у взрослых такую реакцию? Может быть, он не умеет себя вести? Вот наблюдаем очень часто такую картину - некоторая мамаша приходит в храм с орущим ребенком, приходит и встает под купол. И уже от этого крика ни хор не слышно, ни священника. Стоит, трясет его, он еще больше от этого орет. Что происходит? Видно, что мамаша хоть и родила, но как воспитывать своего дитя, как вести себя в храме - не знает и не понимает. А всякое воспитание носит упреждающий характер. Если ребенок вышел из берегов, нужно его быстренько вывести из храма и отвести на такое расстояние, на котором он никому не мешает.

- То есть здесь вопрос к этой мамочке?

- Да, конечно. Нужно всегда послушать, о чем люди делают замечания. Нужно не их лечить и учить, а нужно то, что в твоей компетенции, исправлять. Это твой ребенок.

- Родители часто вообще не видят в своих детях недостатков…

- Да. Я даже встречал такое явление, когда ребеночек у мамы даун, а она этого совершенно не видит. Или месяц от месяца ребенок не растет ни на сантиметр, а мама не обращает внимания. Некоторые мамы не знают, что детям нужна разнообразная пища, вообще у них нет этого в голове. Или некоторые бабушки всё время стремятся давать детям конфеты.

Скажите, что делать молодой девушке, если ей не нравится ее внешность? Мириться или можно ее поправить?

- Внешность - это вещь такая обоюдоострая. Лучше приобретать красоту душевную. Потому что если юноша выбирает девушку за красоту ее мяса - то эти чувства очень неглубокие. А если он выбирает ее за красоту души, то это гораздо глубже, серьезнее, надежнее. Поэтому каждой девушке нужно озаботиться не прической, ни плетением волос, ни нарядами. Это вполне уместно на свадьбе или если куда-то человек в театр идет, например, все прихорашиваются, просто такой обычай. А самое главное же не это. Русский народ говорит: с лица воду не пить.

Внучка при первой исповеди плакала, и теперь боится этого состояния. Как ей помочь? Девочке 9 лет.

- Да, ничего. Всему свое время. Куда спешить?

- То есть настаивать – иди, исповедуйся, не надо?

- Зачем? Наоборот - постой здесь, я пойду поисповедуюсь. Ничего, постоит - посмотрит. Увидит, как другие детки будут подходить, всё в голове уложится. Эта граница 7 лет - она условна. Кому-то и в 9 лет рано, а кто-то и в 5 лет серьезно исповедуется.

Что такое задостойник?

- Задостойником называется песнопение, которое поется вместо «Достойно есть», это в завершение Евхаристического канона. Он поется на праздник.

 

Перед Причастием нужно читать каноны, но, читая их, далеко не всё понимаю, стоит ли в этом случае их читать?

-Ну, «не всё» - это же не значит «ничего». Если человек не всё понимает в той музыке, которую он слышит, значит ли это, что ему не надо ходить на концерты? Наоборот, можно ходить чаще, тогда будешь больше понимать и запоминать. А потом, есть же словари, это вообще для кого их пишут, издают?

Не могу смириться, что мой муж был женат, и у него есть ребенок от первого брака. Свекровь при общении постоянно упоминает бывшую семью мужа, и у меня при этом в душе все закипает. Как научиться относиться к этому спокойно?

- Надо просить у Господа, чтобы Он от этого нас избавил, иначе семья может быть разрушена.

- То есть это только вмешательством Божиим?

- А как же? А всё так. На самом деле, на любой вопрос есть только один ответ – молись.

- А люди ищут какого-то особого аргумента…

- А молиться-то неохота.

- Обычно люди об этом не говорят, что неохота. «Молюсь - не помогает».

Не помогает потому, что магическое отношение к молитве: вот я сейчас это прочитаю, и это будет молитва.

Как избавиться от гордости, помимо молитвы к Богу? Что еще можно сделать?

- Голову оторвать. И гордость закончится, сразу!

Как найти Христа? Я с детства крещеная, к вере пришла только сейчас. Молюсь, стараюсь посещать церковь, изучаю Священное Писание, читаю труды святых отцов, но я понимаю, что до истинного христианства мне еще очень далеко.

- Найти Христа очень просто. Надо слушать, что Он сам об этом говорит. Например: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них». Или говорит: «Я болен был, и вы посетили Меня. Я странником был, вы приняли Меня. Я в темнице был, и вы пришли ко Мне». Придя к человеку, который в темнице, ты посетил Христа. Вот Он – Христос. Сидит рядом на постели больного, на шконке заключенного, с плачущим ребенком.

- А родственники говорят, что я на Боге помешалась…

- Замечательно, я тоже. Но ни один из родственников не смеет это мне сказать.

Когда я впервые пришел в церковь, я по незнанию неправильно себя повел. В связи с этим священник начал на меня кричать во время проповеди, публично унижал перед всем приходом. Как теперь относиться к этому случаю, к этому священнику?

- Как? С благодарностью. Всякий кто был унижен - возвысится. Это замечательно . Бесплатно человек получил золотой алтын. Впервые пришел и сразу получил. «Благо мне, - говорит Писание, - яко смирил мя еси». Так что это благо.

- Это если человек смирился.

- А тут куда деваться? Смирил уже, всё! Всё за тебя сделано.

Помогите, батюшка, советом, как обрести крепкое упование на Бога и не трусить, не бояться ни болезней, ни скорбей, которые нас окружают? Как твердо верить, что все это послано Богом?

- Ну, нет ничего проще... Нужно всю надежду возложить на Бога. Тогда не будешь ни бояться, ни трусить. С Богом, как мне однажды один старец сказал, ничего не страшно! А он сам 17 лет отсидел.

С детства имею недостаток, испытываю какое-то внутреннее пренебрежение к некоторым людям, если у кого-то есть какое-то несовершенства в словах, делах, внешности. При этом сама - сплошное недоразумение. Что делать? Как справиться с этим недостатком?

- Какие-то странные вопросы. А что тут волноваться? Христос пришел, чтобы всех спасти. Он может спасти и от неприязни. Я-то не могу спасти, а Христос может. На любой вопрос, который нам на «Радонеже» 25 лет задают, один ответ – молись.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+