Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Что такое обида, и как с ней бороться?

17.10.2016 12:53

Что такое обида, и как с ней бороться?

Архимандрит Амвросий (Юрасов) основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/10/21-00.html

- Порой человеку хочется видеть в своей жизни грандиозные вещи, участвовать в грандиозных свершениях. Но мы забываем об элементарных основных вещах. Они бывают не только  положительными,  но и отрицательными. Вот, к примеру -  обида. Человек обижается на кого-то. Очень частое, распространенное явление.

Зачастую человек, обращаясь к Богу, если он когда-то был неверующим, а потом стал ходить в храм, крестился, воцерковился -  приносит с собой из мира привычку обижаться. И эта обида -  казалось бы, проходной грех, который мы постоянно исповедуем на исповеди. Однако обида имеет такое свойство. Она разъедает душу. Входит в привычку и человек может обижаться неделями и годами. Казалось бы, проходят праздники в этот период, его поздравляют с днем рождения, с Пасхой, Рождеством, а он не чувствует радости. Поскольку внутри все приправлено обидой. Вот как солью пищу приправляют. Пища бывает разная, а соль одна и та же. И дает вкус всем блюдам. Вот так же обида. Жизнь бывает разная, складывается из разных случаев, но если человек внутри носит обиду, у него в  душе как солью все приправлено -  ничто не приносит радости. И порой он не понимает, в чем причина.

 - Батюшка, расскажите нам, что такое обида, и как с ней бороться?

-Мы порой обижаемся на Бога, ближних, природу, животных. На всех, кто нас окружает. Нас на работе поругали – обиделись, на работу не взяли – обиделись. В институт не  поступили - опять обиделись. И обижаемся и на папу и на маму. На всех. То есть эта такая зараза в нашей  душе, которая не приносит пользы. А только один вред. На всех обижаемся. И в душе  теряется мир и покой, и тишина, и радость. Это нам не приносит пользы. Что же делать. Если мы конечно придадимся воле Божьей и будем знать, что вся наша жизнь  - это школа, а все случаи  -  это уроки, тогда все по - другому. Допустим, подбегаем к автобусу -  он двери закрыл, ушел.  У нас обида на водителя. А это Господь так попустил. Для чего?  Для того, чтобы мы сказали: слава Богу за все -  значит,  так надо. На работу не взяли, в институт не поступили  - значит, так надо. Потому что цель наша на земле  - сделать характер крепким, сильным, не обидчивым, не раздражительным. Мы должны прийти в такую меру духовного воспитания, чтобы у нас в душе ничего скверного не было. То  - есть, чтобы в душе у нас не было ни раздражения, ни гнева, ни обиды. А была только благодать Божия. Вот  тогда будет  радость, и мир, и покой. Но само никогда ничего не прибудет. Везде надо себя ломать. Когда будем ломать -  значит, так надо; значит, все хорошо. Приучить надо себя Бога благодарить за все. Вот таким путем мы можем  быстро духовно совершенствоваться. А есть страсти, которые в нас приобретены в этом мире, если они  с нами идут в тот мир -  они нам будут мешать там. Если даже  нас насильно ввести в обитель рая, а там такая Божественная любовь захватывающая весь мир. Как святые отцы говорят: о Рай, о Рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постигнуть то, что Господь приготовил любящим Его. Если одна капля из рая упадет в  соленое море, все море усладит. Если одна капля  сладости упадет в ад -  прекращаются страдания, погашается огонь, и ад становится раем.

А у нас в душе тьма обид, раздражения, гнева. Мы  это все не вместим. Конечно, многие обитель рая понимают совсем по -  другому. Одна женщина говорит своему мужу – Ванечка, ты такой алкоголик, ну, пойди в храм, покайся. Господь такой Милостивый, Он тебе все простит. А он говорит: Машенька, вот я пошел, покаялся -  и Господь взял меня в обители рая, надели на меня белый халат, ну, буду ходить я мимо цветов, которые там посажены, мне же это надоест. Моих друзей здесь нет, не с кем выпить, матом поругаться,  в карты поиграть, в домино. Тоска. Вот люди так понимают рай. Рай, как говорит апостол Петр, он был вознесен до третьего неба, слышал и видел, что ухо мое никогда не слышало, и око мое никогда не видело то, что Господь мне удостоил видеть и слышать там. Совсем другой мир. Наш мир уже проклят. Хотя многие  говорят: какое прекрасное море, посмотри, какие пальмы, какая красота. Но мы- то люди, прожженные грехом.  Знаем, что здесь красиво и хорошо. Как мои знакомые девушки стояли на берегу моря и по  - разному размышляли. Был шторм. Одна смотрит: ой, какая красота, какие огромные волны. А вторая: ну что ж ты, может, кто-то в море на лодке борется с волнами, а ты радуешься. То- есть каждый человек все понимает по- своему. Мы люди. Если бы мы не впали в грех, то было бы все по - другому. Даже звери -  и те мучаются  и страдают за грех человека. Так вот, если мы научимся Бога благодарить за все то, что Он нам посылает для терпения, для смирения, то это будет хорошо. Потому что Он сказал: терпением спасайте души ваши. Потому что это было сказано и в Ветхом, и в Новом Завете: надо учиться Бога благодарить за все! Это нетрудно! Просто надо себя приучить. Для примера. Мы одни в квартире или в доме. И вдруг температура 39-40, у нас нет сил подняться, даже воды выпить. И некого попросить, от жажды умираем -  и в это время Господь же все видит, все знает, надо сказать: слава Богу за все. Значит, так надо. Люди оставили меня, но Господь меня не оставил. Он все видит, все знает. За грехи свои я потерплю. Упал, сломал ногу -  слава Богу, Господь все, что попускает  - все к лучшему. Как я рассказывал: москвичи приехали и спрашивают, как им спастись. Я говорю: да очень просто, вот вы сейчас приехали в Москву на машине,  смотрите, там,  где  ваш дом -   скорая помощь, пожарная машина и на 100% убедились, что ваша квартира и все в ней сгорело. Не надо панику поднимать. Разве Бог не знает, разве не видит, если Он это попустил  - значит, надо сказать: слава Богу за все. Значит, Он что-то другое придумал для меня. Слава Богу, слава за все! И мы  успокоимся, когда Бога поблагодарим, перекрестимся. Сели в машину  - и нас занесло, в столб ударились. Машина разбита, непригодна для движения. Надо выйти и сказать: слава Богу за все. Как прекрасно, что я жив остался. Значит, так надо.  Ну, шутя сказать: если бы не билось, не ломалось, то куда бы все девалось?

Наняли такси, приехали к своим знакомым, сели чай пить  - и вдруг приступ. Скорая помощь  - и оказались на операционном столе. Значит, Господь здоровье дал  - здоровье взял. Что Господь ни делает  - все к лучшему. Он все делает к лучшему. Потому что мы порой так привлечены ко всему земному, иногда даже до идолопоклонства. Я некоторых спрашиваю – что у вас главное, душа или тело? Они говорят: конечно, душа. Я говорю: посмотрите на свою жизнь, у нас все приковано к плоти. А к душе ничего нет. Только за стол садимся -  перекрестимся, и когда спать  - перекрестимся. И в течение дня погоня только за одним: как заработать больше денег? Да. И все силы свои кладем на то, чтобы обогатиться. Ведь можно себя ограничить. Один мало ест, второй - в десять раз больше. Тот, кто много ест  - больной, тот, кто мало - здоров.

Телефонный  звонок: - Сказано: прежде, чем приносишь какую-то жертву, пойди и примирись с братом  твоим. Скажите если человек со своей стороны, вот я, например, пыталась примириться с родственником, который  сильно напакостил своим  близким. И так и живет в этой злобе. Я пыталась сделать что-то, но он не хочет. Живет во зле и думает про меня плохо. Я в своем сердце, если он придет -  готова его принять, если только он придет с хорошими намерениями. А если придет с плохими -  то мы  будем защищаться,  как только возможно. Вот я перед Богом, в чем моя вина? Я его прощаю, если он не будет делать зла. Как в таком случае? А  второй вопрос- как отличить немощь от лени? Когда ничего не хочется делать, когда у тебя много различных обязанностей, и нет сил молиться, и непонятно -  то ли это немощь, то ли это лень.

-Первое. От нас очень много зависит, поскольку мы православные. Не он против нас, не брат, а бесы восстали через него на нас. Бесы страшно не любят, когда мы просим прощения, когда мы искренне от сердца попросим прощения  - бесы отходят. Вот это надо запомнить. Дальше. Если он нас не прощает -  значит, у нас внутри мы его не прощаем. То- есть  не простили за все. Хотя на словах можем простить. Так вот было и при монастыре. Два брата как-то поспорили, и один просит прощения, а второй говорит: нет, я тебя не прощу. Пошли к духовному старцу. И говорит один: я у него прощения просил, а он меня не прощает. Старец отвечает: значит, ты в глубине сердца оставил этот грех и обиду. Посиди в келлии и себя осуди, что ты виноват в этом. Ну, и он осудил себя и хотел только идти к этому брату просить прощения -  а тот  идет к нему сам. Постучал к нему в келлию, принес мед, варенье, говорит: прости, брат, я виноват. Бес отошел от этого человека.

Ну, а на счет лености и лени.... Был такой случай – в одном селе болезнь лихорадка, все умирали. И в этом селе был монастырь, и один монах заболел этой болезнью. И правила не читал. Его начало трясти. Одеялом закрылся и думает: к утру я околею. Ну, и думает: дай- ка я правило вычитаю, и согласен умирать. Смирился. И когда заканчивал это правило - вдруг вся эта болезнь прошла. И это бывает от бесов. То- есть на это тоже надо обращать внимание. Ну, если только, может, совсем немощные. Тогда правило сокращают. А большинство говорят так: ой, я весь день трудилась и только правило Серафима вычитала. Я говорю: правило Серафимовское Господь давал только тем людям, которые с утра до вечера читали молитву Иисусову. И после обеда: Пресвятая Богородица, спаси нас. Только им. Так как они с утра до вечера были в молитве. а мы - то нет.  Поэтому в нас входит злая сила, и мы обижаемся, раздражаемся и друг друга не прощаем.

Телефонный  звонок:  Трудно подготовиться к исповеди.

-Прежде, чем идти в храм к священнику -  надо дома подготовиться. Вспомнить все грехи, которые  мы сделали. Ведь ничто не исчезает, все остается в вечности на все времена. И каждый раз надо подходить на исповедь к священнику, с мыслью, что исповедуешься так, как будто перед смертью. Последний раз. И так будем себя настраивать  - и получится, что какая-то наша исповедь будет последней. А Господь сказал: в чем застану -  в том и сужу. Вот часто одному священнику страшный грех не говорят, другому говорят.  Так нельзя.

Надо чтобы душа была чистая, святая.

Никто не знает, когда чей конец придет. Хорошо, когда человек постоянно контролирует свои слова поступки. Перед Богом, а если есть духовник -  сразу перед ним. А то получается, что это как искра, которая упала на нас и прожигает нашу руку или нашу одежду. Нет, мы же не ждем, мы мигом искру убираем - вот так и грех надо убирать. Потому что мы грех совершили, благодать Божья сразу ушла от нас  - и мы попадаем в плен злых духов. И тогда они нас будут мучить и мучить.

Р.Б.Анна– Как пережить измену мужа? Это ли не предательство? Ведь у нас  дети.

-Был такой Павел Препростой, он работал в рудниках. И ему однажды сказали:  вот, когда ты уходишь в ночь, то к твоей  жене приходит какой-то молодой человек. Это уже не раз, мы видели. И не раз ему это доносили. Он решил проверить, так ли оно. Он как будто ушел на работу.   И дождался, когда стало темнеть. Кто-то в окно постучал, она быстренько открыла, приняла. Прошло минут 40, Павел  приходит. Она знает, что муж  на работу ушел в ночь. Гость  пьяненький сидит, и она тоже. Он раздетый. И Павел стал собирать свои вещички. И говорит: простите меня. Чтобы не устроить скандал, я заберу вещички. Вы ж друг друга любите. И ушел. Ушел к Антонию Великому, в пещерку спасаться. И стал большим подвижником. Скандал устраивать ничего не даст. Почему изменяет муж? Потому что веры нет у него, благодати нет.

-А жене тогда что делать?

-Жене, если Бог попустил - сказать: Господи, да будет воля Твоя святая. А Господь никогда никого не оставит. Ну, скажем, у нас семеро детей. Надо  ж кому-то их кормить, Бог не оставит.

-Так ей уйти от мужа надо?

-Если она простила ему, и он пришел, покаялся -  то она может его принять.

-А если не покаялся, не пришел? А она его простила?

-Но если она простила -  пусть он  с ней живет.

Телефонный  звонок: - Можно ли поправлять священников, если они ошибаются в житии, например?

-Здесь надо рассуждать. Если священник не ошибся глобально, не произнес какую-то ересь - то исходя из чисто мирского этикета, можно и не поправлять. Если  же это действительно что-то серьезное, догматическая ошибка, которая может повлечь за собой последствия – тогда другое дело. Но можно сказать: из двух зол выбирай меньшее.

Один священник служил, и к нему на праздник пришел другой священник и сослужил ему. А этот священник, который служил  - ему ангелы являлись во время службы и служили вместе с ним. А после Литургии соседский священник, который ему сослужил, говорит: отче, вы допустили еретическую ошибку. Он говорит: да не может быть, со мной ангелы служили. И потом он один был, с ним ангел служил. Он его спрашивает: действительно я эти слова неправильно произношу? А ангел говорит: Господь так устроил, чтобы вы друг другу подсказывали.  Брат брату. Потому что есть такая дистанция, которую нежелательно пересекать. Священник  - это пастырь, а люди в храме  - это паства. И священнику от Бога дана благодать пасти паству. Он Богом поставлен. И если он не произносит глобальной ошибки, и если наша поправка приводит к конфликту -  то надо подумать: а нужно ли поправлять?

Плохо, если христиане начинают ругаться друг с другом, да еще и используя цитаты из Священного Писания. Бесы так все закручивают, чтобы был конфликт между братьями по вере. Евангелие  дано для спасения, а не для того, чтобы колоть друг друга цитатами из него. Это оскорбление Евангелия. Лучше  конфликтные ситуации избегать. Если только уж крайние меры, тогда поправьте.

-Вопрос насилия.  Позволительно ли самоубийство, чтобы спасти свою честь?

-Есть такой город в московской области: Зарайск. Почему он называется Зарайск? Это старинное слово. Когда татары захватили эту местность, там жила княжеская семья.  Один из этих людей захотел осквернить жену. Она бросилась  из терема и заразилась, то -  есть убилась. Потому и город стал так называться. Она совершила Богоугодное дело. И она святая.

А в житиях святых есть еще одна святая, за ней пришли воины, чтобы вести ее на мучения. Она  даже была рада за Христа пострадать, потому что хранила свою девственную чистоту ради Христа. Не выходила замуж. А вот воины, когда пришли -  соблазнились ее красотой и захотели ее изнасиловать, осквернить ее. Она, поняв, в чем дело, сбежала на крышу башни, которая была рядом, и бросилась оттуда вниз.  Церковь почитает ее как святую. Вот,  казалось бы, она совершила самоубийство, формально -  да. Но смысл какой был?  Не дать осквернить себя. Не дать  осквернить то, что принадлежит Богу. Через что это можно было? Через лишение себя жизни.

Вернемся к обидам. Какие бывают обиды? У каждого человека своя точка зрения. И у каждого своя правда. У каждого радиослушателя  своя правда. Но, кроме правды, есть еще и истина. А истина одна. Истина  - Христос! А вот обида толкает человека на страшные поступки. Как в анекдоте: а я вот назло бабушке уши себе отморожу. Кому от этого будет хуже? Бабушка, конечно, расстроится, что у ее внука уши отвалились, но  болеть  - то у тебя будет.

Телефонный   звонок: - Что  надо читать в первую очередь, когда становишься православным? Может быть, Закон Божий?

-Все православные христиане должны знать Закон Божий. Потому что его нам Господь принес. Он проповедовал его. И по Закону Божьему все будем судиться в день Страшного Суда.

-Здесь нет, наверное, общего рецепта, что вначале вот это читаем, потом вот это.

-Это у кого какие возможности.

-Да и вообще тропинка, которая привела человека в храм, у каждого своя. Один пришел от ума, другой - от скорбей. Кому-то объяснили - и он умом дошел или ученый - через науку. А кто-то - по горению сердца. Так что у каждого и каждому свое.

Слово утешения: Наша жизнь земная -  это огромный супермаркет. Бери, что желает твоя душа, но не забывай, что впереди тебя ждет касса. За все надо будет расплатиться. И премудрый Соломон говорит: сын мой, ешь, пей, веселись, но за все надо дать ответ в день Страшного Суда. Но вот еще интересно Достоевский говорит – не заполняйте свою голову обидами. Оставьте место для хороших впечатлений!

Хорошо еще сказано:  атеизм -  это такая хорошая штука, что даже сатана не попал в эту категорию, ибо бесы веруют и трепещут, но в ад пойдут. У нас в России атеистов не было.

-Да их вообще по пальцам можно перечесть. И говорить о них нечего.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]