Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Что такое неообновленчество? И как оно сейчас проявляется?

14.11.2017 13:20

Что такое неообновленчество? И как оно сейчас проявляется?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/10/21/21-00.html

Подскажите, как можно совместить радость к жизни с присутствием искреннего покаянного чувства и своего несовершенства? Или одно исключает другое?

- Нет, не исключает. Есть такой святоотеческий термин «радостотворный плач», т.е. настоящий покаянный плач рождает в сердце радость.

- Я так понял из вопроса, что хочется порадоваться чему-то земному.

- Есть такая пословица – «не надо путать Божий дар с яичницей». Это совершенно разные области. Земные утешения, которые приносят нам хоть короткую, но радость - это радость условная, короткая, временная - поел, поспал, но от этого жизнь не делается счастливее. А вот радостотворный плач связан с покаянием, и он дает неизбывную радость, о которой Господь и говорит: «Всегда радуйтесь!».

Православный человек не должен просить у Бога знамений, но в моей жизни получилось так, что из атеиста я превратился в верующего благодаря знамениям и видениям. В ситуациях, связанных с моим сомнением в области религии, я всегда прошу у Бога знак, дающий мне ключ к пониманию. Как относиться к подобным явлениям?

- Я не знаю, как относиться к таким явлениям. Чтобы хотя бы приблизительно ответить на этот вопрос, нужно побеседовать. Но то, что этот путь неверный - это я точно знаю, ибо сказано: «род лукавый и прелюбодейный знамения ищет».

- Но сказано на это, что не дастся…

- Да, но имеется в виду подлинное знамение. А так, в отдельных случаях Господь дает знамение. Знамение – это знак. Нынче мы читали Евангелие, 65-е зачало от Иоанна, Господь говорит: «Мир вам!», апостолы обрадовались, а Он опять – «мир вам». Вот это второе «мир вам» и было знамение, которое Господь преподал апостолам, потому что в их радости было душевное, но не было духовного. В их радости должно было быть сострадание, а в этом случае – только радость о встрече.

В Послании апостола Петра есть такие слова: «Лучше не познать пути правды, чем, познав, возвратиться назад от святой заповеди». А почему лучше?

- А потому что когда человек идет постепенно, маленькими шагами, поступательно, ровно, вперед и вверх, это лучше, чем он оступается, падает и катится вниз.

Что такое неообновленчество? И как оно сейчас проявляется? Объясните, пожалуйста, что это такое за явление?

- Есть определенное количество людей, которые ищут Христа не в глубине, а на поверхности, и думают, что от каких-то внешних изменений всё произойдет и изменится. Как, например, у нас в государстве поставлена задача патриотического воспитания. Люди, которые это затевают - думают, что для патриотического воспитания надо провести ряд мероприятий, и в результате человек станет патриотичным. Это ошибка, если не сказать: намеренная профанация, потому что 70 лет у нас были всякие мероприятия, которые не привели ни к чему такому, чтобы сохранилось наше государство, т.е. это всё совершенно бесполезное дело. Потому что, чтобы сохранить какое-то дело или жизнеустройство, человек должен в это верить. А от мероприятий вера никак не станет крепче. Чтобы в сердце человека возник патриотизм, он должен возлюбить родину, а любовь к родине начинается сначала с любви к маме и папе, а потом к братьям и сестрам, потом к дедушке с бабушкой, надо их так воспитать, надо им дать такой пример. А если весь мир находится в состоянии развода и грызни, то какой тут будет патриотизм?! Это исключено совсем. Сначала человек любит мать, отца, свою семью, потом родичей, потом окружающих соседей, потом людей, которые исповедуют ту же веру, что и он, любит жителей своего дома, со всеми приветлив, здоровается, каждому старается помочь! А у нас люди живут на одной лестничной площадке и не знают, как друг друга зовут, т.е. полная изоляция. Ну, какой это патриотизм? Это только может быть, как Солженицын говорил, туфта! Т.е. это просто манипуляция. Вот как фарисеи, которые изображали своим поведением веру в Бога – останавливались, закатывали глаза к небу, воздевали руки, звонили в колокольчик, чтобы призвать нищих и демонстративно давали милостыню – это мероприятия, но за этим ничего не стоит, сердце все равно далече отстоит от Бога. А Господь говорит: «Сыне, дай мне твое сердце».

- И как это «дать»? С чего начать человеку, чтобы его сердце принадлежало Богу?

- Нужно вообще научить любить. Если мама с папой не научили детей любви, то как они могут привить им веру? Вера – это есть любовь к Богу. Если ты не любишь мать, которая тебя родила, вскормила, которая тебя вырастила, то ты неблагодарное хамло, ты только потребляешь, тебе только от нее надо, чтобы она купила тебе то, что есть у Пети, потому что ты изнываешь от зависти. А отец должен так воспитать, чтобы мать почитали, любили и помогали. Если этого нет, то и вообще ничего нет. Есть только страх нарушить закон, чтобы не посадили. Что, разве на этом зиждется любовь? Бояться, чтобы не сесть?

- С воспитанием вообще проблема, многие вообще не знают, что это такое…

- Да, теперь уже не знают, а 100 лет назад каждый знал.

- Потому что сам был воспитан.

- Конечно. Раньше была любовь, а теперь – права человека.

- Права ребенка…

- Да, права ребенка, особенно грудного. Только нет прав у того, кто еще не родился. Как? Еще не родился? – Можно убивать. А если он уже родился, то даже замахнуться нельзя, потому что это психологическое и психическое воздействие. Т.е. мы живем в цивилизации абсурда!

Адам с Евой согрешили, и теперь человечество спасается в скорбях. Почему Бог решил именно таким способом спасать человека?

- Адам с Евой были в раю, а самое драгоценное свойство человека – это вера. Если бы Адам с Евой всего-то навсего поверили Богу, то ничего бы этого не случилось. А они – нет, они задумались: а прав ли Бог? Тут еще сатана подзуживал – что вот, мол, Он боится, что вы станете как боги, знающие добро и зло. Сатана-то обманул, а они ему поверили. Вот и всё! И человек мучается для того, чтобы убедиться, что Бог его хочет спасти, что Он прав, и тот путь, который Он предлагает, правильный. Большинство людей не идут за Богом, а идут по указке дьявола, и мучаются еще больше, как медведь в бессмертной повести «Дубровский» - колотит изнутри по бочке, утыканной гвоздями. Ему больно, а он от этого колотит еще больше, вместо того, чтобы остановиться. Вот, собственно, и всё, это гениальный образ у А.С.Пушкина.

- Но человек не верит, что грех ему причиняет страдания.

-Да-а, он думает, что это Бог его наказывает, он думает, что это люди плохие, и так далее, и так далее. А это именно следствие его, человека, греха. Ну, может быть, не буквально его, а другого человека, который тоже в грехе, потому что очень часто и невинные страдают, например, те же младенцы.

- Но признать себя грешным человеку трудно. Почему?

- Потому что человек горд и поглощен любовью к себе. Сегодня ко мне подошла женщина 70-ти лет, и говорит: «Вот я что поняла. Что мои два аборта привели к такому состоянию моих детей, что они и в церковь не ходят, хотя я в детстве пыталась их приучить. И совершенно равнодушны к тому, чему я хочу их наставить. И наконец-то я поняла, что это МОЙ грех!». Какие дети могут быть у матери-убийцы? Слава Богу, они не в тюрьме. Что тоже можно правильно понять: это не так уж плохо - дети не наркоманы и не в тюрьме, хотя мать их натуральная убийца, более того, только к 70 годам она поняла, что она была не права. Она даже замечание им не может сделать, потому что любой из них может ей сказать: «Ты на себя-то посмотри».

Мне кажется, что сейчас опять хотят похулить царя с этой «Матильдой», и нас могут опять ждать неприятности на государственном уровне, как в 1917 году после этого. Как Вы это прокомментируете?

- Да никак. Что Господь нам преподнесет, то со смирением и благодарностью будем принимать.

- А всё ли нужно принимать со смирением? Например, хулу на Бога, на святых, на Церковь?

- Можешь принимать и без смирения. Можно выйти на Красную площадь, облиться керосином и сжечь себя.

- Но противостоять?..

- В.В.Розанов говорил: «Тот, кто ходит не на баррикады, а в церковь к обедне - вот этот человек и противостоит». Это было сказано 100 лет назад, но актуальность этих слов не растворилась, не выветрилась. Нет, а что ты можешь сделать? Хочешь повернуть мозги этого, так называемого, Учителя и всех тех, кто его хвалит? Но это же невозможно! Есть значительное количество людей, которым всё, что нам, русским, поперёк, то им это в сладость. Ну, так с этим ничего не сделаешь, это ментальность такая…

- Хочется выразить некое мнение церковной общественности…

- Очень многие, даже я, удосужился высказаться по этому поводу, когда ко мне корреспонденты приезжали. Свой долг перед родиной исполнил. Но это же совершенно бесполезно!

О.Дмитрий, мне кажется, что сейчас революция продолжается, потому что в 1917 г. царя свергали, и сейчас его не прославили, а опять убивают, уничтожают царя в наших сердцах и умах. Кощунство происходит, и Церковь должна сказать своё слово.

- Грош цена нашим сердцам и умам, если в нас это убивают. Как это можно убить? Тут какая-то наивность…

- Всё время от церкви, от священства ждут чего-то большего…

- Пусть ждут. Пока народ спит, священство совершает божественную литургию в храме.

- Такие сетования со всех сторон относительно позиции Церкви по фильму «Матильда»– Церковь молчит, Патриарх молчит, мало делают…

- Патриарх об этом прекрасно сказал, я при этом присутствовал, очень хорошо помню. И митр. Иларион прекрасно сказал, ему даже пришлось этот фильм посмотреть, чтобы не говорили: «Ты не видел - так молчи». И владыка Тихон Шевкунов сказал. Что еще надо? Надо, чтобы мы целый день, с утра до вечера пропагандировали Учителя с его кинофильмом, с его сотнями миллионов рублей наших денег, которые он истратил на то, чтобы нам, верующим людям, плюнуть в лицо?!

Если Антихрист воцарится на 3,5 года, значит, мы за 3,5 года узнаем время пришествия Христа? Так ли это?

- Так. Но может так оказаться, что 3,5 года – это некий образ. У Бога год как тысяча лет, и тысяча лет как один день. Современники апостола Павла думали, что Господь придет вот сейчас, в их время, а вот уже прошло 2000 лет.

- Еще Ева думала, что ее сынок-первенец Каин будет этим самым Спасителем.

Как отличить схождение благодати Божией от прелести? Может ли человеку сойти в сердце благодать Божия каким-то видимым образом?

- Конечно, может. Но когда человек об этом размышляет, это говорит о том, что он не понимает, о чем говорит.

Вы как-то говорили в передаче, что у многих людей абортивное советское сознание, десяток детей во чреве убивают, а одного оставляют, и это единственное дитя вырастает пьяницей. Непонятно, почему он вырастает пьяницей, если к нему относятся как к принцу – балуют, холят, лелеют. Отчего же он спивается?

- От того, что относятся как к принцу, а не как к участнику божественного строительства. Господь так устроил, что женщина должна родить в среднем человек десять. Вот у нас, в Российской империи, по статистике среднее количество детей в семье было восемь, поэтому воспитание было правильным. Когда в семье 1-2 ребенка, нельзя обеспечить правильное воспитание и образование, а когда детей восемь – можно. Даже если в семье один ребеночек, но вокруг в семьях по восемь, ну по двенадцать, по двадцать, то тогда совсем другой народ будет. Вот в чём дело. Бог задумал нашу планету как планету детей, они всё наполняют своим детским сознанием, своей справедливостью, своей любовью, своей непосредственностью. Таковых есть Царство Небесное. А сейчас из каких таковых? Если один - искусственно созданный принц, который веревки вьёт из взрослых и манипулирует ими. Да он больший злодей, чем любой взрослый. Поэтому наша страна - скорее страна обезьян, чем детей.

Можно ли рассказывать о происшедших со мной чудесах, об исполнении моих просьб после молитв, или лучше об этом никому не рассказывать? Не скрываю ли я «светильник под колпаком»?

- Нет, если молчать, то скрываешь свое тщеславие, а не светильник. Нельзя тщеславие назвать светильником.

Как благодарить Бога? Какими словами?

- Для этого есть специальное богослужение, называется евхаристия, в переводе с греческого это и есть «благодарение». Причащение Святых Христовых Таин – это лучшая благодарность Богу, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». Если помнишь о Боге, значит, причащайся Святых Христовых Таин.

- А если я получил какое-то благодеяние от Бога, как мне Его поблагодарить?

- На следующее утро быть на евхаристии.

У Феофана Затворника написано «должно терпеть и благодушествовать», с этим как-то всегда тяжело, и я вот думаю, а это от меня зависит – «благодушествовать», или это Господь дает такой удивительный дар?

- Нет, все дары, например, болезнь или благодушие – это всё от Бога. Но стремление – это от человека. Если Вам это запало в сердце, то Вы будете благодушно относиться ко всяким скорбям, трудностям, это уже от вас. Когда Господь увидит, что человек усердствует в благодушии, то дает возможность человеку благодушно проводить жизнь.

- Т.е. от человека необходимо стремление к определенной жизни, к определенным состояниям?

- Да. К христианской реакции.

Скажите, если человек получает запрет на причастие при прелюбодеянии, как же тогда он победит этот грех без помощи Божией?

- О, как нечего делать. Перестает прелюбодействовать, выполнит епитимью, и получит разрешение на причастие. Вот человек, например, грабит банки, и его отлучили от причастия, что же делать? Как же он, бедненький, без причастия? Ну как – перестал грабить банки, покаялся, все деньги, которые закопал в саду - достал и всем кредиторам раздал, вот и всё, что тут сложного?

Насколько важно исповедоваться одному священнику, а не к разным ходить?

- В этом есть определенное удобство. А насколько? Я не могу сказать, это мне трудно.

Как правильно относится к мистическим совпадениям, как к знакам от Бога или как к искушениям? Очень часто такие совпадения подтверждаются.

- Ну, подтверждаются…

- Может быть, Бог хочет этим человеку что-то сказать?

- Бог всё, что хотел нам сказать, уже сказал, всё самое главное. Каждый человек у Бога на примете, а если хочешь быть особо выделенным, то это дьявольское искушение.

Всего доброго. Помощи вам Божией!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]