Перейти к основному содержанию

20:21 16.04.2024

Что такое Культура?

20.03.2013 11:20:17

Что такое культура? Это интересно. Правда, если обратиться к латинскому языку (это слово имеет латинское происхождение), культус - значит, возделывание, обрабатывание, воспитание, образование, культ. Культ - религиозная какая-то деятельность. Под культом мы что разумеем? Вот эта вся, если хотите, внешняя сторона богослужебной жизни Церкви. Это вся совокупность внешней стороны богослужения. Не то, как человек там молится, не то, как это понимается, а внешняя сторона. Культ - это чин, это устав, это облачение, это вся совокупность всего этого. Это вся совокупность внешней стороны этой религиозной жизни.

Проблема культуры... Что такое культура? Конечно, если этимологически тот же Флоренский выводит слово "культура" из "культус" (культ), я не знаю, можно ли здесь, тем не менее, следовать логике этой мысли, этой этимологии. И правда: культура-культус-культ... Но то, что мы видим и то, что мы переживаем, и то, что в нас ассоциируется с понятием культуры, уже давным-давно, по крайней мере, не имеет вот той генетической связи, о которой, кажется, говорит само это слово.

Вообще, если говорить по существу, культура есть не что иное как воплощение человеческого духа, его деятельности - духа, в формах, доступных объективному опознанию, наблюдению, восприятию. Дух ведь творит себе форму. И все, что мы делаем - все, что мы делаем вокруг - это не что иное, как воплощение нашей же мысли, нашего духа. Не просто даже нашей мысли - а нашего духа! А разница очень существенная между мыслью и духом. Дух - это гораздо нечто более глубокое, мысль наша уже может формализоваться. Мысль уже сейчас можно перевести в рамки техники даже. Компьютеры удивительно как мыслят, могут решать колоссальные задачи - и решают! Мысль - это нечто другое. Дух - это нечто более глубокое. И когда мы видим все, что вокруг нас... Это, если хотите, и философия, это эстетика, это политика, это экономика, это искусство, это хозяйство... Это любая практическая деятельность - это все есть воплощение нашего духа. Напомню вам: если хотите, Логос воплотился! Не Отец, не Дух Святой, а Логос воплотился! Воплощается Логос! Он - вторая Ипостась. И в человеке жта ипостась присутствует.

Так вот, оказывается, Он воплощается как? Помните? "Наитием Святаго Духа..." Мы никогда не откроем этой тайны! И никогда мы не сможем понять, это за пределами нашего сознания. Это только Откровение говорит: почему откровением Святаго Духа. Разве Логос - Сын Божий - Вторая Ипостась - разве это не Дух Божий? Дух Божий! Разве это не Дух? Дух! Бог? Бог! Но - наитием Святаго Духа. Почему здесь стоит Святой Дух? В чем Его необходимость? Повторяю вам еще раз: тайна! Но тайный смысл мы понять не можем. На самом деле, это факт, это реальность. И вот когда мы с вами говорим о нашей человеческой деятельности, то мы говорим, что все то, что мы видим, слышим, осязаем, переживаем вокруг нас - все плоды человеческой деятельности, - они являются осуществлением этого духа Но как? Воплощением! Это все воплощаемо. Воплощается вот этот наш логос, эта наша при этом разумно-эстетическая деятельность - она воплощается. Так вот культура - это и есть воплощение духовной деятельности, или состояние духа, или, если хотите, творческого логоса в формах, доступных восприятию со стороны, то есть объективному восприятию.

Поэтому можно изучать философию, социологию, политику - все, что угодно. Мы изучаем историю, мы смотрим, какие отношения культур имели место в ту или иную эпоху и т.д. Вот что такое культура. Это очень важно для нас. А для того, чтобы оценить, надо посмотреть, на чем строится вся эта культура. На чем, из каких оснований она выходит. Разве не задача культуры - чтобы принести человеку эстетическое наслаждение и удовлетворение. А музыка? А картины? А театр? Разве не в этом задача - развлечении, наслаждении? Попытка забыть, что мы смертные - мы бессмертные! Забыться! И в экстатическом восторге пребывать в этом наслаждении...

Ну, относительно сребролюбия, по-моему, говорить нечего. Культура без этого существовать, вы знаете, не может. По-моему, всем и так ясно. Особенно сейчас культура стала настолько прагматичной, что дальше некуда! Где нет доллара - там нет культуры! Где есть доллар - там и культура! Антикультура становится культурой, надругательство над искусством, если хотите, над красотой, над порядком, над всем - это есть опять-таки культура. Все зависит от того, сколько стоит. Я хожу в Нью-Йорке в музей, со мной женщина одна: громадное полотно закрашено одним цветом. Я ее посылаю спросить, сколько стоит. Она прибегает и говорит: "Пятьдесят тысяч долларов!" - "И как вы это оцениваете?" - "Я бы согласилась так поработать, хотя бы год по такой картине... Я бы написала это за один час!" Но зато стоит подпись.

Другой зал - висит другая картина. Там она состоит всего из двух цветов! Стоимость - не меньше... Смех один...

Стоит в каком-то углу нечто ужасное, слепленное, я не знаю, из чего: клей, краски, старые порванные женские чулки, гвозди, каблуки... Стоит произведение искусства! Все походят: "Ах, ох! Невозможно! Это что-то такое гениальное!" Это культура? Да! Да, это культура! Почему? Потому что это воплощение определенной мысли, духа, идеи. Да. Мы видим, что сейчас чем безобразнее - тем моднее. О, как здорово! О чем это говорит? Об очень многом это говорит: каков же дух. Это говорит о духе! Искаженный дух - он рождает искаженные формы. Мы же должны понять это: дух творит себе форму, вот незыблемая идея, незыблемая истина. И когда мы видим безобразные, отвратительные формы, то мы понимаем, каким духом они созданы. Плоды свидетельствуют о древе. Плоды творчества - о творце. Без-образие - то есть искажение всякого образа, ибо в конечном счете Первообразом мы имеем Бога! В конечном счете, человек - это подобие Божие, это образ Его. И в таких безобразиях мы видим искажение образа Божия.

Как можно оценивать культуру с христианской точки зрения? Может быть, по многим параметрам, но есть один принцип, который в высшей степени для нас важен. Вы, может быть, уже знаете, что есть реальный закон, который я называю (может быть, вы найдете лучше) законом резонанса. Оказывается, любое творение человека (даже в самом узком смысле - то творение, которое мы относим к категории культуры), оно не просто является воплощением определенного человеческого духа, не только и не просто... Самое важное для нас - вот что. Оно, это воплощение, имеет обратное действие. Обратное действие на человека. Все формы культуры - они не просто существуют, они не просто являются выражением и осуществлением и воплощением человеческого духа, нет-нет! Что для нас важно? Что важно для общества? Для государства что важно? Любое произведение культуры - любое - оно имеет обратное действие на человека. Какое? Но разве мы не знаем, какое? Это знали даже язычники, великолепно знали. Римские патриции, когда их жены были беременны, окружали их только прекрасными вещами, прекрасными людьми, старались их возить в самые прекрасные места природы и т.д.. Все должно быть прекрасным - они давно заметили, что это оказывает колоссальное воздействие на формирование души ребенка. Но они были язычники - они интересовались только чем? Внешней красотой и некоторыми внешними свойствами. Мы говорим о гораздо более глубоком. Посмотрите, какое действие производят на человека какие-нибудь развратные картинки. Комментарии не нужны, все знают. Культура? Да. Действие? Вот оно - обратное действие какое.

А сцены жестокости и насилия? Сцены казни? Я, например, не смог в музее мадам Тюссо долго находиться внизу, где показывают пытки и т.д. Невозможно, слишком реалистично. Это такой накладывает отпечаток на душу, что просто невозможно. Вообще, все впечатления - они откладываются в нашей душе, они производят ДЕЙСТВИЕ. Например, молоток ударит по руке посильнее - это производит действие? Еще какое! Все впечатления производят действие. Культура - серьезнейшая вещь (я говорю о произведениях искусства во всех формах). Посмотрите, что с музыкой? Что творится после рок-концертов, когда молодежь буквально с ума сходит? Я помню, в Америке ночью повезли нас в Атланте, проходим мимо, я открываю дверь одного из ресторанов, потом с силой ее захлопнул со словами: "Кто не верит, что есть ад, пусть посмотрит сюда!" На самом деле. так и есть.

О, теперь мы поймем, почему так наше Священное предание Церкви - с такой силой (даже выразить нельзя, с какой силой) настаивает на том, чтобы человек, который хочет себе добра, хранил свое зрение. Зрение - в каком смысле? Не смотрел чтобы такими глазами туда, куда не надо. Серафим Саровский вообще падал, встречаясь вообще с любым человеком, потому что взор даже на любого человека уже производит определенное впечатление у нас. Любая картина, любое действие, любое, повторяю, произведение человека оставляет в душе след. А кто хотел бы себе причинять раны? Странно, найдите такого человека! Никто не хочет! Все закрывают глаза. когда летит пыль, или когда ослепительный свет - не правда ли? Никто не хочет себе вреда! Так вот, существует закон обратного действия, или закон резонанса, который в вопросах понимания и оценки культуры имеет для нас огромнейшее значение.

Произведения культуры могут оказывать самое благотворное действие на человека, вызывая в душе положительный резонанс. Резонанс, способствующий его положительной духовной деятельности. Наша душа - удивительное творение. Она может резонировать святейшие чувства и самые пакостные, какие только могут быть. И то, и другое. И зависит от кого? От меня! От меня, от личности: к чему я стремлюсь, что я хочу, какие цели я преследую. "По плодам узнаете их". Точно. По тому действию, какое оказывает на нашу душу то или иное впечатление, то или иное произведение искусства, мы можем судить о духовном состоянии, о духовной сущности этого явления. И это для нас является важнейшим критерием. Здесь присутствует нравственная сторона, она наиболее очевидная и всем понятная. Неудивительно, что мы встречаем попытки борьбы с порнографией и всякими произведениями искусства подобного рода. Это неудивительно. Попытки борьбы есть. По-видимому, они должны быть, насколько это позволяют наши силы.

Вы знаете, что всю историю сталкиваются друг с другом, если хотите, бьются насмерть две тенденции. Две. Какие? С одной стороны, "Шедше, научите", - сказал Христос. То есть, идет тенденция или попытка активной деятельности - евангелизации мира. Проповеди чего, если немного перевести на другой язык? Самых простых вещей, как: "человек, не садись на раскаленную сковороду, тебе плохо будет! Это не наслаждение, это самоубийство. не садись, человек!" Вы спросите, почему это? Почему? Потому что любой грех - не что иное как сесть на раскаленную сковороду! Любой грех - это рана душе, и вся миссия христианства - это миссия любви, миссия предупреждения: "человек, не делай так! Ты же себе делаешь плохо!" Не твори злое, ибо третий закон Ньютона незыблем: чем с большей силой ты ударишься головой в стену, тем больнее будет тебе, а не стене. Чем больше ты ненавидишь друг друга, тем больший вред ты причиняешь себе! И т.д. Грех - есть преступление против тебя! Ты себе творишь зло! Итак, одна тенденция. Одна - "шедше, научите", это тенденция любви... Скажите людям: не садитесь на сковороду, не пейте кислоту вместо воды, не делайте себе зла. Бог есть любовь. Любовь есть абсолютный закон нашего бытия. И каждый, кто живет в согласии с ним, приносит и себе благо, и всем другим. Так созидается общечеловеческое благо. Одна тенденция... Но она помещена в весьма непростые условия. В чем эта непростота? Это не всем понятно. Ну, что это мне говорят: не объедайся? Это неправильно, да я не могу не объестся, если сел, да еще за хороший стол. Или когда я здорово проголодался. А христианство говорит: это тебе плохо будет. Ты согрешаешь, даже говорит, грешишь... Какое там - грешишь? Такая красота... Не буду приводить других примеров, вы сами можете сколько угодно привести, это касается всех сторон жизни и деятельности. Трудность-то в чем? Трудность состоит в том, что мы настолько больны - мы настолько духовно больны, что мы, оказывается, не можем не садиться на раскаленнейшую сковородку Почему? А у нас онемение там произошло какое-то, как ухо на морозе, знаете? Пока оно чувствует - хорошо, когда перестает чувствовать - такая красота наступает, ни боли, ничего! У Иоанна Лествичника есть замечательные слова об окамененном нечувствии.

"Все-все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья". Вот это мы чувствуем! Вот что противостоит христианской проповеди! Вот этот обман, эта мнимость, мнимость непосредственного первого впечатления, как наркотик. Посмотри, попробуй, как здорово, как хорошо! Нас влечет к тому, что нам вредит. Отсюда - отвержение христианства, неверие христианству, борьба против христианства, и т.д. Первая тенденция - тенденция христианская - встречает почти непреодолимые трудности в каждом из нас. Однако (и поэтому, если хотите) и другая реальность. Другая тенденция. Другая тенденция, которая противостоит и которую мы сейчас в полной мере переживаем. Сейчас - только потому, что мы сейчас живем. На самом деле, она всегда существует, эта вторая тенденция. Если первая, напоминаю, это тенденция Церкви в евангелизации мира, то вторая (или, лучше сказать, анти-тенденция) - обмирщение Церкви. Что там трудности, которые мы видим в первой? Гораздо более серьезные трудности, которые возникают у человека, у христианина, в связи с победами на том фронте, на фронте противника.

Ведь что такое - обмирщение Церкви? Еще раз повторяю, что я говорю не о теле Христовом. Я говорю о любой Поместной Церкви, о любой видимой Церкви, о ее мирянах, о ее клире, о ее иерархии, о ее церковных структурах, о ее задачах, о ее целях - о ее жизни! Вот эта тенденция обмирщения Церкви - что подразумевается под этим? Тогда, когда христианские ценности (лучше сказать - христианские заповеди) в сторону постепенно отодвигаются и заменяются так называемыми ценностями языческого мира. Или просто - мира. Мирскими, так называемыми, ценностями. Когда мы мирские ценности начинаем называть церковными ценностями. Когда мы духовностью начинаем называть не то, что называется в Церкви, а то, что именуется вне Церкви и что на самом деле таковой не является. Вы скажете: как это возможно? Это возможно по одной простой причине, что все мы люди. Где бы мы с вами ни находились... О, если бы, приняв сан, я смог бы сразу стать святым! Какая красота!.. И был бы полупросвещенным человеком И познавал бы всю истину... Нет, наша внешняя Церковь, наша земная Церковь - это, прежде всего, люди.

Особенно ярко обнаруживает себя обмирщение церковного сознания, обмирщение христианства - в католицизме, в протестантизме. Это ярко видится, и вы можете это прочитать, если вы откроете хотя бы наш Журнал Московской Патриархии и познакомитесь с тематикой, докладами и выступлениями так называемых "экуменических конференций". Проблемы духовной жизни и нет, даже более того. Я помню одну статью, которая меня поразила (не хочу называть автора, он был моим коллегой): "О новом аскетизме". В чем же он заключался, этот новый аскетизм? Аскетизм. Аскетика - это наука о правильной христианской жизни. Новый аскетизм в чем заключается? В участии в экуменических конференциях! Это же трудно:" надо пролететь до Брюсселя, а, может, до Нью-Йорка, а, может, до Канберры... А тем сидеть на заседаниях?.. Это труд? Да. Ну, а те развлечения, которые там - ну что же, ведь надо же как-то компенсировать... Вообще. это аскетизм замечательный. Когда я читал эту статью, я умилился. И ее опубликовали. Видимо, редакция согласилась и нашла интересным новую форму аскетизма.

Единственное, ради чего пришел Христос - спасение человека, вроде бы всем понятно. Для чего существует Церковь? Спасение. Спасение души - то есть вечная жизнь, всем понятно. Всем? Всем! Ошибаетесь! Это не проблема, это не задачи, наши задачи совсем другие. И вы глубоко ошибаетесь, если будете так мыслить. Отсталость, консерватизм, фанатизм, реакционность! Мы должны заниматься другой проблематикой - и все внимание, вся совокупность вопросов и проблем, это проблемы шолома (мира), справедливости, войны, нищеты, эксплуатации, транснациональных корпораций, война в Анголе, расизм в ЮАР... Вот, оказывается, в чем проблематика Церкви. Вот где задача церковная! Более того, назовем интересный факт. В западном экуменическом языке практически уже нет понятия ереси. Но однажды оно было употреблено. И вы никогда не угадаете, когда и в отношении чего. Ересью был назван апартеид в ЮАР! Поняли теперь, в чем суть христианского вероучения? Спасение нас не интересует! Дай нам блага на земле! Основная заповедь наша в чем состоит? Заботьтесь о том, что вам есть, что пить и во что одеться. А Царствие Божие приложится вам. Вот наше кредо, вот наша цель. Все.

Идет страшнейшее обмирщение христианского сознания. Конечно, я предпочитаю говорить о Западе, ведь неудобно же говорить о себе, правда? Но вам расскажу по секрету... Например, есть такой журнал "Православное обозрение", читаю в электронной почте сообщение пресс-службы Петербургской епархии, когда молодежный отдел епархии совместно с кем-то организовал рок-концерт... Положительное сообщение, которое заканчивается такими словами, что Церковь, наконец, начинает выходить из храмов: "Пора уже выйти из храмов и придти к людям!" Это уже вершина и предел: не вздумайте входить в храм и сидеть там, идите на рок-концерты, вот тут вы уже сумеете проповедовать Христа!

Вы подумайте, какова общая сейчас тенденция? Мы все больше увлекаемся в политику, в социальную деятельность... Вы посмотрите, что происходит с нашим пением. Кое-где я вижу и удивляюсь: так пропоют "свят", что весь дрожишь от страха! Купол бы только выдержал от этого "свят, свят, свят..." И это "Милость мира...", это Евхаристический канон... А Херувимская?.. Возьмите платочек и можете прямо танец устраивать... Все это очень здорово, и я думаю, что все это прогресс, если он будет и дальше развиваться, и очень неплохо. Если он будет развиваться в том же направлении, то скоро мы привлечем очень многих людей в храм. Очень многих... Правда, сами выйдем из храма, но это ничего. Его вместе нас наполнят другие люди...

Можно ли богослужение превращать в приманку, в концертно-зрелищное мероприятие? Можно ли, я задаюсь вопросом. Может быть, кто-то думает так другой сяк. Но я боюсь, если все это будет развиваться и пойдет дальше. Когда в Духовском корпусе по благословению Наместника Лавры Александро-Невской устраивается громадный вертеп, символизирующий вертеп Кого? На Святках! Понятно кого, да? Нет, непонятно. Потому что в этом вертепе водят Козу-Дерезу, Мишку-озорника, водят хоровод под гармонь. Оказывается, это проповедь христианства. Где? В Лавре! Я понимаю, в клубе каком-то, пожалуйста. Я нисколько не возражаю! Думаю, даже на приходе где-то там, ладно... Но когда уже монашество погружается в это - тогда я не нахожу слов... У нас же должно быть что-то более высокое? Или какой-то маг должен придти, по лицу нас провести одним махом - и мы все стали одинаковыми! Если наши идеалы не будут превышать мою макушку, то, простите, это уже не идеалы.

Культура, оказывается, дело очень непростое. И здесь - одна из тех точек, где сталкиваются во всей своей непримиримости две тенденции. Одна из них очень сильно слабеет. Я говорю о евангелизации мира. Вы что думаете: это то, что столько-то издается Библий, что столько открывается храмов и монастырей? Что столько даже школ открывается? Да, это все положительно, но вся суть-то в чем: а чем они наполняются - храмы, школы, чем?

Когда мы изучаем Библию, правда, это прекрасно? Скажу вам по секрету: все протестанты, все католики, по крайней мере, все христианские секты изучают Библию. Изучают и Ветхий Завет, и Новый Завет... Разве в этом должна состоять наша задача - в поверхностном, фактическом только изучении того, что было? Там, где нет соответствующего критерия, соответствующего понимания того, что там содержится, мы моем легко скатиться тогда и придти к пониманию не дальше того, что понимают те же западные христиане, которых мы не считаем православными

Вы знаете, что сейчас происходит? Сплошь и рядом, отовсюду такой-то духовник одобряет такие-то и такие-то видения. Такая-то матушка видит то-то и то-то. Какие-то пророчества и т.д. Чего только нет! Дали мне книжку "Богом данная Макария..." Я открыл ее и в ужас пришел: до чего же мы дошли! До чего мы дошли! Классическая, я бы сказал, примитивная прелесть. Ну просто насквозь ясная. В некоторых еще можно как-то сомневаться, бывает иногда - специфический путь, какие-то индивидуальные особенности человека... А здесь - нет. Здесь - прямая, открытая прелесть. Богом данная Макария... Издается десятитысячным тиражом... Расхватывают люди! Насыщаются, научаются, обучаются "духовной жизни". Это культура, да. Это уже духовная культура, та культура, которая воспитывает наши души. То, что мы читаем, мы воспринимаем. Написано уже людьми сумасшедшими или полу-сумасшедшими. По крайней мере, тот образ, который они дали, это же полный абсурд с точки зрения Православия. И этим теперь питается масса людей. Культура - очень непростое дело. И та культура, в которой нет православных критериев, она может привести нас к самым печальным последствиям. Но для того, чтобы эти критерии знать, мы должны знакомиться с чем? Мы должны твердо знать основы православной духовной жизни. Я вам скажу, что сейчас - это тема номер один. Не Библия - ее все изучают, но это, конечно, не значит, что мы не должны изучать, вы не подумайте! Я говорю о том, что изучение ее уже не может нам сейчас быть критерием. Сектанты ее подчас знают лучше, чем мы. Поговорите с ними, и они точно вами назовут и главу, и стих. А вы часто не вспомните ни главы, ни стиха. Не это сейчас может быть критерием, только лишь основы духовной жизни! Самые принципы ее - это остается все большей тайной. И уходит за семь замков.

Но только признавая это, мы можем иметь правильное представление о том, что такое церковная культура, что она может дать человеку, какие ошибки могут быть на этом пути.

Два примера. Знаете Врубеля? Даже есть церковь, расписанная им. Но ее так и не позволили освятить - она же демоническая! У Врубеля есть поверженный демон. И там - демоны, ангелы у него - демоны. Действительно, трудно себе представить, чтобы эту церковь можно было освятить. Какое впечатление производят все эти образы!

Второе. Посмотрите наши иконы... Лучшие иконы посмотрите! Какое они производят впечатление на душу! Это два разных полюса...

Сейчас мы находимся в очень трудной ситуации, в мире очень сложном, это и так все понимают, так что об этом нечего и говорить. Что можно сказать? Всячески нужно хранить себя - от восприятия, от созерцания, если хотите, от знакомства со всякой пакостной культурой. Не нужно же, слушайте, друзья мои, валяться в дерьме! Смотреть эти пакостные вещи равносильно именно этому! Церковь дает нам некоторые нормы: некие нравственные нормы, некие духовные нормы. И сейчас нам нужно быть особенно осторожными и внимательными!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
19 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+