Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Что означает выражение «стяжать Святаго Духа»?

12.10.2017 10:48

Что означает выражение «стяжать Святаго Духа»?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/09/16/21-00.html

Господь наш говорит о Чаше Жизни «пейте от Нея вси», а священник говорит с амвона, что к причастию допускаются только те, кто был на исповеди, получил разрешение, готовил себя молитвой и постом, прочитал полное последование, и много всяких ограничений возникает. Как это сопоставить со словами Христа, Который зовет всех к Чаше?

- Никак. Это несопоставимо.

- Вот у человека, прочитавшего Священное Писание, возникло такое недоумение…

- Ну да. Поэтому большинство людей этого как-то и не слышат. Ну, например, такая категория наших прихожан как маленькие дети, другая категория - пожилые женщины, которые молятся как могут. И так далее, и так далее.

- Человек что-то не исполнил, и вдруг такое ему препятствие в виде  слов священника…

- Нет, что значит «исполнил»? Он, человек, священнику этому обещания не давал.

- То есть как здесь рассудить человеку?

- У каждого человека для рассуждения есть своя совесть. И он по милости Божьей рассуждает. Задача священника привлекать к Церкви, к Чаще людей, а не отталкивать и не отгонять, но ведь не все же священники понимают свою такую задачу. Некоторые понимают задачу, как исполнить такое монашеское правило во чтобы то ни стало, даже если человек пришел в церковь второй раз в жизни.

- И встретился с таким препятствием?

- Ну я не знаю, препятствие это или нет, но я так считаю, что священник прежде чем что-то спрашивать с людей, он должен этих всех людей научить. Научить последовательно - от простого к сложному, не за год, не за два. Тогда можно, но не требовать, а как бы взывать – вот есть такие правила, не угодно ли вам, а не вставать в такую позицию, что я здесь над вами судия.

- Батюшка, но если с людей ничего не требовать, то они особо не расположены к исполнению…

- А особо и не надо. Каждый получает то, что ему даст Господь. А не потому, что человек полуношницу вычитал, утреннее правило, правило к Святому Причащению, три канона и все  потом он на исповеди - словом, делом, помышлением, унынием, тайноедением, прекословием, все рассказал. Священник епитрахиль возложил, прочитал молитву: «Господь и Бог Наш Иисус Христос…», и он уже  всё – чистый, причащается.  А это что-то меняет? - Ничего. В следующее воскресение то же самое. Нам-то нужен результат? Или нам нужно исполнение чисто механическое какого-то правила? Надо для себя решить мы христиане или мы фарисеи. Только не  надо, избави Бог, думать, что я против молитвенного правила или какого-то порядка.

- Хочется быть христианином, но фарисеем быть легче.

- Трудно мне сказать. Ну, вот сегодня я исповедовал молодого человека лет 30-ти. Он никогда не читал Евангелие, но он  пришел на исповедь. Если человек никогда не читал Евангелие, и он сказал, что он хотел бы причаститься, кто-то ему сказал и завтра он придет. И мне надо ему  объяснять про каноны сейчас, про молитвенное правило, где это взять. Мне надо выучить церковно-славянскому языку. Так что ли?

- К завтрашнему утру не успеет.

- Это точно совершенно. И поэтому я не понимаю зачем? Что это даст? Кому? Во всем должен быть здравый смысл. Вот мне нравится такая категория философская – здравый смысл. Если здравый смысл присутствует, да хоть слонов утром покорми, прежде чем идти на обедню.

В молитвах часто говорится о согрешениях вкусом, обонянием, осязанием. Поясните, пожалуйста, а в чем здесь грех заключается?

- В услаждении.

- В тех чувствах, которые приобретает человек?

- Ну да. Человек начинает как бы иметь пристрастие к вкусненькому, что не полезно для его души.

- Но вообще пристрастие очень быстро рождается в человеке. Иногда даже с первого раза.

- Ну да, поэтому это совсем не полезно.

о.Дмитрий, как вы думаете, может ли быть смыслом жизни избегать лицемерия?

- Это очень хорошее желание, но все-таки этого недостаточно. Избегать чего-то далекого от Евангелия это не значит приближаться к Царству Небесному. Как Митрофан Воронежский говорил – делай благо и бегай злаго. Тут такая дихотомия.

- Нельзя  лишь уклоняться того, что зло?

- Да, этого недостаточно. Это необходимое, но недостаточное условие.

- Со вторым сложнее.

- Ну, наверное.

- Тем более что понятие «благо» у людей смутное.

- Ну тут надо конечно понимать, что вот очень важно вообще. Что христианство - это такая религия-то книжная. Нужно обязательно понять, что Бог хочет.

- Многие считают благом другого научить как надо жить. Он не знает, а я знаю. Я сейчас его научу.

- Но, к сожалению, так не всегда оказывается. Дерево судят по плодам. Господь нас научил.

- Но видеть чужие ошибки очень болезненно.

- Ну это зависит от отношения человека.

 - Батюшка, но  Вы ведь сами сталкивались с такими ситуациями, что сын пьет. Что я могу сделать?

- Пить  - это желание его души. В данном случае нельзя ничего сделать. Тут только если он захочет сам как-то это изменить в себе, можно ему в этом помочь.

- Сегодня тоже женщина одна подошла и говорит – вот муж стал принимать наркотики, может его поместить  в какой-то реабилитационный центр.

- Можно, очень даже хорошо, если только он этого захочет.

- Так он этого не хочет. Он не считает себя болящим.

- Да необязательно считать себя болящим. Он может считать себя хоть дальневосточным леопардом, это всё неважно. Лишь бы он хотел лечь в этот центр и пройти курс с целью изменения своей жизни хотя бы в этом пункте.

- Но если желания такого нет, то как быть? Убеждать, настаивать?

- Обожди. Ну вот бывает так, что человеку достаточно пригрозить. Уже будет результат. А бывает, что человека можно два дня бить, не переставая, и все равно никакого толка. Тут же надо пойти к специалисту, к доктору, что он посоветует. Если бы мы жили сейчас в Ветхом Завете, конечно же к священнику пошли. Но здесь наркомания, и алкоголизм – это тоже такой вид наркомании, и это же дело медиков, специалистов. Сейчас священник он совершенно для других существует дел. Если так  повезло, что священник бывший врач-нарколог, может что-то посоветовать. Конечно удобно - пришел в храм, на исповедь,  батюшка вот у меня зуб болит. Батюшка – вот садитесь в кресло – ж-ж-жжж, зуб починил. Что у вас еще? Вот что-то здесь справа болит.  Так, он пульпировал: да, у вас печень увеличена. Но надо к специалистам ходить. Священник он не зубной врач, он не пульмонолог, не флеболог, не проктолог.

- А люди хотят видеть в священнике прозорливца, в каждом причем.

- Так  пусть успокоятся, все священники прозорливцы. Какие проблемы-то? Но вылечить может только врач. И то, если он добросовестный. Это не всегда.  Врач бывает нужной квалификации, сколько  и по телевизору показывают, жутковатые истории про совершенно нелепые действия медиков.

Если было два развода до крещения, то после крещения венчание фактически третьего брака благословляется без проблем как первый брак.  Почему такое послабление? Ведь третий брак это все равно третий брак?

- А что значит «без проблем»? Вот это мне немножко непонятно.

- Я не знаю, что здесь имеется в виду, в этом вопросе.

- Вот…

- Но то, что благословляется. Хотя на третий раз благословения не должно быть.

- Почему? Церковь благословляет трижды. Но раньше это благословлялось при смерти одного из супругов. Сейчас, как правило, уже не смотрят на развод как смерть семьи. Сейчас это такое частое явление. Но четвертый брак конечно не благословляется.  Не благословляется, а я все равно буду.

- Но вот опять же - для людей главное получается буква закона.

- Да, каждый закон.. ничего люди в этом не понимают. Мне сегодня одна женщина говорит: «Мой сынок перешел в католичество. Пожили, пожили –передумал, опять в православие вернулся». Я  говорю: «Да успокойся, он никуда не переходил, потому что он не понимает разницы.  Он перешел, экий прям Папа Римский, куда-то он перешел. Просто в силу того, что недостаточно христианского просвещения, он слишком  по-мальчишески к этому отнесся. Оказался в Италии, жил там. И вот он перешел.

- Чтобы перейти, надо где-то быть.

- Вот именно.

Для каждого человека имею синтетическую маску. Пытаюсь всем угодить. Ненавижу себя за это свойство моей души, а остановиться не могу. Помогите, как быть?

- Помочь можно только человеку, который что-то делает. Вот несет человек, например, с колодца ведро с водой. Подойти к нему и взять за ручку ведра с другой стороны и помочь. А если он ведро поставил, а я взял и понес, это не значит помочь. Это значит - я сделал за него. В случае ведра - это возможно, взять и сделать за него. А, допустим, жене сделаться хорошей супругой вместо кого-то, как?  Я, говорит, не могу. Ну не можешь и не надо. Грубо говоря, какое мое дело. Или, например, из обжоры стать воздержанным. Но это может только сам человек! Помочь можно - к диетологу отвести.

- Батюшка, но в этом случае совета ждут. Может быть какой-то действенный есть метод?

- Советов нет. Здесь просто разговор на тему. Тем более если человек говорит «не могу».

- Но признает свою немощь перед этим грехом…

- Ну, хорошо. Тут ничего не сделаешь. Чтобы грех отступил, нужна решимость. Если  человек говорит «не могу», он эту решимость откладывает. Делает никакое изменение невозможным.

Тел.звонок: - Я по телеканалу «Союз» смотрела трансляцию литургии в Екатеринбурге с патриархом.  И меня возмутило, что там, где причащал патриарх, между Чашей и патриархом стояла охрана и очень быстро отодвигала людей. Это же храм - дом Божий, зачем так? Я такого ни в одном храме не видела.

- И не увидите. Потому что по закону государства нашего России Святейший Патриарх является лицом, особо охраняемым государством. Что это значит? Что Федеральная Служба Охраны головой отвечает за сохранность патриарха. Поэтому они обязаны круглосуточно его охранять. И исследовать все помещения, особенно новые. А патриарх не так уж часто бывает в Екатеринбурге. И патриарх здесь ничего не может сделать, это закон нашего государства, подписанный президентом. Ну а все силовые структуры, и ФСО в частности, подчиняются. Поэтому патриарх всегда сопровождается охраной.  А тут ситуация новая. Народ у нас, вы знаете…особенно дамы, они могут снести что угодно. Уронить человека, пролить Чашу, начать орать, выяснять что-то , давить друг друга, хотя в храме половина места свободна. Вы разве этого не знаете? А в ФСО крепкие ребята, они ручками придерживают. И все время, если вы посмотрите на них, они смотрят глазами вправо влево, квадратами размечают всю территорию и начинают контролировать. У них очень трудная, напряженная работа. Даже не все министры имеют такой уровень охраны.

Тел.звонок: - В Ветхом Завете жертвоприношения приносились постоянно за грехи народа, однако Царство Небесное было закрыто для народа. По воплощении нашего Господа Иисуса Христа, Он единожды принес себя в жертву, открылось Царство Небесное. А  в  церкви на литургии приносится жертва каждый день, есть таинство отпущения грехов, так вот какая жертва-то приносится во время литургии?

- Бескровная.

- Я понимаю. А за что?

- О наших грехах и людских неведениях священник приносит жертву.

- То есть это как в Ветхом Завете ежедневно Христос распинается?

- Нет. Христос распялся однажды  на Голгофе.

- Ну а на литургии?

- На литургии Христос не распинается. Мы берем вместо образные предметы - хлеб и вино, и они на литургии претворяются в Пречистое Тело и Кровь для того, чтобы нам иметь возможность приобщиться жертве Христовой по благодати. Благодатью претворяются хлеб и вино в Тело и Кровь Господню, и мы через вкушение по благодати приобщаемся к Бескровной Жертве.

- Что означает выражение «стяжать Святаго Духа»?

- Это значит достичь такого состояния близости к Богу, когда Святый Дух соединиться с духом человека в его сердце.

- То есть  человек через приуготовление  своей души определенным образом сподобляется принять в себя Духа Святаго?

- Не совсем так. Тут нужно еще желание самого Святаго Духа. Это не значит, что человек приготовил, и ему там обеспеченно. Нет. Дух Святый Сам знает, где Ему дышать. Но человек трудиться над тем, чтобы, можно так сказать, привлечь Святаго Духа в свое сердце.

- И пути эти - это есть заповеди Божии?

- Это такие ступени. Потому что на самом деле заповедь не отделяется от другой заповеди. Это можно сравнить с неким бриллиантом, у которого разные грани. Потому что  если бриллиант не имеет все грани, то это еще не бриллиант, это еще не до конца обработанный алмаз. Только когда все грани в нужном порядке имеют определенную форму и наклон, тогда бриллиант будет сиять и иметь свою стоимость.  Так же и здесь. Ну, нельзя, например, победить гордыню и не победить тщеславие. Все заповеди вместе соединены. Здесь является некий научный подход. Можно так сказать. Как в науке – чтобы исследовать предмет его расчленяют. Вот это алгебра, это геометрия, это анализ… и каждая область математики - это отдельная грань. А все вместе - это математика.

- Все вместе - это духовная жизнь. А это заповеди.

- Духовная жизнь - это вообще вся наука. Вся. Потому что законы математики действуют и в лингвистике, и в истории. В истории же нельзя без дат, например, а это касается математики. А всякие исследования текстов художественных.., там тоже используются алгоритмы. Ну что угодно. Биология. Есть биоматематика. Поэтому духовная жизнь - это вся наука.

- Людей порой пугает этот объем, что он должен освоить, воспринять. И вот эта связь, что я начинаю с одного, а потом нужно и это, и это. И вообще все надо менять.

- А на самом деле нужно поменять одно – самого себя. И тогда все укладывается. Когда бриллиант на ладони все ясно.

- Да не все хочется в себе менять. Ну нравится!

- Пожалуйста, никто не возражает. Но тогда тут… либо все, либо ничего.

- Некоторые говорят – христианство это хорошо, но без фанатизма.

- Ну, это тоже  верно. И я вполне могу под этим подписаться. Но просто обычно под подозрением в фанатизме человек оправдывает свою теплохладность.

- Ну да, зачем каждое воскресение ходить в храм...

- А зачем каждый месяц? Вот умер, тогда тебе принесут ногами вперед, чего туда сюда ходить?

Мой брат болен СПИДом, посмотрел Вашу передачу, где Вы говорите, что такой болезни нет, и что лечиться не надо. Бросил. Сейчас очень ослаб. Может он  что-то  недопонял в ваших словах?

- Такой передачи у меня не было. У меня возник в Совете Федерации один спор. С одной такой женщиной, которая ювенальные технологии хочет в наше законодательство внедрить. Она очень этим обиделась, потому  что она работает за счет иностранных денег, которые получает  из фондов зарубежных. Она мне пригрозила, что мы так тоже умеем, и опубликовала  запись, которую я сделал больше 10 лет тому назад! Где я рассказывал, можно посмотреть, она в интернете есть,  что есть группа врачей во всем мире, которая отрицает существование ВИЧ-инфекции и утверждает что те лекарства, которые в то время, 10 лет назад использовали, они разрушают иммунную систему, и человек в результате этого погибает от СПИДа. Но я не врач, как я могу лечить? СПИД есть и всегда был. Неужели я буду говорить, что СПИДа нет?! Но современный человек так устроен - он либо питается слухами, либо слышит звон и не знает где он. Есть снятый на пленку текст, там ничего такого я не говорил, я не псих. Просто был на конференции. Было очень интересно. Там были с разных континентов врачи. И вот так говорили об этой проблеме.  Такие  есть проблемы ну как  с птичьим гриппом там… Для меня вот что, какая таинственная закономерность – СПИД он каким-то образом связан с ювенальной юстицией. Мне совершенно непонятно, почему в нашей стране умирают 800 человек от СПИДа ежегодно, и о нем все время говорят. И в нашей стране 100 тысяч умирает от туберкулеза - и об этом никто ничего не говорит. Как-то это не укладывается в голове.  Меня, как человека беспокоющегося о своем народе, как-то это беспокоит. А то, чтобы я отрицал что есть СПИД, или что не надо лечиться?...

С другой стороны, у меня была прихожанка, она однажды подошла ко мне  и сказала: «Я заболела раком, и лечиться я не хочу. Процедуры, химия. Можно мне сколько Господь даст столько и жить?». Я говорю – конечно можно, буду ходить к тебе причащать, соборовать. Это дело каждого. Если взрослый человек не хочет лечиться, что сделаешь…

И что я, грешный, должен на кого-то влиять, лечиться ему или не лечиться?! А некоторые говорят, что детей не лечат. И некоторые даже на меня ссылаются. А я-то  вообще непричем? Голова есть - вот и думай!!!

Тел.звонок: - Вы в предыдущем вопросе абсолютно верно сказали, что самая малость с чего мы должны - это начать с себя. Как быть, если рядом близкий, дорогой человек абсолютно свободен от веры, от каких-то нравственных устоев. Человек, который, как я услышал замечательное выражение – свин по совести. Когда человек абсолютно волен делать то, что ему заблагорассудится не обращая внимание не на кого и не на что. Как правильно себя вести, реагировать эмоционально это дорогой близкий человек? оставить на  волю Господа ситуацию? Как правильно о.Дмитрий чтобы не потерять свое нормальное состояние? Тоже же худой мир он все равно лучше доброй ссоры.

- Вы знаете, я не совсем понимаю, что значит «близкий человек»?  Близкий географически? Близкий родственно или как? Вот в этом проблема. Если близкий сынок то папа должен что-то сделать. А если близкий это троюродный племянник это другая ситуация. Если близкий это родной папа со свинством таким поэтическим, как вы изволили выразиться это третья статья. Ну и так далее. Для этого у человека есть голова и Священное Писание. А так же совесть которая будет подсказывать как тут сделать правильно. Вот и думайте.

Периодически некоторые граждане намеренно совершают некие действия против церкви, на сколько я понимаю, эти люди своей целью избирают именно православную церковь. И опасаются совершить подобные действия в мечете. Меня огорчает, что в этом  плане православная церковь оказывается менее защищенной. Если  это так, то почему?

- А потому что Церковь хранит наш Бог, Святая Троица. Христос как человек, Он был меньше защищен в то время чем, допустим, Понтий Пилат. И что вообще это изменило? Где сейчас Понтий Пилат? И где Христос? Христос - одесную Бога Отца. А Понтий Пилат - в преисподней. Как убивший невинного. Так что…

- То есть Церковь не нуждается в человеческих усилиях защищать…

- Ну, разумеется, нет. Мы можем в  определенных ситуациях защищать свое Отечество. Потому что на моей русской земле стоят храмы. Ради того, чтобы мои соотечественники, братья и сестры, имели возможность приходить в эти храмы и питаться Пречистым Телом и Кровью Господним, я могу пойти на войну и защищать. Я защищаю эту возможность им вновь собираться в Церкви. Но Церковь саму, как мистическое тело Христово, как можно? Но вот большевички решили уничтожить Церковь. Они что ее уничтожили? Где эти большевички? Один, вонючий, лежит на Красной площади, а больше их нет! Современные наши коммунисты - это что большевички что ли? Это совершенно другая публика. Они совсем далеки. Те большевички, они ненавидели все русское. А эти коммунисты - патриоты. У них ничего нет кроме красного флага, который они унаследовали  традиционно. Но у них совершенно  другое мышление, другие идеалы, все совершенно по-другому. Так… называют себя коммунистами, но это ж просто термин. Так что все в этой жизни меняется.

- Врата ада не одолеют их.

- Нет, не одолеют, это совершенно очевидно.

- Мы знаем за 2000 лет сколько было нападок.

- Конечно, и будет. Совершенно ясно, и даже  многие старцы древности еще 1500 лет назад говорили, как нам быть, когда Антихрист придет. Он же придет. Это же и видно потому, в каком мире сейчас, в Европе, Америке, в каком дурдоме живем, натуральном. Что люди говорят,  что  делают… А другие в это время пляшут и поют и, так сказать, фестивали у них. Пир во время чумы! Над ними ядерные ракеты летают из моря в море, а они – «эээх, гуляй Вася!», кораблики всякие пускают. Тут террористы  убивают. Ну, то есть хаос. А что с природой твориться?! Каждый день - то торнадо, которых не было 100 лет, то землятресение. Апокалипсис - вот он. Что тут вообще думать - все ясно. Читайте книжки, господа!

- Но все хочется думать, что это еще не конец, что  на наш век хватит...

- Ну, на наш может и хватит, а дальше… ведь это же зависит от тенденции. Если народ покается, то вообще все может измениться. И рыбы будут в реках.  Ну какой «покается», если все леса загажены? Если человек не в состоянии за собой полиэтиленовые бутылки убрать?   Ну сколько вообще можно гадить?! Никто особо не собирается кается. И данная Богом земля все уродуется и уродуется. Что-то изменять… А в душе? А в отношении к женам и детям?

- Но все говорят вообще о каком-то расцвете, восстановлении, о возращении к каким-то ценностей...

- Нет, говорят о том, что это необходимо. Но так вот. Ну наконец обратили внимание, что минимальная зарплата меньше прожиточного минимума. Но это же замечательно. Вот об этом и говорят. Вот президент поставил задачу. И если она будет исполнена, то это будет таокй шажок в нужном направлении.

- Но это все внешнее.

- Нет, почему внешнее. Это все равно же, государство это внешнее устроение.

- Это так, немножко угасить недовольство людей, смягчить…

- И это тоже. Разве плохо когда люди не напрягаются и они довольны.

- Но вы говорите, что главное в людях то что внутри у них происходит.

- Ну конечно. Если все люди с Богом, то Господь  и поможет. Но для этого все равно надо трудиться. Бог же труды любит. А самый главный труд знаешь какой?

- Покаяние?

- Нет! Это рожать, выращивать и воспитывать детей, в христианстве! Вот что главное!

- Но это такая глобальная задача...

- Она такая человеческая. Вот если это будет, то мы будем всегда.

- Вы последнее слово сказали «христианство», это же самому надо стать христианином?

- Ну разумеется. А иначе как ты можешь передать другому то, чего нет в тебе?

- Вот, а это уже процесс преображения.

- Да. Поэтому одно тянет другое. Либо «да» - будем жить, либо «нет» - тогда нам конец.

- Вроде все понятно и люди это признают…

- Ну что ж, я очень рад. Мне это очень мило.

- А по факту получается как-то не очень...

- Ну вот что-то все как-то медленно, какими-то рывками. Ну а потом…  окружающие нас бывшие христианские народы, конечно тоже зеленой слюной на нас брыжжат. Я понимаю, у них такой бизнес - надо из более богатых денег вытянуть. Вот сейчас целая волна идет русских немцев, у которых в Германии отбирают детей. Они впрыгивают в последний вагон для того, чтобы покинуть Германию - сытую, благополучную, потому что детей отбирают.

- Да уж.

- Нам тоже надо на это как-то отвечать, потому что немцы-то наши. Они уехали в Германию из Казахстана, из  других частей СССР, там пожили, а теперь нарожали детей, работают там. А сейчас детей отберут, без суда, без следствия. Так и говорят : «Мы не можем в этом фашистском государстве жить». Так их заманили совершенно другим.

- Да уж, тенденция такая печальная такая.

- Да жуть просто.

- Дорогой батюшка, нам пора заканчивать нашу передачу.

- Всего доброго, дорогие братья и сестры!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]