Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Батюшка, что делать человеку, который не согласен с политикой Церкви?

29.11.2016 13:31

Батюшка, что делать человеку, который не согласен с политикой Церкви?

Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/19/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, наши слушатели!

О.Дмитрий Смирнов: - Недавно святая Русская православная Церковь отпраздновала день рождения своего Предстоятеля, Его святейшества Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование продолжалось два дня. Это юбилейный год для нашего патриарха, ему исполнилось 70 лет. И ещё прошел день памяти святого мученика Евгения, именины воина Евгения Родионова, память которого у нас с годами только крепнет, увеличивается. Его известность перешагнула границы нашей родины и  о нём знают и в Балканских странах, и уже и в Западной Европе. Все поражаются его подвигу, который отмечен  также государственной наградой. Несмотря на то, что он прожил краткую 19-ти летнюю жизнь, он всему миру показал, как должны умирать православные христиане. На его могиле была совершена панихида при большом стечении народа. Это говорит о том, что люди его помнят. Многие приезжали с его родины и участвовали в молитвенном поминовении. Поздравим нашего Патриарха, помолимся о нем сугубо, потому, что крест Патриарха, его служение  - это самое трудное на земле. И он неоднократно обращается к нам с просьбой, чтоб мы молились о нем. Действительно, единение в молитве Предстоятеля и народа церковного   совершенно необходимо для нормального существования Церкви Божией.

О.Александр Березовский: - Батюшка, если вернуться к Жене Родионову, кроме почитателей есть и те, которые не хотят признавать факты святости Жени и аргументируют: а что он такого сделал?

О.Дмитрий Смирнов: - Всегда такие мнения существуют. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель,  не любил Евангелия. Он считал, что это слабо написанная книга по сравнению с его романами, оно не производило на него впечатления. Я даже не хочу повторять, что он сказал. Я помню и к Антону Павловичу обращался и говорил: Антон Павлович, не пишите пьесы, они у вас хуже, чем у Шекспира.  Весь мир преклоняется перед Шекспиром, а Льву Николаевичу не нравится! Это совершенно неизбежно, и так же Николая Александровича не всего признают. Это ничего не меняет, потому что недавно парень из милиции дагестанец, отдал свою жизнь. От него требовали, чтоб он призвал своих соратников к тому, чтобы они уходили из МВД. А он сказал:  работайте, братья - т.е. все наоборот сказал, и его убили. Путин вручал орден его родителям в Кремле. Кто-то не признает.

О.Александр Березовский: - Сочтет это совсем малым эпизодом.                     

О.Дмитрий Смирнов: - Малым? Никто ж не мешает, когда будет случай проявить себя так же мужественно. По-моему, вполне достаточно для 19- летнего мальчика, причем не так уж шибко воцерковленного, но очень глубоко понимающего, о чем речь.  Так, что жизнь отдал. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот уже прошло 20 лет со дня смерти Жени. А я когда об этом думаю, мои чувства так же сильные и свежие, как будто это было вчера. С удовольствием смотрю на его прекрасное лицо. Книжка недавно издана о нем, довольно толстая, собираюсь прочитать. А что болгары находят в нём, а что -  сербы? Находят люди, молятся и часовни ставят, строят храмы.

О.Александр Березовский: - Батюшка это как всегда вопрос о понимании или непонимании святости.

О.Дмитрий Смирнов: - И это, конечно. Вот, некоторые ратуют за канонизацию Ивана Васильевича Грозного. А приснопамятный Патриарх Алексей говорил: одновременно в одном иконостасе невозможно, чтобы была икона митрополита Филиппа и рядом -  Ивана Васильевича.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Дмитрий! У меня два вопроса. Один по Евангелию от Луки, глава 21, стих 24. Там окончание такое: "Доколе не окончатся времена язычников". Вот это я не очень понимаю. Второй вопрос у меня житейский. Человек воцерковленный, близкий родственник, только что крещенный. Мы с ним очень разные люди. Его поступки мне очень не нравятся. Всю жизнь я мучаюсь от этого. После общения с ним я вообще теряю душевный покой. А с другой стороны, мне его надо поздравлять с днем рождения, в Прощеное воскресенье надо просить прощения, хотя я не знаю, за что. Вот, я не знаю, как быть?

О.Дмитрий Смирнов: - Мне кажется, что если вы духовно разные люди, то вам совсем необязательно общаться, и, тем более, что  это разоряет ваш внутренний мир, вы теряете покой. Я немножко не понимаю, зачем тогда продолжать это общение? Ну, а поздравить, если открыткой или смс, то какие в этом сложности? Теперь по поводу вашего вопроса по 24 стиху. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Речь идет о том, что язычники -  имеются в виду в то время римляне, которые придут и разрушат Иерусалим. Будет Иерусалим попираем, доколе времена язычников не закончатся. Все очень конкретно, это и есть пророчество. Римляне потом ушли из Иерусалима, потому что он был полностью разрушен и даже перепахан плугом.

О.Александр Березовский: - Потом мы знаем, что в IV веке христианство стало официальной государственной религией в Римской империи. Времена язычников закончились.                          

О.Дмитрий Смирнов: - Потом настали времена ислама, который вытеснил из Иерусалима христиан. Потом была эпоха крестовых походов. Попытки вернуть Иерусалим в орбиту христианства. Но с этим ничего не вышло, потому что те, которые сражались за гроб Господень, все время отвлекались на грабеж. Это, конечно, мешало.

О.Александр Березовский: - Батюшка, смс-ка пришла: «Как говорить домашним о христианстве, и нужно ли это? Часто это вызывает ссоры. Или сохранять мир в семье любой ценой?»

О.Дмитрий Смирнов: - Что значит говорить? Т.е. имеется в виду метать бисер перед свиньями, что ль? Это запрещено категорически в Священном писании, это значит нарушать повеление Господне и метать бисер. Господь говорит: не мечите бисер, -  нет, все равно мы будем метать и из этого вызывать бурю, про которую сказано, что свиньи обернутся  - и вы потерпите от них урон.

О.Александр Березовский: - Батюшка, а в каком случае можно, а в каком нет? Апостолы тоже были посланы людям -  язычникам и неверующим. Их проповедь обратила многих ко Христу. А проповедь нашим домашним не обратит их?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Враги человеку домашние его, а во вторых, нет пророкам чести в Отечестве своем, и апостолы уходили в совершенно другие страны, исключая первые проповеди апостола Петра, когда обращались сразу тысячами в Иерусалиме. Здесь, во-первых, эти люди были подготовлены проповедью Иоанна Крестителя, и совсем недавно они слушали Христа Спасителя, и Он им говорил о том, что они пережили. А Петр свидетельствовал, что Тот, которого убили на кресте, воскрес, это совсем другое. А современному человеку что объяснять? Я тут с кем-то беседовал, говорит: Христа не было. Я говорю, конечно, не было, а так же не было Ивана Грозного, даже Ленина не было. Это все сказки коммунистов, не было никакого Ленина.

О.Александр Березовский: - И как он на это отреагировал?

О.Дмитрий Смирнов: - Стал голосом брать: как же, есть письменные свидетельства! Я говорю: о Христе больше письменных свидетельств, чем об Иване Грозном. Поэтому что тут говорить, если это отрицательно, но – он твердит: я буду это отрицать. Это можно все, что угодно отрицать,  нет -  и всё. Как действует госдепартамент наших любимых Соединенных Штатов. Уже подсчитано, что русская авиация разбомбила столько госпиталей по всей Сирии, сколько не существует на всем Ближнем Востоке и продолжают их бомбить. Что тут с ними сделаешь? Бомбят больницы, детские дома, школы. Авиация уже не летает месяц, всё равно бомбят.

О.Александр Березовский: - Чем наглее ложь, тем скорее в неё поверят.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Не знаю, по-моему, в это уже никто не верит, кроме самого говорящего. Тут нужна скорее школа Станиславского. Нужно вжиться в образ и постараться поверить. Это самые обыкновенные вещи. Не надо от этого приходить в смущение.

О.Александр Березовский: - Но часто человек, видя, как люди, живя в одной квартире бок о бок, просто погружаются во тьму того же самого язычества, уже неоязычества.

О.Дмитрий Смирнов: - У нас огромная страна. У нас целые области живут без людей, только в городах есть. Пойди в любую деревню, займи дом, два рулона рубероида, напили дров и живи. Земля не ухоженная, но она просто жирная. Там огороды были по 800 лет на одном месте. Но не хочешь, поезжай на Дальний Восток, если ты привык -  отработал, деньги получил, и домой. Да, пожалуйста, да чего с этими родственниками жить и мучиться, ради чего? Вообще непонятно. «Кто мне брат и сестра и мать?» -  сказал Господь. Все наши проблемы от того, что не знаем Священного писания и не хотим его знать.

О.Александр Березовский: - Одна женщина, мне прямо так и сказала. Знаю, что неправа, но не могу обидеть человека, даже если согрешаю.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, поэтому поводу Писание говорит: рассыплет Господь кости человекоугодников. Знаешь, жди, что получишь за то, что знаешь, молодец. Кто знал и не делал, бит будет больше, с чем можно поздравить. Тут, опять же, спорить не надо. Некоторые без кнута -  как без пряника, что мы можем сделать, неужели спорить -  нельзя спорить.

О.Александр Березовский: - Батюшка, человек задает как бы неразрешимый вопрос: что мне делать, когда я все знаю, но грешу?

О.Дмитрий Смирнов: - Как?  С терпением получать то, что Господь тебе даст за твои прегрешения. Вот что делать. Я уже пятьсот раз говорил и могу ещё повторить. Есть три вида спасения. Первый -  не грешить, и спасешься. Второй способ -  грешить и каяться, и спасешься. Третий -   со смирением терпеть то, что Господь тебе пошлет за твои прегрешения и с благодарностью принимать наказание  - и тогда тоже спасешься. Это самый простой способ, но самый больной.

О.Александр Березовский: - Батюшка, большинство выбирают второй: грешу и каюсь.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Если это каюсь.

О.Александр Березовский: - Слово "каюсь" присутствует.

О.Дмитрий Смирнов: - Господь судит не по словам, а по делам.

Телефонный звонок: - Батюшки, вопрос такой. Опять от многодетной женщины. Пока мои детки маленькие, и я толком не знаю, что с ними делать. Старшей два года. Меня мучает вопрос, что предпочтительней, как вы считаете? Домашние дела откладывать на время пока они спят, и с ними заниматься, спускаться до их уровня, играться, лепить, рисовать? Или эти домашние дела никуда не откладывать, а как можно в два года включать в эти дела?                             

О.Дмитрий Смирнов: - Вообще, домашние дела -  это для детей самая лучшая игра. Лепить, и всё остальное -  это как дополнение. Гораздо важнее с трехлетним человеком подметать, вытирать тарелочку. Мама моет, а он вытирает и аккуратно складывает. Может, что-то разобьет, но зато, если кто-то пройдет эти упражнения -  то он получит ребенка, который не боится домашнего труда. И это детям самое интересное и важное.

О.Александр Березовский: - Батюшка, что делать человеку, который не согласен с политикой Церкви? Со Священным писанием согласен, никаких противоречий у него не возникает. Но с тем, что делается в Церкви, человек не согласен.

О.Дмитрий Смирнов: - Да ничего.

О.Александр Березовский: - У того, кто спрашивает, возникает чувство внутреннего  неспокойствия.                        

О.Дмитрий Смирнов: - Неспокойствие – тогда  пусть напишет статью. Возникнет дискуссия, если другие люди сочтут интересной, аргументированной статьей.

О.Александр Березовский: - т.е. иметь некое несогласие, это не есть грех.

О.Дмитрий Смирнов: - Эта позиция должна быть аргументирована. Тогда в чем тут грех? Человек желает лучшего же!

О.Александр Березовский: -  Это если он умеет аргументировать.                          

О.Дмитрий Смирнов: - Да, если не умеешь -  тогда лучше не берись. Потому что, бывает, человек критикует -  а его критика несостоятельна, на уровне базарной бабы. Что тут говорить? Почитай хотя бы, что-нибудь из истории Церкви, Болотова почитай. Потом найди себе собеседника по уму, будешь говорить.

О.Александр Березовский: - Прочитала в интернете, что при неправильном отношении к иконам, она тоже могут быть идолами. Так ли это, и что это за неправильное отношение?

О.Дмитрий Смирнов: - Например, в Церкви. Сейчас это полностью изжито, но я ещё встречал в своем детстве, когда люди называли иконы Богами. Т.е. это говорит, что человек свою икону или чужую отождествлял с каким-то Богом.

О.Александр Березовский: - Т.е. к самой иконе было отношение как к Богу.                          

О.Дмитрий Смирнов: - Да, что это не образ, изображение, а сам Бог.

О.Александр Березовский: - Монахи при полном отречении от мира и то считают, что и приблизиться не могут к Царствию Божьему. А что же тогда мирянам делать?

О.Дмитрий Смирнов: - Стараться всё равно. Бог, он и намеренья целует. Потому что если человек карабкается, то Богу это приятно. Как мама -  вот ребенок полепил, порисовал и потом начинает ползать. Она же с интересом смотрит, куда он ползет, не угрожает ему какая-то опасность, не близко ли он подползает к краю? Так же и Господь смотрит на наши потуги. В чем-то нас направляет, в чем-то помогает нам, иногда на ручки берет, жалеет.

О.Александр Березовский: - И как бы Он хотел, чтобы мы были послушные!                          

О.Дмитрий Смирнов: - Как всякий любящий родитель.

О.Александр Березовский: - Как порой родитель думает: эх, сынок, вот послушался бы ты меня -  скольких бы бед ты избежал, как бы тебе сейчас было хорошо!

О.Дмитрий Смирнов: - Да. К сожалению, такое любовное воспитание редко  наблюдается. Родители раздражаются, начинают орать, ребенок только пугается  - и контакт прерывается, он погружается в собственный мир. Потом его опять для его блага отдают в детское учреждение, там он вступает в детский коллектив, которое завершает это уродство его души -  и уже тогда, что- либо сделать уже нельзя. Конфликт потом продолжается до того момента, когда ребенок полностью отказывается повиноваться и доходит до ненависти к родителям.

О.Александр Березовский: - Батюшка, в такой ситуации можно каким-то образом вернуть доверие ребенка?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, можно, но большинство родителей вообще не понимают такой задачи. Вот мамочка, которая звонила, она говорит: не знает, вместо того, чтобы почитать книжки, она звонит на радиостанцию. Это говорит о полной беспомощности. Любая кошка знает, что ей делать с котятами, а человеческая мама не знает.

О.Александр Березовский: - У кошки нет задачи воспитать.

О.Дмитрий Смирнов: - Как же, есть, иначе котенок не вырастет во взрослое животное.

О.Александр Березовский: - Есть задача: научить.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Научить, конечно. Она им мышей приносит. Начинает с ними играть, обучает своих котят, как обращаться с мышкой, учит и птиц ловить.

О.Александр Березовский: - С таким внешним образованием у нас тоже справляются: в школу отдал...

О.Дмитрий Смирнов: - Опять: отдал. Кошка ж никому не отдает.

О.Александр Березовский: - Батюшка, кошка умеет научить.                           

О.Дмитрий Смирнов: - А у человека для этого книги есть. Можно в интернете все что угодно найти -  и как ребенка пеленать, и как готовить грудь к кормлению, и как сцеживать, что нужно и какие делать компрессы, как избежать мастита. Ну, всё, всё  -  и первые шаги, и буквари, и упражнения для мелкой моторики -  всё есть. Но ничем не прошибешь эту косность. Они лучше будут смотреть проект «Голос».

О.Александр Березовский: - Как вы говорите, всё зависит от целей.

О.Дмитрий Смирнов: - Вот в этом то и проблема. Если ты месяц с ребенком не занимался, уже есть месячный провал. А ребенок, особенно в первый год жизни, развивается бешеными темпами.

О.Александр Березовский: - За месяц он другим человеком становится.                            

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Были в моей жизни грехи, как говорится, стыдом утаенные на исповеди. Исповедовался, каялся мысленно в этих грехах. Это уже дело прошлое, с теми грехами уже давно покончено, но остается ли такой грех нераскаянным?

О.Дмитрий Смирнов: - А что такое нераскаянный? Он остается не исповеданным, а нераскаянным. Нельзя сказать, если человек не перестал грешить.

О.Александр Березовский: - И каялся, как он говорит.                         

О.Дмитрий Смирнов: - То он раскаянный. Если человек хочет свою совесть успокоить, то он должен исповедовать.

О.Александр Березовский: - Батюшка, этот вопрос возникает постоянно. Насколько полно человек должен исповедовать всё, что он вспомнит греховного в своей жизни?

О.Дмитрий Смирнов: - Насколько его согласны выслушать.

О.Александр Березовский: - Некоторые вещи стыдно рассказывать, хотя человек давно уже перестал их совершать.                           

О.Дмитрий Смирнов: - К некоторым врачам тоже весьма стеснительно ходить.

О.Александр Березовский: - Но если хочешь исцелиться, придется.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, никуда не деться.

О.Александр Березовский: - Когда родители жили бедно, у нас была очень дружная семья. Как у отца начался развиваться бизнес, начались ссоры. Отец стал пить, всех унижает. Зачем Господь дал такое искушение и почему не заберет назад то, что дал, если видит, что от этого столько зла?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Успеется, заберет, пусть не волнуется.

О.Александр Березовский: - т.е. это просто вопрос времени.

О.Дмитрий Смирнов: -Дело в том, что у всех людей возникает зависть к богатству, а такие примеры лечат от этой зависти. Вот к чему это приводит.

О.Александр Березовский: - т.е. сейчас домашние вкусят плодов общения с таким человеком, глядишь -  сами потом воздержатся от этих желаний и завистей.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Но какой ценой это порой дается!

О.Дмитрий Смирнов: - Некоторым приходиться и в тюрьме посидеть. Лечат от богатства. Миллиардик украл -  сядь. Но даже больше, чем сядь, заплати штраф в сто раз больше, чем ты украл. Но это вообще тяжело.

О.Александр Березовский: - Для многих позор -  это самое страшное наказание.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Для русских людей -  да. Поэтому лица закрывают, очень стыдно. Но стыд тоже лечит человека.

О.Александр Березовский: - А почему говорите для русского, это не для каждого человека?

О.Дмитрий Смирнов: - На Западе всегда был культ богатства, в Англии, например. Почитайте Агату Кристи. Вообще все детективы, чисто английское убийство -  всё за деньги. Поэтому там, по  - моему, народ притерпелся. А у нас это ещё пока действует. Люди очень тщательно стараются скрывать.

О.Александр Березовский: - Может поэтому какая-то есть грань, что ль.                         

О.Дмитрий Смирнов: - Грань всегда есть, даже не одна. От года до трех, от трех до пяти, такие грани.

О.Александр Березовский: - Я сильно обидела человека, потом осознала, попросила прощения не один раз уже, но не чувствую спокойствие на душе. Эта ситуация меня не отпускает. Прощу прошения всякий раз при воспоминании. Что сделать, чтобы на душе вернулось спокойствие?

О.Дмитрий Смирнов: - Молиться и за этого человека и Богу. Молиться и просить прощения долго, пока не наступит покой души. Пока не почувствуешь, что Бог простил.

О.Александр Березовский: - Одна пожилая женщина ко мне пришла и говорит: батюшка, представьте себе, уже больше сорока лет обида не отпускает. И молилась, и просила за себя молиться, и постоянно этого человека поминаю, и в записочках пишу. А вот память все время возвращает меня к тому событию.                          

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка Дмитрий и батюшка Александр! Татьяна из Санкт-Петербурга. У меня два вопроса. Первый вопрос: как объяснить, что Бог дает благодать по молитвам святых?

О.Дмитрий Смирнов: - Я не пойму, а как объяснить, что трамвай ходит по рельсам?

Телефонный звонок: - Ну, батюшка, так и знала, что вы мне подобное скажете.                            

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, я не понимаю.

Телефонный звонок: - Говорят: молитесь святым.

О.Дмитрий Смирнов: - Молитесь.

Телефонный звонок: - Да, и по их молитвам Господь вам даст то, что вы просите, т.е. без моего участия.                           

О.Дмитрий Смирнов: - А чего это без вашего участия, коли вы молитесь святым? Почему ж без участия?

Телефонный звонок: - т.е. помолилась, и Господь даст через их молитвы. Я же к ним обращаюсь не к Богу.

О.Дмитрий Смирнов: - Не через, а по их молитвам.

Телефонный звонок: - А что-то меняется от того, что я к ним обращаюсь, а не сразу к Богу?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Меняется вот что.  Если вы упросите какого-то угодника Божьего, то уж его-то Господь скорее послушает, чем вас.

Телефонный звонок: - т.е. Господь поменяет свое мнение обо мне?

О.Дмитрий Смирнов: - Да нет, никакого мнения он о вас не поменяет.

Телефонный звонок: - А что?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Господь знает про вас всё, и в каждую минуту и следующую, ничего ему менять не надо.

О.Александр Березовский: - Батюшка, мы знаем, что Господь менял гнев на милость по молитвам Богородицы.

О.Дмитрий Смирнов: - Да сколько угодно, и по молитвам Николая Угодника.

О.Александр Березовский: - В монастыре монахи молятся, Господь не принимает их молитв, а матерь Божья умягчает.                           

О.Дмитрий Смирнов: - И так бывает. Дело в том, что это живая жизнь.

О.Александр Березовский: - Вот у людей возникает, как может в Боге быть непрощение, если мы его просим об этом?

О.Дмитрий Смирнов: - Просто люди не понимают, что такое прощение. В Писании используются слова для того, чтобы нам объяснить, как действуют. Но мысли Бога, они совсем другие, чем наши. Просто употребляется этот термин, а это совсем не то. Даже в Писании говорится: и разгневался Господь. Но ни на кого Он не может гневаться, у него нет такого чувства.

О.Александр Березовский: - Ожесточил сердце фараона.                         

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что видят, что фараон осерчал. Это просто другими словами попустил разозлиться фараону.

О.Александр Березовский: - Его гнева выплеснуть

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Можно ли считать пение на клиросе и молитвой в храме своеобразной заменой утреннему или вечернему молитвенному правилу? Или личные молитвы к Богу, нельзя ничем заменить?                          

О.Дмитрий Смирнов: - Нельзя, конечно.

О.Александр Березовский: - То, что человек отстоял, может быть, длинную всенощную, это не есть замена вечернего правила.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, человек не хочет, вот и изобретает себе замены. Никто ж тебя не заставляет, да вообще не молись. Какие, вообще, вопросы?

Телефонный звонок: - Добрый вечер, дорогой батюшка Дмитрий! Я хотела у вас спросить на счет святых. Правда, что на самом деле все святые будут нас судить на том свете во второе пришествие Христа? И поэтому он ищет поклонников, в раю должны быть все святые, и все должны любить друг друга. Значит девушка новоначальная, наверное?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Какая девушка, я не понимаю?

Телефонный звонок: - Которая сейчас вопрос задавала, насчет святых и почему через святых. Это многих волнует.

О.Дмитрий Смирнов: - Она не девушка, она взрослая женщина уже.

О.Александр Березовский: - Батюшка, к нам такой крик души пришел. Сегодня была на исповеди. Во время исповеди согрешила осуждением и поняла это только тогда, когда пришла домой. Сижу теперь, и такое пакостное настроение. Завтра причащаться не пойду, а так хотелось.                             

О.Дмитрий Смирнов: - Значит, дьявол добился своего. Вместо того, чтобы взять помолиться, сейчас ещё не поздний вечер. Если силы есть, спина позволяет прочитать покаянный канон с земными поклонами, попросить у Бога прощения и завтра с радостным, легким чувством пойти причащаться. Как говорит: нет, причащаться не буду. Поздравляю, дьявол победил, заставил осуждать, а теперь заставил впасть в отчаянье.

О.Александр Березовский: - Полная победа.

О.Дмитрий Смирнов: - Полная победа дьявола, конечно, в данном небольшом сражении.

О.Александр Березовский: - Человек считает себя не достойным причащения теперь, после осуждения.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Причащаться категорически нельзя, когда человек считает себя достойным. Вот как только посчитал достойным -  всё, тогда нельзя причащаться.

О.Александр Березовский: - Я надеюсь, батюшка, что вопрошающая услышала ответ.

О.Дмитрий Смирнов: - Я надеюсь, надо поднять, все не так просто конечно.

О.Александр Березовский: - Какой самый главный мотив в семейной жизни. Каким путем семья может прийти ко спасению?                           

О.Дмитрий Смирнов: - Главный мотив  - это строительство домашней малой Церкви и через неё получить спасение. Сделать внутри своей семьи божественное царство любви. Это угодно Богу. Богу угодно, чтоб дети возрастали в любви отца к матери, матери к отцу, взаимное послушание, любовь, взаимная помощь, труды и воспитание деток.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Это Маргарита из Москвы. Отец Дмитрий, объясните, пожалуйста, я ещё не очень воцерковленная. Что означает служба вечерний парастас? Это первый вопрос. Второй вопрос, во время вечерней службы выключают свет и гасят свечи, что это означает?

О.Дмитрий Смирнов: - Свечи гаснут во время шестопсалмия. Читают шесть псалмов, в которых начинается служением утреннее, т.е. этим изображается раннее утро до восхода солнца. Вот эти псалмы должны читать с особым благоговением. В монастырях шестопсалмие всегда читал настоятель -  игумен. Такое значение придавалось шести псалмам

О.Александр Березовский: - Батюшка, я тут слышал недавно, что этими псалмами Христос молился перед предательством Иуды.                          

О.Дмитрий Смирнов: - Всяких преданий много существует.

О.Александр Березовский: - Но всё равно этот момент особенно отмечается в службе именно тем, что человек должен находиться в максимальном внимании.

О.Дмитрий Смирнов: - Сама утреня изображает собою пришествие на землю Христа Спасителя. Даже начальные слова:  « Слава в вышних Богу, и на землю мир, в человецех благоволение» напоминают о пении ангелов, как среди ночи они запели, когда Христос родился.

О.Дмитрий Смирнов: - Парастас  - это заупокойное богослужение.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Батюшка, простите, такой повседневный вопрос. Я нахожусь много лет в скорбных обстоятельствах. Так получилось, что я глава семьи, муж у меня погиб. Я одна, есть внуки, дети. Я хожу в храм по мере сил возможностей, причащаюсь, мама старенькая. Вот и стараюсь терпеть все недостатки, которые вижу вокруг себя, в своих близких. Стараюсь молчать, стараюсь хранить мир. Но когда сама по немощи делаю что-то не так -  меня терпеть никто не хочет, и на меня все выливается, я ухожу, закрываюсь  - и такая боль внутри, вы знаете, невыносимая от того, что люди неблагодарные. Я не требую благодарности, но хотя бы чуть-чуть меня можно потерпеть, я же тоже не без греха.

О.Дмитрий Смирнов: - Можно, если человек этому обучен. А если человек этому не  обучен, он никогда не будет терпеть. Он будет раздражаться, как только его чуть тронешь. Поэтому даже не рассчитывайте на это. Если мы родившееся дитя будем приучать к терпению, уважению, к любви, к вежливости -  то это к 15 годам войдет в его сознание и в его сердце. А если этим не заниматься целенаправленно 15 лет, то вырастит из сына свин. Поэтому виновным будет тот, кто упустил эти важные аспекты воспитания. Ничего с этим не сделаешь. То, что вы уходите к себе, это очень хорошо. А то, что у вас обида  - это не правильно.

О.Александр Березовский: - Да, не хотелось бы батюшка обижаться, но порой это так звучит из уст твоего ребенка, что даже слов не находишь.                           

О.Дмитрий Смирнов: - Хорошо, откуда у ребенка это?

О.Александр Березовский: - От неправильного воспитания, от недостатка внимания, усердия и заботы о нем в нужный период жизни.

О.Дмитрий Смирнов: - Значит, человек занимался чем-то другим, более важным.

О.Александр Березовский: - Человек говорит: я сам только три года в Церковь хожу.

О.Дмитрий Смирнов: - Причем тут Церковь? Разве вежливость  - это только для тех, кто в Церковь ходит? Тогда, если для тех, кто в Церковь ходит, откуда тогда мы в Церкви встречаем хамство? Просто все люди знают об уважении к старшим, о заботе о ветеранах, о том кто старше, кто младше. Много всяких вещей. Это и есть наша культура. Конечно, она большей частью идет из Церкви, но в этом наш народ жил веками. Если отдали детей в коллектив -  ну, коллектив и научил. Так чего ж теперь на зеркало пенять? Поэтому женщина совершенно правильно делает, что удаляется.

О.Александр Березовский: - Чтоб не подливать масло в огонь.

О.Дмитрий Смирнов: - Я б даже и ел там же. Купил себе маленький холодильничек и там же жил. Если выходить, то только в туалетную комнату, и то тогда, когда уже все спать легли. Тишина, покой, никого не трогаю. Я сегодня недавно с одной дамой говорил, зять с ножом к горлу: ты перепиши свою квартиру на него. Я говорю: ты с ним поговори, что если ещё одно слово о квартире -  ты всего наследства, которое есть, лишаешь и отдаешь кому-нибудь другому. Вот ещё один разговор будешь заводить -  тут же, в этот день иду к нотариусу -  и ничего никогда не получишь. Вот и всё. И он будет: мамочка, здрастье, как себя чувствуете? Потому что есть люди настолько алчные, что забывают о правилах приличия. Если же его мама не воспитала, его может теща воспитать.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Знаете, у меня, по моему идиотизму, какая-то обида идет. В том смысле, что смотрите, сказано: ибо так возлюбил мир, что отдал Сына своего, чтобы мир спасся. И в тоже время: не любите мир и того, что в нем. Понимаете, я не могу успокоиться. Господь Бог хочет, чтоб мы с ума сошли?

О.Дмитрий Смирнов: - Обождите. Вы с чего начали наш с вами диалог, не помните? Я прекрасно помню, что вы сказали.

Телефонный звонок: - Просто у меня обида такая, что в Евангелии....

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, а вы сказали, почему у вас обида?

Телефонный звонок: - Противоречие там постоянно.

О.Дмитрий Смирнов: - Да у вас просто нет ума. Поэтому вы не можете своим умом охватить и воспринимаете это как противоречие. Поэтому речь идет о совершенно разных вещах. Когда Господь хочет спасти мир  - это имеются в виду мы. А когда говориться о том, что в мире похоть плоти, похоть очей и похоть житейской -  имеются в виду наши страсти. Именно от этого мира и удалялись всегда монахи. Не удалялись от метро или в центр Москвы, где  у нас есть монастыри замечательные. Нет, имеется в виду от кипения ваших страстей. Потому что вы на Господа Бога обижаетесь, что Он хочет, чтоб вы сошли с ума. После таких слов язык может отняться навсегда. У вас ума нет, и вы на Бога ропщете, потому что нет. А начали вы с того, что сами сказали, что у вас ума нет. Вот из этого надо исходить. Ума нет, а беретесь рассуждать. Нет, чтоб взять книжечку какую-нибудь хорошую, закон Божий начать читать с карандашиком, помечать, что-то себе выписывать, разбираться. Понимаете, надо заниматься своим церковным образованием. Тогда не будете всякие нелепости говорить на весь белый свет в прямом эфире.

О.Александр Березовский: - Отец Дмитрий, могли бы вы

 сориентировать меня, что греховного в расточительстве?

О.Дмитрий Смирнов: - Во-первых, это неугодно Богу. Во-вторых, это называется скверноприбытчество. Человек не работает, а деньги отдает в рост. Он их не зарабатывает, он ничего не делает. Он сидит и дает взаймы, а получает больше. Это Богу неугодно, а потом ведь у нас же как? Сколько у нас случаев, особенно когда быстрые деньги? Человек взял кредит 10 тысяч рублей. Проходит два месяца -  он уже должен 100 тысяч, и т.д. Потом его лишают квартиры. Просто разоряют людей. Так же скверноприбытчество относится к держанию казино. Человек ничего не делает, там рулетка крутится, колода карт раскладывается, люди пьют, курят, а потом остаешься гол, как сокол, иди гуляй. Сам образ игорного бизнеса совершенно противен Богу.

О.Александр Березовский: - Любой нетрудовой  заработок противен Богу.

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Телефонный звонок: - Батюшка, вечер добрый! Кратенький вопрос. Просто не могу понять, мы молимся этой молитвой постоянно: да воскреснет Бог, или: воскресни, Господи. Господь уже воскрес, о чем мы молимся?

О.Дмитрий Смирнов: - Имеется в виду в нашем сердце.

О.Александр Березовский: - Господь- то воскрес и ад разрушил. Тогда спрашивается, куда же люди попадают, если ад уже разрушен?

О.Дмитрий Смирнов: - Это же внутри нас.

О.Александр Березовский: - А мы его опять созидаем.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, конечно. Поэтому мы просим: пусть Господь воскресит наши души, и опять победит ад. Вот женщина говорит: такая обида внутри, это же ад! А Господь воскреснет, она помолится  - и ад отступит. И опять на душе будет светло, будет победа.

О.Александр Березовский: - Дай -  то Бог, батюшка.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]