Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

…апостол Павел ведь еще при жизни был вознесен до третьего неба, это был, наверное, уникальный случай в истории?

29.06.2017 10:46

…апостол Павел ведь еще при жизни был вознесен до третьего неба, это был, наверное, уникальный случай в истории?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/25/21-00.html

-  Только вчера на литургии мы приветствовали друг друга словами «Христос воскресе!», а сегодня уже отмечаем праздник Вознесения Господня. Батюшка, в чем смысл, в чем суть этого праздника?

- Всеобщее воодушевление и радость учеников Христовых побуждает их смотреть туда, куда взошел Господь в легком облаке. А взошел Он в область невечернего и неприступного света, где Святая Троица от вечности пребывает. Христос воскресший идет ко Отцу, чтобы приуготовить нам жилище. Он водворяет Свое человеческое Естество, Нераздельное от Божественной природы, одесную Отца, чтобы мы знали: отныне наше Отечество не на земле, но на небе. Мы не имеем здесь пребывающего града, но взыскуем грядущего – того Небесного Иерусалима, светильником которого является Агнец распятый и воскресший.

Спаситель приготовил нам вечные обители. В дому Отца Моего обители многи суть, – говорил Он Своим ученикам (Ин. 14, 2). И мы, как отдельные камни, зиждительной силой Святого Духа собраны в Церковь Господню. И если с Господом здесь трудимся, страждем, борясь со страстями, воинствуя с лукавым, восставая в покаянии после невольных согрешений, если здесь Господу служим, Его имя прославляем, Его энергией действуем, к Нему устремляем наши помыслы, то конечно же чадолюбивый Господь не лишит нас Своей милости и там, за гранью земного бытия. Являя полноту Своей любви к роду человеческому, Спаситель соберет нас у Своего Престола, и мы увидим то, что на земле человеческий глаз не видит и о чем сердце не помышляет (ср.: 1 Кор. 2, 9).

Вот о чем сегодня хочется думать, говорить, молиться. Спаситель проложил нам путь новый, живой, задал нам перспективу, вектор движения, и поэтому здесь, на земле, по слову святителя Феофана Затворника, мы живем во плоти, но не по плоти. Живем в миру, но не по-мирски; воздыхаем и чаем нашего грядущего преображения, освящения. И дай Бог, чтобы все мы, восприняв импульс Божественной благодати, осознали себя, хотя и не достойны такой милости, сынами Царства, существами крылатыми, рожденными летать, а не ползать, и радость о Христе, воскресшем и восшедшем на небеса, осенила наши души!

- Праздник Вознесения называют еще праздником встречи и праздником разлуки. Батюшка, вы говорили о радости, которая посещает нас в этот праздник. Радость посетила апостолов, хотя они разлучились со своим Учителем...

- Разлучились, ибо уже не имели возможности общаться с Ним по человеческим законам бытия. И Господь, утешая Своих учеников, говорил: ...если Я не пойду [ко Отцу], Утешитель [Дух Божий] не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Дух Господень снизойдет на апостолов через десять дней и напечатлеет в их сердцах образ Христов. Вот почему Спаситель говорит: ...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Соответственно, мы с вами чаем, ожидаем какой-то непостижимой, непонятной для мирских людей радости общения со Христом, Который невидим для глаз, но совершенно осязаем для нашего бессмертного духа, потому что верой нашей Христу надлежит вселиться в нас, изобразиться в нас.

Нам подобает утвердиться во внутреннем человеке (Еф. 3, 16) силою Святого Духа. Христос хочет в нас пребывать, с нами сопребывать, в нас жить, ходить, действовать, являть в этом временном, стремительно изменяющемся, стремительно бегущем к своему концу мире Свое присутствие. И это тайна, которая соотносится с самой сутью и смыслом нашей веры. Торжество веры заключается именно в указанном сопребывании Христа Искупителя с нами. Он – Лоза, всегда живая, цветущая, всегда плодотворящая. Мы же – маленькие отростки, побеги, веточки, цветы, плоды и ягодки, если только вера наша имеет утверждение в благочестивом образе жизни, если мы участвуем в таинствах Церкви и святим имя Господне в сердцах своих.

- Святитель Николай Сербский говорил, что вознестись может только человек, который в себе содержит небо. А у апостола Павла в первом послании к солунянам мы читаем, что истинные ученики Христовы будут вознесены в последний день в сретение Господу на воздухе (1 Сол. 4, 17).

- Вознесены силой Божией, начаток которой как некий залог присутствует в нас. Это тот самый дар Святого Духа, который был нам дарован в таинствах Крещения и Миропомазания. Этот дар мы ни в коем случае не должны угасить, подавить неправдами, растлить нечестивым образом мысли и жизни, но этот дар необходимо осознать, этот дар необходимо беречь. Он сам собою умножится, если мы оплачем наше легкомыслие, наше невежество и будем, таким образом, возгревать со смирением и покаянием, молитвой и любовью живущий в нас дар – харизму Святого Духа.

«Адам был в раю, и в Адаме был рай», – говорит святитель Иннокентий Московский, которому вторит святитель Николай Сербский. Если в тебе есть кусочек неба, то есть ты поступил под управление Святого Духа, тобой управляют не страсти, ты вышел из-под влияния диавола, тогда Христос прикасается к тебе Своей десницей, Своим перстом к твоему челу. Помните, как описывает эту тайну святой Иоанн Богослов в книге Откровения, когда, увидев Христа воскресшего, лицо Которого сияло, как солнце в силе своей, любимый ученик упал без чувств. Спаситель положил на него десницу Свою и сказал: …не бойся; Я есмь Первый и последний, и живый (Откр. 1, 17). Итак, если в нас есть этот кусочек неба – искра Божьей благодати и мы содержим ее в чести, бережем этот огонек, как в нерукотворной лампаде, и подливаем в нее елей (елей – это наши молитвы, самоукорение, сражение с лукавым духом, сопротивление страстям, деятельное милосердие), тогда эта искра ярко разгорается, и особенно разгорится в час нашего исхода, сугубо – в час всеобщего собрания верных, когда Христос внезапно, словно молния, явится судить мир.

Вот почему христиане – существа очень глубокие, таинственные, носящие в себе непередаваемую словом тайну. Какую тайну? Тайну единения с воскресшим Христом. Христианин никогда не бывает один, он никогда не бывает оставлен Богом. Кому-то его внешняя жизнь кажется однообразной, неяркой, неинтересной. Но мы имеем в себе то, что дороже всех сокровищ мира, – искру благодати Духа Святого. ...Сокровище сие, по слову апостола Павла, мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7). Вот эта искра, разгоревшись, соделает нас способными летать, восходить к Престолу Божьему, сделает нас (уже с воскрешенными телами) более легкими, чем кучевые и перистые облака, быстродвижными, как стрижи и ласточки. А сейчас на земле, покуда еще никто об этой тайне из внешних не помышляет, искра Духа Святого по каким признакам познается?

- Мы имеем дар всегдашнего молитвенного устремления ко Христу ума и сердца. Чем бы ни занимался христианин, чтобы ни делал: ходит, работает, отдыхает или общается с людьми, в его сердце мерцает искра благодати и устремляет помыслы ко Господу. Выражается это в памяти о Боге, в убежденности, в ощущении, что Бог нас видит, слышит, наблюдает за нами, помогает нам. Выражается это в чувстве зависимости от Господа, благоговении перед Его святыней, то есть в страхе Божьем. Очень опасно, страшно забыть Бога и отступить от Него, прогневать Его, отдалить Его милость.

- Искра Святого Духа познаётся и в радостной уверенности, что Господь нам поможет, нас не оставит, как Отец чадолюбивый, прижмет к Себе, сохранит в Своих объятиях, лишь бы мы не возносились, не гордились, но чувствовали себя малыми детьми. А значит, христианин носит эту самую радость, которую Христос возвестил апостолам тотчас по Своем воскресении: ...радуйтесь! (Мф. 28, 9).

- И возвратились они с горы Елеонской в великой радости, что Христос не оставил их, но таинственно даст им еще более удостоверительное, явственное, осязательное познание о Нем Самом, а чрез Христа – об Отце. И все это свершится силой Духа Божьего.

- Батюшка, апостол Павел ведь еще при жизни был вознесен до третьего неба, это был, наверное, уникальный случай в истории?

- Вы так спрашиваете, как будто я вместе с апостолом Павлом до третьего неба был поднят каким-то домкратом. Но третье небо – это еще не то небо, не та горняя сфера, которая превыше всего видимого и невидимого, где во свете неприступной Своей славы сопребывают Отец, Сын и Дух Святой. Вслед за апостолом Павлом сонмы истинных христиан познали сокровенное, просто не распространялись об этом. Что сказать о нашем прасоотечественнике, блаженном Андрее, Христа ради юродивом, побывавшем в раю? И те, кто начитан в житиях святых, помнит, что и простые повара (например, Евфросин повар) видели райские яблоки и, более того, в своей одежде приносили их в обитель, где подвизались.

- Батюшка, хотелось бы еще вспомнить, что в праздник Вознесения Господня произошло воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, и в этом году мы празднуем юбилей.

- 10 лет прошло со дня этого памятного события, которое во многом предварило явление Русского мира. Это стало особенно заметно в 2014 году с вхождением Тавриды в Россию.

Сегодня на освящении дивного по красоте собора во имя Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре я увидел протоиерея Виктора Потапова, одного из маститых пастырей Русского Зарубежья, который приехал поучаствовать в этом торжестве. Насколько я знаю, в день Покрова начнутся торжества в Северной Америке, когда будет отмечаться это замечательное, данное Богом событие, – воссоединение Русской Церкви, возобновление евхаристического общения между Московским Патриархатом и Зарубежным Синодом Русской Церкви.

- Батюшка, вы говорили о создании Русского художественного союза, в который входят многие известные деятели литературы и искусства. Но сегодня многие отмечают, что, несмотря на то, что Русская весна дала нам много примеров величайшего героизма русских людей, почему-то сейчас не рождаются по настоящему талантливые произведения. Почему так?

- А вы читали «Русский крест» Николая Мельникова?

- Читала. Но это было написано намного раньше.

- Талантливые произведения – это не цыплята из инкубатора. Я бы не сказал, что они не рождаются сегодня. Вы видели новый храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре? Это же чудо нашего времени! А как поет Сретенский хор, который там сегодня звучал особенно торжественно! Это же чудо вокального искусства! В главном театре Донецка скоро состоится вечер, где будет представлен сборник поэзии, посвященной этой многострадальной земле. И это тоже чудо, потому что сегодня много новых имен, которых широкий читатель или зритель пока не знает. Не так часто можно услышать по телевизору или по радио тех вокалистов, которые возрождают русскую культуру, несут ее в себе. Слава Богу, имя Олега Погудина, всем известно. Это камерный певец, который владеет всем нашим классическим наследием.

Нет, сказать, что сегодня Россия – выжженная земля в области культуры, нельзя. Другое дело, что пробиться нелегко. Средства массовой информации представляют собой довольно плотную среду, выталкивающую из себя всякое инородное тело. Всемирной известностью пользуется Анна Нетребко, замечательная певица с Украины. Звучность ее голоса, ее пластика, естественность уникальны. Кажется, что ей не составляет никакого труда возлетать в заоблачные высоты, такой богатый у нее голос. Это тоже наша культура. И среди художников есть продолжатели лучших традиций русской живописи, о чем свидетельствовала недавняя выставка на Кузнецком мосту, посвящённая 85-летию Союза художников, на которой были представлены замечательные работы современных мастеров, к сожалению, малоизвестных широкому зрителю.

Поэтому я очень рад возможности, войдя в художественный союз, пообщаться с теми людьми, которых объединяет созидание в русле традиции, а не разложение формы и содержания на бюджетные денежки (я имею в виду так называемое концептуальное искусство с темной печатью постмодерна).

Сегодня, к сожалению, многие страны не имеют классических Академий живописи. И если вы захотите освоить азы изобразительного искусства в духе Леонардо да Винчи и Микеланджело в Италии, Франции, Америке, то у вас ничего не получится. Потому что всем завладели те, кто, если что-то и изображает, то в виде какого-то развороченного механизма. У Сальвадора Дали было внешнее мастерство при разложении духовном, а нынче – возьми в руки пульверизатор и с наглой физией на глазах у удивленной публики нагромождай несочетаемые по цвету пятна или каля-маля в виде граффити – и обогатишься. Только ни уму, ни сердцу ничего не дадут эти уродливые выплески твоей гордой и развращенной, а главное, неумелой души.

- Батюшка, не могу вас не спросить о впечатлениях о поездке на Сахалин.

- Да, по благословению Святейшего Патриарха я побывал на краю земли. Представьте себе, что в субботу у нас начнется всенощная под воскресный день в пять часов, а там уже будет служиться первая на территории России Божественная литургия. Разница – 8 часов. И от края до края в течение всех суток у нас в России совершается Божественная литургия. И как в Калининграде, на западной точке России, высится огромный нововыстроенный собор, так и на Сахалине – чудесный собор, с самой высокой в мире внешней мозаикой Христа. Мозаика сделана русскими мастерами в Иерусалиме. Собор поражает своей гармонией и величием.

Что меня порадовало на острове Сахалин? Южно-Сахалинск – удивительно светлый город, он производит такое отрадное впечатление! Дома выкрашены (говорят, это было сделано к приезду нашего президента) мажорными красками светлых тонов, что создает особое настроение. Порадовало еще и то, как сахалинцы чтут память о Великой Отечественной войне. К сожалению, в учебниках написано лишь несколько строк о том, как наша доблестная армия в 1945 году после дня Победы за месяц разгромила японскую армаду и Япония капитулировала. (Чем, кстати, воспользовались наши «зарубежные партнеры», оккупировав один из островов Японии, свернув шею японскому милитаризму и подмяв под себя эту воинственную нацию.)

Но то, что вы увидите на Сахалине, поражает воображение. Мемориал славы с двумя крылами колоннады, выстроенный рядом с собором год назад, воспроизводит в известном смысле колоннаду Казанского собора в Петербурге. Внутри него – музей, из которого просто уходить не хочется! Он сделан по последнему слову искусства и техники. Там можно увидеть представленные в виде панорам бои на Сахалине, особенно в гряде Курильских островов. Самый северный остров Курил, почти примыкающий к Камчатке, был неприступной цитаделью японцев. Они до атаки американцев начинили этот остров подземными ходами, забетонированными блокпостами, техникой, – словом, это был неприступный бастион. Вот подвиг солдат советской армии, которая получила приказ в рекордно короткие сроки перебазироваться на Дальний Восток! Высадка десанта в море под сплошным огнем противника: в музее воспроизведены по документам фигуры воинов, которые прорываются, вначале – первая волна под покровом ночи, потом – вторая на рассвете. Конечно, множество погибших, но за несколько недель наши воины совершили беспримерный подвиг. По существу, остров Хоккайдо был уже окружен нашими войсками, и тут американцы всполошились, не желая терять тихоокеанский ареал. Они создали такой противовес, что Сталин дал отбой, на Хоккайдо мы уже не пошли. Но Курилы и Сахалин были возвращены России. Вспомним, что по итогам русско-японской войны 1904–1905 годов Курилы и половина острова Сахалин отошли к японцам.

Мне как гражданину России очень отрадно было узнать, что главная улица Южно-Сахалинска называется проспект Победы и там есть аллея Славы. Стоят каменные стелы и бюсты героев СССР, танки на постаментах, огромный парк, не хуже нашего парка Победы. По величию этих памятников у вас возникает впечатление, что вы находитесь не в каком-то затерянном городке, где впереди – только Охотское море, но в центре России. И вы убеждаетесь, что Россия – это великая страна. Великая не в смысле внешнего превосходства, а в смысле духовной силы.

Конечно, Сахалин – это и красота нетронутой природы. Морские ландшафты, холодное Охотское море (я не мог, как русский человек, не покорить его и, перекрестившись, погрузился в пучину). Плюс пять градусов! Ой, я вам скажу, холоднее только Ангара. Помню, когда лет десять назад я жарким летом нырнул в Ангару, у меня каждая косточка ныла. Но Охотское море тоже не для слабонервных...

Удивительное на Сахалине богатство флоры и фауны! Невиданное количество видов диких рыб. Это вам не норвежский лосось, несовместимый с жизнью, и даже не осетринка, вскормленная на искусственных пищевых добавках! Но если палтус, так палтус, камбала, так камбала...

- А на прилавках есть эта рыба?

- Да дело в том, что я в магазины не хожу. Батюшка живет на подаяние. Но, думаю, там всё есть. И невиданные деликатесы – морской виноград, водоросли. Это всё легко усваивается, всё полезно, экологично, чисто – чуть не возник соблазн просить двойного гражданства.

Но главное сокровище – это люди. Островитяне живут единой жизнью с Россией. На Сахалине замечательный владыка Тихон, приветливый, скромный, милостивый, заботливый. Стоит поехать за тридевять земель, чтобы познакомиться с таким владыкой, бессребреником, любвеобильным хозяином, боголюбцем, молитвенником. Надеюсь, он меня не слышит, потому что при жизни не рассказывают о таких вещах. Он сам, как нянька, за вами ухаживает, подливает морса, накладывает съестное. Под его омофором и батюшки – как солнечные зайчики. Очень светлая церковная жизнь на Сахалине!

Мне пришлось встретиться с педагогами и с общественностью города Южно-Сахалинска и города Корсакова. Конечно, здесь не хватает священников. И мне было отрадно пообщаться с педагогами вне храма.

Здесь ощущаешь, насколько наша Россия велика, обильна и могуча. Дай, Господи, каждому из нас содействовать ее укреплению, ее нравственному становлению! Единственная сложность – это часовые пояса. Чуть только два–три часа ночи – и вы просыпаетесь, сна ни в одном глазу, и часов до шести вы молитесь, думаете о том, о другом. Нелегко, даже невозможно организму быстро перестроиться на иной биологический ритм. Но я испытываю большую благодарность Господу, Который дает возможность познакомиться с Великой Россией – от моря и до моря, а главное – увидеть соотечественников, пообщаться с ними и порадоваться вместе с ними о Господе.

- Батюшка, а какие-то новые поэтические произведения у вас родились на Сахалине или при перелете на Сахалин?

- Ну вы знаете, только, может быть, в виде шутки, уж если вы спросили:

Светлый остров Сахалин
Омывается морями,
А на сопках – сахарин,
Блещут купола на храме.

Веют тихие ветра,
Просыпается природа,
И мелькает детвора
В парке... Я стою у входа

И смотрю на небеса –
В синих тонет взор просторах.
Это просто чудеса –
Белых облаков узоры.

Мирный, теплый Сахалин,
Я ценю твое радушье!
Янь внизу, на небе – инь,
На столе – из моря суши.

- Батюшка, сегодня прозвучал в школах последний звонок. Вы как преподаватель и духовник многих московских школ, наверное, сегодня приветствовали детей и напутствовали их?

- Да, и мне хочется помолиться вместе с вами, дорогие друзья, за нашу молодежь. Вы знаете, я как духовник школы при Алексеевском монастыре весьма скромно оцениваю результаты деятельности нашей православной школы, потому что есть математические школы, есть классические лицеи... Но сегодня я смотрел спектакль «Синяя птица», который подготовили наши замечательные педагоги вместе с выпускниками и первоклашками. Это такая детская радость, непосредственность, может быть, видны какие- то огрехи, но зато как дружно, как красиво! Родители тоже поучаствовали, костюмы сшили. Я думаю: ну вот, детский сад у нас такой, такая простота, конечно, звезд с неба мы не хватаем, – и, довольный, испытывая небольшое головокружение после перелета с Сахалина, вышел я на улицу и пошел приобщать старушку в соседнем квартале. А обитель наша окружена государственными школами. И вот вижу там абитуриентов: стайку девушек и юношей, человек восемь, курят стоят, девицы такие раскрученные. Дети, конечно, но с другой стороны, у них на лицах выражение какой-то ушлости, молодежь серенькая какая-то. Молоко на губах у них не обсохло, но вижу: молодые люди уже тронуты тлением, и как-то мне, знаете, стало так очевидно, что Бог оправдает существование православных школ, ведь у наших детей сохранены детство и девство, сохранена чистота, а значит, они испытывают радость бытия, они, милостью Божией, не вкусили запретного плода, не упали, не испортили себе жизнь. Что будет завтра – мы не знаем, потому что хозяин – барин, каждый распоряжается собственной жизнью и является кузнецом собственного счастья или несчастья. Но с Божьей помощью мы выпускаем таких же чистых ребят, какими они вошли в стены школы. Можно получить образование, но при потере чистоты ничего не стоит вся эта осведомленность и компьютерная натасканность. Потому что только ребенок, сохранивший в одиннадцатом классе чистоту души и тела, имеет всё необходимое и достаточное для того, чтобы впоследствии раскрыться как личность для служения Отечеству, для служения Церкви Божией, для служения Господу Богу.

Дай Бог, чтобы наши светские учебные заведения тоже нравственно возрождались. Но покуда школа разлучена с Церковью, достичь этого очень нелегко из-за развращенности современного мира и темной информационной волны, которая, как цунами, обрушивается на юные души через средства массовой информации и интернет. Будем делать всё от нас зависящее, а Бог поможет!..

Еще раз поздравляем всех с праздником Вознесения и грядущей новозаветной Пятидесятницей – днем Святой Троицы!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]