Перейти к основному содержанию

04:56 20.04.2024

Антинаркотический марафон

17.02.2016 07:35:27

Антинаркотический марафон. Протоиерей Олег Стеняев, консультант-эксперт по вопросам химической зависимости Алексей Долгих. Ведущий  - Владимир Носов.

Часть 1. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/07/19-00.html

О.Стеняев: Сегодня мы проводим в прямом эфире антинаркотический марафон. Он продлится два часа, с семи до восьми и с девяти до десяти вечера. Как обычно,  по воскресеньям, у микрофона – протоиерей           Олег Стеняев и ведущий Владимир Носов. У нас в студии будут гости.

Проблемы наркомании, пьянства  очень серьезны. Иногда нам задают вопрос: что Библия говорит  о наркомании? Давайте, прежде всего, определимся, что такое человеческая личность. Интересное определение дает средневековый философ и богослов Боэций: Личность  - это индивидуальная субстанция разумной природы. Таким образом, личность прекращает существовать, когда индивидуальная природа перестает быть разумной, т.е. она разрушается.

Что  говорит о пьянстве Священное Писание? Мы читаем: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк.21,34). Что значит «смотреть за собою»? Это - надзирать за самим собою, чтобы сердца наши не отягчались объедением и пьянством. Кто -  то может спросить: а с физиологической точки зрения  как сердце может быть отягчено объедением и пьянством? Имеется в виду, что когда человек переедает,  и это совмещено еще и с пьянством - то это мощная нагрузка для организма, удар по сердцу человека, по его здоровью. И мы должны избегать праздности и критически оценивать те или иные застолья, на которые нас приглашают. Задумываться, стоит ли идти на такие застолья или нет?

 Так, например, в книге пророка Даниила рассказывается, как отроков из еврейского народа пытались буквально затащить на пирушки при Вавилонском дворе.  Предлагали им вино, всякие изысканные напитки, жирную пищу и т.д., и как они сопротивлялись этим предложениям, потому что понимали: это угроза для их нравственного состояния. А о вине прямо сказано, что в нем есть блуд. И пьянство  - грех, который влечет за собою  букет греховных проступков. Апостол Павел пишет: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь пьянству» (Рим.13,13). Что значит - как днем? Не надо впадать во мрак пьянства, во мрак объедения, когда все совмещается, в затяжные ночные трапезы. Мы должны, как днем не позволяем себе какое - то непристойное поведение, так и в любое другое время тоже  оставаться христианами.

Еще апостол Павел учит:  «Говори то, что сообразно со здравым учением, чтобы старицы не порабощались пьянству» (Тит 2,1-3). Оказывается, пьянство - это не только проблема мужчин, но и женщин, не только проблема молодых, но и пожилых.

Хотя известно, что наркомания и пьянство молодеют - они втягивают свою орбиту людей самого разного возраста. И разных занятий.  Мы знаем, что есть определенный ценз, каким должен быть священнослужитель. Безусловно, священнослужителям разных ступеней запрещается пьянство. Так, например, сказано: «Епископ должен быть не пьяницей» (1 Тим.3,2-3) и еще ( Тит 1, 7) и (1 Тим  3, 8), где  сказано: «дьяконы тоже должны быть не пристрастны к вину».  Т.е. разные степени священства должны проявлять дух трезвения и не поддаваться на провокационные застолья. Известны случаи, когда уважаемые люди оказывались в тяжелом состоянии, особенно, когда выпивали не со своими, а с чужими людьми. И это кончалось крахом церковных карьер. Это, конечно, все очень печально.

В Священном Писании говорится также, к чему приводит пьянство. Во-первых, к обнищанию. Например, мы читаем: «Кто любит веселье - обеднеет, а кто любит вино – не разбогатеет» (Притч.21, 17). Действительно, бесконечные застолья истощают семейный бюджет. Пьянство также приводит к ссорам и дракам: «У кого вой, у кого стон, у кого ссоры, у кого горе, у кого раны без причины, у кого багровые глаза  -  у тех, которые долго сидят за вином» (Притч. 23, 29- 30). Пьянство приводит и к распутству, сказано: «Не упивайся вином, от которого бывает распутство». Действительно -  то, что человек не позволил бы себе в трезвом состоянии, он легко совершает в состоянии опьянения.  Он может поступить вопреки  своим собственным правилам, нравственности и морали. Пьянство, и наркомания как опьянение химическим веществом делают человека лживым, он начинает держаться всяких неправд: «Не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы напившись, они не забыли закона и не извратили суда всех угнетаемых» (Причт 31, 4  - 5) Когда человек пьян -  он становится лживым и он извращает нормы справедливости.

Пьянство приводит к тому, что человек предает забвению служение Создателю. Мы читает об этом в книге пророка: «Гусли и свирель, и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5, 12) т.е. когда человек оказывается в таком состоянии, то он предает забвению  служение Богу.  Или,  если, не дай Бог, совершает служение Господу в пьяном виде  - это вообще приводит к оскорблению имени Всевышнего.  Потому что в таком состоянии человек не должен приступать к священнодействию.  В Законе Божьем в Пятикнижии Моисея есть прямой запрет для священников появляться в пьяном виде для совершения Богослужения в общественных местах.

Писание призывает избегать общества  пьяниц  (Притч 23, 20): «Не будь между упивающимся вином».  В Псалтири сказано: «Блажен муж, иже не ходит на совет нечестивых и на пути грешных не стоит и в собрание развратителей не сидит» (Пс.1). Собрание развратителей по -  еврейски «мацахек», это слово означает тех, которые склонны к идолопоклонству, блуду, жестокости. Апостол Павел пишет: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается пьяницею, с таким даже и не есть вместе» (1 Кор  5,11). Пьяницы -  это группа риска и когда мы начинаем устраивать совместные трапезы с такими людьми -  мы наносим вред не только им, поддерживая антихристианский образ жизни, но и самим себе.

 И еще апостол Павел пишет: «Дела плоти известные, они суть ссоры, убийства, пьянства, бесчинства и т.п., предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царство Божье не наследуют»  (Еф 5,19-21). Т.е. пьяница не может наследовать царствие Божье, естественно, и наркоман, если человек не преодолеет в себе эту пагубную страсть. И у пророка Исайи есть обличительные угрозы пьяницам: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. крепких напитков), и до позднего вечера разгорячают себя вином, горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5,11 – 22)  т.е. пьянство -  это не та храбрость, которой человек может быть доволен, эта храбрость наносит непоправимое увечье физическому состоянию человека. И в книге «Второзаконие» (Втор 21,18-21)  находим: «Если будет у кого сын буйный и непокорный, то отец его и мать скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен, мот и пьяница». Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти. Итак, истреби зло из среды себя  - и все израильтяне услышат и убоятся»  - такая мера тоже предусмотрена законом Божьим.

 Конечно, в наше время христиане не прибегают к таким формам наказания, мы не побиваем пьяниц камнями.  Но это делают Божьи ангелы, и очень эффективно, когда разрушают здоровье таких людей, как будто печень разрушается камнями, мозги разрушаются камнями, как будто все внутреннее состояние человека подвергается истреблению. В книге пророка Божьего Иоиля мы находим слова, которые призывают этих людей опомниться: «Пробудитесь,  пьяницы,  - но мы сразу прибавляем: и наркоманы, потому что в наше время эти две проблемы сосуществуют -  Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте,  все пьющие вино,  о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!  Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный, зубы у него львиные и челюсть у него как у львицы» (Иоил 1,  5-6). Но надо сказать, что это пророчество Иоиля исполнилось. Пьяницы пьют не виноградное вино, а химические порошки, которые имитируют запах винограда, цвет виноградного вина, а на самом деле никакого отношения к виноградному вину не имеют.  Это какая -  то бактериологическая война с нашим населением, когда эти химические вещества люди употребляют, и кому то кажется связанным с виноградом. И так, мы видим со всей очевидностью, братья и сестры, что Слово Господне, категорически отрицательно относится к проблеме пьянства.

А теперь посмотрим, что писали о пьянстве святые отцы. Блаженный Августин писал: «Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия». Когда наступает Новый год, я никогда не праздную этот праздник, потому что он выпадает на время Рождественского поста. Но когда у меня верующие спрашивают, что делать в новогоднюю ночь  - я призываю всех молиться.  Потому что в Новогоднюю ночь, когда люди напьются -  сколько девиц потеряют свою девственность, сколько людей запятнают себя постыдными поступками, грехами! Поэтому действительно прав блаженный Августин, когда пишет, что пьянство есть мать всех постыдных дел. И святитель Василий Великий писал: «Когда пьяным управляет вино -  он уподобляется лошади без узды». Действительно если лошадь взбесилась и несется, и у нее нет узды, чтобы можно было ею управлять, то падение ее может быть весьма велико. Но мы знаем, что животные -  и те не пьют больше нужды, скоты не бывают не в состоянии ходить, не падают на землю, не бьются об деревья, не теряют дороги после того,  как напьются воды -  а все это случается с пьяницами.

Надо гнушаться этого порока, который уничтожает порабощённого ему человека и делает его ниже состояния скота, и это, конечно, большая беда. Если человек оказался в состоянии пьянства или наркомании  - надо думать о том, как помочь ему преодолеть эту беду. И сегодня в нашем марафоне принимает участие консультант - эксперт по вопросам химической зависимости Алексей Николаевич Долгих. Добрый вечер, Алексей Николаевич.

А.Долгих: Добрый вечер, батюшка.

О.Стеняев: Расскажите, насколько процессы, связанные с наркоманией,  могут оказаться необратимыми.

А.Долгих: Речь идет не о том, насколько они необратимы. А насколько устрашающие размеры эта проблема имеет сегодня в России. Она по важности стоит на втором месте после террористической угрозы, хотя от терроризма гибнут меньше людей, чем от алкоголизма и наркомании. По официальным статистическим данным наркопотребителей в России 8 миллионов человек. Работая в реабилитации, мы столкнулись с такой проблемой, что когда в реабилитационном центре из 10-15 человек спрашивают, кто стоит на учете - то поднимают руки 2-3 человека. Т.е. восемь миллионов -  это только тех, кого на сегодняшний день можно было посчитать. Это количество можно смело умножать на 3 - 4, и мы получим приближенное к реальности число  20-25 миллионов людей, которые систематически или несистематически употребляют наркотики и психоактивные вещества. Это не считая просто алкоголизма, потому эти две проблемы  идут рука об руку. Если говорить о людях, которые употребляют алкоголь, то я думаю, здесь каждая, наверное, вторая -  третья семья имеет пьющего человека.  Я не говорю о каких- то стадиях конкретного разрушения от  алкоголизма. Но алкоголизм начинается с бутылки пива каждый день, с бокала вина вечером.  Культуры винопития, питья алкогольных напитков в российском обществе, к сожалению, не сформировалось. Многие кивают на страны юга Европы: Испанию, Италию, Францию,   где эта традиция складывалась годами. Но Россия сегодня   если не на первом, то на втором или третьем месте среди стран,  лидирующих по употреблению алкоголя, именно  - очень крепких алкогольных напитков.

О.Стеняев: Алексей Николаевич, у вас есть за плечами тяжелый стаж, вы употребляли наркотики в течение 15 лет, из которых 11 лет употребляли героин. Но, лишь  пройдя именно религиозную реабилитацию, вы нашли силы преодолеть все это. О реабилитации мы будем говорить во втором часе, с 9 до 10. А сейчас хотелось бы услышать, как близкие, родители, жены, мужья могут догадаться, что такая проблема у человека возникла. Прежде всего, акцент делается на наркомании.

А.Долгих: Конечно же, начинается с поведения, т.е. под угрозой человек, который экспериментирует с наркотиками. Сегодня это больше   каннабиоидная группа наркотиков: спайсы, курительные смеси. Все -таки героин стал сейчас менее доступным, это очень дорогой наркотик.  А спайс, так называемая соль, т.е. более дешевые вещества, которые сейчас предлагаются на улицах -  они просто заполонили школы, училища, т.е. от 13 лет подросткам уже предлагают обработанные специальным раствором жвачки абсолютно бесплатно. Но и, конечно же, когда родители видят, что поведение ребенка меняется, они могут списывать на усталость, загруженность в школе. К сожалению,  много времени теряется, драгоценного времени, которое не восполнится. Мы должны понимать, что наркомания – это, прежде всего, болезнь, которая имеет смертельный исход.

О.Стеняев: А какие необратимые процессы возникают при употреблении того или иного наркотика?

А.Долгих: Любой наркотик, марихуана, героин или что еще - он входит в обмен веществ человека.  Т.е. они полностью проникают в мозг, и в мозгу воздействуют именно на те области, которые отвечают за удовольствие. Вызывая тем самым обильные всплески разового удовольствия.  Потом, когда человек остается без наркотика, эти центры уже немного расшатываются, с каждым разом -  все больше и больше. Человек без наркотиков постоянно испытывает состояние подавленности, депрессии, его просто уже влечет к ним. Обычно с первого или со второго раза он, как правило, подсаживается.

О.Стеняев: Это то, что называются ломки?

А.Долгих: Ломки -  это то, что называется «тяга к наркотику». Это психологическая тяга, потому что ломки более связаны с физическим состоянием, хотя и психологические составляющие там тоже существуют.

О.Стеняев: Как известно, с распространением наркотиков связано очень много коррупционных скандалов, когда доставку наркотиков осуществляют те люди, которые, казалось бы,  должны бороться с этим явлением. Насколько легко в Москве достать тот или иной наркотик?

А.Долгих: На сегодня это   вообще не составляет никакого труда. Если мы даже сейчас в интернете, в поисковике наберем «купить наркотик» -  вылезет очень много предложений, под сотню, просто кладешь деньги на телефон, тебе приходит смс, где  лежит -  и едешь, забираешь всё. Настолько это упростилось, что если раньше были барыги, кого - то сажали, кого - то вылавливали, то сейчас это очень сильные составляющие, имеющие  маркетинг и буквально можно купить через сеть.

О.Стеняев: Человек, который считает, что у него легкий наркотик  - это иллюзия или уже проблема? Например, не употребляет героин? Вы начинали с чего?

А.Долгих: Тут надо еще поспорить, что легче? Мне кажется, от спайса умирает людей намного больше, чем во времена моего употребления умирало от героина, потому что это просто устрашающие масштабы в России на сегодняшний день. Эта проблема приравнена к террористической угрозе. Потому что спайс заполонил. В Москве, в больших центрах не видно, а в глубинку отъедешь -  там молодежь, начиная с 10-12 лет,  уже плотно на этом сидит.

О.Стеняев: Мне рассказывал отец Анатолий Берестов, что город и деревня сравнялись не по уровню жизни, а по уровню проблем наркозависимости, пьянства и т.д. А сам человек почему-то не цепляется за жизнь! Как эта проблема рассматривается изнутри, испытывает ли человек страх, или стремление к наслаждению?

А.Долгих: Общепринятое мнение, что эта проблема идет, прежде всего, из семьи. Во времена моего употребления – это были перестроечные времена, главной задачей  была возможность заработать деньги.  Родители просто теряли своих детей из внимания, дети оставались на улице, у них были неправильные приоритеты, в обществе неправильные авторитеты. Дети были подвластны плохому примеру, плохому влиянию. Сегодня это, какие - то эксперименты от счастья. Человек, который формируется, чтобы  осознать себя как личность, начинает экспериментировать, искать себя.  Очень подвержены этому влиянию творческие люди. В основном, повторяю, эта проблема идет из семьи. Ребенок недополучает внимания, ребенок недополучает любви.  Институт семьи тоже оставляет желать лучшего: где -то нет отца, 30% где родителей просто не живут или создают какую -  то видимость семьи -  естественно, это сказывается на детях. Дети идут за ответами к своим сверстникам или старшим, и те, в свою очередь, не дай Бог, подводят их, чтобы те ушли из реальности путем употребления каких- то дискотечных порошков. Потому что такой ребенок, как правило, закомплексован, если он не получил психологической поддержки, психологической помощи. Он эти комплексы пытается внутренние реализовать.  Раскрыть путем употребления алкоголя, он становится смелее, ему становится легче общаться с девчонками, где -  то получает первый сексуальный опыт под наркотиками, потому что родители, к сожалению, эти темы замалчивали, должного воспитания не дали, и дети начинают экспериментировать.  Ведь развитие личности не останавливается, к сожалению, масса  молодых людей, девушек поворачивают не на ту дорогу, и, как правило, бить тревогу бывает слишком поздно.

О.Стеняев: Мы коснулись проблемы разрушения мозговой жизнедеятельности. Как воздействуют те или иные вещества на общее состояние здоровья человека, зрение, мозг, сердце, печень, почки, и т.д.?

А.Долгих: Тут однозначно. Наркотик, входя в обмен веществ, имеет свои химические формулы,  чужеродные всему организму. Если это спайсы, соли -  то через полгода  - год мы получаем человека, у которого двойной диагноз, а иногда и тройной: биполярное расстройство, шизофрения и уже между этими диагнозами еще и наркомания. Т.е. таких людей очень сложно  вообще поймать как личность, месяцы уходят на то, чтобы его как личность собрать, чтобы он смог себя осознать заново, не говоря о повреждении почек, печени. Это всевозможные заболевания, если говорить об угрозе ВИЧ, СПИД, гепатита.  63% по статистике - это люди, которые получили свои статусы гепатита и ВИЧ через употребления наркотиков. 20% - через беспорядочные половые связи.

О.Стеняев: Или человек принимает наркотики, укол делает - от этого заражается. Или, оказавшись в наркотическом опьянении, вступает в беспорядочные половые связи с людьми этой тусовки и получает от них букет болезней.

А.Долгих: Даже, да. Многие молодые люди считают, что есть какие-то дискотечные наркотики, которые безобидны на сегодняшней день. Там экстази или галлюциногены, или амфетамины. Сходил на дискотеку, раз употребил -  и в организме происходит и накапливается обезвоживание, то-есть можно умереть от недостатка влаги.

О.Стеняев: А проблема гепатита?  Он также опасен, как и СПИД?

А.Долгих: Гепатит С и гепатит В, это на сегодня самые опасные…..

О.Стеняев: Гепатит более распространён, чем СПИД?

А.Долгих: Иногда получается, что и более распространён, а иногда в форме того что есть и гепатит, и ВИЧ сразу. Если говорить про гепатит С, то на сегодня уже есть такие формы, которые поражают не только печень, но и ряд других жизненно важных органов в организме. Т.е. это вирус, который проникает в организм  и живет очень долго. Есть разновидности гепатита С, которые не ведут к патологическим изменениям, люди живут с ними по 70-80 лет. Но если они проводят свою жизнь трезво.

О.Стеняев: Брат Владимир, сегодня Вы были на большом празднике, что вы можете рассказать? О спорте как альтернативе асоциальному образу жизни? Ведь действительно родители сейчас в тяжелой ситуации. 90-е годы возвращаются, и надо добывать средства на хлеб насущный и меньшее время уделять внимание детям. И действительно, как позаботится о ребенке, который остается дома? И, может быть, как раз спортивные секции, спортивные праздники -  это такие мероприятия, такой образ жизни, который может помочь молодому человеку обрести нравственную, моральную вменяемость? Расскажите о празднике.

В.Носов: Да, батюшка! Сейчас пытался внимательно слушать Алексея Николаевича, и, честно говоря, просто нужно  всем дружно бить в набат.  Бить в колокола, потому что эти цифры, особенно, которые мы имеем по статистике – потерь: передозов, смертей, летальных исходов  - это можно сравнить напрямую с войной. Против нас идет война, и, к сожалению, мы убиваем сами себя

О.Стеняев: Это химическая атака против нашего населения.

В.Носов: Да, и, конечно, антидотом, прививкой против такого нездорового образа жизни, такого самоубийства может быть только спорт и здоровый образ жизни. Очень важно мне, кажется, эту тему поднимать с самых молодых ногтей, с самого раннего детства. Хочу рассказать Вам и слушателям  о том,  что мы сегодня видели в городе Пушкино -  это был VI  турнир по карате. Этот турнир проводился в честь нашего святителя, равноапостольного Николая Японского. Это уникальное соединение именно духовной силы в лице святого, и силы физической, представители которой были сегодня в большом количестве. Сегодня было полторы тысячи только участников. И со всеми родителями, друзьями было больше пяти тысяч зрителей. Это, конечно, было потрясающее зрелище. Турнир начался, официальная часть началась с молитвы «Царю небесный». Можете себе представить; тысячи людей поют «Царю небесный» -  не все, может быть, но те, кто знал слова. Отец Кирилл Соколов, самый главный организатор и мотор этого турнира, идеолог и аккумулятор, можно сказать, он сегодня буквально в поту был. Так он окропил всех участников и зрителей святой водой, и это, мне кажется, очень важно сегодня, потому что часто на спортивных соревнованиях звучит «Спорт против наркотиков». И это целесообразнее, мне кажется. Молодому человеку в 15-16 лет запугивание, вот, ты будешь больной, потеряешь здоровье, личность свою потеряешь - мне кажется, на молодежь не окажет такого воздействия. А вот именно противопоставить, показать пример здорового человека, спортсмена, которому просто неприемлема рюмка водки, ни, тем более, доза героина, ни соль -  ничего подобного. И вы знаете, практика показывает, что реально эти люди молодые, спортсмены, те, кто только начинает заниматься спортом  -  сейчас начинается активное гражданское общественное движение. Брат тоже знает и подтвердит, что реклама этой заразы -  спайс, соль -  под ногами постоянно. В Москве вдоль по улице мы идем и проходим мимо. Проходим мимо почему?

О.Стеняев: А в каком виде бывает такая реклама?

В.Носов: Батюшка! Вы не обращали внимания, она прямо на асфальте по трафарету прорисована.

А.Долгих: Сейчас закрашивать все  - таки стали. В провинции есть, еще осталось, но все равно активисты выходят, закрашивают.

В.Носов: Совершенно верно. Там просто одиннадцать цифр мобильного и слово «соль». И многие люди не понимают вообще, о чем это, или «спайс» написано, и мобильный телефон под ногами  - это делается баллончиком с краской буквально ровно за 30 секунд. И люди идут мимо этих слов, не обращая внимания, читая под ногами, не понимают, что это реально угроза, убийство даже, возможно, их детей. И вот сейчас правильно сказали, что многие молодые люди, что очень важно, очень радостно  - видят эту мерзость и берут баллончики и закрашивают. Я даже знаю больше, я знаю случаи -  их тоже не мало, когда они вызванивают барыг -  так называемых продавцов наркотиков, сдают их сотрудникам правоохранительных органов, даже может быть рукоприкладство при сопротивлении.

А.Долгих: Хорошо, что сдают, обычно по- другому разбираются.

В.Носов: Знаете, это очень важно.

 О.Стеняев: Но иногда бывает, что эти барыги сдают своих клиентов. Чтобы с одной стороны -  показать, что какая - то работа ведется против распространения наркотиков.  Многие представители власти кормятся от этих барыг. А когда представителям власти надо показать, что такая работа ведется -  самим барыгам указывают, где брать, кого брать, какую точку накрыть и какую  - оставить. Мне рассказывали, что некоторые барыги сдают мелкие партии наркотиков, чтобы представители власти могли отчитаться, что они борются с этим явлением, а более крупные партии проходят совершенно без всякой помехи. Мне кажется, эта проблема перестала быть проблемой только семей, она касается и правоохранительных органов, пограничных служб, контингентов наших войск, которые находятся в других странах -  например, в  Таджикистане, Киргизии. И если мы начнем на всех уровнях ставить заслоны, фильтры чтобы ничего этого не прошло – тогда, действительно, может быть положительный результат. А если попытаемся бороться с этой системой только на уровне семьи – например, отец в ужасе от того, что ребенок стал наркоманом, и он пытается разобраться -  его, отца, просто уберут. Если не барыги, то те представители правоохранительных органов, которые крышуют этих барыг. Таких людей просто стирают в пыль, от них ничего не остается. Это настоящая беда, это национальная катастрофа. И мне кажется, в связи с таким понятием, как распространение наркотиков и одурманивающих  веществ надо пересмотреть некоторые понятия. Человек, распространяющий наркотики  -  не просто враг государства, он враг жизни, враг народа в самом  драматическом понимании этого слова, тот, кто несет смерть. Считаю необходимым ввести смертную казнь за распространение наркотиков, я имею в виду опять тех же барыг.  Потому что когда барыга эксплуатирует рядового наркомана, чтобы он распространял наркотики -  это совсем другая ситуация.  Мы уже определились, что наркозависимый  - это больной человек. А человек, который не болен наркозависимостью, а просто делает на этом бизнес -  здесь со всей строгостью надо выносить решение по поводу таких людей.  Особенно тех оборотней в погонах или без погон, которые прикрывают такие вещи или закрывают глаза, чтобы не смотреть на то, что происходит. Алексей Николаевич, у меня к вам вопрос. Все-таки расскажите подробнее, как мы можем обезопасить наших детей, какую профилактику проводить среди них, чтобы как - то уберечь их от такой пагубы? Что должен сделать родитель? Вы сами отец, у вас двое детей. После успешной религиозной реабилитации вы крепко стоите на ногах.

А.Долгих: Я думаю, что если  в семье существует доверие между родителями и детьми, то нет тем, которые нельзя было бы обсуждать. Я понимаю,  что существуют возрастные категории для обсуждения того или другого вопроса. Но наркомания молодеет. Моему сыну девять лет, дочери на два года меньше. Мы с ними обсуждали уже, есть такие мультики, устрашающие,  пугающие.

О.Стеняев: Родители это могут найти в интернете.

А.Долгих: Да. Вот такой есть: «Лоллипоп»  - про леденец. Молодой человек покупает леденец, лижет его, приходит домой без глаза, потом на следующий день  - без руки, потом без ноги. В итоге мама пошла за ним по улице ночью и смотрит: открываются ворота, старая бабка выходит и зазывает всех детей туда. И в итоге после употребления у парня остается только ухо. Конечно, на детское сознание, на детское восприятие имеет колоссальный эффект воздействия. Прежде всего, конечно, устрашающий. Но после этого мы садились, обсуждали. И постановили:  если кто- то будет предлагать что-то в школе -  однозначно отказываться.

О.Стеняев: Очень важно не перекладывать на школу эту обязанность

А.Долгих: Со школой вообще не так просто, потому что на сегодняшний день в России в системе образования проводятся такие профилактические акции по школам, но здесь есть тонкий момент. Потому что профилактика она может,  наоборот, обратиться как бы в пропаганду.  Эта система до конца не выработана, многие побаиваются на себя брать такую ответственность, что ты придешь, детям расскажешь о вреде наркотиков -  а им не дай Бог захочется попробовать.

О.Стеняев: Это как сексуальное воспитание, обратный эффект возникает.

А.Долгих: Да, да. Поэтому лучше это делать в семье. Потому что если тема проговорена, как говорится: знание - сила, если ты уже «предупрежден  -  значит, вооружен», то же самое и с детьми. Если ты с ними проговорил эту тему  - они видят, что главное в семье,  всегда так было  - это личный пример. Если отец и мать не курят, не употребляют алкоголь, пьяные по дому не ходят -  дети видят отношение родителей к этому и пойдут по их стопам. Я у отца начал свои первые сигареты воровать еще в четвертом классе, потому что отец курил. У меня возникал вопрос: что это такое, почему взрослым можно, а детям нельзя? А когда в семье этого нет -  и  у детей тяги не возникает. Даже если им кто - то на улице предложит    - он придет и спросит,   или, по крайне мере, скажет: мне сегодня предлагали это, это, это. И уже потом по факту можно пойти в школу разбираться.

 О.Стеняев: Брат Владимир! Вы еще и тренер у нас. Когда вы работаете с детьми, как тренер, какая -  то профилактика осуществляется?
 Как, например, участвуя в спортивных мероприятиях, в процессе обучения, тренировок подросток может наращивать внутренний иммунитет хотя бы по этим проблемам?

В.Носов: Во время тренировок с детьми все- таки получается поговорить, но этот разговор носит общий характер. Я, как правило, говорю простые вещи, но может быть, в этой простоте закладывается что - то полезное. Во- первых, я призываю детей -  я слышал, что сейчас такая проблема есть -  всегда предельно четко и внимательно слушать родителей. Я после тренировки пользуюсь некоей властью хотя бы на эти полтора -  два часа.  И  я говорю, чтобы дети непременно слушались своих родителей, учителей в школе, не ложились спать поздно, и, что самое главное, поменьше проводили время в интернете. Потому что ребенок на сегодняшний день может найти  любую гадость в любом телефоне. И то, что раньше мы не могли подумать в своем детстве -  сейчас это одна секунда.  Так вот, разговор, конечно, есть. Я, конечно, с такими маленькими с 4-х, 5-ти лет, у них  общая физическая нагрузка, с ними про наркотики рано…

О.Стеняев: С какого возраста занимаетесь с детьми?

В.Носов: Скажу по секрету, что самому маленькому два с половиной года. С любовью их так шутливо называем: «зародыши». Зародыши приходят -  и у них своя атмосфера: бегают, носятся, у них просто физическая подготовка. Но я заметил, что для детишек очень важно оказаться в этой атмосфере. Они приходят в клуб, видят портреты легендарных спортсменов, они находятся в среде, где ни когда не ругаются матом, где не  будет никого  с сигаретой, с банкой пива, никакой грубости. Все в зале здороваются при встрече, прощаются при расставании, и это полезно. Человек оказывается в большом коллективе. Допустим, мальчика оставляют одного на полтора часа, среди коллектива в 40 детей, у него появляется дисциплинированность. Он старается выполнять то, что ему говорят. И разговаривая с более взрослыми, мы разговариваем с родителями, многие из которых тоже тренируются. С ними постоянно ведутся разговоры и в четверг, и в пятницу. Это не только профессиональные спортсмены,  а люди, которые тренируются для себя. Мы часто говорим, что не должно быть никаких пьянок, оргий, посещения разных аморальных мест.  Мы с вами увидимся в понедельник и во вторник на следующей неделе, хотелось бы вас увидеть в таком же состоянии, говорю им. Я думаю это важно, потому что как сказал брат Алексей Николаевич, что очень много сегодня идет из дома, от родителей.   Скажу такую статистику, это страшно: около 60% алкоголиков получают первую рюмку из рук своих родителей. Мы все вспомним в детстве эти шутки, совсем неадекватные и непонятные, когда ребенку в какой- то стадии застолья  дают попробовать алкоголь. Это шутки самоубийственные или убийственные в отношении детей. Имеет место быть такой страшный процент, и все начиналось с сигареты и банки пива.

О.Стеняев: Маленькие вольности такие.

В.Носов: Маленькие вольности, мелочь так назовем, но это далеко не мелочь. Всемирная ассоциация здравоохранения  причислила и табак, и алкоголь тоже к наркотикам.

О.Стеняев: А сейчас принимается закон о том, чтобы облагать пошлинами все эти товары: чупа-чупс, картошку, молодежь любит есть эти вещи.   Эти химические вещества в пепси, миринде, спрайте  наносят реальный вред здоровью, а молодежь это почему- то очень любит, особенно подростки. И сейчас будут ограничивать ввоз на территорию нашей страны. Потому что мы видим, что дети растут  - и у них слишком рано возникают проблемы со здоровьем. Я счастлив, что вырос в Советском Союзе, в городе Орехово-Зуево. Мы жили в своем доме и у соседей мы покупали молоко. У нас всегда было парное, настоящее молоко. Была своя картошка, мы выращивали на своем огороде свой лук, свой чеснок -  все своё было, натуральное. И тогда не было химических атак в виде каких - то продуктов, которые сейчас переполняют всякие сладости, химикаты. Не было киосков, где дети это могли спокойно покупать. Мне кажется, когда мы боремся за духовную чистоту, за душевную чистоту человека, мы не должны оставлять проблемы связанные с человеческим телом. Как я часто цитирую известные слова из Священного писания: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваши дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в Пришествии Господа нашего Иисуса Христа». т.е. Бог хочет, чтобы и наш дух и наша душа и тело во всей чистоте, без порока целостности сохранялись к Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Каждый человек лично ответственен за свое физическое состояние. Потому что в Писании сказано:  «Кто разрушит храм -  того покарает Бог, а этот храм -  вы».  И, тем более, каждый человек несет личную ответственность за благополучие своих детей, других членов семьи. Потому что в Писании сказано: «Кто о своих, особенно о домашних, не печется -  тот хуже неверного   отрекся от веры». Поэтому мы не должны впадать в монофизистскую ересь, в заблуждение, что только душу ребенка надо спасать. Мы должны думать и о душе, и о духе, и о теле, чтобы совокупно наши дети развивались в совершенстве. Занятия спортом гармонизуют внутреннее состояние и внешнее, помогают ребенку приобрести иммунитет против враждебной реальности. Ведь сейчас настоящая химическая война идет против нашего населения. И чтобы сработал, если хотите, биологический инстинкт самосохранения нации - мы должны постоянно говорить об этих вещах. Мы не должны считать, что школа за нас это будет решать или что правоохранительные органы должны решать это за нас. Нет, все общество должно буквально объявить войну химическим атакам на наше население, тем более -  на членов наших семей, на самых юных, на  наших детей.

В.Носов: Батюшка, мы рассмотрели личностную наркоманию. Но  я хотел бы у вас спросить, почему часто встречаются внешне якобы благополучные родители, которые имеют все даже свыше нормы, богатые люди.  Но часто я слышал от них такие истории:  сын погиб от передоза, сын сидит на наркотиках и т.д., и  даже ни о каком счастье речи не идет?

О.Стеняев: А здесь другая крайность. Здесь заботятся больше о теле и совершенно не заботятся о душе. У нас же детей выращивают как картошку или капусту!

В.Носов: Заводят.

О.Стеняев: Да, заводят как собачек. Детей надо образовывать. Образование -  это не то, чем в школе занимаются. Смысл этого слова следующий: после грехопадения был потерян, омрачен образ Божий в человеке. И образовать человека это означает катехизировать человека, оглашать человека и, таким образом, восстановить в нем чистоту образа Божьего. Поэтому должно быть гармоническое сочетание. Мы проявляем заботу не только о теле, как в псевдоблагополучных семьях, но и о душе. Но и не только о душе, но и о теле. И мне кажется, что здесь Церковь и спорт могут дополнять друг друга.

В.Носов: Да и к этому как раз скажу, что в декабре был принят Указ об образовании Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту. Куда вошли известные спортсмены, священники, даже владыки. Вот владыка епископ Тихон Шевкунов, например.

О.Стеняев: Вы тоже вошли в этот комитет.

В.Носов: Милостью Божьей. Я надеюсь и жду от работы больших плодов, потому что проблема назрела, и, слава Богу, что  начинается такая работа.

О.Стеняев: Мне кажется, девизом такого комитета могут быть вот эти слова из Писания, которые мы сейчас процитировали: о гармонической чистоте и цельности духа, души и тела человека. Итак, первый наш час подходит к концу. Напоминаю: мы сегодня проводим антинаркотический, анти алкоголический марафон. И в 9 часов вечера мы продолжим наш марафон, но будем больше говорить о реабилитации людей, которые оказались в наркотической и алкоголической зависимости.  О том, что сделать, чтобы реально помочь этим людям. Спаси вас Христос.

Часть 2. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/07/21-00.html

О.Стеняев: - Мы продолжаем наш радиомарафон о проблемах наркозависимости и алкогольной зависимости.  У нас есть гость в студии, консультант-эксперт по вопросам химической зависимости Алексей Николаевич Долгих. Добрый вечер.

А.Долгих: - Добрый вечер.

О.Стеняев: - Мы продолжаем тему, и как  на прошлом часе, с 7 до 8 часов, мы начинали с библейского анализа проблемы алкоголизма. Сейчас мы поговорим о суицидальности.  Никакой другой грех, как наркомания, не является таким суицидальным. Потому что он уже заведомо обрекает человека на смерть. В Священном писании говорится, что только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. Сказано: «Я умерщвляю и оживляю, -  говорит Господь (Втор. 32, 39).  «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит»(1 Царств 2, 6) и еще сказано: «Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь во врата ада и возводишь» (Прем 16, 13), т.е. жизнь человека его смерть, как и его рождение, находятся в руках Бога. Люди, которые, например, прерывают беременность  - совершают грех против Божественного промысла. И когда человек употребляет наркотические средства или впадает в грех пьянства  - он бросает вызов Создателю. Это грех против священного дара человеческой жизни. Человек ответственен перед Богом за свою собственную жизнь. Собственно говоря, в Библии говорится о двух самоубийствах, которые были доведены до конца -  это самоубийство царя Саула, который накануне битвы пошел к ведьме и вызывал умерших людей. Вызывал дух пророка Самуила,  снял с себя царскую одежду и переоделся в обычную. Хотя своим указом царь Саул ранее запрещал обращаться к заклинателям умерших. На следующий день была битва, и Саул был весь изранен.  Он просил, чтобы его убили, и даже сам пал на свое оружие, но и после этого его пришлось добивать. Это Ветхий Завет. А в Новом Завете говорится о самоубийстве Иуды. Таким образом, мы можем составить представление об этом преступлении, как о поступке неправильном, неблагочестивом. Человек теряет упование на Бога, он впадает в крайнее уныние. Хотя в случае с Иудой мы знаем, что Иуда раскаялся. Сказано, что Иуда раскаялся, пошел, удавился. Сразу же возникает вопрос, что это за раскаяние, после которого человек кончает жизнь самоубийством? Это раскаяние перед самим собою, т.е. то, что называется самоедство. Это когда человек не совершает   раскаяния перед Богом. Например, бывают люди, которые совершают грех самоубийства, но при неудачной попытке остаются живыми. И потом они приносят покаяние Богу в Церкви, и Церковь отпускает им этот грех. Но когда самоубийство доведено до трагической точки -  нет надежды на исправление этого человека, потому что он не может покаяться. Человек умерщвляет свое тело в грехе наркомании, грехе пьянства. А тело, как мы знаем из православного представления о нем, это инструмент исправления человеческой души. И наркоман, пьяница выводит из строя этот инструмент, с помощью которого мы можем исправлять душу. Почему душа, лишенная тела, не может себя исправить? – Потому, что она лишена этого инструмента. Пока мы в теле  - мы можем поститься, можем совершать разные формы поклонения Создателю, можем координировать состояние души, часть каких- то ограничений связана с нашим телом. Но когда этого нет -  тогда ситуация резко меняется. В Евангелии от Матвея (Мф 5, 21) сказано: «Вы слышали, что сказано древними? - Не убивай, кто же убьет, подлежит суду», т.е. убийца подлежит суду, не только убивший другого человека, но и убивший сам себя. Его нельзя уже судить земным судом, но на Божьем Страшном суде он, конечно же, будет отвечать за это преступление против бесценного дара жизни. Ведь Бог  - это и есть Творец, который создал человека. В Священном писании,  в Евангелии от Матфея (Мф 16, 26) сказано: «Какая пользу человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Или: «Какой выкуп даст человек за душу свою?». И в состоянии наркотического или алкогольного опьянения человек разрушает жизнь своего тела, поражая нервную систему химическими веществами, и наносит непоправимый ущерб и своей душе. И как я уже говорил, у нас сегодня в гостях консультант-эксперт по вопросам химической зависимости Алексей Николаевич Долгих, который, кстати, не просто теоретик, но который пытается давать какие- то рекомендации, какие- то экспертные заключения. Нам Алексей Николаевич интересен тем, что он сам в себе преодолел эту беду. Он употреблял наркотики в течение 15 лет, из которых 11 лет он употреблял героин, т.е. очень тяжелый наркотик. И мы благодарим Бога за то, что Вы,  Алексей Николаевич, смогли все это преодолеть. Вы проходили религиозную реабилитацию. В первой части сегодняшнего марафона мы говорили больше о самой этой проблеме. А вот теперь хотелось бы услышать о том, какая система реабилитации существует и используется православными христианами для преодоления пагубной страсти наркомании и пьянства, алкоголизма.

А.Долгих: - Да, батюшка, чтобы коснуться вопроса реабилитации, нужно, прежде всего, понимать, что это такое. И в том понимании, которое существует сегодня, реабилитация  - это восстановление личности полностью внутренне и  внешне. На сегодняшний день сформировалась технология, после того, как все уже согласились, что это все -  таки больше болезнь,  и, как все остальные болезни, она поддается лечению. И с этой точки зрения подходят к вопросу и реабилитации, и лечения наркозависимости, и алкогольной зависимости. Просто существует технология.

О.Стеняев: - Я хочу несколько уточнить. Мне представляется, что наркомания является грехом, когда человек стоит на распутье первый раз, употреблять вещество или не употреблять. А когда он уже начинает все это употреблять, совершая этот грех, самоубийственный для него  - возникает необратимый процесс, и это переходит в фазу болезни. Пожалуйста, продолжайте.

А.Долгих: - Я, конечно, с вами соглашусь. Понять, где привычка перешла в зависимость достаточно просто самому человеку. Например, взять какой - то период, даже в алкогольной зависимости, пивной или никотиновой, в любой. Например, месяц просто сказать: все, я не буду употреблять  - и через несколько дней человек понимает, что он не может не употреблять, и вот здесь уже нужно серьезно задуматься. К сожалению, в личности зависимого человека есть синдром отрицания, и поэтому, как правило, функцию реабилитации, восстановления такого человека в 95% случаях берут на себя его близкие, его родные, которые начинают звонить во все колокола, ходить в Церковь, в больницы, проходят несколько кругов ада. К тому моменту, когда находят все - таки более- менее подходящую программу или подходящий реабилитационный центр.

- Отец Олег, у меня вопрос. Я в три года перенесла энцефалит. После этого я страдаю бессонницей и все время привязана к снотворным средством. Не подскажет ваш гость как от этого избавиться?

А.Долгих: - Я думаю, вам нужно обратиться к специалистам, прежде всего  - врачам. Конечно, снотворные должны исправлять функцию сна. Но злоупотребление психоактивными веществами, в том числе таблетками, и снотворными приводит к тому, что вы без них не можете спать. Если я правильно понимаю. Поэтому я думаю, что нужно обратиться к врачу, который даст вам правильную консультацию. Как таковое поймите, что тут должен быть принят целый ряд мер, для того чтобы ваш сон нормализовался и как таковой реабилитации вам и не нужно, но пройти какой то необходимый курс психологической, физиологической помощи вам все равно предстоит. Потому, что это ненормально, когда человек спит нездоровым сном, принимая психоактивные, седативные или снотворные вещества. Я думаю, здесь только так, потому что это нельзя отнести в разряд того, что человек именно как бы наркоман или он деградирует. Но некоторая функция жизнедеятельности нарушена, и здесь нужен комплекс мер, чтобы человека из этого состояния вернуть в норму.

- Добрый вечер! У меня есть двоюродный брат, которого я очень люблю, у него проблема. Два разных человека, когда он был до того, как начал пить – и после. Сейчас он просто спивается. Ему сорок с небольшим лет, но дело в том, что он в недюжинных умственных способностях, никогда никого не осуждает, у него прекрасный юмор. Но сейчас он спивается, превратился просто ни во что. У него проблемы с отцом, с матерью. Я заказываю молебны без конца, подаю записки, я заказываю сорокоусты, но, наверное, это все невозможно, да? Я просто от безысходности задаю вам этот вопрос. Спасибо.

О.Стеняев: - В Священном писании говорится, что нельзя пренебрегать искусством врача, потому что врач от Господа.  Об этом говорится в книге Иисуса сына Сирахова. Итак, вы говорили о том, что родители забили в колокола и пытаются найти решение этой проблемы. И вот женщина сейчас рассказала о проблеме с пьющим человеком. Куда лучше всего обращаться с такой ситуацией?

А.Долгих: - Если это касается родственника заболевшего, то здесь нужно, прежде всего, не паниковать и делать правильные действия по отношению к зависимому человеку, не важно, алкоголь это или наркотики, или форма игровой зависимости, которая тоже разрушает личность. И первое, что, это нужно осознать -  взять, прежде всего, себя в руки, попытаться восстановить проблему и начать диалог с зависимым человеком. Начать диалог доверительный. И если мы хотим помочь больному человеку, если у него рак или другие формы заболевания  - начинаем искать экспертов, врачей, тех людей, которые смогут его вылечить. И в этом случае с зависимостью нужно поступать точно так же. Как правило, люди начинают заниматься самолечением, идут на поводу у зависимого, на его привычках. Эти бесконечные обещания: «я сам брошу», «сам завяжу». Ведут его в Церковь, что в 95 % случаев это абсолютно бесполезно, потому что помимо духовной сферы человека, у него еще три повреждены. Он имеет непереносимую физиологическую тягу, это все равно, как при гриппе, например, человек не может не кашлять, потому что это некоторый симптом гриппа. Он не может отказаться от температуры волевым усилием, потому что это проявление этой болезни. То  же самое и здесь. Физиологическая тяга, психическая, социальная, его потери в обществе, где он начинает терять работу, финансы, связи с друзьями.  Появляется  напряженность в семье, т.е. все четыре сферы  жизнедеятельности человека поражаются. Воздействуя только на одну сферу, духовную, мы человеку не поможем, как бы мы того ни хотели, обращаясь к Богу за него, это, конечно, нужно делать в любом случае. Но самого человека, прежде всего, мы можем направить на реабилитацию или подвигнуть его к лечению только путем правильного действия, только путем поиска специалиста по вопросу зависимости: нарколога, психиатра. Ни в коем случае не подшивать человека, что происходит, когда начинают пользоваться всевозможными такими методиками. Происходит то, что человек, имея психологическую и психическую тягу, не может запретить себе не употреблять. И путем каких - то запретительных мер  - кодирование или подшивка -  мы человека еще больше провоцируем к тому, чтобы он вскрыл эту подшивку, что- то сделал: разрушил, разбил, потому что он не может волевыми усилиями, еще раз повторюсь, просто запретить себе влечение к какому- то веществу, будь то алкоголь или наркотики. Поэтому в человеке вызывает еще большее напряжение, когда мы на него воздействуем путем каких - то нетрадиционных  мер: или соседка сказала, или тетя посоветовала, или врач добрый сказал, что надо подшить. Здесь возможен и успешен  только комплексный подход в лечении: восстановление внутренней личности человека, всех его моральных, психических, физиологических состояний. И этот процесс очень небыстрый, процесс, который занимает, если брать алкоголиков, от 6-ти до 9-ти месяцев  - это стационарная реабилитация. Т.е. непосредственно удаление из среды зависимости в среду терапевтическую, где происходит выздоровление человека, среди таких же, как и он, под присмотром специалистов, консультантов. Которые 24 часа в сутки наблюдают его состояние, наблюдают его психоэмоциональный фон, которые корректируют, подводят его к принятию правильных решений, к открытости, к признанию своей болезни. И таким способом если говорить про наркоманов, то в зависимости от того или иного вещества, того или иного наркотика подбирается индивидуальный срок реабилитации. Если это марихуана  - хватает 3-х  - 5-ти с последующим выходом  в социум, где человек уже с приобретенными навыками зрелой личности повторно пытается вжиться в социум, занять социальные роли сына, мужа, ученика. Если это героин или более сильные, серьезные наркотики -  то здесь уже процесс восстановления  продолжается  от полугода до года с реабилитацией и ресоциализацией, т.е. программа с полным погружением. Если говорить о какой -  то статистике в этом случае, то мы должны понимать, что желание родственников не дает трезвости или восстановления самому пациенту.

- Здравствуйте! Раба Божья Людмила, Москва. У нас в России происходит геноцид, гибель наших детей от наркотиков. Какой- то очень сильный влиятельный наш враг обогащается, процветает на этом страшном деле. Вот я хочу задать вопрос: как прекратить поставку смертельного яда в наше государство? Скажите, пожалуйста, правительство, дума, министерство здравоохранения, образования противостоят этому страшному сатаническому преступлению?

О.Стеняев: - Я думаю, в вашем вопросе, присутствует уже ответ на этот вопрос. Выражать свое негодование и чем больше будет возрастать подобное негодование против экспорта наркотиков в нашу страну -  тем более эти люди будут чувствовать горящую землю под ногами.

 А.Долгих: - Батюшка, я немножко дополню ваш ответ. Я не соглашусь, что это геноцид только русского народа, это геноцид вообще всего населения в мировом сообществе. Проблема наркотиков -  это мировая проблема.

О.Стеняев: - Я слышал, что в Соединённых Штатах Америки она выражена больше.

А.Долгих: - Да, и не только. В Европе и странах Востока: Сирия, Израиль; Америка и Южная и Северная, и Канада - все просто задыхаются от наркотиков. Потому что это самый серьёзный бизнес после торговли оружием и проституции, которые входят в тройку лидирующих видов незаконных прибылей. Поэтому здесь я хочу сказать, что не нужно, наверное, требовать решения проблем от государства. Мы сами в силах объединиться перед лицом этой угрозы и для России, и для наших близких. Прежде всего, необходимо получать правильное образование, осведомленность, любые знания в этом вопросе и не быть дилетантами в том или ином вопросе касающемся зависимости. Потому что почти уже в каждом подъезде, в каждой второй семье есть алкоголик или наркоман. И если вы потратите немножко своего времени на подробное изучение этой проблемы, путей, выходов из нее – может, вы своими усилиями как христианин или христианка поможете той или иной семье, тому или иному человеку. Направите их  в правильное русло, и они не потеряют времени и, тем более, не потеряют жизнь дорогого для себя родственника.

О.Стеняев: - Вот очень интересные две истории, из Троицкого листка. Вот такая, например. Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя -  рассказывал один священник. Сколько горя его семья претерпела, сколько раз он с клятвой давал обещания не пить больше водки -  все было напрасно, он продолжал пить и буянить. Раз его жена купила где -  то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ, как один офицер избавился от запоя, читая по одной главе Евангелия, как только его начинала томить жажда водки. Купила и дала мужу прочитать. Семя доброе запало в его сердце, бедняга стал поступать по примеру того офицера. И что же? С каждым днем все реже и реже у него стало являться побуждение к вину. И он, читая благодатное слово Божье, совсем исцелился от запоя. И другой пример, из «Душепопечительного чтения» за январь 1864 года. В одном селе, на фабрике был один мастеровой, очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер. Но, к несчастью, он  запивал. Один боголюбивый человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется выпить ему вина, произносил про себя молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» 33-ти раза по числу годов 33-х летней жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался и стал это исполнять, и вскоре он перестал пить. Да еще что  - через три года ушел в монастырь. В моей пастырской практике был случай, когда я служил в Новосибирской области в городе Каменске (Каменск -  дореволюционное название Куйбышева). Там ко мне обратился один человек, наркозависимый. И сказал: Вы можете мне чем -  то помочь, потому что я уже измучился, не знаю, что делать? И я ему предложил: давай постится вдвоем. Вот мы сейчас садимся в храме, закрываемся от всех, мы не пьем воду, не едим, только читаем Библию. И он говорит: а вы тоже со мной будете сидеть взаперти? Я говорю: да, потому что одному тебе будет тяжело, вряд ли ты сможешь. И мы несколько дней ничего не ели, не пили, просто читали Библию. Вот это помогло, может быть, даже не сама голодовка, такой сильный пост, а вот то, что участие принимает человек, к которому он первый раз пришел и вообще он первый раз разговаривал со священником, как это потом выяснилось. И то, что тот берет на себя часть ответственности за него и часть труда  по его исправлению  - на него очень хорошо подействовало, потом он пытался справиться с этой проблемой. Мне кажется, что мы не должны этих людей загонять в некий вакуум одиночества, мол, ты сам виноват в этой проблеме и сам ее решай. Надо понимать, что беда всей семьи, если ребенок, подросток стал этим заниматься -  то вина на родителях, которые не провели профилактической беседы.  Расскажите о процессе реабилитации, когда есть необходимость изолировать молодого человека от общества. Как это проходит? Какие условия ставят перед такими людьми?

А.Долгих: - Здесь не лишним будет добавить, что в обществе существуют устойчивые стереотипы по отношению к алкоголикам, наркоманам. И, наверняка, эти стереотипы, лежат в основе тенденции не помогать этим людям, потому что от них отворачиваются. Но отворачиваются по незнанию.   Существуют стереотипы, что эти люди – уже  за социальной чертой, что их не вернуть, что они уже деградировали, что они находятся не в социуме, не в нормальном обществе. На реабилитацию на самом деле человек попадает, когда хоть чуть-чуть мотивации есть. Есть такой термин в психологии: уровень реабилитационного потенциала. Этот уровень реабилитационного потенциала находится в зависимости от внутренних установок личности, от воспитания, от мышления мировоззрения того или иного человека. Например, позвонили родители: вот у нас есть сын или дочь, у нас есть родственник, которому нужна помощь. Приезжают на консультацию, и уже задавая вопросы самому зависимому человеку, создается представление об уровне потенциала этой мотивации, на сколько человек может сознательно помочь себе. К сожалению, есть случаи, очень редкие, правда, но они все же есть, когда этого потенциала практически нет. Когда ты понимаешь, что человека можно изолировать, но в общество его уже вернуть нормальным не получится, потому что он просто не способен жить трезвым. И в числе алкогольно - зависимых людей эта вероятность больше, потому что если говорить про наркотики, то деградирует внешняя личность человека, если говорить об алкоголе -  внутренняя.  Деградирует именно мозг, деградируют те психологические основы, опоры, без которых человеку не на что просто опереться, у него внутренняя личность полностью разложилась, это страшно. Это страшнее, чем любая другая зависимость, любая другая болезнь, которая быть может в обществе. Любой человек, даже который болен раком, цепляется за жизнь.  А бывают такие случаи зависимости, когда человек за жизнь не цепляется, у него нет психологической опоры, на которую он может опереться.

- У меня горе в семье, у меня тоже не воспитали во время. Сын и дочь уже взрослые. У сына двое детей он совершенно семьей не занимается. Его только интересуют друзья, выпивка и прочее. Я хожу в храм, я как могу, молюсь, я очень слаба духом, и это очень большая нагрузка. Я не знаю, грех это или не грех. Я сказала: Господи, если моя преждевременная смерть принесет пользу и исправление -  я отдаю свою жизнь раньше срока, возьми меня, если это принесет исправление моим детям, если это их спасет. Вот можно ли такой диалог повести с Господом,  или это дерзость? Мне кажется, я внутренне на сегодняшний день готова, это не первый раз у меня мысли такие, когда я просто дохожу до отчаянья и вижу, что ничего не помогает, и они катятся вниз. Ведь грехом пьянства связан не только сам пьющий человек, напился  - и все. От него тянется целая поведенческая цепочка, и на детей влияет, и на внуков, и на дочь, и на все. Я сама прожила такую грязную жизнь, как Мария Египетская говорила: если я буду рассказывать -  воздух осквернится. Не грешно ли мне просить? Или нужно помучиться?  А я чувствую, что я не в состоянии, начинаю молиться  - на меня налетают жуткие нападки, просто чудовищные, меня сметает, просто сметает.

О.Стеняев: - А как вас зовут?

- Галина.

О.Стеняев: - Помолимся, братья и сестры, за Галину, за ее проблему, пусть Господь благословит эту рабу за ее дух жертвенности, которую она проявляет, но  все- таки мы должны помнить, что говорил Бог: «Я умерщвляю и оживляю» (Втор 32,39). Жизнь не только наших близких, но и нас самих  - в руках Бога. Если даже кто - то произносит такую молитву, такое прошение перед Богом, надо всегда говорить: впрочем да будет не моя, но Твоя воля. Мы не должны выходить из подчинения Создателю и с благодарностью воспринимать этот дар жизни, что из небытия в бытие Бог позвал нас.

: - Здравствуйте! У меня соседка очень мучилась со старшим сыном, 22 года. Его девица приучила его к наркотикам. И соседка -  что она только не делала! -  узнала, что есть Центр в Нижнем Новгороде. Она живет сама в Реутове, под Москвой, и в такую даль она его специально отправила на целый год. Его там лечили в закрытой клинике. Сейчас парень приехал и даже не думает о наркотиках.  Поступил работать, спокойно живет, имеет машину -  и все уладилось. Еще хотела сказать, очень помогает икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» от алкоголизма. Надо постоянно в одно и то  же время читать акафист и четко верить, что Она спасет.

О.Стеняев: - Да, я знаю одного человека, который очень много пил и он поехал в монастырь, где эта икона «Неупиваемая Чаща». Он купил изображение, приложил к этой иконе и теперь постоянно носит на себе, это реально ему помогает. Расскажите все- таки об этих закрытых учреждениях, потому что это как раз такой положительный пример. Год там побыл, перевернулся и обрел социально значимую жизнь.

А.Долгих: - Батюшка, наверное, тут, говоря о закрытости, прежде всего нужно сказать о закрытости от того пагубного мира, а не вообще от мира. Т.е. те люди, которые находятся в реабилитационном центре, в любой момент могут его покинуть. Их там не закрывают под ключ, не ставят решетки, по крайне мере, в тех центрах, про которые я знаю и по той программе, по которой я работал. Т.е. человек не живет на собственной мотивации, если человек по собственной мотивации не проходит программу -  никакие закрытые двери, никакие решетки его не удержат, потому что тяга на край света приведет. Если он будет знать, что наркотик за триста километров -  он пешком дойдёт, на попутках доберется, но он будет употреблять. И, как правило, такие пациенты в программе не задерживаются. Когда человек попадает в Центр -  у него, прежде всего, пробуждаются контроль и дисциплина, т.е. первые два аспекта в реабилитации, с  которыми они сталкиваются. У него начинает упорядочиваться время. Он попадает в программу, он начинает от подъема до отбоя, каждая минута, каждый час, каждое действие наполнено смыслом. Он встает, молится, завтракает, убирает закрепленную за ним территорию, участвует во всех программных мероприятиях. Это и терапевтические сообщества, и группы арттерапии, психотерапии, консультация с психологом, т.е. все те методики на сегодняшний день, которые максимально раскрывает человека и дают ему возможность посмотреть на свою зависимость, на свою болезнь как бы со стороны.  Потому что очень многие наркоманы и алкоголики свою зависимость отожествляют со своей личностью. А вот момент, когда происходит разделение болезни  и личности -  это первый шаг на пути к выздоровлению. Когда человек перестает принимать на свой счет, что он наркоман, осознает, что он может владеть своей ситуацией, может взять под контроль какие - то вещи, в своей психике -  он может путем своих действий то жить с болезнью - то выздоравливать, потому что она все -  таки болезнь хроническая, прогрессирующая и неизлечимая. И люди, которые забывают об этом, могут после длительной ремиссии, после 10-15 лет срываться и возвращаться в то плачевное состояние, из которого они были подняты неимоверными усилиями.

О.Стеняев: - Даже есть такое выражение: «Героин умеет ждать»

А.Долгих: - Но здесь не только героин, любой наркотик, любое химическое вещество умеет ждать, даже сигарета.

- Батюшка здравствуйте! Раба Божья Галина, Москва. У меня тоже была проблема с сыном. Очень серьезная. Я боролась за него, молилась Господу. Он ездил даже в Оптину пустынь, полгода там жил. Много было молитв; и духовник наш молился, отец Алексей, из Афонского подворья, монах. И ничего не помогало. Даже я его спрашивала: батюшка, но мы же все делаем, мы молимся, почему он пьет? Мой духовник ответил, что очень большое влияние сатаны на него. Он меня благословил поехать к матушке Феодосии - это схимонахиня в Рязани -  а до этого у меня настолько уже психика надорвалась, что я в отчаянии стала говорить как бы Богу в упрек, что у меня все алкоголики: и отец пил, и муж пил, и сейчас сын. Ну, думаю хоть какой -  то проблеск есть, хоть кто- то не пьет, и прямо до отчаянья дошла. И вот после этого мы поехали с одной женщиной к матушке Феодосии. Долго там были у нее, стояли на морозе, но что она сказала сделать -  я все сделала, и вот уже больше 10-ти лет после этого сын перестал пить. Матушка Феодосия сейчас отошла к Господу. Я до сих пор ей благодарна за сына. Есть святые люди, которые вот так вымаливают несчастных больных. Наши молитвы иногда бывают даже бессильны. Я читала и акафист «Неупиваемой Чаше», и все было бесполезно.

О.Стеняев: - Один священник был очень пьющий, и его повезли к архимандриту Кириллу в Переделкино. И архимандрит Кирилл ему сказал: оставляй Москву, уезжай за город и живи где - нибудь подальше от твоего круга окружения. И он просто уехал в другой город, стал там жить у родственников, и в течение трех месяцев начал приходить в себя. Иногда действительно представляется невозможным без медицины, без серьезной психологической поддержки разрулить эту ситуацию -  и тогда происходит чудо исцеления.  Но чудо исцеления не перечеркивает тех усилий, которые должны употреблять психологи, психиатры, врачи, которые занимаются этой проблемой. Мы должны со своей стороны сделать все возможное для того, чтобы помочь этим людям или самим себе, если у нас есть такая проблема. И когда мы действительно сделаем все возможное -  тогда может быть результат, потому что Господу нужно и наше участие, т.е. энергия. Мы должны показать Богу, что мы не просто ждем чудо, которое сразу нас изменит. Это было бы слишком шикарно и слишком легко. А нужно соработничество с Богом, царствие Божие усилием берется. И, на мой взгляд, трезвость алкоголическая, наркотическая тоже достигается усилием, и употребляющие усилие восхищаются.

А.Долгих: - Здесь, к счастью или, к сожалению, такие случаи есть, и чудесные исцеления бывают целевыми усилиями. Человек просто запрещает себе  - и все, уходит в завязку навсегда, до конца своих дней, что называется. Но это от 3% до 5% из ста, т.е. тех людей, которые такими способами или Божьим промыслом, или волевыми усилиями заканчивают болезнь.  95%  - это люди, которым нужно пройти некоторые этапы. В этой болезни выздоровление  состоит в том, чтобы вернуться полноценными людьми в социум. Все -  таки для большинства людей эта проблема решается ими с точки зрения комплексного подхода.

- Добрый вечер! Я с большим интересом слушаю вашу передачу. У меня было подобная проблема с моей дочерью, у меня семья многодетная, поэтому мне было очень нелегко. Одна дочка старшая, детки младшие. Но я хочу исправить слова предыдущего выступающего, что Бог не может не услышать молитвы. Вот она говорила, что она молилась, потом поехала к схимонахине. Бог не может не услышать молитвы, может, Он ее туда и направил. Я это говорю от чистого сердца и только потому, что я молилась за свою дочку с такой верой! Богу говорила: Господи, ты не можешь меня не услышать, это же моя дочь, Ты мне ее дал, поэтому Ты мне поможешь. Я буду молиться столько, сколько будет нужно. В итоге 6 лет я молилась, и сейчас по Божьей милости дочка, которую никто не принимал в семье, все гнали, только я ее защищала – она опомнилась.  Самое главное - принимать человека таким, какой он есть. Принимать со всеми кошмарами, с этими немощами душевными свое дитя, и когда выдержишь   это все -  Господь поможет. Это  я сужу по собственному личному опыту.  И всем, кого я встречаю, знакомым всегда говорю, что Бог не может не услышать, если ты веришь -  с верой, конечно, это просто.

О.Стеняев: - Но как святые отцы учат,  Бог не хочет спасать нас без нас. Брат Владимир, расскажите, какие -  то сложные судьбы бывают? Люди приходят в спорт, и у них ужасный характер, ужасные привычки, и в какое- то время вы начинаете замечать, и потом вы пытаетесь исправлять это.

В.Носов: - Думаю, уже все услышали, что насколько этот недуг, этот грех, страсть опасна, страшна. Я тоже хотел сказать,  что в среде спортсменов есть случаи, и их не мало, когда уже действующий, состоявшийся спортсмен становился наркоманом и заканчивает печально свою жизнь, не говоря уже о спортивной карьере. Надо сказать еще, что этот бич ломает всех и людей с конкретной личностью, т.е. перед ним никто не может устоять в борьбе один на один. И мои наблюдения над окружением, среди, которых тоже есть наркозависимые,  они показывают, что процент излечения, исцеления, возвышается во много раз, когда человек принимает решение сам, когда человек сам берет себя за шкирку и делает какие - то шаги вперед. Конечно же, таких мало, но они есть. Я тоже много знаю таких случаев, когда в святых местах, в монастырях, в Свято – Троице -  Сергиевой Лавре, в Оптиной пустыни, в Псково-Печерском монастыре   у наркоманов, приехавших туда, ломки пропадают бесследно. Просто я много таких случаев слышал, когда люди не могли жить без наркотика, т.е. тяжелые стадии, они уже сидели на героине - и они констатировали, что ломка прошла безболезненно просто. Много случаев исцеления именно после окунания в источники на Крещение Господне, я знаю такие случаи, но и, конечно же, когда человек обращается к Богу  - он получает колоссальную поддержку. Очень важно поменять среду окружения, то окружение, которое оказывает на тебя греховное влияние. Как отцы нам советуют не посещать мест, и не находиться в тех местах, где ты раньше грешил, дабы не напомнилось тебе о предыдущих грехах. Так же, конечно, нужно полностью исключить любой контакт с людьми, от которых может тебе поступить предложение уколоться, понюхать, покурить или выпить. В этом плане спортивное окружение помогает, и человек, который приходит в группу и начинает тренироваться, он, таким образом, меняет свое мировоззрение от счастья и меняет окружение свое. В этом окружении ему никто не посоветует пойти ночью напиться в клубе или какую - то дозу отравы себе ввести. И еще более профилактической работы, чтобы не доводить до такого момента. Мне кажется, сейчас должно заняться популяризацией спорта, чтобы сегодня он стал нормой для молодежи. Занятия, во –первых, учебой, во -  вторых - посещения зала бокса, дзюдо, самбо, и, конечно же, для того, чтобы стать нормой -  это большое дело, это большая цель.  Но в субботу вечером молодежь должна не в клубах и кафе быть, а находиться на всенощном бдении, так же как с утра в воскресенье – на Литургии. Потому что мы видим, что клубы битком набиты, в ночные клубы на морозе очереди стоят. Молодежь в субботу на всенощной  -  это недостаточно распространенное, к сожалению, занятие. Так вот, пока абсолютная трезвость не стала нормой, это еще эффект «белой вороны», но надо сказать, что иногда лучше быть белой вороной, чем пьяным ослом.

О.Стеняев: - Важно, что которые люди не могут справиться с задачей  самоизоляции, т.е. когда человек говорит: не общество опасно для меня, а я оказался опасен для общества. Почему Мария Египетская уходит в пустыню после того, как она покаялась, причастилась? Она считала себя опасной для окружающих. Она считает себя недостойной жить среди людей и уходит в пустыню, чтобы жить среди диких зверей. И вот когда человек такое самоуничтожение осуществляет, или, например, он добровольно идет в центр реабилитации, закрывается там не только ради того, чтобы отгородиться от кого- то, но он считает себя опасным для других в неисцеленном состоянии. А пройдя реабилитацию, он видит, что уже не представляет угрозу для общества, как бы входит в новый формат жизни.

А.Долгих: - На самом деле бросить наркотики несложно. По своему опыту, по опыту моих многочисленных друзей могу сказать, что несложно. Главное    -  потом, выйдя или приехав из того же самого монастыря, не начать. Потому что, как правило, внутреннее состояние наркоманов в момент обращения за помощью непростое. Не бывает, что человек ничего не делает, и потом у него все хорошо. Я сам жил в монастыре. Я на полтора года уходил в монастырь, тоже по благословению владыки, и тоже приехал туда - и всё, и все ломки прошли, и все хорошо. Полтора года прожил, буквально три дня после трех  дней не продержался. Т.е. непроработанные дефекты характера, непроработанные эмоции и чувства, мышление, которое у зависимого человека годами формируется, они просто по одной и той же траектории у него в голове ходят. Неважно, куда его поместить, но если не проводить с ним работы в этом смысле -  проблема вернется.  Он не сможет, в нем нет никаких предпосылок, или основ, или вещей, на которые он может опереться, чтобы не употребить. Он не может ходить постоянно, грубо говоря -  обходить аптеки или точки. Смысл реабилитации - это чтобы человек получил полную свободу от химической зависимости. Неважно, в какую среду он попадает  - пьют ли за столом, употребляют с ним рядом наркотики, _ он должен чувствовать себя полностью освобожденным. В том смысле с работы, о которой говорит Христос: «так как Я освобождаю, никто не освобождает». И здесь духовное наполнение ощутимо в полной мере, та свобода от зависимости, которая есть, она на самом деле реальна.  Потому что я своей жизнью многим, многим людям свидетельствую, что не надо терпеть зависимость, не надо ее постоянно обуздывать. Можно один раз в жизни получить свободу от всех химических веществ и жить полноценной, свободной, счастливой жизнью, никогда не возвращаясь, не оглядываясь назад. И это качество, внутреннее качество такой свободы, оно реально. Потому что все остальные методики, все остальные средства, дают некоторую иллюзию свободы. Та свобода, которую дает Иисус Христос  - самая реальная, она самая действенная, потому что она настоящая, она истинная, её ни с чем не спутаешь. То же самое и со свободой от наркотиков. Ты понимаешь, что ты свободен раз и навсегда, и ты не будешь туда возвращаться. Но нельзя забывать, потому что есть психологические аспекты этой проблемы, этой болезни, о которой все равно стоит помнить, чтобы не возгордиться, чтобы опять не вернуться, что вот я такой всесильный, меня Бог освободил, и я пошел по всем точкам, по всем притонам наркоманов исцелять. Это до поры до времени. Здесь и мудрость нужна, и чувство меры, расстановка.

О.Стеняев: - Алексей Николаевич! Я хотел спросить: вот человек в какой - то зависимости пребывает, а может быть такой момент, когда он вдруг понимает, что он болен?

А.Долгих: - Человек понимает, когда он болен, при первых ломках. Там все иллюзии исчезают.

О.Стеняев: - т.е. сознание приходит рано?

А.Долгих: - Сознание приходит рано.

О.Стеняев: - А нет такой иллюзии: я могу бросить через неделю или я брошу к Пасхе?

А.Долгих: - Я ж говорю, что, как и у любой болезни, здесь  есть симптомы заболевания. Как у гриппа есть температура, кашель, насморк. Так и у зависимости есть отрицание своей болезни, самое главное -  ты еще чувствуешь силы, ты еще чувствуешь: поломало, поломало, ну ничего, типа я ж еще не как Колька -  ему ногу отрезали, а я всего месяц употребляю. Но все равно совесть и душа человека всегда подсказывают: слушай, дорогой мой друг, ты в серьезной проблеме -  и это все отчетливей пульсирует в твоем сознании с каждым годом. Я думаю, что каждый наркоман после двух -  трех лет употребления, который столкнулся с проблемой наркомании, или алкоголик он в тайне от всех, и даже от самого себя мечтает бросить.  Он ждет помощи, которая придет от Бога, он ждет помощи, которая придет от людей, он тайно надеется на это, но боится себе признаться. Потому что симптомы заболевания такие, что он не может этого просто сделать. Но совесть и душа ему подсказывают, что это внутренние муки, внутреннее душевное переживание.

В.Носов: - Очень страшно, когда эти слова совести -  как психологи, врачи называют навязчивые мысли, слова, и навязчивые идеи, когда человек реально начинает слышать уже не голос совести, это уже голос скорее демона или беса, который говорит: найди дозу, уколись.   И человек не может от этого освободиться, он реально слышит голос, у него реально начинается одержимость.

О.Стеняев: - Сегодня мы затронули очень важную тему, что исцеление во Христе  - это реальность. Как апостолы некие спросили Христа, кто может спастись -  они же в общем смысле спрашивали. Спастись от греха, от привязанностей, спастись от ада,  в конце концов. Христос ответил категорично: человекам это невозможно, но не Богу, Богу все возможно. И в сегодняшнем евангельском чтении, которое читал за Божественной литургией, об исцелении слепого человека, сказано, что исцеление пришло к нему тотчас. Вот когда Бог, Христос вторгается в нашу реальность со всеми нашими проблемами, исцеление происходит тотчас. Сказано: тотчас имевший сухую руку протянул ее -  и она стала здоровой. Сказано: тотчас расслабленный встал с постели и пошел домой. И вот это слово «тотчас», оно в Евангелие встречается неоднократно. Это слово, которое вселяет надежду в людей, что невозможное для человека возможно для Бога.

В.Носов: - Может быть, последний вопрос, если успеем.

О.Стеняев: - Да, говорите, пожалуйста.

- Слава тебе, Господи. Это Наталья. Я вам кланяюсь, я сама в Ростове родилась, если бы в Москву не уехала в 20 лет, не знаю, чем бы закончилось. Я хотела спросить, как у вас все начиналось, читали ли вы книгу, я в свое время прочла, она мне помогла: «Путевка в ад»,  это писал человек, который три года курил анашу.  Эта зараза ростовская, ездили сами, все это собирали, хи-хи, ха-ха, слава Богу, я потом отошла и к Богу здесь пришла, уже в Москве. И еще, братья и сестры, вы, отец Олег, прошу вас, послушайте. Дай мне, Господи, сказать,  не расплакаться. Увезли в реанимацию Кирилла Фролова, мы переписывались, он писал в последние дни книгу, у него пальцы немеют, наверное, шарахнул второй микроинсульт.  В прошлом году, когда трупы детские пошли  - он очень переживал  за то, что там творится, на Украине. И сейчас, с поездкой Патриарха, он день и ночь не отходит от компьютера…..

О.Стеняев: - Будем молиться за брата Кирилла.

О.Стеняев: - Вопрос адресован к вам. Вы читали книгу, о которой спрашивает женщина?

А.Долгих: - К сожалению, я эту книгу не читал, но тема очень близко знакома. В любом случае… Время наше подходит к концу, и хотел бы пожелать всем радиослушателям и всем людям, которые прямое или косвенное имеют отношение к этой проблеме,  не терять надежду, искать помощи Божьей, обращаться к Богу, обращаться к людям, которые уже имеют опыт исцеления.

В.Носов: - Наркотик  - это, действительно, путевка в ад. Эта путевка в один конец.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+