Перейти к основному содержанию

16:56 19.04.2024

14.01.2015 21:00. В прямом эфире архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает слушателям радио «Радонеж», ведущий – иеродиакон Елеазар (Титов)

25.02.2015 08:44:16

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

- В Священном Писании написано: «всем человекам однажды надлежит умереть, а потом суд». Именно на Страшном суде будет решаться участь каждого человека. Те, кто жили в Боге, по Его святым заповедям, каялись в грехах, стремились ко Христу - получат жизнь вечную в Царстве Небесном, а те, кто не каялись, не стремились жить в добре, но укоренялись во зле изо дня в день -  унаследуют вечные адские муки. Это, конечно, печально, но хотелось бы, батюшка, Вас спросить об аде и о рае. Что Вы можете сказать как православный пастырь? Может быть, есть примеры из Вашего личного опыта? И, конечно, всем нам хотелось бы от Вас услышать, как избежать ада и достичь Царства Небесного.

- Эта тема огромная. Но хотелось бы сказать о рае. Святые отцы говорят так: «О рай, о рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постигнуть то, что человек приготовил для себя. Если одна капля из рая упадет в соленое море, то все море усладит. Если одна капля сладости упадет в ад, прекращаются страдания, угашается огонь, и ад становится раем.  И цветок рая такой, что с ним ничего не может на земле сравниться». Это не сказки - это реальность.

В Откровении написано, что в обителях рая будут улицы из чистого золота, там не будет ночи, всегда будет день. Там не надо напрягать голосовые связки, чтобы с кем-то беседовать - мысленно все друг друга будут понимать. Там не нужен транспорт - в любую секунду каждый человек может быть в любой точке Вселенной. Я как-то вижу - птицы летают, поднимаются ввысь и высоко-высоко в небе парят, им такая свобода, красота, а нам после грехопадения не дано такой радости. У нас крыльев нет, но мы приготовлены к высшему, а это все - низшее. Там не будет ни горя, ни болезней, ни уныния, ни отчаяния, ни тревоги - там полнота жизни. Здесь, на земле, мы видим, как стареют люди, все ломается, стареет, гниет. Почему? Потому что это не наше время, не наш дом. Нам Господь приготовил другое.  Самое прекрасное, самое высшее. Я думаю, все мы знаем, что когда-то мы были в утробе матери, мы даже не знали о земле, что есть солнце, луна, планеты, что есть города, растительный мир, цветы, 7 миллиардов населения. Нам  это даже не приходило в голову. А когда родились -  всё это увидели. Так вот, наша душа в теле -  как ребенок в утробе матери. Порой  мы даже о духовном мире ничего не знаем. А святые отцы,  большие подвижники, когда молятся - они могут выходить из тела, а могут даже наполовину подняться из тела и видеть другой духовный мир. Конечно, не такой как земной, а совершенный мир.

Так вот, адские муки тоже имеют место. Но можно сказать так – человек уже здесь, живя на земле, предвкушает обители рая или адские муки. Если на человека посмотреть: он раздраженный, в гневе, злой, крик, шум, он готов всех уничтожить – то мы скажем: в этом человеке зачатки ада. Вот такого человека, Господь по своей великой любви, если бы и поселил в обитель рая, то он, наверное, там бы всех разнес. Но таких людей не будет в раю, для них рай будет адом. Я просто знаю таких людей - для них «вся благая», всё, что бы человек ни хотел - все получает, а внутри у них  нет ни мира, ни радости, ни покоя. И всем недовольны. Даже одна особа говорит: «Я не хотела бы жить на природе, я хотела бы жить  в городе, видеть и слышать,  как едут машины. Мне эти дурацкие березки надоели, я  хочу в город, дышать газами». Это состояние человека. Если человек здесь, на земле вел борьбу сам с собою и уничтожил все свои страсти и вместо страстей делал добрые дела и в них вырос, то это хорошо. Он даже здесь, на земле, будет жить хорошо, кругом будет зло- а у него в душе радость. Есть такие люди. Работая над собой, они достигли этого.

Кратенько скажем и об адских муках. Ведь Денница, который пал с неба, был в раю, он все это видел. И он верует, что есть рай, ад, Бог, ангельский мир, но он находится в такой гордыне, такой испорченности, что уже не может покаяться.   Он переступил черту покаяния. Хотя святые отцы и говорят, если с человеком ты плохо живешь, не нашел общий язык -  то всегда оставляй место для покаяния, когда разгневался. Сказано: «да не зайдет солнце во гневе вашем», потому что можно до утра не дожить. Огромная масса людей умирает, за каждую минуту умирает больше 100 человек и рождается еще больше. Адские муки - только душевные, но сказано в Священном Писании – «огонь, тартар, холод, противоположный огню». Тот огонь, который мы сейчас на земле видим, бесы этого огня не боятся, как мы не боимся огня на картинке. А вот геенского огня бесы трепещут, но поскольку они не могут покаяться, а все-таки они пойдут туда и хотят, чтобы творения Божии вместе с ними в аду мучились, как бы отомстить Богу. Хотя сами отошли. Даже сейчас, если на минуточку отвлечься и посмотреть глазами Бога, то мы увидим, что, в основном, огромная масса людей  стремятся только к удовлетворению нужд плоти: где достать деньги, чтобы холодильники были забиты колбасой, мясом, и был телевизор, ну, и водка. Вот цель. А о душе даже не думают. А самое главное-то у нас не тело, а душа. А она голодная, грязная, а она же ведь невеста Христова. Явится пред Богом не чистая, а грязная. И вот сказано: после Страшного Суда праведники пойдут на вечное блаженство, а грешники -на вечные адские муки. Если пройдут миллионы лет - это только начало, конца никогда не будет. Как один святой говорит: «Если взять и из нашей Земли сделать гору, и ласточка будет один раз в год прилетать, чтобы почистить клюв, она быстрее сотрет эту гору, нежели кончатся адские муки». Им конца никогда не будет. Даже если взять огромную гору мельчайшего песка и с каждым годом отбрасывать по одной песчинке, то, в конце концов, будет конец горы, а адским мукам конца никогда не будет.  И вот когда душа наша выйдет из тела, если она нераскаянная, а кругом нее злые духи, и они  покажут все дела ее, особенно нераскаянные грехи, и человек будет плакать кровавыми слезами, рвать волосы, но уже времени не будет дано для покаяния и исправления. А вся жизнь наша  в руках Божиих.

- Вот притча «Лазарь и богач»: Авраам богачу сказал, что у нас большая пропасть, и никто ни из ада, ни из рая переходить не может. Так что выходит, что за грешника молиться не стоит, потому что мы все равно ему не поможем?

- Вы какой веры?

- Православной.

- Господь сказал притчу до Воскресения.  А когда Христос воскрес, то и люди воскресли – значит, есть переход из ада в рай. И Церковь приняла и молится каждый день о упокоении, потому что у Бога нет мертвых, у Бога все живые. И помолиться об усопших нужно и необходимо. И Господь эти души  очищает, и они входят в обитель рая.

о.Елеазар:

- Само то, что Церковь молится за усопших, показывает нам то, что для душ, попавших в ад, есть оттуда выход через молитвы Церкви, через молитвы родственников. До Воскресения вход в рай был закрыт и для грешников, и для праведников, и лоно Авраама находилось в аду - это было место в аду, где не было мучений.

о.Амвросий:

- Когда я приехал в Троице-Сергиеву Лавру и был еще послушником, там же был и архимандрит Рафаил. Мы жили рядом. И он мне рассказывал про адские муки: однажды, когда я в монастыре жил в маленькой комнатке, помолился, лег в кроватку и чувствую: моя кроватка проваливается, проваливается под пол. Я лечу вниз, чувствую грунт твердый, мягкий, все лечу, лечу… и вдруг прилетел. Огромный зал, я нахожусь наверху, вижу людей, которые на корточках сидят и покрыты черным материалом, а сверх него слой пыли. И слышу- голос  называет имя моей бабушки, которая бросилась под трамвай. И говорит голос, что вас родственники посетили. И он оказался около нее, она сняла с себя черное покрывало, и он с радостью говорит ей: «Бабушка! Вот я пришел к Богу, и мой брат Анатолий тоже». А Анатолий - это Берестов, детский профессор, который сейчас иеромонах или игумен уже. И, конечно, она слушала и говорила «хорошо, хорошо», а ей-то плохо. И слышит он голос: «Заканчивается свиданка». Вдруг он оказался опять наверху этого здания и стал снова проходить твердый слой, мягкий, и говорит: вижу пол - сквозь него через кровать, матрас прошел и очнулся лежащим, и спать не хочу. Вот Господь частично показал, в каких страшных муках находятся те люди, которые покончили жизнь самоубийством.

о.Елеазар:

- Многие думают, что в ад помещает людей Господь как в наказание за какие-то грехи. Но ведь Господь никого не наказывает и никого никуда не помещает. Просто каждому достается место, соответствующее состоянию его души. И вот смотрите, о.Рафаил сказал своей бабушке, что стал верующим, находится в монастыре, но для нее это было абсолютно все равно - это состояние погибшей в грехе души, для которой уже не существует Царство Небесное.

о.Амвросий:

- Здесь еще есть такое - многие страдают: болезни или душевные скорби, отчаяние, ненависть, тоска, и они хотят закончить эти страдания, прервав жизнь, как некоторая молодежь бросается в окно или режут себе вены. А человек, кончая жизнь самоубийством, что делает? Совершает грех убийства. А душа вышла из тела и уже потеряла возможность каяться. Это смертный грех, и душу забирают бесы.

- Батюшка, вот Вы сказали про рай, что там улицы из чистого золота и драгоценных камней. Это иносказательно или реально? Как это нужно понимать?

- Это написано в Откровении. Я думаю, надо понимать духовный смысл. То- есть там все на высшем уровне. И как апостол Павел говорит, когда он был на третьем небе и видел эту красоту, слышал пение, а выразить не мог. Он не понимал, был в теле или вне тела. Рай настолько прекрасен, что его ни с чем сравнить нельзя. То золото и драгоценности, которые мы здесь на земле видим - это ничто, тень, по сравнению с тем сокровищем, которое Господь приготовил любящим Его.

- Как быть, если   в храме во время причащения священник молчит? Хочется слышать:  «причащается раба Божия…», а этого нет.

- Святитель Иоанн Златоуст говорит такие слова – «кто готовится причащаться, бывают искушения до или после», и значит, мы с вами настроились не на то, что надо. Мы с вами принимаем Бога - Творца Вселенной, Христа Спасителя, Он же и Творец неба, а тут мы не столько настроились принять Христа, а настроились на то, что батюшка не говорит имя.  Народу бывает много, и я, бывает, не говорю вслух, а мысленно. Но то, что у вас искушение - это от врага. Значит, Вы настроились не на то, чтобы принять Христа, а на то, что батюшка не называет имя. То есть комара отцеживаем, а верблюда поглощаем.

Вот стоит человек, а рядом с ним злой дух, который приставлен к нему с детства. И он смотрит на человека: если человек нарушил заповедь любви, ближнего осудил или что-то с гневом сказал, то Дух Святой уходит из человека, а в это время в человека входит злая сила. И что получается? Что демон принимает образ человека и начинает через человека действовать, и в это время человек входит в гнев. Это не его родное состояние, он должен быть добрым, чистым, святым, а это вошел в него демон. И вот, когда  дома или на работе, мало ли где мы разгневались -  значит, в нас вошел злой дух, и он будет мучить нас - и это страшно. Бесы же это духи, они же не материальные. А здесь они в материального человека входят и создают неприятную атмосферу - человек в блуде, жадности, скупости и у него тьма тьмою грехов. С грехом в человека входит бес.

- Как от него избавиться?

- Если человек это понял, то можно попросить прощения у ближнего. А бес боится покаяния и смирения, потому что попросить прощения - это надо через себя перешагнуть, через свою гордыню. Надо себя приучить просить прощение. Даже, если собрались в доме за столом, беседа была, ну и бывает, могли даже затронуть кого-то, осудить, обидеть словом, в конце надо попросить прощения: «Пожалуйста, простите меня». В это время бес уходит, он не может просить прощения, бес не любит смирение. Так и Антоний Великий, и Макарий Великий говорят, что весь мир находится в таких сетях, которые ни один человек не может избежать, и только смиренный человек может справиться, потому что смирение все побеждает. Если мы не можем простить ближнего,  а Христос же наши грехи прощает, Он даже на кресте говорил: «Отче, не поставь им во грех, не ведают, что творят».

Так вот, нам Господь дал время на земле пожить, и за это время мы должны научиться жить правильно. А как жить - нам Христос сказал в Евангелии: не гордиться, не раздражаться, не ругаться, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, очень много. Господь что сказал? Если мы будем что-то делать, то Он поможет.

- Читаю у Николая Сербского: «Со Христом и на кресте легко, и в могиле светло, и в аду сладко». Как это так?

- С Богом везде хорошо. Если в аду Господь с нами, то там страданий не будет, это будет рай. И в гробу с Богом - это жизнь, а не смерть. Везде с Богом хорошо, а без Бога везде плохо. В любую квартиру, где бы человек ни жил, любую машину ему купите, даже самую дорогую, ему все равно плохо будет. В любой квартире, в любой машине - везде ему будет плохо. А если человека святого одеть в нищенские одежды - везде ему блаженное состояние, везде радость.

- Сказали, что враг мстит священнику за каждую литургию, за каждый отпущенный грех, а батюшка же человек. Как Вы защищаетесь от этого? Это же тяжело.

Я думаю защищаться  не надо, потому что если Господь призвал к такому служению, то Он и покрывает священников. Наша задача выполнять то, на что Господь поставил. А Господь Сам сохранит по молитвам церкви, по собственным молитвам, по молитвам наших чад, наших прихожан. Поэтому действительно бесы мстят священником, особенно тем, кто является духовником и очищает человека от грехов, особенно тех, кто вычищает душу из самых глубоких уголков души, пытается вынуть на поверхность забытые грехи или те, которые человек стесняется говорить. Но Господь особо и покрывает.

-Очень просто. Допустим, кто-то пришел ко мне на исповедь и открыл тяжелые  грехи, которые никогда в жизни не открывал. Даже чувствуешь в уме - ну сегодня за это получишь. Может быть так: шел – поскользнулся - упал, или кто-то налетел, матом стал ругаться, кричать. Даже никакого не было повода, а человек накричал, нашумел. Или что-то упало. Много всяких мелочей может быть, но все это быстро проходит, Господь защищает.

Я как-то был у митрополита Иосифа Алма-Атинского, который 25 лет был келейником митрополита одного, 25 лет в тюрьме был, Господь ему дал дар прозорливости. И вот я приготовил 53 вопроса и, когда он проповедь говорил народу, не зная, что у меня в кармане, он говорит людям: «Дорогие прихожане, к нам о.Амвросий приехал, у него в кармане лежит 53 вопроса,  мне надо сегодня ехать в епархию, чтобы на все эти вопросы дать ответ». И тогда я один вопрос задал ему: «Как нам, священникам, спасаться?».  Он  ответил: «Об этом думать не надо, вы старайтесь помочь людям спастись, а по их молитвам Господь и нас спасет, нам только стремиться надо».

- Ребенок – отрок Илия находится в реанимации в тяжелейшем состоянии. Самостоятельно не может дышать. Сняли крестик с него. На руку мама привязала Пояс Богородицы, его тоже теперь сняли. Как быть?

- Он в руках Божиих. Бывает, старых людей Господь забирает, а бывает - в юности, пока не согрешили, то есть Богу виднее, кого и когда забрать.

- Батюшка, а вот крестик врачи сняли?

- Ну, это не от нас зависит. Поговорить можно с врачом, чтобы на руку привязали или чтобы где-то рядом висел. Можно в волосы крестик закрепить, чтобы не мешал. Если он на руке мешает, можно на ножку привязать - ничего страшного.

- Батюшка, у нас с вами тема о загробной жизни. Вот задают такой вопрос: а откуда Вы знаете, что есть эта загробная жизнь? Ведь оттуда никто не возвращался? Говорите, что в Евангелии написано… Ну, мало ли, что в Евангелии написано! А где доказательства?

- Я однажды ехал с журналистом мимо кладбища и говорю: вот наш будущий городок, мы все там будем. Журналист говорит: «Хотя бы один человек вернулся из того мира и сказал, что есть там духовный мир? Тогда можно поверить». Я говорю ему: «Мы с тобой рассуждаем как два близнеца в утробе матери. Один другому говорит: «Слушай, сроки кончаются, скоро мы выйдем с тобой в мир». А второй говорит: «Смотри, сейчас мы полностью зависим от матери - питаемся кровью, кислородом, а когда выйдем в тот мир, все это прервется, и никто не знает, есть ли там жизнь, ведь сюда никто не возвращался». Очень много святых отцов, которые, проводя святую жизнь, оставили нам много свидетельств об этом, о духовном мире. Ведь каждый человек, переходя в тот мир, должен пройти 20 мытарств. Самое страшное мытарство  - это шестнадцатое мытарство блуда, семнадцатое мытарство прелюбодеяния (кто вступил в брак и изменяет супругам) и восемнадцатое мытарство - это содомские грехи, то есть все виды извращения. Вот за эти грехи два города Содом и Гоморра были  уничтожены, сейчас  на этом месте Мертвое море.

- Как называется Ваша книга о баптизме?

- Сейчас она называется «Православие и протестантизм». Раньше называлась «История баптизма и разборы вероучений».  Это кандидатская.

- Зачастую, батюшка, люди хотят простого слова. Когда священник разговаривает с ними на их языке, до них это доходит. И, кстати, когда мы говорим об адских муках и о рае простым языком, люди это воспринимают.

- Один священник редактировал мою работу и говорит: «Ну, что колхозным языком написано?». А ему говорят: «Так и Христос таким языком говорил. Всем не угодишь». И Христос не может всем угодить, но ведь есть священники, которые выступают, они грамотно, возвышенным голосом говорят, допускают много иностранных слов. А у меня тоже есть слушатели - простой народ. Но мои слова понятны и для простого, и для грамотного народа.

- Человек впал в плотский грех и никак не может от него отстать, каялся - не помогает.

- Надо вскрыть побольше. Не вкушать мясо, не вкушать сладкую пищу - «сласти рождают страсти», никого не осуждать. Ведь почему Господь сказал «не осуждать»? Очень интересно. Вот человек возгордился, очень много думает о себе, а как его смирить? Господь дает ему падение, потом Господь же даст и восстание. А мы его осудили - мы сами в этот грех впадем, поэтому нельзя осуждать. И о себе много думать нельзя, потому что Господь сказал: «Без Меня ничего не можете делать». 

- Вот, допустим: я умнее, чем о.Амвросий, но и ему, и тебе Господь дал эти дарования, каждому Бог дает свое, надо Бога благодарить за все.

- Первое - это надо благодарить только Господа, потому что случаев, больших и малых до мелочей, не бывает. И то, что мы здесь оказались, тоже благодать Божия. Надо молиться за тех, кто выступает на «Радонеже», на литургию записочки за них подавать.

Слово утешения о.Амвросия:

- Что можно сказать? Что нет такого греха, чтобы Бог не простил, и нет такой болезни, чтобы Бог не исцелил. И пусть никто не отчаивается, что не спасется. Спасает нас Господь. Даже разбойник на кресте смирился и сказал Господу: «Когда придешь в Царство Твое, помяни меня там». То -есть у него надежды не было на спасение, а Господь явил такую милость и говорит: «Со Мною будешь сегодня в раю». Такие мысли  у меня идут: если кто-то нам сделал подлость -  мы не должны думать, как ему отмстить, а надо что-то доброе ему сделать, хорошее.  Если не можем, так помолиться за этого человека.

- Как в притче про яблоки. Жили два соседа, один другому постоянно завидовал: что хороший дом купил, сад. А сосед просто был трудолюбивый, добрый и у него все в жизни получалось, Господь его благословлял. Так вот тот, кто завидовал, пришел как-то и поставил ведро помоев соседу перед дверью и думает: «Выйдет он утром с хорошим настроением, увидит помои и расстроится». Перед этим он дохлых кошек ему подбрасывал, собак. Сосед выходит рано утром на крыльцо и видит  ведро с помоями. Взял его, вылил, вычистил до блеска, положил туда самых лучших яблок, принес и поставил соседу на крыльцо. А сосед его увидел, когда он шел и подумал: «Ну, всё, идет ругаться, значит, я его разозлил». А тот стучится, протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится». Поэтому давайте  будем делиться с нашими близкими  всем хорошим и добрым, и нам это вернется.

- Если бы исполняли заповеди Божии, не было бы ни войн, ни грабежей, ни милиции, ни судебного аппарата, ни тюрем, ни сторожей. Был бы на земле рай. Я даже захватил то время, когда в селах не было замков, а просто палка - все знают, что дома никого нет. Вот такая была жизнь-все на доверии.

До свидания, дорогие радиослушатели!  Помощи вам Божией!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+