Перейти к основному содержанию

09:01 29.03.2024

13.12.2014. Прямой эфир. На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, ведущий – иерей Михаил Палкин.

08.01.2015 15:06:20

13.12.2014

На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, ведущий – иерей Михаил Палкин.

- Здравствуйте, батюшка! Я – мусульманка, супруг – православный христианин, воцерковленный. Соблюдаю вместе с ним все церковные каноны, но отказываться от своей религии не хочу. Очень тяжелый характер у супруга, например, попрекает едой, может сказать: «Не ешь это!», сегодня даже 10 рублей бросил и сказал: «Вот тебе за то, что ты еду приготовила». Не знаю, как быть. Прошу Вашего совета.

 - Из этого письма трудно вообще что-то понять. С одной стороны -  попрекает едой, а с другой  - дает 10 рублей.

- Маловато?

Да, по-моему, двум супругам надо все обсуждать. Думаю, если человек не сумасшедший, не пьяница, не дерется - можно найти компромисс.

- Тяжелый характер…

 - Прежде, чем выходить замуж, нужно человека год-два поизучать. Тогда не будет таких ошибок. А то: вышла замуж – вдруг оказался тяжелый характер. Это странно. Тут ничем не поможешь. Я не знаю, как принято у мусульман, но по православным правилам – если оказались в одном браке два человека разных религий, то тот, кто является христианином, должен этот брак поддерживать, если другой супруг желает с ним жить. Потому что бывает так, что два человека были неверующими, вдруг один вспомнил, что он – мусульманин, а другой покрестился – между ними начинается вражда на религиозной почве. Тогда этот брак надо прекращать, а то можно дойти до смертоубийства. А если оба согласны продолжать этот брак, то разрушать его по собственной воле неправильно. Семья  - святыня.

- Отец Димитрий, есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». Можно ли христианину руководствоваться подобными принципами в своей жизни? Нет ли здесь фарисейства? И если все-таки нужно сочетать упование на Бога с собственным упорством, то где тогда провести эту тонкую грань?

- Очень много вопросов по поводу проведения граней, как будто мы землемеры. Грань – это чувство нашей совести, которая должна действовать. Поэтому и не надо этих граней проводить, проведение граней – уже фарисейство.

- Но многие понимают эту поговорку так: сделай сам, что от тебя зависит, а в остальном положи упование на Бога.

 - Неправильно. Правильно – это любое дело начинать с молитвы с просьбой к Всевышнему, чтобы Он благословил это дело, если оно Ему угодно. А если оно Ему не угодно, чтоб Он его разрушил. Потом верующий христианин не должен оплошать ни в каком случае: ни в бизнесе, ни в уборке помещения, ни в воспитании детей, ни на войне. Представьте себе – солдат, а еще хуже - офицер, который оплошал, погубил массу народа, как это так? Надо на Бога надеяться, надо Ему молиться, надо Бога благодарить, но плошать – это совсем ни к чему. Человек должен жить, трудиться, воевать на пределе своих духовных и физических сил.

 

- Я крестился и перед крещением не исповедовал свои грехи. Но само крещение не подразумевает ли снятия, прощения грехов? Теперь я не знаю, исповедовать мне эти грехи или нет. И если исповедовать, то не покажется ли это маловерием? Эти мысли не дают мне покоя. Как здесь поступить? Что сделать?

-Надо руководствоваться тем, что говорит Священное Писание: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Духовная жизнь – это постоянное покаяние. Данный человек из каких-то странных соображений, занимается отцеживанием комара.

- Пусть живет дальше и кается в грехах, которые совершает сейчас?

- И так можно. Но некоторые грехи имеют своё продолжение, поэтому для души лучше, когда человек все грехи, которые были даже до крещения, исповедует. И потом слово «прощается» - это не механическое действие: прощаются тебе, вот тебе справочка, печать, число…

- Я – христианин, но невоцерковленный. У меня жена невоцерковленная, я влюбился в католичку. Как мне быть?

-Я езжу на машине  «Судзуки», машине уже четыре года. Рядом с моим подъездом некий человек стал приезжать на «Майбахе», я влюбился в «Майбах», что мне делать? Ну, конечно, я должен продать «Судзуки» и украсть «Майбах» и на нем ездить. А вообще нужно как можно больше людей предавать, как можно больше пренебрегать своим долгом, как можно больше измен, как можно больше воровства – лишь бы считать себя христианином. Даже и воцерковляться не надо – всё в порядке: живу, как хочу; делаю, что хочу; беру себе, что понравилось -  и если бы вы знали, какой Майбах! Такого вишневого цвета, пусть это маркий цвет, но не влюбиться нельзя!

- Можно ли  православным христианам ходить в Единоверческую Церковь?

- Можно, потому что Единоверческая Церковь ничем не отличается от Православной, кроме обряда. А обряды равночестные. Это все равно, что в валеных сапогах ходить или в валенках? Кому что нравится.

-За что все в синагоге исполнились ярости на Иисуса?

-За то, что Он, с их точки зрения, нарушил привычный для них порядок вещей. Всегда так: те, кто ходит в кепке, недоброжелательны к тем, кто носит шляпы; пешеходы ругают автомобилистов, автомобилисты клянут пешеходов. Хотя говорят, что ни один пешеход пока не задавил ни одного автомобилиста. Откуда вообще в человеке возникает гнев? Всегда по одному и тому же случаю: когда что-то не по нему – от этого гневается и младенец, и древний старик, и мужчина, и женщина, и отрок, и отроковица. Вот, допустим, поставили двойку -  он гневается и кричит: «Тогда  вообще не буду учиться!». Ну, хорошо, и кому ты сделаешь плохо?

-В чем разница между добром вообще и добром ради Христа? Ведь когда я помогаю ближнему, или подаю милостыню -  я думаю в первую очередь именно о ближнем, а не о том, что делаю это ради Христа. Помогите, пожалуйста, разобраться.

А во вторую? Это же тоже важно, может быть, человек раздувается от тщеславия? Тут нельзя разобраться – неизвестна мотивация. Потому что любое доброе дело с точки зрения социальной – это вещь хорошая. А с точки зрения приближения к Богу – чаще всего бывает наоборот, потому что нет смирения. Человек начинает говорить: «Я такой человек, я помог ближнему, дальнему, и т.д.». То, что он делает – безусловно, хороший поступок, но он вредит его душе. Потому что сам по себе хороший поступок – ничто, с духовной точки зрения. А что же тогда «что»? А «что» - когда результат этого поступка приближает его к Богу. Этому и учит христианство.

-Тут человек может запутаться: я этот поступок делаю, потому что меня так хорошо воспитали, я – хороший человек, мне не жалко. Или потому, что я – христианин, и поэтому я это должен сделать и быть хорошим человеком. И тут возникает путаница…

- Но ведь хороший человек – он не спасается, спасается Богом только кающийся человек. А кающийся человек никогда не скажет про себя: «я – хороший человек», потому что это большое заблуждение. Не может человек выстроить вокруг себя забор из хороших дел, чтобы  все его прославляли: «это наш великий, известный, бесстрашный, умный»,  чтобы он, очень довольный председательствовал  на всяких конференциях, получал премии, и т.д.

-Какой все-таки алгоритм для этого человека? Допустим, он идет и видит нищего. Как ему совершить добро ради Христа или добро вообще по отношению к этому нищему?

-Нужно, чтобы милостыня «вспотела в руке». Нужно оценить, кто перед тобой: нуждающийся человек или профессионал, который богаче тебя. Если ты дашь профессионалу, то тогда ты поощряешь жульничество. Это к Богу никогда и никого не приближает. Если ты колеблешься, если непонятно – то лучше дать. Опять же для чего? Чтобы совесть было спокойна. Любое сомнения в пользу обвиняемого – это юридическое правило.

- Т.е. задумался, решил, вспотела… Это будет ради Христа?

- Конечно, потому что он хочет поступить правильно. А правильность соотносится только с Богом, потому что ум человека действует  как в войне: две стороны воюют – и этот считает, что правильно; и тот считает, что правильно, у этого аргументы и у этого, а где истина-то?! А истина – Христос.

-Вышла замуж, счастлива в браке, у нас двое детей. Знаю о заповеди Божией: «оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей». А мама говорит так: «Нет у вас никакой своей семьи, родители и вы – теперь одна большая семья». При этом родителей мужа она за семью не считает и мужа-то моего тоже, по большому счету, к своей семье не относит. Как в таком случае жить и поступать?

-Так же, как и в любом другом случае: нужно следовать Священному Писанию, которое говорит: «Нелепых (т.е. некрасивых) бабьих (а мама- представитель женского пола) басен отвращайся». Поэтому от этих слов мамы нужно отвращаться. Это можно было бы назвать ересью, но т.к. человек не говорит, что это Богу угодно, то это и есть как раз «нелепая и бабья басня». Ну, нельзя же руководствоваться нелепыми бабьими баснями в таком важном деле, как строительство семьи!

-Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, свою любимую притчу.

Все любимые, но, пожалуй, про блудного сына – она пространная, там есть о чем задуматься, что рассказать.

- Подобает ли православному человеку лечиться в клинике тибетской медицины?

Я про тибетскую медицину ничего не знаю, поэтому не могу ничего сказать. Надо попробовать – если это помогает, так на здоровье. Если же там какие-то оккультные действия производят, то надо бежать как от ядерной войны.

- Почему чрезмерное упование на Бога считается грехом?

- Когда человек сам плошает, а думает, что Бог за него будет всё делать.

Пусть по воле Божией будет… или «как Бог даст».

Это вполне хорошая формула, потому что, бывает, человек не знает, какой будет результат и надеется, что Господь устроит всё. Но нужно всегда присовокуплять и молитву к Богу о том, чтобы Он устроил, чтобы не пассивное было участие, а активное молитвенное участие.

-Можно ли подать в записке на молебен некрещеного члена семьи?

-Конечно. Только напишите, что человек некрещеный пока. Молебен – это же не проскомидия, не Божественная литургия, где поминаются только люди, которые являются членами Церкви. На молебне можно молиться и о пчелах, и о лошадях, и о коровах, о дожде. А человек – это все-таки высшее творение Божие из всего животного мира, почему же нельзя помолиться и попросить за своих братьев и сестер по приходу, чтобы они помолились?

- О. Димитрий, мой муж невоцерковлен и, имея одного ребенка, других не хочет. По-христиански ли я потупила, настояв на том, чтобы мы не препятствовали зачатию?

- Дело в том, что любое препятствие зачатию – это есть грех. Поэтому тут альтернатив нет.

- Т.е. настояла правильно?

Я не знаю, как это происходило, я просто говорю, что знаю. Есть такая статья в Уголовном кодексе: «Покушение на убийство». Убийства не было, само покушение не наказывается как убийство, дается срок чуть поменьше, но тоже вполне ощутимый. Само желание убить человека – это грех. А что такое желание? Как оно возникает? Это уже содержит презумпцию убийства.

-Живу в Киеве, сам – русский, родился и прожил всю жизнь в Центральной Украине. Как должен православный христианин реагировать на агрессию в отношении себя и других русских? Часто бываю поневоле в ситуации, когда нахожусь в некоем сообществе людей, обсуждающих, как бы получше и побольше убить колорадов. Являются ли моей обязанностью, как христианина, максимально жестко гасить подобные разговоры или же я должен ждать, когда массы перебесятся? Ситуация со школой: как я должен учить ребенка реагировать на агрессию других детей и учителей  в отношении русских?

-Надо учить детей и самому учиться христианству - тогда все будет понятно. Потому что тут могут быть тысячи разных ситуаций. И поэтому дать какой-то алгоритм тут невозможно. Но поступать по-христиански мы всегда можем научить.

- Мама с детства учила меня тому, что, если на душе тяжело – возьми Библию и начни читать с любой страницы. Слова будто заживляли мою душу, это благодать или самовнушение?

-Это лучше спросить у автора.

-Что значит не вспоминать Господа всуе?

-Бога можно поминать только в каком-либо научно-богословском докладе, либо в молитве, можно в проповеди, что тоже приравнивается к некоему устному богословскому трактату.

-Может ли Бог послать в наказание одиночество? Мне 20 лет, и больше всего на свете я хочу иметь свою семью, строить домашнюю церковь и иметь много детей. На моем пути встречалось много удивительных мужчин, но до свадьбы дело не доходило. Как быть? Смириться с такой судьбой или продолжать молить Бога?

-Конечно, продолжать молить Бога.

 

-У меня 8 месяцев назад умер муж, остался сын 4,5 года, последнее время ребенок перестал слушаться, дерется, кричит. Ребенка не наказываю, не хочу, чтобы он озлобился, пытаюсь объяснить, вместе ходим в церковь, причащаемся, молимся дома. Не понимаю, как вести себя в такой ситуации, справиться с ним не могу…

-Справляться тут не надо, он ведет себя соответственно своему возрасту.

-Трудно себе представить ребенка в 3 годика, если он только не больной, который вообще не слушается. Это надо как-то очень сильно постараться.

-Нет, дело в том, что у ребенка идет процесс осознания себя как личности, и у него сразу возникает желание манипулировать взрослыми. У одного моего друга – девочка, она звала его, по-моему, даже по имени, ну допустим: «Саша!» - Что? – Ха, откликается! Т.е. ей нравилось, что она говорит, он ее понимает и откликается, и она могла в эту игру играть часами. Маленькие дети крикнут в храме – эхо им очень нравится, и они начинают нарочно кричать еще, и попробуй ему скажи, что кричать нельзя! Ему так хочется и нравится, и единственный способ – отправить его в детскую комнату, чтобы он никому не мешал. И это все надо учитывать, ну не бить же ребенка! Он находится в состоянии своего собственного роста и развития. Всему свое время. Ясно, что это пройдет в определенное время. Вот, в школе же ребята эхо не ловят!

-Что значит находиться в прелести? Как это распознать и побороть?

-Прелесть борется только Святым Духом. В прелести находятся все, потому что каждый человек бывает обольщен дьяволом, потому что вместо того, чтобы повиноваться слову Божию и благодати Святого Духа, он повинуется своим страстям: гнев, гордость, честолюбие – вот этим человек водим в жизни. А должно быть совсем другое – он должен идти на поводу у смиренномудрия, молитвы, руководствоваться добродетелью терпения.

-У меня четверо детей от 2 до 12 лет, между ними часто возникают ссоры. Какие, по Вашему мнению, должны присутствовать основные моменты в воспитании, чтобы дети росли дружными?

- Каждый ребенок проходит определенные стадии своего развития, и для каждой стадии этого развития характерно определенное поведение, и роль отца и матери в управлении детским коллективом. Не просто абстрактная идея, чтобы жили дружно, ведь каждый из детей по-разному воспринимает мир, по-разному воспринимает отца с матерью, у каждого из них какие-то свои интересы… Но для того, чтобы выстроить все хорошо и правильно, четверо детей – неплохо, но маловато, вообще правильное устроение начинается примерно с пяти.

-Как Вы относитесь к тому, что нашим детям предлагают вход в школу по приложенному пальчику? При входе в здание школы они прикладывают пальчик, их идентифицируют  по этому пальчику и впускают в школу.

- Ну как? Мы должны же привыкать к торжественной встрече антихриста! Это один из этапов, вот так я к этому отношусь.

- Порой чувствую бессмысленность своей дальнейшей жизни, чаю встречи с Господом, но скорее всего, это признак того, что я нахожусь в унынии, прелести, надеюсь, что меня там хорошо встретят, и будет лучше, чем здесь. Может, нужно надеяться на то, что еще здесь будет радость, или просто терпеть и ждать? Пишу со слезами, помогите, дайте совет.

- Плакать не о чем. Надо действовать по ситуации. Ну, что «сижу и плачу»? Это душу лишать всяческих сил, лучше эту энергию потратить на молитву Богу или на что-то полезное, в доме всегда дела есть. Если хотите утешения – самое лучшее -  это уход за больными. Видя, как люди страдают и нуждаются в твоем уходе, ты понимаешь, что твои страдания все-таки попроще.

- Поясните, пожалуйста, фразу из Нового Завета: «Ибо где будет труп, там соберутся и орлы».

-Это такой образ. Речь идет вот о чем: это Христос Себя именует как мертвого человека, имея в виду, что Ему надлежит как человеку умереть на кресте. А под орлами Он разумеет, во-первых, апостолов, которые соберутся к Нему, как к мертвому телу собираются эти большие птицы, которые высоко парят в небе. Все, устремляющиеся в небо, соберутся со всей земли вокруг Христа. Основываясь на этих словах Христа, Иоанн Златоуст однажды сказал (мне очень нравится это выражение): «Евхаристия – это трапеза орлов, а не галок», как раз имея в виду, что это трапеза для тех, кто устремляется в небо, кто парит в небе, это о подлинном христианстве. Потому что неподлинное христианство – это червячок, который ползает по земле и смотрит, как бы себе доставить удовольствие,  а в небе парить не может.

- Сейчас определенные круги лоббируют, финансируют всякие противоестественные способы продолжения рода, потому что некоторые люди считают, что они рождены для того, чтобы продолжить род, и очень грустят по поводу того, что у них нет детей. Соответственно, прибегают и к ЭКО, и к суррогатному материнству, зная, что Церковь относится к этому, мягко говоря, осторожно. Они пытаются оправдать себя, даже обращаясь за крещением: «Ну как же? Мама суррогатная очень рада, мы с мужем очень рады, ребенок родился. Мы понимаем, что мы не совсем правы. Но почему по этому пути нельзя идти?».

Легко ответить. Вот группа граждан ограбила банк и не попалась – и очень рады: во-первых, они с деньгами, во-вторых, даже если ты всю наличность в банке сгреб, он не разорится. Но каждый разбойник понимает, что он не совсем прав. Так что, если кому-то от чего-то хорошо в результате преступления, оно же не перестает им быть! Поэтому дело Церкви каждого человека предупредить, для этого есть социальная концепция РПЦ, где каждый человек может прочитать почему, как.

-Как согласуется свободная воля подростка с его действиями, с тем, что родители уже перестают управлять им?   Как вообще быть с проблемой подросткового возраста?

-Это многоуровневая проблема. Если по-быстрому мы хотим решить, то надо ему цепью сковать руки и ноги, рот заклеить скотчем, потому что будет орать -  и вот так проблема будет решена. Понимаете, к подростковому возрасту человек идет более 10 лет, и те люди, в попечении которых этот ребенок оказался, они должны все 10 лет этим заниматься. А если они этим не занимаются, и наступает этот возраст, и они растеряны и не знают, что делать -  то они ничего и не сделают. Нужно этим заниматься профессионально. Поэтому если бы я был  какой-то важный государственный деятель, я бы при ЗАГСах организовал бы такую школу о детях (вот как сейчас есть Школы приемных родителей): если юноша и девушка желают вступить в брак, они подают заявку и целый месяц ходят на занятия прежде, чем им разрешают расписаться. Ведь там дают срок, и вот чтобы он не зря проходил, а люди бы знали все о родовой жизни человека, о том, как готовиться быть беременной, какие бывают разные стадии беременности, какие из них важные, сам процесс родов, а потом процесс воспитания ребенка с нуля и до совершеннолетия. Им нужно прочесть такой курс. А то часто спрашивают: «Вот у меня ребенку три года, он абсолютно непослушный. Что делать?» Ну, правильно, а как ребенок может быть в 3 года послушным? Только парализованный. И вот начинают его через коленку ломать, добиваться от него послушания – это просто смешно. Ставят перед 3-летним ребенком задачу, которая трудна даже для взрослого человека, который сознательно пришел в монастырь – послушание. Поэтому большинство родителей, уж извините за такое слово, но в воспитании детей – полные идиоты и невежды. Поэтому, чтобы немножко развеять эту тучу в собственной голове, нужно читать специальную литературу.

- Как быть человеку, когда он не брал, а его обвиняют, что он брал, а потом это находят, а потом опять. У пожилых провалы в памяти, старческий склероз – такие вещи бывают. И что делать? Как доказать это другому человеку?

-Да никак и не надо доказывать. На своем приходе мы как-то начали деятельность сестричества – ухаживали за одинокими людьми пожилого возраста. Женщина, к которой я регулярно приходил ее причащать, как-то  мне сообщает: «Батюшка, сестрица, которая приходит меня кормить, у меня украла то-то и то-то». Я говорю: «Замечательно», тут же снимаю трубку, набираю номер и делаю вид, что разговариваю с этой помощницей: «Здравствуй, больше к ней не ходи, я тебе запрещаю. Ты – воровка, ты ее обокрала». И сообщаю подопечной: «Всё, она к тебе больше не придет». А она: «А кто придет?». «А я не знаю, у меня больше никого нет». И после этого она как-то выздоровела.  Другая женщина тоже обвиняла  свою помощницу, которая у нее убирала, готовила, в том, что она у нее украла механическую бритву.  Я даже не стал искать, потому что у пожилых людей часто бывает такое. Если нет никого, то они начинают обвинять соседей – это они ночью приходят, это такие психические расстройства у пожилых людей, это обычно. И зачем же психически не вполне адекватному человеку что-то рассказывать, доказывать – это бессмысленно. Тут надо посоветоваться с участковым психиатром, он выпишет какие-то лекарства. А можно и просто потерпеть и не обращать серьезного внимания. Только не пускаться в какие-то доказательства – это бессмысленно.

- Содержит ли всю полноту Божественного присутствия полуразрушенный деревенский храм, в котором давно не совершаются богослужения?

-Полнота Божественного присутствия приходит к нам только с благодатью Святого Духа. А разрушенный храм может быть привлекательным для Духа Святаго только во время молитвы, когда люди его посещают и начинают там молиться Богу. Если бы там была полнота Божественного присутствия, тогда храмы после разорения не освящались бы второй раз.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+