Перейти к основному содержанию

02:31 24.04.2024

Истоки. Сотрудники «Радонежа» вспоминают, как все начиналось и развивалось

ПОД МОЛИТВЕННЫМ ПОКРОВОМ 
Виктор Саулкин 

Когда 25 лет назад Женя Никифоров предложил основать общество «Радонеж», я, признаюсь, плохо представлял, что из этого выйдет. С 80 года я расписывал храмы, писал иконы, и Евгений не раз говорил о том, что ему тоже хотелось бы каким-то образом по мере своих сил помогать Церкви. Поэтому его желание меня не удивило. Но, предположить, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с «Радонежем», я тогда, конечно же, не мог. Первое мероприятие общества «Радонеж» было связано с живописью. В выставочном зале у метро «Калужская» собрали работы художников, посвященные природе и человеку. Выставка, если не ошибаюсь, так и называлась «Человек и природа». Братьям-художникам, многие из которых по случаю открытия выставки были навеселе, на встрече с преподавателями МДА объясняли православный взгляд на отношения Творца, человека и сотворенного Богом мира. Темы некоторых работ, написанных православными художниками, были – «Преподобный Серафим Саровский и медведь», «Преподобный Сергий Радонежский и голуби». Время ведь было советское, и многие из художников и зрителей впервые услышали о преподобном Серафиме на этой выставке. Значительным событием для православной Москвы стали вечера в доме культуры «Меридиан» на «Калужской», организованные «Радонежем». Вечера были посвящены святому патриарху Тихону, Сергею Александровичу Нилусу. Зал был переполнен, люди сидели на ступеньках в проходах. Но все же, я думаю, одним из самых значительных событий, во многом определившим дальнейшую судьбу «Радонежа» были две фотовыставки – «Царский архив» и «Оптина Пустынь». В Москве выставка «Царский архив» прошла более камерно, в небольшом музее на Мещанской. Но в Петербурге выставка, посвященная Святым Царственным мученикам, была представлена достойнейшим образом. Народ подходил к Этнографическому флигелю Русского музея и видел два огромных полотнища государственных флагов Императорской России - черно-бело-золотое и бело-сине-красное. В прекрасном белоснежном зале, где витражи украшены двуглавыми орлами, и на горельефах, опоясывающих зал, все народы Империи приносят дары Русскому Царю, были выставлены фотографии святой Царской семьи. Мне приходилось рассказывать о святых Царственных мучениках и в Москве, но в Петербурге на выставке собиралось множество людей. Более двух тысяч посетителей ежедневно проходили через выставочный зал, и я наблюдал настоящее чудо – чудо преображения человеческих лиц при встрече с ликами Царской Семьи фотографиях. Многие фотографии, подобно подлинным иконам доносят свет, необычайную чистоту и духовную красоту Царственных мучеников. А как благодарно, с какой радостью узнавания своего святого Царя, Царицы, Царевича и Царевен, ловили люди каждое слово правды об оклеветанном Государе, оклеветанной и оболганной царской России. Выставка «Оптина Пустынь» была расположена во Владимирском соборе Петербурга. Храм недавно вернули Церкви, и я не забуду первую службу в этом соборе только назначенного на Петербургскую кафедру митрополита Иоанна. Уверен, что с тех пор общество «Радонеж» находилось под молитвенным покровом не только преподобного Сергия, но и святых Царственных мучеников и преподобных старцев Оптинских. Надо заметить, что в жизни ничего случайного не бывает. В 1988 году я по благословению архиепископа Василия написал для него икону святых, прославленных к 1000-летию Крещения Руси. Икона получилась неплохая, но все отмечали, что лучше всех, почему-то, получился преподобный Амвросий Оптинский. Не думал я тогда, что моя жизнь в эти 20 лет так тесно будет связана и с Оптиной Пустынью и батюшкой Амвросием. По милости Божией мне удается почти каждый месяц бывать в Оптиной. И этим я во многом обязан паломнической службе «Радонеж». В советские годы Юра Минулин тайно, на такси, возил людей по местам связанным с жизнью и служением святого патриарха Тихона. Сегодня, возглавляемая Минулиным паломническая служба «Радонеж» отправляет паломников к православным святыням во все уголки нашей страны и во многие страны за рубежом. Хорошо помню, как первый раз в 90-м году мы везли паломников из Сибири, из Барнаула, в Оптину Пустынь. Оптина тогда была тихая, только восстанавливалась, народу немного. А Рождественским постом 90-го года по Введенскому храму ходили со свечечками малыши, наши гимназисты первого набора первой в Москве классической православной гимназии «Радонеж». Помню, в один из дней у наших гимназистов было послушание очистить от снега аллею старцев, ведущую от монастыря к скиту Иоанна Предтечи. Малыши, то махали лопатами, то играли в снежки. Одна монахиня пожаловалась благочинному отцу Мелхиседеку – «Батюшка, ну что это за православные гимназисты, второй час не могут такое простое послушание исполнить! В снежки играют!». Отец Мелхиседек ответил: «Мы за них сами все послушания исполним. Пусть только Богу молятся. Когда ребенок обращается: «Господи!», то Господь сразу откликается: «Что тебе?». 18 лет в Оптинском лесу, рядом со святой обителью, каждое лето стоит лагерь нашей Радонежской гимназии. За эти 18 лет поездок с паломниками в Оптину Пустынь я был свидетелем и чудесных исцелений, и удивительных встреч. Помню, как в 91 году подходит ко мне православный паломник из Польши, прямой, с офицерской выправкой старик. У него слезы на глазах. «Виктор, мог ли я себе представить, когда лежал в 39 -м году в Введенском соборе на полу на соломе, и сквозь разбитые купола на нас падал дождь, что останусь жив, что приеду в Оптину и здесь будет сиять иконостас, петь монашеский хор, и я приступлю к Святой Чаше!». (В 1939 году в Оптиной был лагерь для пленных польских офицеров.) Я могу свидетельствовать о том, что прикосновение к Оптиной Пустыни оставляет благодатные впечатление в душе каждого паломника, даже если первый раз едет и не совсем воцерковленнный человек. Преподобные старцы Оптинские очень близки к нам, ждут нас и радуются каждому человеку, который ищет встречи с Богом, помогают всем, кто желает исправить свою жизнь. Не случайно в Оптиной 15 лет назад сподобились небесных венцов о.Василий, о Ферапонт и о. Трофим. Наши современники, Оптинские новомученики, пока еще не прославленны Церковью, но несомненно, вместе со старцами Оптинскими, ходатайствуют у Престола Божия за всех, кто поминает их в молитвах. Многих они привели к Богу, известны чудесные исцеления. Когда была организованна паломническая служба, то мне захотелось познакомить людей с любимыми мною чудотворными иконами Пресвятой Богородицы. Так появилась первая поездка к иконам Божией Матери «Споручница грешных», «Нечаянная Радость», «Взысканию погибших», «Утоли моя печали». Затем к «Казанской», «Иверской», «Державной». В Москве такое количество святынь, что за эти годы нами разработано больше десяти паломнических поездок к чудотворным иконам Царицы Небесной, но их, конечно же, может быть гораздо больше. Москву не зря называли «Домом Пресвятой Богородицы». Очень люблю я эти поездки. Всеблагая Скоропослушница откликается на молитвы каждого человека. И, когда видишь, как меняются лица людей у икон Богородицы, испытываешь радость. Могу только сказать, что для меня эти паломнические поездки в Оптину Пустынь и к чудотворным иконам Богородицы не менее важны и полезны, чем для наших паломников. Кстати, на первые паломнические поездки людей записывали в обувном магазине у метро «Спортивная», который назвали в народе «Православная обувь». В этом магазине выделили «Радонежу» прилавок, на котором впервые были собраны все немногочисленные православные книги и издания. Теперь, когда в Москве огромные православные книжные магазины, а количество издаваемых новых книг даже запомнить невозможно, это любопытно вспоминать. Конечно, нельзя не вспомнить восстановленный в то время крест в Новодевичьем монастыре на могиле Сергея Михайловича Соловьева. И особенно нам дорог восстановленный «Радонежем» крест, стоявший в Кремле на месте убиения Великого князя Сергея Александровича. Замечательной красоты крест, исполненный по эскизам Васнецова, лично ломал Ленин во время первого «субботника». Мощи святого князя-мученика перенесены в 1995 году Новоспасский монастырь в усыпальницу рода Романовых, в монастыре установлен и васнецовский крест. Но, наверное, самое важное событие, во многом изменившее мою жизнь было основание в 91-м году радиостанции «Радонеж». Надо сказать, что многие предприятия общества «Радонеж» обязаны своим существованием неуемной энергии и безудержной фантазии председателя общества Евгения Константиновича Никифорова. Как ему удалось нас всех втянуть в это, казалось бы, безнадежное дело никто до сих пор не понимает. Я, разумеется, к радиовещанию никакого отношения прежде не имел (как, кстати, и сам Евгений, и Алексей Рогожин с Сергеем Ивановым). Но пообещал, что сделаю передачи о почитании Пресвятой Богородицы на Руси, о чудотворных иконах Матери Божией. Первые передачи вышли на Страстной седмице. А затем на Светлой седмице во вторник празднуется «Иверская», в среду – «Касперовская», в пятницу – «Живоносный источник». Естественно, нельзя было не рассказать и о других чудотворных иконах Богородицы, любимых и почитаемых на Руси, о чудесах милости Пречистой Девы. Так первый год нашего вещания и пролетел. Пытался первое время работу на радио совмещать с росписью храмов. Но, когда пришлось выбирать, благословили не оставлять радиостанцию. Да и оставить ее было уже очень трудно, потому, что делали все впервые, многому учились, и то, что получалось, становилось очень дорогим, для нас. Так незаметно и все 18 лет существования радио «Радонеж» в эфире пролетели. В первый год формировались и основные циклы наших передач. Не только чтение Евангелия, проповедь священника, жития святых, но мы старались говорить обо всем, что волновало православных христиан в это время. А эти годы были непростые для всей страны, да и для каждого из нас. Август 91-го, расстрел Белого дома в 93-м году, первая Чеченская война, вторая Чеченская война, трагедии Буденовска, «Норд-Ост», Беслан… В начале 90-х слово «патриот» в большинстве СМИ звучало, как ругательство. «Радонеж» в те годы удостоился в «демократических» СМИ, враждебных исторической Русской государственности звания – «монархо-фашистская организация». Для меня особеннно дороги передачи нашей радиостанции, посвященные Святым Царственным Мученикам. Так случилось, что первый раз о святой Царской Семье мне удалось рассказать еще при советской власти в эфире радио «Маяк». На Солянке в выставочном зале проходила выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси. Мне пришлось на выставке общаться со зрителями. Многие ведь не понимали смысла изображенного на иконах. Приходилось рассказывать о двунадесятых праздниках, о патриархе Тихоне, о Царственных мучениках. Журналист радио «Маяк» Игорь Тернавский заинтересовался этой темой и записал интервью. Я все рассказал, но не надеялся, что передача прозвучит на радио. Власть то была советская. Но мне позвонили друзья художники с «Мосфильма» и сообщили, что слушали, как в эфире «Маяка» я целый час рассказывал о Царской семье, как о святых. Конечно же, с появлением нашей радиостанции мы старались посвящать много передач святым Царственным мученикам. Мы не только рассказывали о Царской семье, но и свидетельствовали о глубокой любви и почитании Царственных мучеников, хранившемся в православном русском народе все эти годы. Это почитание, по мере того как открывалась правда, становилось все шире и шире, и наконец в 2000 году от Рождества Христова, в восстановленном храме Христа Спасителя, Царская семья была причислена к лику святых. Я благодарю Бога за то, что наша радиостанция смогла внести свой вклад в прославление Царской семьи. С почитанием Царственных мучеников связано будущее России, ее возрождение, возвращение к своим истокам, на свой прямой, Богом предназначенный путь. Мне очень дороги передачи нашей радиостанции о Русской истории, о Русских героях, Христолюбивом воинстве. Не только проповедь Евангелия, слово наших пастырей, но и прикосновение к подлинной истории России, ее героям, традиционной Русской культуре способно открыть сердце человека, обратить его ко Христу. Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов, Милорадович, Ермолов, Бакланов, Скобелев, Юденич. Десятки удивительных и великих имен. Многих наших героев, давно забытых, чьи имена сегодня даже не знают, хватило бы, чтобы составить славу любой европейской стране. В их честь называли бы площади, улицы и города, ставили памятники. Я могу засвидетельствовать, что и в последних войнах на Кавказе совершенно множество подвигов, о которых, к сожалению, мало кто знает в нашей стране. Не умирают традиции Христолюбивого Русского воинства. Поверьте, многие наши солдаты и офицеры, не только храбрые воины, но люди замечательных духовных и душевных качеств. Только бы армия выжила после новых, последних «реформ»… Но главное на радиостанции «Радонеж» - это, конечно, наши дорогие батюшки. Иногда думаешь – с такими замечательными пастырями, столько лет подряд мы общаемся. Вот могли бы ума набраться на нашем месте другие, более внимательные люди! Главное, что дает нам всем работа на радиостанции «Радонеж», и что ничем не возможно заменить, - это встречи с удивительными, необыкновенными людьми. Это действительно – милость Божия. Кстати, мне можно сказать повезло, потому что я чаще, наверное, чем другие встречаюсь и с нашими слушателями в паломнических поездках. И, должен вам сказать, что часто многому учишься у наших слушателей, и понимаешь всю глубину ответственности, когда работаешь для таких людей. Замечательный у нас народ, глубокий, тонкий, добрый. Поверьте, мы понимаем, что не всегда работаем так, чтобы оправдать все их надежды, их доверие. Многое не успеваем. Но, стараемся. Конечно, и искушения бывают. Как и в любом деле. Когда-то, приступая первый раз к росписи храма, я услышал, что искушения бывают или перед работой, либо во время работы, либо дело испытывается искушением по завершении росписи. Но, обычно при работе в храме искушения бывают и до начала работы, и во время работы, и после ее завершения. Так, наверное, и у нас на «Радонеже». Спасает часто то, что понимаешь - работаешь по благословению духовника, а послушание, если ты верующий человек, бросать нельзя. А потом облако искушений пройдет – и снова солнышко сияет. И думаешь, как же все-таки хорошо, что Господь свел с такими замечательными людьми, доверил такую работу. Признаюсь, очень хочется почаще браться за кисти. Наверное, когда меня иногда представляют – иконописец Виктор Саулкин, то можно добавлять – бывший. Или вернее – «в запасе». Писать удается очень редко. Но, понимаю, да и вижу, что за эти годы появилось довольно много талантливых иконописцев, работающих на более высоком уровне, чем я. Возникли новые иконописные школы и мастерские. Есть работы не только мастерски исполненные, но и высокого молитвенного духа. Мне тоже очень хочется чаще брать в руки кисть, но... Вот так основание общества «Радонеж» 20 лет назад изменило мою жизнь. Многое изменилось за эти 20 лет. Не все, к сожалению, в лучшую сторону. Среди православных людей появилась часть, на мой взгляд, излишне прагматичных. В те годы много было надежд, может быть, некоторые сегодня кажутся излишне романтичными. Сегодня можно услышать и о «православных шоу-менах», и пр., что 20 лет назад и в голову придти не могло. В церковной жизни, как и в жизни всей страны, появилось много новых искушений и опасностей. Это естественно. Невозможно было предположить, что будут открывать храмы, православные гимназии, а враги нашего спасения поднимут руки к верху и завопят «сдаемся!». Некоторые искушения в современной церковной жизни, вероятно, гораздо серьезнее, чем были при советской власти. Но стоит храм Христа Спасителя, и многие дети даже не знают, что десятилетиями на его месте был бассейн. Возвышается Храм на Крови в Екатеринбурге, дивной, небесной красоты монастырь Царственных мучеников на Ганиной яме. Вернулась в Россию чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. В больницах, тюрьмах, воинских частях – храмы. В Москве 20 лет назад было 44 действующих храма, сегодня – больше шести сотен. На фестиваль «Радонеж» присылают сотни православных фильмов и телепередач. Появилось много интересных православных изданий, журналов. Кстати, газета «Радонеж» своим появлением в 1995 году обязана все той же«неуемной фантазии» Никифорова. И к ее изданию приступали, как когда-то к работе на радиостанции. Решили, что не хватает газеты, в которой бы говорилось не только о церковной жизни, но православные излагали бы свою точку зрения на все стороны жизни общества – от политики, культуры, экономики, до спорта. « Газета – дело хорошее. А кто будет делать? - Да мы и будем делать!». И, надо сказать, что газета «Радонеж» существует. Может быть, не все получилось так, как задумывали, но, все же, газета не затерялась среди православных изданий. Много появлялось за это время разных хороших идей. Что-то удалось осуществить, что-то не удалось. Но когда встречаешься на Рождественских чтениях, которые за эти годы приобрели необыкновенный размах, с представителями различных православных братств и организаций со всех концов России, то понимаешь, что, оказывается, все очень просто. Не надо спасать всю Россию, но можно, взяв благословение, каждому на своем месте делать свое дело. По возможности спокойно и терпеливо. Надеясь на помощь Божию. Помнить, что Церковь это и есть мы с вами. И никто, кроме нас самих, не будет создавать православные гимназии, кадетские корпуса, радиостанции. Во всяком случае, мы старались так работать эти 20 лет. Есть, конечно, и печальные мысли, связанные с 20-летием «Радонежа». Недавно пришлось выступать на одной из радиостанций вещающих в FM-диапазоне. Попросили рассказать о подвиге «Варяга» и о неизвестной для многих Русско-Японской войне, забытых героях. Сравнил студии, рабочие помещения, аппаратуру и условия работы на этой, в общем то, совсем небольшой радиостанции, и наше православное радио «Радонеж»…Не говоря уже о том, что получить для вещания волны на FM нам, несмотря на все усилия, на поддержку святейшего патриарха, не удается. Так же, как и ввести в школах предмет основы Православной культуры. Это, разумеется, говорит о многом в жизни современной России. Но, наверное, и то, что мы не имея, как принято говорить «стратегических спонсоров», с помощью наших слушателей, их посильной лептой и молитвой продержались все эти годы в эфире – тоже можно назвать чудом. Я думаю, что многие из нас, кто работает на радиостанции, в Радонежских гимназиях, в газете, паломнической службе, должны быть благодарны нашему обществу «Радонеж» за то, что мы смогли, в меру наших сил послужить Церкви. Ради этого 20 лет назад и создавалось общество «Радонеж». 

ЭТО СТАЛО ОСНОВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ЖИЗНИ 
Алексей Рогожин 

В конце 80-х годов отношение к Церкви у властей стало меняться. После празднования 1000-летия крещения Руси внешнего давления на православных мирян уже не было. И поэтому появлялись возможности, скажем, организации просветительских выставок или интереснейших по тем временам вечеров в ДК «Меридиан». В Москве тогда было мало действующих храмов, но много - пустых, заброшенных. И стали организовываться двадцатки, то есть общины, которые занимались передачей храмов Церкви. Такая форма предусматривалась законодательством. В этих общинах, где и мне довелось участвовать, завязывались знакомства, начинались многие интересные дела. И где-то в это же время мы с друзьями стали организовывать православное братство. У него были разные формы регистрации, потому что законодательство в ту пору менялось довольно быстро. А основной своей задачей тогда мы понимали духовное просвещение людей. Поскольку подавляющее большинство народа в этом смысле практически было невежественным, естественно, что нас озаботила эта проблема. К тому же присутствовали и чисто личные мотивы. У многих ведь дети подрастали, как и у нас, например. Посещали наши дети советскую школу, которая при всех своих достоинствах обладала рядом недостатков, в том числе, и атеистических. На этой почве могли и у детей, и у родителей возникать проблемы. Вот для того, чтобы решить проблему образования своих детей, мы и создавали первую православную гимназию. Это была вообще первая негосударственная школа в России. Образовательных чиновников, сохранивших прежние убеждения и привычки, она просто ввела в шоковое состояние. Нас пытались закрыть, но безуспешно, поскольку внимание общественности, благодаря нашим и зарубежным СМИ, уже было привлечено. И, по милости Божией, гимназия, как бы на птичьих правах, просуществовала довольно долго. Сейчас это уже стабильное, самодостаточное учебное заведение. Потом ещё несколько православных школ было открыто. Конечно, мы не только детей таким образом просвещали. Я тогда занимался и катехизацией взрослых родителей, которые к нам приходили. Первые год-два у нас стали временем массовых крещений. Многие родители крестились вместе с детьми. Это было одно из направлений, но не единственное. В конце 90-го года мы задумались о том, чтобы попробовать себя на поприще радиопроповеди. У нас был отличный пример чисто православной радиостанции – «Голос православия» во Франции. Она уже там какое-то время вещала, правда, ограниченное время, но достаточно стабильно. Организовали это дело православные парижане, в основном - из русской эмиграции. Кроме того, всем были известны религиозные передачи на иностранных радиостанциях, которые вещали на Россию, но это было уже немножко другое, так как в отличие от французской радиостанции, в эти программы примешивались разнообразные политические аспекты. Наконец, были пред глазами и примеры инославных христиан – протестантов, в основном, которые вещали и на Россию в том числе. Все это для нас было очень важно. Ведь церковную проповедь в те времена люди могли слышать только в храмах, но тогда и храмов было немного. Да и вообще в начале 90-х не было многого из того, что есть сейчас. Не было доступных православных книг, библиотек, прессы. Наше радио в этом смысле стало первым опытом, и я считаю, достаточно удачным, поскольку это начинание существует, развивается, и, Бог даст, будет ещё совершенствоваться. Естественно, поначалу приходилось очень непросто. Мы старались найти форматы, которые точно отвечали бы потребностям духовного просвещения людей. Желательно было помочь человеку как-то организовать свою жизнь в соответствии с ритмом, который задаётся Церковью. Это круг годовых богослужений, чтение Священного писания. Мы предложили форму ежедневных чтений с краткими толкованиями, чтобы не выходить из возможностей радиоформата. Читать жития святых в день празднования святого. Ну, и, собственно, беседы о вере. Многие московские пастыри сразу оценили эту возможность обращения к большой аудитории. Мы первые годы вещали ещё и на коротких волнах. Охват был достаточно большой, фактически всей страны. Я даже как-то слушал радио «Радонеж», находясь в Эгейском море. С первых дней в наших передачах участвовали отец Димитрий Смирнов, отец Артемий Владимиров. Они приходили в студию несколько раз в неделю и записывали передачи. Первые годы вещания мы выходили только в записи, прямого эфира тогда не было. Отец Артемий, практически с самого начала, терпеливо стал отвечать на письма, которые сразу же пошли к нам с многочисленными вопросами. Он брал охапку писем, заходил в студию, знакомился с ними и записывал ответы на вопросы. Отец Амвросий Юрасов, наш духовник, регулярно присылал из Иванова на кассетах свои проповеди, которые он читал у себя в храме, а впоследствии Свято-Введенском монастыре. Иногда проповеди были приурочены к праздникам, иногда это были просто беседы о покаянии, об исповеди, о таинствах Церкви. Ведь обо всем этом тогда люди знали очень мало. Тридцать с небольшим работающих храмов в Москве, первые несколько лет, переполнялись. Священникам было достаточно сложно найти время для обстоятельной беседы, не говоря уже о том, чтобы подробно объяснять церковные правила. А радио давало такую возможность, и, кроме того, мы не только говорили о, собственно, духовных вопросах. Русская история, русская культура тоже были важным направлением возвращения к прерванной национальной, культурной и духовной традиции. Поэтому мы предлагали в своих передачах и тематический цикл исторических бесед. Так этот проект постепенно развивался . Возникла идея прямого эфира. А прямой эфир давал возможность живой связи с нашими слушателями, в каком-то смысле интерактивный. Естественно, кроме этого были программы и музыкальные, и о богослужении, и о философии и об истории философии. Многие московские батюшки, из тех, кто начинал с нами работать, так и продолжают свои передачи. Это и, упомянутый мною, отец Артемий и такие батюшки, как Дмитрий Смирнов, Олег Стеняев, Александр Шаргунов. Еженедельные их передачи пользуются огромным интересом, и всё новые слушатели присоединяются к этой аудитории. Преподаватели Духовных академий и семинарий, Свято-Тихоновского института принимали и принимают участие в наших программах. Если говорить о моём участии в создании братства «Радонеж», то первые 7-8 лет это было просто основном содержанием моей жизни. То есть, весь мой опыт, всё моё время этому посвящалось. Нас ведь поначалу было немного. И приходилось заниматься всем. Одной из главных забот стало создание православных гимназий. Я всегда был в совете гимназии. Иногда занимаюсь газетой, интернетсайтом. Мы ещё вещаем и в Интернете, и, кроме того, даём аналитические материалы, комментарии. Словом, «Радонеж» - это моя жизнь. 

«РАДОНЕЖ» ПОЯВИЛСЯ ВОВРЕМЯ 
[Владимир Махнач], публицист, историк Церкви 

«Радонеж» появился вовремя. Он был предельно востребован. Вскоре заработала первая (и до сих пор основная) православная радиостанция – радиостанция «Радонеж», в это же время начал выходить и журнал «Православная беседа», который, слава Богу, существует и сейчас. Они связаны личной и общественной дружбой основателей, организаторов. Сегодня уже ни у кого язык не повернется отдать распоряжение, чтобы «Радонеж» прикрыли, потому что за пару месяцев это будет знать вся страна. Мы живем в православной стране, но не в православном государстве. Согласно опросам общественного мнения последних лет, православными в России себя называют процентов 75-76 населения. При том, что в стране есть еще и мусульмане, иудеи, буддисты и протестанты, получается, что верующих людей значительно больше. В начале 2009 года произошел показательный случай. Воскресенье 11-го января было сделано рабочим днем. Вы попытайтесь себе представить на секунду, сколько часов просуществует премьер-министр государства Израиль, если один раз он объявит субботу рабочим днем? Или президент государства Египет, если он один раз объявит пятницу рабочим днем? Демократия – это власть большинства, и если большинство - православное, то функция власти – скакать перед православными на задних лапках. Но мы еще до этого не дошли. Я не думаю, что президент или премьер-министр хотели намеренно оскорбить православных, объявив воскресенье рабочим днем, нет. Вероятнее всего, они даже не думали об этом. Но кто-то должен был думать, кто-то должен об этом говорить и писать. Вот почему нужен был «Радонеж». И он появился. Сейчас «Радонеж» - довольно независимый и в хорошем смысле неуправляемый. А появился он благодаря разгулу демократии. Всем позволено было создавать различные ассоциации и объединения. И власть подумала: пусть и этим пятерым бабулям будет тоже дозволено объединиться. Но выяснилось, что мы - не пять бабуль. Трудно переоценить роль радиостанции «Радонеж». Ничего подобного по масштабу православного влияния на аудиторию в России до сих пор не существует. Но это плохо. Поскольку большинство у нас православное, то совершенно естественно, что и в печатных органах СМИ, и в электронных они должны преобладать. Но мы этого не видим. В сетях интернета неизмеримо проще сразу же отыскать, простите, голую задницу, нежели православную тематику. Году в 81-м, когда мне еще запрещали публично читать лекции, на одной из московских квартир я сделал проблемный доклад. Там было человек 30 избранных слушателей. Суть доклада была такова: большевистский режим закончится в ближайшие годы (я привел массу аргументов «за»), но мы, православные, окажемся к этому не готовы. Нам скоро скажут, говорил я: «Можете открывать храмы». Но кто будет в них служить? Нам по дореволюционным масштабам (они примерно сопоставимы с территориальными масштабами Советского Союза) нужно 50-60 тысяч православных священников. Рукоположить только одного священника можно за литургией, двух нельзя по канонам. Значит, надо совершить 50-60 тысяч литургий. А у нас всего сотня архиереев. И даже если каждый архиерей (а среди них есть усталые, больные, очень пожилые люди) сумеет каждый день отслужить одну литургию, то это 300 литургий в год или - вкупе - 30 тысяч рукоположенных священников. Это нереально, и поэтому мы окажемся не готовы. Еще тогдашние мои аргументы. Нам скоро могут сказать: «Пожалуйста, делайте телевизионный православный канал». Но кто будет его делать, кто готов? Нам скажут: «вот вам школы, начинайте преподавать». Кто будет преподавателем? У нас сейчас три высших духовных школы: московская, ленинградская и одесская. А нужны везде, и школы для детей тоже нужны. Но где взять преподавателей? Где взять преподавателей, которые будут преподавать будущим преподавателям? Мои слова тогда восприняли скептически. Но прав-то оказался я. Не прошло и 8 лет, как мои слова начали сбываться. И это была удивительная ситуация. «Радонеж» создан. Чем заниматься – понятно. Вопрос о журнале – кто его будет делать? Тростников, Никифоров, Саулкин и Махнач. Кто может преподавать? Тростников, Никифоров, Саулкин и Махнач. И так постоянно. Совершенно очевидно, что любой прорыв, в том числе и тот, который совершили супруги Родионовы и Никифоров, был большой ценностью. Гимназия, радиостанция, газета… Наконец, отливание колоколов – все это одно огромное дело. Напомню, что тогда в несчастной нашей России встречались только литейщики, которые умеют колокола переливать на медь в обратном направлении. Один из законов гегелевой триады гласит: количество переходит в качество. Чем больше мы будем заниматься православной политикой, тем быстрее заставим, наконец, власть «подпрыгивать» (а это наш долг перед Господом Богом и святой Церковью). Заниматься политикой в том смысле, в котором ей занимается любая тетя Дуся: обращать внимание на рабочий день в воскресенье. А еще нужно больше работать над воспитанием, над настоящим христианским просвещением, и это тоже будет приближать становление православного государства. Сейчас уже есть где работать. И «Радонеж» многое сделал для созидания этого плацдарма. 
Некролог 
"С глубокой скорбью восприняли мы, сотрудники редакции радиостанции и обозрения "Радонеж", весть о кончине 5 мая нашего дорогого друга и соработника – Владимира Леонидовича Махнача, последовавшей на 62-м году жизни. Владимир Леонидович был истинным защитником православной русской традиции и русской культуры, и это стало делом его жизни еще в годы государственного безбожия. Уже в 70-х годах он начал проводить неофициальные лекции по истории России и русского Православия. В 80-е годы Владимир Леонидович внес свой вклад в дело восстановления исторического облика Москвы, участвуя в деятельности Московского отделения Всероссийского общества охраны памятников. Исторические и культурологические работы Владимира Леонидовича, изданные в 1990-х-2000-х годах, составили золотой фонд современной православной культурологи и для очень многих послужили основой серьезного внимания к вопросам русского национального самосознания и православной русской культуры. С первых дней работы Радио "Радонеж" – в апреле 1991 года – Владимир Леонидович стал нашим постоянным сотрудником и автором. Наши слушатели помнят его великолепные исторические беседы и комментарии к текущим событиям, которые всегда отличала ясная православная позиция, компетентный и аналитический подход к предмету. В 2008 году во внимание к многолетним трудам и в связи с 60-летием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил Владимира Леонидовича церковной награды – ордена преп. Сергия Радонежского (III степени). В нашей благодарной памяти Владимир Леонидович навсегда сохранится как верный друг и добрый христианин. Православное братство "Радонеж" выражает глубокое соболезнование семье и близким усопшего и молит Всемилостивого Господа, да упокоит Он душу новопреставленного раба Своего Владимира в селениях небесных и сотворит ему вечную память". 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+