Перейти к основному содержанию

09:29 20.04.2024

 
 

Связь с эфиром

СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать.
Звонок в студию во время прямого эфира:
8 495 959-59-39.
Звонок в студию: 8 495 950-63-56.
Написать письмо: [email protected]

play_arrow

ПрограммаАрхив РубрикиГородаСпутник

FM 72,92 МГц

Сейчас в эфире 09:02. О чине евхаристического жертвоприношения по творениям святых Отцов, беседа религиоведа, писателя В.И.Немыченкова ч 4

Далее 09:31. "На алтарь Отечества" П.А. Федотов, передача 1. Вед. кандидат искусствоведения М.В. Петрова

«Беседы о русской словесности с профессором И.А. Есауловым»

19.04.2016 20:03

Слушать Скачать MP3-архив часа

Очередная передача из радиоцикла профессора И.А. Есаулова продолжает тему соотношения просветительского рационализма, присущего XVIII веку, и русской православной традиции. Действительно ли в русской словесности этого периода доминирует ветхозаветный Бог, как это полагал Ю. М. Лотман и другие исследователи, а значит Закон, либо же сами ветхозаветные тексты русскими писателями рассматривались сквозь новозаветную призму Благодати из-за доминантных для русской культуры категорий соборности, пасхальности и христоцентризма. Как именно может измениться, попав в православное культурное поле, известный со времен античности сюжет, хорошо видно на примере самого, пожалуй, назидательного жанра, каким является басня. Автор рассматривает несколько известных басен И.А. Крылова, в том числе «Стрекоза и Муравей». Ее «мораль» на первый взгляд прозрачна, недаром басня входила во все советские хрестоматии, иллюстрируя известный принцип — «Кто не работает, тот не ест». Однако каков на самом деле ее поэтический смысл? Разве он сводится к финальным фразам Муравья? О чем вообще эта басня? Она о жестоковыйном непрощении кающегося, об отказе в милости, считает И.А. Есаулов. Ведь в крыловской басне есть отсылка к христианскому Крещению, а потому и к христианской традиции. И отказ Муравья в милости является одновременно вызовом христианскому милосердию и словно бы отречением от этой традиции, в финале звучит вовсе не авторское поучение, а голос героя, «муравьиная» правда, но эта «правда» — «правда» муравья-фарисея. В сущности, его издевка над приползшей к нему за милостью «кумой» — «пойди же попляши» — это осуждение Стрекозы на смерть, то «законническое» наказание, которое превышает ее «преступление». Конечно, крыловские басни уже хронологически выходят за рамки XVIII столетия, однако Крылов — человек именно этого века, как и Державин с Радищевым, тем интереснее здесь этот радикальный выход за пределы законнических представлений о «наказании», как и отвержение законничества как такового.
Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+