21.07.2015 23:00
Слушать Скачать MP3-архив часа
О процессе христианизации и окончательном утверждениии христианства среди апсилов, мисимян и санигов, в отличие от абазгов, недостаточно конкретных сведений из источников. Однако те незначительные сообщения, которые можно найти находим у Прокопия и Агафия, в сопоставлении с археологическим материалом позволяют нам более или менее ясно обрисовать общую картину.
Как представляется, Прокопий не сообщал об апостольском периоде. Прокопий, у которого церковная тематика изложена слишком обобщенно, имеел в виду отдельные, разрозненные случаи соприкосновения апсилов с христианством, имевшие место в III-V вв. К примеру, в прибрежной полосе Апсилии, а именно в Зиганисе (совр. Гудава, Очамчирский район), где было погребено тело мученика Кириака, одного из братьев Орентия. Свидетельством тому служит строительство на этом месте храма, ставшем в последствии кафедрой епископа Зиганского. Кроме того, в Зиганисе археологами был обнаружен баптистерий, датируемый V, первой половиной VI вв., в котором местные жители, в том числе и апсилы, принимали крещение. Помимо этого христианизация апсилов в IV-V вв. шла и через Себастополис и Гюэнос, где археологами также обнаружены церкви, очевидно, являвшиеся кафедрами епископов этих городов. Церковь в Себастополисе, построенная в честь легионера Ореста на месте его погребения, датируется IV-V вв., а церковь на городище Гюенос - концом V - началом VI вв.
Таким образом, знакомство апсилов с христианством и нередкие случаи обращения их в эту веру, судя по всему, имели место в IV-V вв. Это в основном касалось апсилов, живших в прибрежной полосе. Что касается окончательного утверждения христианства или его официального принятия апсилами, то это происходит в первой половине VI в., когда они находились в теснейшей связи с Византией. Об этом мы можем судить по данным археологических раскопок, которые начиная с 1977 г. в течение 15 лет проводились под руководством Ю.Н.Воронова в центре Апсилии – Цебельде.
Добавить комментарий