Перейти к основному содержанию

11:12 19.04.2024

В неделю 4-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря

14.01.2013 17:04:40

МОСКВА

14 марта 2010 года, в неделю 4-ю Великого поста, когда Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла отмечалась память святого благоверного князя Даниила Московского, основателя обители.

После чтения Священного Писания Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь на тему читавшегося сегодня зачала из Евангелия от Марка:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Только что мы прослушали Евангелие от Марка, в котором повествуется об изгнании Христом Спасителем нечистого духа из молодого человека, который был через воздействие этого духа подвержен глухоте. Дух бросал несчастного на землю, тот бился в конвульсиях, испускал пену, и нередко это безумство приводило его на грань смерти. Несчастный отец обращался к апостолам — ученикам Спасителя — за помощью, но они помочь не смогли. Тогда он пришел к Спасителю, и говорит ему Христос: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И воскликнул отец несчастного: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23-24). И Господь исцелил одержимого духом немым и глухим. А в завершение, когда ученики спросили, почему же они не смогли изгнать беса, Господь ответил: «Этот дух изгоняется только молитвой и постом».

Замечательное повествование, которое помогает нам многое понять. Господь говорит отцу несчастного о том, что все возможно верующему. Он не говорит: «Если ты неверующий, то Я тебя не исцелю». Наверное, Господь мог бы исцелить и неверующего человека; Он не предъявляет никаких условий для того, чтобы совершить милость, но одновременно свидетельствует о том, что без веры невозможно исцеление. И тем самым Спаситель утверждает великую истину, что вера есть сила, участвующая в чуде исцеления. Без веры не может произойти исцеления — не потому, что вера является неким идейным условием, а потому, что вера есть сила, через которую сам человек соучаствует с Богом в исцелении, в совершении чуда.

Для того чтобы понять это, достаточно привести простую, всем хорошо известную аналогию из области медицины. Врачи исцеляют людей при помощи лекарств, но за редкими исключениями, связанными с хирургическим или иным особым вмешательством в организм человека, врач и лекарства не убивают болезнь, а помогают организму своими собственными силами ее преодолеть. В физическом исцелении участвует не только врач и не только лекарства, но и сам больной человек — и не только его физические, но и его душевные силы. И об этом хорошо знают врачи, которые лечат не только лекарством, но и словом, приходя к постели больного и помогая ему мобилизовать свои внутренние силы. На этом же основывается и пастырское попечение о больных, когда священник, обращаясь к человеку, особыми словами помогает ему мобилизовать свои силы, душевные и физические, на борьбу с недугом. Без этого участия человека не может быть исцеления.

Вот так и чудесное исцеление, как и всякое чудо, которое Бог совершает над нами, не может произойти автоматически или тем более насильственно, вопреки воле и желанию человека. Оно происходит только при участии самого человека, и человек участвует в этом Божественном действии силой своей веры. Почему же вера необходима для физического исцеления? А потому, что только Бог является источником жизни, а значит, и источником исцеления. Для того чтобы Божественная сила вошла в человека и помогла ему преодолеть физическую болезнь, необходимо привлечь эту силу. Сила же Божественная привлекается только верой — как замечательно сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «сердечная вера — словно руки и уста, приемлющие дар Божий». Действительно, вера открывает возможность Богу совершить чудо исцеления.

Почему же апостолы не смогли совершить этого чуда? Спаситель говорит, что нечистый дух изгоняется только молитвой и постом. Значит, не хватало веры и у апостолов, которые не могли привлечь силу Божественную. Может быть, даже несчастный отец верил, а они верили не вполне и потому не могли совершить это чудодейственное исцеление. Почему же здесь упоминаются молитва и пост? А потому, что молитва и пост есть средство, укрепляющее нашу веру. Если мы хотим, чтобы и над нами совершалось Божие чудо, если мы хотим получить исцеление наших недугов — и душевных, и физических, мы должны укреплять веру настолько, чтобы быть способными, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, принять дар Божий.

Вот почему в это воскресенье Великого поста мы читаем в храме это дивное повествование из Евангелия от Марка, где содержится ясный призыв укреплять через молитву и пост нашу веру, дабы быть способными принимать Божию благодать, а если необходимо, то и Божие чудо над нами. Вера замыкает цепь между человеком и Богом, по которой и течет сила Божественной энергии. Вера соединяет человека с Богом, передавая человеку часть Божественной силы, Божественной жизни. И если так, что перед этой силой наша немощь? Если даже бесы изгоняются этой силой, что перед этой силой наша человеческая немощь и наша человеческая болезнь? Мы становимся сильными и способными побеждать и силу темную, и любую болезнь, и любую скорбь. Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, укрепляясь молитвой и постом, и провести оставшиеся дни Святой Четыредесятницы так, чтобы укрепился в нас великий Божий дар — дар веры, делающий нас способными принимать Бога в свою жизнь. Аминь».

Во время богослужения была совершена иерейская хиротония — иеродиакон Феогност (Ткачев), насельник Свято-Данилова монастыря, был возведен во иеромонаха.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил краткий молебен перед ковчегом с мощами святого благоверного князя Даниила Московского.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения и всем верующим с Первосвятительским словом, посвященным духовному подвигу основателя обители:

«Сегодня замечательный день — первый день весны по церковному календарю <…>. Весна — это всегда начало новой жизни, это надежда. В каком-то смысле эпоха, которую мы сегодня переживаем и в Церкви, и в Отечестве — это тоже весна. Миновали трудные зимние десятилетия, которые сковывали жизнь народа, сковывали жизнь Церкви. Затем начались изменения, очень трудные и сложные. А сегодня перед Церковью, перед страной открываются возможности беспрепятственно осуществлять свое шествие по тому пути, который Бог нам всем предначертал.

Но мы знаем из истории, как иногда самые добрые намерения, самые лучшие возможности оборачиваются человеческими трагедиями, неосуществившимися надеждами. Мы знаем из истории, как иногда народ, полный сил, вставал на путь, ведший его к погибели и духовной, и физической. Ничто не предопределено в нашей жизни: Бог дает нам свободу, а вместе со свободой выбора и огромную ответственность.

Сегодня, переживая весну духовную, переживая весну в истории нашего государства, в истории нашего народа, как и в истории других государств и народов, на которые распространяется благодатное служение Русской Православной Церкви, мы должны просить Господа, чтобы никакие искушения, никакие соблазны, никакие человеческие мудрствования, никакая скоропреходящая мода на тот или иной образ мыслей или на тот или иной образ жизни не сдвинули нас с того единственного пути, который является путем спасительным.

Замечательно, что сегодня мы празднуем память святого преподобного Даниила Московского — смиренного старца, молитвенника и, одновременно, князя Московского. Святой праведный князь Даниил не был блестящим правителем или удачным полководцем. Но как бережно сохраняется в истории его святое имя! Потому что, соединив высокую гражданскую ответственность и долг перед народом с благочестием и долгом перед Богом, он сделал, может быть, более чем, те, кто в своем служении отделял духовное от материального, небесное от земного.

Пусть молитвами святого преподобного Даниила, благоверного князя Московского, процветает Свято-Данилов монастырь, чтобы здесь всегда возносилась горячая молитва, теплился огонь веры и иноческого благочестия. Пусть молитвами святого преподобного Даниила, благоверного князя Московского, процветает столица Российского государства, чтобы и в жизни народа земное соединялось с небесным, чтобы из нашей жизни как можно быстрее были удалены все те пороки — и личные, и семейные, и общественные, которые наносят такой непоправимый вред и человеческой личности, и общественным отношениям. Пусть его молитвами процветают Отечество наше и вся историческая Русь, все наследие святого великого князя Владимира, в жизни которой и должны осуществляться те великие заветы, которые народ наш принял в купели Крещения. Пусть молитвами святого благоверного князя Даниила Московского Господь хранит Церковь нашу от всяких разделений и расколов, делая ее способной, сохраняя неколебимо веру православную, передавать эту веру такими словами, которые с легкостью и радостью усваивались бы нашими современниками. Пусть благословение Божие молитвами святого преподобного Даниила, благоверного князя Московского, сохраняет нас от всякого зла. Аминь».

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+