28.02.2015 10:39:46
В богослужениях годового круга Канон "На Плач Пресвятой Богородицы..." занимает особое место: он читается единственный раз в году, в Великую Пятницу, и является выражением высшей степени скорби Матери над телом Сына, Распятого и Умершего на Кресте.
В одном из древлехранилищ Москвы мы обнаружили рукопись неизвестного русского композитора XVII в., единственного в мире музыканта, решившегося распеть уникальное поэтическое творение прославленного византийского писателя X столетия Симеона Логофета. Вся глубина переживаний Матери Божией, стоящей у Распятия, с необычайной эмоциональной силой запечатлена в каждом из 32-х тропарей Канона.
Представляемый образец принадлежит к стилистическому слою, до сих пор мало изученному музыковедами. В истории русской церковно-певческой культуры именно ему выпала роль законодателя нового музыкального языка, основанного на европейской тонально - гармонической системе. Переход от древнерусской монодии и возникшего на ее основе т.н. строчного многоголосия - к партесному пению западно-европейского образца совершился не сразу и был достаточно сложен, по причине их глубочайшего различия. Эта наследственная «память» во многом определяла специфический характер звучания русских многоголосных композиций конца XVII – начала XVIII вв., и в то же время, облегчала восприятие новых приемов музыкальной выразительности русским слушателем. И в этом отношении значение этого искусства трудно переоценить. Но, помимо всего, оно обладало и немалыми художественными достоинствами, которые были и остаются значительны как для современников, так и для всех тех, кому дорого наследие русской церковно-певческой культуры.
Древнерусский распев дарит нам яркое ощущение нерасторжимого единства слова и звука, содержания и техники передачи – того, что является неотъемлемой особенностью литургических текстов.
Вместе с тем, знакомясь с богослужебными текстами в концертном варианте, мы рискуем упустить ощущение напряженного драматизма, присущего богослужению как литургическому действу.
Содержание канона Симеона Логофета – тайная беседа Спасителя и Богородицы. Только дело в том, что этот диалог не содержится в Священном Писании, нигде не упоминается, не передается, а является предположением, гипотезой гимнографа. Это беседа, которой не было… Но Предание Церкви принимает ее, потому что она могла быть. И особенная художественная смелость гимнографа состоит в том, что рожденные им слова становятся прямой речью сначала Богородицы, а в финале и Спасителя. Долгий монолог в конце концов оказывается диалогом.
Канон практически целиком состоит из слов Богоматери, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте, но в нем есть один тропарь, слова которого не вкладываются в Ее уста. И именно этот тропарь меняет весь облик, все настроение, все устремление, динамику этого канона.
Восемь с половиной песней канона (30 тропарей) - внутренний монолог Пресвятой Богородицы, а в конце, в 31-м тропаре, Она слышит ответ, являющий нам тайные слова Христа: „О, как утаилась от Тебя бездна милосердия! - ведь благоволил Я умереть, Мое творение спасти желая; но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!»
Последний тропарь канона – 32-й, уже совершенно другой - это снова речь Богородицы, но это уже не рыдания, а слова благодарной радости: "Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец».
Добавить комментарий