Перейти к основному содержанию

22:13 19.04.2024

Мировая премьера: КАНОН "НА ПЛАЧ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ..."

28.02.2015 10:39:46

В богослужениях годового круга Канон "На Плач Пресвятой Богородицы..." занимает особое место: он читается единственный раз в году, в Великую Пятницу, и является выражением высшей степени скорби Матери над телом Сына, Распятого и Умершего на Кресте.

В одном из древлехранилищ Москвы мы обнаружили рукопись неизвестного русского композитора XVII в., единственного в мире музыканта, решившегося распеть уникальное поэтическое творение прославленного византийского писателя X столетия Симеона Логофета. Вся глубина переживаний Матери Божией, стоящей у Распятия, с необычайной эмоциональной силой запечатлена в каждом из 32-х тропарей Канона.

Представляемый образец принадлежит к стилистическому слою, до сих пор мало изученному музыковедами. В истории русской церковно-певческой культуры именно ему выпала роль законодателя нового музыкального языка, основанного на европейской тонально - гармонической системе. Переход от древнерусской монодии и возникшего на ее основе т.н. строчного многоголосия - к партесному пению западно-европейского образца  совершился не сразу и был достаточно сложен, по причине их глубочайшего различия. Эта наследственная «память» во многом определяла специфический характер звучания русских многоголосных композиций конца XVII – начала XVIII вв., и в то же время, облегчала восприятие новых приемов музыкальной выразительности русским слушателем. И в этом отношении значение этого искусства трудно переоценить. Но, помимо всего, оно обладало и немалыми художественными достоинствами, которые  были и остаются значительны как для современников, так и для всех тех, кому дорого наследие русской церковно-певческой культуры.

Древнерусский распев дарит нам яркое ощущение нерасторжимого единства слова и звука, содержания и техники передачи – того, что является неотъемлемой особенностью литургических текстов.

Вместе с тем, знакомясь с богослужебными текстами в концертном варианте, мы рискуем упустить ощущение напряженного драматизма, присущего богослужению как литургическому действу.

         Содержание канона Симеона Логофета – тайная беседа Спасителя и Богородицы. Только дело в том, что этот диалог не содержится в Священном Писании, нигде не упоминается, не передается, а является предположением, гипотезой гимнографа. Это беседа, которой не было… Но Предание Церкви принимает ее, потому что она могла быть. И особенная художественная смелость гимнографа состоит в том, что рожденные им слова становятся прямой речью сначала Богородицы, а в финале и Спасителя. Долгий монолог в конце концов оказывается диалогом.

         Канон практически целиком состоит из слов Богоматери, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте, но в нем есть один тропарь, слова которого не вкладываются в Ее уста. И именно этот тропарь меняет весь облик, все настроение, все устремление, динамику этого канона.

Восемь с половиной песней канона (30 тропарей) -  внутренний монолог Пресвятой Богородицы, а в конце, в 31-м тропаре, Она слышит ответ, являющий нам тайные слова Христа: „О, как утаилась от Тебя бездна милосердия!  - ведь благоволил Я умереть, Мое творение спасти желая; но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!»

         Последний тропарь канона – 32-й, уже совершенно другой - это снова речь Богородицы, но это уже не рыдания, а слова благодарной радости: "Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец».

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+